Портреты древнего рима. Римский скульптурный портрет: особенности техники и стиля, культурное и историческое значение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Портреты древнего рима


особенности техники и стиля, культурное и историческое значение

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Скульптурный портрет — при Августе приобрел новые, черты. Ранее в портретах времен республики находили свое органическое слияние внешнее сходство изваяния с оригиналом и особенная внутренняя настроенность, сближавшая все образы, делавшая их похожими друг на друга, а также замкнутость, самостоятельность и погруженность в мир личных чувств и переживаний.

Республиканские портреты получали различную эмоциональную окраску в зависимости от места их исполнения и распространенных в той области вкусов и склонностей делавшего их скульптора. Конечно, играло роль и назначение портрета — предназначался ли он для надгробия или для увековечивания заслуг еще живого человека. В связи с этими обстоятельствами статуи и бюсты порой несли в себе этрусские черты, иногда явно зависели от эллинистических оригиналов, но чаще сохраняли исключительную резкость образов и черт, присущих римским вкусам.

В надгробных образах нередко проскальзывали ноты печали, иногда поражала суровость точно воспроизведенных черт лица и особенностей характера. Но чем отчетливее в поздней республике обрисовывался монархический характер правления, а римлянами осознавалась их власть над миром, тем заметнее менялись художественные формы и в портретах начинали звучать новые ноты. На смену сдержанным и замкнутым образам старейшин римских родов приходили статуи и бюсты новых деятелей. Их пластические формы приобретали незнакомую республиканским памятникам внушительность и помпезность. Осознание римской земной властности сливалось в художественных образах Юлия Цезаря, Помпея, Цицерона с чувством найденной еще в эллинизме и звучавшей там свободой пластических форм. К поэтическому выражению пространственной и временной безграничности, типичной для эллинистических памятников, присоединялось прозаическое римское чувство власти. И именно на этой основе и возникли раннеимперские тенденции в позднереспубликанских портретах.

Скульптурный портрет ранней империи можно разделить на несколько групп, каждая из которых обладает особыми качествами. Прежде всего, это портреты Августа. В них наиболее сильны идеи классицизма. Затем группа мужских портретов: приближенные принцепса, военачальники или чиновники и другие частные лица. Далее — женские портреты, прежде всего портреты жены Августа и его дочери, и еще одна группа — детские образы.

Материалами для портретов служили, как и раньше, известняк, мрамор, бронза, глина. Портретный жанр включал различные формы: статуи, изображавшие человека во весь рост (стоящим или сидящим), бюсты, а также надгробные рельефные портреты, в которых хотя и продолжались традиции республиканских памятников этого рода, но возникали и новые черты.

Основным направлением искусства ранней империи, как уже говорилось, был классицизм. Это объясняется как впечатлениями, полученным

от греческой скульптуры, так и внутренними причинами, и прежде всего официальным характером римской художественной культуры того времени. Отчетливо проявились тенденции этого стиля в статуях Августа и близких к нему лиц — в образах его жены, а также в детских портретах рода Юлиев.

В портретах частных римлян дольше держались позднереспубликанские традиции, особенно в надгробных памятниках, где нововведения считались, по-видимому, недопустимыми.

Скульптурных портретов Августа сохранилось довольно много. Они прославляли Августа как миротворца, украшали площади и общественные здания огромной столицы новой Римской империи и других городов Апеннинского полуострова, а также провинций. Не исключено, что многие статуи были воздвигнуты уже после его смерти, в годы правления преемников, но большая часть — несомненно при жизни. Сохранились они в большом количестве также и потому, что их не разбивали и не уничтожали после смерти Августа, как позднее после свержения многих других римских императоров, вызывавших у народа и сената не только страх, но и ненависть. Можно считать, что Августу «повезло» в этом отношении. Его преемники сумели постепенно сгладить и дипломатично оправдать жестокости, творившиеся в годы правления «миротворца».

Принцепса изображали в разнообразных позах и одеждах, в различных его государственных должностях — полководцем, выступающим с речью перед войсками, жрецом, приносящим жертвы, а порой и всесильным божеством. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, в других — сидящим на троне, закутанным в широкую тогу или облаченным в воинские доспехи, или же выступающим с полуобнаженным торсом, в виде бога Юпитера. Талант скульпторов того времени в работе над композицией и сюжетами статуй Августа получил возможность широкого творческого раскрытия. Много могут рассказать о специфике портретной пластики времени ранней империи эти изваяния и историкам искусства.

Одно из самых значительных изображений Августа было найдено в вилле его жены Ливии у римских ворот Прима Порта. Облаченный в боевые доспехи, в позе полководца, Август выступает с речью перед войсками. На нем короткая, выше колен, туника; поверх нее надет панцирь с рельефными сценами и окутывающий бедра плащ, конец которого переброшен через локоть левой руки.

В изваянии много необычного и в то же время характерного для римского понимания образа. Представив Августа с обнаженными выше колен босыми ногами (так принцепс никогда не мог появиться перед войсками, а тем более в торжественный момент произнесения речи), скульптор стремился героизировать образ, не принизив его воспроизведением тривиальных предметов, в данном случае сапог или сандалий. Древнегреческие ваятели в подобных случаях показывали героя обнаженным, и в этом проявлялась свойственная эллинскому искусству иносказательность, уместная в связи с совершенным отсутствием портретности. Мастер же, точно передавший в лице Августа портретные черты, не решился открыто и прямо совместить эллинский и римский.

studfiles.net

Римский скульптурный портрет

Скульптурный портрет — одно из главных завоеваний римской художественной культуры. Он точно передаёт портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным миром человека. История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков: снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её в специальных нишах и шкафах. Позднее эти маски стали заменяться скульптурными портретами из местного камня, а затем из мрамора.

За несколько столетий мастерами было создано великое множество скульптурных портретов. Они чрезвычайно разнообразны. Холодные и строгие, с непроницаемым выражением лиц, ироничные и насмешливые, они выполнены с исключительной правдивостью и мастерством. Заказчик хотел видеть себя таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память детям и внукам.

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской республики и империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная.

Пусть имена цветущих городов

Ласкают слух значительностью бренной.

Не город Рим живёт среди веков,

А место человека во вселенной.

О.Э. Мандельштам

Может быть, впервые в эпоху Римского государства человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций, общественные здания столицы отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «Об обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве... всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты».

Брут Капитолийский. III в. до н. э. Музеи Капитолия, Рим

В III в. до н. э. был создан один из лучших скульптурных памятников — так называемый «Брут Капитолийский». Именно он стал для римских граждан образцом истинного римлянина, для которого чувство долга перед родиной превыше родственных чувств. Перед нами некрасивый и уже немолодой человек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, нависшие густые брови, пряди заметно редеющих волос, глубокие складки, оттеняющие рот, плотно сжатые губы — все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство.

Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Октавиана Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) было воздвигнуто ещё при его жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в самых различных позах, одеждах и государственных должностях. Одержавший множество военных побед, Август выступает с речью перед войсками. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, в других — торжественно восседающим на царском троне. Он отождествляется с римским богом войны Марсом или верховным богом Юпитером и имеет все его атрибуты.

Юпитер, громы мечущий, —

верим мы — царит на небе:

здесь на земле к богам причтётся Август,

покоривший Риму британцев и персов грозных, —

с такими словами обращается к нему известный римский поэт Гораций (65—8 гг. до н. э.).

Октавиан Август. I в. до н. э. Музеи Ватикана, Рим

В статуе Октавиана Августа из Прима Порта удачно сочетаются не только индивидуальные, но и обобщённо-идеализированные черты римского императора. Гордая, величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращённый к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку, держащую копье или жезл, — всё призвано подчеркнуть монументальность и значительность образа. Подобно греческим скульптурам, Август опирается на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Уверенный и проницательный взгляд свидетельствует о силе и твёрдости характера.

Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг. отмечал: «...он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову». Символичная фигурка Амура на дельфине — явный намёк на божественное происхождение рода Августа от Венеры и Энея. Безусловно, перед нами парадный портрет, предназначенный для украшения форумов, храмов, театров, призванный воплощать идею величия и мощи государства и незыблемости императорской власти.

Император Марк Аврелий. II в. Рим

В самом центре Рима, на одной из его главных площадей и сегодня возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия (121—180 гг.), провозгласившего отрешение от всех земных благ paди величия и славы отечества. Современники не случайно называли его мыслителем и «философом на троне». В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни — миг, её сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»). В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлён образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое и мужественное лицо, обрамлённое густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере, способности подчинять своей власти окружающих.

Император Каракалла. IIв. Лувр, Париж

В III в. Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён. Вот почему в скульптурных портретах того времени всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186—217 гг.), одного из самых злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок — всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени.

Авл Метел. 100 г. до н. э. Археологический музей, Флоренция

Римские мастера скульптурного портрета проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам отечества. Среди них оратор Авл Метел, скульптурный портрет которого был выполнен из бронзы. Надпись гласит, что скульптура изваяна в честь известного политического деятеля. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но эффектной позе. Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшена тога. У него немолодое и некрасивое лицо, изборождённое морщинами, некогда инкрустированные цветным стеклом глаза выглядели живыми и выразительными. Перед нами свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувства собственного достоинства, образ которого не нуждается в какой-либо идеализации.

Сириянка. Около 170 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение её лица немного грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии. Сложная красивая причёска с большим узлом волос кажется слишком тяжёлой для её маленькой головы. Несомненно, перед нами портрет молодой женщины, принадлежащей к высшим кругам провинциальной знати. В нём мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Римский скульптурный портрет

Количество просмотров публикации Римский скульптурный портрет - 2447

Тит. 70-е гᴦ. н. э.

Римский скульптурный портрет

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

После разгрома Карфагена римлянами пунийс-кий стиль мемориальной архитектуры долгое вре­мя сохранялся в сосœедних областях, в частности у берберов. К данному типу принадлежит мавзолей близ селœения Круб (II в. до н. э.) и знаменитая гроб­ница христианки, построенная близ Цезареи. Пос­ледний памятник особенно органично воплощает в своей концепции черты эллинского зодчества.

Завоевав Карфаген и близлежащие территории, римляне образовали здесь несколько провинций, непосредственно связанных с Римом. На этой тер­ритории сложилось искусство, единое по своему стилю и полностью подчинœенное художественным канонам античного Рима.

Литература:

Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979.

РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ,худо­жественный жанр, в создании и развитии которого римское искусство добилось особенно выдающихся успехов. Портрет занимает ведущее положение в римской скульптуре. Как и у этрусков, возникно­вение его в римской культуре было связано с по­гребальными обрядами. Одним из толчков к созда­нию блистательного искусства Р. с. п. послужил обычай снимать с умершего восковую маску и хра­нить ее вместе с фигурками пенатов и ларов — домашних богов. На этой базе сложилась тради­ция точной до мельчайших деталей передачи ин­дивидуального облика персонажа. В случае если у греческих

Нерон. 60-е гᴦ. н. э.

мастеров целью работы скульптора являлось со­здание обобщенного человеческого типа, то в рим­ском искусстве на первый план выступает бесспор­ное портретное сходство. При этом в его создании

АНТИЧНОС-г

огромную роль сыграли знакомство римлян с худо­жественными шедеврами Древней Греции, посто­янное копирование греческих образцов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ послужило не только практической школой, но и мощным творческим импульсом для скульпторов Республики и Империи.

Р. с. п. эпохи Республики отличает некоторая дробность пластического решения, отсутствие внутреннего единства в создаваемом портретном горазе. Это пока еще не раскрытие характера, скорее механическое копирование черт того или иного конкретного лица. Одним из наиболее извест­ных памятников портретного искусства этрусско-римской традиции является бронзовый ʼʼОраторʼʼ, изображающий, возможно, Авла Метелла, пред­ставителя патрицианского Рима. Статуя выполнена по образцам эллинистических произведений, но пока в ней присутствует определœенная доля услов­ности. При этом уже в эпоху Республики в Р. с. п. по­явились истинные шедевры. К их числу принадле­жит бронзовый бюст римлянина — т. н. Брут (вторая половина IV в. до н. э.). В этом произведении не только убедительно воплощен образ сурового римского гражданина, но и найдено новое, строгое и обобщенное пластическое решение.

К позднему периоду Римской республики относят­ся такие выдающиеся работы, как портреты Цице­рона и Помпея Великого, с большой достоверностью передающие характер и личные качества этих ис­торических деятелœей.

Эпоха ранней Империи свидетельствует о стре­мительном расцвете Р. с. п., однако доминирующее положение в искусстве занимает официальный портрет, примером которого является статуя им­ператора Августа (I в. н. э.). Император изображен в виде полководца в латах и с жезлом в поднятой руке. При всœех достоинствах этого произведения, в первую очередь точно схваченном сходстве и ярко выявленном характере модели, портрет всœе же отличается некоторой идеализированностью. Это диктует сам жанр парадного портрета͵ в ко­тором образ правителя не мог не быть уподоблен изображению божества. Еще очевиднее это сбли­жение официального портрета и культовой статуи в портрете сидящего Августа (в виде Юпитера). В парадном портрете, помимо точности передачи индивидуальных черт, складываются и другие важные качества Р. с. п.: величавое спокойствие, уравновешенность и свобода композиции, виртуоз­ное мастерство пластической отделки. Живописнее и мягче по характеру портретные образы совре­менников и приближенных Августа͵ Агриппы и Германика, в портретах которых с большой опреде­ленностью проявилось воздействие греческих скульптурных традиций. И всœе же в официальной

Веспасиан. 70-е гᴦ. н. э.

Молодая римлянка из семьи Флавиев. 80-90-е гᴦ. н. э

referatwork.ru

Зал 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима - Главное здание - Экспозиция

История Древнеримского государства охватывает период в двенадцать столетий, от легендарного основания Рима в 754/53 году до н. э. до падения Западной Римской империи в 476 году нашего летоисчисления. Древний Рим оставил последующим поколениям богатое культурное наследие

Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с древнеримским искусством в слепках, бронзовых отливках, гальванопластических копиях и реконструкциях. Представление о характерных чертах древнеримского зодчества может дать оформление самого зала. Прототипом его послужили «Золотой дом» Нерона I века н. э. и термы Диоклетиана рубежа III и IV веков. Здесь использованы типичные для римской архитектуры сводчатые конструкции, гладкоствольные колонны с пышными коринфскими капителями, которые поддерживают раскреповки – выступы антаблемента, богато украшенного рельефами и росписями потолка.

Древнейшая культура на территории Италии была создана племенами этрусков, которые в IX веке до н. э. занимали территорию на северо-западе полуострова, а около середины VI века до н. э. овладели областями Средней Италии. Этруски славились обработкой металлов – железа и особенно бронзы. Наиболее ранние сохранившиеся на территории Рима скульптурные памятники – произведения этрусских литейщиков. Среди них бронзовое изваяние Капитолийской волчицы (вторая. четверть. V в. до н. э.). Статуя была установлена на Капитолийском холме Рима в честь легендарного основания Вечного города Ромула (Рим по латыни – Roma), одним из двух братьев-близнецов, вскормленных, по легенде, волчицей после убийства их матери весталки Реи Сильвии.

Выдающееся создание этрусского скульптора – портрет мужчины (кон. III–нач. II в. до н. э.), который долгое время считали изображением Марка Юния Брута, первого консула Римской республики, возглавившего заговор против Юлия Цезаря (44 г. до н. э.).

Во II веке до н. э. Рим подчинил себе Грецию. С этого времени в практику римлян вошел обычай делать копии с прославленных греческих статуй. Под воздействием греческой пластики возникают монументальные общественные памятники. Герои этих изображений – римские граждане, предстающие в момент публичных деяний. Представитель известного римского рода Авл Метелл изображен в позе оратора, произносящего речь на форуме (ок. 100 г. до н. э.). Статуя, несомненно, портретна. Второй тип общественной статуи – изображение тогатуса, римлянина, облаченного в официальную римскую мужскую одежду тогу (покрывало, плащ) и совершающего жертвенное возлияние (I в. до н. э.).

Специфической особенностью римского ваяния был портретный бюст. Ранние портреты точно отображают индивидуальные физиономические особенности, но не претендует на исчерпывающую характеристику портретируемого («Портрет старого римлянина», сер. I в. до н. э.).

В эпоху Республики получает распространение римский повествовательный рельеф. Около 30 года до н. э. перед храмом Нептуна в Риме, который был построен цензором Гнеем Домицием Агенобарбом, был сооружен алтарь. Рельефы, украшающие его, однако относятся к более раннему времени (115–100 гг. до н. э.). На трех сторонах изображены морские божества и свадебный поезд бога морей Нептуна и Амфитриты. Четвертый рельеф, иной по стилю, представлял реальную сцену – запись имущества римских граждан (ценз) и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу.

К концу I века до н. э. Рим превратился в крупнейшую мировую державу. Эпоха Августа (27 г. до н.э.–14 г. н. э.) казалась «золотым веком» – временем мира, спокойствия и процветания. Статуя Октавиана Августа, найденная в Прима Порта (посл. четв. I в. до н. э.), являет его во всем величии народного трибуна с поднятой в ораторском жесте рукой и победителя, о чьих подвигах рассказывают рельефы на панцире. У ног императора – крылатый Эрот на дельфине, свидетельство божественного происхождения его рода. Другая статуя Августа (нач. I в. н. э.) представляет его в тоге римского сенатора – она подчеркивает патриотизм цезаря и уважение к обычаям древности.

Портреты императоров, видных исторических деятелей и простых римлян занимают большую часть экспозиции зала. Они интересны как документальные свидетельства истории Рима и как памятники, отражающие эстетические вкусы и умонастроения ее различных периодов. Портрет друга и родственника Октавиана Августа – полководца Агриппы (25 г. до н. э.) еще сохраняет индивидуальность образа энергичного человека сильной воли, твердого характера.

Одним из значительных памятников эпохи ранней империи стал алтарь Мира (13–9 гг. до н. э.) Он был сооружен в Риме на Марсовом поле по решению Сената после победоносного присоединения Августом к римской державе Испании и Галлии. Рельефы алтаря прославляли Рим, императора и возвещали эпоху стабильности и процветания, провозглашенную Августом. Скульптурные фризы изображали священный пейзаж с Аполлоном, прародителя римлян бога войны Марса, персонификации моря, Италии и Рима, легендарного предка Вечного города – Энея, а также жертвенные процессии во главе с Августом, его супругой Ливией и членами императорской фамилии.

В эпоху императоров из династии Флавиев (вторая половина I в.) подчеркнуто помпезными и величественными становятся изображения императоров, что не мешает стремлению к точности передачи характера. Представление о них может дать статуя императора Нервы (96–98 гг.н.э.) в образе Юпитера. Правдивы портреты преемников Августа, созданные в первой половине I века н. э. – низменного и коварного деспота Нерона, матери Нерона Агриппины-младшей, императора Тита Флавия Веспасиана (69–79 гг. н. э.). Беспощаден по своей правдивости портрет вольноотпущенника-ростовщика Луция Цецилия Юкунда (60-е гг. I в. н. э.), который был найден в его доме в Помпеях.

Во II веке н. э. римский портрет достиг одной из вершин в своем развитии. Наиболее характерен портрет императора Адриана (время его правления 117–138 гг. н.э.). Для искусства эпохи Адриана характерна связь с эллинской культурой. В образе идеально прекрасного юноши предстает изображение любимца императора Антиноя (ум. 130 г. н. э.). Портрет Антиноя (перв. четв. II в.) отличает тончайшая моделировка поверхности мрамора, которая передает облик изнеженного и капризного юноши.

Признаки надвигающегося кризиса отчетливо наметились в правление Марка Аврелия (161–180 гг. н.э.) и его преемника Коммода (180–192 гг. н.э.). Портрет «философа на троне» императора Марка Аврелия, представленного в жреческом венке и покрывале наиболее ярко выразил мироощущение, отмеченное пессимизмом и покорностью судьбе. Элегическая задумчивость и отрешенность лежат на лицах юноши (ок. 150 г. н.э.) и молодого негра (150–160 г. н.э.) – не исключено, что это изображение эфиопа философа Мемнона.

В III веке Римская держава вступила в полосу глубокого кризиса, который усилил духовные искания и предельно обнажил человеческие характеры. Один из наиболее ярких образов, созданных в начале этой эпохи, – портрет императора Каракаллы (ок. 125 г. н.э.).

К IV столетию в искусстве римского скульптурного портрета обозначились тенденции к повышенной духовной экспрессии и гиперболизации образов. К этому периоду относятся портреты Константина Хлора (293–306 гг. н.э.), правителя западных провинций империи и Максимина Дазы (305–313 гг. н.э.), жестокого и суеверного правителя Египта и Сирии.

Представление о монументах, которыми украшали храмы, площади и общественные здания римских городов, дают колоссальная аллегорическая скульптурная группа Нила (втор. пол. I в. н. э.) и трехметровая статуя Юноны Соспиты (втор. пол. II в. н. э.). Изображение Нила находилось перед храмом Сераписа и Исиды в Риме.

Большое место в экспозиции зала занимают гальванопластические воспроизведения металлических изделий, посуды и утвари, предметов гладиаторского снаряжения. Небольшие бронзовые статуэтки служили приношениями богам. Особенно был популярен образ бога торговли Меркурия – его погрудное изображение в крылатом головном уборе украшает даже гирю. Разнообразны формы подставок для светильников (в виде дерева, хмельного силена, головы негра). Многие вещи происходят из раскопок Помпей. Среди них товарные весы, отличающиеся уникальным архитектурным оформлением. Примечательны образным решением фигурные бронзовые гири в виде свиней. Характерны для римского быта складные столики с богато украшенной столешницей. Для нагрева воды римляне использовали бронзовые сосуды, напоминающие русский самовар – внутри сосуда помещался металлический цилиндр, куда клали раскаленные угли. Во время раскопок Помпей в казарме для гладиаторов были обнаружены шлем и поножи, в которых они выступали на арене. Гладиаторское снаряжение украшено мифологическими сценами и изображением победоносной богини Ромы.

www.arts-museum.ru

Искусство римского скульптурного портрета - Рефераты по Древнему Риму - Статьи по истории древнего Рима

План

Введение

Римский скульптурный портрет

Заключение

Список литературы

Введение Из всех цивилизаций древнего мира римская цивилизация известна нам лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Но, как это, ни парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: «Что представляет собой искусство Древнего Рима?» Римский гений, столь явно распознаваемый в любой другой области человеческой деятельности, становится удивительно неуловимым, стоит нам задуматься над тем, существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий именно Древнему Риму. В чем тут причина? Наиболее очевидное объяснение кроется в том, что римляне преклонялись перед греческим искусством всех эпох и направлений. Они тысячами вывозили из Греции созданные там оригиналы и копировали их в еще большем количестве. Вдобавок то, что создавалось в самом Риме, было явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, начиная с времен республики и заканчивая эпохой крушения империи, были греческого происхождения. Однако если отвлечься от различий в тематике, то остается непреложным тот факт, что все произведения искусства, созданные в подражание греческим, ощутимо отличаются от последних, обладая явно выраженными «негреческими» чертами, предполагающими совершенно иные цели и задачи. Поэтому было бы правомерно оценивать искусство Древнего Рима в соответствии с критериями, применимыми для Древней Греции. Римская империя была в высшей степени сложным, неоднородным и открытым обществом, впитывавшим и переплавлявшим национальное и региональное в общеримское, являющееся одновременно и разнородным и единообразным. Черты римского искусства, свойственные именно Риму, скорее могут быть обнаружены в этом разностороннем его характере, нежели в единстве и последовательности художественной формы. Римский скульптурный портрет

Выдающимся достижением изобразительного искусства эпохи Римской империи является скульптурный портрет. В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I--IV веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.

Все дальнейшее развитие портретной пластики во многом основано на творческом наследии римских мастеров. Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. Эти тенденции, восходящие еще к этрусским традициям, заметно усиливаются именно в переломный период римской истории, когда столь значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому образу правления пришла единоличная диктаторская власть. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. -- конца Республики характерен "веризм" -- реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве Рима. В I веке до н.э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в Древнем Риме обычая делать восковые маски -- изображения умерших предков. Вся культура Рима этой поры пронизана стремлением к индивидуализму, для нее характерно очень трезвое, конкретное восприятие мира. Римский скульптурный портрет I века до н.э. представляет собой сложную и многообразную картину. Это было время поисков, еще не было выработано основное направление его развития. Именно его многообразие и позволило современным исследователям выделить в республиканском портрете значительное число различных групп и направлений, которым они присвоили самые разные названия. Чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным портретом: " Рим существует как индивидуальность; Рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; Рим существует в том великом организме, который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, ещё варварские народы, и, наконец, Рим существует в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать великую эпоху портретной скульптуры..." (О. Ф. Вальгауэр)

На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.

Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску - "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества. Поэтому божественное благословение отмечало харизмой тех, кто был избран осуществлять эту власть - конституционный империал, ограниченный одним годом. Было естественным, что потомки этих людей частично претендовали на наследование этой харизмы как залога исполнения власти. И это неизбежно привело к тому, что наследники основали в честь инициаторов привилегированного отношения между богами и своим потомством настоящий культ, социальным знаком которого были "изображения".

Римский портрет имеет сложную предысторию. Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. Римский корень тоже вполне ясен: первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица, складки, морщины - всё то, что может зафиксировать восковая копия, - превращалось в средство характеристики образа. Это ещё не искусство в обычном смысле. Здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. Есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы - государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.

В позднереспубликанский период через внешнюю характерность начинает просматриваться внутреннее содержание образа: простонародный Помпей, волевой и жестокий Цезарь, коварный Сулла - вожди, которые действуют от имени Республики, уже по сути не существующей, но с которой они себя отождествляют.

В скульптуре начала Римской Империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода. Портретные статуи и бюсты императора Октавиана Августа изображают его молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты, несколько греша перед истиной, так как по описаниям он был роста невысокого и хрупкого телосложения. Однако парадные портреты Августа, приравнивающие императора к небожителям, как, например, знаменитая статую Августа во весь рост, где он показан во всём блеске императорской славы, выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную уравновешенность и значительность его личности.

Идеализированы и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Облагороженный образ. И в то же время, безусловно, индивидуальный. Что-то несимпатичное, брюзгливо-замкнутое проглядывается в портрете этого императора, обладавшего неограниченной властью, жестокого и в то же время испытывавшего животный страх за свою жизнь.

Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. Уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближённым. Жуток его пристальный взгляд, и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил в двадцать девять лет свою страшную жизнь), с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать всё, что угодно и скем угодно. Верим мы, глядя на портрет Калигулы, всем рассказа о его бесчисленных злодеяниях. "Отцов он заставлял присутствовать при казнях сыновей, - пишет Светоний, - за одним из них он приказал послать носилки, когда тот попыался уклониться по нездоровью; другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться." А другой римский историк, Дион, добавляет, что, когда отец одного из казнимых спросил "можно ли ему хотя бы закрыть газа, он приказал умертвить и отца". И ещё у Светония: "Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех..."

Убедительно раскрыта эмоциональная характеристика бездарного властелина Клавдия, которого статуя изображает в виде Юпитера, почти обнажённого с плащём, драпирующимся вокруг бёдер и перекинутым через руку. При идеализированности форм тела в духе культовой статуи лицу приданы индивидуальные черты, и мы видим бесстрастные черты немолодого и некрасивого человека.

Реализм римского портрета отчётливо проявляется в портрете Нерона. Здесь уже видно, как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времён Августа. Зловеще с своей двусмысленности жестокое одутловатое низколобое с тяжёлым взглядом лицо Нерона, самого знаменитого из всех венценосных извергов Древнего Рима. Наиболее полное развитие новый стиль реалистического портрета приобретает в последнюю треть I века н.э., и в бюсте Веспасиана отброшена всякая индивидуализация: хитроватый, умный, насмешливый, умудрённый опытом пожилой человек.

Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. В римском портрете раскрывается перед нами дух Древнего Рима во всех его аспектах и противоречиях. Римский портрет - это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах, история его небывалого возвышения и трагической гибели: "вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами" (Герцен). Документальная правдивость, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения поочерёдно преобладают в нём, а то и дополняют друг друга. Но пока была жива римская идея, в нём не иссякала изобразительная мощь.

В начале II века, при Траяне, официальный портрет изменяет свой характер, скульпторы стремятся приблизиться к традиционным портретам республиканского периода. Характерные черты портретов времён Траяна - спокойное выражение лица, суховатая трактовка, сменяющая рельефную моделировку, скромные причёски.

При Адриане характер портрета снова меняется. Возрождается классицизм, но отличный от классицизма времён Августа. Император Адриан заслужил славу мудрого правителя; известно, что он был просвещённым ценителем искусства, ревностным почитателем классического наследия Эллады. В портретах Адриана видно подражание греческим портретам философов и драматургов, но спокойная, ясная уверенность греческой классики превращается здесь в романтическое воспоминание о далёком прошлом.

Со времён Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнажённых частей тела, и особенно лицо полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми.

Одну из важнейших страниц римского портретного искусства представляет собой портрет времён Антонина Пия и Марка Аврелия. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды. В портретах этого периода всегда строго соблюдается портретное сходство, но самое главное - в них отражён дух эпохи переоценки ценностей, новых романтических настроений, зреющего мистицизма, превещающих кризис римской великодержавной гордыни. В них появляются черты одухотворённости, самоуглубления, и вместе с тем утончённости, усталости и грусти. Созерцательное настроение подчёркнуто трактовкой глаз с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжёлыми веками.

Меланхолической созерцательностью, характерной для многих портретов этого времени, дышит образ "Сириянки". Но её задумчивая мечтательность глубоко индивидуальна, и сама она кажется нам давно знакомой, так жизненно резец ваятеля изощрённой работой извлёк из белого мрамора с нежным голубоватым отливом её чарующие и одухотворённые черты.

К лучшим произведениям этой эпохи принадлежит и знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия. Она была отлита из бронзы около 170 г. В XVI в. великий Микеланджело поставил эту статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме. По ее образцу были в дальнейшем исполнены конные монументы во многих странах Европы. Скульптор изобразил Марка Аврелия в скромном плаще, без императорских отличий. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге одежде римлянина. Образ императора воплощение гражданственного идеала и гуманности. В его задумчивом лице угадывается высокая интеллектуальная культура. В портрете Марка Аврелия автор раскрыл настроение человека, который остро ощущает противоречия окружающей действительности и стремится уйти от них в мир мечты и личных переживаний. В этом образе обобщаются черты мировоззрения, характерные для всей эпохи, когда в римском обществе все больше распространяются разочарования в жизненных ценностях. Впервые в истории мирового искусства римские мастера приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной жизни человека. В их работах находит своеобразное выражение конфликт между личностью и обществом, порожденный глубоким экономическим и социально-политическим кризисом, в который вступает Римская империя в этот период. Постоянная смена императоров сопровождалась ослаблением могущества государства. Особенно тяжелый и острый период кризиса приходится на середину III в., когда Римская империя буквально находилась на грани развала и гибели. Отражения грозных событий эпохи видны в рельефах, украшающих римские саркофаги III в. На одном из них запечатлена сцена битвы между римлянами и варварами. Фигуры сражающихся заполняют всю стенку саркофага.

В это время решающую роль в жизни Рима играет армия. Она становится единственной опорой императорской власти. И как образцы этого времени в портретах появляются грубые и жестокие лица властителей Рима, лишенные всякой идеализации.

В мраморном бюсте императора Каракаллы (Неаполь, Национальный музей) нет спокойного величия и сдержанности. Гневно сдвинуты брови, тяжелый, подозрительный взгляд исподлобья, упрямо сжатые губы -- все это заставляет почувствовать беспощадную жестокость и капризную раздражительность Каракаллы. Это образ мрачного тирана.

III век н.э. - эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество. глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты.

В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. "Время человеческой жизни - миг, - писал Марк Аврелий, - её сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна".

В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа. "Техника упрощена до крайности... Черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от моделировки поверхности. Лчность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт." (Вальдгауэр о портрете "солдатского" императора Филиппа Араба). Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. В общем стиле римского скульптурного портрета этого времени уже можно распознать черты, которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах французских и германских соборов...

По мере того, как римское государство развивалось и богатело, росли и его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение - тогу. Статуя римлянина, закутанного в тогу, получила даже специальное название - «тогатус», а обычай изображать в таком виде дипломатов и полководцев сохранился в европейских странах до середины XIX в. Чтобы не ходить далеко за примером, можно вспомнить статуи Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге. Забавно, что здесь полководцы одеты под тогами не в обычные для римлян туники (рубашки с рукавами до локтей), а в парадные мундиры с эполетами и орденами.

Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные стелы.

Заключение

Каждый раз менялся социальный адрес портретов, к разным слоям общества обращались скульпторы и заказчики: то это защитники римской сенатской республики, то жители малоазийских и греческих городов, на которые стремился опереться в своей борьбе с Римом местный династ, то все население мировой римской державы, симпатии которой хотели завоевать узурпаторы, 'солдатские императоры'. Остается неизменным лишь то, что изображенные - смелые незаурядные личности, чьи дерзания в глазах их современников получали героическую окраску. Их образы, запечатленные в мраморе и бронзе, остались жить в веках.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV--VII вв. Рим опустел. Но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновлял мастеров Возрождения, к героическому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера XVII--XIX вв.

В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I - IV вв., отразились эстетические вкусы, идеалы римлян, особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой, утверждением реализма в изображении человека. Все дальнейшее развитие портретной скульптуры во многом основано на творческом наследии римских мастеров.

Список литературы:

1. Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.

3. Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975 // Интернет-ресурс: www.ancientrome.ru

4. Античное искусство .Скульптурный портрет в Римской империи // Интернет-ресурс: www.antica.lt .

5. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств // Интернет-ресурс: www.bibliotekar.ru

6. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима // Интернет-ресурс: www.school.edu.ru

7. Скульптурный портрет в Риме, 2004 // Интернет-ресурс: www.elib.org.ua

romans.at.ua


Смотрите также