Политический строй древнего рима. 5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политический строй Рима в Царский период. Политический строй древнего рима


Политический строй ранней Римской республики |  Римское государство республиканского времени (VI–I вв. до н. э.)  |  Древний Рим  | Античность  |  Читать онлайн, без регистрации

Политический строй ранней Римской республики

Римляне называли свою общину словом цивитас. Это была совокупность полноправных граждан, объединенных в гражданскую общину, аналогичную греческому полису. Верховная власть осуществлялась «римским народом» – привилегированной совокупностью граждан, пользующихся всей полнотой прав. Именно ко времени завершения борьбы плебеев и патрициев, т. е. к началу III в. до н. э., вполне определенно сформировались органы политической власти Римской республики. Это народное собрание, сенат и разветвленная сеть органов исполнительной власти – магистратур.

В Риме существовало три вида народных собраний (комиций). Наиболее древние, куриатные комиции, т. е. собрания патрициев по куриям, к IV в. до н. э. свое политическое значение уже утратили. После реформ Сервия Туллия значительную роль стали играть центуриатные комиции – собрания воинов по центуриям. В них решались важнейшие политические вопросы, избирались консулы, цензоры, преторы, рассматривались наиболее серьезные уголовные преступления. В V в. до н. э. появились трибутные комиции – плебейские собрания по территориальным трибам, на которых избирались плебейские магистраты. Роль трибутных комиций особенно выросла после 287 г. до н. э., когда по закону Гортензия к ним перешли законодательные функции. Трибутные комиции, как и центуриатные, созывались высшими магистратами. Здесь также решались важнейшие вопросы жизни римской гражданской общины.

Наличие трех видов народных собраний, обладавших различными, хотя и недостаточно разграниченными полномочиями, исключало эффективное воздействие народа на принятие политических решений. К тому же комиции были лишены законодательной инициативы: они только принимали или отвергали предложения магистратов. В этих условиях огромную роль приобретал сенат.

Сенат был высшим органом власти в Римской республике. Первоначально он состоял из 300 членов. В него входили главным образом бывшие магистраты. Положение и ранг сенаторов были различными. Первыми в списке шли консуляры (бывшие консулы), за ними – бывшие преторы, цензоры и т. д. Наиболее почитаемым был «принцепс сената». Именно он открывал весь сенатский список. Полномочия сената были весьма велики. Здесь решались вопросы религиозного культа, финансов, внешней и внутренней политики. Имея тесную связь с магистратами, сенаторы чаще всего действовали сплоченно, являясь весьма однородной социальной группой, состоявшей преимущественно из представителей нобилитета.

Исполнительная власть была сосредоточена в руках магистратов – должностных лиц. Почти все они избирались комициями. Отправление должности не оплачивалось, но считалось почетным делом. Избирались магистраты обычно на один год и должны были принимать согласованные (коллегиальные) решения. Магистратуры делились на две группы – обычные (ординарные) и чрезвычайные (экстраординарные).

Из ординарных магистратур высшей исполнительной властью обладали два консула, причем каждый из них имел одинаковые полномочия. Им вручалась высшая военная и гражданская власть. Следующей по значению была должность преторов. Два претора охраняли порядок в Риме и ведали судебными делами. Один из них решал вопросы, связанные с римскими гражданами, другой разбирал конфликты среди неграждан. Большим почетом в Риме пользовалась должность цензоров. Оба цензора производили перепись граждан, определяли их имущественный разряд, составляли список сенаторов, следили за общественной нравственностью.

Должность народных трибунов, защищавших интересы плебса, предусматривала важнейшее право, которым не обладали все другие магистраты, – право «вето», т. е. опротестования, запрета распоряжений должностных лиц, сената и даже комиций. Эта должность также была коллегиальной. Власть народных трибунов не распространялась за черту городских стен. Личность народного трибуна была неприкосновенной. К числу низших ординарных магистратур относились должности эдилов и квесторов. Эдилы следили за порядком в городе, его благоустройством и снабжением. Квесторы ведали городской казной, архивами и т. д.

К разряду чрезвычайных (экстраординарных) магистратур относилась должность диктатора. Он назначался сенатом сроком на шесть месяцев в исключительных случаях для решения чрезвычайных, строго определенных задач и располагал всей полнотой власти. Никто не мог отменить решений диктатора, который назначал себе помощника, называвшегося начальником конницы.

velib.com

Политический строй Рима в Царский период это что такое Политический строй Рима в Царский период: определение — История.НЭС

Политический строй Рима в Царский период

Система управления в древнейшем Риме внешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже классовые, государственные функции. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом. Он выбирался всем римским народом.

По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э. Рядом с царем стоял сенат — совет старейшин (от лат. senex — «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций, что значит сходки членов курий. Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос. Плебеи к политическому управлению не допускались.

Важным событием общественно-политической жизни Рима явились ресформы предпоследнего этрусского царя — Сервия Tуллия, жившего, согласно традиции, VI в. до н.э. По преданию, он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Начиная с этого времени в Риме стала производиться через каждые четыре года перепись всех граждан и их имуществ. На основании переписи все население, включая патрициев и плебеев, делилось на шесть имущественных разрядов.

По - видимому, критерием имущественного положения гражданина считался размер его земельного надела. Люди, обрабатывающие полный надел (20 югеров, т.е. 5 га) относились к I классу; 3/4 надела — ко II классу; 1/2 надела — к III классу; 1/4 надела - к IV классу; обрабатывающие надел еще меньших paзмepoв - к V классу; совсем безземельные к VI классу. Безземельных граждан римляне называли пролетариями. Позже имущественный ценз был установлен в денежной форме. Вместо прежних трех племенных триб Сервий Туллий разделил Римское государство на четыре территориальные трибы.

Деление граждан по имущественному признаку использовалось лось прежде всего для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении. Первый класс выставлял 98 центурий(сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и18 центурий конницы; все остальные классы, вместе взятые, выставляли 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов(Если эти цифры достоверны, то это значит, что в городе-государстве Риме уже тогда было свыше 100 тыс. жителей, не считая рабов. Но скорее всего эти традиционные данные нельзя считать точными.). Вооружение и содержание воинов ложилось на самих граждан, а не на государство.

Традиция приписывает Сервию Туллию создание нового народного собрания — цунтцриатных комиций. Голосование в этом собрании происходило по центуриям, а при общем подсчете голосов каждая центурия имела один голос. Первому классу было обеспечено большинство голосов: 98 против 95 голосов всех остальных классов, вместе взятых. В центуриатных комициях патриции и плебеи участвовали без различия их сословного положения, а с учетом только имущественного ценза и обусловленной им военной службы. Причина реформ Сервия Туллия коренилась в борьбе между плебеями и патрициями. Эти реформы нанесли первый удар по первоначальному сословному строю Рима и способствовали дальнейшему формированию классового, рабовладельческого общества.

В качестве приблизительного хронологического рубежа между царским и республиканским периодами римской истории современная наука признает традиционную дату — 510 г. до н.э. Согласно преданиям, этрусское господство и в то же время царский период в Риме кончились в связи с восстанием римлян против этрусского царя Тарквиния Гордого. По римской легенде, толчком к восстанию послужило то, что царский сын Секст Тарквиний обесчестил женщину патрицианского рода Лукрецию и та покончила жизнь самоубийством. Движение против царя возглавили патриции, стремившиеся захватить власть в свои руки. Вспыхнувшее восстание заставило Тарквиния Гордого бежать вместе с семьей в Этрурию, где он нашел приюг у царя города Клузия Порсены.

Этруски сделали попытку восстановить свое господство в Риме. Порсена осадил Рим. По преданию, юноша Муций отправился в лагерь этрусков с целью убить Порсену. Будучи схвачен, он сжег на огне свою правую руку, чтобы показать презрение к пыткам и смерти. Изумленный стойкостью римского воина, Порсена не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима. Муций получил прозвище «Сцевола», что значит «Левша», которое стало передаваться по наследству. Имя Муция Сцеволы стало нарицательным: оно обозначает бесстрашного героя, жертвующего всем для отечества.

Оцените определение:

Источник: История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ, 1983 г.

interpretive.ru

5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики. Древний Рим

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

...

Государственный строй франции от периода федеральной раздробленности до периода абсолютной монархии

§1. Государственный строй Франции в период феодальной раздробленности

Во Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств [1, c...

Государственный строй франции от периода федеральной раздробленности до периода абсолютной монархии

§2. Государственный строй Франции в период словесно-представительной монархии

Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности...

Государственный строй франции от периода федеральной раздробленности до периода абсолютной монархии

§3. Государственный строй Франции в период абсолютной монархии

Возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов французское королевство, внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав [6, c. 358]. В период с IX-XIII вв...

Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

1.1 Общественный и государственный строй Российской империи в период становления капиталистических отношений

XIX в. в истории России, как и в истории других восточноевропейских стран, заметно отстававших от передовых стран Европы по уровню социально-экономического, политического, культурного развития, стал эпохой...

Культура Древнего Рима в период республики

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии...

Общественный и государственный строй, реформы

27. Охарактеризуйте общественный и государственный строй России в период абсолютной монархии. Изложите реформы Петра 1

Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшим прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства...

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли - Город ("urbs"), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. "Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях...

Особенности инженерного искусства античного мира

3. Водоснабжение Древнего Рима

Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. - 9, к концу III в. н.э. - 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

1.2 Особенности государственного устройства Древнего Рима в царский период

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима

римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи...

Политическая система принципата Августа

2. Государственный строй в Риме в период принципата Августа

В политическом отношении принципат был, несомненно, шагом назад по сравнению с республиканскими порядками (хотя в Риме рабовладельческая демократия никогда и не достигала такого уровня, как в Афинах). Представители нобилитета...

Становление государства в Древнем Риме

Глава 2 Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период

...

Становление и развитие абсолютизма в России

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

Как уже было сказано выше - время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина XVI века, а окончательное её оформление - первая четверть XVIII века. В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя...

Формирование налоговой системы Древнего Рима

2. Экономика Рима в период Республики

С этого времени расширяется территориальная экспансия Рима. До половины захваченных территорий передавалась в общинные земли, что приводило к обогащению патрициев...

hist.bobrodobro.ru

1.2 Государственный строй. Эволюция государственного строя Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.

Глава 1. Государственный строй

...

Государство и право Древней Греции

5.2. Государственный строй

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц...

Государство и право Древней Руси (IX-XI вв.)

4 Государственный строй Киевской Руси

Во главе государства Киевская Русь стоял великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина. Крупные землевладельцы пользовались большей автономией...

Дипломатические и военные контакты Волжской Булгарии

1.5 Государственный строй и управление

Волжский Эмират был государством раннефеодалъного типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш...

Древнее государство франков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на-чального этапа (V--VII вв.)...

Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура

СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы. В обществе как внутри классов...

Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке

1.1 Государственный строй

Вопрос государственного строя Великого княжества Литовского, в состав которого входила и Беларусь,- один из наиболее сложных, особенно в раскрытии проблемы государственного устройства...

Особенности развития России в начале ХХ века

3.1 Государственный строй

Российская империя к концу XIX -началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов...

Сасанидский Иран

§ 2. Общественный и государственный строй

Социальная структура Ирана при Сасанидах, в общем, скудно освещена в источниках. Несомненно, лишь, что это был период разложения рабовладельческого строя и сложения раннефеодального общества...

Спартанский полис

III. Государственный строй

...

Спартанское общество и государство

2. Государственный строй Спарты

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э...

Становление государства в Древнем Риме

2.2. Государственный строй

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти...

Становление феодальных отношений в Японии

СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Законодательные мероприятия раннефеодального государства после переворота Тайка юридически оформили власть новых феодальных хозяев. В подавляющем большинстве это были потомки глав...

Франкское государство

1.6 Государственный строй

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.)...

Эволюция государственного строя Древнего Рима

1.2 Государственный строй

В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет...

hist.bobrodobro.ru