Похороны древнего руса. Генрих Ипполитович Семирадский, "Похороны знатного руса": описание картины, история создания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса». Похороны древнего руса


Генрих Ипполитович Семирадский, "Похороны знатного руса": описание картины, история создания

Самое главное, что русы и славяне – далеко не одно и то же. Из русов или руси состояла воинственная скандинавская дружина князя или другого феодала. Славяне, как народ не воинственный и оружием профессионально управляться не умеющий, в битвах не участвовали. Поэтому похороны совершаются над русом не по славянским, а по скандинавским обрядам. Этому свидетельство - богатый этнографический материал, который ученые всего мира стали активно собирать в XIX веке, чтобы узнать свои корни, свой менталитет. Много времени провел в библиотеках, собирая необходимые сведения для картины, Генрих Семирадский. «Похороны знатного руса» стали новой вехой в его творчестве.

Как совершался погребальный обряд, если следовать сагам и поэзии скальдов

Для начала обязательно сооружалась лодка или корабль, который унесет душу в загробный мир. Это требовалось, чтобы его душа по ошибке при погребении случайно не вернулась на землю и не забрала с собой кого-то еще. За верностью соблюдения обычаев следили очень строго. Только при выполнении каждой мельчайшей детали ритуала умерший направится в загробные места и не вернется в мир живых. Эти подробности знал Генрих Ипполитович Семирадский и отразил в картине «Похороны знатного руса». Описание картины будет дано ниже.

Подношения

Они совершались только в соответствии с положением покойного в обществе. Кому-то было достаточно и одной курицы. Знатному человеку полагались богатые жертвы. Это были музыкальные инструменты, богатое оружие, кони в различном количестве, напитки, вызывающие опьянение, фрукты, петух, курица.похороны знатного руса описание картины Кроме этого, в ритуале были и человеческие жертвы. Это, как правило, была подготовленная, опьяненная девушка, которая не отдавала себе полного отчета, что она просто умрет. Смерть она воспринимала как выражение любви к своему господину. Таковы первоначальные пояснения, которые надо дать перед просмотром картины «Похороны знатного руса». Описание картины уточнит многие детали.

История создания

В 1883 году на Волге рядом с городом Булгар была создана огромная картина: многофигурное полотно, в котором сказалась и глубокая эрудиция художника, и его мастерство как живописца, принадлежащего к классической школе.рассказ по картине Как базовую информацию он использовал описание похорон руса арабским путешественником 10 века. Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м. Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.

Как делили собственность и готовили женщину

Его собственность делили на три части. Одну часть оставляли его женщинам, другую использовали для похорон, и последнюю – на похоронный пир. Тризна означала не пир, но совсем другое – боевые ристалища после похорон. Знатному русу шили дорогие одежды. В данном случае из златотканой парчи. Он сидит на богато украшенном ложе.генрих ипполитович семирадский Рядом с ним подготовленная к жертвоприношению рабыня, которая держит в руке опьяняющий галлюциногенный напиток. Ее опаивали все десять дней, и ей очень многое позволялось в течение этого времени: давалась свобода в отношениях с мужчинами, например.

Кульминация

На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения. Так происходят похороны знатного руса. Описание картины: уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда. Стоят цветы. Сам рус одет дорого, помимо парчового одеяния с золотыми пуговицами, на нем шапка, отороченная соболем, красные сафьяновые сапоги. Ложе устлано коврами, над головой шатер. Рядом – рабыня, украшенная бусами и ожерельями, дорогими серьгами, в ее волосы вплетены украшения, она сейчас с минуты на минуту погибнет, ибо за спиной стоит ведунья, которая ее заколет кинжалом.семирадский похороны знатного руса

Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина. Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию. Тема настолько колоритна, что можно написать рассказ по картине.краткое описание картины похороны знатного руса Колорит интересен тем, что в нем практически не используется ни карминовый, ни кумачовый цвета – только золото и умбра (синий). Красные вкрапления имеются, но не они определяют колорит картины. Уже близятся к концу похороны знатного руса. Описание картины дает довольно полную расстановку действующих на ней главных лиц.

Рассказ рабыни-жертвы

"Я простая рабыня, посмотрите, какой я была.генрих семирадский похороны знатного руса Я теперь счастлива, как меня одели и украсили дорогими самоцветами, серебром, золотом, жемчугом. Я давно мечтала, что Господин обратит на меня внимание, и я стану его наложницей. И вот сейчас, когда он не говорит ни да ни нет, пришло мое время сказать: «Да, ты мой Господин и в этом, и том мире. Я пойду за тобой, как верная собака». Ну, что вы все стоите, налейте мне еще пенного меда. И переменю-ка я свой наряд, чтоб каждый видел, как хороша будет жена Господина, и вплетите мне в волосы цветы. рабыняТы, парень, ты мне понравился. Подойди-ка поближе. Ты будешь со мной сегодня веселиться всю ночь до самого утра. Вот уже и солнце встает. Поднимите меня, невесту, над воротами. Ах, видела я батюшку и матушку. Радостью светятся их лица. Что говорят, не разобрала, но что-то доброе. Поднимите еще разок. Видела теперь всех свойственников и сродственников своих из мира заупокойного. В третий раз поднимите меня, да налейте чарку пополнее, пересохло все во рту. Вижу, вижу Господина моего. Сидит, молод, прекрасен, в полной своей силе в зеленом саду, вокруг дерева в цвету, на него лепестки душистые осыпают, ноги в траве-мураве утопают, кругом благоуханье от цветов на поляне, и алых, и синих, и золотых. А рядом-то отроки и мужи его, все собрались. Зовет меня к себе. Так ведите меня к нему быстрее, чтобы долго не ждал меня". Такой рассказ по картине «Похороны знатного руса» будет соответствовать исторической правде.

Краткая биография художника

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) родился в семье польского врача. Он окончил Харьковский университет, продолжил учебу в качестве художника. Основную часть жизни он прожил в Риме, вдохновляясь античными мифологическими и библейскими сюжетами.семирадский Картины выполнены в стиле классицизма. Они обычно имели большие размеры, такие, что требовались специальные подъёмники для их поддержки. Картины многофигурные, строги по колориту и композиции. Все точно выверено. Но он не замыкался в этих рамках. Много и плодотворно работал над портретами и пейзажами. Участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Если в молодости художник остро нуждался, то в зрелом возрасте стал состоятельным человеком и оставил семье достойное наследство.

Таким был выдающийся художник Семирадский, оставивший в государственных и частных коллекциях свои произведения. Краткое описание картины «Похороны знатного руса», выдающегося эпического произведения, являет собой данная статья.

fb.ru

Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

Семирадский изображает на картине кульминационный момент традиционного русского обряда погребения. У самого можно увидеть стоящего мужчину. Он уже поджег факел и вот-вот переместит этот огонь непосредственно под ладью.

Сначала покойного поместили во временную могилу, а теперь достали для совершения главного действа. Мы видим, что на него надели лучшие одежды, впечатляющие своим богатством. Затем его посадили в ладью, рядом положили все его оружие и расставили еду. В жертву принесли различных животных. Выбрали из девушек одну, которая станет женой этого умершего. Она будет сожжена вместе с этим богатым русом.

Живописец создавал картину на основе первоисточника. Темами многих его творений стали сюжеты, взятые из Библии. Он брад древние тексты и по-своему их толковал. Это давало ему возможность самовыразиться. Не стала исключением и картина о похоронах богатого руса. Источником стал подробнейший рассказ об этом обряде арабского посла. Он увидел, как сжигали и погребли тело умершего человека на великой Волге реке. Путешественник детально описывает обряд, который продолжался десять дней.

Художник трактует сюжет по-своему. В его картине масса деталей. Именно поэтому ее хочется рассматривать, находя все новые и новые подробности этого обряда. Впечатляют экспрессивные мазки и яркие краски. Создается полное ощущение реальности происходящего. Все персонажи этого полотна максимально объемны и осязаемы.

Зритель чувствует себя невольным свидетелем происходящего. Обряд изображен с натуралистической точностью. Такое творение живописца поистине впечатляет особым взглядом событий и необычной интерпретацией сюжета. Картина изобилует экспрессией. Мы чувствуем, как художник смакует этот древний обряд, уделяя внимание каждой детали.

opisanie-kartin.com

Ибн-Фадлан и похороны знатного руса

Да, опять и снова приходится мусолить эту заезженную тему, так как поциенты, рассказывающие про якобы "славянский" обряд, описанный ибн-Фадланом, все никак не угомонятся. На самом деле обряд кремации в ладье - типично шведский ритуал эпохи викингов, вариант, описанный ибн-Фадланом, ближе всего к типу В2 из могильника Бирки, согласно классификации Г. С. Лебедева. Но сейчас речь пойдет не об археологии, а о мифологии. Проверим, в чьей же мифологии - славянской или скандинавской - есть наиболее точное и полное совпадение по основным признакам описанного ибн-Фадланом обряда.

Итак, "Младшая Эдда", "Видение Гильви", описывающее похороны Бальдра - сына Одина:"Асы же подняли тело Бальдра и перенесли к морю. Хрингхорни звалась ладья Бальдра, что всех кораблей больше. Боги хотели спустить ее в море и зажечь на ней погребальной костер. ...Потом тело Бальдра перенесли на ладью, и лишь увидела это жена его Нанна, дочь Непа, у нее разорвалось от горя сердце, и она умерла. Ее положили на костер и зажгли его. Тор встал рядом и освятил костер молотом Мьёлльнир....Один положил на костер золотое кольцо Драупнир. Есть у этого кольца с тех пор свойство: каждую девятую ночь капает из него по восьми колец такого же веса. Коня Бальдра взвели на костер во всей сбруе." http://norse.ulver.com/src/snorra/2ru.html

Ибн-Фадлан: "И (еще прежде) говорили, что они делают со своими главарями при их смерти (такие) дела, из которых самое меньшее (это) сожжение......я прибыл к реке, на которой(находился) его корабль, – и вот, (вижу, что) он уже вытащен (наберег) и для него поставлены четыре подпорки из дерева(материала) хаданга (белого тополя) и другого (дерева), ипоставлено также вокруг него (корабля) нечто вроде большихпомостов (амбаров?) из дерева. Потом (корабль) был протащен(дальше), пока не был помещен на эти деревянные сооружения. ... они понесли его, пока не внесли его в ту палатку(кабину), которая (имеется) на корабле, и посадили его на матрац,и подперли его подушками и принесли набид, и плод, и благовонноерастение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, илуку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали еена две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружиеи положили его рядом с ним (букв. к его боку). Потом взяли двухлошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они)разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле.... Потом подошли люди с деревяшками (кусками дерева дляподпалки) и дровами, и с каждым (из них) деревяшка (лучина?),конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить ее в этикуски дерева (подпал). И принимается огонь за дрова, потом закорабль, потом за палатку, и (за) мужа, и (за) девушку, и (за)все, что в ней (находилось), подул большой, ужасающий ветер, иусилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение его.... И вот, действительно, не прошло ичаса, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин взолу, потом в (мельчайший) пепел." http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

Если не считать более расширенного состава жертвенных животных (в описании ибн-Фадлана присутствуют две лошади, а не одна, а также собака, быки, петух, курица) и замены жены на рабыню, ритуал совпадает практически во всех основных деталях с описанным в "Эдде". То есть, русы - это скандинавы, хоронившие свою знать в практически полном соответствии со своими мифологическими представлениями.Удивительный случай, когда два абсолютно независимых друг от друга письменных источника дают одну и ту же информацию, причем подтвержденную археологическими раскопками.

И, не смотря на жалкие вскукареки Льва Прозорова, блоггера swinowa и их соб-РА-тьев по отсутствию РА-зума, в славянской мифологии ничего столь близкого описанию ибн-Фадлана нету, поэтому называть данный обряд славянским могут только безнадежные неучи и невежды. Из которых ряды сетевых антинорманистов и состоят.

oldbotanik.livejournal.com

Картина Генриха Семирадского о ритуале похорон в ладье.

Более пяти лет назад я опубликовал в научном журнале (выходит на русском и английском) статью о ритуальном календаре в дохристианской Руси, основываясь на археологических материалах из кургана Черная Могила Х века. Соответственно мной рассматривался обряд кремации и захоронения князя, его жены и сына. Другие схожие ритуалы мне были также известны, поэтому когда я увидел интересную картину Г.Семирадского посвященную похоронам "знатного русса", то сразу понял о каких событиях и в чьем изложении идет речь. Некоторое описание  происходившего на Волге, славянских обрядов в Х веке и дается ниже.

Генрих Семирадский (1843-1902), по польски Henryk Hektor Siemiradzki, известный художник-портретист, родившийся в семье военного врача-поляка. В 1860 г. по настоянию отца он поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук, где по окончанию, как сейчас сказали бы, написал диплом по теме "Об инстинктах насекомых", а после этого уехал в Петербург и стал «вольноприходящим» в Академии художеств. В результате успешной учебы и работы в Германии и Италии, Семирадский добился общеевропейской известности, в том числе своей картиной "Христос и грешница" (1872). Позже, после парижской выставки 1878 года, где была представлена новая работа "Светочи Нерона", художник получил орден Почетного легиона от французского правительства. Вот такой талантливый человек в 1883 году создал полотно «Похороны русса на Волге, близ города Булгар» (масло, холст), которую еще иногда называют «Похороны знатного русса», что определяется   первоисточником на основе которого создавалась картина. Надо отметить, что Генрих Семирадский много писал на основе именно библейских и античных сюжетов, т.е. просто древних текстов, что давало определенную свободу толкования и возможности для самовыражения. Картина о похоронах в ладье богатого русса здесь не исключение. Содержательным источником к живописи был детальный рассказ посла халифа Ал-Муктадира Ахмеда Ибн-Фадлана, который стал очевидцем сожжения и погребения умершего знатного русса на Волге близ Булгара в 922 году.* Арабский путешественник писал, что обряд длился десять дней. Самого умершего поместили «на холод» в могилу с крышей, а его имущество разделили на три части. Треть женам и дочерям, треть на похоронный реквизит и треть на «медовый набиз» - поминки. Картина*** показывает кульминацию – у костра стоит муж с уже подожженным факелом для переноса огня под ладью. По арабскому описанию, в последний день, покойного достали из временной могилы, одели в богатые парчовые одежды с золотыми пуговицами, надели на голову соболью шапку и усадили в середине ладьи. Вокруг него поставили цветы, мед, плоды,  хлеб, мясо и лук. Рядом принесли в жертву собаку, разрубив ее пополам, а после принесли все личное оружие умершего и положили возле него. Дальше происходил еще один этап жертвоприношения: изрубили мечами двух коней (художник их вынес на передний план)  и двух коров, а после петуха и курицу. В тоже время, из числа «девушек умершего», но не рабынь или жен, выбирается или добровольно соглашается одна, которая станет женой умершего в потустороннем мире. Она умрет и будет сожжена вместе с этим «знатным руссом». О ней, перед обрядом кремации, Ибн-Фадлан пишет: «А та девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти 10 дней пьет и веселиться, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается людям.» Интересно, что имел место такой обряд: в последний вечер девушку привели к сооруженным воротам и трижды поднимали над ними, что бы она заглянув через них на покойника, произносила какие-то слова и принесла в жертву курицу, т.е. имел место своеобразный древний свадебный ритуал. Это подтверждается  в рассказе Ибн-Фадлана пояснением его переводчика, который сказал, что в первый раз девушка сообщила, что видит отца своего и мать, во второй  раз она сказала, что увидела всех своих умерших родственников, а в третий раз, когда ее подняли над воротами, произнесла: «Вот я вижу своего господина, сидящем в саду, а сад красив, зелен. И с ним мужи и отроки и вот он зовет меня. Так ведите же меня к нему!» На картине Г.Семирадского эта девица, с испачканным копотью лицом, хочет что бы ей еще налили вина, а ее собираются сзади просто зарезать и при этом как бы случайно уже держат ноги. В этом смысле, общего сговора, художник на переднем плане, возле гусляра, поместил человека с окровавленным топором, который устремляется к «невесте» покойника, что бы самому успеть совершить ритуальное убийство. При этом любопытно, что этот топор имеет характерные черты оружия викингов, а обряд похорон путем сожжения в лодке, корабле у викингов тогда был и вероятно для славян носил заимствованный характер для купцов-мореплавателей. После полного сожжения  ладьи руссы на пепелище насыпали курган и водрузили в центре столб из сосны. На нем они написали имя умершего и имя своего царя, после чего все ушли. Интересно представление руссов о своем обряде, которое высказал один из участников похорон через переводчика: «Вы, арабы, глупы…Действительно, вы берете самого любимого Вами из людей…и оставляете его в прахе. И едят его насекомые и черви. А мы сжигаем его во мгновение ока, так, что он немедленно и тотчас входит в рай.»  Г.Семирадский  взял этот сюжет за основу картины, но в Древней Руси не все время так было. Необходимо отметить  миграционные процессы, перемещения славянских племен,  что объективно подтверждается периодическим отказом от трупосожжения на этой территории. Согласно оценке академика Б.А. Рыбакова, это имело место трижды: около V в. до н.э., в II – IV вв. и  IX – X веках**. Причем прямой связи по последнему эпизоду с принятием христианства (988 г.) он не устанавливает, подчеркивая, что христианская символика – кресты и нательные иконки - появляется в русских деревенских курганах не ранее конца XII в., поэтому дохристианская Русь это период до XII века включительно.

Примечание.*Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Харьков, 1956.**Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси, М.: Наука, 1988.***Полновесный вариант изображения картины можно посмотреть,например, на www.gallerix.ru

evacuator62.livejournal.com

О похоронах знатного руса. У истоков Руси: меж варягом и греком

О похоронах знатного руса

– Хоттабыч, как положено хоронить покойников?

Я колочу плоской храпящей банкой из-под «ПИТа» об пол, и из ее нутра живенько материализуется джинн, целиком, если не считать нехватки одной туфли, но насквозь пропахший пивом и, кажется, изрядно навеселе.

– О, бестолковейший из бестолковейших, хвала Аллаху – Господу миров, ибо нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, а Мухаммед – Его раб и посланник, да ниспошлет Аллах благословение не него самого, членов его семьи и всех его сподвижников!..

– Послушай, сподвижник, а нельзя ли покороче?

Хоттабыч косится на меня красноватым глазом и набирает в легкие побольше воздуха. Приходится выразительно щелкнуть пивной банкой. Джинн тут же выпускает воздух, лихо ныряет в свою банку, и из ее недр доносится его замогильный обиженный голос:

– О, необразованнейший из необразованнейших, читай книгу досточтимого Абду-Рахмана бин Абдуллах Аль-Гайса, да одарит его Аллах своей милостью.[88]

Но мы с тобой, мой не разбрасывающийся вниманием читатель, не станем отвлекаться от ибн Фадлана. А тот пишет: «а это бывает так, что для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут мертвого в него и сжигают корабль…»

Сжигание покойника в корабле! Этот обряд мы еще помусолим, но по первому впечатлению, мой потирающий руки читатель, столь характерный обряд тяжелой гирей плюхается на норманнистскую чашу весов, и антинорманнистская чаша взмывает в поднебесную высь. Точно скандинавы?

Однако продолжим цитату: «…а для богатого поступают так: собирают его деньги и делят их на три трети, – одна треть остается для его семьи, одну треть употребляют на то, чтобы для него на нее скроить одежды, и одну треть, чтобы приготовить на нее набид, который они будут пить в день, когда его девушка убьет сама себя и будет сожжена вместе со своим господином; а они, всецело предаваясь набиду, пьют его ночью и днем, так что иногда кто-либо из них умирает, держа чашу в своей руке».

Надо же, оказывается, напиваться на поминках до смерти русские умели еще более тысячи лет назад! А кто сомневался? Но нам любопытны подробности, и… их есть у ибн Фадлана! Сам сильно заинтересовавшийся необычным обрядом, араб описывает похороны одного из главарей русов со всеми деталями. Те столь живописны и многочисленны, что несмотря на большой объем я не буду комкать и кромсать цитату: «…дошло до меня (Ибн Фадлана) известие о смерти одного выдающегося мужа из их числа. И вот они положили его в его могиле и покрыли ее крышей над ним на десять дней, пока не закончили кройки его одежд и их сшивания… (наконец) говорит его семья его девушкам и его отрокам: “Кто из вас умрет вместе с ним?” Говорит кто-либо из них: “Я”. И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки. И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: “Кто умрет вместе с ним?” И сказала одна из них: “Я”. И поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками. И принялись родственники за его дело, – кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. а девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему. Когда же пришел день, в который будет сожжен он и девушка, я прибыл к реке, на которой находился его корабль. И вот, вижу, что он уже вытащен на берег и для него поставлены четыре подпорки из дерева… и поставлено также вокруг корабля нечто вроде больших помостов… Потом корабль был протащен дальше, пока не был помещен на эти деревянные сооружения. И они начали уходить и приходить, и говорили речью, которой я не понимаю. а мертвый был далеко в своей могиле (еще раньше, сразу после смерти, покойник был помещен во временную могилу-склеп на все время подготовки тризны)… Потом они принесли скамью, и поместили ее на корабле и покрыли ее стегаными матрацами и парчой византийской и подушками из парчи византийской, и пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма, толстая и мрачная. Когда же они прибыли к его могиле, они удалили в сторону землю с деревянной покрышки и удалили в сторону это дерево и извлекли мертвого в изаре, в котором он умер, и вот, я увидел, что он уже почернел от холода… а они еще прежде поместили с ним в его могиле набид и некий плод и тунбур. Итак, они вынули все это, и вот он не завонял, и не изменилось у него ничего, кроме его цвета. Итак, они надели на него шаровары и гетры, и сапоги, и куртку, и парчовый кафтан с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую».

Здесь мы чуть-чуть прервемся, чтобы еще раз обратить наше внимание на одежду, в которой знатный рус вступает в иной мир. Шаровары, гетры и парчовый кафтан с золотыми пуговицами как-то не вяжутся в моем представлении с образом варяга. Такие одежки более к лицу запорожскому казаку, если бы не парчово-соболиная «шапка Мономаха», которая, впрочем, тоже не кажется атрибутом одежды викинга. Какие же это скандинавы?

Но дальше, дальше… «И они понесли его, пока не внесли его в ту кабину, которая имеется на корабле, и посадили его на матрац, и подперли его подушками, и принесли набид и плод и благовонное растение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие и положили к его боку. Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом они разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в корабле. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем. а девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин юрты и говорит ей: “Скажи своему господину: “право же, я сделала это из любви к тебе”. Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они уже раньше сделали наподобие обвязки больших ворот, и она поставила обе свои ноги на руки мужей и она поднялась над этой обвязкой, обозревая окрестность, и говорила нечто на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй раз, причем она совершила то же действие, что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее. Они взяли эту курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: “Она сказала в первый раз, когда ее подняли: вот я вижу моего отца и мою мать – и сказала во второй раз: вот все мои умершие родственники сидящие – и сказала в третий раз: вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему”. И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, той, которая убивает ее. И девушка сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые перед этим служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в кабину, и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в кабину, в которой находится ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в кабину, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула голову в кабину и вошла вместе с девушкой, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа в руке кинжал с широким лезвием, и вот начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой пока она не умерла. Потом подошел ближайший родственник этого мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом он, будучи голым, пошел задом… к кораблю… зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем. Потом подошли люди с кусками дерева для подпалки и дровами, и с каждым из них деревяшка (лучина?), конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить ее в эти куски дерева (подпал). И принимается огонь за дрова, потом за корабль, потом за кабину и за мужа, и за девушку, и за все, что в ней находилось. Подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение огня».

Что же можно почерпнуть из этого пространного описания? Много и ничего.

В числе жертвенных животных упоминаются: собака, пара лошадей (лошадь и конь?), пара коров (корова и бык?), петух с курицей и курица еще раз отдельно. Все как-то невыразительно. Можно ли говорить на основании одной лишней курицы об особом отношении русов к отряду куриных? Константин Багрянородный говорит о гадании на петухах как однозначно характерной черте русов: «На этом острове (острове св. Григория на Днепре) они (росы) совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг дуба, а другие – кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми».

Кусочки хлеба и мясо, полностью совпадающие у Багрянородного и ибн Фадлана, могут рассматриваться как подтверждение того, что речь идет об одних и тех же русах, то есть скандинавах. Но, как справедливо примечает Багрянородный, это то, «что имеет каждый», простейшая еда, которую едят все независимо от национальности, что практически дезавуирует свидетельство для этнической детерминации. То же самое можно сказать о петухе и курице ибн Фадлана. Хотя может быть как раз «лишняя» третья курица (или петух?), у которой предназначенная в жертву девушка отрезала и забросила куда-то голову, и была «гадательной»? Но, опять же, не видно причины считать гадание на петухах каким-то скандинавским обычаем. Скорее уж кельтским.

Ибн Фадлан подчеркивает, что все жертвенная живность была разрублена мечом на две части и в таком виде оставлена на корабле. Я никогда не слышал о такой особенности скандинавских похоронных обрядов «эпохи викингов», хотя, конечно, не будучи специалистом археологом, могу ошибаться (тем боле что ошибаются и специалисты).

Теперь об «ангеле смерти». Тут вообще все непонятно. Из текста ибн Фадлана следует, что приканчивающая обреченных старуха – профессиональная наследственная шаманка. Она и ее дочери, которые помогают старухе и со временем примут должность, кормятся с жертв. Спрашивается, возят ли русы везде с собой этих профессионалок вместе с их потомством, отнимая тем самым на кораблях драгоценное место у товаров? Как-то не верится в такое. Или шаманки местные? Но тогда чей обычай описывает ибн Фадлан: пришлых купцов-русов или местных «славян»-булгар?

То же самое в отношении разнузданной поминальной оргии. До сих пор со слов самого ибн Фадлана складывалось впечатление, что все русы живут в больших домах, чем-то вроде постоялых дворов для купцов, где моются в общей лохани и по мере желания совокупляются со своими наложницами. Но вот обреченная девушка «…уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин юрты». Откуда взялись юрты, и куда делись общие дома? Ясно, что юрты – это нечто другое, поскольку в каждой есть свой хозяин. Потому напрашивается вопрос, пошла ли девушка «по рукам» русов или местных жителей? Если русов, то почему они оказались в юртах, а не на постоялом дворе? Если аборигенов, то какой в этом вообще смысл, почему вдруг блудливые хозяева юрт озаботились загробным будущим девушки и, стараясь уйти от ответственности, учат ее обманывать мертвого хозяина: «Скажи своему господину: “право же, я сделала это из любви к тебе”»?

В общем сплошные нескладушки. Невольно снова и снова задаешься вопросом, что здесь свидетельство очевидца, а что – очередные охотящиеся за всадниками единороги и летающие по ночному небу ифриты? Можно ли отделить во всем этом зерна от плевел? Не знаю. Вне сомнений ли сам факт, что тело умершего сжигается в корабле и вместе с кораблем, и последний служит вместо дров для погребального костра? Ведь все знают, что обряд кремации в корабле – это истинно нордический обычай, характерный только для викингов. Поэтому если знатного руса сжигают в корабле, то он безусловно скандинав, и тут ничего не попишешь.

Попишешь. Все не столь просто. Ахейцы, осаждавшие Трою, тоже сжигали тела своих павших героев в кораблях еще за две тысячи лет до викингов. Тем не менее вряд ли этот обычай можно назвать общегреческим. Равно как нельзя назвать его и общескандинавским. На берегах Скандинавии обряд кремации в ладье появляется очень локально в пространстве и времени: в шведском Упланде (нынешняя центральная Швеция) так называемого вендельского периода (VI—VIII века н. э.). Обряд появляется в готовом сформировавшемся виде, генезис его неясен, что заставляет предполагать, что он был занесен сюда извне. Откуда? Неизвестно. Можно лишь строить догадки.

Почему ахейцы, для которых корабли были единственным средством вернуться домой, все же сжигали их с телами своих мертвых? Да потому что не находили другого выхода. В безлесных окрестностях Трои древесина кораблей была единственным горючим материалом для погребального костра. (Ахилл, жалея свой корабль, уломал Агамемнона приостановить военные действия и отрядить все греческое войско на доставку дров для кремации друга Патрокла из далекого леса.) Так же, как в случае с ахейцами, мне кажется, «скандинавский» обряд сжигания тела в ладье мог родиться только в среде путешественников-моряков и только там, где нет лесов, где трудно найти достаточно дров для погребального костра. То есть никак не в скандинавии. Не буду настаивать на том, что его родиной были именно степи Северного Причерноморья, а изобретателями любимые мною готы или более широко «черноморская русь» – ты мой любящий пофантазировать читатель, можешь сам поискать свои альтернативы.

Конечно, речь идет не о кремации вообще, кремация как похоронный обряд был свойствен многим народам Европы, включая, в частности, всех германцев и всех славян. Безусловно сжигание покойников было данью традиции, но, как и всякая сакральная традиция, она имела свое философское обоснование, которое один из русов, посмеиваясь в усы над глупым, по его мнению, арабом, поведал через переводчика ибн Фадлану: «вы, арабы, глупы… воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас… По любви господина его к нему вот уже послал он ветер, так что он унесет его за час».

Здесь не место для дискуссии о преимуществах и недостатках кремации и ингумации тем более что русы переходят к очень интересному и важному для нас этапу похорон: «… они построили на месте этого корабля, который вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».

Ах, Фадланыч, Фадланыч, лентяй чертов!! Ну как же ты так?! Что стоило переписать эти имена? Представляешь, мой затаивший дыхание читатель, что было бы, если бы записал бестолковый араб хотя бы имя царя русов. Например, было бы это нечто похожее на Хельги, тогда заткнулись бы антинорманисты, потому что Хельги – форма оригинальная скандинавская, а значит, русы говорили по-скандинавски, и супротив такого явно факта, недвусмысленно подтверждающего Константина Багрянородного, «права не покачаешь». А если бы записал Фадланыч что-то вроде Олег, то пришлось бы заткнуться норманистам, ведь форма Олег уже адаптирована в некой ненорманнской среде, другой вопрос славянской, финской, аланской или готской. Да и мне не с руки было бы вякать, что никакого Вещего Олега никогда в природе не существовало. А если бы он написал…

Впрочем, чего вилами по воде водить да душу травить. Ничего не написал ибн Фадлан, поленился, и мы так никогда и не узнаем, что за имена вырезали русы на столбе над курганом… А ведь мог, мог, подлый арабишка, когда хотел! В Ургенче подметил и записал, редиска, нехороший человек: «Потом говорит (житель Ургенча): паканд, что значит “хлеб”». И сразу ясно, что жители Ургенча говорили на фарси (персидском). И у гузов честно отработал халифов хлеб: «Гузы говорят “бир тенгри”, следовательно они – тюрки». Верно подмечено, действительно тюрки. Какие могут быть сомнения?[89]

А вот на каком языке говорили русы, из-за небрежности ибн Фадлана так навсегда и осталось бы тайной, если бы не Константин Багрянородный. Но и того, даром что император, перепроверить тоже было бы неплохо. Увы!

Как бы то ни было, несомненный факт, что у русов было письменность. Какая? Если бы ибн Фадлан не поленился скопировать надпись над курганом, то мы бы знали и это. А так опять полная неопределенность. Поскольку Кирилл и Мефодий ко времени путешествия ибн Фадлана на Волгу уже давно почили в бозе, надпись вполне могла быть сделана кириллицей или глаголицей. Но могла и быть вырезана рунами, младшим футарком, который продолжал бытовать в Скандинавии X века.

Что ж, посетовав еще раз на разгильдяйство ибн Фадлана продолжим чтение. Тем более что умолчав имя царя русов, ибн Фадлан достаточно выразительно, хотя и поверхностно, описал его образ жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Как хоронить руса

Подробная инструкция, собранная из записок средневекового арабского путешественника Ибн Фадлана (18+)

Подготовила Елизавета Гусалова

ия князейКак хоронить русаПохороны знатного руса в Булгаре. Картина Генриха Семирадского. 1883 год

© Государственный исторический музей

Кто такой Ибн Фадлан и как он познакомился с русами

Ахмед Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель, оставивший подробные описания жизни и быта жителей Восточной Европы, в которой побывал лично в начале X века. Эта поездка не была инициативой аббасидского халифа  , в подчинении которого находился Ибн Фадлан. Принять посольскую делегацию в землях Восточной Европы халифу предложил правитель Волжской Булгарии хан Алмуш. Желая избавиться от власти Хазарского каганата, он просил о покровительстве Аббасидов, взамен обещая поддержать распространение ислама в своих землях. В своем письме халифу Алмуш просил прислать в его земли религиозных наставников, готовых насаждать мусульманскую веру и строить мечети, но больше всего уповал на то, что ему помогут соорудить военную крепость, способную защитить его земли от возможных нападений. Для халифа дружба с хазарами сулила торговые привилегии. Также она способствовала упрочению влияния ислама в странах Восточной Европы.

Ибн Фадлан отправился в путешествие в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. Странствования оказались долгими, но большинство целей, поставленных перед посольской делегацией, так и не были достигнуты. Тюркские племена, через земли которых они проходили, ислам так и не приняли, а правитель булгар, не получив от халифа денег на желаемые постройки, предпочел не продолжать с ним сотрудничество. Тем не менее результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.

Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа. Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:

«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».

Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:

«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».

Далее следует довольно подробное описание и впрямь омерзительных привычек русов, после которого с трудом можно поверить, что еще несколько строк назад их сравнивали с румяными и прекрасными пальмами.

Ибн Фадлан детально описывает абсолютно отвратительный, с его точки зрения, ритуал ежедневного омовения лица у русов. Каждое утро девушка, прислуживающая в доме, появлялась с большой лоханью с водой и подносила ее своему господину, тот мыл в ней свое лицо, в ту же воду вычесывал гребнем волосы и, перед тем как передать лохань следующему по очереди, сморкался и плевал в нее:

«И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней».

Не меньше смущали просвещенного и верующего Ибн Фадлана свободные нравы русов, он с ужасом описывал их способность сношаться везде, где им вздумается, никак не скрываясь от взглядов:  

«И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого‑либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и рус не оставляет ее, или же удовлетворит отчасти свою потребность».

Но, конечно, наибольший интерес для исследователей представлял его рассказ о традиционном обряде погребения русов в ладье.  

Как хоронить русаФрагмент рукописи Ибн Фадлана

© Wikimedia Commons

Как хоронить руса. Инструкция  

1. Сразу после смерти труп покойного должен быть погребен в землю, где он может находиться несколько дней, пока идут основные приготовления к церемонии его проводов в иной мир. В назначенный день тело следует откопать и перенести на корабль для последующего сожжения.

2. Следующим шагом после смерти правителя будет спросить его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. При получении от одного из них положительного ответа ни за что не допускать изменения решения и довести начатое до конца.

«И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки».

3. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии следует поручить двум другим женщинам, которые отныне должны следить за тем, чтоб она не передумала, оберегать ее, мыть ей ноги и каждый день заботиться только о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.

4. Корабль усопшего нужно вытащить на берег и поставить на деревянные подпорки. На корабль поставить скамью со стегаными матрасами и византий­ской парчой. Пригласить женщину-старуху, которая в дальнейшем должна убить девушку.

«…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)».

5. Следует вынуть покойника из могилы, одеть и принести в шатер, сооруженный на корабле.

«…И извлекли его в изаре, в котором он умер, и вот я увидел, что он уже почернел от холода этой страны». 

6. Бросить перед ним хлеб, мясо и лук.

7. Принести собаку, разрезать на две части, бросить на корабль.

8. Положить рядом с покойником все его оружие.

9. Гонять двух лошадей, пока сильно не вспотеют, затем разрезать их мечом и бросить на корабль. Привести двух коров, петуха и курицу. Разрезать, также бросить на корабль.  

«Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)».  

10. Подготовить девушку к поднятию на корабль. Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить. 

«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».

Как хоронить русаТризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Картина Генриха Семирадского. 1884 год

© Государственный исторический музей

11. Девушке необходимо подняться на корабль и петь в окружении мужей, взошедших на судно вслед за нею. Также ее следует обильно поить.  

«Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в палатку, и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. <…> Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой находится ее господин».

12. Девушку ввести в палатку (при необходимости — принудительно), шести мужчинам пройти вслед за девушкой и совокупиться с ней. Чтобы заглушить возможные крики, бить по щитам.

«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».

 13. Девушку нужно положить на бок рядом с мертвым господином, душить и бить кинжалом.

«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».

 14. Ближайшему родственнику покойного следует раздеться догола, а затем пятиться задом, приложив руку к заднему проходу, после поджечь корабль. Затем подойти остальным и каждому бросить по куску зажженного дерева в костер.

«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем». 

historicaldis.ru

ГИМ. Залы 8-12. Древнерусское государство в IX-XV веках

Древнерусское государство в IX-XV веках. Продолжение. В предыдущей статье мы знакомились с залами 4-7.

Древнерусское государство в IX-XII векахГ.Семирадский «Похороны руса»Формирование древнерусского государстваГ.Семирадский «Ночные жертвоприношения»Древнерусский город XI- первой половины XIII вв.Феодальная раздробленностьПоловецкая бабаКультура Древней Руси XI – первой половины XIII ввЕвангелие князя МстиславаМонгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)

Зал 8.Древнерусское государство в IX-XII веках

Зал украшен орнаментами, подобными убранству раннего христианского храма, это напоминание о прошлой экспозиции.

Центральные витрины посвящёны княжеской дружине.

Г.Семирадский «Похороны руса» (Древнерусское государство в IX-XV веках)

На стенах представлены две картины Генриха Семирадского. На первой из них изображены «Похороны Руса».

Семирадский написал эти полотна опираясь на описания секретаря арабского посла Ахмеда ибн Фадлана. В качестве секретаря посольства аббасидского халифа этот сановник посетил Волжскую Булгарию в 921—922 годах. Во время путешествия Ахмед Ибн-Фадлан вёл дневник и записывал всё, что видел. Он оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Ибн-Фадлан увидел сцену похорон руса в государстве Волжская Булгария.

В правой верхней части полотна изображена огромная ладья на деревянном помосте, на ней под балдахином — тело умершего знатного человека в богатом платье.

В центре картины – молодая женщина, которая должна сопровождать покойного в царство мертвых. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним должны были хоронить и женщину. Одна из его наложниц добровольно согласилась стать жертвой. Она сидит в ладье.

Наложницу должны умертвить. Слева от жертвы в лодке видна старуха с длинными волосами, она занесла над несчастной кинжал. Дальше видим мужчин. Обряд умерщвления был жестоким – мужчины душили женщину, а старуха её добивала.Чтобы заглушать крики жертвы, внизу слева изображена группа шумельщиков – они издавали громкие звуки, заглушая крики.

Два тела помещали в лодку и поджигали её. Художник изобразил ладью на срубе-поленнице, то есть для огненного погребения всё подготовили заранее.После соблюдения всех ритуалов человек с горящим факелом поджигал ладью. Над погребальным кострищем насыпали высокий курган, на нем справляли тризну – поминки, затем еще досыпали земли, а на вершине ставили столб с именем покойного.

На самом деле такой ритуал похорон существовал у варягов. Что они делали на Волге? Все помнят знаменитый путь из варяг в греки хазары, поэтому возможно, что таким образом хоронили умершего в дороге скандинава.

Формирование древнерусского государства. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

Этот зал посвящён формированию древнего Русского государства. Во главе его стоял князь, дружина следила за исполнением княжеской воли. Умершего князя хоронили по варяжскому, скандинавскому ритуалу. В центральной витрине находятся вещи из захоронения знатного воина.

Что касается скандинавской, «варяжской» теории, то утверждение, что государственность принесли нам варяги не верно. Скандинавы-варяги не могли привнести государственность нашим предкам-славянам, потому что у них самих ещё не было никакой государственности. Варягов пригласили выполнять уже существующие государственные функции как независимых и незаинтересованных лиц. Некоторые европейские государства также формировалась подобным образом. Достаточно вспомнить историю Англии, где кого только не было, начиная с Юлия Цезаря и вплоть до Вильгельма Завоевателя. Жители нынешней Британии относятся к этому спокойно и с юмором, сочиняют на эту тему комиксы для детей.

Следует подчеркнуть что Русь – это понятие социальное, а не этническое.

В витрине слева от входа в зал представлены массивные женские украшения финно-угорского происхождения.

Всё убранство весило 9 кг, украшения были сделаны из бронзы. Ежедневно так никто не наряжался. Женщина надевала все эти гривны, колты и ожерелья лишь по особым редким случаям, возможно, вообще раз в жизни. Согласно гипотезам историков это может быть свадебный или даже погребальный наряд.

Г.Семирадский «Ночные жертвоприношения»  (Древнерусское государство в IX-XV веках)

В основе второй картины Генриха Семирадского под названием «Ночные жертвоприношения» лежит рассказ византийского хрониста Льва Диакона о последнем эпизоде войны киевского князя Святослава Игоревича с Византией за обладание Дунаем. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Но византийские войска окружили русскую дружину кольцом блокады, которое Святослав решил прорвать.На картине запечатлён эпизод в ночь перед решающей битвой, когда княжеские дружинники совершили огненное погребение погибших воинов и принесли в жертву пленных.

Князь Святослав с дружиной были язычниками, поэтом волхвы совершили обряд гадания, ворожбы об исходе грядущего сражения.

Вверху справа на фоне луны виден петух над обрывом. Петуху отсекали голову и его кровь капала в воду. Волхв (ниже петуха, седой лысый старик с бородой) ворожил, делал предсказание по очертаниям капель крови на воде.В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне.

Зал 9. Древнерусский город XI — первой половины XIII вв. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

В XI-XIII веках на Руси происходит бурный рост городов. Недаром в древности наши восточные соседи именовали Русь Гардарикой, т.е. страной городов. Средневековый город – это центр материальной и духовной культуры. На стене зала находится изображение древнерусского города. Ни один наш город не сохранился в первозданном виде, на росписи представлен собирательный образ города.

В угловой витрине помещается реконструкция дома новгородца. На деревянных полках и лавках разложены бытовые предметы — посуда, инструменты, украшения — которыми пользовались люди того времени.

Интересна кожаная обувь.

Витрина в центре зала посвящена торговле. На городском рынке можно было купить местные и заморские товары,в том числе оливковое масло, орехи. Здесь же находятся эквиваленты денег. В ту пору на Руси ещё не чеканили монету. Деньгами служили куньи меха(куны), бусы, слитки серебра, называвшиеся гривнами. Кстати слово «рубль» происходит оттого, что гривну рубили на более мелкие части и получалась «рубленая гривна».

В других витринах представлены предметы быта и роскоши как местного, так и иноземного производства, включая драгоценные лиможские эмали, игрушки, коньки из кости.

Зал 10. Середина XII — первая половина XIII века.Феодальная раздробленность. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

Зал украшен копиями белокаменной резьбы Дмитриевского собора Владимира, потому что прежде он был посвящён Владимиро-Суздальскому княжеству.

В изваяниях над дверью можно найти Александра Македонского,

внизу – барельефы самого князя Всеволода Большое Гнездо с детьми.

Половецкая баба. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

Здесь же находится одна из многочисленных половецких баб.

Русское слово бАба с ударением на первый слог – это искажённое тюркское бабА, с ударением на последний слог. БабА тюркских языках означает «уважаемый человек».Древнерусское государство в IX-XV веках

Зал 11. Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

Оформление зала воспроизводит белокаменную резьбу, украшающую фасады Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Евангелие князя Мстислава. (Древнерусское государство в IX-XV веках)

Культура — это не только изобразительное искусство, скульптура и т.п. Важнейшей частью культуры является письменность, книги. В России сохранилось всего лишь 7 древних книг с датой и именем заказчика, 3 из них хранятся в ГИМ.В центральной витрине находится главное сокровище этого зала —

Евангелие князя Мстислава.

В витрине выставлена копия. Муляж книги воспроизведён в мельчайших подробностях, включая загрязнения, такие же, как и на подлиннике. Выставлять древние книги в раскрытом виде нельзя, от этого они быстро приходят в негодность. Старые подлинные книги иногда появляются на выставках, но лишь в закрытом виде. Евангелие князя Мстислава написали не позднее 1117 года, в книге 213 страниц.

Здесь же можно увидеть врата из Богородице-Рождественского собора Суздальского Кремля, сделанные в технике золотой наводки. Подлинные врата находятся в Суздале, а в ГИМ представлена копия, выполненная из гипса и меди в 80-х годах XIX столетия.Древнерусское государство в IX-XV векахДревнерусское государство в IX-XV веках

Зал 12Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)

Древнерусское государство в IX-XV веках

Экспозиция зала 12 начинается с художественно исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, – «Монгольские завоевания в XIII в.».

Древнерусское государство в IX-XV векахВ 1206 г. хан Темучин, более известный как Чингисхан, объединил монгольские племена Центральной Азии в единое государство с центром в Каракоруме. Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство, докатилось до Тихого океана на востоке и Средиземного моря на западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана, хан Бату, начал покорение Европы – во исполнение завещания деда дойти «до последнего моря», то есть до Атлантического океана. К 1237 году под властью монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войска лежала Русь.

Древнерусское государство в IX-XV веках

Смотрите следующие залы.

TEXT.RU - 100.00%

kraeved1147.ru