Погосты в древней руси. От погоста к волости
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПОГОСТ. Погосты в древней руси


От погоста к волости. История России.

Предлагаем вашему вниманию статью А.А. Горского, посвящённую вопросу о том, как термин "волость" стал обозначать небольшой округ в составе уезда.

Статья первоначально опубликована в сборнике "Образы аграрной России IX-XVIII вв." (М.: Индрик, 2013. С. 89-93)

---

Волостью до начала XX столетия именовался небольшой округ в составе уезда, включавший несколько сельских поселений. В историографии часто прилагают этот термин к подобного рода мелким территориальным единицам, начиная с домонгольского периода. Но оснований для этого в источниках нет. В XI - начале XIII в. волость - это крупная территориальная единица (то, что обычно именуют анахроничным по отношению к данной эпохе термином «княжество»), управляемая князем и имеющая в качестве центра стольный город1. Другое значение термина волость в домонгольский период (фиксирующееся в дошедших до нас источниках лишь дважды) - частное земельное владение2. Волости в привычном для позднейших эпох значении мелких административных единиц, не имеющих на своей территории города (даже нестольного), встречаются в источниках начиная с XIV столетия3.

Тем не менее есть основания полагать, что внутри волостей-«княжеств» домонгольской эпохи существовали более дробные податные единицы. В пользу этого свидетельствуют, в частности, нормы правового регулирования сбора государственных податей.

Статья 42 Краткой редакции Русской Правды, относящаяся ко времени правления в Киеве Ярослава Владимировича (1015-1054 гг.), расписывает порядок содержания населением судебного чиновника - «вирника»: «А се поконъ вирныи: вирнику взятии 7 вѣдор солоду на недилю, тоже овенъ или полоть, или двѣ ногатѣ; а въ среду рѣзану. А в пятницю тако же; а хлѣба по колку могуть изъясти, и пшена; а куръ по двое на день; кони 4 поставити и сыпати имъ на конь, колко могуть зобати; а вирнику 60 гривенъ и 10 рѣзанѣ и 12 веверици, а переди гривна; или ся пригодѣ в говение рыбами, то взятии за рыбы 7 рѣзанъ; то всѣх кунъ 15 кунъ на недѣлю, а борошна колко могуть и ясти; до недѣли же виру сберуть вирници; то ти урокъ Ярославль»4. Сходные нормы присутствуют в Пространной редакции Русской Правды начала XII в. (ст. 9, 10, 74): «А се покони вирнии были при Ярославѣ: вирнику взятии 7 вѣдеръ солоду на недѣлю, же овенъ любо полоть, любо 2 ногатѣ; а в середу куна же сыръ, а в пятницю тако же; а куръ по двою ему на день; а хлѣбовъ 7 на недѣлю, а пшена 7 уборковъ, а гороху 7 уборковъ, а соли 7 голважень; то то вирнику со отрокомъ; а кони 4, конем на ротъ сути овесъ; вирнику 8 гривенъ, а 10 кунъ перекладная, а метелнику 12 вѣкшии. А съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривенъ, то вирнику 16 гривенъ и 10 кунъ и 12 вѣкшии, а переди съсадная гривна. А за голову 3 гривны»; «А се наклады: 12 гривенъ, отроку 2 гривны и 20 кунъ, а самому ѣхати со отрокомь на дву коню, сути же на ротъ овесъ, а мясо дати овенъ любо полоть, а инѣмь кормомь, что има череве возметь, писцю 10 кунъ, перекладнаго 5 кунъ, на мѣхъ две ногатѣ»5.

Закон устанавливает срок сбора судебных штрафов, в рамках которого расписывается содержание вирника населением. Этот срок - неделя. Данного времени слишком много для объезда одной общины - верви6 и слишком мало для целой волости («княжества»). Следовательно, объезд осуществлялся в рамках некоей «промежуточной» между волостью и вервью территориальной единицы. По-видимому, это была территория, тянущая к «погосту». Система погостов начала создаваться княгиней Ольгой в середине Х в., причем в летописном рассказе об этом речь идет о погостах по всей Русской земле: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьстѣ погосты и дань и по Лузѣ погосты и дань и оброкы, и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты, и сани ея стоять въ Плесъковѣ и до сего дни, и по Днѣпру перевѣсища и по Деснѣ, и есть село ея Ольжичи и до сего дни»7. Последующих упоминаний погостов в источниках немного, но они говорят о широкой распространенности этого вида поселений. В церковном уставе Владимира Святославича (начало XI столетия) - говорится о десятине от государственных доходов, пожалованной церкви; в качестве центров территориального деления указаны города и погосты: «по всѣм городомъ далъ есмь и по погостомъ и по свободамъ»8. Из погоста в погост перемещались повстанцы во главе с волхвами на пути от Ярославля к Белоозеру согласно рассказу «Повести временныхлет» под 1071 г.9 Уставная грамота Смоленской епископии князя Ростислава Мстиславича (1136 г.) содержит роспись податей с территории Смоленской «волости», из которых выделяется церковная десятина. Пунктами, по которым расписаны повинности внутри волости, являются, во-первых, города, к которым относятся 12 поселений, во-вторых, погосты - все остальные населенные пункты, числом 3510. Имеются известия о погостах в Новгородской земле: по погостам ведется раскладка доходов в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Новгородской епископии на поступления от прионежских и заволочских владений Новгорода11; «Терпужьскыи погостъ Ляховичи» является объектом пожалования князем Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (между 1125 и 1136 гг.)12; о присоединении полоцким князем Всеславом Брячиславичем в 1060-е гг. к своим владением принадлежащего «Новгородской волости» погоста говорится в киевском летописании XII столетия13; упоминаются погосты и в новгородских берестяных грамотах14. Есть летописное упоминание о погостах в Суздальской земле в первой половине XIII столетия: «татаровѣ... взяша городовъ 14, опрочь свободъ и погостовъ» (1238 г.)15. Этих данных, конечно, недостаточно, чтобы утверждать, что на всей территории Руси строго действовала троичная система территориального деления: волость - погосты16 - верви17. Но вероятно, что как минимум на значительной части Руси дело обстояло именно так18.

Итак, волость в значении мелкой территориальной единицы, включающей несколько сельских поселений, заняла к XIV веку место округов, тянущих к погостам. Таким образом, термин волость претерпел весьма существенную трансформацию. Ее ход на первый взгляд не просматривается. Однако некоторые данные на этот счет в источниках XIII столетия все же есть.

Согласно Галицкой летописи, составленной в середине XIII в., князь Даниил Романович в 1241 г. упрекал боярина Доброслава, управлявшего южной частью Галицкой земли (т. н. «Понизьем») в его отсутствие, что тот дает волости пришлым черниговским боярам, а не галицким: «Черниговьских бояръ не велѣх ти приимати, нъ дати волости галичкимъ»19. Речь шла о территориях на южной окраине Галицкой земли. В объединенной Даниилом с Галицкой Волынской земле, судя по завещанию владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (1288 г.), князья и бояре имели во владении не волости, а села20. На другом конце Руси в 1260-е гг. были заключены договоры между Новгородом и великим князем владимирским Ярославом Ярославичем. В них перечисляются «волости новгородские»: «А се, княже, волости новгородьскые: Волокъ съ всеми волостьми, Торжекъ, Бежиче, Городець Палиць, Мелечя, Шипино, Егна, Заволочье, Трѣ, Перемь, Печера, Югра, Вологда»21. Речь идет об окраинных территориях Новгородской земли - от Волока Дамского и Торжка на юго-востоке до Терского берега Кольского полуострова на севере и Югры (Северного Зауралья) на северо-востоке. В договорах оговаривается, что эти волости «держат» «мужи новгородские», а не княжеские. Таким образом, в середине XIII века мы видим начало употребления понятия «волость» для территориальных единиц на окраинах той или иной земли. А в XIV веке в Северо-Восточной Руси фиксируется применение этого термина к сельским податным округам вне городского «уезда» (центральной территории «княжества», поделенной на «пути» и «станы»)22. Вероятно, такое значение слово «волость» приобрело как раз потому, что и здесь первоначально имелись в виду окраинные территории «княжества». Мог сыграть свою роль и тот факт, что иногда понятие «волость» прилагалось к частным земельным владениям, т. е. относительно небольшим территориальным комплексам.

1 См.: Горский А.А., Кучкин В.А., Аукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: Очерки политического и социального строя. М., 2008. С. 9-32. 2 ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 492; Арциховский А.В., Янин В.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1982. С. 150. № 10. О том, что во втором случае речь идет о частном владении, см.: Горский А.А., Кучкин В.А., Аукин П.В., Стефанович П.С. Указ. соч. С. 27- 28, примеч. 167. 3Первые упоминания - в духовных грамотах Ивана Калиты (1330-е гг.): Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М., 1950. № 1. С. 7-9; № 2. С. 9-11. При этом в XIV столетии продолжает встречаться (главным образом в нарративных источниках) и употребление понятия волость в старом значении - «княжество». 4 Правда Русская. Т. 1.М.; Л., 1940. С. 81. 5 Там же. С. 105,112. 6 О верви см.: Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 103-104; Словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.). Т. 2. М., 1989. С. 266. 7 ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. Стб. 48-49; ср.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 113. 8 Древнерусские княжеские уставы ХІ-ХѴ вв. М., 1976. С. 15. 9 ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 175. 10 Древнерусские княжеские уставы... С. 141-143, 146. Каждый из них прямо не назван погостом, но первая упомянутая в грамоте территориальная единица - Вержавляне Великие с центром в городе Вержавск - состоит из девяти погостов, с которых в совокупности платится 800 гривен, т. е. около 100 гривен с каждого. Отсюда ясно, что последующие пункты, не упомянутые как города в особой записи «О погородье» и платящие от 10 до 200 гривен, также являются погостами. 11 Там же. С. 148: "в Онѣгѣ на Волдоутовѣ погостѣ два сорочка, на Тудоровѣ погостѣ два сорочка, на Ивани погостѣ с даром 3 сорочькы..." 12 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 80. С. 139-140. 13 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 608. 14 Арциховский А.В., Янин В.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1982. № 531. С. 130-134; Янин В.А., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.). М., 2004. № 800,806,834. С. 29,33,53-54. 15 ПСРЛ.Т. 1.Стб.464. 16 Точнее - округ, центром которого был погост, поскольку погостом в источниках именуется поселение, являющееся центром подплатежного территориального округа, сам же округ никаким понятием не определяется (ср. грамоту Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю: «далъ есмь святому Георгию Терпужьскыи погостъ Ляховичи съ землею» - Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 80. С. 139). 17 О строгости такой системы нельзя говорить хотя бы потому, что рядом с погостами иногда упоминаются «свободы» (слободы) - поселения, освобожденные от податей (см. упомянутое выше известие о монгольском разорении 1238 г., а также Устав Владимира - «по всѣм городомъ далъ есмь и по погостомъ и по свободамъ»), 18 Ср.: Чернов С.З. Археологические данные о внутренней колонизации Московского княжества и происхождение волостной общины // Советская археология. 1991. № 1. 19 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 789. 20 Там же. Стб. 903-904. 21 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 3. С. 12; ср.: № 1. С. 9-10; №2. С. 10-11. 22 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. № 1-4. С. 7-19; Назаров В.Д., Черепнин Л.В. Крестьянство на Руси в середине XII - конце XV в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 2. М., 1986. С. 260-266; Кучкин В.А. Московское княжество в XIV в.: система управления и проблема феодальной государственной собственности // Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. Проблемы феодальной государственной собственности и государственной эксплуатации (ранней и развитой феодализм).М., 1988; Чернов С.З. Доменмосковскихкнязейвгородских станах. 1271-1505 годы // Культура средневековой Москвы: Исторические ландшафты. Т. 2. М., 2005.

Просмотров: 5786

Источник: Образы аграрной России IX-XVIII вв. М.: Индрик, 2013. С. 89-93

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

ПОГОСТ - это... Что такое ПОГОСТ?

  • ПОГОСТ — муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской …   Толковый словарь Даля

  • погост — кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОГОСТ — сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место …   Юридическая энциклопедия

  • ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОГОСТ — ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОГОСТ — на плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 …   Большой словарь русских поговорок

  • Погост — …   Википедия

  • ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… …   Русская история

  • погост — а; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… …   Энциклопедический словарь

  • Погост — Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija …   Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

  • dic.academic.ru

    Погост

    
    XPOHOC
    ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
    ФОРУМ ХРОНОСА
    НОВОСТИ ХРОНОСА
    БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
    БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
    ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
    СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
    ЭТНОНИМЫ
    РЕЛИГИИ МИРА
    СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
    КАРТА САЙТА
    АВТОРЫ ХРОНОСА
    Родственные проекты:
    РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
    ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
    ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
    ПРАВИТЕЛИ МИРА
    ВОЙНА 1812 ГОДА
    ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
    СЛАВЯНСТВО
    ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
    АПСУАРА
    РУССКОЕ ПОЛЕ

    Погост - сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «Погост» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место, сборный пункт сельских жителей определённой округи, а также волость, где происходили гостьба, торжки и базары. На Погосте останавливались варяги, обложившие в IX в. славянские поселения данью. Они требовали в своё становище окрестное население для взноса дани (подати), отчего в народной памяти отложилось понятие Погост - известного податного участка населённой земли, составлявшего часть уезда (объезда сборщиков). С введением христианства на Погосте были сооружены церкви и устроены кладбища, откуда и нынешнее значение слова «Погост» - кладбище.

     

     

    www.hrono.ru

    Паломническая поездка "Погосты Древней Руси. По берегам реки Сясь"

       Слово "погост" у многих ассоциируется исключительно с сельским кладбищем, однако у него есть ещё и другое значение: "погосты" - это административно-территориальные единицы на Руси, состоящие из нескольких населённых пунктов, центром которых являлись величественные и прекрасные храмы. 28 марта мы, группа паломников храма св. Ильи пророка (на Пороховых), в сопровождении клирика храма иерея Виталия Кузнецова и алтарника Евгения Фомина, совершили путешествие по берегам реки Сясь, чтобы познакомиться с погостами Древней Руси и помолиться в уцелевших храмах.

       "У каждого храма во время освящения появляется свой Ангел-Хранитель, который остаётся на этом месте, какая бы судьба не постигла его стены. Поэтому, даже если от храма ни одного камня не осталось, место бывшего алтаря огораживают и возводят крест на память о разрушенной святыне", - рассказывал нам о. Виталий. На берегах реки Сясь мы, Слава Богу, не встретили таких крестов, но истерзанных, как временем, так и людьми, церквей там действительно много. Оттого, наверное, таким непростым показалось нам это путешествие по следам некогда богатых поселений и великолепных храмов, ныне отмеченных печатью запустения и разрушений.

       Невозможно без боли смотреть на руины стен, отданных в лихие годы безверия на разорение и поругание. Зато как ликовало сердце при виде восстановленных церквей, в которых уже регулярно проходят богослужения. Да, былые приходы до 2тыс.человек остались, увы, в далёком прошлом, но главная составляющая жизни храма - молитва уже творится, пусть и немногочисленными, но искренними сердцами прихожан. С какой радостью мы присоединились к пению акафиста в церкви Успения Пресвятой Богородицы в г.Сясьстрой (быв.Сясьские Рядки) и к молитве в церкви Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа.

       С большим воодушевлением исполнили молебное пение акафиста в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородице в церкви св. вмц. Пантелеимона в селе Колчаново. Эта новая церковь построена совсем недавно на средства, выделенные администрацией детского пульмонологического санатория „Колчаново", расположившегося на территории бывшей усадьбы помещика Шарапова. Хочется верить, что этот новый храм станет первой ласточкой в возрождении былой славы Успенского сясьского погоста и в ныне разрушенной церкви Тихвинской иконы Божией Матери, с Божьей помощью, когда-нибудь снова соберутся на молитву православные.

      Вот и в соседнем Никольском сясьском погосте уже вовсю кипит работа по реставрации церкви Троицы Живоначальной в деревне Горка Хваловская. Труден был путь к ней по весеннему бездорожью, но ажурная красота обновлённого убранства внутри церкви заставила забыть обо всех тяготах и наполнила сердце благодарностью к милости Божией. Преисполненные надежды, обратились мы с сердечной молитвой о возвращении к жизни разрушенной Церкви Воскресения Христова в селе Воскресенское, куда заехали уже перед самым возвращением в Санкт-Петербург.

      Да, православный человек не мыслит свою жизнь без храма. В минуты житейских бурь и треволнений или в радостные дни церковных и семейных праздников мы спешим на молитву в церковь. Однако так важно помнить, что и церковь - место присутствия Божия, нуждается в искренней и горячей молитве человека. Спасибо о.Настоятелю нашего храма, по чьему благословению мы совершили эту паломническую поездку, спасибо о.Виталию за интересный экскурс по погостам Древней Руси, спасибо Евгению за организационное сопровождение и заботу. Слава Богу за возможность поддержать молитвенным словом благословенные стены восстановленных церквей и, да будет милость Господа, ещё возродятся силою Духа Святого разрушенные храмы древних погостов, чтобы вновь прославлялось в них Имя Божие!

    Иванова Елена Сергеевна, прихожанка храма св. пророка Илии

     

    Посмотреть фотоотчет о поездке можно,перейдя по ссылке.

    ilya-prorok.org