Поэзия древнего рима. Реферат: Культура Древнего Рима в период республики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат: Литература древнего Рима. Поэзия древнего рима


Реферат - Литература древнего Рима

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Рим

3.Первые драматурги

4.Античная литература Рима

5.Поэзия

6.Заключение

7.Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.

Человечество еще немногочисленно. Бескрайние просторы — цветущие, благодатные — лишины постоянных человеческих жилищ.

«Природы вольные сыны» редкими группами кочуют по ним, собирая для пропитания коренья, травы, охотясь за редким зверьем.

Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно, довольно трудно. «Письменности не существовало, и мы не знаем не только того, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили»,-пишет специалист по археологии Дж.Мелларт. Огромную роль в прогрессе человечества на том этапе сыграл переход от простого пользования дарами природы к искусственно созданным уже человеком продуктам. Это был эпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости от природы и это сразу сказалось на всем строе их жизни. Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал, что население Земли за одно тысячелетие увеличилось в 16 раз и достигла примерно 80 млн.человек. Люди стали заниматься земледелием, приручением животных. «Эти достижения в свете современных научных данных должны рассматриваться как фундамент человеческой цивилизации»,- заключает Джеймс Мелларт.Таково было положение человечества до возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.).

Великими вехами в духовной истории людей стали эпохи возникновения первой формы общения между ними — речи, а потом и письменности. Это был, конечно, длительный процесс. Многие из языков древности умерли. Претерпела изменение и письменность народов. Некоторые ее виды давно уже забыты и требуют расшифровки.

Общий процесс развития человечества значительно замедлялся из-за отсутствия прочных и регулярных связей между Востоком и Западом. Европа, к примеру, только в XI-XIIвв. стала производить бумагу, а между тем Китай делал бумагу уже в начале нашей эры.

Наука Востока и Запада развивалась самостоятельно, в отрыве друг от друга, часто, естественно, повторяя друг друга. Иногда ученые Востока опережали своих коллег на Западе или открывали в явлениях, уже известных Западу, новые стороны. Параллельно, часто повторяя друг друга, не ведая о том, развивались и философские воззрения народов Востока и Запада.

О душе древнего человека, его страхах, мечтах, о его философии, мы можем судить по поздним источникам, сохранившим переходившие из уст в уста, из поколения в поколение стародавние предания.

В дошедших до нас письменах запечатлелись дела и мысли наших предков. Что они любили? О чем мечтали? К чему стремились? Ответ на эти и другие вопросы дают поэтические сказания древних народов. Литература — страна живых картин и чувств. Она переносит нас в самые отдаленные времена и в самые отдаленные земли. В сущности, через литературу мы общаемся со всеми поколениями, жившими до нас. История литературы превращается как бы в огромную панораму жизни человечества. Историк расскажет нам, как люди жили, поэт покажет нам их жизнь, пользуясь выразительными средствами поэзии, заставит нас ее пережить, перечувствовать, перестрадать.

Объектом литературы как в древности, так и в наши дни была и остается, говоря словами Пушкина, «судьба человеческая, судьба народная». О человеке и народе писатель рассказывает языком поэтических образов, поэтических картин, т.е. обогащая реальную жизнь дарами своего сердца, своего воображения, своих чувств.

Читая древние поэтические сказания, мы познаем мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.

Огромное духовное богатство сохранили нам книги. Читая их, мы приобщаемся к тысячелетнему интеллектуальному опыту человечества.

РИМ

Весь мир находился в руках победителей-

римлян. Они владели и морями, и сушей, и

небом, усеянным звездами, но им всего

было мало! Их тяжело нагруженные

корабли бороздили моря. Если им

встречался укромный залив и неизвестная

ранее область, где по слухам, были

золотые рудники, местные жители

объявлялись врагами Рима, и судьба

готовила им опустошительную войну,

чтобы римляне могли завладеть новыми

сокровищами.

Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа «Сатирикон», богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.

История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем — жестокости, слабодушия, коварства.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.

Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.

У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.

Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река — ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает… волчица.

Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.

Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина — смелого, сильного и жестокого.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.

Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победила

сурового победителя и внесла искусство

в грубый лациум.

Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.

Даже богов римляне стали «переманивать» к себе с греческого пантеона.

У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка «Собрание богов». На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, «ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной...»

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места, правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.

Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома — Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.

Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.

до н.э., когда появилась «Латинская Одиссея», вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.

Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.

В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.

От древних римских авторов остались лишь имена да краткие фрагменты, кроме двух главнейших. Это драматурги — Плавт (254-184) и Теренций (195-159).

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ

(ок254-184 гг. до н.э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны «Хвастливый воин», «Менехмы», Горшечная комедия", Псевдол", «Привидение», Выкхиды", «Пленники», Амфитрион".

Вот содержание комедии «Привидение»:

Подружку выкупил на волю юноша,

Растратив все в отсутствие отца добро.

И вот старик вернулся. Транион сумел

Вкруг пальца обвести его: мол, выехал

Из дома сын, испуган привидением.

Да тут явился ростовщик, потребовал

Ему проценты заплатить. Раб дальше врет:

На те, мол, деньги дом соседний сын купил.

Изобличен был раб. Но собутыльник их

Ему и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР

(ок.195-159 гг.до н.э.)

Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.

Я — человек!

Не чуждо человеческое мне ничто.

Дозволь вопрос, дозволь и увещание.

Коли ты прав, так буду поступать и я,

Не прав — я отклонить тебя попробую.

(отрывок из комедии «Самоистезатель»)

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертных

услада. О благая Венера! Под небом

скользящих созвездий жизнью ты

наполняешь и все судоносное море, и

плодородные земли; тобою все сущие

твари жить начинают и свет,

родившиеся, солнечный видят.

Лукреций

«О природе вещей»

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix («приносящей счастье»). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей, якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.

Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.

«О благая Венера!» В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближением

Тучи уходят с небес, Земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И умиренная гладь сияет разлившимся светом...

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы

И ничего без тебя на божественный свет не родится,

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Венера в поэме Лукреция — поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда, он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в «интермундии» (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.

Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?

С первых же страниц его поэмы «О природе вещей» мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей «долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом». Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них «ликом ужасным». и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.

Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /«Дна никакого нет у вселенной нигде», «нет ни конца ни предела пространству»/, что состояние материи — вечное движение /«Мир обновляется вечно.

Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.

Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /»Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье — вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.

Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается — потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,

Платье, оружье, права, а также и все остальные

Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:

Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -

Все это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 — 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: "… в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯ

Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков — «поэтами новыми».

Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,

Мы табличками долго забавлялись.

Превосходно и весело играли,

Мы писали стихи поочередно,

Подбирали размеры и меняли.

Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия, как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, «новые поэты».

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни «литературной богемы».

Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название «неотериков» — новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.

Милый птенчик, любовь моей подружки!

На колени приняв, с тобой играет

И балует она и милый пальчик

Подставляет для яростных укусов.

Когда так моя прелесть, жизнь, отрада

Забавляется, бог весть как смеется,

Чтоб найти утешеньце в заботах,

Чтобы страсть (знаю — страсть!) не так пылала,

Тут и я поиграть с тобой хотел бы,

Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.

(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН

( 70 — 19 гг. до н.э.)

Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.

Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -«Буколики», опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.

В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду — «Георгики». Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В «Георгиках» Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.

Сразу же после окончания «Георгик» Вергилий принимается за работу над «Энеидой», героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.

Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои -

Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Лавинийским.

Долго его по морям и далеким землям бросала

Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны.

Долго и войны он вел, — до того, как, город построив,

В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,

Города Альбы отцы и стены высокого Рима.

Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине

Так Царица богов, что муж, благочестием славный,

Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,

Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?

(Начало поэмы «Энеида»)

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК

(65 — 8 гг.до н.э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.

Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи

относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги «Сатир» и названы самим поэтом «Беседами». Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги «Од» (или «Песен»). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация — утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В «Одах» достигло совершенства художественное мастерство поэта — яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.

Славный внук, Меценат, праотцов царственных,

О отрада моя, честь и прибежище!

Есть такие, кому высшее счастие -

Пыль арены взметать в беге увертливом.

Раскаленных колес: пальма победная

Их возносит к богам, мира властителям.

Есть другие, кому любо избранником

Быть квиритов толпы, пылкой и ветренной.

(отрывок из «Оды».Книга первая)

ОВИДИЙ

(43г. до н.э. — 18г. н.э.)

Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная

карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.

Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий («Аmores») и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям («Героиды»). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность — иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.

Важным стихом я хотел войну и горячие битвы

Изобразить, применив с темой согласный размер:

С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялся

И, говорят, у стиха тайно похитил стопу.

«Кто же такие права тебе дал над стихами, злой мальчик?»

ФЕДР

(конец I в.до н.э. — ок.70 г.н.э.)

Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

Лиса и аист

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою.

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлебки жидкой налила, которую

Не склюнуть было аисту голодному.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщетно лижущей:

«Кто дал пример — терпи от тех, кто брал пример.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы охватили взглядом целую эпоху духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций. Это было царство мифа, созданное воображением человека. Воображение — великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало „Илиаду“ и „Рамаяну“, „Эпос о Гильгамеше“ и „Энеиду“. Воображение создает свой „идеальный мир“, исходя из жизни, наблюдая закономерность, компонуя, видоизменяя реальные лики мира и запечатлевая их в искусстве.

Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугосимая мечта о прекрассном. Литература древнего мира — наше общее богатство — сокровищница созданий человеческого гения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.С.Д.Артамонов „Литература древнего мира“, Москва,»Просвещение",1988

2.Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова «Античная литература. Рим.» Москва,«Высшая школа»,1981

www.ronl.ru

IV. Поэзия Древнего Рима. Культура Древнего Рима в период республики

Похожие главы из других работ:

Государственный и общественный строй Древнего Рима

1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

...

Древний Рим

5.2 Государственный строй Древнего Рима в период республики

509 г. до н.э. - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась...

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов...

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Особенности инженерного искусства античного мира

2. Канализация Древнего Рима

Рим зачастую так и называли - Город ("urbs"), этого было достаточно, чтобы понять, что речь идет именно о нем. "Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях...

Особенности инженерного искусства античного мира

3. Водоснабжение Древнего Рима

Водопроводов в Риме было много, они снабжали водой частные и общественные постройки (в I в. н.э. - 9, к концу III в. н.э. - 13). Первый водопровод был построен в 312 г. до н.э. цензором Аппием Клавдием (вода по трубам под землей текла более 2 км...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

1.2 Особенности государственного устройства Древнего Рима в царский период

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.1 Управленческие идеи Древнего Рима

римский государство право управленческий В каком направлении развивались управленческие идеи древнего Рима? В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, сложилось общество, отличающееся от обществ других стран той эпохи...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима

Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком...

Римская цивилизация

4. Экономическая система древнего Рима

В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. Известно, что у греков не существовало даже понятия собственности, не говоря о спецификации частной собственности...

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось...

Формулярный процесс в Древнем Риме

1. Судебная система Древнего Рима

...

Частная жизнь древних римлян

Глава 3. Современность через призму Древнего Рима

Рассмотрение исторического быта и повседневности античной эпохи дает нам возможность попытаться понять мышление древних римлян и их самих...

Этнология в трудах древнеримских авторов

1. Этнография в трудах авторов Древнего Рима

...

hist.bobrodobro.ru

Культура Древнего Рима в период республики

Содержание

I. Введение

II. Влияние греческой культуры

III. Право и риторика

IV. Поэзия Древнего Рима

Литература

I. Введение

Превращение Рима в великую средиземноморскую державу оказало влияние на идеологическую жизнь рим­ского общества.

В высших кругах римского общества широко рас­пространяется греческий язык. Вместе с языком в Рим проникает греческая образованность; знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, воз­никают риторические школы, организуемые греками. Все большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати.

Однако широкие круги римского общества относи­лись враждебно к чужеземным новшествам и обычаям и оказывали им стойкое сопротивление.

Влияние греческой культуры содействовало распрос­транению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших поли­тических деятелей этого времени — Сципиона Эмилиана создается кружок, в который входят философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадле­жит знаменитому греческому историку Полибию и гре­ческому философу Панетию. Оба они проповедовали учение стоиков, приспосабливая его к нуждам и запро­сам римского общества.

II. Влияние греческой культуры

В I в. до н.э. наблюдается еще более широкое рас­пространение эллинистических влияний, причем в фи­лософии и искусстве они становятся определяющими. Наряду с этим в римском обществе идет процесс их твор­ческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные классическим латинским языком.

Для популяризации различных течений эллинисти­ческой философии особенно много сделал Цицерон, из­ложивший в ряде сочинений вполне доступно основы различных философских систем и разработавший ла­тинскую философскую терминологию.

Лукреций, один из крупнейших философов древнос­ти, в своей поэме «О природе вещей» развивал и про­пагандировал материалистическое учение Эпикура, стре­мясь избавить людей от религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вме­шательство богов в жизнь людей, Лукреций давал ес­тественное объяснение происхождению и развитию все­ленной и человечества. Он утверждал, что все состоит из неделимых «начал», то есть атомов, которые не со­здаются и не уничтожаются, а по определенному зако­ну соединяются и образуют все сущее. Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя но­вые миры и новые живые существа. Поэтому вселен­ная вечна и бесконечна.

Лукреций считал, что после образования земли из сырости и теплоты возникли растения, затем животные и, наконец, человек. Благодаря опыту и наблюдению человек научился добывать огонь, строить жилища, воз­делывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться в общества. Это дало воз­можность развиться языку, наукам, ремеслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю, что приве­ло к войнам и преступлениям.

У греков римляне заимствовали и многие научные достижения. Так, Цельс обобщил достижения эллинис­тического врачебного искусства. Астроном Сосиген из Египта произвел вычисления для проведенной Цезарем реформы римского календаря. Но одновременно разви­валась и чисто римская наука. Виднейшим ее предста­вителем был Марк Теренций Варрон, составивший эн­циклопедию наук и написавший исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре, латинском языке и многом другом.

Старое римское право коренной реформе не подвер­галось, а лишь уточнялось и расширялось преторами, которые перед вступлением в должность в специаль­ных эдиктах публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы. Значительное влия­ние на римское право оказывало право провинций, с которыми постоянно соприкасались римляне, что выз­вало упрощение ведения процессов, порядка сделок по купле-продаже, займу, аренде и тому подобное. Были расширены права владельцев на имущество, не являв­шееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось по­нятие юридического лица. Такими юридическими ли­цами были признаны сперва муниципии, а затем и кол­легии.

III. Право и риторика

Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме дол­гий путь и насчитывало многих блестящих представи­телей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в Риме в шко­лах, содержавшихся отпущенниками-греками в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ора­торы простой и строгий аттический стиль или вычур­ный, театральный, бьющий на эффект, так называе­мый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в. до н. э., после чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить противника. Осо­бенное значение имели речи политические, наиболее ярким образцом которых служат речи Цицерона про­тив Катилины.

Острота политической борьбы отразилась и в запис­ках Цезаря о галльской и гражданской войнах. Пове­ствование ведется в третьем лице для того, чтобы со­здать иллюзию наибольшей объективности. На самом деле «Записки» написаны Цезарем с целью оправдать свои действия, приукрасить успехи и сгладить, по воз­можности, неудачи. Современников и потомков восхи­щала строгая простота, сжатость и вместе с тем выра­зительность стиля Цезаря, писавшего свои сочинения в лагерях и походах. О своей политической программе и подлинных намерениях Цезарь в этих сочинениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. На­пример, войну с Ариовистом он объясняет просьбой жителей Галлии, начало гражданской войны — своим стремлением защитить народных трибунов и так далее.

В сочинениях историка Саллюстия повествуется о войне с Югуртой, о заговоре Катилины. Ему принадле­жит также «История», охватывающая период с 78 по 67 г. до н. э. Яркими красками рисует он позорную продажность знати во время Югуртинской войны, ее развращенность, породившую такое чудовище, как Катилина. Но и римские низы, «чернь», по мнению Саллюс­тия, разложились вследствие нищеты и безделья не мень­ше, чем нобилитет. Этой «черни» он противопоставляет народ, который, по его мнению, должен состоять из свободных, равных землевладельцев. Особой его симпа­тией пользовались популяры типа Мария.

Подражание классическим образцам характерно для ранней римской поэзии. Первым римским поэтом счита­ется Ливии Андроник, по происхождению грек из Та-рента, привезенный в 272 г. до н. э. в качестве пленни­ка в Рим. Он перевел сатурническим стихом на латинский язык «Одиссею». Его младшим современником был Гней Невий, автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния, пользовав­шегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением были «Анналы», написанные впервые введенным им в рим­скую литературу гекзаметром.

Уже во второй половине III в. до н.э. римская комедия имела выдающихся представителей. Уроженец Умбрии Тит Макций Плавт был автором ряда комедий, написанных чрезвычайно живым, образным и чисто народным языком. До нас дошла 21 комедия Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый воин». В произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с пози­ций широких слоев плебейства он выступает против рос­товщичества, роскоши, разложения патриархальных усто­ев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта пользовались огромным успехом у зрителей.

Произведения другого автора комедий — вольноотпу­щенника карфагенянина Публия Теренция Африканца — были рассчитаны на образованную публику. Он написал всего шесть комедий, из них наиболее известны «Девуш­ка с Андроса», «Евнух», «Самоистязатель».

Гай Луцилий был родоначальником совершенно нового литературного жанра, которому суждено было стать спе­цифическим римским жанром, — обличительной сатиры.

 

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле­ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, — так он называл Клодию, сестру народного три­буна Клодия. Клодия была типичной представительни­цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред­ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими­ся браками и столь же легкими связями. Любовные по­хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя­щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз­рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле­чением римлян. На устройство игр и цирковых пред­ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь­ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу­ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре­месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб­разительного искусства происходит в III — I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля — базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со­оружения — триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра­шаются римские площади, общественные и частные зда­ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда­ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, — реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви­тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи­нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа­ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин­циалов — это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре­вращается в площадь, украшенную храмами, базилика­ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь — прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об­разцом для такого типа сооружений.

Литература

1.         Всемирная история: в 24 т. Т. 6. Римский период /Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. – Мн.: Литература, 1996. – 512 С.

2.         Хрестоматия по истории Древнего мира: Элилинизм. Рим /под ред. Боруховича В.Г., Монахова С.Ю., Парфенова В.Н. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1998г. – 528с.

3.         Моммзен Теодор. История РимаТ. 2.  От битвы при Пидне до смерти Суллы. – СПб.: Наука. Ювента, 1999г. – 334с.

4.         Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995г. – 478 с.

www.neuch.ru


Смотрите также