Племена древней греции. III. Народы древнегреческого мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческие племена и их диалекты. Племена древней греции


Греческие племена – дорийцы, ионийцы, ахейцы, эолийцы

Древнегреческая народность распадалась на четыре основных, близко родственных друг другу племени: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. У древних греков существовал миф о происхождении всех этих четырёх племен от одного предка.

Согласно этой легенде, общим предком всего греческого народа был сын Девкалиона Геллен (Эллин). Его сыновья Дор и Эол были предками дорийского и эолийского племен, а сыновья его третьего сына, Ксуфа, Ион и Ахей, – предками ионийского и ахейского племен. Эти четыре греческих племени занимали во время Троянской войны те области Греции, в которым развилась культурная жизнь следующего периода. Племя эолийцев («смешанных»), подразделяясь на несколько отраслей, жило по Отридскому хребту от истоков Сперхея до Пагасейского залива и до Пелионского хребта. Дорийцы («копьеносцы»), суровые, воинственные охотники, пастухи и земледельцы, сильные привычкою к дисциплине и самообладанием, завоевали себе после долгих странствований прочную оседлость у подошвы Эты, покорив племя дриопов или вытеснив их в восточный Пелопоннес, на мыс Гермиону и в Асину. Область, занятая греками-дорийцами, была невелика. Это была горная страна. Они основали в ней четыре селения, остававшиеся неукрепленными; самое значительное из этих местечек было Эриней. Общим племенным святилищем дорийцев был Дельфийский храм Аполлона.

Греки-дорийцы и эолийцы имели между собою более близкое племенное родство, чем с ионийцами и ахейцами; а эти два племени были близко родственны между собою; ученые полагают, что родство между ионийцами и ахейцами было более тесное, чем родство между дорийцами и эолийцами. Племя ионийцев жило на аттическом полуострове от Марафона до Истма, так что и Мегара была ионийскою землею; острова у тех берегов имели также ионийское население. Ионийцы Аттики мало подвергались нашествиям, потому рано развился у них спокойный, оседлый быт; а при смутах передвижений других племен в Аттике находили убежище себе многие знатные изгнанники; так при переселении фессалиян и дорийцев удалились в Аттику многие не греческие народности: минийцы, пеласгиотиды, лапифы и пр. По северному прибрежью Пелопоннеса, которое в пеласгийские времена называлось Эгиалеей, жили также ионийцы: в этой области они дальше, нежели в Аттике, остались разделенными на мелкие государства. Они составляли двенадцать независимых общин. Впоследствии, эти общины соединились в федерацию. У них рано развилась торговля, промышленность, городской образ жизни. По восточному и по южному приморью Пелопоннеса жило племя ахейцев, имя которым значило, быть может, «благородные». Во времена Атридов оно было самым цивилизованным, самым богатым и могущественным из всех греческих племен, и имели такое преобладающее значение в Греции, что у Гомера имя «ахейцев» служит общим названием греков. Важнейшими из ахейских областей поначалу были Арголида, Лаконика и Элида.

Переселения греческих племён

Первоначальная родина и последующее распространение главных греческих племён по Элладе. Красными стрелками показано направление движения эолийцев, синими - дорийцев, розовыми - ионийцев. Фиолетовые стрелки обозначают отступление прежнего негреческого населения перед греками-завоевателями

Автор карты - Robert Markot

 

Но эта карта племенного расселения греков, существовавшая на заре их истории, вскоре сильно изменилась. «После Троянской войны в Элладе происходили переселения племен, так что состояние её было тревожное, беспорядочное», – говорит Фукидид. Нашествиям подвергались в особенности плодородные области, в которых накопление богатства у крупных земледельцев произвело разрозненность сословий, из которой возникали раздоры, ослаблявшие государство. Через несколько десятилетий по смерти ахейских героев Троянской войны произошло передвижение греческих племен, совершенно изменившее прежний порядок дел и имевшее своим результатом то, что в большей части эллинских земель стали владычествовать новые племена. Через шестьдесят лет после падения Трои, греки-фессалийцы, жившие в Феспротии, быть может теснимые вторжением иллирийских племен в их землю, коренную отчизну эллинов, перешли через Пинд и завоевали страну равнин и холмов по среднему течению реки Пенея, получившую теперь название Фессалии. Прежнее население, раздробленное на мелкие общины, не имевшие связи между собою, не могло устоять против бурного натиска горцев, воинственных охотников. Племя победителей разделило между собою земли; покоренные туземцы стали крепостными крестьянами, и, возделывая землю, отдавали часть продуктов своим господам. Этих порабощенных туземцев называли пенестами (бедняками).

 

 

Те из туземцев, которые не хотели покориться, были принуждены покинуть родину. Эту судьбу предпочли рабству греки-эолийцы, жившие в юго‑восточной части фессалийской равнины по верхнему течению Пенея и его притоков около города Арны (впоследствии называвшегося Киэрием). Арнейцы не хотели стать рабами, не имели сил выдержать борьбу, потому ушли со своими стадами на юг, через проходы в горах Отрида и Эты, покорили или прогнали орхоменских минийцев, фиванских кадмейцев; фракийцев, живших на юго‑восточном склоне Парнаса и Геликона, завладели плодородною низменностью около Копаидского озера и по реке Асопу, Беотиею, и стали называться по имени её беотийцами. Из прежних жителей её многие предпочли рабству переселение и удалились в Аттику, на Эвбею, на другие острова и прибрежья Эгейского моря.

Этими передвижениями греческих племен был на много веков определен характер быта фессалийского и беотийского населения. Фессалийцы были невосприимчивы к успехам греческой цивилизации. Они любили разводить хороших лошадей, любили конские скачки, охоту, пиры; любили отличаться удальством в мелких междоусобицах; землю их возделывали, стада их пасли их крепостные подданные; ремесленники у них не имели политических прав, считались людьми не принадлежащим к господствующему фессалийскому племени, бывшему одной из отраслей эолийцев. Аристократические роды, происходившие от завоевателей, господствовали в городах и их округах; важнейшими городами были Фарсал, Феры, Краннон и Ларисса. Каждый из этих городов был особым центром политической жизни; прочных связей между ними не было. Владычествовавшие в своих поместьях фессалийские аристократы не любили законного порядка и всегда готовы были драться между собою. В случаях войны против иноземцев они выбирали общего военачальника, называвшегося тагом. Кажется, что сан тага очень рано стал наследственным в роде Алевадов, владевшем Лариссою, и довольно скоро этот род приобрел влияние на всю Фессалию. Фессалийско-эолийская аристократия любила пышность, блеск; гостеприимство и прямодушие были хорошими чертами её нравов. Она держала пенестов в строгой подчиненности, обращаясь с ними презрительно. Но часть приплода стад и часть земледельческих продуктов была предоставляема им, и они могли обзаводиться самостоятельным хозяйством. Греческие и не греческие племена, жившие в горных, малодоступных местностях – фтиотийцы, перребы, энианы, долопы, магнеты, и еще несколько других – сохранили свои земли и личную свободу, но были подвластны фессалийцам и не имели голоса в их совещаниях о делах страны. Эти племена сохраняли первобытный образ жизни, первобытное оружие. Самым значительным из них были фтиотийцы или фтиотийские ахейцы, жившие по склонам Отрида и у Пагасейского залива; у них были города: Птелеон, Галос и Ларисса, Кремаста (Ларисса, нависшая над обрывом скалы).

Карта расселения греческих племен

Области расселение основных греческих племен в Элладе исторической эпохи. Карта

 

Иначе сложилась общественная жизнь в Беотии у арнейских эолийцев. Культурою прежнего населения, не-греческих племён минийцев и кадмейцев, влиянием цветущих городов была смягчена грубость завоевателей; в них пробудилось влечение к цивилизации, к благоустроенному государственному порядку. Многие из знатных туземных родов, считавшихся происходящими от Кадма или от тех воинов, которые выросли из посеянных им зубов дракона, были приняты греческими завоевателями в состав их аристократии. Эолийцы Беотии не оказали такого влияния на развитие эллинской цивилизации, как ионийцы и дорийцы; но они рано достигли федеративного устройства; знатные землевладельческие роды в Беотии были господами над поселянами своих имений; но было у беотийцев и сословие свободных земледельцев, было свободное городское население. У этого греческого племени было уважение к власти избираемых ими правителей, потому существовал прочный государственный порядок; он сохранял патриархальный характер.

Эолийская Беотия имела федеративное устройство. Орхомен, Коронея, Галиарт, Копы, Танагра, Феспии, Платея, другие города, были, каждый с принадлежащими к его округу селениями, особые государства, и пользовались взаимностью в управлении своими внутренними делами. Но они образовали племенной союз, главою которого были Фивы. Фиванцы говорили, что большая часть других беотийских городов основаны ими, что поэтому гегемония принадлежит Фивам, как метрополии. Общие религиозные праздники и союзный храм в Коронее поддерживали в беотийских эолийцах сознание национального единства. В первые столетия после завоеваний, у фиванцев и в основанных ими городах были цари; но монархическое правление рано заменилось аристократическим; членами правительствующего сословия были богатые землевладельцы знатных фамилий; наследственность их прав постепенно привела к строгой олигархии. Цари собирали своих товарищей по оружию на пиры во дворце; при аристократическом правлении взамен образовались товарищества для общих обедов; на покрытие расходов каждый член делал определенный взнос. Этот обычай содействовал развитию любви к пирам, и беотийские эолийцы считались в Греции гастрономами, которые слишком любят пировать и пить. Беотийские аристократы усиленно занимались военными упражнениями, любили и верховую езду, и езду на колесницах. Фиванские герои Геракл и Иолай, основатели и покровители атлетического искусства, были идеалами беотийских и всех греческих аристократов, славившихся и физическою силою, и храбростью, и мастерством в конной службе и в службе тяжеловооруженной пехоты. Фивы строго наблюдали за тем, чтобы другие города подчинялись их гегемонии; в племенной беотийской федерации было больше прочности и единства, чем в других греческих федерациях. Фиванский правительственный совет, местом заседаний которого была Кадмея (Фиванский акрополь), владычествовал над советом эолийско-беотийского союза; в коллегии беотархов, правителей и военачальников союза, всегда было несколько человек фиванцев.

Борьба пришельцев с прежним населением еще не совсем окончилась в Фессалии и Беотии, когда пошло в Пелопоннес со своей первоначальной родины племя дорийцев. Это было, по сведениям греческих историков, через 80 лет после Троянской войны.

 

rushist.com

Греческие племена и их диалекты.

греческие племена

На границе II–I тысячелетий до н.э. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со  своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. Локализуются  они достаточно четко. Дорийцы  — северо-западные племена — расселялись, в основном, на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осе ли на юге полуострова,   это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита. Ионийцы  по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но по  вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли — центр Эгейского  архипелага и острова  к западу от Малой Азии: Самос, Хиос и ряд других. Здесь находились двенадцать легендарных мало азийских городов, из которых наиболее крупными были Милет, Эфес, Колофон (территория современной Турции). Этот регион — Ионика — до VI в. являлся ведущей областью Эллады, именно здесь происходили крупные изменения в культуре, экономике  и политике, которые оказывали воздействие на континентальную Грецию. Например, в Ионике  возникла известная школа натур философов. Ионика была связующим звеном ме жду Востоком и греческим миром, являясь форпостом  последнего.

 Греческие племена и их диалекты.

На аттическом  диалекте (разновидности ионийского) общались местные жители Средней Греции, Аттики — ахейцы. Они были от теснены сюда пришедшими дорийцами. До прихода дорийцев ахейцы жили в се веро-восточной части Фессалии и на Пелопоннесе. Эолийский диалект сущетствовал в северо-западной части Малой Азии и на острове  Лесбос (Эолиде). Эолийцы, кроме того, преобладали в Фессалии и Беотии. Греческий народ, самоопределившийся  к началу I тысячелетия до н.э., оформлялся  в течение длительного  времени из смешения множества  племен. В этом «этнографическом котле» и родился  греческий гений, поскольку отсутствие национальной или расовой «чистоты» — особенность, присущая народам, творящим великую культуру. В истории почти неизвестны случаи, когда «этнически чистый» народ оставлял после себя наследие мировой значимости.

vladhistory.com

60-66 - Народы древнегреческого мира

60. Эллины и их соседи

Балканский полуостров, равно как и ближайшие к нему части Малой Азии были заселены народами арийского происхождения, между которыми главное место по историческому значению принадлежит грекам, или, как они сами себя называли, эллинам[1]. К сознанию своего национального единства эллины пришли сравнительно поздно (в VIII в. до Р. X.), когда они окончательно стали представлять себя, как единую народность и противополагать ее другим народам, которых безразлично называли варварами. Ближайшими соседями греков на Балканском полуострове были фракийцы, иллирийцы, македоняне и эпироты. Первые два из этих народов говорили на языках, совершенно не похожих на греческий, но два последние, – хотя эллины и причисляли их к варварам, – по языку были тоже греческими племенами, но только сильно отставшими по своему развитию от остальных своих единоплеменников. В Малой Азии, когда греки стали переселяться на её берега, соседями их оказались тоже разные, большею частью арийские же народы, среди которых особенно выдвинулись фригийцы, занимавшие все центральное плоскогорье полуострова[2], и лидяне, господствовавшие при Крезе над большею частью Малой Азии. Эллины были народом, который природа наделила телесною красотою, сметливым умом и сильно развитым эстетическим чувством. Благодаря разнообразию физических условий, среди которых им приходилось жить, и замкнутости отдельных областей, разные племена эллинов и по характеру, и по образу жизни сильно отличались друг от друга, и в общем приморские греки в духовном и общественном своем развитии шли всегда впереди остальной нации.

61. Племенное деление греков

Греческий язык тоже дробился на множество наречий, или диалектов, из которых каждый имел свои, более или менее резкие особенности. В те времена, когда греки уже имели ясное представление о своей стране и о диалектических различиях своего языка, ими было принято делить весь народ на четыре большие этнографические группы – ахеян, дорян, ионян и эолян[3]. В поэмах Гомера, древнейшем литературном памятнике Греции, еще все греки называются ахеянами, но в исторические времена такое имя носили лишь жители северной части Пелопоннеса. По представлению греков, ахеянам принадлежал первоначально весь полуостров, впоследствии его завоевали доряне, которые занимали сначала маленькую область на севере Средней Греции, и их соседи этоляне, поделившие полуостров между собою таким образом, что дорянам досталась восточная его часть, а юго-западная – этолянам, север же ахеяне удержали за собою (Ахея). Третью группу составляли ионяне на востоке Средней Греции. Что касается до эолян, что значит «пестрые», то под этим собирательным именем греки разумели все остальным племена (между прочим и этолян).

62. Предания о происхождении греков

Сознав свое национальное единство и установив племенные обозначения отдельных групп населения своей страны, греки сочинили целую историю о своем происхождении и расселении. Они объяснили имена племен тем, будто последние происходили от отдельных родоначальников, которые назывались Эолом, Дором, Ахеем и Ионом. С другой стороны, этих всех родоначальников они сделали близкими родными: Дор и Эол были братьями, а Ахей и Ион их племянниками, сыновьями третьего брата (Ксуфа), отец же трех братьев был Эллин. По другим сказаниям, эллинам в Греции предшествовали пеласги, в которых некоторые видели негреческий народ, другие – тех же эллинов, только под другим названием. Греки рассказывали немало и о первоначальные передвижениях племен, но во всем этом было тоже много вымыслов. Самым важным из таких событий считалось переселение дорян из Дориды в Пелопоннес, которое приурочивалось приблизительно к 1100 г. и называлось возвращением Гераклидов. Гераклиды, т.е. потомки героя Геракла (Геркулеса) были изгнаны из своей родины (в Арголиде) и нашли убежище у дорян, живших в маленькой области на севере Средней Греции. Здесь они нашли сочувствие своим притязаниям на господство в Арголиде, и вот доряне помогли им завоевать эту область вместе с другими частями Пелопоннеса. По сказанию, доряне пришли сюда под начальством трех братьев (Темена, Кресфонта и Аристодема), которые и поделили между собою почти весь Пелопоннес. Новейшие ученые в возвращении Гераклидов видели лишь извращенное представление действительного исторического факта – постепенного завоевания дорянами Пелопоннеса, но некоторые историки в настоящее время готовы признавать весь рассказ за простой вымысел.

63. Греки в Малой Азии и на островах

Племенные названия дорян, ионян и эолян встречаются не только в самой Греции, но и на островах Архипелага (другое название Эгейского моря) и на малоазиатском берегу[4]. Порядок, в каком эти племена сидели на островах и на противоположном берегу моря, вполне соответствовал их порядку в самой Греции: южнее жили доряне (на Крите, Родосе и южной части западного берега Малой Азии), севернее – эоляне (на Лесбосе и по берегу южнее Геллеспонта), середину занимали ионяне, область расселения которых (Эвбея, Киклады, Хиос, Самос и противоположный берег Малой Азии) прямо носила название Ионии. Распространение греков по островам и по западному берегу Малой Азии (равно как и появление их на о‑ве Кипре) относится к очень древнему времени – за тысячу и более лет до Р. X., задолго до того времени, когда греки начали колонизировать более отдаленные берега Средиземного моря. В Малой Азии эллины, однако, считали себя пришельцами, да и понятно, так как здесь они не были господами страны, держась не дальше тридцати‑сорока верст от берега и живя по соседству с исконными жителями страны – лидянами, фригийцами и др. малоазиатскими племенами.

64. Восточное влияние на греков

Культура у азиатских эллинов развилась ранее, нежели у их европейских соплеменников. Греков с их родины заставлял выселяться недостаток в земле, из-за которой в самой Элладе велась постоянная борьба между отдельными племенами. Заселяя постепенно острова и западный берег Малой Азии, греческие выходцы приходили здесь в соприкосновение с народами, стоявшими на высшем уровне культуры: у этих народов они и заимствовали начатки своей образованности. На родине эллины занимались первоначально главным образом скотоводством и земледелием, здесь же впервые стали переходить к промышленности и торговле. В Малой Азии и на острове Кипре, когда сюда пришли греки, уже существовала довольно высокая культура, находившаяся под сильным влиянием Вавилона и Египта. В Малой Азии она распространялась посредством сухопутной торговли, на Кипре и островах Эгейского моря – мореплавателями‑финикийцами (на Кипре имевшими и свои колонии). В этой второй своей родине греки познакомились со всем тем, что только было выработано важного Востоком в культурном отношении. Более непосредственное, а потому особенно широкое и сильное влияние должны были оказывать на греков их ближайшие малоазиатские соседи, у которых они заимствовали очень многое в своей материальной культуре – в жилище, домашней утвари, одежде, вооружении и т. п. Сначала греки пользовались продуктами иноземной промышленности (ткани, сосуды, оружие и т. п.), но потом стали изготовлять разные вещи сами, хотя и по иностранным образцам и лишь позднее выработали самостоятельную технику[5]. С Востока через Лидию пришла к грекам чеканка монеты, да и торговые меры греков были также восточного (вавилонского) происхождения. Греческий алфавит, далее, есть не что иное, как измененный алфавит сирийских семитов, перешедший к эллинам или через Малую Азию, или при посредстве финикийцев. Греки только придали некоторым знакам значение гласных (которых не было у семитов) и прибавили еще несколько букв, но название букв (альфа, бета, гамма, дельта и т. д.) и их порядок сохранились те же, что и в финикийской азбуке. Храмы и статуи богов в Греции равным образом носили на себе первоначально следы влияния восточных религиозных верований и искусства. Непосредственно на мифологии и культе греков не сказалось влияния семитов, но у своих малоазиатских соседей они и в религиозном отношении кое‑что заимствовали. Из Малой Азии и с островов Эгейского моря все эти культурные заимствования переходили и к населению коренной Греции и прежде всего, конечно, к населению восточных областей страны.

65. Сказания о восточных переселенцах

Греки сами сознавали, что начатками своей культуры были обязаны Востоку. Это они и прямо заявляли, и та же мысль лежала в основе их рассказов о том, будто в очень далекие времена к ним приходили и поселялись у них выходцы из чужих стран, которые приносили с собою первые начатки ремесл, искусств и разных знаний. Таковы были переселенцы из Египта Кекропс и Данай: первый из них, по преданию, женился на дочери царя Аттики, сам сделался после него царем и построил крепость Кекропию, около которой и возникли Афины; второй играл подобную же роль в Арголиде. В Беотию, по аналогичному сказанию, переселился финикиец Кадм, построивший крепость Кадмею, цитадель будущих Фив, и научивший население искусству письма и обработке металлов. Наконец, самое название Пелопоннеса выводили из имени фригийского переселенца Пелопса, который тоже женился на царской дочери (в Элиде) и сам потом был царем. Все это – позднейшие легенды, не имеющие никакой реальной исторической основы, но в них зато ясно выразилось сознание греков, что их искусства и знания пришли к ним из Египта, Финикии и Фригии.

66. Троянская и микенская культура

Новейшие ученые стараются осветить вопрос о древнейших культурных влияниях на греков путем раскопок и изучения найденных таким образом предметов. В настоящее время пришли к тому выводу, что еще в самые ранние времена заселения греками берегов и островов Эгейского моря весьма сильно были распространены здесь разнообразные изделия, образцы которых в наибольшем количестве были найдены при раскопках на месте древней Трои (в северо-западном углу Малой Азии между Геллеспонтом и р. Скамандром), а в меньшем – на островах, в самой Греции и на Кипре. Троянская культура,как ее называют, принадлежит эпохе, когда пользовались только каменными и бронзовыми орудиями, делали глиняные сосуды просто руками без гончарного станка, высекали из камня или же лепили из глины грубые изображения богов, но уже довольно далеко ушли в строительном искусстве. Полагают, что культура эта была фригийского происхождения. Предметы другой, более поздней и развитой, уже чисто греческой культуры были найдены преимущественно при раскопках на месте Микен (в Арголиде), откуда она и получила название микенской, хотя такие же вещи были находимы почти на всем протяжении древнейшего эллинского мира. Каменные орудия уже исчезают; бронзовые и медные совершеннее прежних; глиняные сосуды сделаны при помощи гончарного станка и т. п. Нахождение среди этих вещей произведений египетской художественной промышленности дозволяет отнести время процветания микенской культуры к XV – XII вв. до Р. X. Это было как раз то время, когда финикийские купцы охотно посещали берега Эгейского моря; лишь в XII в. они были вытеснены отсюда греками. Таким образом эпоха микенской культуры, на которой сказывается восточное влияние, относится еще к доисторическим временам, если даже считать возвращение Гераклидов, т.е. переселение дорян, около 1100 г. действительно историческим событием.

[1] Греками эллинов называли италийские народы.

[2] Эта страна и называлась Фригией, но то же название носила область и у Геллеспонта.

[5] Это доказано новейшими раскопками на месте древней Трои, в Микенах (в Арголиде) и в Орхомене (в Беотии), где найдено много вещей, сделанных по восточным образцам. 

www.rushist.com


Смотрите также