Платье древней руси. Реконструкция облика княгини (Русь)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Платье древней руси


Свадебные наряды древней РусиСвадебные наряды древней Руси

свадебные наряды древней русиВ славянских свадебных обычаях не было белого платья невесты. Традиционно сложилось так, что на Руси девушки выходили замуж в красных нарядах. Однако значение этого слова двояко на Руси.

Красный означал красивый, недаром сохранилось выражение «красна девица». То есть платье невесты было красивым, нарядным, в общем, лучшим из всех, какие у нее были. Цвет платья мог быть любой, обычно свадебный наряд мало чем отличался от национального.

У невесты древней Руси по сложившейся традиции было три платья – по платью на каждую фазу свадебного обряда.

Первой фазой обряда сочетания браком на Руси был девичник, на котором невеста представала в лучшем своем «девичьем» платье, венчалась она также в «девичьем» наряде, с той лишь разницей, что наряд дополнялся подарками будущего мужа – новой обувью, венчальными свечами, кольцами. Также будущий супруг дарил фату, шпильки, булавки и т.п.

На другой день на празднестве в доме у молодого мужа она должна быть одета в «женское» платье со всеми атрибутами, положенными замужней женщине.

Свадебное платье невеста, как правило, шила сама и украшала на свой вкус. Платье невеста начинала шить еще в раннем возрасте, когда до замужества ей еще было далеко. На шитье подвенечного платья уходили месяцы, иногда платье шилось не один год (пока невесте не подберут достойного жениха). Именно по этому платью окружающие судили о мастерстве невесты, красивое платье было знаком, что из девицы выйдет добрая (хорошая) жена.

Вместо привычного нам белого подвенечного платья девушки тогда наряжались в сорочки и юбки или в сарафаны поверх сорочек. Сорочки украшались искусным и ярким шитьем.

В более богатых семьях свадебные одежды у девушек часто дополнялись накидками, меховыми воротниками, воротниками с отделкой драгоценными камнями или жемчугом. Надевали перстни, серьги, вплетали в косы яркие цветные ленты.

Сегодня многие свадебные традиции прошлого ушли, их или сменили новыми традициями, или попросту забыли. Невесты больше не шьют себе платья, чтоб продемонстрировать свое мастерство и встретить свою любовь, изменить свою судьбу.

В современном мире стало традиционным белое свадебное п

whitehousepattaya.com

Реконструкция облика княгини (Русь) | Железный век

Реконструкция древнерусского костюма

Для реконструкции древнерусского костюма, как в общем-то и любого другого, обычно используется метод наложения реальных археологических находок на «условные» силуэты, построеные в соответствии с изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси.Также используются чудом уцелевшие детали, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.

На рисунке 1 представлены реконструкции княжеско-боярского убора. Археологический материал положен на те одежды, которые известны по фрескам ХI-ХШ вв. и принадлежат древнерусским княгиням.

Реконструкция древнерусского костюма

Типы покроя одежды

Изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды: К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть и широкими, и узкими с опястьем.Такие платья чаще сшиты из однотонной ткани и украшены по подолу орнаментальной полосой, реже — каймой и оплечьем (Рис.1(3)).

Платья второго типа были прямыми или слегка расширяющимися книзу, с узкими рукавами, заканчивающимися опястьем (рис.1 1,2). Их шили из богато орнаментированной ткани и украшали оплечьем и каймой, проходящей в центре и по подолу. Такие платья вошли в традиционный костюм высших слоев населения. Они известны в княжеско-боярском и царском быту ХVI-ХVII вв.На реконструкции княжеско-боярского убора показаны кожаные сапоги. Форма их дана по находкам в слоях Новгорода.

Украшения

На голове княгини венец. Форма его могла иметь разный контур. В изобразительном материале известны венцы с округлым и острым верхом над челом. Эти формы стали традиционными. Они уложены в два ряда и составляют зигзагообразный орнамент.Остатки от подобного украшения на жесткой основе были найдены в Набутовском могильнике бывшей Киевской губернии. В погребении были найдены также цепи с колечками, аналогичные тем, что известны на ряснах (цепь из круглых или квадратных бляшек) из колодочек — очевидно, последние могли не сохраниться.

Венец на рисунке украшен колтами (полые височные подвески), подвешенными на ряснах из колодочек.Такая схема крепления колтов была предложена Б.А. Рыбаковым. Правильность реконструкции подтверждена находками последних лет: обнаружены цепи из колодочек, на которых подвешены колты, а также височные кольца. Их носили на кольце, прикрепленном к последнему звену.На реконструкции даны колты, найденные в Чернигове. Они обнизаны полыми шариками. На черневом фоне их щитка изображены грифоны по сторонам вертикально расположенной плетенки (Рис.2 (1)).

Орнаменты и шитье

Изображение плетенки на колтах аналогично орнаменту воротника, найденного также в Набутовском могильнике. Золотная вышивка воротника дополнена изображениями крестов.На воротнике, как и на головном уборе, были нашиты серебряные позолоченные бляшки округлой и квадратной формы. Застежка воротника в виде полых пуговок из позолоченного серебра так же, как и орнамент в виде плетенки, составляет единое целое с украшением колтов. Подобные воротники могли быть пришитыми к нижней одежде (Рис.2 (3)).

Оплечье платья, пояс и подол предполагает украшение из тисненых бляшек и шитья. Платье посредине украшали ленты расшитые золотной нитью в виде сердцевидных фигур с кринами. Расположение их говорит о размещении ленты на платье по вертикали (Рис.2 (2)).

Реконструкция древнерусского костюма

Орнамент на приведенных лентах и колтах близок орнаменту на многих серебряных браслетах-обручах (Рис.2 (4)). В ансамбль серебряных украшений с чернью входили и перстни-печати. (Рис.2 (5)).

Выложил — Мэлфис К.Источник — Древняя Русь. Быт и культура

ageiron.ru

"Русь изначальная":одежда и украшения. Женская нательная и верхняя одежда

***Женская нательная и верхняя одежда***

Краткая история     Сорочка     Долгорукавка     Понёва     Запона     Навершник     Шуба

Краткая история

     Как и у мужчин, женской нательной одеждой была рубаха или сорочка. По мнению некоторых исследователей, в русской деревне термины "сорочка" и "рубаха" обозначали разные понятия. Рубахой обычно называлась одежда, которую можно было использовать для выхода летом на улицу [2]. Поэтому она делалась из более грубой и толстой материи. Сорочкой же именовалась рубаха нижняя, нательная. Она шилась из тонкой и лёгкой ткани, и, скорее всего, носилась лишь богатыми женщинами и девушками. В Древней Руси сорочка была известна также под именем "сорочица" или "срачица". Лингвисты считают это слово родственным древнеисландскому "серк" или англосаксонскому "сьорк". Это могла быть как нижняя, так и единственная нательная рубаха. Как и в случае с мужской верхняя сорочка могла называться красной сорочкой или верхницей, кошулей (XIII век).  Разновидностью верхней праздничной рубахи была долгорукавка.      Другим обязательным атрибутом женской одежды была понёва. Несмотря на то, что своё название понёва получила только в XVI веке (считается, что до этого понёвой назывался вид небелёной ткани), такая набедренная клетчатая одежда, существовала с давних пор. Имеются сведения о том, что разные племена, подобно родовым общинам в Шотландии, предпочитали разную клетку: радимичи - красную, вятичи - синюю и т.д. Широко распространённая по всей территории Руси понёва, в XIV-XVI вв. стала вытесняться сарафанами. Учёные считают, что их родиной были северные земли: женщины из финно-угорских, балтийских и скандинавских племен с давних пор носили одежду, состоящую из двух полотнищ, перехваченную на плечах лямками (иногда с пряжками). На Руси такое одеяние окрестили "саяном" или "ферязем", так как до XVII века под собственно "сарафаном" понимали длинную мужскую распашную одежду.      В прохладную погоду женщины одевали поверх рубах нарядные навершники, запоны, а зимой - меховые кожухи. Кстати, если на дворе властвовали сильные морозы, или женщине приходилось отправляться в долгий путь, она могла одеть под юбку мужские порты.      Описанный комплекс женского костюма, состоящий из рубахи и понёвы носили небогатые девушки и женщины. Что же касается жён князей, то здесь стоит вспомнить о влиянии на Русь Византии. На тонкую, позже - шёлковую сорочку знатные жёны могли одевать платья разного покроя: туники, туникообразные свиты, шёлковые хитоны. Поверх платья носили драпирующиеся плащи. В особо торжественных случаях царственные особы могли облачаться в византийские далматики - длинные распашные одежды из парчи с рукавами длиной до колен.      Для богатых и знатных женщин, благодаря богатству привозных тканей: вышитых шелков - паволок, плотной ворсистой ткани с золотой нитью - аксамита, разнообразных золотых вышивок, не было пределов в богатстве украшений. В XIII веке к "обычным" жемчужным и золотым украшениям добавились оторочки из горностаевого меха, которые пришивались к опушке или подолам платьев. У особенно богатых женщин подол мог быть расшит мехами до самого колена! Такое украшение производило немалое впечатление на иностранных гостей. Обычно комплекс одежды знатной женщины состоял из подпоясанного прямого платья и распашной накидки или плаща.      Отмечая влияние Византии, стоит однако отметить, что несмотря на заимствованный покроя для платья и привозные ткани, украшения (вышивки, орнаменты) были традиционными для наших земель [4].

Сорочка

     Сорочка (="исподка") - женская нательная одежда, по покрою отличалась от рубахи мужской только длиной. Обычно сорочка длиной была до полу (отсюда происхождение слова "подол"). Подпоясанная женская рубаха была уже длиной до середины икры, а во время работы, её и вовсе могли подтянуть до колена. Сорочку шили прямой и просторной с круглым воротом и разрезом на груди. У ворота рубаха могла собираться в густую сборку и сшиваться узкой каймой (см. рис. справа).       Сорочку обычно шили из тонкой льняной ткани: "Взем льну учинить ми срачицу, порты и полотенце...". В XIV-XV веке сорочки знатных женщин стали делать из привозного шёлка (сорочки шиденные), причём чаще они были красного цвета и одевались только по праздникам.      Ворот, подол и рукава женской сорочки обычно украшалась более обильной вышивкой, чем мужские, даже если она была предназначена только для ношения дома. Кроме того, женщины из богатых семей ту часть сорочки, которая была видна из-под платья, украшали жемчугом и дробницами (такое украшение известно с XIV века).      Существует спорное мнение о том, подпоясывали женщины сорочку или нет. Одни считают, что нет, другие - указывая, прежде всего, на магический защитный символ пояса, говорят обратное.

Кокошник, женская рубаха и сарафан

(Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме, 1784 г.)

Кафтан и долгорукавка
Долгорукавка

     Долгорукавка - женская праздничная рубаха из льняного или конопляного полотна, а также шёлка или парчи. Покрой долгорукавки мало чем отличался от обычной женской сорочки, но в отличие от неё имел очень длинные рукава. Сравнительно широкие у плеча, к локтю рукава заужались и по длине достигали подола рубахи, а иногда и длиннее (до 3,5-4 м). Рукава собирались у запястья в складки и застёгивались обручами или браслетами. Распускать их было принято только по праздникам в особо торжественных случаях. Так, например, на древнерусских браслетах XII века, изображены танцующие женщины с рукавами до земли.      Долгорукавки хорошо известны нам по русским сказкам. Танцующая царевна-лягушка закладывала в её длинные рукава снедь, с тем, чтобы затем показать чудеса гостям. Видимо, истоки этой сказки находятся в древних забытых обрядах, когда женщины с рукавами, длиной до земли, танцевали на русальях.

(В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901 г.)

Понёва

     Понява или понёва представляла собой три несшитых полотнища клетчатой полушерстяной ткани, которые закреплялись на талии или под животом шнуром - гашником. Намного позже понёву стали сшивать, оставляя разрез спереди или на боку. Полы понёвы в этом месте расходились так, чтобы был виден расшитый подол рубахи. Такие распашные понёвы в народе называли "разнополками (="растополками").      Кроме распашных были также "глухие", то есть полностью сшитые понёвы, по типу современной юбки. В этом случае к трём обычным полотнищам добавляли четвёртое, называемой прошвой. Прошва шилась из ткани другой расцветки, но внизу к ней пришивался подподольник, скроенный из куска обычной ткани. Прошва смотрелась как передник и в целом очень украшала саму понёву. Белая прошва с белой вышивкой считалась траурной.      Считается, что длина понёвы определялась длиной рубахи - то есть спускалась либо до щиколоток, либо до икр. Чтобы длинные полы понёвы не мешались при работе, их углы можно было заткнуть за пояс. Это называлось носить понёву "кульком".

Сорока, женская рубаха и понёва

(Виноградов. Бабы. 1913 г.)

     То же самое можно было сделать на праздник, чтобы показать красивый подол вышитой рубахи. Так как понёву принято было украшать вышивкой, перед орнаментацией учитывали то, как её будут носить, ведь при ношении "кульком" изнаночная сторона понёвы становилась лицевой.      По характеру, цвету понёвы, а также обильности вышивки, легко можно было узнать возраст, социальный статус, место проживания и даже количество детей у носившей её женщины. Чем моложе была женщина, тем богаче украшена её понёва. Особенно красиво украшали понёвы молодухи (женщины первого года брачной жизни). Пожилые ограничивались тесьмой по краю подола, а также часто носили траурные синие или чёрные понёвы в белую клетку.      Впервые на девочку надевали понёву в день её совершеннолетия. С этого момента про девушку могли говорить: "рубаху сняла", то есть сменила детскую рубашку на взрослое одеяние. Немного позже, когда древний обряд смены детского платья стал забываться, понёва уже превратилась в одежду посватанной, замужней женщины. В деревне сохранилась традиция впервые одевать понёву в день совершеннолетия, но проходив в ней весь день, к вечеру именинница снова прятала ее в сундук, теперь уже до дня своей свадьбы. Возможно, именно, будучи символом замужества, понёва наделялась такими сравнительными эпитетами, как "бабий хомут" или "бабья забота".

Слева женщина в навершнике.

(Литография, 1916г.)

Запона

     Запона - холщовая одежда, представлявшая собой прямоугольный кусок ткани. Такая ткань сгибалась пополам и на сгибе - делался вырез для головы. По бокам запона не сшивалась, становясь похожей на передник, хотя для удобства могла в некоторых местах скрепляться застёжками. Запона была короче рубахи, одевалась прямо на неё и обязательно подпоясывалась.

Навершник

     Навершник - туникообразная верхняя нарядная одежда, обычно из дорогой ткани с обильной вышивкой. Одежда имела вид туники и не подпоясывалась. В бока могли также вставляться расклешённые бочки′. Ворот был овальным или четырёхугольным. Рукава у навершника были самой разной длины: от запястья до локтя, или могли вообще отсутствовать. Разновидностью навершника можно считать нагрудник - короткий навершник (длиной до талии) с широкими рукавами и обильной вышивкой.

Кожух

      Женские шубы, в целом схожие по покрою, отличались только богатством меха. Горностаи и соболя считались дорогими мехами. Женщины среднего достатка носили беличьи шубы. Как и у мужчин, женские шубы первоначально носились мехом вовнутрь, сверху ничем не покрываясь. Но со временем такие нагольные кожухи стали считаться грубыми, и их начали обшивать дорогой и яркой тканью: багряной, черватой, голубой, зелёной и т.д. У богатой княгини XV века могло быть до десятка разных шуб [4].

© Ольга Фёдорова, 2006

[1] Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.[2]  Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003. [3] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т.4. [4] Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru


Смотрите также