Письменность древней руси диктант. Культура Древней Руси.(9- первая треть 13 вв.) Письменность, литература, образование
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русский язык > Из истории русской письменности. Учебный фильмComplain. Письменность древней руси диктант


Грамотность на Руси. Диктант(текст и статья)

Грамотность на руси

Грамотность на руси. Диктант(текст)

(1)Тепе́рь уже́ никто́ не счита́ет сверхъесте́ственным и необъясни́мым тот факт, что с нача́ла|начала́ христиа́нства и до монголо-тата́рского наше́ствия Ки́евская Русь была́ страно́й высо́кой и прекра́сной пи́сьменной культу́ры. (2)Введе́ние христиа́нства и приобще́ние её к византи́йской кни́жности установи́ло прее́мственность двух пи́сьменных культу́р. (3)Э́то си́льно преумно́жило интере́с восто́чных славя́н к кни́ге и спосо́бствовало распростране́нию пи́сьменности ещё на за́ре|заре́ её цивилиза́ции.

(4)Не без основа́ния предполага́ют, что гра́мотность была́ у нас воспринята́ в тече́ние са́мого|самого́ коро́ткого вре́мени и беспрепя́тственно развива́лась на пе́рвых по́рах|пора́х. (5)Ничто́ не прегражда́ло наро́ду путь к гра́моте, и на́ши прароди́тели бы́стро овладе́ли сравни́тельно высо́ким у́ровнем пи́сьма|письма́. (6)Э́то подтвержда́ется сохрани́вшимися на́дписями на деревя́нных предме́тах, наприме́р на пря́лках, на причу́дливых гре́бнях для расчёсывания льна, на неприхотли́вой гли́няной посу́де, на разли́чных деревя́шках, не приго́дных для экспони́рования.

(7)Нау́ка неда́ром придаёт огро́мное значе́ние изуче́нию стари́нных предме́тов. (8)Без преувеличе́ния мо́жно сказа́ть, что археологи́ческие нахо́дки превзошли́ всё|все ожида́ния учёных, приоткры́в карти́ны живо́й дре́вности. (9)В небезызве́стных раско́пках под Но́вгородом, кото́рые вели́сь в продолже́ние десяти́ лет, бы́ли на́йдены сверхинтересные гра́моты на бе́ресте|бересте́. (10)Э́то беспрецеде́нтное откры́тие в археоло́гии: в них запечатлена оригина́льная предысто́рия ру́сской кни́ги.

(По И. Голуб.)

Зада́ния

I вариа́нт

В1. В одно́м–двух предложе́ниях сформули́руйте гла́вную мысль те́кста.

В2. Среди́ предложе́ний 5−6 найди́те предложе́ние с вво́дным сло́вом. Укажи́те его́ но́мер.

В3. Среди́ предложе́ний 4−6 найди́те сложносочинённое предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

В4. Из предложе́ния 4 вы́пишите всё|все предло́ги.

В5. Из предложе́ний 1–3 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

В6. Из предложе́ний 4−6 вы́пишите обосо́бленное определе́ние.

В7. Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ неда́ром (предложе́ние 7).

В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 7), постро́енное на осно́ве примыка́ния.

В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 8.

II вариа́нт

В1. Как ещё мо́жно бы́ло бы озагла́вить текст? Запиши́те 2 свои́х заголо́вка к те́ксту.

В2. Среди́ предложе́ний 1−4 найди́те предложе́ние с вво́дной констру́кцией. Укажи́те его́ но́мер.

В3. Среди́ предложе́ний 7−10 найди́те бессою́зное сло́жное предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.

В4. Из предложе́ния 9 вы́пишите всё|все предло́ги.

В5. Из предложе́ний 4–6 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.

В6. Из предложе́ний 7−10 вы́пишите обосо́бленное обстоя́тельство.

В7. Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ пи́сьменности (предложе́ние 3).

В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 4), постро́енное на осно́ве примыка́ния.

В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 5.

Грамотность на Руси(статья)

Образова́ние, просвеще́ние и гра́мотность пришли́ на дре́внюю Русь вме́сте с христиа́нством. Язы́чным славя́нам вероиспове́дание в Христа́ бы́ло привнесено́ све́рху госуда́рственной си́лой. По веле́нию князя Влади́мира Святосла́вовича отменя́лось иско́нная язы́ческая ве́ра, и устана́вливалась но́вая, неве́домая наро́ду. В Ки́еве и Но́вгороде в обяза́тельно-принуди́тельном поря́дке был совершён обря́д креще́ния над язы́ческим лю́дом. Но форма́льного а́кта во́все недоста́точно, что́бы лю́ди, испове́дующие другу́ю ве́ру, в одноча́сье ста́ли по́длинными христиа́нами. Троекра́тно погрузи́ть челове́ка в во́ду и прочита́ть над ним чин креще́ния ещё не зна́чит преврати́ть его́ в убеждённого неофи́та. Славя́нские язы́чники, верну́вшись в свои́ и́збы|избы́, отню́дь не ста́ли «но́выми людьми́» Но́вого Заве́та. Они́ продолжа́ли жить по давно́ сложи́вшемуся укла́ду со свои́ми иско́нными воззре́ниями, ве́рованиями, тради́циями. Что́бы состоя́тся по́длинным христиани́ном, челове́к до́лжен быть просвещённым и образо́ванным: он до́лжен знать, понима́ть и испове́довать осно́вы ве́ры христо́вой, её до́гмы и обрядовость.

Тру́дная, кропотли́вая и долговре́менная ми́ссия – науче́ние и приобще́ние наро́да к христиа́нской ве́ре – станови́лась главне́йшей зада́чей и для кня́жеской вла́сти, и для Це́ркви.

С форма́льным воцерковлением восто́чных славя́н ре́зко возросла́ потре́бность в образо́ванных и просвещённых лю́дях. В древнеправославной культу́ре образо́ванным челове́ком счита́лся христиани́н, и́стинно уве́ровавший в Христо́во уче́ние, пости́гший его́ суть и начи́танный в «боже́ственных кни́гах», то есть уподо́бившийся о б р а з у Христа́. Понима́ние «просвещённого челове́ка» по́лностью совпада́ло с первонача́льным смы́слом сло́ва|слова́ «просвещённый». Таковы́м явля́лся тот ве́рующий, кто освещён све́том Госпо́днем. «Я есть свет ми́ра, кто сле́дует за мной, тот не бу́дет пребыва́ть во тьме, но бу́дет име́ть свет жи́зни» (Иоан. 8, 12). Ева́нгельские сло́ва|слова́ Иису́са Христа́ бы́ли обращены́ не то́лько к апо́столам, и ко всем сле́дующим по его́ пути́: «Вы есть соль зе́мли|земли́…, вы есть свет ми́ра» (Матф. 5, 13-14). «Просвеще́ние» на церко́вно-славя́нском языке́ зна́чит «креще́ние». А просвети́телем почита́лся тот, кто открыва́л язы́чникам и́стины христиа́нского уче́ния и акти́вно спосо́бствовал распростране́нию ве́ры. Тако́е именование прилага́лось к святы́м, мно́го пораде́вшим на просвети́тельской ни́ве и просла́вившимся обраще́нием наро́дов в христиа́нскую ве́ру.

Между те́м Русь нужда́лась не то́лько в образо́ванных и просвещённых подви́жниках, но и в гра́мотных лю́дях. Креще́ние Ру́си и распростране́ние гра́мотности ста́ли звеньями одно́й це́пи. С одно́й стороны́, для укрепле́ния ки́евской госуда́рственности тре́бовалась гра́мотная администра́ция. С друго́й, Це́рковь, идеологи́ческий столп кня́жеской вла́сти, в ра́вной сте́пени была́ заинтересо́вана в подгото́вке гра́мотных церковнослужи́телей. И́бо для многочи́сленных открыва́ющихся хра́мов бы́ли ну́жны лю́ди, уме́ющие чита́ть по уста́вным кни́гам для отправле́ние богослуже́ние. В пе́рвую о́чередь э́то впряму́ю каса́лось прихо́дского при́чта, непосре́дственно свя́занного с непросвещённым и необразо́ванным язы́ческим лю́дом.

К вре́мени воцерковления восто́чных славя́н христиа́нское вероуче́ние, вы́шедшее из иуде́йской сре́ды, уже́ по́лностью сформирова́лось труда́ми мно́гих поколе́ниями гре́ческих апологе́тов. Христиа́нская догма́тика уже́ утверди́лась как незы́блемый оплот и́стинной ве́ры на Вселе́нских собо́рах. Был вы́работан по́лный свод церко́вных пра́вил и законоположе́ний, воше́дших в Номокано́н. В изменённом ви́де он получи́л славя́нских зе́млях назва́ние Ко́рмчею кни́ги, регламенти́рующей церко́вное и све́тское состоя́ние о́бщества. Наконе́ц, для просвеще́ния славя́нских наро́дов византи́йскими просвети́телями равноапо́стольными Кири́ллом и Мефо́дием за сто с ли́шним лет до креще́ния Ру́си была́ со́здана славя́нская грамма́тика.

Рядово́му свяще́нству и христиа́нской экклесии со́бственно не на́до, да и невозмо́жно бы́ло, усво́ить всё|все сло́жные богосло́вские умопостроения византи́йской Це́ркви. Сле́довало лишь восприня́ть с и́стинной ве́рой фундамента́льные осно́вы христиа́нского уче́ния в гре́ческой вариа́ции и руково́дствоваться им в свое́й жизнеде́ятельности. Одна́ко э́та зада́ча, растя́нутая на столе́тия и оказа́лась выполни́мой то́лько отча́сти.

На ра́нних эта́пах христианиза́ции восто́чных славя́н сложи́лся полиэтни́ческий соста́в духове́нства, что составля́ло дополни́тельные тру́дности в широ́ком распростране́нии но́вой рели́гии. Церковнослужи́тели в своём большинстве́ бы́ли чужезе́мцы, не зна́вшие ме́стного языка́. Иере́йский соста́в составля́ли преиму́щественно гре́ки, вы́везенные Влади́миром из Корсуни, где́ он, по всей ви́димости, крестился; а та́кже болгары, в како́й-то ме́ре се́рбы. И у тех и у други́х в э́ту эпо́ху в бо́льшей ме́ре была́ ра́звита|развита́ церко́вная кни́жность.

Слу́жба в церква́х вела́сь на неве́домом прихожа́нам гре́ческом языке́, а по́зднее|поздне́е на дре́внем церковнославя́нском, нетождественном ни в одно́м из свои́х вариа́нтов с древнеру́сским языко́м. На церковнославя́нском языке́ никто́ не говори́л в реа́льной жи́зни, он никогда́ не́ был разгово́рным и был поня́тен то́лько в у́зких круга́х образо́ванных люде́й.

Храмово́е богослуже́ние не могло́ ориенти́ровать прихожа́н-язы́чников на созна́тельное восприя́тие инозе́мной рели́гии. Во́лей не во́лей от неофи́тов тре́бовалось в пе́рвую о́чередь вне́шнее соблюде́ние христиа́нских установле́ний и благоче́стия. Потому́ летопи́сец с горе́чью, но справедли́во, записа́л под 1068 годом: «словомъ нарицяющиеся хрестъяни, а поганьскы живуще», то есть как язы́чники.

Открыва́ющиеся хра́мы лишь в ма́ленькой толи́ке исполня́ли роль «учи́лища ве́ры», каковы́м они́ должны́ бы́ли стать с регуля́рным и методи́чным чте́нием про́поведей, разъясня́ющих христиа́нское уче́ние и наставля́ющих на путь и́стинный. Но для византи́йского духове́нства пропове́дничество не явля́лось первостепе́нной зада́чей в церко́вной де́ятельности. «Восто́чный Рим (Византия) был сли́шком удалён от Ру́си, что́бы она́ могла́ реа́льно стать ча́стью его́ духо́вного ландша́фта», – справедли́во заме́тил Г. Подскальски. К тому́ же гре́ческие просвети́тели-миссионе́ры отню́дь не спеши́ли в далёкие новообращённые язы́ческие зе́мли|земли́. Не ста́ло просвети́тельство и пропове́дничество обяза́тельными и для ру́сских «ба́тюшек» ни в нача́льный пери́од, ни по́зднее|поздне́е в плоть до XIX ве́ка. Ко всему́ э́тому свои́х люде́й, образо́ванных и «зна́ющих по кни́жному», среди́ восто́чных славя́н бы́ло чрезвыча́йно ма́ло|мало́.

Сам князь Влади́мир гра́моты не знал и, по слова́м летопи́сца, был «неве́ждой». Его́ крещёная дружи́на и дворцо́вое окруже́ние то́же отню́дь не́ были си́льны в «пи́сьменной прему́дрости» и начи́таны в Ева́нгелии. А други́е привилегиро́ванные сосло́вия тем па́че.

То́лько во второ́м поколе́нии христиа́н в стране́ появля́ется небольшо́й слой люде́й, зна́ющих гра́моту. Пре́жде други́х ей овладе́ли верхи́ о́бщества. Изве́стно, наприме́р, что сыно́вья|сыновья́ князя Влади́мира святы́е му́ченики Бори́с и Глеб, получи́в дома́шнее воспита́ние, уже́ чита́ли Свято́е Писа́ние.

pocrovahram.ru

Письменность, грамотность, школы. Древняя Русь

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60‑е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой‑то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» – копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей (переводчиков) и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI–XII вв. Однако она была распространена в основном в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско‑боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников.

В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются берестяные грамоты. В 1951 г., во время археологических раскопок в Новгороде, сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» – воскликнул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствие на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем – деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте: «От Микиты ко Улианици. Поиде за мене…»

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые «граффити». Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир II Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем: «Василий».

moitvoru.ru

Культура Древней Руси.(9- первая треть 13 вв.) Письменность, литература, образование

Письменность была на Руси и до принятия христианства, и древнерусское письмо было буквенным.  Однако именно после принятия христианства письменность начала распространяться, появились книги.

Распространение письменности связано с именами братьев - Кирилла и Мефодия во 2 пол.9.в. . Они создали первую славянскую азбуку.C 60-х г. 9в- начало их просветительской деятельности.

 

Рубеж 9-10в.- использовалась кириллица (упрощённая глаголица), пользуемся ею и сейчас. Её реформа – при  Петре  1 и в 1918г.

 

Первые документы:

- договор между Олегом и Византией в 911г.

- берестяные грамоты (новгородские)

- надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий-граффити( например запись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского собора в Киеве).

 

Писали на пергаменте - специально выделанной телячьей коже, а также на берёсте чернилами  или киноварью, до 19 в.- гусиными  перьями.

Книги украшались миниатюрами, золотом, драгоценными камнями или финифтью (эмалью)

Первые летописи - ок. 1040  

 

Устное народное творчество.

Заговоры, заклинания, обрядовые песни, былины,  пословицы, поговорки, загадки.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче, о великане Святогоре,  о  Садко. Легендарный сказитель – Боян.

 

Жанры древнерусской литературы.

Жанры литературы: летопись, житие, слово ,поучение, исторические повести.

 

СЛОВО.

40-ег. 11в- «Слово о законе и благодати» Иллариона (о равноправии Руси среди христианских государств).

«Слово о полку Игореве».( конец 12в-1187-).- о единстве Руси.(Поход Игоря был в 1185).

«Слово» Даниила Заточника( нач.13 в.)

 

Евангелие.

1056-1057-Остромирово евангелие (При Изяславе)-самое раннее.

Мстиславово Евангелие-12в.

 

Летописи.

1113г., т.е. начало 12в.- «Повесть временных лет», написана монахом Нестором (Киево-Печерский монастырь).

1377- Лаврентьевская летопись (в неё входит «Повесть временных лет»)- хроника событий Руси до 1305г.

Нач.15в- Ипатьевская летопись-( Та же лаврентевская, но добавлены события в Киеве. Галиче, Волыни до 1292).

 

Поучение.

1117- Поучение В. Мономаха – политическое и нравственное завещание с элементами автобиографии.

 

Хождение (хожение)

Хожение игумена Даниила в Палестину.

 

Моление.

На рубеже 12-13вв- Моление Даниила Заточника.

 

Житийная литература(жития святых, агиография)

«Сказание о Борисе и Глебе»,

«Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора.

poznaemvmeste.ru

Русский язык: Из истории русской письменности. Учебный фильм

на русский

письменность появилась в десятом

веке

надписи сделанные русскими людьми покал

отыщи лет назад нашли его керченскому

проливу

на камне можно прочитать

в игре князь мере у моря политолог ад мы

тараканьи бега коротчаево

керчи 14 тысяч также это примерно 30

километров

перевязка ли хмельницком нашли

надписи этна кирпичах

активе на стенах софийского собора

обнаружили записей выцарапанные на

штукатурке владелец комбината стариках

также появилась

письменность на руси

более тысячи сто лет тому назад

замечательные просветителей

кирилла и мефодия создали на основе

греческого алфавита южный славянскую

азбуку кириллицу

это отсылка перешла на русь

самая древняя из дошедших до нас

русских рукописных книг остальные давай

евангелии написанное кириллицей

как и все книги того времени она написана

от на пергаменте

и более девятисот лет

переписчики старательного

весовыми каждую полку стремились к тому

чтобы все буквы

были одинаковыми по размеру

текст был сплошным без разделения на

словах

буквы мере геометрически

начертание

такое письмо называлась уставом

особенно тщательно рисовали заглавные

буквы

их раскрашивали киновари их красной

краской и предавали пухом египта теле в

художественных рисунков

отсюда пошло выражение подписать с

красной строки то есть начинает новый

абзац

в ту пору не было специальных знаков

для цифрах их обозначали при помощи

pwc

старье особо не значит ему обвинений

в рукописных книг их

было много миниатюр и рисунков

летописцы прописывали важные

исторические события

начальная русской летописи

рассказывает косово и борьбе русского

народа с многочисленными

врагами

самые замечательные литературные

произведения древней руси

слово

а полку игореве

князь игорь пошел войной на половцев

и был жестоко отомстить

и чернат земля под копытами

костьми была посеяна ap кровли полметра

горин зашли они по русской земле

слово о полку игореве

страшно призывала русских единению

накануне тяжелого и страшного испытания

тринадцатом веке

монголо татарские порты обрушились на

русь

огнём и мечом прошли завоеватели по руси

оставив после себя пылающий развалин

были уничтожены тысячи рукописных

книг

пришествие надолго затормозила развитие

русской письменности но это не остановило

инфо

крупнейшим центром русской культуры

оставался новгород единственный большой

русской город

который не был захвачен операций

кровлю монголо татарами

при раскопках древнего новгорода

были найдены в свитке почерневшие от

времени березовой коры

покрытые надписями

ученый обработали слитки берёсты и

прочли их

это оказались берестяные грамоты

письмами документы древних новгородцев

вот одна из таких грандов

поклоны отворили к сыну моему григорию

купи мне indian судов руб хорошего сердцу

акунин деньги я дала давид отыгрыше

и ты чада сынок сделай сам года привести

суда

в новгороде учились грамоте и простые

люди

вот новгородская отскока

тринадцатого 15 рудников

в новгороде пскове смоленске

найдены сотни берестяных грамот

эти находки говорят нам широкое

распространение грамотности на руси

в пятнадцатом веке

москва объединила русские землю единое

государство

из опросило монголо татарское иго

москва стала столицей государства и центром

общий русской письменности

в течение времени

изменяется характер письма

буквы становится более мелкими и

округлыми намечается разделение текста на

отдельные слаба

такое письмо называется

полукустарным

по уставам был написан 1490 седьмом

году и судебник либо на третьего

первый свод законов московского

государства

выглядел приказ

старинные учреждения для составлялись

важные документы

в приказной палате слушались дикие и

пойдя chery идея же находились

переписчики

а вот там родине письма того времени

чернила и пассажир

гусиные перья

документы писали на отдельных листах

которые потом склеивании

яркость скреплял местах склеек своей

подписью

склеенные выделенные полосы документы

сворачивали в свитке

столбцы

каждый столбец также скрепляться по

пессимистическому

так выглядит подлинник соборного

положение 1649 года

это полный свод законов русского

государства

соборное уложение очень ценный документ

он хранится в специальном ложится

переписчикам приходилось писать

много документов поэтому появился еще

один вид письма скоро тыс

скоро после написания букв проще свободный

многие слова опишут цб сокращенных

скорописью был написан судебник

ивана грозного 1500 пятидесятого года

на руси было немало книг рукописные книги

стоят очень дорого

в середине шестнадцатого века

появилась на руси и книгопечатания

первым русским печатником был и вам

отчета

лучшие творения диваны федорова книга

апостолов

вышла в 1564 этом году

книга печатание

содействовать распространению

грамотности

книг стала польши

в семнадцатом веке появились светскими

книги

бог лари

первой об учебнике

одновременно с книгопечатания

продолжалось переписка книг

в то время большинство книг было

религиозного содержания

необходимо было освободите печатное

слово

оплатите церкви

при петре первом

была проведена реформа письменности

произведен гражданской автогид

более простой и удобной

для чтения и письма

началось широкое издании книг

по разным по отраслям науки и техники

учебников

и первых русских г ч

так в начале восемнадцатого века

в россии появилась письменность в

близкое к современной

www.watch-listen-read.com

Письменность в Киевской Руси — доклад

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Казанский Государственный Энергетический Университет    

РЕФЕРАТ

По дисциплине

«История»

На тему:

«Письменность в Киевской Руси»  

Выполнила: Филинова А.Д.

Группа  ЭКП-4-11

Преподаватель: Поспелова Е.Ю.  

Казань 2011.

Содержание  

  • Введение 
  • Глава 1. Берестяные грамоты Письменность в дохристианской Руси.
  • Глава 2. Бытовая письменность Древней Руси. Часть 1.
  • Глава 3. Бытовая письменность Древней Руси. Часть 2.
  • Глава 4. Культура Киевской Руси IX–XI вв.
  • Заключение.
  • Список литературы.
             

Введение

  Теперь  уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с  начала христианства и до татаро-монгольского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности еще на заре их цивилизации.

  Не  без основания предполагают, что  грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени  и беспрепятственно развивалась  на первых порах. Ничто не преграждало  народу путь к грамоте, и наши прародители  быстро овладели сравнительно высоким  уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных приметах, например на прялках, на причудливых  гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, непригодных  для экспонирования.

  Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. Без  преувеличения можно сказать, что  археологические находки превзошли  все ожидания ученых, приоткрыв картины  живой древности.

  В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение  десяти лет под руководством профессора Арциховского, были найдены сверхинтересные  грамоты на бересте, относящиеся  к XI - XVI векам. Разыскать такое подтверждение  давней традиции русской письменной культуры было далеко не просто. Но неистребимый оптимизм археологов, ведших этот трудный  розыск, верный расчет, который всегда был их неотъемлемой чертой, и бессчетные усилия всего коллектива дали ни с  чем не сравнимый научный эффект.

  Данная  тема актуальна, поскольку важно  знать историю родного языка, языка государства, языка огромной нации. Это важно знать не только для общего развития, но и для обогащения своих интеллектуальных возможностей. Через письменность можно познать множество аспектов истории нации и государства.

  Целью моей работы является проанализировать различные литературно-исторические источники разных времён, исторических деятелей и археологических памятников времён Киевской Руси.

  Для достижения поставленной цели мне необходимо досконально изучить всю имеющуюся  литературу по данной теме, а так же изучить различные взгляды и точки зрения о возникновении письменности на Руси и её развития.              

Глава 1. Берестяные грамоты Письменность в дохристианской Руси

  Все попытки доказать существование  развитой восточнославянской письменности до крещения Руси в 988 году окончились неудачей и не выдерживают проверки научными фактами. Приводимые доказательства в действительности представляют собой  или грубые, неумелые подделки (пресловутая «Велесова книга» ), или несостоятельные гипотезы (так называемая «Летопись Аскольда», якобы использованная в «Никоновской летописи» XVI века среди статей 867-889 годов), или допускают другие, более достоверные объяснения (свидетельство «Жития Кирилла») о Евангелии и Псалтири, написанных «рушкым писменем» и найденных Константином Философом в Херсонесе (подробнее см. «Услышьте, славяне все…»).

  Однако, это не означает, что в дохристианской Руси полностью отсутствовала какая-либо письменность. Исключительно ценные сведения о начале древнерусской книжности содержатся в «Повести временных лет». По мнению А. А. Шахматова, Нестор разыскал в великокняжеском книгохранилище в Киеве и включил в летопись договоры Древнерусского государства с Византией, заключенные в 911 году Олегом, в 944 году Игорем и в 971 году Святославом (в летописи под 907 годом помещен еще один договор, но его, как доказал А. А. Шахматов, не существовало: под 907 и 911 годом приводятся части одного договора). Все договоры были написаны в Византии и представляют собой переводы греческих документов, составленных в соответствии с византийской дипломатической практикой.

  На  это же указывают открытия, сделанные  Новгородской экспедицией Академии наук и Московского университета. Во время раскопок в Новгороде  было найдено два деревянных цилиндра с вырезанными кириллическими надписями  делового содержания. В. Л. Янин доказал, что цилиндры использовались в княжеском  хозяйстве как особые замки на мешках. По археологическим данным датировка находок достаточно широка — 973-1051 годы. Существенно уточнить ее помогает вырезанный на одном из цилиндров княжеский знак (в виде простого трезубца) Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, который правил в Новгороде в 970-980 году. Таким образом, кириллица использовалась в государственном аппарате Древней Руси до официального принятия христианства и письменности.

  В средневековых источниках русью называют не только восточных славян, но и норманнов, скандинавов (или, как говорили в Древней Руси, варягов). Так, в среднегреческом языке означает «норманны», по-фински Ruotsi «Швеция». Однако в сообщении обращает на себя внимание, что «русские письмена» вырезали (точнее, процарапывали?) на белом дереве. По мнению Л. П. Жуковской, собеседник показал древнерусскую грамоту, процарапанную на березовой коре.

  Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами. Такие орудия письма на бересте или дощечках с воском представляют собой металлические или костяные стержни с острием на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного. В Древней Руси их называли писалом.

  Христианство  и книги стали проникать на Русь задолго до ее крещения в 988 году. По свидетельству «Повести временных  лет», среди дружинников князя  Игоря (912-945 годы) было немало христиан, а в Киеве открыто существовала значительная христианская община варяг-христиан и действовала соборная церковь во имя пророка Илии, где приносилась присяга. Существование соборного храма подразумевает, видимо, наличие в Киеве других церквей. В «Повести временных лет» под 983 годом сообщается об убийстве варягов-христиан, отца и сына, отказавшихся подчиниться язычникам-киевлянам. В этом событии видят иногда языческую реакцию на усиление христианства, грозившего подорвать духовные устои старого общества.

  Е. Е. Голубинский считал, что Ильинская  церковь в Киеве была варяжской («…мнози бо беша варязи хрестеяни», — замечает в связи с ее упоминанием летописец) и находилась в дочерних отношениях с одноименной норманнской церковью пророка Илии в Константинополе. По предположению Е. Е. Голубинского, богослужение в Киеве, как и в Константинополе, совершалось на греческом или, более вероятно, на готском языке, употреблявшемся в литургической практике с IV века, близком и понятном норманном. Как отмечает Б. А. Успенский, христианская община в Киеве была этнически разнородной: в нее входили не только варяги, но также восточные славяне и, возможно, крещеные хазары. Языком христианства в Киеве несомненно был церковнославянский, доступный всем этническим группам киевского населения и служивший средством межнационального общения. Испанский еврей Ибрагим ибн Якуб, автор записки о своей поездке в Германию и славянские страны, сообщает около 965 года, что славянским языком пользовались варяги.

  Христианство  исповедовала правительница Древнерусского государства княгиня Ольга, носившая скандинавское имя (Helga > Elьga > Ольга, ср.: Helgi > Elьgъ > Ольгъ > Олегъ). Ольга крестилась в Константинополе в 957 году. В ее намерение первоначально входило не только личное крещение, но также христинизация страны и создание независимой церковной организации.    

  Замыслам  Ольги было суждено сбыться лишь после ее смерти, когда правителем Руси стал ее воспитанник младший  сын Святослава князь Владимир I, взошедший на престол после кровавой междоусобной борьбы. Еще во время  язычества Владимира Святославича из пяти его жен, по крайней мере, три были христианками (гречанка, чешка, болгарка) и, надо думать, имели при себе священников, старославянские и греческие книги. Крещение Владимира и затем Киева в 988 г. ввело Русь в орбиту византийского мира и создало необходимые условия для переноса в страну богатейшего кирилло-мефодиевского книжного наследия от южных и, в меньшей мере, западных славян. Южнославянское влияние в Древней Руси в конце X-XI веке положило начало древнерусской книжной культуре и литературному языку. 

Глава 2. Бытовая письменность Древней Руси.

Часть 1.

    Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики (эпиграфика — историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале). Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

    Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.

  В отличие от дорогого пергамена береста  была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим  или костяным стержнем, или, как его  называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами.

  В подавляющем большинстве берестяные грамоты написаны по-древнерусски, и лишь небольшое число — по-церковнославянски. Кроме того, обнаружены две берестяные грамоты, написанные жившими в Новгороде иностранцами на латинском и нижненемецком языках. Известны также греческая и прибалтийско-финская грамоты. Последняя представляет собой заклинание, языческую молитву середины XIII века. Она на триста лет старше всех известных ныне текстов, написанных по-фински или по-карельски.

    Берестяные грамоты, по преимуществу, частные письма. Повседневный быт и заботы средневекового человека предстают в них в мельчайших подробностях. Вся эта бытовая сторона средневекового уклада, все эти мелочи обыденной жизни, столь очевидные для современников и постоянно ускользающие от исследователей, слабо отражены в традиционных жанрах литературы XI-XV веков.

  Из  всех восточнославянских письменных источников XI-XV веков берестяные грамоты наиболее полно и разнообразно отразили особенности  живой разговорной речи. Исследование текстов на бересте позволило  А. А. Зализняку в монографии «Древненовгородский  диалект» (М., 1995) восстановить его многие особенности. Рассмотрим наиболее важные из них.

  В древненовгородском диалекте отсутствовал общеславянский результат второй палатализации: переход заднеязычных [к], [г], [х] в  мягкие свистящие согласные [ц?], [з?], [с?] в положении перед гласными переднего ряда [e] () или [и] дифтонгического происхождения. Все славянские языки пережили вторую палатализацию, и только древненовгородский диалект ее не знал.   

Глава 3. Бытовая письменность Древней Руси.

Часть 2.

    Как установил Зализняк, основные отличия бытовых графических систем от книжного письма сводятся к следующим моментам:

 1) замена буквы ь на е (или наоборот): коне вместо конь, сьло вместо село;

2) замена  буквы ъ на о (или наоборот): поклоно вместо поклонъ, четъ вместо чьто;

3) замена  буквы на е или ь (или наоборот). Последовательная замена е и  ь на h (весьма редкий графический  прием) представлена в надписи  20-50-х годов XII века, процарапанной  на деревянной дощечке (цере): «А язъ тиундан ж уял» ‘А я, тиун, дань-то взял? (тиун ‘дворецкий, домовый управитель при князьях, боярах и епископах; должностное лицо по управлению города или местности?).

student.zoomru.ru

Бытовая письменность Древней Руси

Бытовая письменность Древней Руси.

Часть I.

Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики (эпиграфика — историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале). Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.

В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами.

Как отмечает В. Л. Янин в книге «Я послал тебе бересту…» (3-е изд. М., 1998. С. 30, 51), «берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги», «переписка служила новгородцам, занятым не в какой-то узкой, специфической сфере человеческой деятельности. Она не была профессиональным признаком. Она стала повседневным явлением».

Социальный состав авторов и адресатов берестяных грамот очень широк. Среди них не только представители титулованной знати, духовенства и монашества, но также купцы, старосты, ключники, воины, ремесленники, крестьяне и другие лица. В переписке на бересте принимали участие женщины. В ряде случаев они выступают как адресаты или авторы грамот. Сохранилось пять писем, отправленных от женщины к женщине.

В подавляющем большинстве берестяные грамоты написаны по-древнерусски, и лишь небольшое число — по-церковнославянски. Кроме того, обнаружены две берестяные грамоты, написанные жившими в Новгороде иностранцами на латинском и нижненемецком языках. Известны также греческая и прибалтийско-финская грамоты. Последняя представляет собой заклинание, языческую молитву середины XIII века. Она на триста лет старше всех известных ныне текстов, написанных по-фински или по-карельски.

Берестяные грамоты, по преимуществу, частные письма. Повседневный быт и заботы средневекового человека предстают в них в мельчайших подробностях. Авторы посланий на бересте рассказывают о своих сиюминутных делах и заботах: семейных, бытовых, хозяйственных, торговых, денежных, судебных, нередко также о поездках, военных походах, экспедициях за данью и т. п. Вся эта бытовая сторона средневекового уклада, все эти мелочи обыденной жизни, столь очевидные для современников и постоянно ускользающие от исследователей, слабо отражены в традиционных жанрах литературы XI-XV веков.

Тексты на бересте разнообразны в жанровом отношении. Помимо частных писем, встречаются разного рода счета, расписки, записи долговых обязательств, владельческие ярлыки, завещания, купчие, челобитные от крестьян к феодалу и другие документы. Большой интерес представляют тексты учебного характера: ученические упражнения, азбуки, перечни цифр, списки слогов, по которым учились читать. В грамоте № 403 50-80-х годов XIV века находится маленький словарик, в котором для русских слов указаны их прибалтийско-финские переводы. Значительно реже встречаются берестяные грамоты церковного и литературного содержания: отрывки литургических текстов, молитвы и поучения, например, две цитаты из «Слова о премудрости» знаменитого писателя и проповедника Кирилла Туровского, умершего до 1182 года, в берестяном списке первого 20-летия XIII века из Торжка. Сохранились также заговоры, загадка, школьная шутка.

Из всех восточнославянских письменных источников XI-XV веков берестяные грамоты наиболее полно и разнообразно отразили особенности живой разговорной речи. Исследование текстов на бересте позволило А. А. Зализняку в монографии «Древненовгородский диалект» (М., 1995) восстановить его многие особенности. Рассмотрим наиболее важные из них.

В древненовгородском диалекте отсутствовал общеславянский результат второй палатализации: переход заднеязычных [к], [г], [х] в мягкие свистящие согласные [ц?], [з?], [с?] в положении перед гласными переднего ряда [e] () или [и] дифтонгического происхождения. Все славянские языки пережили вторую палатализацию, и только древненовгородский диалект ее не знал. Так, в грамоте № 247 (XI век, вероятно, вторая четверть) опровергается ложное обвинение в краже со взломом: «А замъке кле, а двьри кл…», то есть ‘А замок цел, и двери целы…?. Корень кл- ‘целый? представлен в обоих случаях без эффекта второй палатализации. В берестяной грамоте XIV в. № 130 встречается слово хрь в значении ‘серое (некрашеное) сукно, сермяга? (корень хр- ‘серый?).

В Им. пад. ед. ч. муж. р. твердого о-склонения окончанием было -е. Это окончание встречается у существительных брате ‘брат?, прилагательных меретве ‘мертв?, местоимений саме ‘сам?, причастий погублене ‘погублен?, в именной части перфекта — забыле ‘забыл?. «Дешеве ти хлебе», то есть ‘дёшев (здесь) хлеб?, — писал в первой четверти XII века новгородец Гюргий (Георгий), советуя отцу и матери продать хозяйство и переселиться в Смоленск или Киев, так как в Новгороде, очевидно, был голод. Флексия -е отличает древненовгородский диалект от всех славянских языков и говоров. Во всем остальном славянском мире ей соответствует в древнюю эпоху окончание -ъ (например, братъ, самъ), а после падения редуцированных ъ и ь — нулевая флексия (брат, сам). Напомним, что буквами ъ «ер» и ь «ерь» в древности обозначались особые сверхкраткие звуки, несколько похожие в своем произношении соответственно на [ы] и [и], которые окончательно исчезли из русского языка в начале XIII века.

В Род. пад ед. ч. у существительных а-склонения в древненовгородском диалекте с самого начала письменности господствовало окончание - (у жен), в то время как в стандартном древнерусском языке здесь было окончание -ы (у жены). Для настоящего времени глагола было характерно явное преобладание в 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. форм без -ть: живе, молоти, бью, приходя и т. д. В стандартном древнерусском языке было соответственно: живеть, молотить, бьють, приходять.

Бытовые грамоты чрезвычайно близки диалектной речи. Однако их нельзя рассматривать как точную передачу разговорного языка. В бытовой письменности существовал свой сложившийся обычай языкового употребления, который усваивали во время обучения грамоте. Н. А. Мещерский установил, что в частной переписке на бересте были особые адресные и этикетные эпистолярные формулы. Часть таких формул имеет книжное происхождение, хотя в подавляющем большинстве берестяные грамоты не являются литературными произведениями и памятниками книжного языка. Так, в начале грамоты часто используется традиционная формула покланяние или поклон от такого-то к такому-ту, а в конце послания встречаются устойчивые обороты добр сътворя ‘будь добр, пожалуйста? или цлую тя в значении ‘приветствую тебя?.

Берестяные грамоты дают богатый материал для изучения некнижных, бытовых графических систем. В Древней Руси элементарный курс грамотности ограничивался одним обучением читать. Но закончив его, ученики, хотя и непрофессионально, могли писать, перенося навыки чтения на письмо. Искусству писать и правилам правописания учили специально, главным образом будущих книгописцев. В отличие от книжных текстов, созданных писцами-профессионалами, берестяные грамоты созданы людьми, в своем большинстве специально не учившимися писать. Не проходя через фильтр книжных орфографических правил, берестяные грамоты отразили многие местные особенности живой речи XI-XV веков.

В памятниках книжного письма, напротив, тщательно устранялись черты диалектной речи. В книжный текст проникали лишь те местные языковые особенности, от которых было трудно избавиться — например, цоканье. Берестяные грамоты показывают, сколь большое значение имел фильтр книжного правописания, насколько радикально средневековые книгописцы отказывались от областных особенностей живой речи в своей профессиональной деятельности.

Часть II.

Как установил Зализняк, основные отличия бытовых графических систем от книжного письма сводятся к следующим моментам:1) замена буквы ь на е (или наоборот): коне вместо конь, сьло вместо село; 2) замена буквы ъ на о (или наоборот): поклоно вместо поклонъ, четъ вместо чьто;3) замена буквы  на е или ь (или наоборот). Последовательная замена е и ь на h (весьма редкий графический прием) представлена в надписи 20-50-х годов XII века, процарапанной на деревянной дощечке (цере): «А язъ тиун дан ж уял» ‘А я, тиун, дань-то взял? (тиун ‘дворецкий, домовый управитель при князьях, боярах и епископах; должностное лицо по управлению города или местности?).4) скандирование, или скандирующий принцип записи, состоит в том, что на письме за любой согласной буквой должна следовать гласная буква. Если на фонетическом уровне гласной нет, то пишутся «немые» ъ или ь, о или е — в зависимости от твердости или мягкости предшествующей согласной, например: доругая соторона вместо другая сторона. В качестве «немых» гласных после согласных могли использоваться также ы или и: овиса вместо овьса, своимы вместо своимъ.

Как видим, текст, написанный с использованием бытовых графических правил, существенным образом отличается от книжного письма. Так, в грамоте 40-50-х годов XII века встречается написание ко монь, которому в книжной орфографии соответствует форма къ мън. Тем не менее бытовые графические системы иногда проникали в книжное письмо. Их употребление известно в ряде древненовгородских и древнепсковских рукописей.

Языку берестяных грамот близки надписи-граффити, прочерченные острым предметом (часто тем же писалом) по твердой поверхности. Особенно многочисленны и интересны в лингвистическом отношении тексты на штукатурке древних зданий, главным образом церквей. В настоящее время граффити обнаружены на стенах архитектурных памятников многих древнерусских городов: Киева, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Владимира, Смоленска, Полоцка, Старой Рязани, Галича Южного и др. Большое количество надписей, сделанных не только представителями княжеско-боярских и церковных кругов, но и дружинниками, ремесленниками, простыми богомольцами, свидетельствует о широком распространение грамотности на Руси уже в XI-XII веках. Древнерусским граффити посвящены важные исследования историков и лингвистов (см., например: Высоцкий С. А.

Киевские граффити XI-XVII веков. Киев, 1985; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X — первой половины XIII века. М., 2000; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV веков. СПб., 1992).

Рождественская выделяет следующие типы надписей: надписи-«моления» с формулой «Господи, помози (помяни, спаси и т. д.)», поминальные надписи с сообщением о смерти (такова запись в Софии Киевской о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 году), надписи-автографы (например, XII и XIII века в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде: «а се Созоне ?лъ лютыи…» — ‘А вот Созон лютый писал?, «Иване ?лъ лвою рукою»), богослужебные надписи (библейские и литургические цитаты, покаянные стихи и др.), «летописные», или «событийные», надписи, надписи делового содержания, надписи «литературного» характера (так, процитированные на стене Софии Киевской во второй половине — конце XI века изречения из переводного памятника «Разумы сложения Варнавы Неподобного», известного по рукописям только с рубежа XIV-XV веков, датируют появление этого произведения на Руси временем не позднее второй половины XI столетия), фольклорные надписи (пословицы, поговорки, загадки и т. п.), «бытовые» надписи (например, XIV-XV веков в церкви Федора Стратилата в Новгороде: «о попове свщници укланяитеся от пьяньства…» — ‘о попы-священники, уклоняйтесь от пьянства!?, «И(о)сав(е) со мною шле ис торгу збиле мене я (з)апслъ» — ‘Иосаф шел со мною с торговой площади, сбил меня (с ног), я и записал?). Некоторые надписи тщательно зачеркнуты. Одну из них, конца XII — начала XIII века, из Софийского собора в Новгороде удалось разобрать. По мнению Медынцевой, это детская песенка-считалка, однако Рождественская связывает надпись с языческим погребальным обрядом: «(ако с)дите пиро(ге въ) печи гридьба въ корабли… пелепелъка пар(и в)ъ дуброве пост(ави) кашу по(ст)ави пироге ту [туда. — В. К.] иди». Как отмечает Рождественская, в основе этого ритмизованного текста лежит смысловой параллелизм, находящий поддержку в синтаксических конструкциях и грамматических формах: пирог (ед. ч.) — в печи, гридьба ‘дружина? (ед. ч.) — в корабле, перепелка (ед. ч.) — в дуброве. Какой-то современник надписи тщательно зачеркнул ее и обругал автора, приписав ниже: «усохните ти руки».

Иногда на стенах храмов появлялись граффити, представляющие собой юридические документы. На стене киевской Софии, главного храма Киевской Руси, была сделана надпись о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за огромную сумму — 700 гривен соболей. Надпись составлена согласно формуляру купчих грамот с упоминанием свидетелей-«послухов»: «…а передъ тими послухы купи землю княгыни бояню вьсю…». Обнаруживший надпись Высоцкий датировал ее второй половиной XII века и предположил, что проданная земля некогда имела какое-то отношение к прославленному поэту-певцу «вещему» Бояну, жившему в XI столетии и воспетому в «Слове о полку Игореве». По менее вероятному предположению Б. А. Рыбакова, надпись относится к концу XI века и могла быть сделана вскоре после смерти Бояна. Впрочем, Рыбаков подчеркивал, что «текст граффито сам по себе не дает нам права отождествлять Бояна-песнотворца с Бояном-землевладельцем».

Глаголическое письмо, изобретенное первоучителем славян святым Кириллом, не получила широкого распространения в Древней Руси и ее использовали лишь искусные книжники. До нашего времени не дошло ни одной восточнославянской глаголической книги. Лишь в восьми сохранившихся кириллических рукописях XI-XIII веков встречаются отдельные глаголические слова и буквы. Между тем известны глаголические и смешенные глаголически-кириллические надписи XI-XII веков на стенах Софийских соборов в Новгороде и Киеве. Одну из них процарапал «лютый Созон» в первой половине XII века, закончив приведенный выше кириллический текст глаголическими буквами. По мнению Рождественской, так как большинство находок древнерусских надписей с глаголическими буквами и кириллических рукописей с глаголическими «вкраплениями» относится к Новгороду и Северной Руси (в Новгороде, например, сохранилось 10 граффити XI века, а в Киеве 3), это заставляет предположить о существовании более тесных и самостоятельных связей Новгорода по сравнению с Киевом с глаголической традицией и глаголическими центрами в Западной Болгарии, Македонии и Моравии.

По наблюдениям Рождественской, важным отличием памятников эпиграфики от книжных текстов является более свободное отношение к книжной норме. Причем степень реализации книжной нормы во многом зависит от типа надписи. Если в богослужебных надписях церковнославянский язык более русифицирован по сравнению с аналогичными книжными текстами, то в надписях светского содержания отразился язык повествовательных и деловых жанров древнерусской письменности. Живая разговорная речь слышна в небольшой рифмованной насмешке XI-XII веков, возможно, над задремавшим певчим или богомольцем в Софии Новгородской: «Якиме стоя усъне а ръта и о камень не ростепе» ‘Яким, стоя, уснет, а рта и о камень не расшибет (то есть не раскроет)?.

В надписях-граффити всех типов отсутствует жёсткое противопоставление церковнославянского и древнерусского языков. Вместе с тем новгородские надписи более последовательно, чем берестяные грамоты, отражают книжную орфографическую норму. Что касается диалектных особенностей, то и в этом отношении граффити, как и эпиграфика в целом, более сдержанны, чем берестяные грамоты, что объясняется меньшим объёмом текста и устойчивостью письменных формул. Таким образом, книжная языковая норма в эпиграфике более вариативна, чем в книжных текстах, и менее вариативна, чем в берестяных грамотах.

speak-up, обучение английскому языку в Киеве

bankreferatov.kz

Письменность древней руси текст диктанта

  • Главная
  • Архив
  • RSS

About Me

4 года назад

trunev-clatnig.tumblr.com