Искусство древнего Египта (стр. 2 из 7). Пилоны древний египет


Пилон - это... Что такое Пилон?

  • Пилон — в Эдфу …   Википедия

  • Пилон — мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои мостов. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1. монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух глухих суживающихся кверху «башен» с входным порталом между ними …   Строительный словарь

  • пилон — а, м. pilon m., гр. pylon ворота. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся в входа в древний египетский храм. БАС 1. 2. Массивный столб или устой прямоугольного сечения, служащий опорой перекрытий, подвесных мостов или стоящий с каждой… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пилон — пилона, м. [греч. pylon – сени, портал] (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т. п. 2. В древнем Египте – башня в форме усеченной пирамиды перед храмом (истор.). Большой словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • пилон — башня, устой, колонна, обелиск, столб Словарь русских синонимов. пилон сущ., кол во синонимов: 6 • башня (45) • колонна …   Словарь синонимов

  • ПИЛОН — (от греч. pylon букв. ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.2) Башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПИЛОН — ПИЛОН, пилона, муж. (греч. pylon сени, портал) (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т.п. Мост висит на цепях, перекинутых через четыре пилона. 2. В древнем Египте башня в форме… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПИЛОН — каменная, железобетонная или металл. башня (колонна) на быке висячего моста, служащая для поддержания кабелей моста, перекинутых через ее вершину. На каждом быке устанавливается по два П., к рые по верху соединяются друг с другом при помощи… …   Технический железнодорожный словарь

  • Пилон — (греч. pylon – ворота, вход) 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. Большой… …   Энциклопедия культурологии

  • Пилон — пилон: несущий элемент конструкции, опора висячего или вантового моста в виде башни стойки или портала, служащий для опирания кабеля, цепи или системы вант. Различают жесткие и качающиеся пилоны... Источник: СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и …   Официальная терминология

  • dic.academic.ru

    пилон - это... Что такое пилон?

  • Пилон — в Эдфу …   Википедия

  • Пилон — мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои мостов. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1. монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух глухих суживающихся кверху «башен» с входным порталом между ними …   Строительный словарь

  • пилон — а, м. pilon m., гр. pylon ворота. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся в входа в древний египетский храм. БАС 1. 2. Массивный столб или устой прямоугольного сечения, служащий опорой перекрытий, подвесных мостов или стоящий с каждой… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пилон — пилона, м. [греч. pylon – сени, портал] (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т. п. 2. В древнем Египте – башня в форме усеченной пирамиды перед храмом (истор.). Большой словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • пилон — башня, устой, колонна, обелиск, столб Словарь русских синонимов. пилон сущ., кол во синонимов: 6 • башня (45) • колонна …   Словарь синонимов

  • ПИЛОН — (от греч. pylon букв. ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.2) Башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПИЛОН — ПИЛОН, пилона, муж. (греч. pylon сени, портал) (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т.п. Мост висит на цепях, перекинутых через четыре пилона. 2. В древнем Египте башня в форме… …   Толковый словарь Ушакова

  • Пилон —         (греч. pylon ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов. 2) Башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся… …   Художественная энциклопедия

  • ПИЛОН — каменная, железобетонная или металл. башня (колонна) на быке висячего моста, служащая для поддержания кабелей моста, перекинутых через ее вершину. На каждом быке устанавливается по два П., к рые по верху соединяются друг с другом при помощи… …   Технический железнодорожный словарь

  • Пилон — (греч. pylon – ворота, вход) 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. Большой… …   Энциклопедия культурологии

  • Пилон — пилон: несущий элемент конструкции, опора висячего или вантового моста в виде башни стойки или портала, служащий для опирания кабеля, цепи или системы вант. Различают жесткие и качающиеся пилоны... Источник: СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и …   Официальная терминология

  • dic.academic.ru

    Древний Египет. | Волшебный мир архитектуры

    Дошедшие до нас памятники — это храмы, дворцы и гробницы -cооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Древние египтяне искренне верили в существование загробной жизни и готовились к ней чуть ли не с рождения, строя пирамиды, вырубая в горах пещеры, в которых собирались проводить время после смерти, в комфорте, соответствующем социальному статусу. Их усыпальницы оказались крепче, чем дома, и устояли перед неумолимым натиском времени.

    wp3b92c7b4_05_06Древнее Царство (XXXII в -. XXIV в до н э…)

    Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.

    «Все боится времени, а время боится пирамид» -гласит древняя мудрость.

    Великие пирамиды все также стоят на окраине теперь уже современного Каира, являясь единственным уцелевшим древним чудом света.До сих пор нет точного ответа, как они были построены. Исследователи выдвигают одну версию за другой, но ни одна так и не смогла дать точного ответа — как многотонные блоки, подогнанные друг к другу так, что и нож не просунуть между ними, смогли водрузить один на другой, с такой точностью, что завидуют и современные математики. Ведь вес некоторых из блоков при этом доходил до 80 тонн, а всего их было, например, при строительстве пирамиды Хеопса — 2,3 миллиона.

    wp90af398c_06Сфинкс у пирамид III тыс. до н.э. Гиза

    Перед высокой пирамидой Хефрена обращенный задумчивым лицом к востоку возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой. Здесь в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сотворенных человеком. Высота ее — около двадцати метров, а длина — 57 метров, так что если бы Сфинкс был расчищен до самого основания, то превосходил бы по величине 5-этажные дома многих европейских городов.

    Время и история сооружения самого Сфинкса теряются в глубине тысячелетий, ведь в древних папирусах, относящихся ко времени постройки египетских пирамид, о нем нет ни единого слова. Иероглифы древних египтян донесли до нас не только имена гениальных архитекторов и строителей пирамид, создавших заупокойные храмы фараонов, но и степень их инженерного таланта. А вот создатели Сфинкса до сих пор неизвестны.

    Среднее Царство (XXI в. — XVIII в)

    В конце правления V династии уже наметился процесс распада централизованной власти Египта, земельная знать стала стремится к большей самостоятельности. Египет распался на большое количество областей (номов), объединение которых вновь стало возможным лишь в правление XI — XII династий. Средний торговый слой горожан стал значительным, политический центр переместился в Средний Египет, где важная роль была отведена городу Фивы.

    В стилистике архитектуры не было найдено ничего принципиально нового, равноценного зодчеству Древнего или Нового царств. Одним из важнейших памятников архитектуры считается поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр-эль-Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции.

    Мотив пирамиды на цоколе, лишь с немного измененными пропорциями уже использовался в композиции центральной части в солнечных храмах V династии.

    egipet_03_01

    Реконструкция поминального храма фараонов XI династии Ментухотепов III

    Новшеством для этого периода являются шестнадцатигранные протодорийские колонны.

    Во времена Среднего царства использовались и другие «ордера» колонн: в бени-гассанских гробницах большого изящества достигает лотосообразная колонна. В этот же период происходит дальнейшая эволюция обелиска, созданного зодчими в период правления V династии. Высота обелиска фараона Сенусерта I достигает 20 с лишним метров.

    Также следует отметить тип гражданской архитектуры. Интересен план частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э.), Воссозданный по его руинам. Просторный открытый двор, заканчивается колоннадой.Со двора вход в поперечно расположенный зал для гостей. Другой зал вытянут в глубину. Это — покои владельца и его столовая. Этот зал окружают несколько строго геометризированных пространственных аппартаментов. В плане явно прослеживается связь гражданского и храмового зодчества .

    Заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1850-1800 гг. До н.э.) рассматривался как своего рода символ объединенного Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния много-! численных (их насчитывают до тысячи) местных и общеегипетских божеств. ) Греки называли его лабиринтом. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям.

    Новое Царство (XVII в. — XI в до н.э.)

    «Золотой век» Фив наступил в XV веке до н.э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

    Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью — вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из драгоценных материалов. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился.

    При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы», высеченные из асуанского гранита. Работами руководил придворный зодчий Хатшепсут — Сенмут, который построил один из пилонов храма.  Однако преемник царицы Тутмос III уничтожил, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов» на стенах которого увековечены победоносные военные походы фараона.

    0_851b2_7fb0c545_L

    egipet_02_02

    Гипостильный зал храма Амона-Ра в Карнаке. 14-12 вв. до н. э. Реконструкция

     

     

     

     

     

    Храм представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая — из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран — символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов. Эти пилоны — своеобразные вехи строительства храма: каждый из них возведен в правление одного из фараонов.

    Луксорский храм протянулся более чем на четверть километра с севера на юг, вдоль Нила. Начинал строить храм фараон Аменхотеп III (1390-1352 гг. До н. Э.). При нем были воздвигнуты колоннада, обрамленный колоннами более скромных размеров двор, гипостильный зал и святилище.

    858.аф._4

    1024px-Луксор, _Luxor_Temple, _south_west_view, _Egypt, _Oct_2004

     

     

     

     

     

    Фараон Рамсес II (1279-1213 гг. До н. Э.) Значительно расширил Луксорский храм. Перед колоннадой он построил еще один двор, вход в который обрамляет мощный пилон шириной 65 м и высотой 24 м.

    Возле пилона были первоначально установлены шесть огромных статуй Рамсеса II высотой в 20 м каждая. Две, по сторонам от входа, изображали его сидящим на троне, а четыре — стоящим. Сидящие фигуры сохранились до сих пор, а вот из стоящих — только одна.

    Гигантские колоннады — характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах — 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде — 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

    Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н.э.

    Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью.

    hatshepsut

    temple_of_hatshepsut_1519_jpg_original

    Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

    Рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависили стабильность и процветание этих территорий. Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма.

    хатш

    Осирические пилястры Хатшепсут на третьей террасе храма

    Некогда  перед  храмом располагались два священных озера, вокруг росли экзотические, удивительные для Египта деревья и кустарники, привезенные во время знаменитой экспедиции в страну Пунт, загадочной страны,о месте расположения которой до сих пор идут споры.Рельефы храма  представляют все подробности этой кампании: детально изображен флот царицы Хатшепсут, особенности  природы Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и хижинами на  сваях.

    Храм фараона Рамзеса II

    Первая половина XIII в. до н.э. Абу-Симбел, Египет

    Этот храм был вырезан прямо в скале. Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамсеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внушительный памятник могущества Египта.

    рамс6

    Уже в наше время, построенная на Ниле Асуанская плотина, стала нести угрозу храму. В результате чего, в 1963-67г.г. храм был разрезан на тысячу частей и перенесён на 60 метров выше на искусственно сооруженную скалу, благодаря чему и был спасён.

    Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), Посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками.Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста.

    рамс3

    Фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви увековечили образ великого фарао-на. В первом помещении храма в облике бога Осириса находятся восемь фигур Рамсеса , по четыре с каждой стороны от входа. Стены и потолки внутренних помещений храма покрыты  росписями  и раскрашенными  рельефами.Это одни из лучших образцов искусства Древнего Египта позднего периода.Рельефы демонстрируют   жизнь  и подвиги Рамсеса II: вот толпы повергнутых к стопам богов ливийцев и  нубийцев, вот картины повествующие о войне Рамсеса II с хеттами.

    Помещения храма почти весь год погружены в полумрак, но два дня в году(22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки проникают в храм и освещают статую самого Рамзеса II.  Луч солнца всего на несколько минут освещает лицо фараона, но по словам  туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона в этот момент удыбается.

    Малый храм, посвященый богине Хатор, намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад  храма Хатор украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. На одной из колонн  храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

    www.arxitiktyra.ru

    Искусство древнего Египта - часть 2

    Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен­нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.

    Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:

    1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I ; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III ; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I ; 6 - гипостильный зал

    Передний двор был окружен двой­ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе­ред входом в храм стояла высокая мас­сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед­няя часть пилона была покрыта рель­ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава­лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по­верху заканчивались карнизом.

    Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас­полагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V ди­настии эпохи Древнего царства по бо­кам входа стали устанавливать

    обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обе­лисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5. . Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличи­лась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.

    Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач,которая стояла перед зодчими, — соз­дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига­ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма­ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль­шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб­лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим­вол был окружен сумраком.

    Египетский храм никогда не являл­ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал­ся, увеличивался. Фараоны перестраи­вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао­на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа­раонов и заменять их своими. При та­ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни­чего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов яв­ляется Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в пе­риод Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.

    1.3. Архитектура Среднего Царства VII — XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)

    С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), кото­рые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.

    В эпоху Среднего царства продол­жалось строительство храмов, архи­тектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались но­выми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.

    Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригаци­онными работами. Восстанавлива­лись старые дамбы и каналы. Боль­шие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодород­ные земли.

    Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились цент­рами, в которых проповедовали идеи фа­раона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.

    Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием мо­нументального сооружения при пира­миде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, сос­тоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.

    Представление о гражданской ар­хитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пи­рамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две час­ти — большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плос­кой деревянной кровлей либо кирпич­ным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на ка­менных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось бед­нейшее население.

    В XVII веке до н. э. Египет был поко­рен пришедшими из Азии гиксосами — властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приня­ли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать.

    1.4.Архитектура Нового Царства XVIII — XX династии (1555—1090 годы до н.э.)

    Источником сведений о гражданс­кой архитектуре Нового царства мо­жет служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохрани­лись до наших дней. Дома простых го­рожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной ком­наты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продол­говатый поперечный и прямоуголь­ный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него про­никал через окна над потолком; поза­ди зала находились личные покои хо­зяина, а вокруг - разные другие поме­щения.

    Загородный дом фараона Аменхо­тепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное по­мещение тоже было украшено колон­нами, а затем шел глубокий зал.

    В эпоху Нового царства поминаль­ные храмы были отделены от гробниц.

    Прошли тысячелетия. И даже се­годня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей мо­нументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструк­тивных приемов, вызывают восхище­ние плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произ­ведения в камне

    2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

    2.1.Скульптура Раннего Царства

    Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробни­цах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периоди­чески убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначе­нию не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, создан­ные в разное время, на протяжении нескольких веков.

    Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, ко­торое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных явля­лись подставками, частями посохов или мебели; даже кам­ни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучи­тельной позе пленного врага.

    Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство бо­жества. К таким памятникам относятся найденные в тай­никах скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и жен­щин с детьми на руках посвящали с молениями о дарова­нии потомства.

    В тайниках храмов были найдены и скульптуры жи­вотных — львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обе­зьян, собак и других, а также птиц.

    Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были от­вечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводи­теля племени, естественно, что впоследствии, при смягче­нии обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изоб­ражать именно сидящего царя.

    В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием поло­жений, а часто и лучшей трактовкой.

    Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить челове­ка связанным или несущим какой-нибудь предмет застав­ляла мастеров искать новые положения для фигур, а тре­бование отразить этнические особенности привлекало вни­мание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.

    Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу

    mirznanii.com

    Известные фараоны древнего Египта. Утерянные памятники культуры древнего Египта

    Памятники культуры древнего Египта - пилоны и обелиски сохранившиеся до наших дней

    Перед тем, как отправиться на экскурсию, посетите кафе Египета. За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Эти памятники культуры древнего Египта были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона ). На узком пространстве между третьим и четвертым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооруженных при Тутмосе II, до сих пор стоит на своем месте. Его высота составляет 23 м, вес предположительно оценивается в 143 т. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник. Здесь вам лучше пройти через четвертый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. Красивое фото этого обелиска, решит вопрос о том, что привезти из Египта.

    Хатшепсут и Тутмос III - фараоны древнего Египта, оставившие след после себя

    В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке. Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска - 27 м, вес - 320 т. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришел долго остававшийся в тени Тутмос III. Как часто делали фараоны древнего Египта, Он приказал сбить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху. Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружен при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства. Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Если будете отдыхать под новый год в Египте, обратите внимание, именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III -списки народов, покоренных им: справа - названия нубийских племен, слева - азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 г. до н. э. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход дает нам право назвать его первым в мире империалистом.

    Мы можем предложить вам великолепные туры в Египет из Сочи.

    Дата публикации: 25.01.2010  

    travelnetplanet.com

    Пилоны дома Осириса (Египетская "Книга мертвых")

    [adsense_id=»1″]

    I

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к первому пилону:

    «Владычица содроганий, высокостенная, самодержавная госпожа, владычица разрушения, которая произносит слова, которые отбрасывают назад разрушителей, которая избавляет от разрушения того, кто приходит». Имя ее привратника — Неруит.

    II

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит ко второму пилону.

    «Владычица небесная, госпожа Обеих Земель, истребительница огнем, Владычица смертных, которая беспредельно величественнее, чем любое человеческое существо». Имя ее привратника — Мас-Птах.

    III

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к третьему пилону:

    «Владычица Алтаря, могущественная госпожа, которой совершаются жертвоприношения, весьма возлюбленная всяким богом, плывущим вверх по реке к Абидосу». Имя ее привратника — Сухоса (Субка).

    IV

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к четвертому пилону:

    «Торжествующая с ножами, госпожа Двух Земель, со-крушительница недругов Спокойного Сердца (Осириса), которая повелевает отпустить тех, кто страдает от злого случая». Имя ее привратника — Накау.

    V

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к пятому пилону:

    «Пламя, владычица огня, поглощающая мольбы, которые обращены к ней, которая не позволяет мятежнику приблизиться к ней». Имя привратника Ханти-Ракиу.

    VI

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к шестому пилону:

    «Госпожа Света, которая мощно ревет, чье дыхание не может быть постигнуто. Подобие ее не обнаружилось с изначальных времен. Змеи там, которые незнаемы. Они появились прежде Спокойного Сердца (Осириса)». Имя ее привратника — Самати.

    VII

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к седьмому пилону:

    «Одежда, окутывающая беспомощного, которая оплакивает и любит того, которого она покрывает». Имя ее привратника — Сактиф.

    VIII

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к восьмому пилону:

    «Полыхающий огонь, неугасимый, с далеко достигающими языками пламени, неотразимый убийца, через который не следует проходить из-за страха перед его смертоносным нападением». Имя ее привратника — Хут-таф.

    IX

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к девятому пилону:

    «Предводительница, владычица силы, которая дает покой сердца отпрыскам ее повелителя. Обхват ее талии — 350 лет, и она одета в зеленый полевой шпат Юга. Она связывает божественную форму и облекает беспомощного. Истребительница, государыня всех людей». Имя ее привратника — Арисут-тасаф.

    Следующее должно быть сказано, когда некто подходит к десятому пилону:

    «Богиня громкого голоса, которая повергает ее просителей в сетования, ужасная, которая приводит в ужас, которая сама при этом остается неустрашимой (неустрашенной)». Имя ее привратника — Сахан-Вэр.

    [adsense_id=»3″]

    XI*

    «Я проделал мой путь, я знаю тебя, я знаю твое имя, и я знаю имя той, которая внутри тебя: Та, которая всегда убивает, пожирает извергов огнем, владычица всякого пилона, госпожа, которая призывается в день Тьмы» — вот твое имя. Она надзирает за пеленаниями беспомощных.

    XII

    «Я проделал мой путь, я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имя той, которая внутри тебя: Заклинательница твоих Двух Земель, уничтожающая огнем тех, кто приходит к тебе, повелительница духов, послушница слова твоего повелителя» — вот твое имя. Она наблюдает за пеленанием беспомощных.

    XIII

    «Я проделал мой путь, я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имя той, которая внутри тебя: Осирис обхватывает ее руками, и творит Хапи, чтобы излучать сияние (блеск) из его сокровенных мест» — вот твое имя. Она надзирает за пеленанием беспомощного.

    XIV

    «Я проделал мой путь, я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имя той, которая внутри тебя: Владычица ночи,

    которая попирает Красных Демонов, которая содержит праздник бога Хаакера в день слушания грехов» — вот твое имя. Она надзирает за пеленанием беспомощного.

    XV**

    «Изверг, с красными волосами и глазами, который появляется ночью и сковывает изверга в его логовище. Пусть ее руки будут даны Спокойному Сердцу в его час, пусть она приблизится и выступит вперед» — вот твое имя. Она надзирает за пеленанием беспомощного.

    XVI

    «Ужасная, госпожа грозового ливня, разрушительница душ людей, пожирательница людских тел, повелительница, производительница и исполнительница убийства» — вот твое имя. Она надзирает за пеленанием беспомощного.

    XVII

    «Разрубающая на куски в крови, Ахибит, госпожа волос» — вот твое имя. Она надзирает за пеленанием беспомощного.

    XVIII

    «Любительница огня, пречистая, любящая резню, отрезающая головы, преданная, госпожа Великого Дома,

    убийца извергов вечерней порой» — вот твое имя. Она над-зирает за пеленанием беспомощного.

    XIX

    «Подательница света для жизни, пылающая весь день, госпожа силы и писаний самого бога Тота» — твое имя. Она надзирает за пеленаниями Белого Дома.

    XX

    «Обитающая в пещере ее повелителя, ее имя Одевающая, прячущая свои творения, завоевательница сердец, поглотительница их» — вот ее имя. Она надзирает за пеленаниями Белого Дома.

    XXI**

    «Нож, который режет, когда его имя произносится, убийца тех, кто приближается к твоему пламени» — вот твое имя. Она владеет сокровенными замыслами.

    Славься, рек Гор, о двадцать первый пилон Спокойного Сердца (Осириса)!

    Я проделал этот путь. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имя богини, которая охраняет тебя.

    «Меч, который сечет при произнесении его собственного имени, смердящий лик, опрокидывающая того, кто приближается к ее пламени» — вот твое имя.

    Ты хранишь сокровенные вещи мщения бога, ты сторожишь их.

    Амам его (пилона) имя.

    Он делает так, чтобы ясени не росли, ишану-акации не цвели, он препятствует обнаружению меди в горах.

    Вожди (татау) этого пилона суть Семь Богов.

    Тен, или Антт (Ат),- имя одного у двери.

    Хотпмосе — имя другого там же.

    Массап — имя еще одного там.

    Угара — имя еще одного там.

    Бок — имя другого там.

    Ануп (Анубис) — это имя другого бога там же.

    Я проделал этот путь.

    Я есмь Мну-Хру (Мен-Гор?), мститель его отца, наследник его отца Онуфрия.

    Я пришел. Я принес жертвы моему отцу Осирису.

    Я отбросил всех его врагов.

    Я прихожу ежедневно со словом правды, владыка верности государю, в доме моего отца Атума, владыки Гелиополя, Я, умерший (Осирис Ауф-Анх), чье слово — истина в южном небе.

    Я сделал то, что правильно для него, который делал правильно, я отпраздновал торжество Хакар для повелителя там.

    Я действовал как руководитель торжеств. Я давал пироги Владыкам Алтаря.

    Я был руководителем умилостивительных жертве-приношений, пирогов, пива, быков, гусей, моему отцу Осирису-Онуфрию.

    Я — защитник души-проявления (Ба), я заставил птицу Феникс появиться по моему слову.

    Я прихожу ежедневно в Дом Бога, чтобы сделать жертвоприношения ладана (воскурения).

    Я пришел с туникой-шенте. Я спустил ладью Нешм плавать на воду.

    Я сделал слово Осириса-Хантементе истиной перед лицом его врагов.

    Я вывез в ладье всех его недругов в дом резни на Востоке, и они никогда не ускользнут из-под надзора бога Геба, который обитает там.

    Я заставил богов Кафайу бога Ра встать, я сделал его слово истиной.

    Я пришел как писарь. Я разъяснил написанное.

    Я помог богу обрести власть над своими ногами.

    Я вошел в его дом, что на его горе (Анубис).

    Я видел предводителя зала Саах.

    Я вошел в Рэсэтев. Я сделал себя невидимым.

    Я нашел для меня самого границу.

    Я приблизился к Наруутафу.

    Я одевал обнаженных.

    Я плыл вверх по реке в Абидос.

    Я совершил церемонии богов Хау и Сиа.

    Я вошел в дом Астес.

    Я возносил молитвы к богам Хати и львиноголовой Сахме (Сахми) в храме Нейт, или Древним богам.

    Я вошел в Рэсэтев.

    Я сделал себя невидимым.

    Я нашел границу.

    Я приблизился к Наруутафу.

    Я одевал обнаженных.

    Я плыл вверх по реке в Абидос.

    Я совершил церемонии богов Хау и Сиа.

    Я обрел.

    Я поднялся подобно увенчанному царю.

    Я заполняю место на престоле в месте моего отца, Бога, который был в начале.

    Я восхвалял Месхент земли Та-Тасра (Земля Святая в Абидосе). Мои уста наполнены прав дои-Маат.

    Я разгромил змей Ахехау.

    Я вошел в Великий Дом с моим телом в цветущем состоянии.

    Я заставил себя самого путешествовать в ладье Хай. Мазь из мирры… в волосах людей (Рехит).

    Я вошел в дом Астес.

    Я приблизился с почитанием двух богов Хате и Сах-мы, которые суть в храме Древнего бога в Гелиополе.

    И бог Осирис рек: «Ты пришел, ты будешь возлюбленным в Бусирисе, о, Осирис Ауфанх, чье слово — истина, сын госпожи Шерт-эн-Мну, чье слово истина».

    ***

    * Тексты глав 11-14 взяты из папируса Ну и начинаются словами: «Ну, распорядитель хранителя печати, говорит, когда он приходит к одиннадцатому пилону Осириса…»

    ** Тексты глав с 15 по 21 начинаются словами: «Осирис Ха-ру-ма-хабит, чье слово — истина, должен сказать, когда он подойдет к этому пилону: Осирис Хру-м-хбит, чье слово — истина, должен сказать, когда он подойдет к этому пилону…»

    *** Приложение к 21 пилону из Туринского папируса (изд. Лепсиус, Бл. 64) начинается словами: «Осирис Ауфанх, чье слово — истина, говорит…»

    Источник: «Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»

    [adsense_id=»2″]

    www.theafterlife.ru

    Храмы Древнего Египта - История архитектуры - Архитектура - Каталог статей на All-Art.do.am - All-Art.do.am

    Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

    ХРАМ

    План. — Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

    Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

     

    Храмы Древнего Египта. Один из храмов общего архитектурного комплекса КарнакаХрамы Древнего Египта. Карнак. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника
    Рис. 42 Рис. 43

     

    Святилище. — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

    Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

    Гипостилъный зал. — Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

    В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса. В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

    Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

    Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

     Храмы Древнего Египта. Гипостильный зал Карнакского храма

    Рис. 44

    Храмы Древнего Египта. Гипостильный зал Карнакского храма

    Рис. 45

    Храмы Древнего Египта. Храм Дендера. Гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены

    Рис. 46

    В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

    Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46).

    Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

    Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

    Передний двор и пилон. — Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48.

     

    Храмы Древнего Египта. Передний двор и пилонХрамы Древнего Египта. Передний двор и пилон
    Рис. 47Рис. 48

     

    Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

    По бокам дверного портала высятся обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя.

    Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м и т. д.

    Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

    Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

    Последовательное расширение плана храмов. — Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

    Храмы Древнего Египта. S - первоначальный план южного храма в Фивах; М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим; Е (Эдфу) - двойной гипостилыный зал

    Рис. 49

    Храмы Древнего Египта. Перспективный план Карнака

    Рис. 50

    Храмы Древнего Египта. Луксорский храм с пристройками. Карнакский храм

    Рис. 51

    Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

    На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки.

    На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

    На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

    План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

    М — первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

    Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше — второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

    Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака. Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К. Карнак — в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

    Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

    Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем — еще более великолепный, третий пилон С.

    Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

    Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

    Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними — храм К. план которого приводится на рисунке 42.

    Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

    К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум, построенный Рамсесом II, Мединет-Абу — постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

    Другие типы храмов. — Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

    В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

    План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно — одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

    В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

    Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

    Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех — храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

    Храмы Древнего Египта. План и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле

    Рис. 52

    Храмы Древнего Египта. Храм Сети I в Абидосе. План Дейр-эль-Бахри

    Рис. 53

    Храмы Древнего Египта. План Элефантинского храма

    Рис. 54

    Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

    Постройки, связанные с храмом. — К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

    В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

    И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, — склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

    all-art.do.am


    Смотрите также