Первые реформаторы древней руси. Приказ № от 2010 г. Элективный курс по истории «история россии в лицах. Х-XVIII вв.»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы (стр. 1 из 7). Первые реформаторы древней руси


Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Киевская Русь (IX – конец X вв.)

Образование древнерусского государства. Суть норманнской теории.

Предпосылки: развитие орудий, навыков труда, выделение индивидуальных семей, имущественное расслоение, формирование племенной знати, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, развитие городов, возникновения дружины.

В 859 году новгородский совет решил призвать князя Рюрика из балтийского моря.

Суть этой теории состоит в несостоятельности славян создать собственно государство, которое в итоге появилось за счет деятельности варягов.

862 -879– Рюрик – первый древнерусский князь. Призван на княжество согласно «повести временных лет»

Олег (879 – 912). 882 – поход на Киев, захватывает город, Киев – центр объединенного государства. 907, 911 походы на Византию.(Результат: русские купцы могут жить бесплатно пол года в константинополе, беспошлинно торговать, спаряжатся в обратный путь за счёт Византии)

Игорь (912-945). 941 неудачные поход на Византию. 944 –поход на Византию(подтвержден договор 911). 945 – первое восстание древлян (Игорь убит древлянами – стал собирать дань сверх положенной нормы).

Ольга жена Игоря. (945-957) Первый реформатор в истории нашей страны. Подавила восстание древлян и жестоко отмстила древлянам за убийство мужа, Ольга провела важные реформы, вместо традиционного полюдья – «уроки» - размер дани. «погосты» - места сбора дани. Ольга не смогла ввести христианство на Руси, однако сама приняла православие.

Святослав (957 - 972). 964 –(сын Игоря и Ольги) поход на оку и волгу в землю вятичей. 965- поход на хазар. Разгромил их войско, захватил город. После направился на сев. Кав., где одержал победу. Рез-ты походов 965-968 1. Ослаблена Византия. 2. Разгромлен хазарский каганат. 968 – поход на Дунай (цель: создать русско-болгарское гос-во).

7. Язычество и принятие христианства на Руси. Реформы Владимира Красное Солнышко.

Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира

В 980 году он попытался создать единый языческий пантеон, включавший в себя богов, особо почитавшихся в пределах Руси . Попытка завершилась неудачей. Провал религиозной реформы показал необходимость принятия монотеизма. За Русь шла борьба между представителями разных вероисповеданий.

Выбор пал на Византию, которая больше столетия была связана торговыми, политическими и культурными ценностями. Крещение Руси произошло в 988 г. Распространение христианства встречало сопротивление племен, почитавших языческих богов, особенно на сев-зап и сев-вост Руси. Крещение окраин шло огнем и мечом. Принятие христианства упрочила авторитет Руси, позволило

а)установить более тесные связи с европейскими странами

б) способствовало распространению христианской культуры в живописи, архитектуре, письменности

в) запрет жертвоприношения

г) укрепило власть и территориальное единство Руси

д) сплочение русских земель и княжеств.

8. Древнерусское государство в XI-XII вв. Политика Ярослава Мудрого, Владимира II Мономах и Мстислава Великого. Причины распада Киевской Руси.

После гибели Святослава Русь оказалась в хаосе междоусобной борьбы его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Сначала Ярополк разбил дружины Олега, затем Владимир (980 — 15 июля 1015) убил Ярополка и занял киевский престол. За время княжения Владимир объединил все славянские земли, провел строительство городов крепостей, которые защищали от набегов печенегов. Крещение Руси 988. Переход от доклассового к классовому обществу. Складывание феодальных отношений.

Ярослав  (1019—1054). При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, Русь достигла международного признания. Был принят первый письменный свод законов Руси – «Русская правда». 1045- последний поход на Византию. 1037 – организованно оформилась русская церковь.

Владимир Мономах (1113-1125) «Поученея Владимира Мономаха сыновьям». Сохранение единства Руси. Не допустить княжеских усобиц. «Устав Владимира Мономаха»(дополнение к «Русской правде»). Дополнил статьи о собственности, наследии, правовом положении вдов и дочерей.

Мстислав (1125 - 1132) Продолжал политику отца. Процесс распада было остановить невозможно.

studfiles.net

Тема 1. древняя русь (10 часов).

ПРОГРАММА КУРСА

Введение (2 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историче­ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (10 часов).

  1. Семинар «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Влади­мир Святославович (7-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев.

Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Кре­щение Руси.

2.Практическое занятие «Законодатели Древней Ру­си». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мо­номах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

  1. Семинар «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Иго­ревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Влади­мир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и актив­ный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

  2. Семинар «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеа­лы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христиан­ства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мучениче­ская смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На­ значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?).Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Не­стора.

Тема 2. Русь удельная (4 часа).

1. Семинар «Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распро­странение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Пе­ренесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

2. Семинар 1 ч.) «Защитники Отечества». Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (8 часов).

  1. Семинар «Деятели Руси ХIV-ХV вв.» (2 часа). Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покор­ность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

  2. Семинар (1 ч.)«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Кано­низация.

Семинар (1 ч.) «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси».

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфо­ломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митро­политом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Жи­тие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собо­ра во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

  1. Лекция «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

  2. Деловая игра-дебаты «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравст­венное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канони­зация.

Тема 4. Россия XVI века (11 часов).

  1. Семинар «Избранная рада» (2 часа). Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель Рос­сии (ведение архивом, руководство составлением «Государева ро­дословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

  2. Семинар (1 ч.) «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замуже­ство дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

  3. Деловая игра (1 ч.) «Суд над Иваном Грозным». Иван Гроз­ный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре­формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Семинар. «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность ди­настии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхо­ждения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (8 часа).

1. Семинар «Правители эпохи» (2 часа). Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар­шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Про­исхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы­ крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер­жение. Пострижение, выдача полякам.

2. Семинар «Патриоты» (2 часа). Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер­вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канониза­ция. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский старос­та. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхож­дение. Начало государственной службы. Воевода. Участник перво­го ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судь­ба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ям­ского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в ук­реплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль­туре России.

Тема 6. Россия в XVII веке (8 часов).

  1. Лекция «Первые Романовы на Российском престоле» (1 часа). Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избра­ние на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и

Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступле­ние на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к за­падной культуре. Современники и историки об Алексее Михайло­виче.

  1. Семинар «Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава по­сольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

  2. Деловая игра «Церковный раскол» (2 часа). Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Ко­лычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Ми­хайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз­вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старооб­рядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Семинар «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхож­дение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочес­тия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Тема 7. Россия в XVIII веке (9 ч.)

1.Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре­стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер­вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплек­тования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Вве­дение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

2. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Вер­ховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения са­модержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Прав­ление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет­ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Прав­ление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по­следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

3. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолю­тизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите­ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, резуль­таты деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структу­ра местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расшире­ние привилегий дворянства и их власти над крепостными крес­тьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отно­шению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота горо­дам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Литература.

  1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возмож­ностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.

  2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.

  3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

  4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учеб­ники дореволюционной России по истории. - М., 1993.

  5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.

  1. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

  2. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

  3. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.

  4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели истори­ческой мысли. - М., 1990.

17'. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

  1. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

  1. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: го­сударственные деятели XVI века. - М., 2001.

  2. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

  3. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

  4. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

  5. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

  6. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

  7. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.

Электронные пособия по истории

1. История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Из-во СГИ. (CD)

2. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей. Из-во

ООО «Кордиас-Медиа» 2005 г. (CD)

3. Энциклопедия истории России 862-1917. Из-во «Интерактивный мир» «Коминфо»

2004 г. (CD)

4. Аудиоучебники. Карамзин История государства Российского т.1-3.Из-во ООО «Бизнесфорт» 2006 г. (CD)

5. Иллюстрированная история Российского государства т.1-4. Фильм (DVD)

6. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. Из-во Министерство образования РФ. (CD)

7. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)

8. Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия. (CD)

9. Династия Романовых. Электронное пособие. (CD)

10. История государства Российского. Н.Карамзин. Фильм (CD)

11. История России ч. 1. (CD)

  1. Кабинет истории оборудован мультимедийным проектором, телевизором, DVD, компьютером, Интернет, полностью отвечает современным требованиям.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Введение (2 час).

Цели:

  • познакомить учащихся со спецификой курса;

  • вызвать интерес к изучению исторических личностей;

  • совместно с учащимися выработать критерии отнесения че­ловека к категории исторических личностей;

  • способствовать размышлению учащихся о роли историче­ской личности, о целях и средствах их достижения.

Элементы содержания образования:

  1. Роль личности в истории.

  2. Критерии причисления к историческим личностям.

3. Соотношение целей и средств в историческом процессе.Дидактические материалы: черты исторической лич­ности по В. О. Ключевскому.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: «мозговой штурм», мини-анкета «Исто­рическая личность».

Формы контроля: анализ исторической личности по вы­работанным критериям.

Тема 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (10 часов)

Занятие 1 «Они были первыми ... (Реформаторы и законо­датели Древней Руси)».

Ц ел и:

  • обобщить и расширить знания учащихся о первых князьях Древней Руси: людях и государственных деятелях;

  • способствовать развитию навыков работы с историческими источниками;

  • сравнить «Русскую правду» Ярослава, Ярославичей и Влади­мира Мономаха.

Элементы содержания образования:

  1. Первые древнерусские князья: люди и государственные дея­тели.

  2. Законодатели Древней Руси.

Дидактические материалы: ПВЛ о первых древнерус­ских князьях, Русская

Правда.

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: эвристическая беседа, сообщения о пер­вых древнерусских князьях (людях и государственных деятелях), работа с документами.

Формы контроля: эссе «Первые древнерусские князья: люди и государственные деятели»; эссе «Княгиня Ольга - хитрая, мудрая, святая».

Занятие 2 «Защитники Отечества».

Цели:

• обобщить и расширить знания учащихся о деятельности пер­вых древнерусских князей, направленной на обеспечение безопас­ности Отечества;

• сравнить мероприятия и результаты деятельности князей.Элементы содержания образования:

  1. Святослав - князь-воин.

  2. Владимир Святославич - защитник от печенегов.

  3. Гроза печенегов Ярослав Мудрый.

  4. Борец с половцами Владимир Мономах.Формы работы: индивидуальная.Методы работы: эвристическая беседа.

Формы контроля: эссе «Святослав - Александр Маке­донский нашей древней истории»; эссе «Прав ли Н. М. Карамзин, считая Святослава образцом великих Полководцев, но не примером Государя Великого (характером своим, пленяя воображение Стихо­творца, заслуживает укоризну Историка)?».

Занятие 3 «Носители идеалов православия».

Цели:

• показать роль христианства в формировании древнерусского общества, государства;

  • показать роль отдельных князей в распространении христи­анства на Руси;

  • познакомить с жизнедеятельностью лиц, канонизированных церковью;

  • определить роль канонизации Бориса и Глеба в процессе ук­репления княжеской власти.

Элементы содержания образования:

  1. Идеалы православия.

  2. Крещение княгини Ольги.

  3. Милосердие Владимира Святославича.

  4. Канонизация Бориса и Глеба.

  5. Распространение христианства при Ярославе Мудром.

  6. Деятели церкви: Илларион, Антоний и Феодосии Печерские, Нестор.

Дидактические материалы:

Проблемное задание: Почему летопись не осудила Владимира Святославича, убившего брата Ярополка, Ярослава, задумавшего мятеж против отца, а Святополка прозвала Окаянным?

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: эвристическая беседа, индивидуальные сообщения, групповое обсуждение проблемного задания.

Формы контроля: эссе «Канонизация Бориса и Глеба - случайность или закономерность?».

Проблемное задание: Кого историк А. В. Карташев назвал «самым образованным человеком своего времени, который мог по­нимать и букву канонов и свободно толковать их с полным знанием дела»? (Илларион.)

Тема 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ (4 часа)

Занятие 1. «Обособление Северо-Восточной Руси».

Цели:

  • показать роль князей в процессе обособления Северо-Восточной Руси;

  • дать характеристику деятельности Владимиро-Суздальских князей;

показать драматизм и трагичность судеб первых князей Се­веро-Восточной Руси.

Элементы содержания образования:

  1. Роль Ю. Долгорукого в «гражданском образовании восточного края Древней Руси».

  2. А. Боголюбский: триумф и трагедия.

3. Благоразумный Всеволод Большое Гнездо.Дидактические материалы:

Проблемное задание: Н. М. Карамзин называл Ю. Долгоруко­го властолюбивым и беспечным, Ю. А. Лимонов - хорошим адми­нистратором, дипломатом, умным и энергичным человеком с неко­торыми чертами непостоянства и капризности в характере. Кто прав?

Проблемное задание: Об А. Боголюбском в исторической лите­ратуре существуют противоположные мнения. Так, В. Т. Георгиев­ский указывает, что «поражая всех своей беззаветной храбростью, Андрей вместе с тем удивлял всех и своим великодушием и миро­любием». «Одаренный огромными способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными качествами. Его благо­честие, искренняя вера, молитвы и посты, широкая благотворитель­ность - несомненны. При редкой храбрости и военных талантах, он приобрел много военной славы, но не дорожил ею и не любил вой­ны» (Л. А. Тихомиров). В. О. Ключевский писал, что «в трудные ми­нуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы». Н. И. Костомаров же полагал, что «Андрей не установил ничего прочного в русских землях. Единственным побуждением его деятельности было власто­любие». Чем вызвана такая разноголосица взглядов? Какова ваша позиция?

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: сообщения учащихся, решение про­блемных заданий (групповое).

Формы контроля: составление исторического портрета.

refdb.ru

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Киевская Русь (IX – конец X вв.)

Образование древнерусского государства. Суть норманнской теории.

Предпосылки: развитие орудий, навыков труда, выделение индивидуальных семей, имущественное расслоение, формирование племенной знати, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, развитие городов, возникновения дружины.

В 859 году новгородский совет решил призвать князя Рюрика из балтийского моря.

Суть этой теории состоит в несостоятельности славян создать собственно государство, которое в итоге появилось за счет деятельности варягов.

862 -879– Рюрик – первый древнерусский князь. Призван на княжество согласно «повести временных лет»

Олег (879 – 912). 882 – поход на Киев, захватывает город, Киев – центр объединенного государства. 907, 911 походы на Византию.(Результат: русские купцы могут жить бесплатно пол года в константинополе, беспошлинно торговать, спаряжатся в обратный путь за счёт Византии)

Игорь (912-945). 941 неудачные поход на Византию. 944 –поход на Византию(подтвержден договор 911). 945 – первое восстание древлян (Игорь убит древлянами – стал собирать дань сверх положенной нормы).

Ольга жена Игоря. (945-957) Первый реформатор в истории нашей страны. Подавила восстание древлян и жестоко отмстила древлянам за убийство мужа, Ольга провела важные реформы, вместо традиционного полюдья – «уроки» - размер дани. «погосты» - места сбора дани. Ольга не смогла ввести христианство на Руси, однако сама приняла православие.

Святослав (957 - 972). 964 –(сын Игоря и Ольги) поход на оку и волгу в землю вятичей. 965- поход на хазар. Разгромил их войско, захватил город. После направился на сев. Кав., где одержал победу. Рез-ты походов 965-968 1. Ослаблена Византия. 2. Разгромлен хазарский каганат. 968 – поход на Дунай (цель: создать русско-болгарское гос-во).

7. Язычество и принятие христианства на Руси. Реформы Владимира Красное Солнышко.

Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира

В 980 году он попытался создать единый языческий пантеон, включавший в себя богов, особо почитавшихся в пределах Руси . Попытка завершилась неудачей. Провал религиозной реформы показал необходимость принятия монотеизма. За Русь шла борьба между представителями разных вероисповеданий.

Выбор пал на Византию, которая больше столетия была связана торговыми, политическими и культурными ценностями. Крещение Руси произошло в 988 г. Распространение христианства встречало сопротивление племен, почитавших языческих богов, особенно на сев-зап и сев-вост Руси. Крещение окраин шло огнем и мечом. Принятие христианства упрочила авторитет Руси, позволило

а)установить более тесные связи с европейскими странами

б) способствовало распространению христианской культуры в живописи, архитектуре, письменности

в) запрет жертвоприношения

г) укрепило власть и территориальное единство Руси

д) сплочение русских земель и княжеств.

8. Древнерусское государство в XI-XII вв. Политика Ярослава Мудрого, Владимира II Мономах и Мстислава Великого. Причины распада Киевской Руси.

После гибели Святослава Русь оказалась в хаосе междоусобной борьбы его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Сначала Ярополк разбил дружины Олега, затем Владимир (980 — 15 июля 1015) убил Ярополка и занял киевский престол. За время княжения Владимир объединил все славянские земли, провел строительство городов крепостей, которые защищали от набегов печенегов. Крещение Руси 988. Переход от доклассового к классовому обществу. Складывание феодальных отношений.

Ярослав  (1019—1054). При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, Русь достигла международного признания. Был принят первый письменный свод законов Руси – «Русская правда». 1045- последний поход на Византию. 1037 – организованно оформилась русская церковь.

Владимир Мономах (1113-1125) «Поученея Владимира Мономаха сыновьям». Сохранение единства Руси. Не допустить княжеских усобиц. «Устав Владимира Мономаха»(дополнение к «Русской правде»). Дополнил статьи о собственности, наследии, правовом положении вдов и дочерей.

Мстислав (1125 - 1132) Продолжал политику отца. Процесс распада было остановить невозможно.

studfiles.net

§ 8. Владимир и его реформы. История России с древнейших времен до конца XVII века

§ 8. Владимир и его реформы

Даже беглый взгляд на историю второй половины X в. показывает, что на Руси шла борьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимости обращались на север страны, к варягам, и той частью знати (преимущественно южной, киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые, как мы сказали, приобщили бы тогдашнюю Русь к наиболее цивилизованным странам эпохи. К этому вели и реформы Ольги и, очевидно, Ярополка. Однако время таких реформ тогда еще не наступило. Поэтому и Владимир, победив брата и утвердившись в Киеве, поначалу должен был следовать тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском столе — язычникам. Летопись дает любопытные характеристики этого князя, в которых, однако, ясно видно стремление хрониста-христианина XI в. показать, как некогда закоснелый язычник, гонитель истинной веры, затем принял Святое крещение и обратил в христианство свою страну. Вместе с тем вряд ли факты, относящиеся к первым годам правления Владимира, придуманы; очевидно, они также взяты из его биографии, хотя и соответствующим образом отображены.

Завершив рассказ о победе над Ярополком, ПВЛ отмечает: «и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждь-бога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими». «Дядя же князя Добрыня направился во второй город державы Новгород и там воздвиг Перуна над Волховым».

Далее расписываются иные языческие пороки Владимира, который был ненасытен в любви к женщинам: летопись упоминает, что князь имел пять законных жен, из которых первой считалась Рогнеда, а второй была гречанка, вдова убитого Ярополка, кстати, беременная в момент гибели мужа будущим Святополком, усыновленным затем Владимиром. Но, кроме законных жен, у князя, по уверению летописи, было 800 наложниц, которых он разместил в разных окольных городках. «И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Зачем летописцу были нужны такие подробности, явно не украшавшие великого князя? Возможно, и для того, чтобы таким жизнеописанием подать пример своим современникам, которые в XI в. если и не оставались официально идолопоклонниками, то, во всяком случае, еще сохраняли многие языческие обычаи.

Заметим, что список богов, составивших официальный языческий пантеон после первой религиозной реформы Владимира, включал в основном южных богов. В то же время в него не попал Белее. Очевидно, Владимир уже с самого начала имел в виду отказаться от старой практики своих предков — заморских походов, связанных с торговыми делами.

Но в самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок. Под 981 г . летопись упоминает его войну с поляками, в итоге которой князь захватил западноволынские города Перемышль, Червень и др., «которые и доныне под Русью». Это значит, что до Владимира эти города к Руси не относились и зависели, возможно, не от поляков, а от чехов, зато к 980 г . перешли под польскую власть. Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими булгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей.

Именно указания на эти действия князя дают основание утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племен» не было устойчивым и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы

Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы

Введение

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский

Реформаторство является неотъемлемым элементом функционирования современного общества. В широком понимании этого слова можно говорить о развитии человеческой цивилизации как о процессе реформирования различных сегментов жизнедеятельности общества с целью их совершенствования или кардинального изменения. Российская историческая наука в последние годы активизировала усилия по изучению опыта российских реформ. Ученые пытаются осмыслить реформаторские преобразования в России с позиций не только строгой исторической объективности, но и применительно к сегодняшним задачам. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что реформирование есть закономерность, которая просматривается в истории каждой страны и Россия в этом плане, разумеется, не исключение.

Вместе с тем исследователи отмечают запаздывание власти в реформировании общества, что заставляло их выбирать варианты "догоняющего развития", и, кроме того, проводимые реформы далеко не всегда отвечали в должной мере потребностям общества и государства. Интерес к истории реформаторства в России лежит в двух основных плоскостях: условия, необходимые для проведения преобразований, и результаты, достигнутые в ходе их проведения. Для последующих поколений важна не столько судьба реформатора или его проекты, сколько результаты проведенных реформ, с которыми будущие поколения сталкиваются в своей повседневной жизни. Кроме того, для науки и политики важна оценка реформаторских преобразований прошлого для обретения ценного исторического опыта, весьма полезного при подготовке и проведении новых реформ. Для осмысления сегодняшних реформ, прогнозирования их возможных результатов опыт, накопленный в прошлом, имеет немаловажное значение.

Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем неудачнее проходят реформы. Российские реформаторы, как правило, понимали, что реформы таят в себе многие опасности. Именно это понимание опасности останавливало некоторых реформаторов, заставляло их лавировать, отступать от курса реформ, а иногда приостанавливать или отказываться от них. История правления российских руководителей чаще всего была печальной. Возьмем только два минувших века. Павла I убили заговорщики, Александр I оставил государство на грани переворота, Николай I позорно проиграл Крымскую войну, Александр II был убит народовольцами, Александр III правил без потрясений, но Николай II утратил власть, Империя рухнула. Керенский закончил полным военным и политическим крахом, Ленин фактически был изолирован Сталиным, ближайшие соратники Ленина погибли в годы репрессий, Сталин железной рукой провел индустриализацию и выиграл войну, но не сумел обеспечить преемственность власти, Хрущева устранили в результате заговора элиты, Брежнев правил спокойно, но его преемники Андропов и Черненко привели в Кремль. Горбачева, при котором СССР был разрушен руками элиты.

Важным для успеха или неудачи реформ является личность реформатора. Незавершенность многих российских реформ связана и с тем, что главным реформаторам не хватало полномочий для завершения задуманного. Особенность большинства российских реформ (реформы Владимира I - редкое исключение) заключается в том, что судьба реформаторов зависела от воли монарха или, как в современной России, - президента. Можно в качестве примера напомнить о судьбах реформаторов из окружения Ивана IV, Александра I, президента Б.Н. Ельцина.

Россия богата реформаторами, и осветить деятельность всех в данной работе, к сожалению, невозможно. Рассмотрим судьбы и результаты лишь самых выдающихся деятелей, начиная с древней Руси и до настоящего времени.

ГЛАВА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ X - XVI ВЕКОВ

1. Реформы Владимира I

Большая часть публикаций посвящена анализу реформаторских процессов, происходивших в стране в период от XVI в. до настоящего времени. Гораздо реже исследователи анализируют реформаторские процессы эпохи Киевской Руси. Этому есть свое объяснение. Отдаленность эпохи, помноженная на скудость источников, процесс становления государственности, где чуть ли не любое нововведение есть реформа, и другие моменты не дают широких возможностей для сопоставления с реформаторскими процессами конца ХХ столетия, для поиска аналогий или истоков сегодняшних реформ.

Вместе с тем именно в эпоху Киевской Руси была проведена наиболее масштабная в истории Отечества реформа, ставшая судьбоносной и определившая духовное направление жизнедеятельности общества на тысячелетие вперед. Речь идет о религиозной реформе, проведенной по инициативе Великого киевского князя Владимира Святославовича.

Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник, имевший в своём гареме около 800 жён и образцовый христианин, внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева.

В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.

Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.

Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось не только убеждением, но и насилием, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.

Только на рубеже XIV – XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси растянувшегося до XV в. В тоже время, ввиду противостояния католицизма и православия, Русь обособилась от западноевропейской цивилизации.

Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали.

1.2 Реформы Иван Грозного

Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны того времени. Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками, так и историками наших дней.

Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Поэтому сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».[1]

Однако, в эпоху Избранной Рады царя характеризовали восторженно. Один из современников пишет о 30-летнем Грозном: «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!“ Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству — щедростию искореняя бедность, а зло — примером добра, сей Богом урождённый Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: „Ты еси Царь правды!“»[2]

mirznanii.com