Персонажи древнего мира. Книга Последний мир. Содержание - Персонажи Последнего мира Персонажи Древнего мира [4]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги и герои в античной культуре (стр. 1 из 5). Персонажи древнего мира


Последний мир. Содержание - Персонажи Последнего мира Персонажи Древнего мира [4]

Происходившее теперь было лишь свершением того, что давным-давно было записано на лоскутьях и ленточках Трахилы.

Напев умолк. Терей поднял топор, чтобы исполнить веленье скорби и ненависти. Бросился к своим жертвам. Но не женщины, вскинув руки, заслонились от удара – две испуганные птицы расправили крылья; их имена были означены в архиве Трахилы – ласточка и соловей. Неистово трепеща крылышками, они проскочили канатную мастерскую, метнулись через разбитое окно на волю и затерялись в по ночному синем небе еще прежде, чем кривое топорище тоже стало клювом, Тереевы руки – крыльями, а волосы – бурыми и черными перьями. Удод устремился вдогонку за спасшимися плавной дугою, словно скользя по волнам отзвучавшего голоса Прокны.

В это утро солнце встало из сверкающего моря и ярко озарило диковинные, преображенные горы на берегу. Свободная от туманов и туч дождливого сезона, в окруженье расколотых скалистых гребней, нагромождений лавинных обломков и оползневых сбросов, в небо вздымалась новая гора; ее складчатые кручи высоко, до самой границы лесов, были покрыты буйной зеленью, а вершину венчали снега. Великим упорством поднятый из глубин земли к звездам, этот массив возносился от субтропических дебрей прибрежья до мертвого сапфирового царства ледяных облаков. Шум подвижек, грохот камнепадов и даже тихий шорох песка – все смолкло. Изнемогшая тишина легла на ущелья и склоны.

До нелепости веселый, точно ребенок, Котта сидел один в мастерской посреди своего рваного полога, копался в его клочьях, выпрастывал исписанные лоскутки из цветущих побегов и листьев вьюнка и прочитывал иные надписи вслух, в пустоту, как человек, который, сортируя хлам, напоследок называет вещи по имени, чтобы затем навсегда расстаться с ними, выбросить вон.

На этих лоскутьях было написано, что Терей – это удод, а Прокна – соловей, что Эхо – отзвук, а Ликаон – волк… Не только стародавние, но и грядущие судьбы железного города трепетали от ветра на каменных пирамидах Трахилы либо, расшифрованные, скользили теперь сквозь пальцы Котты. Имя увенчанного снегами массива, блистающего за разбитыми окнами, тоже было запечатлено на лоскутьях – Олимп. Могучая – могучей всего, что когда-либо поднималось над Черным морем, – бросала эта гора свою тень на берег железного города.

Лишь к полудню Томы, робея, вышли из этой тени, и Котта покинул дом канатчика. Добела раскаленный символ огня, солнце поднялось в зенит. Финей, посыпавший свекольную грядку древесной золой, при виде римлянина выразительно постучал себя по лбу: не иначе, рехнулся мужик, в самом деле повредился умом – ишь, на ходу сам с собой тихонько разговаривает, на шее гирлянда из каких-то листьев, тряпок и веревок, и по земле за ним волочатся лоскутные хвосты, как за бумажным змеем.

Котта не слышал слов, которые кричали ему вдогонку, не замечал машущих рук; он слышал гомон чаек, гул прибоя, пение птиц и шелест пальмовых вееров на ветру – но для людских голосов был уже недоступен; и видел он только лишь картины, рожденные надписями на лоскутьях: бойня была всего-навсего замшелой скалою, о которую точила клювы стая ворон, улицы – просеками в колючих цветущих дебрях, а их обитатели превратились в камни или в птиц, в волков и гулкое эхо. Над Арахниным утесом шумела крыльями огромная стая чаек; освобожденные из уточных нитей заплесневелых гобеленов, птицы ринулись в небо, в безоблачную синеву.

Полный веселья, которое росло с каждым шагом и порой вырывалось наружу хихиканьем, Котта по унылым осыпям поднимался к Трахиле, к новой горе. Здесь ходил Назон, это был Назонов путь. Высланный из Рима, из царства необходимости и разума, поэт у Черного моря до конца досказал свои Метаморфозы, сделал голые прибрежные кручи, где страдал от тоски по родине и зяб, своими берегами, а варваров, что притесняли его и изгнали в одиночество Трахилы, – своими персонажами. В итоге же Назон освободил свой мир от людей и их порядков, рассказав каждую историю до ее конца. А после, наверно, и сам шагнул в безлюдную картину, неуязвимым камешком скатился вниз по склонам, бакланом чиркнул по пенным гребням прибоя или осел торжествующим моховым пурпуром на последнем, исчезающем обломке городской стены.

Слуга-грек записал его рассказы и воздвиг памятник каждому его слову, но теперь это ничего не значило и было в лучшем случае игрою для безумцев: книги плесневели, сгорали, рассыпались золою и прахом; каменные пирамиды разваливались, вновь становясь частью осыпи, и даже высеченные в базальте письмена исчезали, уступая терпению слизней. Придумывание реальности более не требовало записей.

Осталось найти единственную надпись – она-то и манила Котту в горы: он отыщет ее на ленточке, погребенной в серебряном сиянье Трахилы, или в каменных осыпях на склонах новой горы; но ленточка наверняка будет узкая – ведь на ней должны уместиться всего два слога. Временами Котта останавливался перевести дух и, крошечная песчинка на фоне скальных круч, бросал эти два слога навстречу горам, а когда прилетало эхо, отвечал: Здесь! — ибо средь каменных обрывов бились раскаты знакомых, привычных звуков – собственное его имя.

Овидиев репертуар

За тремя исключениями, все выделенные курсивом пассажи репертуара взяты из «Метаморфоз» Овидия (в переводе на русский язык С. Шервинского).

Исключения: относительно Августа I, Августа II и Котты Максима Мессалина приведены фрагменты из Овидиевых «Скорбных элегий» и «Писем с Понта» (в русском переводе Н. Волыгин, З.Морозкиной, С. Ошерова, А. Парина). Написание имен и краткое изложение судеб в разделе Древнего мира дается согласно мифологии Овидия.

Персонажи Последнего мира

Персонажи Древнего мира [4]

Август I

Император и Герой человечества; делает носорога – подарок правителя Суматры – своим геральдическим животным и знаком власти; изо дня в день часами наблюдает за этим носорогом из эркера дворца – и сердитым жестом обрывает референта, который мешает ему созерцать носорога и пытается доложить о скандальной речи поэта Публия Овидия – Назона. Бюрократия принимается толковать этот жест и в конце концов трактует его как эдикт о ссылке поэта.

Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.)

Первый римский император; сын племянницы Цезаря Атии; из состоятельной, не слишком родовитой семьи. Первоначально звался по своему родному отцу – Октавием, но после усыновления двоюродным дедом Цезарем, который назначает его своим главным наследником, принимает имя Октавиан; после убийства Цезаря в 44 г. до н. э. – Гай Юлий Цезарь, с 38 г. до н. э. – Император Цезарь, Сын Божественного, с 27 г. до н. э. – Август, с 12 г. до н. э. – великий понтифик, со 2 г. до н. э. – отец отечества, а через месяц после смерти обожествляется.

В годы его правления к ногам статуи Цезаря кладут отрубленную голову Брута; кончают самоубийством Антоний и Клеопатра; рождается Иисус Назареянин; Овидия ссылают на Черное море и происходит битва в Тевтобургском лесу…

Сам ведь отчизны отец… Достоянье всеобщее Цезарь – общего блага и я долей владею, как все ……Вот я гляжу на него и, кажется, Рим предо мною, ибо в себе воплотил облик отечества он… Все ж и до Цезаря слух дойдет: по широкому свету что бы ни делалось, все ведомо будет ему…

Август II

Под именем Тиберия Клавдия Нерона был усыновлен Августом I и назначен его наследником; сохраняет носорога на гербе и в качестве знака власти; ни один из старых законов не отменяет и оставляет в силе все без исключения эдикты о ссылке; во всех вопросах и решениях власти так ревностно следует своему Божественному предшественнику, что в конце концов принимает его имя и требует поклонения как Юлий Цезарь Август. Отдает приказ поставить пятнадцать боевых кораблей римского военного флота на салазки и катки и по суше переправить их из Тирренского моря в Рим, дабы продемонстрировать, что любой носитель имени Август способен даже каменную твердь сделать морем, а море – зеркалом своего триумфа.

www.booklot.ru

Персонажи античного мира. Проза и поэзия

 

Персонажи античного мираЛегендарные персонажи Эллады и Рима Андромеда — дочь Кассиопеи и эфиопского царя Кефея, возлюбленная Персея. После смерти Персея и Андромеды богиня Афина превратила супругов в созвездия. Антигона — дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями. Ариадна — жрица с острова Наксос, дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Федры. Ариадна помогла Тесею сохранить жизнь и победить Минотавра. Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты. Необычайной красоты юноша  возбудил страстную любовь нимфы Салмакиды. Нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо. Дедал — внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона. В строительном деле Дедала считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами. Диоскуры — близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. По одной из версий мифа, Полидевк и Елена - дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра - её дети от спартанского царя - её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор - смертным). Европа — дочь финикийского царя Агенора, предмет страсти громовержца Зевса. Зевс в облике чудесного белого быка похитил Европу и унес её на остров Крит. Медея — волшебница, дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса. Медее приписывали способности оживлять мертвых и летать по воздуху на колеснице, запряженной крылатыми конями или драконами. Менады — ("безумствующие"), они же - вакханки, бессариды. Их жертвами становились мужчины, которых истязали, подвергали насилию и убивали.

 

Мемнон — царь Эфиопии, союзник троянцев в Троянской войне. Сын богини зари Эос и брата Приама Тифона. После гибели Гектора Мемнон в доспехах, изготовленных Гефестом, приходит на помощь Приаму и воинам Трои. Мнемон — слуга знаменитого героя Ахилла. Фетида предупредила сына, что если он убьет дитя Аполлона, то сам умрет от руки бога. Единственной обязанностью Мнемона было напоминать хозяину об этом. Нарцисс — необычайно красивый сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Юноша умер от любви к самому себе, созерцая своё лицо. Орест — сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Оресту было десять лет, когда его отец был убит своей женой и ее любовником Эгисфом. Самого Ореста из рокового дома спасла от смерти сестра Электра. Пандора — женщина, созданная Афиной и Гефестом по велению Зевса, с целью мщения людям, для которых Прометей похитил огонь. Зевс вручил ей запечатанный ларец, в котором были заключены все несчастья и бедствия. Пирр - царь эпиротов, сын царя Эакида. Оставшись по смерти отца шестилетним мальчиком, он был принят в семью царя иллирийских тавлантиев, Главкия.

С помощью Димитрия Полиоркета, который в 307 году до нашей эры помог эпиротам освободиться от ненавистного им царя Алкеты, Пирр вернул себе отцовский престол. Психея — олицетворение души, дыхания. Мифы о царевне Психее рассказывают об устремлениях человеческой души. Апулей в "Метаморфозах" пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи. Сизиф — сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. Мифы рисуют Сизифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Фаэтон — сын Гелиоса и океаниды Климены, обратился к отцу с просьбой предоставить ему на один день управление солнечной колесницей. Но слабый юноша не сумел управиться с бессмертными конями, вследствие чего вселенная едва не была охвачена пожаром. Фрина — знаменитая греческая гетера; прославилась тем, что была натурщицей знаменитых художников Праксителя и Апеллеса. Чудесная статуя Афродиты Книдской представляла собой ни что иное, как изображение идеально красивой гетеры Фрины. Хирон — кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры. Хирон родился полуконем-получеловеком, так как Кронос, застигнутый в любовном союзе с Филирой своей супругой Реей, принял вид коня. Хрисаор — сын горгоны Медузы и Посейдона. Хрисаор появился на свет вместе с братом, крылатым конем Пегасом, в тот момент, когда их мать горгону Медузу обезглавил Персей. Цирцея — могущественная колдунья, дочь бога солнца Гелиоса и Персеиды. Отравив своего мужа, царя сарматов, она поселилась на волшебном острове Эя. Лишь Одиссей смог разрушить её злые чары после года проживания на острове. На сайте Энциклопедия мифологии размещено более четырехсот статей о легендарных персонажах античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

 

www.nitpa.org

Боги и герои в античной культуре

Содержание

Введение

I. Древняя Греция

II. Древний Рим

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.

Религия – весьма разнообразное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражает мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытном искусством и моралью, вес месте они являлись художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности. Сначала, очевидно, появился танец, представляющий собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Люди, жившие в античную эпоху имели мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Как же возникают у первобытного человека религиозные верования и мифы о богах? На низшей ступени развития первобытный человек иначе смотрит на окружающую его природу, от которой его существование зависит неизмеримо больше, чем зависит от него существование человека, пользующегося всеми благами и всеми средствами культуры. Первобытный человек старается, так или иначе, объяснить себе всея явления природы и своей жизни, особенно явления грозные. Он выходит из этого затруднения следующим образом: он переносит все свойства, которыми обладает он сам, на природу. Благодаря этому и получается, что природа в представлении первобытного человека оказывается одушевленной. Но не только душой наделяет человек природу, он наделяет ее всеми качествами и способностями, которыми обладает он сам, и в результате получается, что все в природе стоит на одном уровне с ним. Страсти первобытного человека, особенности его характера, его желания, его мысли – все переносится на природу.

Литература, использовавшаяся при составлении данной работы, в основном датируется концом 19го, началом 20го века, что говорит о том, что тема античной религии в частности, и тема культуры того времени в целом уже давно интересует исследователей. Благодаря трудам Гомера, Гесиода, Софокла до наших дней дошли мифы и легенды, которые составляют значительную часть античной истории. Величайший художник Греции Фидий воплотил Зевса в виде дышащего божественной мудростью и красотой бога. Он изобразил Афину как прекрасную девственную богиню. Благодаря художникам и писателям Боги стали более далекими от обчныз людей. Лишились пороков и недостатков.

I. Древняя Греция

Жизнь древних греков, до достижения той степени гражданского устройства, на которой этот народ является в исторические времена, испытала много переворотов и прошла много степеней развития.

Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Кронос. Он низвергнул отца. В свою очередь его сын Зевс сверг Кроноса и захватил власть над Вселенной и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром.

Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь.

Боги Древней Греции.

Титаны

Боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана; их шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан) и шесть сестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов: Прометей, Гелиос, музы, Лето и других. Имя "титаны", связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого присхождения.

Младший их титанов, Крон, по наущению своей матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и занял место верховного бога среди титанов. Родившемуся от Крона и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев. В процессе титаномахии отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племен.

Олимпийские Боги.

Зевс ("светлое небо")

В греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Рея вместо младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида ("мысль"), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид — подземное царство мертвых, а Посейдон — море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими.

Влияние Зевса распространялось на все сферы; правда, он не обладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его нереида Фетида, в свое время призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти ее сына Ахилла от гибели в Троянской войне. Будучи "отцом людей и богов", Зевс являлся грозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей, похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязал Троянскую войну, карая человеческий род за нечестие.

Но со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, — радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев — Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов — Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсу соответствует всемогущий Юпитер.

Гера

Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает "охранительница", "госпожа". Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей. Так и случилось - Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно - среди них была и Гера. Перед титаномахией мать спрятала Геру у Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, верховный бог полюбил за ее необыкновенную красоту, но при этом активную роль играла именно она. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. Но в этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

mirznanii.com


Смотрите также