Пергам город древний. Город Пергам – древнее наследие Пергамского царства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пергам – великий город древности. Пергам город древний


Пергам— античный город у побережья Малой Азии… « Николлетто

Пергам— античный город у побережья Малой Азии…

 

Pergamon

Пергам— античный город у побережья Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии атталидов. Основан в 12 в. до н. э. выходцами из материковой Греции. Согласно древнегреческой мифологии Пергамон был основан сыном Андромахи и Гелена (братом Гектора, первого мужа Андромахи). Новорожденный был наречен Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. После смерти Гелена Пергам с Андромахой переселились в Малую Азию, где Пергам основал новый город, названный в его честь Пергамом.

Этот мертвый город раскинулся в плодородной долине, омываемой водами рек Бергама-Каик (древний Селинус), а также Кестель и Бакир. Первые исторические сведения о Пергаме относятся к IV веку до н.э., однако есть основания полагать, что он имеет более древние истоки. Находки, обнаруженные во время раскопок и датируемые каменным веком, служат доказательством обитания здесь человека. История города, который стал одним из главных центров эллинской цивилизации, начинается в момент распада Персидского царства, после смерти Александра Великого. Город приобрел известность около 300 г. до н.э. после крушения македонской империи, когда греческая династия Атталидов создала здесь процветающий центр греческой цивилизации.

Pergamon

Termessos

Pergamon
Pergamon
Pergamon
Pergamon
Pergamon
Pergamon
Pergamon
“Romeo Restaurant”Лисимах, один из полководцев Александра, получивший в результате раздела западную часть Анатолии, выбрал для хранения своих несметных сокровищ обрывистую неприступную скалу, где впоследствии был построен Пергам.После смерти Лисимаха одному из его верных друзей по имени Филетер удалось уберечь и сокровища, и город от захватнических поползновений Антиоха I. Эвмен I, внук Филетера, объявил Пергамское царство независимым (III в. до н.э.).При Эвмене II, Пергам достиг небывалого расцвета в развитии экономики, науки, искусства и культуры. Большая часть необыкновенных зданий и памятников была сооружена во время правления Эвмена II, включая театр, разместившийся на склоне холма, основной дворец, Алтарь Зевса, пропилеи Храма Афины, а также знаменитую библиотеку, содержащую 200 000 книг — вторую по значению библиотеку древнего мира после Александрийской.В Пергамоне располагалась вторая по

vespig.wordpress.com

Пергам – великий город древности. 100 великих тайн Древнего мира

Пергам – великий город древности

Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю... Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.

Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге – евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э.

При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 г., Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником.

Алтарь Зевса из Пергама

Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.

Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик – Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.

В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора – площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху – дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.

В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120тысячного населения.

Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения – пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов.

Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвященный Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.

Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.

Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168—165 гг. до н.э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развернутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») – прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков – прообраз Австралии и рядом с ней земля антиподов – прообраз Южной Америки.

До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.

Пергамский алтарь – одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.

В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.

Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.

Но в 713 г. замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Пергам - великий город древности

ПЕРГАМ — ВЕЛИКИЙ ГОРОД ДРЕВНОСТИ

 Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю... Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса. Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.  Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге — евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э. При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 г., Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником. Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений. Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик — Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж. В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора — площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины — здание замечательное Как своими размерами так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху — дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр. В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью у большей части 120-тысячного населения. Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения — пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов. Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвященный Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов. Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу 6 расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168—165 гг. до н.э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развернутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») — прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков — прообраз Австралии и рядом с Ней земля антиподов — прообраз Южной Америки.  До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь. Пергамский алтарь — одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход; запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа. В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На  Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом. В 3 в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором. Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей. Но в 713 г. замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда.

95live.ru

ГОРОД ПЕРГАМ, ТУРЦИЯ: фото, видео и достопримечательности

Город Пергам, Турция – историческое название современного города Бергамы, расположенного в 26 км от турецкого побережья Эгейского моря. Пергам, или Пергамон, был столицей древнего Пергамского царства, представлявшего уникальную, ныне исчезнувшую цивилизацию. Именно следы этого исторического наследия привлекают в древний город Пергам (Турция) нескончаемый поток туристов из всех стран мира. И это вполне закономерно, ведь именно здесь раньше находилось одно из Семи Чудес света – знаменитый большой алтарь Зевса, а также крупнейшая библиотека древнего мира.

Берлин: Пергамский музей

Пергамский музей в Берлине

В Пергаме, вследствие некогда введенного запрета на ввоз из Египта папируса, в свое время был изобретен пергамент. Мировое наследие города настолько велико, что экспонаты из этого региона находятся в музейных коллекциях самых разных стран, самым известным из которых, пожалуй, является Пергамский музей в Берлине.

городской мост

Старый мост города

Современный туристический центр Бергама находится в 107 км от города Измир, откуда можно добраться на автобусе за 2-2,5 часа. Другой ближайший населенный пункт находится в 45 минутах езды – город Айвалык. Попасть в Бергаму можно и из столицы Турции города Анкара, а также из Стамбула, однако придется запастись терпением – на путешествие уйдет около 9 часов.

В городе нет проблем с размещением туристов. Здесь можно остановиться в отеле практически любого класса: недорогом, но уютном отеле, пансионате, престижном отеле с каминным залом, безукоризненным обслуживанием, живой музыкой и бассейнами – выбор действительно велик.

Пергам: акрополь

Акрополь

На улицах Бергамы можно найти всевозможные рестораны, кафе, кондитерские и прочие приятные заведения.

Известные по многочисленным описаниям и фото Пергам достопримечательности в большинстве своем сконцентрированы в старой части поселения. Одной из самых заметных достопримечательностей является возвышающийся над современным городом акрополь, до которого можно доехать на такси или подняться по канатной дороге. Купив входной билет, турист сможет прогуляться по древним постройкам, зайти в храм Траяна, посмотреть руины дворца Атталидов и высеченный в скале античный театр, строившийся для 10 тысяч зрителей.

руины Пергама

Руины города Пергамон

Не менее интересны и познавательны и другие экскурсии. Пергам вообще славится своей архаичностью и величием, а для неискушенного в этих вещах европейца и вовсе выглядит как что-то совершенно уникальное и самобытное. Туристы очень любят бывать в Красной базилике (Кызыл-Авлу), в давности сооруженной в качестве храма египетского бога Сераписа, а с ходом времени переделанной в «одну из семи церквей Малой Азии, дом престола дьявола» («Откровения» Иоанна Богослова). Под зданием базилики, один из куполов которой был переделан в мечеть, сохранились два туннеля.

Очень интересное времяпровождение ждет туристов в Археологическом музее, где можно созерцать фрагменты храма Зевса и древние скульптуры, найденные во время раскопок Пергамона. Немало примечательного можно встретить и во время обычных прогулок по городу: древний караван-сарай, колоннаду священного пути Виа-Текта, библиотеку, античный фонтан с вычурной резьбой ручной работы, входные ворота пропильон 3 века, храм Телесфора с 80-метровым подземным ходом, храм Деметры 3 в. до н. э., а также руины арсенала, царских дворцов и храма Траяна.

рынок Пергама

Местный рынок в Пергаме

На отдыхе в Бергаме также есть место и для современных культурных мероприятий. Самым известным является ежегодно организуемый фестиваль Bergama Kermesi, на который собираются многочисленные турецкие певцы, поэты, писатели и актеры.

Не стоит также лишать себя удовольствия побродить по местному рынку, работающему по понедельникам близ Красной базилики. Здесь можно приобрести первоклассные оливки, местные фрукты в свежем и сушеном виде, домашний сыр, а также сувенирную продукцию, которой так славится Бергама – изделия местных мастеров из хлопка, золотые украшения и тончайшие турецкие ковры.

Видео-путешествие по городу Пергам (Бергама) в Турции:

miroland.com

Пергам. Тайны городов-призраков

В 1870-х годах в Малой Азии искал древности не только знаменитый впоследствии Генрих Шлиман, откопавший Трою. Имя другого немца, тоже не профессионального историка и археолога, а инженера-путейца стало известным благодаря тому, что работавший на строительстве железной дороги в Турции Карл Хуман однажды совершенно неожиданно приобрел в собственность высокий холм. Вернее, не весь холм, а один из его склонов. И если это приобретение не обеспокоило власти, то следующий шаг инженера уже должен был насторожить: ведь он подписал у самого султана бумагу, по которой любой кусок старого мрамора, найденный на этом холме, признавался собственностью кайзеровской Германии. Нетрудно догадаться, что таким «куском» вполне могла оказаться, например, древняя статуя или часть архитектурного сооружения эллинской или римской эпохи. Но никому и в голову не могло прийти, что Хуман стал хозяином развалин целого города Пергама, основанного в XII веке до новой эры древними греками, руководимыми сыном Геракла Телефон. По другой же версии, город был основан еще раньше троянцами. Существует легенда, что стены его построены Аполлоном и Посейдоном. Эти боги под видом простых людей нанялись за плату к троянскому царю Лаомедонту, отцу Приама, чтобы испытать его нечестие. Так оно и оказалось: денег Лаомедонт не заплатил, а богов "отпустил от себя с честию". Платить за столь безрассудный поступок, впрочем, пришлось не ему, а его дочери Гесионе, отданной на съеденье морскому чудовищу, которое наслал разгневанный неуплатой Посейдон.

Видимо, в период расцвета (и заката) греко-микенской культуры Критская цивилизация, предшественница Эллады, расширила границы влияния на многие области по берегам Средиземного моря. Скорее всего, она контролировала не только воды этого моря, но и значительной части Атлантического и Индийского океанов. Как бы то ни было, примерно к тому же времени, когда был основан Пергам, относятся знаменитое путешествие аргонавтов во главе с честолюбивым Ясоном, гибель Трои (по крайней мере, троянская война) и события, ей предшествовавшие.

Это говорит о том, что греческие города-колонии не были редкостью в Малой Азии.

Это был древний Пергам, о чем догадался Хуман, сопоставив имя с лежащим поблизости городом Бергамо, знаменитом разве что комедийным отпрыском Труффальдино. Правда, Пергам покинутый и разрушенный, но именно Пергам: об этом свидетельствовали надписи на некоторых частях античного мрамора, попавшего в более поздние, средневековые стены. Как и многое другое, античный Пергам оказался не вымыслом древних авторов.

Карл Хуман увлекся раскопками на всю жизнь. Правда, было это уже в 1882 году. Да и то поначалу он нанял профессиональных археологов и стал копать лишь после того, как они сняли точный план местности. Но зато когда раскопки начались, ожидаемое меркло перед действительным: за много лет Хуман раскопал, обнаружил и отправил в Германию многие и многие шедевры древнего искусства. Только Первая мировая война, как и в других областях археологии, помешала вести раскопки беспрерывно. Кстати, в той войне Германия, бывшая союзником Турции, сумела использовать и ту железную дорогу, по которой ходил Восточный экспресс и на строительство которой уже никогда не вернулся Карл Хуман.

Вероятно, условия жизни колонизаторов не были очень уж прекрасными: ведь не следует забывать, что в те времена Тавром и Антитавром еще владели могущественные хетты, которых побаивались самые великие египетские фараоны. По крайней мере, хлопоты, доставляемые владыкам Обоих Египтов хеттскими возмутителями, зафиксированы в дипломатической переписке тех времен.

О том, что первоначально греческий, а с III века до н. э. скорее римский, чем греческий, Пергам вынужден был иметь надежную защиту от «аборигенов» сих мест в районе мелководной реки Каик, говорит двойная крепостная стена, опоясывающая древний город. А сам город был расположен целиком на холме высотой 270 метров. Правда, в пределах Пергама этот холм, или скала, был не один, но он из нескольких холмов самый высокий.

Собственная история Пергамского царства начинается в 283 году до н. э., когда царь Филетер ловко использовал борьбу своих могущественных соседей — Лисимаха и Селевка. Наследовавший ему Эвмен расширил царство до побережья и до троянской горы Иды, на которой Парис судил богинь. При следующих царях Аттале I и Эвмене II Пергам пережил свои лучшие годы. Здесь жили (или работали) лучшие ученые, художники, поэты, скульпторы того времени. Строительство велось грандиозное. Появился даже особый, новый стиль в архитектуре — "пергамское барокко".

Но соображения безопасности от надвигавшихся с севера полчищ варваров заставили правителей Пергама в III веке до н. э. искать высоких и могучих покровителей: они выбрали Рим. Последний царь Аттал III в 133 году до н. э. завещал Риму свое царство со столицей в Пергаме в полную собственность при условии, что другие города его царства останутся независимыми. Пергам наводнили не знающие никакого удержа в алчности римские откупщики и дельцы. Вследствие этого и социальных противоречий (естественных для любого общества) произошло восстание низов Пергама под предводительством Аристоника. Восстание было подавлено, так как Аристоника не поддержали соседние города, опасавшиеся массового восстания рабов.

С тех пор уже заботой римских правителей стали расцвет и защита Пергама, как средоточия искусств и науки в Малой Азии. В отличие от завоеванных городов, Пергам римлянами не разрушался, а только все более обустраивался. Ведь он с 129 года до н. э. стал центром римской провинции Азия.

Многие художники еще до римской эпохи строили и украшали Пергам. Весьма необычен вид этого древнего города, вознесшегося на скалу: главные улицы, опоясывавшие крутой холм, представляли собой не улицы в прямом смысле, а две мощенные плитами извивающиеся серпантином петли, поднимавшие жителей и путешественников на самую вершину; они сходились у стен акрополя. А здания и сооружения той и последующих эпох возводились с учетом рельефа, поэтому, где было можно, из камня вырастали классические колонны, поддерживавшие изящные своды. Правда, там, где естественной скалы оказывалось недостаточно, надстраивались из того же камня стены и парапеты. При этом в то время, когда здания приходили в негодность или разрушались естественным путем, последователи строили их заново, не меняя ни планировки, ни основной градостроительной концепции. Если бы не традиционный эллинский дух, требовавший от внешнего вида города воздушности и величия одновременно, то холм Пергама скорее всего представлял бы собой нагромождение ячеек, схожее с термитником. Здесь этого не произошло: Пергам не похож на традиционно восточные города. А акрополь на вершине создавал впечатление увенчанности холма короной.

Примерно на середине склона холма была выстроена обширнейшая терраса, заменявшая горожанам агору… Она живописно вписалась в ансамбль города. Терраса поддерживалась стеной, выстроенной как мощное подпорное сооружение. Выше располагался прямо по склону амфитеатр из девяноста рядов, выбитых в камне в форме подков возрастающих размеров, из-за чего создавалось впечатление водопада. Подковы — это ряды зрительских мест, и всего театр вмещал четырнадцать тысяч зрителей. Крутизна "зрительного зала" составляет (он восстановлен) 46 метров. Все дворцы и храмы Пергама архитектурно уравновешиваются громадным амфитеатром. Он является душой всего ансамбля.

Римляне ввели в ансамбль Пергама одно существенное дополнение: над самой «короной», над акрополем, возвышаются колонны римского храма. Его громада тоже впечатляет и не оставляет сомнений в том, чья это земля, центр какой римской провинции Пергам — Азия. Его колонны сделаны из цельных кусков камня, а стоят они на цоколе, высота которого приближается к высоте стен греческого акрополя. Понятно, что длина колонны из песчаника обязательно выше любого самого высокого греческого здания Пергама. Мраморные перекрытия высечены из цельных кусков мрамора, а фронтон украшают мраморные скульптуры. В глубине храма стояла статуя императора Траяна, при котором было закончено возведение самого храма.

Городскую рыночную площадь в Пергаме украшала статуя Гермеса, покровителя торговли и, как говорят мифы, бога, который сам был изрядным плугом и вором, как любой торгаш.

Торговая жилка чувствуется в Пергаме неспроста: много веков он лежал на пути из Азии в Европу и Африку. Здесь сходились пути всего бассейна Индийского океана и доступного в те времена побережья Атлантического океана, а к тому же и купцов всех стран побережья Средиземного и Эгейского морей и Эвксинского Понта, за которым на север простиралась столь загадочная и не похожая на южные страны Гиперборея.

Символом покровительства Гермеса над городом и государством являлось изобретение авторов фигуры: каждый час, пока идет на рынке торговля, из рога изобилия в руке бога изливается в бассейн струя драгоценной для этих мест воды. Сохранившегося аналога этим оригинальным часам в мире нет, называются они клепсидра, а изобрел их, по традиции, философ Платон. Над рынком расположена галерея: в ней отдыхали или заседали городские судьи. Это в их обязанности входило вечером, перед закрытием рынка обрубать хвосты всей пойманной, но не проданной сегодня рыбе. Причин такого жесткого обращения с товаром было две: во-первых, избежать эпидемий, а во-вторых, судьи старались оградить от мошенничества наивных покупателей залежалого товара.

На трех террасах построен Гимнасий. Мальчики от 7 до 13 лет учились на первой террасе (из трех). Именно здесь учителя пять-шесть лет заставляли их зазубривать без запинки многие и многие тексты классических стихов, играть на лире или флейте, петь, писать и считать. Каждый из них прошел через ежедневное созерцание прекрасной галереи античных статуй и портретов древних мудрецов. В награду за послушание и прилежание имена самих учеников тоже заносились на отдельные таблички в глубине стенных ниш. На второй террасе, куда ведет винтовая лестница — зал для спортивных состязаний. Мало кто знает о том, что гимнастика, борьба, прыжки и бег — занятия, которые в древности были не совсем такими, как в наше время. К примеру, борцы перед поединком обмазывались оливковым маслом, а сама борьба проходила в пыли, обильно смоченной водой. Правда, потом ученикам, юношам 13–18 лет, позволялось вволю искупаться в бассейнах с теплой и холодной водой, чтобы вернуть телу легкость и снять усталость. А грязь ученики счищали с себя специальными бронзовыми скребками, после чего полагалось опять натереться маслом.

Для тех, кому исполнилось восемнадцать, то есть для совершеннолетних и постигших нелегкое ученье настоящих мужчин, которым частенько приходилось быть воинами, — третья терраса. Там полная галерея почетных и прославленных горожан: именно в этот почетный список мечтал попасть каждый пергамец. Третья терраса предназначена уже для взрослых собраний, размышлений, любования долиной и философских дискуссий.

Кроме основного рынка, где торговля шла, можно сказать, на бытовом уровне и повседневная, был еще и верхний рынок, расположенный в богатой верхней части города. Ее, в конце концов, заняли римские солдаты и начальники, чиновники и купцы. Она же перестроена ими в несколько вольном стиле: достроены этажи и переделаны на иной лад крыши домов. Зажиточная часть населения продавала и покупала в иных масштабах, чем на нижнем рынке. И ассортимент товара здесь шире, и сами товары экзотичнее. И здесь же находится алтарь для жертвоприношений верховному богу Олимпа Зевсу и его дочери-Афине, построенный царем Эвменом II около 180 года до н. э. Грандиозный (даже монументальный) алтарь опоясан рельефом, на котором изображена битва богов и титанов — страница греческой мифологии. На другом, меньшем фризе были изображены сиены из жизни основателя города Телефа.

Но, может быть, главной достопримечательностью была Пергамская библиотека. Во-первых, помещалась она в храме Афины — покровительницы города. Галерея героев, полководцев и богов создана блестящими скульпторами древности. Любопытно, что изобразивший битву пергамцев с галлами мастер показал галлов, да еще и побежденных, сильными и благородными. Не отсюда ли пошло нарицательное и не совсем приличное имя подражателям и последователям, которое хотя напрямую и не относится к скульптору, все же выражает отношение к нему недовольных портретом галлов горожан? Скульптора звали Эпигон.

Афина покровительствует Пергамской библиотеке. И недаром: библиотека в Пергаме по количеству рукописей была почти равной Александрийской библиотеке. Египетский царь Птолемей во II веке до н. э., не выдержав соперничества и желая сохранить за Александрией славу мирового центра культуры, запретил вывоз из Египта папируса. Тогда в Пергаме родилась (или была восстановлена древняя) технология выработки из шкур телят, коз и баранов особого материала для изготовления книг — пергамента. Состояла она в удалении шерсти (после вымочки в извести) до эпидермиса, затем кожу полировали и сушили без предварительного дубления. В результате волосяная сторона оставалась шероховатой и имела желтый цвет, а мясная была белой и гладкой. Свеженаписанный текст можно было стереть, старый — только соскоблить пемзой. Пергаментная рукопись (в отличие от египетских свитков) состояла из пачек сложенных вчетверо листов и явилась прообразом современной книги (и даже книгопечатной операции — фальцовки).

Больше ста лет конкурировала Пергамская библиотека с Александрийской после указа Птолемея. И все же вопрос решился в пользу Александрии: Марк Антоний в 31 году до н. э. подарил Пергамскую библиотеку Клеопатре, и библиотека была вывезена в Александрию.

В 713 году Пергам был разрушен арабами, но византийцы вновь отстроили его. В 1330 году он достался туркам, уже как провинциальное, ничего не значащее захолустье. В 1502 году Тамерлан поставил точку на жизни древнего города: молодое население он увел в плен, а стариков и детей уничтожил, как это было принято делать с непокорными еще во времена Чингисхана, являвшегося, по утверждению самого Тамерлана, дедом или прадедом завоевателя из Самарканда.

Самостоятельная история этого города составила всего 150 лет — с 283 по 133 год до н. э.

Археологически Пергам изучен относительно хорошо и сейчас представляет собой музей под открытым небом. Сохранились многочисленные остатки храмов, дворцов с мозаичными полами, военных сооружений эллинистического и римского времени, здания знаменитой библиотеки, остатки рынка, гимнасия, святилища Асклепия (где преподавал и лечил "последний врач античности" Гален) и жилых кварталов. Только Пергамский алтарь был вывезен УМаном в Берлин, где и теперь находится в специально построенном для него Пергамон-музее. Копия этого алтаря есть и в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина.

Сегодня руины Пергама находятся под защитой ЮНЕСКО, как общечеловеческое достояние.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Пергам — великий город древности. 100 великих тайн Древнего мира

Пергам — великий город древности

Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю… Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.

Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твёрдом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя.

Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге — евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы её удержать, перешёл на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 году до н. э.

При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 году, Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником.

Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 году до н. э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.

Столица Атталидов находилась в 30 километрах от Средиземноморского побережья и располагалась на трёхсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик — Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.

В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора — площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины — здание замечательное как своими размерами так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке ещё располагалась библиотека, а на самом верху — дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.

В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединённых широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окружённой двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120-тысячного населения.

Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения — пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов.

Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвящённый Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трёх стен шла мраморная лента рельефа, а с четвёртой лестница вела на окружённую колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооружённый молнией, верховный бог ведёт бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в своё время был признан выдающимся произведением искусства.

Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.

Глава Пергамской библиотеки учёный Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырёх массивов суши, разделённых полосами океанов. Около 168–165 годов до н. э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развёрнутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») — прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков — прообраз Австралии и рядом с ней земля антиподов — прообраз Южной Америки.

До начала XX века жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.

Пергамский алтарь — одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили её многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещён». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

В 133 году Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.

В III веке на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.

Римляне построили в Пергаме ещё два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.

В 713 году замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушёл в небытие навсегда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Пергам – великий город древности

Просмотров: 2835

Пергам – великий город древности Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Хуман нанял сорок землекопов, вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю... Вот так, во время строительных работ, был открыт древний Пергам и величайший памятник эллинистического искусства Алтарь Зевса.

Пергам считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Этот великолепный город появился на свет в результате банального предательства. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья небольшой, неприступной крепости Пергам на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге – евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э.

При царе Аттале I, потомке Селевка, в 240 г., Пергам осмелился провозгласить независимость, однако для верности заключил союз с Римом и в дальнейшем показал себя его верным союзником.

Алтарь Зевса из Пергама

Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие государства и его царей Атталидов было недолговечным. В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.

Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик – Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.

В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора – площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху – дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.

В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120тысячного населения.

Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения – пергамент. Народ жил богато, и свободные граждане ежедневно благодарили за это богов.

Жители Пергама не поскупились и возвели самый богатый в греческом мире алтарь, посвященный Зевсу. Он представлял собой помост из белоснежного мрамора, квадратный в плане. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник. Рельефный фриз Пергамского алтаря изображает битву богов с гигантами. Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.

Славу городу принесла также знаменитая библиотека. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов.

Глава Пергамской библиотеки ученый Кратес Малосский первым в мире выдвинул гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов. Около 168—165 гг. до н.э. он изготовил большой глобус, на котором изобразил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу: в Северном полушарии он поместил известную грекам Ойкумену (обитаемую землю) в виде развернутого плаща и землю пэриеков («рядом живущих») – прообраз Северной Америки; по другую сторону экваториального океана, занимавшего широкую полосу между тропиками, были помещены земля антеков – прообраз Австралии и рядом с ней земля антиподов – прообраз Южной Америки.

До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.

Пергамский алтарь – одно из сокровищ великого города Древнего мира. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом.

В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.

Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей.

Но в 713 г. замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда.

onua.org


Смотрите также