Перепелкин история древнего египта. Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта. Перепелкин история древнего египта


Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

А. Л. Вассоевич. О Ю. Я. Перепёлкине и его научных открытиях

ления Института востоковедения А. С. Четверухин спросил: «Юрий Яковлевич, а вы до какого века свою родословную знаете?»

«Если только то, что я знаю на память, то до XVIII. Я не говорю о том, что можно восстановить по книгам», — отвечал Ю. Я. Перепёлкин.

Четверухин поинтересовался, кем были предки Юрия Яковлевича. «У меня все были моряки и по линии отца и по линии матери. Но я, даже если бы захотел, все равно не мог бы стать моряком, потому что в детстве был калека и ходил на костылях», —

сказал нам Перепёлкин.

Чтобы победить костный туберкулез, в ту пору Юрия Яковлевича заставлял проводить долгие часы на морском берегу под лучами солнца и пить, пить молоко... Он выпил тогда такое количество молока, что, поправившись, его пить не любил. И снова в памяти всплывают те немногие слова Ю. Я. Перепёлкина, которые позволяли понять, что ему приходилось пе­ реносить не только моральные, но и физические страдания. 30 августа 1975 г. во время очередного разговора о задержке печатания его трудов Юрий Яковлевич заметил: «Я ведь не какой-нибудь кавказский долгожитель, а человек, который перенес два голода, чтобы надеяться, что я так долго проживу».

«А вы были здесь в блокаду?» — спросил я.

«Да, был здесь, хотя и не все время, но два самых тяжелых месяца был тут. Так что родственники подходили ко мне и смотрели, умер я уже или нет. Каким-тооб­ разом слухи о том, что Юрий Яковлевич Перепёлкин умер, дошли до Ташкента, где Василий Васильевич даже произнес трогательную речь о молодом и талантливом ученом. А первый голод я пережил еще в Крыму мальчиком».

Встрашную блокадную зиму Юрий Яковлевич лежал обмороженный по пояс. По­ следствия этого обморожения сказались каким-тообразом на диафрагме, так что и по про­ шествии многих лет возникали у негокакие-тостранные головокружения, особенно при пе­ реходе от ходьбы в сидячее положение.

Всвоем письме Т. Н. Савельевой от 25 сентября 1981 г. Ю. Я. Перепёлкин писал:

«Глубокоуважаемая Татьяна Николаевна!

Тронут Вашей заботливостью; очень, очень благодарен Вам за нее.

Само по себе сердце у меня здоровое. Только что академическая поликлиника сде­ лала кардиограмму и ничего не нашла помимо мерцающей аритмии (аритмия докумен­ тально засвидетельствована у меня еще 60 лет тому назад). Сердечные явления происходят у меня, по всей вероятности, от желудка, который в области диафрагмы с зимы 1941—1942г. в странном состоянии. Сколько врачей ни консультировало, ничего вразумительного не получилось. Сейчас академическая поликлиника собирается произвести тщательное обследование. Посмотрим, что получится.

Еще раз благодарю Вас за доброе письмо, но о Вашем здоровье я из него опять ничего не узнал.

Признательный Вам Ю. Перепёлкин.

Встретил Андрея Леонидовича, и он передал мне посылку от Вас. Прямо не знаю, как и выразить Вам мою благодарность за такую Вашу отзывчивость и заботу».

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю . Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

установлены. Отчасти это объясняется тем, что на памятниках ранних царей зна­ чатся чаще всего их имена как зримых разновидностей царского бога Хары

(Хора): «Xapa(Хор) Боец», «Xapa(Хор) Змей», «Xapa(Хор) Высокий Ру­

кою» и т. д., личные же имена далеко не повсюду выписаны. Поэтому привести в соответствие показания современных памятников и позднейших царских списков, приводящих личные имена, не всегда удавалось.

И как раз то, что до открытия памятников древнейших царей казалось наи­ более надежным, наиболее бесспорным, — предание о Мине, о первом царе Егип­ та, оказалось всего труднее согласовать с новооткрытыми памятниками.

Первый царь... Но кто же из поименованных на них властителей был пер­ вым царем? Сначала все выглядело просто. На костяной дощечке-ярлыке,най­ денной Ж. Де Морганом в нынешней Накаде, в одной и той же строке читались имя царя как Хары (Хора) —«Xapa Боец» и его же имя как представителя государственных богинь юга и севера —«обе владычицы Мина». Но очень ско­ ро для знака, который сперва так уверенно прочли как имя«Мина», стали пред­ лагать и иные толкования. Дошло до того, что даже самый знак, принимавшийся всеми за иероглифмн, — за изображение игральной доски, попытались разложить на два сдвинутых вместе изображеньица престолов. Правда, подобное толкование не встретило поддержки и, действительно, как мы увидим, оно невозможно. Но даже признавая, что знак изображает игральную доску, обозначает согласныемн, передает имя«Мина», кое-ктоиз ученых предлагал видеть в нем личное имя не Хары (Хора) Бойца, а его предшественника. Поскольку слова«обе владычицы Мина» вписаны в знак шатра,речь-деидет об устройстве Харой (Хором) Бой­ цом погребальной кущи над прахом своего предшественника Мины. Таковым же был якобы царь, чье имя как Хары (Хора) обыкновенно читают «Нармер». В этом «Нармере» уже и раньше многие ученые хотели видеть Мину. На сланце­ вой плите, посвященной «Нармером» в храм священного южноегипетского горо­ да, Иераконполя греков, победитель представлен в верхнеегипетском венце, пора­ жающим Низовье, а на обратной стороне — в нижнеегипетском венце, обозрева­ ющим трупы обезглавленных противников. Египтологи издавна считали первого царя преданий Мину объединителем Египта, и «Нармер», каким он был представ­ лен на плите, вполне мог сойти за такового. Впрочем,кое-комуиз ученых даже казалось и кажется, что никакого царя Мина вообще и не существовало... И все же, как ни запутан вопрос, в нем как будто бы можно разобраться.

На ярлыке за званием «обе владычицы» стоит, несомненно, знак игральной доскимн. Если бы были изображены два сдвинутых вместе престола, то на пред­ полагаемых сиденьях вздымалось бы по высокому бугру, а спинки походили бы на перевязанные мешки! Напротив, если изображена игральная доска, то «бугры» и «мешки»просто-напростопешки двух родов, стоящих, на наш взгляд, над доскою,

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

миды, доставлялся вовсе не из-зареки, а добывался тут же, на нагорье, где их воз­ двигали, и только белый известняк для облицовки привозили из заречных камено­ ломен. Никакого омываемого нильскими водами подземного покоя в большой пирамиде не существовало. Исключить возможность применения подъемных де­ ревянных приспособлений никак нельзя: на камнях пирамид, в частности самой большой, встречаются выемки, за которые эти глыбы можно было подцепить и поднять, а также выступы, на которые можно было накинуть веревку. Тем не менее, возле пирамид, правда не трех великих, находим следы более грубых при­ способлений: остатки наклонных плоскостей, по которым втаскивали наверх глы­ бы камня. О применении уклонов при постройке пирамид говорили, впрочем, и некоторыегреко-римскиеписатели — Диодор и (со сказочными прикрасами) Плиний Старший. Никаких тысячи шестисот талантов серебра на овощи строи­ телям пойти не могло, потому что, как мы увидим в дальнейшем, серебряного де­ нежного обращения тогда в Египте не было и в помине.

А что до орудий, которыми добывали и обрабатывали камень, то «отец ис­ тории» тоже был уверен, что они, как в его дни, были из железа. Сколько денег ушло на железные орудия, недоумевал он, если столько стоили овощи? Ему было, очевидно, даже невдомек, что железных орудий труда Египет времен пирамид мог не знать вовсе.

Итак, древнегреческая повесть о постройке пирамид оставляет загадки, зага­ данные ими, без разгадки. Обильные погрешности набрасывают тень сомнения на всю ее в целом. Если в ней и есть что-нибудьверное, то опознать его можно лишь по совпадению с показаниями египетских памятников. Но не значит ли это, что все дело за ними, за памятниками, и что от них одних надо ждать ответа на наши вопросы?

Жаль, конечно, что среди египетских источников нет готовой повести о том, как строили пирамиды. Приходится воссоздавать ее нам самим, и не только по частным разрозненным известиям. Загадки пирамид таковы, что для их разгадки надо понять как производственные возможности, так и общественный строй, госу­ дарство и мышление того времени.

Чудовищно громадны пирамиды и поразительно совершенна их кладка. Это, естественно, наводит на мысль, что производственные возможности Старого цар­ ства безмерно превосходили производственные возможности Раннего. Если это последнее жило в медно-каменном,точнее, медном веке с сильнейшими остатка­ ми каменного, то не вступил ли Египет времени пирамид уже в железный век?Кое-комуи в наши времена, как некогда «отцу истории», приходило на ум, что стро­ ители пользовались железными, а то и еще более прочными (стальными) орудиями.

Знал ли тогдашний Египет железо? Знать он его, правда, знал, и не только небесного (метеоритного), но и земного происхождения, однако знал мало, а

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

владычества, чем Нижний, фиванские цари-объединителинаткнулись на ожесто­ ченное сопротивление. Дело дошло до битвы на воде, ноАх-маси(Ах-мосе)ос­ тался победителем и пленил нагрянувшего «сюга» супостата и его людей. Столь же безуспешно кончилась затея некоегоАтати-ана(Атет-она),собравшего во­ круг себя«злоумышленников», возможно, в том же Верхнем Египте. ВойскоАтати-ана(Атет-она)было уничтожено, и сам он пал в битве. Видное участие в«умиротворении» Верхнего Египта и подавлении мятежей принимала мать мо­ лодого царя царицаАх-хатпи(Ах-хотп).Сын вменял ей в заслугу также заботу о войске, возвращении и сборе беглецов. Войско было далеко не однородным, со­ стояло не из одних уроженцев Нии (Нэ, Фив греков), и при всей скудости средств двору приходилось покупать верность воинов дорогою ценою. Затрудни­ тельное положение фараоновского двора в гражданской войне явствует из исклю­ чительно щедрых подарков войску, бившемуся на его стороне. Если в дни осво­ бодительной войны царь, бывало, отдавал отличившемуся воину всех захваченных тем пленных, то во время гражданской войны тот же воин, тезка царя,Ах-маси(Ах-мосе)из Анхаба(Эль-кабаарабов), получал, случалось, в два с половиной раза больше людей, чем взял пленных, и в придачу еще пахотную землю. Раз даже этот воин получил людей и землю,по-видимому,не захватив добычи. Дарения распространились на самые широкие круги войска. Так, известно, что за битву на воде в Верхнем Египте были щедро оделены все гребцы военного судна, на ко­ тором служилАх-маси(Ах-мосе)из Анхаба(Эль-кабаарабов).

Вековое господство «властителей стран», долголетняя война с ними и за­ тем гражданская война должны были сильно истощить страну. Строительная де­ ятельностьАх-маси(Ах-мосе)I была ничтожной по сравнению со строитель­ ством позднейших царей. Даже такое скромное дело, как пожертвование богу стольного Нии (Нэ, Фив греков) Амане (Амуну) некоторого количества храмо­ вой утвари и сооружение для него храмовой ладьи, кедровых столбов, пола и по­ толка, считалось событием, достойным не только увековечения в торжественной надписи, но и мелочного, можно сказать, «музейного» описания отдельных предме­ тов. Многие храмы за время иноплеменного владычества пришли в упадок, и по­ надобилось не менее полувека, чтобы они были восстановлены.

Как и при XII царском доме, тоже родом из Нии (Нэ), победоносный город и при Ах-маси(Ах-мосе)не чувствовал себя вполне«госпожою всех городов». При фиванском дворе местный бог Амана (Амун) еще уступал первенство древ­ нему Рии (Рэ), и в известном смысле с Аманой (Амуном) соперничала даже луна. Двор почти столько же заботился о сооружении гробниц в священном го­ роде Среднего царства Абаде (Эботе, Авидосе греков), как и в самом Нии (Нэ). Покрой одежд, письменность, памятники искусства, от царской пирамиды до мел­ ких поделок, носили обыкновенно отпечаток Среднего царства.

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я.Перепёлкин. История Древнего Египта

стороны, вельможи набирали мужчин и женщин в свои производственные заведения; пищевые, ткацкие, камнедельческие, дереводельческие, медеобрабатьюающие и златокузнечные. И корабельные ватаги, и ремесленники работали не со своими, а с хозяй­ скими средствами производства, и получали довольствие из вельможеского хозяйства. Корабельные ватаги и ремесленники производственных заведений определяли лицо вельможеского хозяйства. Это, конечно, нисколько не исключает использование также труда населения в тех или иных отраслях производства или в тех или иных случаях.

После Старого царства областной князь говорит: "Не брал я вас на суда, не брал я (никогда) дочерей ваших в дома "•

Такое же строение может быть, хотя далеко не так отчетливо, прослежено в царском государственном хозяйстве, но за ограниченностью объема книги от описа­ ния его пришлось отказаться.

Как же назвать тот способ хозяйствования, что мы находим в египетском Старом царстве? Это не рабовладение, потому что использовались люди из подвластных селе­ ний, но также и не крепостные, потому что они работали не со своими средствами производства и, работая, находились на содержании хозяйств, принуждавших их ра­ ботать. Сами староегипетские надписи подсказывают нам, как назвать современный им вид хозяйствования. В этих надписях не раз употребляется глагол ср "набирать", при­ меняемый к набору работников, а те, кто осуществляет набор, сановники,по-египетскиобозначаются словомср "сановник". Что если назвать вельмож "изъемщиками", а изымаемых ими людей "изъемными"? В античной и азиатской древности экспропри­ ировались не столько средства производства, сколько личность работника».

Это впервые публикуемое краткое заключение к «Хозяйству староегипетских вель­ мож» поможет читателям перепёлкинской «Истории Древнего Египта» совершенно по-иномувоспринять разделы, посвященные Раннему, Старому и, отчасти, Среднему царствам. Ю. Я. Пе­ репёлкин писал свою историю, прекрасно осознавая особенности не только староегипетско­ го, но и новоегипетского способов хозяйствования, однако не мог обнародовать результаты своих открытий без должной системы доказательств, которые содержались в его книгах, в ту пору еще не изданных. Вспоминаю, как 27 января 1975 г. я спросил: «Юрий Яковлевич, а у вас никаких хороших известий от издательства нет?»

—Hem, и думаю, что все может еще более осложниться, так как я только что получил грозное послание от Михаила Александровича.

—Ну и что же он пишет?

—Что я должен сообщить, что же за строй был в Египте: рабовладельческий, феодальный или азиатский способ производства? Либо, если я не знаю, то редакция отмежевывается.

В тот же день, подходя к магазину «Искусство», в который мы решили зайти, я спро­ сил Перепёлкина: «Юрий Яковлевич, а что вы ответили Коростовцеву?»

—Я написал ему, что его письмо вызывает у меня недоумение, так как Миха­ илу Александровичу лучше других известно, что я установил, какие производствен­ ные отношения были в Египте для Старого царства, и что, если это их интересует, можно было за 20 лет издать мою работу.

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Глава 2. Старое царство

можеские владения, подслушиваем, что говорят производители, земледельцы и ре­ месленники, равно как и управители хозяйства, получаем необходимые разъясне­ ния (окаменелое кино!). И вот, вся эта сельскохозяйственная и ремесленная де­ ятельность на рабовладельческое производство отнюдь не похожа, как, впрочем, не похожа она и на производство крепостническое.

Вельможеское хозяйство — единственное староегипетское хозяйство, кото­ рое, благодаря гробничным изображениям, мы в состоянии изучить сколько-ни­будь подробно. Но вельможеское хозяйство было ведущим в вельможедержавном Старом царстве. Поэтому, знакомясь с этим хозяйством, мы получаем некоторое представление о староегипетском производстве вообще.

Что же представляло вельможеское хозяйство Старого царства, точнее, вре­ мени V и VI царских домов, так как данные для предшествующего времени до­ вольно скудны?

. Правовое различие между собственностью и владением Старое царство от­ четливо не сознавало. Древнеегипетский язык не имел глагола «принадлежать», «То-топринадлежиттому-то»по-египетскибыло бы«то-то для того-то» или

«то-топодтем-то»,И «то, что подтем-то»обозначало в Старом царстве

и наследственное достояние, переходящее от отца к сыну, и надел, выделенный без каких-либооговорок близкому родственнику (жене) за присмотр за поминальной службой, и долю имущества, переданную заупокойному жрецу на договорных на­ чалах — пока он правит службу. «Иметь право начто-нибудь»значило соб­ ственно«быть с грамотой на что-нибудь» (недвижимость и движимость пись­ менно учитывались государством), и провинившийся сановник переставал одина­ ково «иметь право» на свою должность, «иметь право» на свою печать, «иметь право» на свое имущество.

Понятие «собственный» было весьма растяжимым и довольно своеобраз­ ным. Употребительным способом передачи его в Старом царстве было отнесение чего-либоиликого-либок«плоти» (точнее, вероятно, к«туловищу») как«са­ мости» того или иного лица, т. е. к нему «самому»:«дом плоти его» —«дом

собственный его», «селения плоти его» — «селения собственные его», «быки, мелкий скот, ослы плоти его»— «быки, мелкий скот, ослы собственные его», «платежные(люди) плоти(моей)» — «купленные люди собственные мои», «достояние плоти(моей)» — «достояние собственное мое»,но равным образом «брат его плоти его»— «брат его собственный его», «властелин плоти его»— «управители(селений) собственные его», «писцы плоти его»— «гшс^ы собственные его», «слуги двойниковые плоти его»— «заупо­ койные жрецы собственные его», «Тот, кто от плоти»такого-то, т. е. «соб­ ственныйчеловек» такого-то, могло одинаково обозначать как подневольных

людей (столяра, пивоварку, мельничиху и т. д.), так и людей, состоявших у высоко-

studfiles.net

Ю.Я. Перепёлкин - История Древнего Египта

Ю. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта

ана египетский — на доске. Нечего и говорить, насколько неуместна была бы

исетка на боках престолов, необходимая на игральной доске.

Слово, подписанное под царским званием «обе владычицы», должно быть царским именем, так как на прочих памятниках I царского дома за таким звани­ ем неизменно следует личное имя царя. Иными словами, естественно читать«обе владычицы Мина»,

Царь, именуемый обычно «Нармер», как мы увидим, был действительно непо­ средственным предшественником Хары (Хора) Бойца, но только его личное имя было не «Мина», а «Мер». В ряде случаев имя предшественника Хары (Хора) Бойца пишется так: в верхней половине прямоугольника, на котором часто, но не всегда восседает сокол — Хара (Хор), помещается знак, изображающий сома, в нижней половине — дворцовая стена с пробелом посередине, куда вклиняется знак, изображающий резец. «Сом» по-египетскиifp, знак резца обозначает согласныемр, оба знака принимают за части одного имени и читают его условно «Нармер». Но такое чтение не может быть правильным.Во-первых,Харовы (Хоровы) имена ца­ рей до середины I царского дома состояли не из двух слов, а всего лишь из одного: «Скорпион», «Двойник» или «Питание», «Боец», «Хват» («Джер»), «Змея». Вовторых, имеется печать, на которой вверху и внизу много раз подряд повторено Харово (Хорово) имя — прямоугольник, увенчанный соколом, с дворцовой стеной в нижней и сомом в верхней половине, а в среднем поясе, между обоими рядами Харовых (Хоровых) имен, отдельно множество раз повторен знак резца. При этом число резцов отнюдь не соответствует числу Харовых (Хоровых) имен: 14 резцов приходятся на 5 верхних и 5 нижних Харовых (Хоровых) имен. Видимо, еще бо­ лее значительный перевес числа резцов наблюдался на другой печати, от которой уцелели, да и то лишь частично, один ряд прямоугольников с сомами и дворцовой стеной внутри да средний пояс из знаков резца. На прямоугольник одного ряда здесь приходилось примерно 3 резца. Значит, Харово (Хорово) имя царя было просто «Сом». Царь прозывался по рыбе, подобно тому как один из его предше­ ственников, как Хара (Хор), прозывался по скорпиону, а один из преемников — по змее. Со всем этим как нельзя лучше согласуется изображение царя в виде одно­ именной ему рыбы, побивающей палицею врагов. Знак резца и здесь помещен под рыбой. Как и в других случаях, он передает, очевидно, личное имя царя — «Мер».

Можно, пожалуй, привести еще некий вещественный довод в подтверждение тождества Хары (Хора) Бойца с Миной. По преданию, сохраненному Иродотом («Геродотом»), Мина слыл у потомков за основателя города Мэмфи (Мемфиса греков). Из египетских источников известно, что в качестве одного из образов местного бога там в поздние времена почитался «Птах Мины». Раскопки пока­ зали, что на запад и на север от Мэмфи (Мэнфе) в последние десятилетия перед I царским домом существовали обширные кладбища и, следовательно, многолюд-

studfiles.net