Шпаргалка: Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае. Педагогика древнего китая


§ 4. Зарождение педагогической мысли в древнем китае

Ценный опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на развитие педагогических идей на всем Древнем Востоке и на по­следующее развитие школы и педагогики, сложился в Древнем Китае. Здесь в VI в. до н.э. сформировалось несколько философ­ских направлений, наиболее известными из которых были конфу­цианство и даосизм.

Наибольшее воздействие на развитие образования, воспита­ния и педагогическую теорию оказали идеи китайского мыслите­ля и педагога Конфуция (551—479 гг. до н.э.). К этому периоду в Китае был накоплен богатый педагогический опыт. Его осмысле­ние и обобщение приводило к выработке рекомендаций, которые содержатся в памятниках китайской письменности. Идеи Конфу­ция дошли до нас в изложении учеников и последователей в трак­тате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Конфуцианство с момента возникновения видело в воспита­нии важнейшее условие политического прогресса, стабилизации государственной жизни и обеспечения благоденствия. Это во мно­гом обусловливалось подходом Конфуция к сущности человека, пониманием путей и способов формирования качеств идеальной личности. Поскольку люди по своей природе близки друг к другу, Конфуций утверждал, что в воспитании нельзя делать различий между людьми.

Он считал, что возможности людей от природы не одинаковы и в соответствии с этим выделял четыре категории внутри обще­ства. К первой относятся те, кто обладает совершенномудрием, да­рованным ему небом. Люди второй категории приобретают знания посредством учения (благородные мужи, составляющие опору по­рядка в Поднебесной). К третьей категории относятся те, кто учит­ся, несмотря на трудности. Четвертая категория — это народ, не способный к приобретению знаний.

Конфуций особо указывал на благородных мужей как на образ, идеал и цель воспитания. Благородный муж должен обладать высо­кими нравственными качествами (жэнь), суть которых человеколю­бие, гуманность. Данные качества, по убеждению Конфуция, долж­ны обязательно сочетаться в человеке с любовью к учебе. Наряду с жэнь благородный муж, по Конфуцию, должен обладать высокой духовной культурой (вень), приобретенной им в процессе обучения.

Подчеркивая связь моральных качеств и образованности в человеке, Конфуций ставил нравственное начало на первое место.

Большое внимание в воспитании человека Конфуций уделял ритуалу, который придает определенную направленность процессу образования и воспитания.

Своеобразной программой воспитания разносторонней лично­сти считалось обучение «сынов неба» «шести искусствам»: церемо­ниалу, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, чтению и математике.

Важное значение Конфуций придавал личной активности каждо­го человека при овладении должными формами поведения и культу­рой, его движению по истинному пути. Он подчеркивал также необ­ходимость самообразования и стремления к самосовершенствованию.

Конфуций сформулировал ряд требований к воспитателю, ко­торый совершенствует себя, учит тех, кто стремится к достиже­нию знания, помогает тем, кто испытывает трудности в выраже­нии своих мыслей. Он требовал индивидуального подхода к уче­никам, тесного контакта между учителем и учеником.

В целом Конфуцию принадлежит одно из первых мест среди пе­дагогов древности по значению вклада, который он внес в развитие педагогической мысли Древнего Китая. Со II в. до н.э. конфуцианство было официальной идеологией, которая определяла характер вос­питания и обучения в Китае. Конфуций был объявлен величайшим из мудрецов и провозглашен учителем 10 тысяч поколений.

В целом педагогические традиции, зарождавшиеся в государ­ствах Древнего Востока, повлияли на развитие воспитания и обу­чения многих народов мира.

studfiles.net

Образование и педагогика Древнего Китая - реферат

Указатель категорий › Педагогика › Образование и педагогика Древнего Китая

Тип работы: Реферат

Предмет: Педагогика

Язык документа: Русский

Год сдачи: 2008

Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Презентация

Выдержка из работы.

Образование и педагогика

  Древнего Китая 

Выполнили: студентки гр.223-1-2

Буторина К.В.

Мадиярова М.С.

Армянинова И.А.

Сторчак И.А. 

Кафедра экономики  и гуманитарных наук

Специальность: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и  аудит

Психология  и основы педагогики

История Педагогики   древнего китая

    • В основе богатых и  своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного  воспитания, уходящий корнями в первобытную  эпоху.

     Жизнь в любой семье  протекала под  знаком сложившихся  веками обычаев и  представлений. Так, считалось, что у  каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

    В основе воспитательных отношений лежало уважение младших  к старшими Наставник  почитался, как отец Деятельность учителя  считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным.

    • Согласно  древним китайским  книгам, первые школы  в Китае появились  в 3-м тысячелетии  до и э и назывались сян и сюй.
    • Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь.
    • В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука.
    • Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв. до н. э). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей.
    • В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
    • Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв. до и э). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.
    • Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - т и пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных.
    • С X в до н. э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в до и э - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход  к школьному обучению в Древнем Китае  сводился к краткой, но емкой формуле  легкость, согласие между учеником и  учителем, самостоятельность  школяров. Наставник  заботился о том, чтобы научить  самостоятельно ставить  и решать различные  задачи.  

     Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до н. э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 —479 до н. э.)  

    •  создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.
 
    • Конфуций  обобщил опыт воспитания и образования  Древнего Китая и  высказал собственные  оригинальные идеи в  этой области. В основе их лежали общефилософские  и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование  как существенный фактор человеческого  бытия, непременное  условие благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием  проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную  личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат  с наследственностью.  

Развивая  этот тезис, ученый отмечал, что возможности  людей от природы неодинаковы  он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря  учению и вопреки ограниченным природным  задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знании ("чернь").  

Идеально  воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к  истине, правдивостью, почтительностью, богатой  духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит  едва ли не первая в  истории человечества идея всестороннего  развития личности, где преимущество перед образованностью  отдавалось нравственному  началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического  развития предусматривалось  обучение "сынов  неба" и "благородных  мужей" упомянутым "шести  Искусствам".

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков  был составлен  трактат «Книга обрядов» (IV -I вв. до н. э). В этой книге школьное образование  признается необходимым  и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно  пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов  и приемов: «Если  не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть "/'Благородный  муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж  в учении закаливается, совершенствуется, приобретает  знания в развлечениях», «Если учиться, когда  ушло время, успеха не добьешься», «Питай почтение к последовательности», «Если учиться  в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и  т. д.

    • В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа  девятилетнего образования и  воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 - 8 лет. После первого  учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к  рассудочным суждениям и умеет  ли выбирать друзей. И, наконец, через  девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".
    • По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские  мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.
    • Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.
 
    • На  исходе эпохи Древнего Китая (2 в  до н. э. - 2 в. н. э ) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования  и воспитания в том числе. В  этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных  экзаменов на занятие чиновничьих  должностей. Прошедшие курс школьного  образования в сдаче таких  экзаменов видели путь к общественной карьере.

Учебные заведения

    •   В древнем Китае было два  рода школ: казенные и частные.  Казенные школы создавались правительством  и содержались на средства  госказны. Те из них, которыми непосредственно заведовало ведомство императорского двора, назывались «центральными казенными школами» в отличие от местных казенных школ, создававшихся на местах. Высшими центральными учебными заведениями были университет Тайсюе и Академия Гоцзысюе. Первый университет Тайсюе был построен при ханьском императоре Уди. В начале 2 в. новой эры бывало, что единовременно в Тайсюе обучалось более 30 тысяч слушателей. Первая Академия Гоцзысюе была создана в 276 году. В каждую из последующих династий строились либо Тайсюе, либо Гоцзысюе. По престижности Академия Гоцзысюе превосходила Тайсюе, в первой обучались исключительно отпрыски высшей аристократии. В программе обучения прежде всего числились классические труды конфуцианства. Кроме того, в центральных казенных школах существовали факультеты по специальным предметам: военному делу, математике, медицине рисованию и т.п. Но и для слушателей этих факультетов требовалось изучение конфуцианства.
    •  Поскольку казенным школам было не под силу охватить всех желающих получить образование, широкое распространение получили частные школы. Частные школы ведут свое начало от эпохи Конфуция. Примечательно, что многочисленные философские направления, отнюдь не пользовавшиеся покровительством властей, смогли отстоять свое право на существование исключительно благодаря созданию частных школ. Одни из частных школ создавались самими учителями по собственной инициативе, другие создавались на средства состоятельных землевладельцев и купцов (так называемые «семейные школы»), либо на средства, собранные монастырями в счет арендной платы или на частные пожертвования (благотворительные школы).
    • В благотворительных школах с учащихся не брали плату за учебу. За редким исключением начальное образование дети получали в частных школах. В частных школах детей учили грамоте, а научившись читать, учащиеся читали и заучивали избранные отрывки из классических конфуцианских книг, а также древние тексты «гувэнь» и учились писать сочинения.
    • В древнем Китае существовали, помимо указанных, еще очень важные учебно-исследовательские  структуры ? «шуюань» («студии»), которые создавались известными учеными. Они ведут начало от Танской династии. Первоначально то были казенные редакционные ведомства и книгохранилища. Постепенно название «шуюань» укрепилось за частными кабинетами, где читали лекции известные ученые.Широкое распространение получили шуюани в эпоху Сун, для них выбирали уединенное место на лоне природы, содержание лекций касалось в основном трактовки конфуцианских текстов, кроме того затрагивались проблемы политической жизни. Шуюани сыграли большую роль в развитии теоретических исследований. В династию Юань правительство усилило надзор над частными шуюанями, так что, хотя они и сохранились вплоть до падения династии Цин, но постепенно приобрели официальный характер, большинство из них фактически превратились в классы по подготовке к сдаче экзаменов на получение должностного поста.

культура  и воспитание детей

    • Культура  Древнего Китая всегда подразумевала  в первую очередь воспитание детей. Еще в древности китайцы были известны во всем мире тем, что они  уделяли очень большое внимание этому вопросу. Они учили своих  детей так: чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над  врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.
 
    • Согласно  традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в  других странах более свободные  стили воспитания, воспитание детей  в Древнем Китае всегда было очень  ранним. Считалось, что когда ребенок  уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди  и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.
 

В условиях большой  китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье  принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях  и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это  были несколько простых игр, в  которых могли участвовать несколько  детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям  исполнялось семь лет, все игры сразу  заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое  воспитание и обучение детей в  школах.

    • Крупные кланы и влиятельные семьи  имели храмы предков, находившиеся в поместьях родных провинций. Храм предков помимо поклонения также  предназначался для обучения детей, то есть его использовали как школу. Причем обучаться могли все члены  клана из различных семей, в независимости  от их нынешнего статуса или материального  положения. В Древнем Китае образование  было подчинено государственным  целям, все граждане считались равными  друг другу по рождению, поэтому  каждый имел право на образование.
 
    • В культуре Древнего Китая семейное воспитание дополнялось образованием. При обучении первоочередное значение исходно придавалось  изучению истории, так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий  легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить  ему стремление к добродетелям и  внушить ему страх перед пороками. Кроме истории в школах Древнего Китая детей обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и  четыре части света. Давалось представление  о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения.
    • Воспитание  мальчиков традиционно было более  сложным и важным по сравнению  с воспитанием девочек. Мужскую  половину учили вежливости и знакомили  с календарем, учили песням нравственного  содержания.
    • Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

dipland.ru

1.5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище – картинки с изображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян исюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словомсюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI – XI вв. до н. э.) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входилишесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI – III вв до н. э.) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати(сансюэ) госюэ – в столице, сансюэ – в провинциальных городах

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие – т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в. до н. э. – начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до н. э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи

Конфуций (551–479 до н.э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании Природа человека – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знании («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» упомянутым «шести Искусствам».

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь ЮЙ»), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно», «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?», «Учиться без пресыщения», «Учиться и время от времени повторять изученное».

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э). « В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях», « Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», «Питай почтение к последовательности», «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т. д.

В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 – 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года – питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет – способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 – 289 до н. э.) иСюнецзы (Сюн Куст) (298 – 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

studfiles.net

Статья - Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI — III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ — в столице, сансюэ — в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие — т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э — начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 — 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 — 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. — 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Литература

1. Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола. — СПб.: ЛИО Редактор, 1998. — 392с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.

4. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. — СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М.: Сфера, 2001. – 510 с.

www.ronl.ru

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобыт­ную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочислен­ные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировав­шие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было про­износить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало ува­жение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспита­теля считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глу­бокую древность. По преданиям, первые школы в Китае воз­никли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свиде­тельства о существовании в Древнем Китае школ сохрани­лись в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI–XI вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети сво­бодных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Уме­ние пользоваться письменностью передавалось по наследству и край­не медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы вы­секали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X– IX вв. до н.э.) – на бронзовых со­судах. Далее, вплоть до начала но­вой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на ко­торых писали соком лакового де­рева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. Пос­ле изобретения бумаги и туши обучение технике письма ста­ло более легким делом. Еще раньше, в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладе­ние шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музы­кой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

Конфуций

В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из кото­рых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное вли­яние на развитие педагогической мысли в последующем.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, обра­зования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551–479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ уп­равления государством. Особое внимание он обращал на нрав­ственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Кон­фуцию, прочность и жизненность общества покоятся на пра­вильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: «Государь должен быть государем, сановник – са­новником, отец – отцом, сын – сыном». Правильное вос­питание являлось, по Конфуцию, главным фактором чело­веческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, осо­бо высокими качествами: благородством, стремлением к ис­тине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образован­ностью нравственному началу.

Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Бе­седы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наи­зусть, начиная со II в. до н.э. Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не прият­но?»; «учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться– губительно»; «если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».

Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Кни­га обрядов», созданном последователями Конфуция, подроб­но изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изло­жены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасте 7–8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассужде­ниям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, уча­щемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозак­лючения, «твердо стоять в науке».

В главе «Записка об учении» названной книги сформули­рован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дур­ное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливает­ся, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в раз­влечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни ста­райся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последова­тельности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным ... он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товари­щей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег­кость обучения, побуждение к самостоятельным размышле­ниям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятель­ности учащихся в овладении знаниями, а также умению учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования раз­вивали Мэнцзы (ок. 372–289 до н.э.) и Сюньцзы (ок. 313 – ок. 238 до н.э.). Оба они имели много учеников. Мэнцзы выд­винул тезис о доброй природе человека и поэтому опреде­лял цель воспитания как формирование добрых людей, об­ладающих высокими моральными качествами. Сюньцзы, на­оборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности уче­ников. Перу одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (III в. до н.э.), в которых дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, мо­рального, эстетического и физического развития учащихся. В этом трактате отмечалось, что в процессе воспитания и обучения надо учитывать возраст учащихся, идти от просто­го к сложному.

В период правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объяв­лено официальной идеологией. В этот период образование в Ки­тае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сло­жился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государствен­ных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что откры­вало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в пери­од недолгого правления династии Цинь (221–207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотно­сти. Впервые в истории Китая была создана и централизован­ная система образования, которая состояла из правительствен­ных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобре­тен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и про­свещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенча­тая система школ, состоявшая из начальных, средних и выс­ших учебных заведений. Последние создавались государствен­ными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе со­держания обучения лежали прежде всего учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») – о лите­ратуре; «Книга документов» («Шу») – о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») – об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») – о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») – об истории; «Книга музыки» («Юэ») – о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики полу­чали довольно широкий круг преимущественно гуманитар­ных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией госу­дарства, утверждало божественность верховной власти, раз­деление людей на высших и низших. В основу жизни обще­ства ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.

В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учеб­ных заведений и созданием аристократических воспитатель­ных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные измене­ния в системе государственных экзаменов: к ним официаль­но стали допускать всех, кто предварительно изучил конфу­цианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экза­менов была значительно усложнена: вместо устных экзаме­нов были введены экзамены в письменной форме, что тре­бовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Период правления династии Сун (960–1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало силь­ное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до начала XX в.

Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основ­ного свода конфуцианских классических книг, акцентируя вни­мание на усилении принципа подчинения личной воли обще­ственным законам и нормам морали. В отличие от раннего кон­фуцианства с его главным образом этико-политическими положениями в неоконфуцианстве значительное место стало отводиться вопросам натурфилософии и космогонии. При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: иде­ального – «Ли» (закон, принцип) и материального– «Ци» (вещество, материя). Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два на­чала сосуществуют, однако идеальное начало первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования.

Однако неоконфуцианские идеи по-прежнему исходили из признания незыблемости существовавшей государственной власти, безусловного подчинения старшим – детей родите­лям, подчиненных начальнику, что соответствовало традици­онным целям воспитания и образования в Китае. Вместе с тем педагоги средневекового Китая ставили перед собой зада­чу всемерного совершенствования всех человеческих задатков (материального начала «Ци») в своих учениках через процесс обучения.

Значительно позднее, в XIV–XVII вв., при династии Мин в Китае стали постепенно возникать предпосылки для расширения начального обучения через местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание выс­шим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чи­новников высших государственных учреждений. Подверглась из­менениям и система государственных экзаменов. При написа­нии экзаменационных сочинений на государственных экзаме­нах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, пе­реход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей – те­зиса и антитезиса, что в сумме составляло восемь членов, по­этому все сочинение называлось «восьмичленным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представля­ло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть огра­ничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. Оно писалось в духе древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написа­нии сочинения нельзя было освещать события и факты, имев­шие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.

В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала XX в., система школьного образова­ния имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте на­чиналось с 6–7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в шко­лах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наи­зусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, расположенных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание это­го учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились при­меры, достойные подражания, упоминались важнейшие со­бытия древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий.

Затем учащиеся переходили к изучению другого текста – «фамилии всех родов», в котором в рифмованной форме распо­лагались наименования 408 односложных и 30 двусложных наи­более употребительных китайских фамилий по четыре иерогли­фа в строке. Это учебное пособие было составлено в Х в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия – «Тысячесловника», созданного в VI в. н.э., т.е. значи­тельно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из тысячи неповторяющихся иероглифов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основном сходен с первым учебником «Тро­есловие». Текст «Тысячесловника» заучивался наизусть.

Помимо названных трех учебных пособий ученики заучи­вали и некоторые другие тексты, например такие, как «Оды для детей», содержание которых носило в основном нравоу­чительный характер. В стихотворной форме приводились «Уп­ражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для де­тей» – для чтения и декламации. На этом заканчивалось на­чальное обучение, которое обычно длилось 7–8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употреби­тельных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии – искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения на­чального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй сту­пени, условно говоря, в средней школе.

Обучение на второй ступени длилось 5–6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфу­цианское четверокнижие – «Сышу» и пятикнижие – «Уцзин». Четверокнижие состояло из четырех книг: «Великое уче­ние» («Да сюэ») – о нравственности и политике; «Золотая середина» («Чжун юн») – о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») – о восстановлении добра в человеке справедливой государ­ственной властью; «Беседы и высказывания» («Лунь юй») – о жизни и деятельности Конфуция.

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты класси­ческих книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годо­вые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитар­ный характер. Изучение светских наук, за исключением ос­нов арифметики, не входило в содержание образования. Мо­лодые люди в возрасте 18–19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Система государственных экзаменов была громоздкой и слож­ной. В основном она состояла из трех последовательных ступеней. Первая ступень – уездные экзамены, которые проводились еже­годно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получали первую ученую степень «Сюцай» – «расцветающий талант». Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей должности в масш­табах уезда, а также имели право сдавать экзамены на получение второй ученой степени. Те, кто не выдерживал дальнейших эк­заменов и не получал никакой чиновничьей должности, обыч­но становились школьными учителями.

Вторая ступень – провинциальные экзамены, которые про­водились весной один раз в три года в главном городе про­винции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели пер­вой ученой степени. Выдержавшие провинциальные экзаме­ны лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в бук­вальном переводе – «представляемый человек»). Эти экзаме­ны отличались большей строгостью и контролировались главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблю­датели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали чиновничьи должности в мас­штабах провинции, а также имели право сдавать экзамены на получение третьей ученой степени в столице.

Третья ступень – столичные экзамены, которые проводи­лись один раз в три года в специальной экзаменационной па­лате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаме­натор, назначавшийся из числа крупных придворных сановни­ков. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они дол­жны были написать сочинение на заданную тему в традици­онном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государ­ственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

В целом можно отметить, что государства Востока накопи­ли богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древ­них цивилизаций Востока возникли первые школы, были сде­ланы попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

studfiles.net

Шпаргалка - Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI — III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ — в столице, сансюэ — в провинциальных городах.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие — т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э — начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 — 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 — 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. — 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Литература

1. Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола. — СПб.: ЛИО Редактор, 1998. — 392с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.

4. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. — СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М.: Сфера, 2001. – 510 с.

www.ronl.ru

Презентация - Педагогическая мысль Древнего Китая

Текст этой презентации

Слайд 1

Презентация на тему:«Педагогическая мысль Древнего Китая»Автор материала: Чепишко Яна Константиновна. Студентка 2 курса направления подготовки «педагогическое образование: Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера) Преподаватель: Татьяна Владимировна Панченко, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиМурманского арктического государственного университета Мурманск, 2015г.ФГБОУ ВПО «МАГУ» Учебная дисциплина: Педагогика

Слайд 2

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Слайд 3

 В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе".В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Слайд 4

 Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй.Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь.В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука.

Слайд 5

Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Слайд 6

 Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.   Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

Слайд 7

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Слайд 8

Конфуций (551-479 гг. до н. э.)Cоздал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.   Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

Слайд 9

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".  Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.   Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").

Слайд 10

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В главе излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7-8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей, и, наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".

Слайд 11

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.). Оба имели свои школы.Мэн-цзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей.Сюнь-цзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Слайд 12

Вывод:На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Слайд 13

Список литературы:http://5fan.ru/wievjob.php?id=7047 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=15964#1 http://www.p-lib.ru/pedagogika/dzhurinskii/dzhurinskii12.html

topslide.ru


Смотрите также