Педагогические идеи древних мыслителей. 2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕДАГОГИКА_3 / ответы / педагогические взгляды античных философов. Педагогические идеи древних мыслителей


Педагогические идеи античных философов.

Поиск Лекций

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

- необходимость семейного воспитания, где главное - учить следовать примеру родителей - «Благомыслие отца - лучшее наставление детям»;

- определяющее значение обучения и его направленности - «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Следует учиться многоумию, а не много - знанию»;

- важность в ходе обучения и воспитания убеждений, доводов, упражнений - «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы»;

- необходимость сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую определил термином «микрокосм», от них и зависит становление личности человека - «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа»;

- высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости - и принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», а без труда дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике…, ни способности стыдиться».

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания - метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшим путем образования человека.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Будучи идеалистом, он утверждал, что природа создана богами в интересах человека, чтобы удовлетворять всем его потребностям. Изучение природы он считал богопротивным и недопустимым. Единственным объектом познания должен быть сам человека, что и составляет цель воспитания по Сократу - «Познай самого себя!».

Платон(427-347 до н.э.) излагал свои мысли о воспитании в своих политических и философских трактатах «Государство» и «Законы».

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души - философы, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину», Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности и соблюдать принцип воспитывающего обучения («Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

Платон неустанно разъяснял огромное значение воспитания, привлекая к нему внимание общества и законодательных органов. Он утверждал, что воспитание необходимо человеку, так как только оно делает его «кротким и достойным созданием». В воспитании молодого поколения должно быть особенно заинтересовано государство, которое в результате получит хороших воинов, государственных деятелей, философов.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. Формирование «тела и души наипрекраснейшими н наилучшими» - такова цель воспитания.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «ВО всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Платон также называл важным средством воспитания чтение и рассказывание детям литературных произведений. мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино «свет и тень», «добро и зло».

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Аристотель(384-322 до н.э.) отразил вопросы воспитания в своих сочинениях «Политика» и «Этика».

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических факторов в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, «от хороших. родителей может произойти лишь хорошее потомство», а с другой - «природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может».

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждал ась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве. Аристотель дал философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- От рождения до 7 лет - воспитание в семье под началом отца и под присмотром государственных чиновников - педономов (физическое воспитание, забота о здоровье ребенка, чтобы затем «воспитание тела способствовало воспитанию духа»),

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок», - говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких детей - питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к обучению в государственной школе.

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи он изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Сущность человека Цицерон определял понятием «humanitas» - гуманность, человечность. Идеал воспитания для него - совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.

Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно-человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую для того времени культуру получить «универсальное образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Анней Сенека(ок. 4 до н.э, - 65 н.э.) - философ и оратор эпохи императорского Рима. Критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается «ум, но не душа». Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («пустъ говорит он (ученик) сам, а не его память»).

Вопросы нравственного воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

«Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», - писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной «норме») посредством названных назидательных бесед.

Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами.

Марк Фабий Квинтилиан(ок. 35 - ок. 90 гг.) - известный римский педагог-практик дополнил греческие педагогические идеи обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора».

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и приобрела статус государственного учебного заведения. В школе Квинтнлиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги античности Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и «дурное»; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Справляться с «дурными» наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.

Воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

«Учить надо не многому, - говорил Квинтнлиан, - но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в Дошкольном возрасте».

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

 

poisk-ru.ru

педагогические взгляды античных философов

 В античной философии нашли отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека. Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит(460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. Впервые в истории педагогической мысли Демокрит высказал императив о необходимости сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.       Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ(470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.       Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода – диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения.

философ Платон(427–347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским учением об особом интеллектуальном мире – мире идей. По мысли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Исходя из этого сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека. Таким образом, в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.       Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20–30 лет должны заниматься изучением наук. Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.

Аристотель(384–322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Главной задачей общего образования философ считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.       Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года – литературу, историю, философию, математику, астрономию.       Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и Средневековья, повлияли на эволюцию образования в целом.

studfiles.net

Педагогические идеи древнегреческих философов

Количество просмотров публикации Педагогические идеи древнегреческих философов - 1078

Начиная с периода ʼʼкультурного переворотаʼʼ (VIII – V в.в. до н. э.) в Древней Греции, наряду с подъёмом экономики, становлением и развитием демократии, расцветом искусства, происходит активный поиск в сфере философии, который повернул сознание греков от языческих религиозных преданий к научному изучению мира.

Основатели греческой философии, так называемые досократики (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.), стремились, главным образом, сконструировать объективную картину мира и разобраться в сущности человеческого бытия. Вопросы воспитания их интересовали мало. Между тем, постепенное увеличение объёма знаний, выработка инструментария мышления, всеобъемлющие социокультурные изменения обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошёл переход от преимущественного исследования природы и окружающего мира к рассмотрению человека. Тем самым возникла субъективистско-антропологическая традиция в философии внутри которой активно формировались и развивались педагогические идеи. Приоритет здесь принадлежит софистам (Гиппий, Горгий, Протагор и др.) и Сократу. В их учениях человек объявляется единственным ʼʼбытием и мерой всех вещейʼʼ. Они высказывают мысли о ᴇᴦο самоценности как личности, о праве на свободное развитие и проявление своих способностей.

Провозгласив человека ʼʼмерой всех вещейʼʼ, софисты впервые в истории пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставив их в зависимость от ᴇᴦο потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия существующего социального порядка.

Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами, вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из непримиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Сократ (469-399). Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, – это разум, мышление. Нравственное зло идёт от незнания, а значит, знание – это и есть источник нравственного совершенствования. Таким образом, не выходя за рамки софистического рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем, Сократ противопоставил практицизму софистической школы представления о самостоятельном значении добродетели, являвшейся, по ᴇᴦο мнению, необходимым условием воспитания свободного гражданина в демократическом обществе.

При этом, провозглашая знание источником нравственности, Сократ подчеркивал, что оно становится им лишь тогда, когда добыто путём индивидуальных интеллектуальных и духовных усилий, а не взято бездумно из книг, обычаев и традиций. Чтобы такое происходило, философ разработал метод, который назвал ʼʼмайевтикойʼʼ. ʼʼМайевтикаʼʼ по-древнегречески – это искусство повитухи (ею была мать Сократа), которая, как известно, занималась тем, что помогала родиться на свет ребёнку. Сократ же, гуляя по Афинам и беседуя с учениками, своими вопросами ставил их в ситуацию ʼʼучёного незнанияʼʼ и, тем самым, помогал родиться мысли.

referatwork.ru

2.Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

2.1. Истоки гуманистических идей педагогики. Мыслители Древнего мира о воспитании. Конфуций.

Конфуций (Кун-цзы) (22.09.551 г. до н.э. - апрель 479 г. до н.э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).

В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырёх вещей:

  1. он не вдавался в пустые размышления;

  2. не был категоричен в своих суждениях;

  3. не проявлял упрямства;

  4. не думал о себе лично.

Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только учёные-конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «учёные», «образованные»).

Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил после себя ни строчки. Всё известное нам – это записи его учеников.

Самобытность мудрости.

Стоя на берегу реки, Учитель сказал: «Всё течёт так же, как вода. Время бежит, не останавливаясь».

Золотое правило нравственности:

На вопрос «Что есть жэнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Цзы-Гун (ученик Конфуция) сказал, повторяя Учителя: «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Конфуций на это ответил: «Этого добиться невозможно».

Благородный муж думает о восьми вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

Те, кто обладает врождёнными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех.

Я познаю всё с помощью одной истины.

Я не родился со знаниями.

Афоризмы.

  • Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.

  • Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое.

  • Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?

  • Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.

  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

  • Достойный человек не идёт по следам других людей.

  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

  • Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

  • Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем.

  • Добродетель не останется в одиночестве. У неё обязательно найдутся соседи.

  • Существует ли бессмертие? – спросили у Конфуция. Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? – уклончиво ответил он.

  • Платить добром за зло – нелепость. Чем же тогда платить за добро?

  • Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него – не звучит.

  • Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 – не сомневался, в 70 – следуя тому, что желало моё сердце, не преступал меры.

  • При разных принципах не найти общего языка.

См.: Тарасов П.С. Анатомия мудрости «Философия изнутри». Т. 1. - М., 1996.

studfiles.net

Педагогические идеи эпохи Античности

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности.

Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни.

В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа.

Школа Сократа – школа досуга, охватывает три поколения: Сократ, Платон, Аристотель. Школой досуга она называлась потому, что свободнорожденные граждане не должны были делать руками ничего, приносящего выгоду, т.е. зарабатывать на жизнь, а учить их следовало тому, как красиво провести досуг, для этого предлагались некоторые ремесла. Греческий идеал образования – математический, над входом в платоновскую академию даже висел лозунг «Не геометр да не войдет». Важно отметить что ученики всех поколений школы досуга уже имели достаточный образовательный уровень, в этой системе проходили своеобразную огранку образования перед тем как поступить в эфебию (ступень социализации, предшествующая отправлению государственных обязанностей). Средний возраст учеников школы досуга 16-18 лет.

Сократ(ок. 469-399 до н.э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы.

Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма, он стремился все подвергать критическому анализу, т.е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы.

Платон(ок. 428-347 до н.э.) после смерти своего учителя – Сократа много путешествовал, затем под влиянием общения с пифагорейцами, вернувшись в Афины, основал свою школу – академию (по имени мифического героя Академа). Платон читал лекции и написал множество сочинений в форме диалогов. Школа Платона во многом способствовала систематизации знаний в области математики и астрономии. Но в свете развития педагогики особенно важна его образовательная теория, в основе которой лежит идея о том, что восторг и познание неразделимы, познание Платон не отделяет от любви, а любовь от красоты. Памятуя о том, что «школа» в переводе с латинского – досуг, можно представить себе, что идеальный воспитательный процесс должен быть приятным во всех отношениях и полезным для обучаемых одновременно.

Один из учеников Платона – Аристотель(ок. 384-322 до н.э.) – продолжил и развил его педагогические идеи. Аристотель в течение 20 лет был слушателем Платоновской академии. А затем, после смерти Платона, занимался воспитанием Александра Македонского, а после того, как его воспитанник отправился завоевывать страны и континенты, Аристотель вернулся в Афины и создал Ликей – перипатетическую школу. Обучение в Ликее проходило в свободной неформализованной обстановке: во время прогулок. Аристотель имел обыкновение, читая лекции своим ученикам, прогуливаться по берегу моря. Аристотель в своих научных и философских трактатах охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний, внеся многое и в педагогику. Впервые в истории педагогики им была введена возрастная периодизация обучения; он рассматривал воспитание и обучение как средство укрепления могущества государства; считал, что школы должны быть государственными, а воспитание граждан одинаковым; семейное и общественное воспитание он рассматривал как две стороны одного процесса. Кроме того, являясь страстным натуралистом, Аристотель основывал свою воспитательную систему на природолюбии. Важно, что этот принцип, хотя и в преобразованном виде, дошел до наших дней.

Особенное внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, например, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обобщая, можно сказать, что воспитание он рассматривал, как единство физического, нравственного и умственного, причем физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальной компоненте воспитательного процесса.

Таким образом, основой школы досуга можно считать свободное общение учеников и учителя в неформальной обстановке.

Спартанское воспитание. О нем мы имеем представление благодаря Плутарху (ок. 46-127 гг.) – греческому писателю, известному, прежде всего, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Он обратил внимание, что правители Спарты уделяли большое значение рождению здоровых детей, отождествляя физическое здоровье с гражданскими и нравственными добродетелями. Рождение здоровых детей связывалось со здоровьем поколения, подчеркивалась, в связи с этим, важность физического воспитания и для девушек. Интеллектуальная компонента обучения была минимальной – обучение чтению и письму, в остальном основой спартанской школы воспитания являлись беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Основная заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основу для формирования теории и практики обучения молодежи, многое из которой, хотя и в преобразованном виде, сохранилось и в наши дни. Например, можно считать, что вопросно-ответный метод Сократа и теоретические обобщения в разных областях знания заложили основы проблемного метода обучения, а спартанская методика воспитания, в плане приучения к труду в учебном процессе, выносливости и умения побеждать в суровых условиях, недопущение роскоши для обучающихся существует и сегодня в ряде школ и вузов, в частности в Великобритании.

Древний Рим,в отличие от Греции имел грамматический идеал образования. Занятия математикой здесь вытеснила другая идея – идея правового государства, гражданин которого должен был знать законы. Мусическое и гимнастическое воспитание заменили верховая езда, фехтование и плавание. Обучению в школе предшествовало семейное воспитание. Организация семьи была строго патриархальной. Отец – глава семьи в полном смысле слова владел жизнью детей. Отец же нес ответственность за воспитание детей перед общиной, при этом римляне часто брали на воспитание приемных детей, к которым относились так же как и к родным.

В Древнем Риме существовала смешанная культура и школы вели обучение как на латинском, так и на греческом языках. Школьное обучение можно разделить на три ступени: элементарная, грамматическая и риторская школа. В элементарной школе учили и мальчиков и девочек. Набор предметов был небольшим: законы Рима, чтение, письмо и счет. Основная идея элементарной школы - воспитать гражданина правового государства, такого, который в состоянии изучать и соблюдать законы. Именно с этой идеей связано женское начальное образование.

В грамматических школах обучали только мальчиков от 12 до 16 лет. Многие учителя повышенных школ состояли на государственной службе и их труд оплачивало государство. В Римской Империи установился устойчивый школьный канон, регламентировавший содержание образования он выделял девять основных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. Постепенно музыка и архитектура были отсеяны из числа обязательных дисциплин, что дало начало «семи свободным искусствам» - образовательному регламенту эпохи средневековья. Боэций разделил семь свободных искусств на две части: тривиум (грамматическая троица) состоял из грамматики, риторики и диалектики, а квадривиум (математическая четверица) – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Самой высокой ступенью римского образования стали риторские школы, предназначенные для детей аристократов. Основное их назначение состояло в обучении ораторскому искусству. В риторских школах преподавали, в основном государственные деятели, так как искусство говорить красиво и убедительно считалось необходимым атрибутом правителя. Преподавателями риторских школ были Марк Тулий Цицерон, Квинтилиан и другие.

Читайте также:

lektsia.com

3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Рим, по преданию, был основан в 752 г. До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны.В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

4.Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан).

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.

-Сократ — философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), он был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педагогических воззрениях.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ — философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.

-Платон — философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей — вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны.

Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов.

С 3 до 6 лет - под руковолством назначенных гос-вом воспитательниц занимаются на площадках играми.

С 7 до 12 лет - посещают гос. школу, где обучаются чтению, письму, счёту, музыке и пению.

С 12 до 16 лет - школу физ.воспитания - палестру. После неё юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию.

С 18 до 20 лет - эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка.

20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами.

Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Платон считает, что воспитание женщин должно быть подобным тому, как это было в Спарте.

-Аристотель, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В противоположность своему учителю Платону, разделившему мир на мир идей и мир явлений, Аристотель признал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей.

Весьма важно, что Аристотель указал на единство формы и содержания и выдвинул идею развития.

В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души:

*растительная

*животная

*разумная

Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой.

-Демокрит - философ-материалист, создатель атомистической теории.н много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» — это только выдумка, воображение людей.Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

-Квинтиллиан.

Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд "О воспитании оратора", в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.

Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

От 5 до 7 лет - подготовка к школе (как Аристотель) Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Квинтиллиан считал, что будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию.

studfiles.net

Философско-педагогические идеи античных философов

Говоря о развитии философии образования в этот период, следует отметить, что среди первых выдающихся философов было немало выходцев из Древней Эллады. Педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Одним из первых в этом ряду стоит Пифагор (6 век до н.э.), который оставил своеобразный свод правил нравственного и дидактического содержания («Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно»., «Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика»).

Другой выдающийся философ Древней Греции Гераклит (520-460 гг. до н.э.) высказал основополагающие педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека («всем людям дано познать самих себя и быть целомудренными»), о разуме и чувствах как орудиях познания, о разуме как о главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не факты («мудрость в том, чтобы знать все как одно», «многознание уму не научает») и др.

Много времени изучению проблем воспитания уделял Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории философско-педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов он сводил к соединению и разложению атомов. Душа в его представлениях также состоит из атомов и есть их временное соединение. Такими взглядами Демокрит подрывал устои существовавших в то время религиозных представлений: отвергалась идея бессмертия души, а греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы. Материалистическая теория познания Демокрита, определяет значение ощущений и разума (теоретического мышления) в познавательной деятельности человека. Согласно этой теории началом знания являются ощущения, а истина постигается разумом, который свои доказательства берет из ощущений.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое он отождествлял с обучением и упражнениями. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”; “Больше людей становятся хорошими скорее благодаря упражнению, чем от природы”; “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”; «Воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». По его мнению, процесс воспитания и обучения представляет собой тяжелый, но благодарный труд, который преобразует природу человека.

Огромную роль в воспитании Демокрит придавал социальной среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию «убеждением и доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике..., ни способности стыдиться». Демокрит считал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта («Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем.., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума»). В связи с этим нравственным он считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли существовавшего в те времена знания: известны его труды по философии, педагогике, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству. «Первый энциклопедический ум среди греков» - так назвал его К. Маркс.

Нельзя не сказать и о педагогических идеях ученых-софистов. Софисты, т.е. мудрецы, были, чуть ли не первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за определенное вознаграждение. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. Затем к ним были добавлены арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную «эн-киклос - пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась прообразом программы «семи свободных искусств» являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени.

Среди крупнейших представителей философии софистов можно назвать Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Педагогические идеи Сократа объединялись общим тезисом о том, что главной жизненной целью человека должно быть нравственное самосовершенствование. Сократ является одним из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем наводящих вопросов – так называемого сократического метода. В связи с этим главным дидактическим достижением Сократа традиционно считают майэвтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Кроме того, Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Среди наиболее известных учеников Сократа обычно выделяют Платона, который сыграл важную роль в развитии педагогической мысли Античности. Именно Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение.

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Педагогическая проблематика отражена в таких известных работах как «Диалоги», «Государство» и «Законы».

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между четырьмя категориями свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа - живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Люди, имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые две категории - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок. Функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины».

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание, и что именно они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя.

Одновременно с этим Платон считал, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства. Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством. Тем самым в работе «Государство» Платон предложил развернутую программу воспитания, базирующуюся на философской основе, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Необходимо также отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека («В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, его будущий путь»). Однако он отмечал, что воспитание не является всесильным способом формирования личности и любое педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. В соответствии с этим, воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций, обеспечивая тем самым постепенное восхождение к миру идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником («платоническая любовь»). Платон был одним из первых, кто полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (сегодня это называется дифференцированным подходом в образовании сообразно призванию человека и общественным потребностям): «Пусть он (воспитатель) пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства». Хотя Платон и не оставил специальных трактатов по воспитанию, его идеи оказали огромное влияние на педагогические мысли европейской цивилизации (в учениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье, Ж..-Ж.. Руссо).

Помимо теоретической деятельности Платон занимался и практической. В частности он основал в Афинах философскую школу под названием «Академия», где осуществлял преподавательскую деятельность.

Ученик и соратник Платона Аристотель в своих философских и педагогических трудах сначала развивал идеи учителя, однако, довольно быстро разошелся с ним во взглядах, не приняв его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей («Платон мне друг, но истина дороже»). Оставшись на позициях объективного идеализма, Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. «Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы. Так, медь - вещество, а медный шар - предмет определенной формы (вещь)». Точно также душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается под влиянием внутренних, а не внешних сил. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: 1) растительной, которая проявляется в питании и размножении; 2) животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях и 3) разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность волевого подчинения себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания - физическую, нравственную и умственную, составляющие одно целое. Цель воспитания Аристотель видел в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие разумно- волевой стороны. В связи с этим он полагал необходимым сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираясь на принятое в народе деление времени в соответствии с лунным календарем «по седьмицам», он выделил в процессе воспитания три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 лет и с 14 до 21 года, указав при этом на особенности каждого возраста и определив цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

Наиболее полно взгляды Аристотеля на общественное, государственное воспитание и образование изложены в трактате «Политика». Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство в рамках государственных школ (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан - забота государственная: «Не следует думать, будто каждый гражданин - сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом». Аристотель отводил воспитателям самую высокую позицию в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». В школах дети прежде всего должны попадать к учителям гимнастики, которые в ходе физического воспитания осуществляют «заботу о теле». Гимнастика, по мнению Аристотеля, приводит организм ребенка в готовность для трудового процесса усвоения знаний. Только после этого следует «заботиться о духе», обучая детей чтению, письму, счету, рисованию и музыке. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству эстетического и нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители. В более старшем возрасте юношам следует изучать литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Таким образом, Аристотель заложил предпосылки теоретического осмысления бытия и воспитания, а также обучения, как части бытия. Аристотель, как и его учитель, занимался практической педагогической деятельностью, являясь создателем философской школы Ликей. Идеи Аристотеля, как и Платона, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философских и педагогических мыслей.

Становление философск0 - педагогических идей в Древнем Риме происходило под сильным влиянием греческих традиций. Одним из первых представителей римского просвещения был Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). Опираясь на греческие каноны он первым составил римскую риторику. Его педагогические идеи во многом касались продолжения римской традиции домашнего (семейного) воспитания.

По мнению другого известного римского мыслителя и политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.), «полноценного образования достойны немногие, большинство же нуждается, прежде всего, в хлебе и зрелищах». Под влиянием греческой философской мысли Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, похоть, жадность, помутнение разума. Но в противовес этому у человека есть силы, препятствующие его гибели: разум и чувство благоразумия. Поощрять же развитие таких сил, по мнению Цицерона должна, прежде всего, семья.

Своего расцвета римская философия и педагогическая мысль достигла в 1-2 вв. н.э. По мнению известного римского философа, политика и писателя Сенеки (4- 65 гг. н.э.) образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность («Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»). Существующая же школьная система воспитывает «ум, но не душу». Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и в «Нравственных письмах к Луцилию». Отдавая приоритет нравственному воспитанию личности, Сенека негативно относился к программе «семи свободных искусств». Он писал: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных искусствах и науках. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги… Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?»

Среди других крупных мыслителей той же эпохи, занимавшихся вопросами воспитания и обучения следует назвать Квинтилиана (42 – 118 гг. н.э.). Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. Квинтиллиан считал, что образование должно быть полезно обществу, и отдавал предпочтение школьному обучению («свет хорошей школы лучше одиночества семьи»). На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд “О воспитании оратора”, в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.

Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природного, биологического начала в процессе развития человека. Он высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить уровень способностей (первые признаки ума маленьких детей - быстрое и меткое восприятие и долгое удержание в памяти приобретенного опыта, способность к подражанию). Вместе с тем он полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого и подчеркивал его преобразующую роль.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где детей допускали на пиршества, в результате чего они становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное, и это следует учитывать при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. В этом возрасте он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть наград.

Римский педагог разработал целую систему методических советов по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении принципов систематичности и последовательности в обучении. «Учить надо не многому, но основательно» - писал Квинтилиан. Он отмечал, что будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики, поэтому все это нужно начинать развивать еще в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, затем разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, античная греко-римская культура и образование оказали сильное влияние на племена, проживавшие в Западной, Восточной и Центральной Европе, а также в Северном Причерноморье (скифы). В 6-9 вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые применяли греческий и латинский алфавит.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие принципы лежали в основе воспитательного процесса в Древней Греции и Риме? Проведите сравнительный анализ;

2. Какие изменения произошли в системе греческого образования в период 3-1- до н.э.?

3. Проведите сравнительный анализ форм обучения в Древней Греции и Риме;

4. Расскажите о педагогических взглядах древнегреческих и древнеримских философов;

 

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в. до н.э.)

Тема 2. Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах;

Тема 3. Пифагорейская школа: проблема гармонизации и совершенствования общества и человека;

Тема 4. Развивающий потенциал философии Сократа;

Тема 5. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей.

5rik.ru