Особенности предфилософии древнего китая. 46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 4. Философия Древнего Китая. Особенности предфилософии древнего китая


Предфилософия древнего китая

Количество просмотров публикации Предфилософия древнего китая - 887

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) – Чжаньго (V–III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах˸ ʼʼКнига песенʼʼ, ʼʼКнига историиʼʼ, ʼʼКнига переменʼʼ, ʼʼКнига обрядовʼʼ и др. Размещено на реф.рфДля мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного ʼʼянʼʼ и земного ʼʼиньʼʼ. Именно они учредили порядок на Земле. В ʼʼКниге историиʼʼ говорится о 5 началах мира˸ воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о 5 явлениях природы˸ дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причинои̌ зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище, поведении, ритуале. Основными философскими школами Древнего Китая считаются˸ конфуцианство, моизм и даосизм. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы, ставший известным в Европе как Конфуциус (Конфуций). Кун Фу-цзы родился в царстве Лу в 551 г. до н. э., когда отец его, правивший в Лу уездом Цзоу, был очень стар, а мать молода; умер он в 479 г. до н. э. Конфуций происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. Это не могло не сказаться на ᴇᴦο учении, которое сочетает в себе элементы нового с элементами старины. Сам Конфуций рассказывает о себе, что в детстве он жил бедно и ему пришлось научиться многому тому, что не имеет цены в том обществе, в котором он жил (Конфуцию приходилось быть и пастухом, и сторожем), что в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе, в 30 – обрел самостоятельность, в 40 – освободился от сомнений, в 50 – познал волю неба, в 60 – научился отличать правду от неправды, в 70 – стал следовать желаниям своего сердца, при этом не нарушая ритуала. Главное ᴇᴦο сочинение – ʼʼБеседы и сужденияʼʼ. В центре учения – нравственные ценности и искусство управления государством. Высшую моральную заповедь Конфуций сформулировал так˸ ʼʼНе делай другим того, что не желаешь себеʼʼ. Основные этические понятия, составляющие правильный путь, – дао – суть человеколюбие (жэнь), ʼʼзолотая серединаʼʼ (чжун юн), взаимность, сыновья почтительность к родителям. Этика конфуцианства основывается на принципе ʼʼзолотой серединыʼʼ, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить. Преследования и убийство инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. По ᴇᴦο мнению, благородный муж не должна быть алчным, жадным и жестоким. Благородный муж поступает так, как велит долг, думает о морали, о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду. 8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Умер он в конце IV в. до н. э. О жизни Мо-Цзы почти ничего не известно. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Жизнь человека определяется ᴇᴦο свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убежденными противниками войн, они были первыми пацифистами. Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы – это все равно, что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства. Даосизм. Основателем даосизма считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). На первом плане в философии даосизма стоят онтологические проблемы. В корне мировоззрения даосистов лежит дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря чему дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосов выражен в концепции У-вей (недеяние) и направлен против конфуцианства. У-вей означало подчинение естественному ходу вещей, приводящее к свободе и счастью. Цель поведения – уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносно бездействие, остальное – суета. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао, народу известен лишь факт ᴇᴦο существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как непросвещенным народом легче управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Даосы – сторонники мира. Путь дао – путь мира. Когда в стране существует дао – лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао – боевые кони пасутся в окрестностях. Ведь хорошее войско – средство, порождающее несчастье. Стремясь к миру, совершенно мудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну первым. В трактате дается образ умного невоинственного полководца, который, победив, не прославляет себя. Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей. Напротив, победу следует отмечать похоронной процессией.

referatwork.ru

Предфилософия Древнего Китая

Философия Предфилософия Древнего Китая

Количество просмотров публикации Предфилософия Древнего Китая - 415

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Предфилософия Древнего Китая
Рубрика (тематическая категория) Философия

Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы общественного сознания (религия, мифология, философия) (т.е. разный удельный вес). Постепенно в данном триединстве стала преобладать философия, и тогда предфилософия стала философией, но и в философии остались зачатки религиозного и мифологического мышления. Первая форма классической философии в Европе – античная философия, но в ней зачатки мифологического мышления весьма сильны (Платон “Диалоги”). У всех народов, где сформировалась классическая философия, была предфилософия˸

- Древняя Греция – Гомер, Гесиод;

- Древний Китай;

- Древний Египет;

- Древняя Индия.

Черты прдфилософии Древнего Китая˸

1. Человек интересует как частица социума, фрагмент социальных связей;

2. Философы не проникали в мир человека. Главное – выполнение социальных функций, успешность осуществления своего амплуа, соответствие человека определённой социальной ячейке. Человек полностью растворяется в социальных функциях.

3. Человек рассматривается в чисто социальном аспекте, игнорируются внутренние биологические особенности.

Предфилософия Древнего Китая - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предфилософия Древнего Китая" 2014, 2015-2016.

Читайте также

  • - Предфилософия Древнего Китая

    Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы общественного сознания (религия, мифология, философия) (т.е. разный удельный... [читать подробнее].

  • - Предфилософия древнего китая

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) – Чжаньго (V–III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Истоки китайской философии- мифология нумерология предфилософия

    Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

    1. Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия.

    Как и в Древней Индии, в Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура имеет свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов (учёных-китаеведов), в Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что её не было совсем. Точнее, она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, особенно ярко выраженная в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной комментаторской литературе.

    Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Её суть – символизация пространственно-числовых структур, по-китайски – сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда именуют нумерологией.

    В остальном становление философии в Древнем Китае во многом соответствует генезису древней индийской философии. Экономический подъём, появление денег и частной собственности стимулировали разложение традиционных родообщинных отношений, что сопровождалось трансформацией привычной схемы социально-экономических отношений. Параллельно происходит развитие наук – математики, медицины, астрологии и др. Все эти процессы требовали выработки новых моделей миропонимания, новых ориентиров и ценностных установок. Как и в Индии, в Китае первыми философами были странствующие мудрецы, отшельники и аскеты.

    Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие» («Уцзин»). К нему относились «Книга песен» («Шицзин»), «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга обрядов» («Лицзин»), летопись («Чуньцю»). К «Пятикнижию» примыкали «Сицы чжуань» – комментарий к «Ицзин», историческая рукопись «Цзо чжуань» и др.

    В предфилософской  литературе поднимается множество различных вопросов. Отметим некоторые из них.

    Вопрос о происхождении зла: от кого оно – от Бога или от человека? Авторы «Уцзин» склонны видеть причину зла в человеке («зависят распри только от людей») и оправдывать Бога. В «Шуцзин» рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – ян и инь. Понятия эти многозначные и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Но в древней предфилософии они ещё не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «приземлёно» – как силы света и тьмы, тепла и холода, жёсткости и мягкости, как мужское и женское начала.

    На раннем этапе, до появления «ста школ» китайской философии, формируется и представление о дао, которое можно считать одним из краеугольных понятий всей китайской философии. Пока же дао понимается как «путь», естественный ход вещей или безличный мировой закон, властвующий над природой и обществом.

    Значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципы жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский аспект. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба, властей, родителей, старшего брата и умерших. «Цзо чжуань» указывает: «Ритуал [основан на] постоянстве [движения] неба, порядке [явлений] на земле и поведении народа». «Ритуал – это устои [в отношениях] верхов и низов». «Он даёт жизнь народу».

    Уже в ранних мифологических источниках происходит попытка объяснения возникновения человека. Его прародитель – сверхъестественный божественный проточеловек Паньгу создаёт небо и землю. После его смерти из частей тела возникают космические объекты (звёзды, Солнце, Луна) и явления природы (ветер, гром, облака, молнии и т.д.). Люди произошли от паразитов, которые по неизвестным причинам появились на теле божественного проточеловека.

    2. Периодизация китайской философии.

    Среди специалистов не сложилось пока общего мнения относительно принципов периодизации китайской философии. Используются различные принципы: историко-политический (соотнесение этапов развития философии с правлением определённых династий или историческим периодом), историко-философский – периодизация по развитию основных школ (раннее конфуцианство, официальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство и т.д.) и другие.

    Мы возьмём за основу европейскую линейную схему, но естественно, с соответствующей корреляцией хронологии культурно-исторических этапов.  

    1. Период древней китайской философии (XI–III вв. до н.э.). В этот период (правление династии Чжоу) происходит формирование мифологической и предфилософской базы (примерно до VI в. до н.э.), становление (VI–V вв. до н.э.) и расцвет (эпоха Чжань-го – «борющихся царств» – V–III вв. до н.э.) основных школ («сто школ») древней китайской философии.

    2. Средневековый период (III в. до н.э. – XIX в.). Упадок философии во время империи Цинь (III в. до н.э.). Восстановление философских традиций и возведение конфуцианства на уровень государственной идеологии (II в. до н.э.). Развитие основных философских школ (кроме моизма и школы имён, которые погибли) без значительных новаций (после II в. до н.э. вплоть до середины XIX в.). Взаимовлияние школ: конфуцианство и легизм, даосизм и буддизм и др.

    3. Новый период китайской философии (середина XIX в. – 1919 г.).

    4. Новейший период китайской философии (с 1919 г. до настоящего времени).

    3. Обзор философских школ Древнего Китая.

    В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы.

    1. Натурфилософская школа (инь-ян-цзя). Главный представитель – Цзоу Янь.

    2. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций).

    3. Моизм (мо-цзя). Основатель – Мо-цзы.

    4. Школа имён (мин цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун.

    5. Школа закона (фа-цзя, или, по-европейски – легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фей-цзы, Ли Сы.

    6. Даосизм (дао де цзя). Основатель – Лао-цзы.

    7. Школа дипломатов (цзун хэн цзя). 8. Школа эклектиков (цза цзя). 9. Школа аграрников (нун цзя).   10. Школа литераторов (сяо шо цзя).

    Среди историков китайской философии существует мнение, что идеи «ста школ» китайской философии, в конечном счете, восходят к трём основным традициям: 1) мантике, нумерологии и философии «Книги перемен», 2) даосизму, 3) конфуцианству.

    4. Общие черты китайской философии.

    Китайская философия специфичная и значительно отличается не только от европейской, но даже и от достаточно близкой ей географически индийской философии. Несмотря на это, китайская мысль в рамках указанных школ имеет полное право именоваться философской мыслью. Даже нумерологическая философия имеет тесную связь с рациональностью как типом мировосприятия, хотя это рациональность особого, не всегда понятного европейцам рода.

    Итак, важнейшие особенности китайской философской мысли:

    1). Сильный традиционализм в культуре, который отражается и на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала – как религиозного, так и светского.

    2). Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории).

    3). Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения.

    4). Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая инь, триграммы, гексаграммы, «пять на пять агентов движения» (у син), смысловые узоры спирали дао (вэнь ли) и т.д.).

    5). Слабое развитие логики.

    6). Малая системность, как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой.

    7). Дао – исток и центральное понятие древней китайской философии.

    8). Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии.

    9). Преобладание идеализма над материализмом.

    5. Некоторые основополагающие понятия китайской философии.

    Дао (буквально «путь») – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон, б) естественный, природный ход вещей, в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей,        г) символ высшей космической гармонии.

    Дэ – понятие, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущности, дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ» – это совершенномудрый (шэнжэнь).

    Жэнь – основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь – это «спокойно-самодостаточная» любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.

    И – «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле «и» – это моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

    Инь – ян – парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. «Инь – ян» – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма – свет, движение – покой, земное – небесное, холод – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т.д.

    Ли – «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного.

    Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект.

    Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли.

    Тянь – Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», но и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесёт наказание».

    У-син – пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

    Увэй («недеяние») – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее, действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью.

    Ци – буквально «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – это духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления – космологического, антропологического и психологического.

    Цзюнь-цзы – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожень), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.

    6. Даосизм. Основные идеи.

    Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.) – буквально «престарелый учитель». Собственное имя – Ли Эр (?). До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные приверженцы даосизма: Ле-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу (приблизительно V–IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV–III вв. до н.э.) и др. Наиболее значительные произведения: «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»), «Ле-цзы», «Чжуан-цзы», «Хуайнань-цзы», «Хутайнань-цзы».

    Даосизм – вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и моисты.

    Центральная категория даосизма – дао. Здесь «дао» становится многозначным мировоззренческим понятием. Дао – начало и конец всех вещей, их первооснова, а также всекосмический закон. Иногда дао трактуется как субстанция всех вещей – т.е. то, что лежит в их основе и составляет изначально глубинную сущность. Дао «существует [вечно], подобно нескончаемой нити». Дао существует само по себе, оно не является творением, так как даже «предшествует небесному владыке».

    Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. «Дао бестелесно». «Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы». Или: «Дао постоянно осуществляет недеяние». «Однако нет ничего такого, что бы оно ни делало». Кроме того, в «Дао дэ цзин» говорится о двойственности дао – есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно – причина мироздания и «матерь Поднебесной». Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно может содержать в себе прообразы вещей, которые «вскармливает» (оформляет?) дэ – другое трансформированное состояние изначального дао.

    В определённом смысле «безымянное дао» может соответствовать небытию, которое порождает бытие – «дао с именем». Вообще в древнем китайском языке глагол «быть» не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, на наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия «бытие» и некоторых аспектов термина «дао».

    Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определённое мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно понять. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических способностей человека всё же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.

    В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

    Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ – совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе. Он «не борется, но умеет побеждать». Даосы не принимают этические идеалы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути «Дао». Вернуть к нему Поднебесную (Китайскую империю) с тупиковой дороги цивилизации – главная социальная цель Лао-цзы и его последователей.

    Справедливая критика даосами цивилизации, приводящей людей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер. «Трудно управлять народом, когда у него много знаний». «Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма».

    Принцип увэй распространялся и на управление государством. Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению, тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно Дао. Позитивное здесь, например, то, что путь «Дао» не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие.

    В познании выделяются два пути. Первый, высший связан с постижением «безымянного Дао». Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с «Дао, обладающим именем». Это познание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишённая эмпиризма, отличалась символичностью, нумерологичностью и мистицизмом.

    Во II–III вв. даосизм разделяется на два течения: философское (Дао цзя) и религиозное (Дао цзяо). Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трёх (другие два – это конфуцианство и чань-буддизм) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьянские восстания в Поднебесной опирались на идеологию даосизма. В период с VIII по XVII вв. происходило формирование «Дао цзан» («Сокровищницы даосских писаний»), т.е. полного собрания сочинений сторонников даосизма. В него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.

    7. Конфуцианство. Основные идеи.

    Основатель этой философской школы – Кун Фу-цзы (VI–V вв. до н.э.). Чаще его называли Кун-цзы – учитель Кун, или в русской стилизации Конфуций. Он выходец из семьи обедневших аристократов и военных, прославившийся как талантливый педагог и политический деятель. Видные представители древнего конфуцианства – Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) и Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.). Основные источники – «Лунь юй» («Беседы и суждения») Конфуция, «Ли цзи», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы».

    Конфуцианство обращено преимущественно к социально-философским и этико-политическим проблемам. Человек здесь рассматривается как часть общества. Это первое важнейшее отличие конфуцианства от натуралистического даосизма. Второе заключается в отношении к прошлому. Конфуций тоже склонен к его идеализации. Но для него древний «золотой век», в котором всё существует согласно Дао (даосизм), не конечная, а исходная точка. Он воспринимается как прообраз будущего сильного государства, богатого и добродетельного общества.

    Исходное положение в философии Конфуция – идея Неба (Тянь) как высшей мироуправляющей силы. Оно совмещает в себе как духовные, так и природные начала. Небо определяет жизнь человека и всего общества. В этом смысле оно понимается как судьба или рок. Вместе с тем Небо поддерживает справедливость на Земле. Тут, следовательно, предполагается некий высший закон и его карающее действие. Понятие «Дао» для Конфуция не имеет такого широкого фундаментального значения как для Лао-цзы. У Конфуция, как правило, Дао означает нравственный закон.

    Конфуций разрабатывает модель совершенного человека («благородный муж» – цзюнь-цзы), который для простых смертных, «низших людей» (сяо жэнь) должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью постоянствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим».

    «Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель – представитель политической элиты – должен владеть пятью постоянствами. В этом, по мнению Конфуция, – секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает Конфуций, – убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

    Вообще же социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь – ставленник, «сын» Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и государь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все обязаны выполнять нормы ли – социального и религиозного ритуала, т.е. предписанные правила поведения. Тогда в обществе воцарится равновесие и справедливость.

    Важное место в конфуцианстве занимает вопрос о природе человека. Точка зрения Конфуция синологами (учёными-китаеведами) трактуется по-разному. Одни считают, что он подчёркивал врождённую склонность человека к добру. Другие, опираясь на некоторые высказывания учителя Куна, утверждают, что для него человеческая природа представлялась нейтральной к добру и злу. Возможно, поэтому последователи Конфуция не имели общего мнения по этому вопросу. Для Мэн-цзы человек изначально добр. Для Гао-цзы – нейтрален. Для Сюнь-цзы – зол.

    Оригинальный аспект учения Конфуция – исправление имён (чжэн мин). Логика здесь такова. С течением времени в природе и обществе всё изменяется. Эти изменения порой имеют негативный характер. Например, происходит рассогласование между изначальным и действительным назначением (ценностью, ролью, значением, местом и т.д.) вещей. Правитель превращается в правителя только по названию, а не по сути. Сын теряет своё сыновнее почтение к родителям и становится сыном только по имени. Поэтому всё время от времени нужно приводить в норму. Правитель должен быть настоящим правителем. Сын должен быть сыном и т.д.

    Методология познания у Конфуция и конфуцианцев – яркий пример гносеологических особенностей китайского менталитета. Проникновение в истину для китайцев – это постижение порядка, построение структуры, геометрической схемы, классификация, перечисление, разложение по таблицам, рядам и клеточкам. Кроме того, если девиз западной философии – «сомнение и свободное размышление», то для китайской философии, в большинстве своём – это «обучение и повторение изученного» (Конфуций). Неудивительно, что из подобных установок вытекают мало понятные европейцам суждения: «Мудрый не испытывает сомнений», «Больше слушать, не придавая значения сомнениям», «Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему, наблюдаю многое и держу всё в памяти – это и есть [метод] постижения знаний». Конфуцианское познание, таким образом, во многом обращено к усвоению традиции, уже известного, а не к открытию нового. На это указывают и три наиболее значимых термина (сюэ, чжи, сы), применявшихся для описания познавательной деятельности. Все они, так или иначе, обращены к рефлексии, осведомлённости, размышлению, усвоению традиционного знания. Вместе с тем Конфуций допускал и врождённое знание. Но оно, по его мнению, бывает крайне редко. Такие люди «стоят выше всех». Остальные должны обучаться и размышлять. Размышлению придавалось не меньшее значение, чем обучению.

    После смерти учителя Куна постепенно возникло множество философских школ его последователей. Самые значительные из них: школа Мэн-цзы, оцениваемая как идеалистическая, и школа Сюнь-цзы, считающаяся материалистической. Конфуцианство не раз переживало и падения, и взлёты. Первый удар нанёс император Цинь Шихуанди в III в. до н.э., по подсказке советника Ли Сю. Началось массовое сожжение неугодных книг, в том числе и конфуцианских. Их читателей кастрировали. Философов топили в нечистотах. Конфуция приговорили к посмертной публичной казни. Но идеи бессмертны. Во II в. до н.э. император У-ди провозглашает конфуцианство государственной идеологией Поднебесной. Второе открытое нападение государственной власти на конфуцианство произошло две тысячи лет спустя – во время «Великой пролетарской культурной революции» (1972–1976). Хунвэйбины призывали «Бить Конфуция, как крысу, перебегающую улицу». Но мракобесие опять проиграло. С конца 70-х годов ХХ в. в Китайской Народной Республике началась переоценка культурного и исторического наследия. Конфуций был реабилитирован.

         Сост.: Ткачева Е. Б.

               Март 2007 г.

    ] постижения знаний»

    samzan.ru

    ТЕМА 4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ КИТАЯ

    Например, говорится, что «небо создало пять первоначал» (цит.

    по 1,9).

    I Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «даоч> («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и людл.«Дао»—икосмический, и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» — «почтительность», «церемониал», «ритуал», «сяо» — почитание родителей, «ди» — почитание старшего брата/О ритуале уже говорилось. Почитание родителей означало 1т**Культ предков, и почитание властей— для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Почитание старшего брата имело то веское основание, что именно старший брат был единственным наследником в семье, и это почитание предупреждало возможные конфликты в семьях, оно же означало почитание вообще старшие младшими.

    ^Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже в шан-иньскийпериод умели считать до 30 000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.

    Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо. В частности, древнекитайская математика была лишена доказательств, и она так и не достигла уровня дедуктивной науки, как это произошло в те же века в Древней Греции. Это не могло не сказаться на уровне древнекитайской философии.

    Особенности древнекитайской философии. Школы. Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона («фа-цзя»),по-европейски— легизм, 4) даосизм,

    5)школа«ннь-ян»(натурфилософы), 6) школа имен («мин цзя»). При этом в большинстве школ преобладала практическая фи-

    лософия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания полн- тико-этическнхучений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например пз даосизма — наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рациопализировашшеть древнекитайской философии. Сам древнекитайский

    studfiles.net

    периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

    Периодизация истории китайской философии. Китайская философия сложилась в VII - VI вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) и "Книги перемен" (VIII - IV вв. до н.э.).

    Относительно древнего периода развития китайской философии у исследователей нет принципиальных разногласий. Он устанавливается в рамках VII - III вв. до н.э.

    В китайской философии рождаются два основных направления – даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение "Книги перемен".

    Каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве философия называется хаосюэ, Дословно хаосюэ, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. Учение "Книги перемен" вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии.

    Мифологические истоки. Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

    Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

    Другой особенностью китайской мифологии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

    Следующей отличительной особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.

    Мифологическая форма мышления просуществовала до I тысячелетия до н. э. Формирующиеся философские представления во многом использовали понятия мифов.

    Исторический период VIII—VI века до н.э. можно считать периодом предфилософии, когда совершался переход от мифологических представлений о мире к философии. Представления древних китайцев о мире, обществе и человеке изложены в исторических памятниках «И-цзин» («Книга перемен») и «Ши-цзин» («Книга песен»). В этих книгах - истоки позднейших философских учений о «первостихиях» мира, о силах «инь» и «ян», о Небе и Дао.

    Ценнейшим источником древнекитайской философии является “Книга Перемен” (И Цзин),которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. В “Книге Перемен” представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Этот процесс описан с помощью графической и иероглифической частей. Основу графики образуют целая черта ян -- и прерванная черта инь - - (в числовом выражении это соответственно девятка и вообще нечет, шестерка и вообще чет). Ян и инь составляют генетическую диаду и символизируют любые противоположности: Небо и Землю, Солнце и Луну, мужское и женское начала и т.д. Графическая часть “Перемен” состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Иероглифическая часть "Книги перемен" состоит из названий гексаграмм, афоризмов к каждой гексаграмме в целом, афоризмов к каждой черте 64 гексаграмм и комментариев

    Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

    studfiles.net

    Глава 1. Предфилософия. Философия Древнего Китая

    Философия Древнего Китая

    Китай являет собой цивилизацию особого типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца - его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

    Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

    В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао» (основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. философия китай конфуцианство буддизм

    Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

    Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

    fil.bobrodobro.ru

    Тема 4. Философия Древнего Китая — МегаЛекции

    УТВЕРЖДАЮ

    Ректор БГУ

    ________________ В.И.Стражев

    (подпись) (И.О.Фамилия)

    ____________________

    (дата утверждения)

    Регистрационный № УД-______/уч.

    Философия Древнего Востока

    Учебная программа для специальности:

    Философия»

     

     

    Срок действия учебной программы – до 2011г.

     

     

       
    СОГЛАСОВАНО Председатель УМО вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня (подпись) (И.О.Фамилия) ________________________ (дата)  

     

       

     

     

    2008 г.

     

    Составители:

    Т.Г. Румянцева, доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры БГУ

     

    Рецензенты:

    М.А. Можейко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств

    И.А. Медведева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки БГУ

     

    РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

    Кафедрой философии культуры БГУ

    (протокол № 8 от 16.05.2008г.)

     

    Научно-методическим советом БГУ

    (протокол № 4 от 22.05.2008г.)

    Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям

    учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

    (протокол № 4 от 25.06.2008г.)

     

     

    Ответственный за выпуск: Т.Г. Румянцева

     

     

     

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Учебная программа по дисциплине «Философия Древнего Востока» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия». В ней рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке. В процессе изучения данного курса студенты знакомятся также с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая и Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов.

    Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология».

    Цель курса:

    · Ознакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философии Древнего Востока.

    Задачи курса:

    · выявить главные предпосылки формирования философской мысли Древнего Востока, ее взаимосвязь с западноевропейской философской мыслью;

    · изучить наиболее значимые тексты, репрезентирующие основные идеи философии Древнего Востока;

    · раскрыть степень актуальности философского наследия Древнего Востока в контексте современной культуры;

    · сформировать у студентов навыки философского анализа прочтения философских текстов.

    В результате изучения курса студенты должны знать:

    · важнейшие направления и школы развития философской мысли Древнего Китая и Индии;

    · основные идеи ключевых персоналийфилософии Древнего Востока.

    В результате изучения курса студенты должны уметь:

    · объяснять специфику взаимодействия религиозно-мифологического и философского мышления в культуре древнеиндийской и древнекитайской философии;

    · эксплицировать значение и содержание важнейших концептов философии Древнего Востока.

    На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 166 часов, из них 68 часов ­– аудиторные, которые примерно распределяются по следующим видам учебных занятий.

     

    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     

    Наименование темы Лекции Сем. КСР Всего
    1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы    
    2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада      
    3. Предфилософия в религиях и мифологии стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран    
    4. Философия Древнего Китая  
    5. Философия Древней Индии  
    6. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии     Всего:            

     

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     

    Тема 1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы

    Понятия «Восток» и «Запад». Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада», ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».

     

    Тема 2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада

    Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тысячелетиях до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока в условиях «века бронзы». Сравнительный анализ азиатского и античного способов производства и присущих им духовных форм. Появление первых философских учений в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфика древневосточной философии: ее тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм.

     

    Тема 3. Предфилософия в религиях и мифологии

    Стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран)

    Особенности первых классовых обществ на Ближнем Востоке. Достижения народов Египта и Вавилонии в области материальной и духовной культуры. Жрецы и их роль в развитии духовной жизни общества. Появление письменности и возникновение специальных научных знаний. Зарождение математики, достижения вавилонской и египетской астрономии и астрологии. Основные мифы Египта и Вавилонии. Понятие предфилософии и ее элементы в вавилонской и египетской литературе. Теокосмическая поэма «Энума-Элиш». Появление скептических представлений о посмертной судьбе человека в «Эпосе о Гильгамеше», «Поэме о страдающем праведнике», «Песне арфиста», «Беседе господина и раба».

    Мифология Ирана и элементы предфилософии в ней.

     

    Тема 4. Философия Древнего Китая

    Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Особенности древнекитайской истории и культуры: пространственная и хронологическая протяженность, обилие литературных памятников, иероглифическое письмо, отличные от европейских логика дискурса и стратегии смысла. Политическая напряженность истории Древнего Китая, определившая ряд особенностей китайской философии. Специфический характер религиозных верований и отношения китайцев к своим богам. Древнекитайская культура как культура Дао. Небо-Человек-Земля – три начала, лежащие в фундаменте этой культуры.

    Первые литературные памятники Древнего Китая: И цзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Шуцзин (Книга историй), Лицзи (книга обрядов), Чуньцю (Летопись). Древнекитайская мифология. Учение о силах «инь» и «ян» и пяти первостихиях, миф о сверхъестественном человеке Пань-гу. Возникновение древнекитайской философской мысли. «Золотой век» (5-3 вв. до н.э.) этой философии и ее классические школы: конфуцианство (школа «служилых людей»), даосизм, легизм (школа «законников»), моисты, натурфилософы. Специфика древнекитайской философии: утилитарно-практический характер разбираемых здесь проблем; ориентация на социально-политические, государственно-административные и этические вопросы; отсутствие взаимодействия между философским и естественнонаучным знанием; тесная связь философии с мифологией; использование нумерологии в качестве одного из главных методов составления и структурирования текста.

    Конфуций (Кун-цзы, около 551 – 479 до н.э.) и его эпоха. Образ мудреца в китайской традиции. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность, соблюдение ритуала (ли). Учение об «исправлении имен» (чжэнмин). Понятие о «благородном муже» (цзюньцзы) как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством. Последователи Конфуция – Мэн Цзы (около 372-289 гг. до н.э.), Сюн Цзы (около 313-238 гг. до н.э.). Неоконфуцианство – Чжу Си (ХII век), Ван Янмин (1427-1529). Постконфуцианство как результат усвоения идей западной цивилизации (20-е гг. ХХ века). Конфуцианство и его роль в современном Китае.

    Натурфилософия (инь-ян-цзя) IV-III вв. до н.э. Главный текст китайских натурфилософов «И цзин» и его основные идеи.

    Легизм (фа-цзя) – IV-II вв. до н.э. об управлении обществом и государством. Первенство принципа «фа» (закона) в легизме. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений морально-общественной и политической мысли Древнего Китая.

    Философский даосизм (дао-цзя) и его место в истории становления даосской традиции. Основные этапы развития даосизма. «Лао-цзы», «Чжуан-цзы» и «Даодэцзин» – важнейшие документы даосской мысли. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Дао как изначальная первосубстанция, первооснова всего сущего; Дао тайное («истинное») и Дао проявленное. Конфуцианское и даосское понимание Дао. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Даодэцзин». Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (у-вэй) как критерий единения с Дао.

    Синтез и взаимовлияние конфуцианства и даосизма. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая.

    megalektsii.ru