Особенности культуры древнего китая. Характерные особенности культуры Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Китая и его самобытные черты. Особенности культуры древнего китая


6. Своеобразие культуры древнего Китая.

Наличие общих черт в культурах ранних цивилизаций породило близкое по сути миросознание людей древнейших цивилизаций, вместе с тем каждая из рассматриваемых культур имела специфику. В китайской культуре она во многом определялась значимостью ритуала того феномена, который на уровне обыденного сознания получил название «китайские церемонии». В каждой культуре традиции и передаваемые ими стереотипы поведения играют важную роль, но в Китае они выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Здравомыслящий китаец не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать.

Как и у других народов, первоначально у китайцев было множество богов, но со временем на первый план вышел Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, первопредок-тотем. В отличие от подобных представлений у других народов, в Китае Шанди прежде всего - первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа, а не бог. Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа реальных предков клановых и семейных.

В середине I тыс. до н. э. культ Шанди был потеснен культом безлично-натуралистического Неба. Китайский император стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной (этот титул и название страны сохранились до XX в.). Культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический аспект – Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественной космической силе Неба. Олицетворение с Небом означало принятие на себя правителем ответственности за весь окружающий мир и его порядок. Всеобщее чувство народа, трактовавшегося глашатаем воли Неба, воспринималось древними китайцами самым точным проявлением верховной справедливости небес. Одновременно космически санкционированный коллективизм начисто исключал из культуры индивидуализм и личностное начало.

Еще одной характерной чертой культуры Китая является доверчивость к миру природы, мудрости природы. В представлении китайцев мир природы – это мир гармонии, где нет места враждебности, где существует тождество противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, где все различия относительны. Мир совершенен изначально, поэтому не нужно его переделывать, лучше уподобиться природе, чтобы не нарушать гармонию. В основе гармонии общества и природы лежала идея социального этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. Она поддерживалась философско-религиозными учениями – даосизмом и конфуцианством.

Творцом даосизма считается Лао-цзы (Старый мудрец). Он автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. Он считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения – даосизм (иероглиф дао буквально переводится как «путь»).

Дао – это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий дао видит не одну лишь сторону вещей, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь – временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь. Дао – основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – дэ, это форма проявления дао в индивиде. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.

Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений, и потому непознаваем, непостижим обычным наблюдением. Зато в своей невидимой основе он покоен и доступен проницанию. Главное условие – не нарушить путь, не прийти в противоречие с мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Чтобы это произошло, необходимо разработать способ жизни в согласии с миром. «Естественность» и слияние с великим дао осуществляется через недеяние. Даосистское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной, нарочитой активности.

Таким образом, даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

Вторая основа китайской культуры – конфуцианство. Его создатель – Кун Фу-цзы, т. е. учитель Кун (родился около 551–479 гг. до н. э.). Наблюдение над бытом народа привело его к выводу, что общество поражено недугом (феодальная рознь, алчность, жестокость, праздность князей и т. д.), причины которого кроются в забвении традиций. Необходимо вернуться к дедовским обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно: каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать правила и каноны, тогда общество исцелится от своего недуга – в этом основа конфуцианской этико-социальной программы.

Конфуций составил модель идеального совершенного человека – «цзюнь-цзы». Важнейшие качества которого – гуманность (чжень) и чувство долга (и). Долг – это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя. Чувство долга обусловлено знанием и высшим принципом, а не расчетом. «Благородный человек» – это умозрительный социальный идеал, своеобразное звено между Небом и обществом. Но с ростом авторитета конфуцианства этот абстрактно-утопический идеал все более становится обязательным эталоном для подражания, усиливается стремление приблизиться к нему. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.). Вместе с тем превращение его в официальную догму существенно изменили конфуцианство – буква, внешняя сторона, подавила дух учения. Важно было не столько быть, сколько казаться – вот тогда и сложились эти нормы и стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемой должности, то, что получило название «китайских церемоний».

Отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, Конфуций сформулировал основные принципы социального порядка Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником», т. е. все в мире должно встать на свои места и все должны делать то, что им положено. Такой порядок вечен и незыблем. Общество должно иметь дуальную структуру, состоящую из верхов и низов. Критерий этого деления не знатность, не богатство, а знания и добродетель, приближение к идеалу. Формально открывался путь наверх для любого – гордость Конфуция. Но фактически была преграда – иероглифы, знать которые бедные не могли.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором – божества, на третьем – государь. Но народу свои собственные интересы не понятны, поэтому важна роль мудрых правителей.

Важная основа социального порядка, по Конфуцию – строгое повиновение старшим. Любой старший – отец, чиновник, государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младших. Государство – это большая семья, а семья – это малое государство. Авторитет старших покоится на культе предков – как мертвых, так и живых. Конфуцианство придало ему смысл символа социального порядка, превратив сыновью почтительность (сяо) в первейшую обязанность каждого китайца.

Семья, основанная на культе предков и сяо, признавалась сердцевиной общества. Интересы семьи были выше интересов отдельной личности, которая рассматривалась только как часть семьи. Ничего личного, чего бы не могла знать семья. Общее, а не личное – высшая ценность. Отсюда – постоянная тенденция к росту семьи, к совместному проживанию большого числа близких родственников. Символом кланового единства был родовой храм и могилы предков.

Постепенно конфуцианство сумело одержать верх и над даосизмом, и над пришедшим из Индии буддизмом, никогда полностью не вытесняя их. И это не случайно. Конфуцианство оказалось весьма удобным для управления огромной империей. Чиновничество видело в конфуцианстве возможность держать в подчинении народ и влиять на императора. Дело в том, что, опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат на право управления страной. Но если он отступал от принятых норм, то терял и право на мандат Неба. Император стал заложником конфуцианской социально-этической системы. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя и политику, и административную систему, и функцию верховного регулятора социальных и экономических процессов – словом, стало основой всего китайского образа жизни, концентрированной формой выражения китайской культуры. В подобном виде оно просуществовало до XX века. В свою очередь, влияние даосизма на китайскую культурную традицию отразилось в удивительных успехах в пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре и даже пейзажной поэзии. Достижения китайской науки также напрямую связаны с углубленным постижением природы – изобретение компаса, сейсмографа, небесного двигателя, водоподъемного насоса, бумаги, шелка и т. д.

Таким образом, китайский этнос создал особый тип культуры, во многом отличающийся от культур других народов. Китайской культуре присущи такие ценностные черты, как трезвость и консерватизм мышления, высокая оценка как самой жизни, так и умения прожить ее достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели, любой четкой организации и порядком. Все эти черты прослеживаются на протяжении многих веков. К тому же социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значимую роль, чем мистика и поиски личного спасения.

Наиболее многочисленными среди произведений искусства Китая являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо большим совершенством и виртуозным техническим мастерством, свидетельствующим об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу. Инвентарь погребений периода Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще неизвестен. Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделиях достигались совершенной для того времени техникой литья. В Аньяне и Чжэнчжоу найдено за последнее время несколько литейных форм, позволивших установить способ изготовления древних бронзовых сосудов. Первоначально изготавливалась точная модель сосуда из глины. После обжига по этой модели делали из особой огнеупорной глины форму, на которую оттискивался обратный узор. Наличие выпуклых швов на бронзовых сосудах указывает, что форма была не монолитная, а состояла из отдельных точно пригнанных частей, число которых зависело от типа сосуда. В собранную и обмазанную сверху сырой глиной форму вливали расплавленную в специальных котлах бронзу, заполнявшую пространство между двумя стенками. После окончания литья форма разламывалась и больше не употреблялась. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигают веса 600 – 650 кг, для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах.

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши. По-видимому, на поверхность камня первоначально наносился рисунок, по которому алмазом производилась резьба или высверливались отверстия. Затем нефрит шлифовали сырым песком.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в XII в. до н. э.

studfiles.net

Культура Древнего Китая и его самобытные черты.

Культура Древнего Китая и его самобытные черты.

Обращаясь к культуре Древнего Китая, обратите внимание на то, что отличительной чертой китайской цивилизации стало то, что преобладающим расовым типом там были монголоиды (хотя есть ученые, которые утверждают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации сыграли мигрировавшие в стороны Средней Азии индоевропейские племена). Государственность в Китае возникла во ΙΙ тыс. до н.э.

Китайская цивилизация обладала всеми чертами культур Древнего мира, и имела и свою самобытность. В ней особую роль занимали такие культы, как культ природы и культ предков.Даже обожествление царской власти появляется позже этих культов. Именно эти культы обусловили появление в Древнем Китае основных идеологических направлений, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные учения, которые сыграли огромную роль в истории Китая.

Даосизмвозник на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор книги «Книга о Дао и дэ ». Дао– означает путь (правило, порядок, смысл, закон и т.п.) Дао – это объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: (прямое становится кривым, ветхое - новым, полное - неполным и т.д.). Даосизм утверждает, что человек не может изменить естественный порядок вещей и должен предоставить вещам развиваться самим по себе Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и покоится на естественных природных ритмах. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Теория недеяния – основной принцип даосизма. Однако дао, утверждал Лао-Цзы, будучи непознанным до конца, материализуется в дэ – человеческом достоинстве.

Конфуцианствовозникает примерно в те же времена. Его основатель – Конфуций. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея необходимости соблюдать устоявшиеся нормы жизни. Культ предков перерос в культ повиновения старшим по возрасту и должности. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, а конфуцианство превращается в государственную религию. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм.

Все религиозные системы Китая были основаны на послушании, приоритета коллективных интересов над индивидуальными, идеи созерцательности, подражании природе. Эти идеи определяли:

- повседневный образ жизни китайцев, регламентацию быта;

-национальную психологию (догматизм, конформизм, упорство в трудовой деятельности)

В Древнем Китае почиталось гуманитарное знание, но было сделано много открытий в области точных и технический наук. Среди них: в астрономии составлен звездный каталог, карты звездного неба, первый небесный глобус; в медицине в лечебной практике применялись наркотики, иглоукалывание, прижигания и т.п. Из технических изобретений можно выделить магнитный прибор (предшественник компаса), водяную мельницу, машину-насос, механические часы, сейсмограф и многое другое.

Своеобразие культуры Древнего Китая проявилось и в художественной культуре

Книга песен и стихов «Книга песен» и философско- литературное произведение «Книга перемен» до сих пор считаются шедеврами китайской литературы.

Необычны и достижения Древнего Китая и в области архитектуры. Для Китая типичным были здания, которые состояли из опор в виде деревянных столбов. Покрыты они были черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края – пагода.

В Древнем Китае существовали различные виды театрализованных преставлений: цирк, театр мимов, театр кукол, театр теней. В музыкально-драматических представлениях артисты считались медиумами, посредниками между людьми и духами.

Особое место занимало прикладное искусство: изготовлялись бронзовые зеркала, лаковые изделия и фарфор. Была развита резьба по нефриту и кости. Особое место занимало производство шелка.

Отличительные особенности культуры Древнего Рима.

Прежде всего, важно заметить, что город Рим, по преданию, основан сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом. Ромул стал первым правителем Рима. Долгое время считалась легендарной версия о том, предком основателей Рима был герой Троянской войны Эней. Но, благодаря археологическим раскопкам, установлена связь античного Рима с троянской эпохой.

Культура Древнего Рима является следующей эпохой античной культуры. История римской культуры делится на следующие периоды:

- царский или этрусский период (VIII –VI вв.до н.э.) ознаменовал основанием города Рима в 753 г. до н.э. название данного периода связано с правлением семи царей, некоторые из которых происходили из этрусков, народа, оказавшего на римскую культуру огромное влияние. У этрусков римляне учились инженерному делу, строительству; военному мастерству. Они позаимствовали у этрусков сословное деление, правовую систему, некоторые религиозные представления и обряды (гладиаторские бои), гадания по внутренностям животных, одежду (тоги), написание цифр и т.д.;

-период республики (V в до н.э. – 30 г. до н.э.) период развития классической формы рабовладения. Это было время бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере – правления народного собрания, сената и консулов. В этот период формировалась римская правовая система и ораторское искусство. Территория расширилась за счет многочисленных войн. Завоевание Эллады приводит к воздействию греческой культуры на римскую. Греческий язык становится языком высшего общества. У эллинов римляне заимствовали мифологию и философию, литературу и театральной искусство, архитектуру и скульптуру;

- период Римской империи (31 г. до н.э.- 475 г. н.э.) – время правления императоров. Рим достигает высшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии, Африке. Происходит распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.

Но к концу этой эпохи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части – Западную и Восточную Римские империи могущественное государство Древнего мира прекратило свое существовании. С падением Рима завершилась не только история античности, но история и древнего мира.

Опираясь на исторические факты, многие исследователи считают римскую культуру сугубо подражательной. Однако это не совсем так. Вернее говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культуры. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности. Греция формировала гармонического человека. А для римлян больше характерен человек героический, стремящийся упорядочить мир преобразующей силой.

Безусловной заслугой Римской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право.

Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Подтверждением тому – интенсивное дорожное строительство, сооружение акведуков (наземного водопровода), терм (бань), клоаки (канализации).

Изобретение нового строительного материала – бетона – придает характерные черты римскому зодчеству. Здесь строятся арки, своды, купола.К шедеврам римского зодчества относятся: амфитеатры, форумы, триумфальные арки и триумфальные колонны.

Римские скульпторы не только копировали произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании реалистического скульптурного портрета, точности в передачи индивидуальных черт.

Культура Древнего Китая и его самобытные черты.

Обращаясь к культуре Древнего Китая, обратите внимание на то, что отличительной чертой китайской цивилизации стало то, что преобладающим расовым типом там были монголоиды (хотя есть ученые, которые утверждают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации сыграли мигрировавшие в стороны Средней Азии индоевропейские племена). Государственность в Китае возникла во ΙΙ тыс. до н.э.

Китайская цивилизация обладала всеми чертами культур Древнего мира, и имела и свою самобытность. В ней особую роль занимали такие культы, как культ природы и культ предков.Даже обожествление царской власти появляется позже этих культов. Именно эти культы обусловили появление в Древнем Китае основных идеологических направлений, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные учения, которые сыграли огромную роль в истории Китая.

Даосизмвозник на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор книги «Книга о Дао и дэ ». Дао– означает путь (правило, порядок, смысл, закон и т.п.) Дао – это объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: (прямое становится кривым, ветхое - новым, полное - неполным и т.д.). Даосизм утверждает, что человек не может изменить естественный порядок вещей и должен предоставить вещам развиваться самим по себе Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и покоится на естественных природных ритмах. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Теория недеяния – основной принцип даосизма. Однако дао, утверждал Лао-Цзы, будучи непознанным до конца, материализуется в дэ – человеческом достоинстве.

Конфуцианствовозникает примерно в те же времена. Его основатель – Конфуций. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея необходимости соблюдать устоявшиеся нормы жизни. Культ предков перерос в культ повиновения старшим по возрасту и должности. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, а конфуцианство превращается в государственную религию. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм.

Все религиозные системы Китая были основаны на послушании, приоритета коллективных интересов над индивидуальными, идеи созерцательности, подражании природе. Эти идеи определяли:

- повседневный образ жизни китайцев, регламентацию быта;

-национальную психологию (догматизм, конформизм, упорство в трудовой деятельности)

В Древнем Китае почиталось гуманитарное знание, но было сделано много открытий в области точных и технический наук. Среди них: в астрономии составлен звездный каталог, карты звездного неба, первый небесный глобус; в медицине в лечебной практике применялись наркотики, иглоукалывание, прижигания и т.п. Из технических изобретений можно выделить магнитный прибор (предшественник компаса), водяную мельницу, машину-насос, механические часы, сейсмограф и многое другое.

Своеобразие культуры Древнего Китая проявилось и в художественной культуре

Книга песен и стихов «Книга песен» и философско- литературное произведение «Книга перемен» до сих пор считаются шедеврами китайской литературы.

Необычны и достижения Древнего Китая и в области архитектуры. Для Китая типичным были здания, которые состояли из опор в виде деревянных столбов. Покрыты они были черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края – пагода.

В Древнем Китае существовали различные виды театрализованных преставлений: цирк, театр мимов, театр кукол, театр теней. В музыкально-драматических представлениях артисты считались медиумами, посредниками между людьми и духами.

Особое место занимало прикладное искусство: изготовлялись бронзовые зеркала, лаковые изделия и фарфор. Была развита резьба по нефриту и кости. Особое место занимало производство шелка.

Читайте также:

lektsia.com

Характерные особенности культуры Древнего Китая

Характерные особенности культуры Древнего Китая.

Характерные особенности культуры Древнего Китая.

Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э. межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением, тем самым сохранялась преемственность в сакрализации власти правителя, как это наблюдалось в Шанский период, и создавались основы для этнического самосознания. «К середине I тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс средних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех стран света».

Период формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V--II в. до н.э. когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших», эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь ши хуанди -- первый император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.).

Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох - Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления, т.е. централизованной властью и бюрократической системой управления, сакрализацией власти императора - Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного и административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравлических цивилизациях Малой Азии.

Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э. когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в осевое время и, хотя его знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в создании гидротехнических сооружений), это было время рождения личностного, рефлексивного сознания, его перехода от магического к рациональному, создания системы рационального управления, организации строительных работ, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.

Культ Неба и сакрализация власти правителя шли от культурной архаики, но уже создание административной системы предполагало рациональный принцип ее формирования, а не опору на существующие дворцовые и храмовые хозяйства, как это было в ближневосточных культурах. «Поскольку в Древнем Китае культ верховного божества - Неба - принял в основном форму почитания «Сына Неба», т.е. священной особы чжоуского правителя, а важнейшие культы предков были сосредоточены внутри патриархальной семьи, здесь не создалось сколько-нибудь значительных храмовых хозяйств, которые стали бы основой для создания гражданско-храмо-вых общин. Не выработалось здесь и городской автономии в тех масштабах, как в Средиземноморье и даже на Ближнем Востоке» .

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца.

Рационализм как культура управления был неискореним в истории Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»).

Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах, но в то же время стал частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия, как органического, самовоспроизводящегося порядка. Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (дао), распознание этого порядка как вычитывание его в книге человеческой жизни, в природе, приобщение человека к нему, гармоническое единство человека и Неба.

Соответственно, Император удерживал мировой порядок, «смотря па все четыре стороны света» и не вмешиваясь в события, где естественный порядок должен лишь поддерживаться. И долг каждого человека (а император подобен главе большой семьи) следовать должному. Значимость этого культурного образца запечатлена в словах великого китайского мудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном»

Несмотря на деспотический строй, достижения древнекитайской культуры и искусства, в том числе музыкального, были значительны.

Достижения китайской культуры, оформившейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени и получившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д.

Но Китай не только в области культуры добился успехов, без которых немыслим сегодняшний мир, ему принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской «механистической».

Можно также подчеркнуть свойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

Практические потребности вызвали появление письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокой древности. Уже в надписях на костях (II тысячелетие до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.

Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева дают понятие «лес»).

В дальнейшем (в конце II - начале I тысячелетия до н. э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его произношение.

С установлением первой централизованной монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением нового материала для письма - шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальным строкам.

Составление календаря, необходимого для ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайским ученым удалось добиться больших успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т. е. передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцам была известна периодичность солнечных затмений. Китай. История, экономика, культура.

Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойства квадратного и кубического корней. До наших дней дошли сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений, советы земледельцам.

Высокого совершенства достигли китайские ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака и самоцветов.

В области изобразительного искусства китайские мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений, скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры указывают на высокое мастерство древних мастеров.

Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведения художественной литературы. В конце IV--начале III века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу-Цюй Юань.

Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в могучие силы народа. Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань-Гу в течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их произведениях (Шицзин, Цяньханьшу) обработаны народные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен.

Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой популярностью.

Рекомендуем ознакомится: http://kitaia.ru

worldunique.ru

Своеобразие культуры древнего Китая.

Количество просмотров публикации Своеобразие культуры древнего Китая. - 127

Наличие общих черт в культурах ранних цивилизаций породило близкое по сути миросознание людей древнейших цивилизаций, вместе с тем каждая из рассматриваемых культур имела специфику. В китайской культуре она во многом определялась значимостью ритуала того феномена, который на уровне обыденного сознания получил название ʼʼкитайские церемонииʼʼ. В каждой культуре традиции и передаваемые ими стереотипы поведения играют важную роль, но в Китае они выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Здравомыслящий китаец не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всœегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать.

Как и у других народов, первоначально у китайцев было множество богов, но со временем на первый план вышел Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, первопредок-тотем. В отличие от подобных представлений у других народов, в Китае Шанди прежде всœего - первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа, а не боᴦ. Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа реальных предков клановых и семейных.

В серединœе I тыс. до н. э. культ Шанди был потеснен культом безлично-натуралистического Неба. Китайский император стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной (данный титул и название страны сохранились до XX в.). Культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический аспект – Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественной космической силе Неба. Олицетворение с Небом означало принятие на себя правителœем ответственности за весь окружающий мир и его порядок. Всеобщее чувство народа, трактовавшегося глашатаем воли Неба, воспринималось древними китайцами самым точным проявлением верховной справедливости небес. Одновременно космически санкционированный коллективизм начисто исключал из культуры индивидуализм и личностное начало.

Еще одной характерной чертой культуры Китая является доверчивость к миру природы, мудрости природы. В представлении китайцев мир природы - ϶ᴛᴏ мир гармонии, где нет места враждебности, где существует тождество противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, где всœе различия относительны. Мир совершенен изначально, в связи с этим не нужно его переделывать, лучше уподобиться природе, чтобы не нарушать гармонию. В корне гармонии общества и природы лежала идея социального этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. Она поддерживалась философско-религиозными учениями – даосизмом и конфуцианством.

Творцом даосизма считается Лао-цзы (Старый мудрец). Он автор ʼʼКниги о дао и дэʼʼ, жил в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. Он считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения – даосизм (иероглиф дао буквально переводится как ʼʼпутьʼʼ).

Дао - ϶ᴛᴏ нечто всœеобъемлющее, что заполняет собой всœе пространство, оно стоит нужно всœем и царит во всœем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий дао видит не одну лишь сторону вещей, у него не линœейное восприятие, а объёмное, фиксирующее изменения. Вещь – временна, процесс ее изменений постоянен, в связи с этим акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь. Дао – основа всœего сущего во Вселœенной, источник всœех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – дэ, это форма проявления дао в индивиде. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.

Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений, и потому непознаваем, непостижим обычным наблюдением. Зато в своей невидимой базе он покоен и доступен проницанию. Главное условие – не нарушить путь, не прийти в противоречие с мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Чтобы это произошло, крайне важно разработать способ жизни в согласии с миром. ʼʼЕстественностьʼʼ и слияние с великим дао осуществляется через недеяние. Даосистское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние - ϶ᴛᴏ столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает крайне важно сть в специальной, нарочитой активности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

Вторая основа китайской культуры – конфуцианство. Его создатель – Кун Фу-цзы, т. е. учитель Кун (родился около 551–479 гᴦ. до н. э.). Наблюдение над бытом народа привело его к выводу, что общество поражено недугом (феодальная рознь, алчность, жестокость, праздность князей и т. д.), причины которого кроются в забвении традиций. Необходимо вернуться к дедовским обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно: каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать правила и каноны, тогда общество исцелится от своего недуга – в данном основа конфуцианской этико-социальной программы.

Конфуций составил модель идеального совершенного человека – ʼʼцзюнь-цзыʼʼ. Важнейшие качества которого – гуманность (чжень) и чувство долга (и). Долг - ϶ᴛᴏ моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелœей накладывает на себя. Чувство долга обусловлено знанием и высшим принципом, а не расчетом. ʼʼБлагородный человекʼʼ - ϶ᴛᴏ умозрительный социальный идеал, своеобразное звено между Небом и обществом. Но с ростом авторитета конфуцианства данный абстрактно-утопический идеал всœе более становится обязательным эталоном для подражания, усиливается стремление приблизиться к нему. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.). Вместе с тем превращение его в официальную догму существенно изменили конфуцианство – буква, внешняя сторона, подавила дух учения. Важно было не столько быть, сколько казаться – вот тогда и сложились эти нормы и стереотипы поведения человека исходя из занимаемой должности, то, что получило название ʼʼкитайских церемонийʼʼ.

Отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, Конфуций сформулировал основные принципы социального порядка Поднебесной: ʼʼПусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновникомʼʼ, т. е. всœе в мире должно встать на свои места и всœе должны делать то, что им положено. Такой порядок вечен и незыблем. Общество должно иметь дуальную структуру, состоящую из верхов и низов. Критерий этого делœения не знатность, не богатство, а знания и добродетель, приближение к идеалу. Формально открывался путь наверх для любого – гордость Конфуция. Но фактически была преграда – иероглифы, знать которые бедные не могли.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором – божества, на третьем – государь. Но народу свои собственные интересы не понятны, в связи с этим важна роль мудрых правителœей.

Важная основа социального порядка, по Конфуцию – строгое повиновение старшим. Любой старший – отец, чиновник, государь - ϶ᴛᴏ непререкаемый авторитет для младшего, подчинœенного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - ϶ᴛᴏ элементарная норма для младших. Государство - ϶ᴛᴏ большая семья, а семья - ϶ᴛᴏ малое государство. Авторитет старших покоится на культе предков – как мертвых, так и живых. Конфуцианство придало ему смысл символа социального порядка, превратив сыновью почтительность (сяо) в первейшую обязанность каждого китайца.

Семья, основанная на культе предков и сяо, признавалась сердцевиной общества. Интересы семьи были выше интересов отдельной личности, которая рассматривалась только как часть семьи. Ничего личного, чего бы не могла знать семья. Общее, а не личное – высшая ценность. Отсюда – постоянная тенденция к росту семьи, к совместному проживанию большого числа близких родственников. Символом кланового единства был родовой храм и могилы предков.

Постепенно конфуцианство сумело одержать верх и над даосизмом, и над пришедшим из Индии буддизмом, никогда полностью не вытесняя их. И это не случайно. Конфуцианство оказалось весьма удобным для управления огромной империей. Чиновничество видело в конфуцианстве возможность держать в подчинœении народ и влиять на императора. Дело в том, что, опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат на право управления страной. Но если он отступал от принятых норм, то терял и право на мандат Неба. Император стал заложником конфуцианской социально-этической системы. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя и политику, и административную систему, и функцию верховного регулятора социальных и экономических процессов – словом, стало основой всœего китайского образа жизни, концентрированной формой выражения китайской культуры. В подобном виде оно просуществовало до XX века. В свою очередь, влияние даосизма на китайскую культурную традицию отразилось в удивительных успехах в пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре и даже пейзажной поэзии. Достижения китайской науки также напрямую связаны с углубленным постижением природы – изобретение компаса, сейсмографа, небесного двигателя, водоподъемного насоса, бумаги, шелка и т. д.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, китайский этнос создал особый тип культуры, во многом отличающийся от культур других народов. Китайской культуре присущи такие ценностные черты, как трезвость и консерватизм мышления, высокая оценка как самой жизни, так и умения прожить ее достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели, любой четкой организации и порядком. Все эти черты прослеживаются на протяжении многих веков. К тому же социальная этика и административная практика здесь всœегда играли более значимую роль, чем мистика и поиски личного спасения.

Наиболее многочисленными среди произведений искусства Китая являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к скульптуре этого времени. При этом формы и узоры сосудов отличаются гораздо большим совершенством и виртуозным техническим мастерством, свидетельствующим об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу. Инвентарь погребений периода Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще неизвестен. Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделиях достигались совершенной для того времени техникой литья. В Аньяне и Чжэнчжоу найдено за последнее время несколько литейных форм, позволивших установить способ изготовления древних бронзовых сосудов. Первоначально изготавливалась точная модель сосуда из глины. После обжига по этой модели делали из особой огнеупорной глины форму, на которую оттискивался обратный узор. Размещено на реф.рфНаличие выпуклых швов на бронзовых сосудах указывает, что форма была не монолитная, а состояла из отдельных точно пригнанных частей, число которых зависело от типа сосуда. В собранную и обмазанную сверху сырой глиной форму вливали расплавленную в специальных котлах бронзу, заполнявшую пространство между двумя стенками. После окончания литья форма разламывалась и больше не употреблялась. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигают веса 600 – 650 кг, для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах.

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши. По-видимому, на поверхность камня первоначально наносился рисунок, по которому алмазом производилась резьба или высверливались отверстия. Далее нефрит шлифовали сырым песком.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в XII в. до н. э.

referatwork.ru

Особенности культуры Древнего Китая — Мировая художественная культура

Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивили зация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.

Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение — «китайские церемонии».

Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.

Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Можно даже сказать, что «пейзажный» взгляд распространяется в Китае на все явления жизни. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э., когда распалась империя Хань. Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) — культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилиша, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений при роды; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.

Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стан город-государство Шан, стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.

В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифоло- гических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делатись в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.

В I тыс. до н.э. во всех областях жизни Древнею Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».

В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусских ванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа неба как верховного божества. Так впервые была создана единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусско- го правителя как Сына Неба. К концу первой половины I тыс. до н.э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася и возникает представление о его превосходстве над народами всей остальной периферии — «варваров четырех стран света». Возникший культурный этноцентризм в дальнейшем еще более усиливается.

В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально- экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» — «чжаньго» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил — «дао».

Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений.

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) — избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее по своей социальной роли касту жрецов в Индии. Конфуцианство способствовало усилению китайского культурного этноцентризма.

Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».

Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является достижение бессмертия. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недеяния распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геомантия - наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели к изобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.

Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств. включая у-шу. Именно даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы, что стало в китайской культуре одним из главных принципов отношения человека к природе.

Еще одним влиятельным философским течением стал легизм, который первоначально выступал оппонентом конфуцианства, но впоследствии почти полностью растворился в нем. В отличие от конфуцианства легизм в строительстве сильного государства опирался не на мораль и традицию, а на строгие и суровые законы, считая, что политика несовместима с моралью.

Для легистов главными способами управления человеком, обществом и государством выступали принуждение, строжайшая дисциплина, исполнительность и повиновение, жестокие наказания, личная ответственность и заслуги. Легисты разработали концепцию деспотического государства, которая с конфуцианскими поправками была реализована в Древнем Китае и с небольшими изменениями просуществовала до начала XX в.

Художественная культура Древнего Китая

Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. Вэтот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством тем. Создается первый трактат по архитектуре«Чжоули». в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности — «Книги песен» — «Шицзин» (X1-VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 несен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340- 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедыо старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.

Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии — с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни.

Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициатором широких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство; отменены наследственные титулы и привилегии; место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д. Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» — «император Цинь». В 206 г. до н.э. династия Цинь уступает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая — до 220 г. н.э.

В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, связавших центры провинций со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.

В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживает производство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.

Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.

Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.

В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов. содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.

Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) — «отец» китайской истории — создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь- Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи — Лоян и Чань-ань — отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни — жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.

В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.

ifreestore.net