Особенности культуры древнего египта. Особенности древнеегипетской культуры (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности культуры Древнего Египта (стр. 3 из 3). Особенности культуры древнего египта


Особенности культуры Древнего Египта - часть 3

Новое царство

Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.

В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.

Религия и власть. Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства стала реформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – ок. 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – бога солнечного диска. Это первая из известных в истории попытка введения единобожия – монотеизма.

Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основал новую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать как амарнский период.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память о фараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена и просуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.

Архитектура и искусство. Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и в монументальном искусстве. В Дейр эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены 58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи были храмы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богу Амону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутой монументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью является колонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.

Своего совершенства в период Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражают гибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкой красотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взгляду таинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, они удивляют разнообразием сюжетов.

Значительные изменения в искусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего при нем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность – светские, неканонические качества. Они отличают и скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.

Периодом наивысшего политического могущества Египта стало правление фараонов XIX династии (конец XIV-XII в. до н.э.). Эти честолюбивые правители пытались превзойти своих предшественников, затмить достижения Древнего царства. При них возобновилось монументальное строительство, были возведены колоссальных размеров храмы с обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Впечатляющим памятником архитектуры этого времени является скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад украшали 4 двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с руками на коленях. Все архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее утверждения власти и силы.

Литература. Большинство папирусов, найденных в гробницах Нового царства, содержат фрагменты «Книги мертвых» – крупнейшего памятника религиозной литературы Древнего Египта. Египтяне помещали рядом с телом усопшего избранные тексты из этой книги или молитвы, веря, что помогают умершему скорее очутиться в загробном мире.

Литература Нового царства, продолжая традиции предыдущего периода, одновременно становилась более разнообразной и многожанровой (сказки и повести, басни, религиозная поэзия, наставления, любовная лирика). До нас дошли такие произведения этого времени, как «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Поучение Аменемопе», «Взятие Яффы» и др.

Ярким явлением той поры стала любовная лирика – «песни услаждения сердца». Светская лирика – уникальное явление для Древнего Востока, любовная поэзия которого обычно подчинялась культовым (религиозным) целям. Египетская любовная лирика, как и реалистический скульптурный портрет амарнского периода, значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.

Позднее царство

В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами.

Культура этого периода, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ее уже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии, литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попытки возродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.

В 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Древний Египет прекратил свое существование как самостоятельная цивилизация, однако некоторые феномены культуры (например, письменность и литература) продолжали жить еще на протяжении ряда столетий. В 30 г. до н.э. Египет вошел в состав Римской империи, а в середине VII в. н.э., после завоевания арабами, приобрел черты арабо-мусульманской культуры и цивилизации.

Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов. / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие. / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.

mirznanii.com

Глава VII культура древнего египта.

Древние цивилизации - важнейший период в мировой истории знакомство с которым необходимо сегодня для понимания закономерностей развития культуры как Нового времени, так и современной. Знакомство с шедеврами древнего искусства - великолепная школа художественного и нравственного воспитания, позволяющая понять общечеловеческий характер духовной культуры на протяжении тысячелетий, оценить сквозь призму исторического опыта настоящее, увидеть единство гуманистических идеалов различных стран и народов.

Необходимо подчеркнуть существенные особенности и глубокое своеобразие древних цивилизаций: во-первых, синкретизмдуховной культуры, когда искусство нерасторжимо связано с магическими религиозными, философскими научными представлениями; во-вторых,традиционализм, каноничность культуры т.е. выражение в ней не индивидуальной, а коллективной, выработанной опытом поколений точки зрения на мир.

Самобытная культура Древнего Египта оказала сильное влияние на арабские и европейские народы. Не случайно ученые и философы, медики и математики, жрецы и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что учились они у египетских мудрецов. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозно-магические, медицинские, научные, литературные тексты, хроники и летописи составлялись и хранились в скрипториях (“домах жизни”) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц (“Тексты пирамид”, “Книга мертвых”, “Мемфисский богословный трактат” и др. Египет - родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики (“История Синухета”, “Взятие Яффы”, ”Правда и кривда”, ”Тяжба человека с животом”, ”Песнь арфиста” и другие). В библиотеке, открытой в гробнице Рамессеума, был найден первый в мире словник, напоминающий энциклопеди.

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на 24 часа и т.д.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Люди живут на этой земле более миллиона лет, а первые государства возникли около пяти тысяч лет назад, когда в истории Египта начался отсчет основных этапов его развития: додинастический период (4-е тысячелетие до н.э.), Древнее царство (XXXII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI - нач. XIX в. до н.э.) Новое царство (XVI - XII вв. до н.э.), Позднее царство (XI - 332 г. до н.э.). Обилие сохранившихся памятников, которые стали изучать еще с конца XVIII в., многочисленные письменные источники, прочитанные после того, как французский ученый Ж.Ф.Шампольон расшифровал иероглифы, позволяют достаточно полно осветить историю и культуру Древнего Египта.

§1.Особенности культуры древнего Египта.

Древние царство возникло в результате длительных войн между Верхним и Нижним Египтом (государства верхнего и нижнего течений Нила), в которые до этого времени объединились многочисленные области (номы). Победу одержал правитель Верхнего Египта Мин (Хор Аха), основавший первую династию, а всего их будет тридцать. На границе двух царств Мин построил столицу объединенного Египта Хет-Ка-Птах, которую греки назовут Мемфис. Столица дала название новому государству – по-гречески его называли “Айгюптус”. Сами египтяне называли свою страну Та-Кемет, что значит “Черная земля”. Черноземы долины Нила, вдоль которого почти на тысячу километров от первых порогов Ассуана до Средиземного моря протянулся Египет, - неиссякаемый источник плодородия, основа богатства этой страны. Не случайно древнегреческий историк и путешественник Геродот называл Египет “Даром Нила”. Его ежегодные разливы, чередующиеся с периодами засухи, вызывали необходимость в ирригационном земледелии, а поддержание оросительной системы в порядке на огромной территории требовало сильной централизованной власти. Ежегодная разметка полей, восстановление каналов, давно обнаруженная учеными-жрецами зависимость колебаний уровня Нила от положения небесных светил способствовали развитию геометрии и астрономии.

Главным богатством Верхнего Египта были зерно, прежде всего ячмень и пшеница. В Нижнем Египте были развиты садоводство, огородничество, виноградарство. Многочисленные винные сосуды, найденные при раскопках свидетельствуют об искусстве виноделия. Египтяне - первооткрыватели пчеловодства. Пастбища Дельты (местности, где Нил, распадаясь на два большие рукава, впадает в Средиземное море) давали широкие возможности для развития животноводства. Росписи пирамид и храмов позволяют отметить его характерную черту - содержание в стаде вместе с домашним скотом полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов, газелей. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты строительным и поделочным камнем, на Синайском полуострове добывались медь, в пустыне между Нилом и Красным морем - золото, на побережье - цинк и свинец, из Малой Азии привозили серебро и железо. Нил, связывавший Верхний и Нижний Египет, позволял снаряжать торговые экспедиции в Нубию (у греков - Эфиопия) за слоновой костью, драгоценными камнями, ладаном, акацией и черным эбеновым деревом, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы и “светлое” золото, из финикийского Библа - кедр. Объединенный Египет быстро приобрел черты централизованной деспотии, опирающейся на разветвленный бюрократический аппарат.

В руках фараона была сосредоточена огромная власть, основой которой являлся земельный фонд, ресурсы рабочей и военной силы, а также продуктов питания. На иерархической лестнице первым после фараона был верховный сановник, он же главный судья и управляющий многими отраслями хозяйства. Определяющее значение в экономике страны имели царское, храмовое и частное (вельможное) хозяйство, где было занято большинство трудового населения.

Удачное географическое положение, относительная замкнутость территории дали возможность культуре Египта развиваться во всем своем своеобразии, сохраняя устойчивость культурных традиций на протяжении почти трех тысяч лет.

studfiles.net

Особенности древнеегипетской культуры

Особенности древнеегипетской культуры

Содержание

1. Особенности древнеегипетской культуры

2. Религия древних египтян

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

4. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Список использованных источников

1. Особенности древнеегипетской культуры

Древний Египет – одно из древнейших царств мира. История Древнего Египта включает в себя следующие периоды:

– Додинастический период – 4 тыс. до н.э.;

– Древнее Царство – 32-24 в.в. до н.э.;

– Среднее царство – 21-19 в.в. до н.э.;

– Новое царство - 16- 12 в. до н.э.;

– Позднее время – 11в. – 332 г. до н.э.

Древнее Царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной божественным фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа).

Эпоху Среднего царства называют классической – это был второй период расцвета Древнего Египта. Между средним и Новым царствами , страна находилась около ста лет под владычеством гиксосов.

В период Нового царства Египет достиг своего наивысшего расцвета, занимая ведущее положение на севере Африки и Ближнего Востока.

Эпоха Позднего царства – это эпоха заката древнеегипетской цивилизации. Постоянные кризисы, поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами ослабили Древний Египет. В 332 г. до н.э. Египет был покорен войсками Александра Македонского, после смерти которого страна оказалась под властью династии Птолемеев.

Основные черты древнеегипетской цивилизации.

Сакрализация власти. Сакрализация – это процесс наделения царской власти священными, божественными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на идее божественной сущности фараона. В руках фараона сосредотачивалась вся власть. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, была ее незыблемость и непостижимость

Любому грамотному человеку известно, что первые в истории человечества государства возникли на основе власти царей и власть эта была практически безграничной. Но царь, каким бы он ни был могущественный, был один на сотни тысяч, а то и миллионы поданных, как это было в Древнем Египте. Без характеристики царя и царской власти представление о культурах Древнего Востока будет не просто неполным, о ней ничего не будет сказано вообще. Дело не сводится к тому, что царь – это один человек на фоне сотен тысяч и миллионов людей и от его желаний инициативы не так уж много и зависит. Гораздо важнее другое. Древневосточные люди всю свою жизнь организовывали вокруг божественной фигуры царя. Именно с ним соотносили свои деяния и помыслы, в нем видели источник благодеяний и бедствий. Царь центрировал тот мир, в котором жили древневосточные люди, определяя собой систему координат их мировоззрения.

По традиционной древнеегипетской формуле, фараон сын верховного солнечного бога Ра и одновременно, всех остальных девяти главных богов. Фараон – это концентрированность божественного в одном лице. Фараон в какой-то мере больше бог, чем все остальные боги в отдельности. Фараон не просто посредник, а продолжение мира богов в мире людей. Это хорошо видно в древнем тесте «Завещание Рамсеса». Фараон в своей обращенности к богам только начинает с почтительного признания своей служебности и подчиненности. И уж конечно вся официальная жизнь Египта была жизнью фараона.

В Древнем Египте фигура и образ божественного царя получил наиболее полное и законченное выражение. Но и здесь культ царя-бога был только тенденцией, на основе которой продолжали сохраняться первобытные представления. Где-нибудь в глубинке люди продолжали верить своим местным божкам, и были связаны с культом фараона чисто формально. Как свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты, фараон не всегда представлял в полноте своей божественности. Культ божественного царя далеко не всегда был последовательным и бескомпромиссным. И все же фараон был здесь обожествлен настолько, насколько вообще люди могут обожествлять другого присутствующего среди них человека.

2. Символичность культуры и мировоззрения древних египтян. Основные символы египетской культуры – сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (египетский крест с петлей, «ключ Нила»).

Сфинкс был олицетворением тайной премудрости, универсальным символом египетской культуры Сфинкс выступал посредником между царством живых бога Ра и царством мертвых Осириса. Кроме того, сфинкс олицетворял собой божественную сущность фараона. Священным атрибутом богов, знаком их мудрости и власти – анкх. Он символизировал жизнь как связующее звено между двумя мирами: божественным и земным.

3. Особенностями мировоззрения египтян были: мифологичность, устойчивость, традиционность, неподвижность. Мифологичность древнеегипетского человека заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле давно установлены богами. Точное и педантичное следование традиции, ритуалу, канону и вообще любому правилу пронизывали все сферы жизни древнего египтянина.

4. Страстное желание побороть и остановить смерть. Смерть представлялась египтянину злом и ненормальностью, нарушением естественного течения событий. Надежда на заупокойную вечную жизнь породила специфический заупокойный культ. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление традиции бальзамирования). Если собрать воедино все аспекты жизни древнего египтянина, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь.

5. Древнеегипетское государство было жестким централизованным государством, ирригационного типа.

5. Наука была привилегией незначительного меньшинства (чаще всего жреческого сословия).

6. Искусство отличалось монументальностью, грандиозностью, огромными размерами и строгому следованию художественным канонам.

2. Религия древних египтян

Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет, Анибус с головой шакала, Собека с головой крокодила. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств, что связано, по-видимому, с сохранением сильных пережитков матриархата у древних египтян. В дальнейшем, пережитки тотемизма проявились в особом отношении египтян к животным. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах, до сих пор сохранились кладбища священных коров, кошек, крокодилов. Священными считались жуки-скарабеи. После этого не следует удивляться изысканному анимализму древнегипетских художников.

Начало единого культа египетских богов наметилось еще в эпоху до объединения Египта, в додинастический период. Признание богов, которые были распространены в Египте в эпоху феодалов, получило признание на глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением, и, в то же время орудием централизации государственной власти. Такими богами были сокол Гор, Птах, Ра, Амон, Нейт.

Но не только боги-покровители городов становились общеегипетскими богами. Многие местные божества становились покровителями того или иного рода деятельности. Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, Анибус – богом загробного царства, Сохмет – богиня войны, Мин – покровитель иностранцев.

Боги были привязаны к космическим явлениям. Большинство богов связаны были с солнцем: Ра, Гор, Осирис, Амон, Анхер, Собек. С луной были связаны: Тот, Исида, Хонсу. С небом: Хатор, Нут. С землей – Мин и Геб.

Земледельческие культы. Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Несомненно, центральной фигурой этого культа был Осирис, тесно связанный с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными элементами: с цветком лотоса, с виноградной лозой и т.д. Существовал миф о воскрешении и смерти Осириса. Согласно легенде, бог Осирис был фараоном Египта, но был предательски убит своим братом Сетом. Тело Осириса разрубили на части и разбросали по всему миру. Сестра-жена Осириса Исида собрала все части тела Осириса и родила сына Гора. Гор одолел Сета и воскресил отца. С образом Осириса тесно связана богиня плодородия Исида. В эллинистически-римскую эпоху культ Исиды был настолько популярен, что успешно соперничал с христианством. Образ Исиды нашел некоторое воплощение в образе девы Марии.

Погребальный культ. Погребальный культ первоначально не отличался от аналогичных культов в других странах. Он стал меняться во времена династий.

Могилы-гробницы постепенно делаются все больше, сложнее, возвышаясь над землей.

Тела стали подвергать бальзамированию и мумификации.

Был разработан ритуал захоронения, который был связан с появившимися сложными религиозно-мистическими верованиями в загробную жизнь и о посмертной судьбе души человека

По верованиям египтян со смертью человека умирает только его тело, а душа остается жить. Душа человека рассматривалась как некое начало жизни, внутренняя энергия. Считалось, что после смерти человека его душа может существовать только при сохранении тела, поэтому такое значение придавали мумификации. Душа не была однородной, а состояла из трех частей: «рен» – имя, «ка» – второе «Я» человека, таинственный двойник, и «ба» - наиболее отдаленная часть души человека, часто воплощалась в виде животного. В эпоху Среднего царства появляется идея загробного воздаяния, суда над душами умерших. Согласно легенде, суд совершал Осирис, Анибус, Тот и страшное чудовище, пожирающее осужденные души, и боги 42 номов. Т.е. появляется идея нравственной ответственности человека и связь ее с верой в страшный суд.

mirznanii.com

Особенности культуры Древнего Египта - часть 2

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелая статичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил. Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать свою незначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов-людей», наделенных безграничной властью.

Древние греки признали пирамиды одним из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе величественный христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами по сравнению с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).

Искусство. В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канонам (греч. kanon – правило, норма) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащими на коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы таким образом показывали персонаж с разных сторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.

Фараон и вельможи всегда изображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука (XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо и узнаваемо передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения. Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда, одежда, украшения, музыкальные инструменты.

Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередование фонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.

Среднее царство

В последние века III тысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельные области (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства. Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царства интенсивно развивалась выплавка металла и египтяне широко использовали орудия из бронзы (сплава меди и олова).

Среднее царство считается классическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетская литература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре и изобразительном искусстве.

Религия. Усиление того или иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховных богов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, который долгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднем царстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статус общегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.

Архитектура. В период Среднего царства возросла самостоятельность отдельных номов, что привело к расцвету местных художественных школ. Правители номов, пользовавшиеся известной автономией, начали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Пирамиды стали гораздо скромнее, их возводили из кирпича с прокладкой из песка и щебня, что приводило к их быстрому разрушению.

По сравнению с Древним царством строилось больше храмов. Одним из самых значительных архитектурных сооружений Среднего царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа I. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворов и залов с монументальными колоннадами на последовательно возвышавшихся террасах.

Фараон Аменемхет III воздвиг в Фаюмском оазисе огромное сооружение (площадью 72 тыс. кв. м) с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. До наших дней дошли только разрозненные обломки, а также предания древних греков, дивившихся строению не меньше, чем великим пирамидам, и давших ему название Лабиринт. Так же именовали дворец царя Миноса на Крите – другую масштабную постройку с крайне запутанной, беспорядочной планировкой.

Литература. Наряду с текстами религиозного характера древние египтяне создали оригинальную художественную литературу. Классическим периодом египетской литературы считается Среднее царство. Наиболее распространенными жанрами были повесть и сказка. Широкую известность получила «История Синухета», дошедшая до нас во многих списках. В отдельных произведениях ставились под сомнение традиционные взгляды на загробное существование. Таковы «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой». Достаточно богатой была и поэтическая литература – гимны богам и фараонам, хвалебные песни.

Наука. Среднее царство вошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.

Во многом благодаря развивавшемуся искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Вместе с тем практические руководства для врачей содержали научные знания вперемежку с магией.

Достижения египетской медицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитие медицинских знаний многих народов древности и средневековья.

mirznanii.com