Особенности древних цивилизаций таблица. Практическая работа по теме: "Особенности развития цивилизаций Древнего Востока и Запада".
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Практическая работа по теме: "Сравнение древних мировых цивилизаций". Особенности древних цивилизаций таблица


Тема 2.1. Ранние цивилизации, и их отличительные черты.

ЗАДАНИЕ:

Изучить:

  1. конспект

  2. Самыгин П.С. История § 2.2. (стр.30-33, 36-37, 39-41 , ответить на вопросы

  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §7–9, 12 ответить на вопросы

Студент должен знать:

2.1.1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

2.1.2. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений.

2.1.3. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения.

2.1.4. Политический строй. Типы государств древности.

2.1.5. Общее в развитии древних цивилизаций.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Студент должен знать:

1. Особенное в развитии древних цивилизаций (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай):

- материальная культура и экономика ранних цивилизаций,

- социальный строй,

- политическая и военная организация, идеология,

- менталитет.

2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

ЗАДАНИЕ:

Изучить: Самыгин П.С. История § 2.2., ответить на вопросы

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §7–9, 12 ответить на вопросы

Составить таблицу особенностей древних цивилизаций

Цивилиз-я

Материальная культура

экономика

социальный строй

полит-я и военная организ-я

идеология

менталитет

Другое

Египет

Передняя Азия

Индия

Китай

Введение.

Возникновение древнейших цивилизаций.

  • Развитие земледелия и скотоводства,

  • появление ремесел,

  • строительство древнейших городов

свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания.

Организация жизни общества стала более сложной.

Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тыс. до н. э. начался

переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было:

  • возникновение первых государств,

  • развитие городов,

  • письменности,

  • новых форм религиозной и культурной жизни.

Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими.

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Историю Древнего мира можно представить

как сосуществование и смену различных цивилизаций.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.

От бронзового века к железному. Древнейшие цивилизации возникли в медном веке.

В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и олова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тыс. до н. э., продолжался примерно до сер. 1 тыс. до н. э.

С I пол. 1 тыс. до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

studfiles.net

6.Общие черты цивилизаций Древности.

1.Предмет исторической науки и её функции.

Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.

Главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

 Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

2.Методы и источники изучения истории.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

 Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина –источниковедение.

Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.)

Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.

3.Историография как отрасль науки.

Историография (в переводе с греческого – «пишу расследование»).Историография – в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (так называемая, проблемная историография), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография). В более широком смысле слова историография понимается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки.

4.Концепции исторического развития.

Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество? В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления. В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается). Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране,  находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический Е строй общества. Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд  несомненно, существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе их развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в ^Средние века, можно обнаружить и, но многих других регионах мира. Несомненно, и существование господствующего ныне в мире уклада, который называют капитализмом. Однако формационная схема, созданная на основе изучения ^западноевропейской истории, не всегда приемлема для истории |других частей света. Так для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Тот же феодализм принимал в Азии весьма спс-1фические. отличные от Европы, формы. Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия. Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника — меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда. Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества дел шея на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории.  В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований. Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В до-индустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют также постиндустриальную, илиинформационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в. Критерии разграничения доиндустрпальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи. Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации. Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается. Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время. Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения. Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов.  Формационный и цивилизаиионный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации). Формационный подход нацелен на выявление общих черт в истории разных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности и своеобразие развития стран и народов, влияние на этот процесс природно-географических факторов. Сочетание этих подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная. Соотношение общего и особенного традиционно является острейшим вопросом при изучении истории России. В период становления российской исторической науки в XVIII —первой половине XIX в. господствовало представление о единстве путей развития человечества. В середине XIX в. распространились идеи о «самобытной жизни» каждого народа. Отмечалось, что Россия имеет явные отличия от других стран (православная вера, крестьянская община и т.д.). В связи с этим разрабатывалась концепция русской цивилизации. В начале XX в. в нашей стране вновь восторжествовала всемирно-историческая теория, сложилась схема пяти формаций. Идеи локальных цивилизаций продолжали разрабатываться русскими историками, оказавшимися в эмиграции. С конца XX в. эти теории вновь стали популярными в России. Однако формационные подходы в модернизированном виде также продолжают использоваться учеными.

Проблема периодизации истории.  С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды:история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени иистория Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная периодизация отражает ряд объсктнвнь1х закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

5.Самобытность России как научная проблема.

Факторы:

· Природно-климатический (Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов,являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольнопримитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только отплодородия почвы и капризов погоды.Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким примитивным, что он не всегда мог вернуть в урожае даже свои семена. Выход из этой по-настоящему дра­матической ситуации был один. Великорусский пахарь должен был в 22 ра­бочих дня (не говоря уже о том, когда у него на все работы было 10 рабо­чих дней) реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях господского хозяйства на барщине занимал около 40 рабочих дней. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, использование на мужских ра­ботах женщин и т.д.). А для тех, кто не мог выдержать такого режима труда, оставалось обрабатывать пашню кое-как и ждать чудес от природы. Именно этих бедолаг имел в виду князь М.М. Щербатов, когда писал о "чуть не пятой доле крестьян, которые питаются мякинным хлебом, живя скорее как животные, а не как люди".

Во-первых, достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы – повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций –- это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство. Во-вторых, усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры. В-третьих, появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.

7.Этногенез восточных славян и язычество

Этногенез Восточные-Северо Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гуннысменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел.на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.Образование древнерусского государства.Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит.объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Рюрика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

studfiles.net

Таблица черты древних цивилизаций — PlayGround

Комментарии пользователей benBASIL 07.03.2018 - 03:52

не читал комменты(много). меря это наверное марийцы?

Полимертехнологии КС 08.03.2018 - 08:00

Правильно ли я понимаю, что пока у прото-славян тысячелетие образовывались родовые общины, мало чем отличающиеся от первобытных общин, у гуннов, кельтов, сперва греков потом римлян, персов, китайцев давно существовали государства с письменностью, медициной и всеми атрибутами цивилизации. Славяне доросли к тому моменту только до всяких черепковых культур?

Ярослав Ушаков 11.03.2018 - 06:23

1. Юлий Цезарь воевал на берегах Северного моря с искусными корабелами венедами. 2. Альбрехт Лев и Генрих Медведь воевали со славянами, земли которых были до Эльбы (р.Лабы - полабские славяне). И в Поморье - Померании (о. Рюген, г. Аркона и т.д.) г. Бранибор - Бранденбург - Берлин. Половина Германии - ассимилированные славянские земли и люди. Смотрим Мих.Задорнова, в т.ч.

РОССИЙСКИЙ МИР 12.03.2018 - 19:09

Но здесь Вы боле правы. Согласен я и Вы.

Sergey Baturin 14.03.2018 - 13:26

Обожаю эту серию выпусков

NURAZOK 16.03.2018 - 21:16

И да, что за наука история, простите.

NURAZOK 18.03.2018 - 20:27

Вы ездили в Каир - это невероятная работа с камнем. Посмотрите на современную кладку. Чёрт.

NURAZOK 21.03.2018 - 10:59

Имеем один лайк и один в уме

NURAZOK 23.03.2018 - 11:18

Классная передача + , Вы, ребята интересны+. Вся история- это мрак. Память коротка. Какие тысячи лет. Мы не помним, что было 300 лет назад. Как верить написанному. 1500-2000 лет? Бетон и железо превращается в тлен за очень короткое время. О каких летописях идёт речь? На граните? А был ли гранит когда-то мягким? Но как за развлекательную передачу - лайк.

ZBORET ФИФА Мобайл 25.03.2018 - 01:59

Я в третем 3В классе но люблю историю тем более что по окружающему история

Rom ZUK 27.03.2018 - 16:16

Одни гипотезы и предположения! А как календарь славянский? Варвары накалякали!

Max 30.03.2018 - 01:49

А какой смысл вообще в землянке жить? Ее же зимой замучаешься отапливать, все тепло в землю уходить будет. Хотелось бы поподробнее осветить этот момент.

Max 31.03.2018 - 08:46

Сразу видно профессионального историка, а не сумасшедшего а-ля Фоменко. Приятно слушать!

Max 01.04.2018 - 13:44

7:00 а какие основания есть сомневаться в этой информации? Мне не очень понятно.

NURAZOK 03.04.2018 - 02:45

Исторический сит даун, лайк.

Алексей Болдырев 05.04.2018 - 08:31

По крайней мере генетически люди, считающие себя потомками Рюрика, имеют северное происхождение по отцовской линии. Их ближайшие генетические родственники имеют датское и шведское происхождение. Но небольшая часть этих Рюриковичей - имеют славянкое происхождение - то ли бастарды, то ли просто местные примазавшиеся.

Владимир КАЗАК 07.04.2018 - 08:30

Генетические исследования, значит несовершенны, а ваши возможно, вроде бы и не известно. . . это я так понимаю верх совершенства? Недаром всё таки Ломоносов морды историкам бивал.

Homo sapiens 10.04.2018 - 05:51

Когда-то славяне были этносом, но уже много веков славяне — это только языковая семья. Нет ни славянской расы, ни славянской религии, ни славянского политического объединения, ни специфически славянской культуры, ничего. Нет даже славянского языка — только сходство языков. Это всё, что объединяет славян. И идея о том, что когда-то они были единым народом. — Клейн Л. С.

Vasiliy Eleckiy 12.04.2018 - 05:04

Ну нихрена мука пошла на Тобольск

Rina Ava 13.04.2018 - 23:31

чудная парочка :)

brandautospb.ru

Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций

Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций

§ 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций

Не будет преувеличением утверждать, что каждый ученый, изучающий историю Древнего мира, имеет свой взгляд на такую ключевую проблему, как систематизация и «раскладывание по полочкам», т. е. классификация огромного исторического материала, древнейших человеческих сообществ. Большинство сторонников «цивилизационного», дай «формационного» (общественно-экономические формации) подходов к изучению истории представляют древние цивилизации как сложную совокупность культурно-исторических систем. Марксисты главным считают доминирование отношений рабовладения. Другие полагают, что древние цивилизации отличались более сложным набором характеристик.

Не претендуя на окончательный характер классификации, распределим всю совокупность наиболее древних социокультурных систем на три группы в зависимости от судеб конкретной цивилизации и того места, которое она заняла в мировом историческом процессе.

В первую группу включим те из них, преемственность с которыми наиболее ярко просматривается в поныне существующих государствах. Это китайская, индийская, иранская (персидская), иудейская цивилизации. Их можно назвать «живыми» древними цивилизациями. Общим для жизни человеческих сообществ на соответствующих территориях является сохранение через череду веков фундаментальных устоев, системы ценностей, особенностей менталитета, обусловленных приверженностью населения к определенным религиям – конфуцианству, буддизму (индуизму), зороастризму (позже мусульманству), иудаизму.

Нельзя не обратить внимания на то, что основные концепции конфуцианства, буддизма, зороастризма и иудаизма оформились в течение нескольких веков во второй трети 1-го тысячелетия до н. э.[1] Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама жил в Индии в 566–486 гг. до н. э., выдающийся китайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций) родился около 551 г. до н. э., а умер в 479 г. до н. э. Зороастризм, официальная государственная религия Древней Персии, оформилась в правление царей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.). Исход израильтян из Египта под руководством Моисея, обретение Торы, главной священной книги иудаизма, датируется временем около 1700–1650 гг. до н. э. На протяжении последующих двух тысячелетий произошло оформление иудаизма, который и в начале XXI в. остается незыблемой основой жизни израильского государства и еврейского народа.

Применительно к современным наследникам древних «живых» цивилизаций очень точной представляется характеристика французского ученого Г. Лебона: «Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы. Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели»[2].

Большую группу составляют те древние цивилизации, которые можно условно назвать «мертвыми». От них остались названия, различные экономические, социальные, духовно-культурные инновации (нововведения), которые были унаследованы другими цивилизациями. Это обычно происходило на фоне основательного обновления этнического состава населения. К этому цивилизационному кругу относятся шумерские города-государства Урук, Ур, Киш и другие; финикийские города Тир, Сидон и т. д.; Древний Египет, Карфаген, Вавилония, Ассирия, Лидийское царство, государство Урарту[3], Древняя Греция и Древний Рим, царства Напата и Мероэ, Саба и Майн, некоторые другие. Их краткая характеристика будет дана ниже.

В отдельную группу «просятся» цивилизации, которые можно назвать «легендарными». Это различные объединения кочевников – амореи, арамеи, киммерийцы, скифы и др. Это не дающая многим покоя таинственная Атлантида[4]. Время от времени обнаруживаются объекты неизвестного происхождения, предположительно инопланетарного характера. Загадочные[5] или экзотические цивилизации оставили слабый или пока еще не вполне выявленный след в мировом развитии.

Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.

4. Период античных государств – 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.

В развитии древних цивилизаций немало общих моментов, которые позволили специалистам говорить о восточном типе цивилизационного развития. Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец 3-го тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Для того чтобы понятие «восточный тип цивилизационного развития» было воспринято конкретно исторически, обратимся к кратким характеристикам древневосточных обществ.

studfiles.net

"Особенности развития цивилизаций Древнего Востока и Запада".

Практическая работа

Тема: «Особенности цивилизаций Древнего мира –

древневосточной и античной».

Задание:

письменно в тетради заполните таблицу, работая с материалом учебника:

В.В.Артёмов, Ю.Н.Лубченков "История..." Ч. I.; $3.; Стр.32-35.

Сравнительная таблица:

«Цивилизации Запада и Востока: общее и особенное».

7. Положение общины, её состав, образ жизни:

а) социальный состав общины;

б) положение общины в государстве;

в) экономический образ жизни общины.

---------------------------------

----------------------------------

---------------------------------

---------------------------------------

---------------------------------------

--------------------------------------

Практическое занятие

Тема: «Особенности цивилизаций Древнего мира –

древневосточной и античной».

Сравнительная таблица:

«Цивилизации Запада и Востока: общее и особенное».

Домашнее рабство

(рабы входили в состав большой патриархальной семьи).

Рабство отличалось особой жестокостью.

В Древней Греции долговое рабство было изжито.

5. Положение личности в обществе.

Сам по себе человек ничего не значил.

Принадлежность к общине считалась привилегией (изгнание из общины – суровое наказание).

Индивидуализм, культ личности, принцип соревновательности.

6. Верховная собственность на землю.

Царь – верховный собственник земли.

Община- полис.

7.Положение общины, её состав, образ жизни:

а) социальный состав общины;

б) положение общины в государстве;

в) экономический

образ жизни общины.

Только сельское население.

Государство над общиной

(налагало на общину ряд обязанностей).

Натуральное хозяйство (экономически замкнута).

Сельское и городское население.

Государство вырастало из общины (греческие общины-полисы).

Автарктное хозяйство (связано с рынком)

infourok.ru

Практическая работа по теме: "Сравнение древних мировых цивилизаций"

Раздел 2. Цивилизации древнего мира

Тема 2.3. Античная цивилизация

Практическая работа № 1

Сравнение древних мировых цивилизаций

Тема: Сравнение древних мировых цивилизаций

Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания

Учебные задачи: научиться составлять логические цепочки;

научиться составлять схемы;

научиться проводить сравнительный анализ древних мировых цивилизаций, выявлять общие черты и различия

Предметные результаты:

владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

Задачи практической работы

1. Повторить материал по теме «Цивилизации древнего мира»

2. Ответить на вопросы.

3. Составить логические цепочки

4. Ответить на вопросы к документу

5. Составить сравнительную схему

Обеспеченность занятия

1. Тетрадь для практических занятий

2. Ручка

3. Тексты заданий

    1. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Цивилизации Древнего мира зарождались в различные исторические периоды с V по конец I тыс. до н. э. С точки зрения географического положения можно выделить два больших региона, в которых создавались разнообразные культуры: Восток и Европа.

Древние цивилизации образовались на Востоке - обширной географической области, протянувшейся от Средиземноморья до Тихого океана. Это пространство условно делится на Ближний Восток (Северо-Восточная Африка, восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Месопотамия), Южную Азию (полуостров Индостан) и Дальний Восток (Китай, Юго-Восточная Азия и Япония). Из древнейших цивилизаций данного региона выделяются: на Ближнем Востоке - египетская, месопотамская и хеттская; в Южной Азии - цивилизации Инда и арийцев; на Дальнем Востоке - цивилизации Китая и Японии.

В Европе древние цивилизации существовали в Карпато-днестровском-понтийском пространстве (цивилизация Кукутень-Триполье), на островах Эгейского моря (минойская), юге Балканского полуострова (микенская и греческая) и Апеннинском полуострове (этрусская и римская).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуются как «революция»? Что такое революция?

2. Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, который поставил первобытных людей перед угрозой голодной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис.

3. В чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?

4. Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

Задания для практического занятия

1. Составьте логическую цепочку

Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Прочитайте текст учебника (параграф 1). Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив в ней переход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций

2. . Конкретизируйте роль природных факторов в формировании первых цивилизаций

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

— Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Почему первые древнейшие цивилизации ученые называют «речными»?

3. Выполните задание

Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

На основе определения понятия «государство» и текста параграфа составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства.

4. Проведите сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации. Составьте сравнительную схему

Инструкция по выполнению практической работы

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Запишите в тетради название практической работы

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь

Критерии оценки практической работы

Задание 1 – 1 балл

Задание 2 – 1 балл

Задание 3 – 1 балл

Задание 4 – 2 балла

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.

  2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

infourok.ru