Особенности древнейших правовых систем. Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности основных правовых систем современности (стр. 1 из 5). Особенности древнейших правовых систем


Право древнейших цивилизаций

Особенности древнего права.

Древневосточное и античное право

Древнейшее право возникло в IV тысячелетии до н.э., когда в плодородных долинах рек Тигра, Евфрата и Нила зародились первые очаги цивилизации: земледелия, письменности, юридической культуры и государственности. И впоследствии всякий раз, когда тот или иной народ самостоятельно переходил от родоплеменного строя к государственному, у него формировались институты и нормы права, чрезвычайно сходные по содержанию и уровню развития с теми, которые имелись на Древнем Востоке, у эллинов и в Римской державе до середины I тысячелетия н.э. Эти сорок веков, завершающих период древней истории человечества, были временем господства древнего права; но и спустя столетия институты древнего права самостоятельно возникали и развивались у народов Америки, Центральной и Южной Африки, в глубинных районах азиатского континента - вплоть до вторжения европейских колонизаторов в XV-XIX вв. Таким образом, “древнее право” - это не хронологическое, а культурологическое понятие; оно характеризует не время существования правовых норм и институтов, а их содержательные особенности. С этой точки зрения знаменитый “Салический закон” франков (VI в.), “Русская Правда” (XI в.) или юридические нормы племенных королевств в Африке XVIII-XIX вв. являются памятниками древнего права, а отнюдь не средневекового или права нового времени.

В истории мировой цивилизации древнее право оставило неизгладимый след. Эпоха господства древнего права - это время зарождения юриспруденции и ее продвижения от самых примитивных, подлинно варварских форм до сравнительно высокоразвитых, ознакомление с которыми поучительно и для наших современников. За неполные пять тысячелетий опыт человечества обогатился невиданными прежде институтами частной собственности, рабовладения и рабства, брака, преступления и наказания, судебной защиты прав и интересов. В своих высших проявлениях, таких как гражданское право Древнего Рима, государственное право Афинской демократии - древнее право служило образцом для заимствований и подражаний - вплоть до начала нынешнего столетия.

Важнейшая особенность эпохи древнего права состоит в том, что люди учились и научались пользоваться вновь обретенными инструментами общественного регулирования: правом и государством.

Правовые нормы нарушили монополию прежних социальных регуляторов - морали и религии. Они стали дублировать, а подчас и заменять их во многих сферах общественной жизни. Власть и собственность, брак и наследование, борьба с преступностью самых разнообразных видов - во всех этих областях возобладали юридические правила, которые сохраняют свои господствующие позиции доныне.

Две системы древнего права

Юридическая история древнего мира знает две основные государственно-правовые модели: (древне)восточную и античную. В первую группу стран входят Древний Египет, Вавилония, древние Индия и Китай, а вместе с ними множество других государств, существовавших в IV тысячелетии до н.э., - первой половине I тысячелетия н.э., на территории азиатского и африканского континентов. К этим восточным обществам примыкают во многом однотипные с ними политико-правовые системы индейских государств Америки, зародившихся в начале нашей эры и сокрушенных европейскими конкистадорами.

К античным государствам принято относить Элладу - Древнюю Грецию, эллинистические государства и, конечно, Римскую державу. Уже в первые века I тысячелетия до н.э. античное право развилось в самостоятельное ответвление на прежде стройном древе мировой цивилизации. В греческих полисах (городах-государствах) начала свое формирование правовая система, основанная на господствующем положении частной собственности, свободных торговых связях и активной роли индивидуума, этого гражданина-собственника, чье личное достоинство, права и свободы защищены правом от всепроникающего и сокрушающего государственного диктата, насилия и грабежа.

Иначе выглядела правовая система (древнего) Востока: здесь общество оказалось поглощено государством, ибо не были разделены власть и собственность. Государь и государство обычно являлись верховными собственниками общественного достояния и по праву сильного распоряжались всеми ресурсами и всем имуществом в стране. Это явление получило название “власть-собственность”, причем власть превалировала над правом и порождала собственность: чтобы быть собственником, а не просто владельцем, надо занимать определенное место в государственной иерархии. Собственность привязывалась в большей мере к должности, чем к личности, и по наследству, скорее, передавалась именно должность с ее правами и прерогативами (включая верховную собственность владыки), но никак не исключительное право собственности вне зависимости от государственного поста. Конечно, и в древневосточных обществах существовала частная собственность. Она даже могла достигать внушительных размеров, но никогда не становилась материальной основой гражданской самодеятельности и всегда была подчинена “власти-собственности”. В (древне)восточной правовой системе корпорация довлеет над индивидуумом, а правовые отношения отвечают принципу знаменитого китайского реформатора IV в. до н.э. Шан Яна: “Слабый народ - сильное государство”.

Обеспеченная правом большая свобода личности в античном обществе в немалой степени обусловлена быстрым преодолением общинных отношений, тогда как на Востоке общинники тысячелетиями составляли основной слой населения. Ведь без коллективного труда по осушке болот, орошению безводных пустошей, наконец, содержанию уже построенных ирригационных сооружений было невозможно продуктивное земледелие. С другой стороны, длительное сохранение общины поддерживалось пережитками первобытно-общинной идеологии с ее уравнительными принципами – вплоть до коллективного рабовладения. Да и государство в странах древневосточной правовой системы стремилось сохранить общинные отношения, удобные ему круговой порукой при взимании налогов и податей, преследовании преступников и во многих других случаях. В результате право частной собственности, бывшее тогда безусловно прогрессивным явлением, очень долго не обращалось на землю и воду, а затем стеснялось и ограничивалось юридическими нормами.

Итак, длительная консервация общинных отношений стала той почвой, на которой выросло генеральное различие (древне)восточной и античной (“западной”) правовых систем: поглощение государством личности и собственности – в первой и автономия гражданина, основанная на праве частной собственности, – во второй.

studfiles.net

Тема 6. Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира

Количество просмотров публикации Тема 6. Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира - 241

Раздел 2. Государство и право античного мира

Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии

1. Для какой варны не существовало смертной казни:

а) для брахманов

б) для вайшьи

в) для кшатриев

2. Назовите характерную особенность рабства в Древней Индии:

а) без противопоставления свободных и рабов

б) традиционно жестокие условия рабства

в) законодательство закрепляло полный произвол рабовладельцев

3. По законам Ману договор купли-продажи имел специфическую особенность:

а) его можно было расторгнуть в течение 10 дней без уважительных причин

б) было обязательно присутствие свидетелœей

в) его могли заключать даже рабы

4. Что представлял из себя институт брака в Древней Индии:

а) имущественную сделку в рамках традиций индуизма

б) договор о правах и обязанностях мужа и жены

в) свободное сожительство

5. Назовите основной вид доказательства вины по Законам Ману:

а) свидетельские показания

б) обвинœение потерпевшего

в) ордалии

6. Судебный процесс в Древней Индии был:

а) состязательным и публичным

б) инквизиционным

в) обвинительным

Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая

1. На сколько периодов делится история Древнего Китая?:

а) 4 периода (Шан,Чжоу, Цинь, Хань)

б) 2 периода (Шан, Цинь)

в) 3 периода (Чжоу, Цинь, Хань)

2. Кто в Древнем Китае являлся высшим судьей, первосвященником, верховным военным вождем:

а) ван

б) сян

в) гун

3.Основная идея школы легистов:

а) преобладающее значение норм права над нормами морали

б) преобладающее значение норм морали над нормами права

в) равное соотношение норм права и норм морали

4. Идеологическая основа судебно-правовой системы с 3 века до н.э.:

а) слияние конфуцианства с легизмом

б) легизм

в) конфуцианство

5. Главное требование при заключении торговых сделок в Древнем Китае:

а) письменная форма и уплата пошлины

б) устная форма и присутствие свидетелœей

в) устная форма и уплата пошлины

6. Какая отрасль права была базовой для всœей правовой системы:

а) уголовное право

б) обычное право

в) обязательственное право

7. Какой принцип действовал в уголовном праве Древнего Китая?:

а) принцип презумпции виновности

б) принцип презумпции невиновности

в) принцип объективного вменения, то есть ответственности без вины

1. Характерной чертой правовых систем античного мира является:

а) культ права и законопочитания

б) главенство не закона, а обычая

в) преобладание религиозных норм

2. Для римского права характерно:

а) общий, абстрактный характер норм закона

б) казуистическая форма норм права

в) сочетание норм права с нормами морали

3. Юриспруденция как наука зарождается в рамках:

а) римского права

б) древнегреческого права

в) в праве Македонии

Тема 7. Государство и право Древней Греции

1. Как в Древней Греции с 682 ᴦ. до н.э. называлась должность главы государства:

а) архонт

б) стратег

в) автократор

2. Орган публичного управления, заменивший совет старейшин, назывался:

а) ареопаг

б) экклезия

в) булэ

3. Реформы Солона начались с проведения:

а) сейсахтеи (сисахфия)

б) создания Совета 400 (булэ)

в) учреждения народного собрания (экклезии)

4. Как назывался высший судебный орган в Древней Греции:

а) народный суд – гелиэя

б) коллегия 9 архонтов

в) Совет ареопага

5. Кто продолжил реформирование древнегреческого общества после Солона:

а) Клисфен

б) Драконт

в) Писистрат

6. Какие два принципа лежали в базе государственного устройства в Афинской архэ:

а) исономия и исегория

б) атимия и псефизмы

в) докимасия и сисахвия

7. Особенность судопроизводства в Древней Греции:

а) наличие двух видов процесса (и две стадии каждого)

б) отсутствие стадии предварительного расследования

в) ярко выраженный инквизиционный характер

8. Какие судебные дела рассматривало Народное собрание (экклезия):

а) по особо тяжким преступлениям против государства

б) по умышленным убийствам

в) имущественные споры

9. Назовите орган конституционного надзора за деятельностью Народного собрания и высшими должностными лицами:

а) гелиэя

б) Совет ареопага

в) коллегии одиннадцати

10. Как в Древней Греции называлось бесчестье, лишение осужденного политических прав, гражданская смерть:

а) атимия

б) клерухия

в) остракизм

11. Афинское государство с 462 ᴦ. до н.э. по форме государственного правления и политическому режиму представляло собой:

а) форма народовластия в виде рабовладельческой демократии

б) аристократическая республика

в) олигархия с демократическими структурами правления

12. Особенности древнегреческого права:

а) неполитическое понимания закона и права

б) следование обычаям и жреческим пережиткам

в) закон стоит на страже интересов государственной власти

referatwork.ru

Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.

Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н. э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

Именно в римском обществе, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право — это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.

cyberpedia.su

Особенности основных правовых систем современности

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра

истории государства и права, конституционного права

Особенности основных правовых систем современности

Курсовая работа

студента 2 курса

25 группы

вечернего отделения

Е . А . Позднякова

Научный руководитель

Старший преподаватель

C. В . Азарова

Новосибирск, 1999

Введение …………………………………………………………………3

Англосаксонская правовая система …….………… ……………..5

1.1 Особенности происхождения…………………….. ……………5

1.2 Особенности англосаксонского права……………………… .7

2. Романо-германская правовая система……………………… .9

2.1 Возникновение ……………………………………. ……….…… .9

2.2 Особенности романо-германского права . ……….. ……. ..10

3. Особенности мусульманского права………………………. ..18

4. Заключение …………………………………………….. ……… …22

5. Список литературы ………………………………………….. ...23

ВВЕДЕНИЕ

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему —совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран. Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем.

Заслуживает внимания подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных —классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, вклющающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии —выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге «Введение в правовые сравнения в частном праве», вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».

«Стиль права»по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо —американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско —ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско —ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо —германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем.

Данная курсовая работа посвящена особенностям англосаксонской, романо-германской и мусульманской правовых систем. Эти правовые системы охватывают большую часть земного шара, и в зависимости от своего исторического и культурного развития имеют свои характерные особенности, которые меня заинтересовали еще в прошлом году, когда темой моей курсовой работы было соотношение источников права в этих правовых системах.

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Особенности происхождения

«Общее право»—это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до 17 века —исключительно история английского права. В связи с этим, рассмотрим историю его развития, которое шло тремя путями: формированием «общего права», дополнением его «правом справедливости», и толкованием статутов.

Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое. После норманского завоевания Англии (1066г.) основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевские суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширался. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. «Английское «общее право»образует классическую систему прецедентного права или права,создаваемого судьями». Использование древних форм, особого «юридического языка», умение находить нужный судебный прецедент, исключали возможность работы в судебных органах лиц без специальной юридической подготовки. Ф. Энгельс характеризовал английское общее право так: «Адвокат здесь все: кто достаточно основательно потратил свое время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределенность закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних суде в аналогичных случаях: этим она только усиливается, ибо эти решения точно также, взаимно противоречат друг другу[1] ».

Поскольку основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в королевский суд, сложилась формула «Средство судебной защиты важнее права», которая и до сих пор определяет характерные черты английского правопонимания.

К концу 13 века возростает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому, изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно с этим устонавливается право судей интерпретировать статуты —право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что учавствуя в парламенте при обсуждении статутов,они лучше других могут пояснить их содержание. Так прецеденты распространялись на дополнительную сферу —толкование законов. В 19 веке в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно —денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры ёспоры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Так рядом с «общим правом»сложилось «право справедливости».

До 1873 г. в Англии на этой почве существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, принемающих нормы «общего права», существовал суд Лорда-канцлера. »Право справедливости», как и «общее право», является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданны иным путем, и охватывают иные отношения чем «общее право». Несмотря на общие черты «общего права»и «права справедливости», прецеденты их судов фиксировались раздельно, что и привело к дуализму английской правовой системы, который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873-75 гг. Эта реформа слила «общее право» и «право справедливости»в единую систему прецедентного права.

В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предоставленных правил, для англичанина право-это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение.На континенте юристы интересуются прежде всего тем,как регламентирована данная ситуация; в Англии внимание сосредотачивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы придти к правильному судебному решению.

В странах романо-германской семьи правосудие всегда осуществлялось судьями,имеющими университетский диплом юриста.В Англии даже судьи в «Высших»судах до 19 века не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование;они овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судо производства. Лишь а наше время наличие университетского диплома стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей; профессиональные экзамены, позволяющие заниматься юридическими профессиями, стали очень серьезными и могут рассматриваться сегодня как эквивалент юридического диплома. Однако и сегодня, в глазах англичан, главное то, чтобы дела разбирались в суде добросоветными людьми. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья в отличии от доктрины и законодателя не создает решения общего характера в предверии серии случаев, которые могут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль в том, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы «общего права»более гибкими и менее абстрактными,чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным.

mirznanii.com

3. Основные правовые системы современности

2. Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут

20.1. Понятие и типология правовых систем

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Подробнее: 20.1. Понятие и типология правовых систем

20.2. Англо-американская правовая система

Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

Английская правовая система включает «общее право», «статутное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться централизованная судебная система. Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

Подробнее: 20.2. Англо-американская правовая система

20.3. Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции. Романо-германская правовая система – это результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.

Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону и в первую очередь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, например в уголовном, и единственным источником права.

Подробнее: 20.3. Романо-германская правовая система

20.4. Мусульманское право

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

studfiles.net