1. Периодизация истории Древней Греции. Характерные особенности античного полиса. Особенности древней спарты


Особенности развитие Спарты

В Спарте, самом сильном полисе Пелопоннеса, развитие общества и государства пошло по уникальному пути, не похожему на те процессы, что имели место в большинстве греческих областей. Социальная структура спартанского полиса, возникшего в результате дорийского завоевания, отличалась жёсткой стратификацией (расслоением населения), наличием нескольких сословий, чётко отделённых друг от друга.

Высшим сословием были спартиаты — потомки завоевателей-дорийцев. Только они являлись полноправными гражданами, из их числа формировались все органы власти. Спартиаты освобождались от физического труда и составляли военную  прослойку в государстве. Ниже спартиатов стояли периэки — жители других городов и городков области Лаконика (кроме Спарты). Периэки сохраняли личную свободу, но при этом не имели гражданских прав и не участвовали в управлении полисом. Низшим и самым многочисленным сословием были илоты — покорённое население, зависимые земледельцы. Им приходилось содержать своим трудом господ — спартиатов. За каждым спартиатским семейством закреплялось несколько хозяйств илотов, которые обеспечивали его пропитание, выплачивая очень высокий натуральный оброк — около половины урожая. Спартанский поэт Тиртей так характеризовал положение илотов: Словно ослы, что несут тяжкую долю свою, Волей владык отдают, уступая мрачной судьбине, Равную долю плодов пашни своей господам.

Спартанские воины. Фрагмент декора бронзовой вазы

Спартанские воины. Фрагмент декора бронзовой вазы. Конец VI в. до н. э. Историк

Илоты не были частновладельческими рабами классического типа. Они считались собственностью всего полиса, а не того или иного конкретного хозяина. Потому спартиат не имел права по личному почину продать или убить илота. В то же время сами спартанские власти принимали меры к тому, чтобы илоты жили в постоянном страхе и не пытались освободиться, подняв восстание. Ежегодно высшие должностные лица Спарты объявляли войну илотам, этим давая санкцию на любое, самое жестокое обращение с ними. Периодически на илотов устраивались настоящие облавы (криптии). В них участвовали молодые спартиаты, убивая илотских вожаков из засады и упражняясь таким образом в военном искусстве.

Иногда отряды илотов даже принимали участие в военных походах  Спарты в качестве вспомогательных сил. Очевидно, государство в известной мере доверяло им, коль скоро решалось дать в руки хоть какое-то оружие. Однако в массе своей илоты проявляли недовольство существующим порядком и были постоянно готовы к мятежу.  

Историк Ксенофонт, хорошо знавший спартанские реалии, так пишет об илотах: «Когда среди них заходит разговор о спартиатах, то никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьём».

При этом между спартиатами и илотами существовало резкое численное неравенство. Спартиатов в архаическую эпоху было около 9 тыс. А в дальнейшем их количество постоянно снижалось из-за военных потерь. Число илотов точно неизвестно, но их было как минимум в семь раз больше. Жизнь маленькой горстки спартиатов среди огромных масс подчинённого населения, которые необходимо держать в покорности, была в высшей степени опасной.

Потому-то сословие спартанских граждан и жило, можно сказать, постоянным военным лагерем. В результате так называемых реформ Ликурга, продолжавшихся на протяжении нескольких веков, в среде спартиатов были установлены твёрдая дисциплина и безоговорочное повиновение властям, усилено начало коллективизма, установлено имущественное равенство. Жизнь стала строго регламентированной, максимально простой. Любые проявления роскоши запрещались. Спартиату не разрешалось даже обедать дома, в кругу семьи: он должен был являться на общественные трапезы — сисситии. Нельзя сказать, что имущественного неравенства не было совсем. В Спарте имелись граждане побогаче и победнее. Но вот получить какие-либо преимущества от крупного состояния, «блеснуть» им в спартанских условиях было невозможно. А значит, не имелось никакого стимула к накоплению богатств.

Спарта. Панорамный вид

Спарта. Панорамный вид

Существовала жёсткая система общественного воспитания детей, призванная воспитать у подрастающего поколения мужество, стойкость, умение переносить лишения. Спартиат не имел права самолично покидать пределы родного полиса.

Таким образом, Спарта как бы отгородилась от всего греческого мира подобием «железного занавеса». Сложилась военизированная форма государства; индивид был всецело подчинён общине. Социально-политическое развитие практически остановилось. В результате спартанский полис чрезвычайно усилился в военно-политическом отношении, стал самым могущественным и авторитетным в Элладе.

Но за преимущества пришлось заплатить значительным экономическим и культурным отставанием. Спартанская экономика приобрела почти исключительно аграрный характер, со слабым развитием ремёсел (не считая ориентированных на войну, которыми занимались периэки) и почти полным отсутствием торговли. Только за счёт очень большого по греческим масштабам количества природных ресурсов Спарта оставалась богатым полисом. Плодородие почв на юге Пелопоннеса позволяло ей, в отличие от подавляющего большинства других регионов Греции, не нуждаться в привозном хлебе.

Глиняный флакон в виде головы воина. Спарта

Глиняный флакон в виде головы воина. Спарта. Около VIII в. до н. э.

Некогда достаточно духовная жизнь спартанцев приобрела однообразные, застывшие формы. Впрочем, не следует считать спартиатов грубыми и некультурными людьми, солдафонами. Античные авторы подчёркивают, что им было свойственно, в частности, умение кратко и остроумно выражать свои мысли (отсюда термин «лаконизм»).

Граждане Спарты были воспитанными, образованными, грамотными людьми, но их воспитание имело особую специфику. По своим представлениям о жизни они скорее напоминали средневековых рыцарей или японских самураев, чем своих сородичей, в частности афинян или коринфян. Спартиаты жили в обстановке особого «духовного космоса», для которого был характерен ряд черт, свойственных архаичным, традиционным обществам. Среди них — твёрдая религиозность, ориентация на авторитет предков, своеобразный кодекс чести. Он делал невозможными сдачу в плен, бегство с поля боя, окружение собственного города кольцом оборонительных стен. Впрочем, Спарта была обществом не архаичным в собственном смысле слова, а искусственно архаизованным, «подмороженным».

Уникальным являлось и устройство спартанского полиса. Спарта едва ли не единственное государство Эллады, в котором не ликвидировали царскую власть. При этом — тоже исключительно спартанская особенность — царей было два; соответственно имелись две династии (Агиады и Еврипонтиды).

Однако цари были по сути не монархами, не абсолютными правителями, а лишь высшими должностными лицами полиса. Их полномочия, весьма ограниченные, фактически сводились только к функциям верховных главнокомандующих и верховных жрецов.

Реально самым важным органом управления в Спарте был Совет старейшин. Он назывался герусией, а его члены — геронтами. Герусия состояла из 30 человек: в неё по своей должности входили цари, а кроме них — 28 пожилых граждан (не моложе 60 лет) избиравшихся пожизненно. Геронтами становились, как правило, наиболее влиятельные и авторитетные спартиаты. Именно герусия руководила всеми государственными делами: вырабатывала проекты законов и постановлений, распоряжалась финансами полиса, играла роль верховного суда.

Формально высшей властью в Спарте, как и в любом греческом полисе, было народное собрание. Здесь оно называлось «апелла». Собрание объявляло войну и заключало мир, принимало законы, избирало должностных лиц (естественно, кроме царей). Но апелла созывалась редко и нерегулярно, обычно по инициативе геронтов. В ней не допускались какие-либо дебаты или дискуссии. Власти вносили на рассмотрение собрания те или иные меры, а спартиаты должны были только голосовать «за» или «против». Более того, если апелла принимала решение, неугодное герусии, последняя могла распустить собрание, отменить его результаты, а через какое-то время назначить повторное голосование.

Однако преуменьшать значение спартанской апеллы не следует. Какие бы ограничения ни накладывались на её деятельность, всё же главный закон Спарты — «Великая ретра» — гласил: «Господство и сила да принадлежат народу». Иными словами, без согласия народного собрания ни одно сколько-нибудь важное решение не могло быть проведено в жизнь.

Позже, чем остальные элементы спартанского государственного устройства, появилась коллегия, состоящая из пяти эфоров (надзирателей). Эфоры избирались сроком на один год, при этом избранным мог быть любой спартиат независимо от знатности и богатства. Таким образом, институт эфоров был, бесспорно, демократическим по своему духу.

В функции эфоров входил контроль над другими высшими должностными лицами, чтобы те не нарушали законов и интересов гражданского коллектива. Особенно бдительно  эфоры следили за царями, стремясь не допустить даже попыток перерастания их власти в настоящую монархию или тиранию. Эфоры располагали необычайно большими полномочиями: они могли отстранить царя от власти и даже приговорить его к казни.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Особенности государственного строя Древней Спарты.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Конец II-начало Iтыс. дон. э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, про-

слеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

В IX-VII вв. до н. э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшие полисы - Спарта и Афины.

Образованию Спартанского государства предшествует завоевание северными племенами долины реки Эврот. Пришельцы превращают местных жителей в рабов (илотов). Для того чтобы держать в повиновении огромную массу людей, спартанцы организуют жизнь в своем государстве на военных началах.

В VII в. до н. э. Спарта ведет успешные завоевательные походы, участвует в организации Пелопоннесского союза, объединившего интересы южных полисов.

В 431 г. до н. э. этот союз сталкивается с Афинским морским союзом. Война заканчивается в 404 г. до н. э. победой спартанцев. ВIV-III в. до н. э. в Спарте растет имущественное неравенство, это приводит к частым

волнениям. Спарта теряет политическую независимость в 146 г. до н. э. после подчинения греческих земель Риму.

Органы Спартанского государства: царь, коллегия эфоров, совет старейшин и народное собрание. Царь обладал ограниченной военной властью, приносил жертвы богам, рассматривал некоторые судебные дела. Эфоры были вправе возбудить судебное пре-

следование царя и лишить его власти. Эфоры созывали народное собрание и совет старейшин; вели переговоры с иностранными государствами; руководили мобилизацией войск, осуществляли надзор за царем во время походов; обладали полицейской властью;

выступали в качестве судей по гражданским делам.

Совет старейшин (герусия) обсуждал дела, намеченные к рассмотрению в народном собрании; рассматривал дела о государственных преступлениях.

Народное собрание, состоявшее из полноправных граждан, избирало членов герусии и эфоров. Народное собрание решало вопросы войны и мира, выбирало послов, ведало вопросами гражданства, выступало в качестве суда при возбуждении дела об отстранении должностных лиц от должности. Этот представительный орган не играл существенной роли в Спарте.

students-library.com

1. Периодизация истории Древней Греции. Характерные особенности античного полиса

2. Общественный строй Древней Спарты. Правовое положение основных категорий населения в Спарте

3. Государственный строй Древней Спарты

1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято подразделять на три периода:

• гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

• архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

• классический период - V - IV вв. до н. э.

На полисном этапе в Греции не сложилось единого государства.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

Древнегреческий античный полис это не только город-государство, но и особая форма социально-экономической и политической организации общества – община граждан. Т.е. полис – это прежде всего гражданская община, коллектив граждан, а также это военная организация полноправных граждан.

Спарта являлась самым необычным из всех древнегреческих государств-полисов.

2. Спартанское государство располагалось в юго-восточной части Пелопоннеса, в области носившей название Лаконика. От названия этой области происходило наименование всего Спартанского государства – Лакедемон.

Главная же особенность формирования полиса в Спарте заключалась в том, что он возник в результате вторжения дорийских племен на Пелопоннесский полуостров, и подчинения ими местного населения (ориентировочно X – IX вв. до н. э.).

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

• спартиаты;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты (по достижении 30 лет). Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры) - 10 тысяч участков, переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами (илотами). Первоначально эти наделы были равными, поэтому община спартиатов именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественного расслоения. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста и почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомепенов (неполноправных).

Периэки - это бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они

были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. Они были обязаны платить налоги. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Представители племен, которые сопротивлялись завоевателям, становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном государством спартиату-гражданину. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора (криптии). Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. В Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.

Олигархия «власть немногих» – политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни полиса. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя архагетами-царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены вначале герусией, а позже коллегией эфоров – высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Коллегия эфоров, первоначально задуманная как орган демократического контроля за деятельностью герусии и спартанских царей, постепенно превратился в правительственный орган, стоявший над обществом.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. Герусия также имела право отменять решения Народного собрания (апеллы), если считала их по каким либо причинам неправильными. Совет геронтов мог при необходимости возбудить судебное преследование против спартанских царей, входивших в его состав. Однако с усилением власти эфоров постепенно уменьшалось значение герусии.

В 4-3 вв. до н.э. в Спарте происходит разрыв между богатыми и бедными, большое количество граждан этого государства разоряются и лишаются политических прав.

В 146 г. до н.э. Спарта потеряла независимость, вследствие после подчинения греческих земель Риму.

Таким образом, среди древнегреческих полисов Спарта занимает особое место. В Спарте сложилась система всеобъемлющего контроля над повседневной жизнью граждан, и полная регламентация всех ее сторон. Но, при отсталой экономике, перед лицом постоянной угрозы восстания порабощенного населения, численность которого во много раз превосходила численность самих спартиатов, такая система была наиболее простым и рациональным способом консолидации гражданского коллектива, хотя она и привела к окостенению всей общественной жизни Спарты и ее почти полной изоляции от внешнего мира.

studfiles.net

Филимонова И.В. Особенности общественного, государственного строя и правовой системы Древней Спарты

Филимонова Ирина ВладимировнаПятигорский государственный лингвистический университеткандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Filimonova Irina VladimirovnaPyatigorsk state linguistic UniversityPhD of legal sciences, associate professor of the Department of theory and history of state and law

Библиографическая ссылка на статью:Филимонова И.В. Особенности общественного, государственного строя и правовой системы Древней Спарты // Политика, государство и право. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/09/1883 (дата обращения: 07.06.2018).

Древняя Спарта была самым необычным из всех известных нам древнегреческих государств. Именно эта необычность, заключавшаяся, прежде всего, в военной мощи, непререкаемом авторитете на международной арене, устойчивой стабильности государственного строя, его исключительном своеобразии, издавна привлекала к Спарте внимание исследователей. В основном исследованием особенностей образования спартанского государства, его развития и упадка занимались историки – Ю.В. Андреев, К.М. Колобова, Л.Г. Печатнова, В.С. Сергеев и др. Со стороны юристов интерес к Древней Спарте невелик – в последнее время появилось всего несколько статей, посвященных отдельным аспектам государственного устройства и правовой системы данного государства – С.В. Волковой, Н.А. Кравцова. Не преувеличивая достоинств государственно-правовой модели Спарты, как это было во времена Платона и Аристотеля, но и не гиперболизируя ее недостатки, полагаем необходимым проведение краткого анализа специфики общественного, государственного строя и правовой системы Спарты и выделение особенностей образования данного государства, его развития и функционирования в период наивысшего расцвета с учетом того, что достаточно долгое время Спарта удерживала первенство в эллинском мире.

Древняя Спарта как государство образовалась, по последним данным, в конце X в. до н.э. в результате завоевания дорийцами – одним из греческих племен – территории Лаконики (юга Пелопонесского полуострова), где проживали ахейские племена. Ахейское население было либо порабощено завоевателями (основная масса), либо уничтожено, либо бежало. Впрочем, незначительная часть населения – прежняя ахейская племенная знать – ассимилировалась с дорийцами. По сведениям Страбона, захваченная Лаконика была разделена на шесть частей, при этом Спарта была объявлена царской резиденцией. Периэки, жители приграничных районов Лаконики, подчинились спартанцам. Позднее они были лишены равенства в правах со спартиатами и стали платить подати. Также в Спарте была установлена илотия, просуществовавшая вплоть до римского завоевания. Илоты по правовому статусу были близки к государственным рабам. Они селились в специально отведенных для них поселениях и несли разнообразные повинности [1, с. 216].

Как видим, Спарта была образована насильственным путем. Завоевание обширной, довольно густонаселенной территории поставило дорийскую знать перед необходимостью постоянно держать в повиновении покоренное население. Поэтому государство в Спарте как инструмент угнетения и подавления возникло достаточно рано. Тем не менее, в нем намеренно сохранялись многие пережитки родоплеменного строя, которые способствовали сплочению спартиатов.

Особый интерес представляет общественный строй Древней Спарты. Вся завоеванная земля считалась принадлежащей господствующей спартанской общине – «общине равных». Число полноправных спартиатов менялось – к V в. их осталось не более 6000, а в конце IV в. до н.э. насчитывалось лишь около 1000. Частной собственности спартиатов на землю не существовало. Каждая семья спартиатов получала в пользование участок земли – клер. Участки нельзя было ни отчуждать, ни дробить.

На клерах трудилось прикрепленное к земле сельское население – илоты. Они были обязаны выплачивать владельцам клеров установленный государством налог (апофору), составлявший до половины урожая. Налог выплачивался натурой – в него входили известное количество зерна, масла, мяса, вина и других сельскохозяйственных продуктов. Сдав норму, илоты могли свободно распоряжаться излишками. Как следствие, среди илотов встречались вполне зажиточные люди. Так же, как и земля, илот был собственностью государства. Его нельзя было продать, – только использовать его труд. Илот был обязан под угрозой тяжкого избиения беспрекословно повиноваться любому спартиату. Илоты выполняли самые грязные и тяжелые работы, носили особую одежду. Им было запрещено иметь оружие.

Следует отметить, что илотия была весьма специфической формой рабства. В данном случае раб не отчуждался полностью от средств производства и вел самостоятельное хозяйство, используя принадлежащие ему рабочий скот, инвентарь и иное имущество. Спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов. Рабовладелец-спартиат был не организатором производства, а пассивным получателем ренты; хозяйственная же инициатива полностью сосредоточивалась в руках непосредственного производителя – илота. К тому же илоты не были оторваны от родного дома. Напротив, они были навсегда прикреплены к своему месту жительства и земле, которую обрабатывали [2, с. 156].

Безусловно, илотов не устраивало их положение. Как следствие, вся история Спарты насыщена фактами их восстаний. Страх перед этими восстаниями заставлял спартиатов особенно заботиться о безопасности своих жилищ. Помимо этого, время от времени спартиаты предпринимали криптии – карательные экспедиции против илотов, во время которых отряды спартанской молодежи, вооруженные короткими мечами, отправлялись за город, устраивали засады, и по ночам нападали на поселения илотов, убивая наиболее сильных и опасных из них [1, с. 219]. Тем самым решались две задачи – регулировалась численность илотов (значительно превышавшая численность самих спартиатов), а спартанские юноши получали дополнительные боевые навыки.

Под властью Спарты находились и периэки. Они считались свободными, владели имуществом, в том числе землей на праве частной собственности и могли отчуждать ее. Многие из периэков были ремесленниками. У этих жителей Спарты существовало самоуправление, контролируемое спартанским правительством. В управлении государством они не участвовали.

Многие спартанские общественные, государственные и правовые институты связываются с именем легендарного Ликурга  – законодателя и мудреца, в образе которого слились черты бога и человека. Его деятельность относят приблизительно к VIII в. до н.э. Согласно Плутарху, Ликург был дядей и воспитателем молодого спартанского царя; фактически же управлял государством. По совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру (ретрами назывались письменные изречения, обычно приписывающиеся божеству и заключавшие в себе какие-либо важные постановления), выполняя тем самым божественную волю. Эта ретра легла в основу государственного устройства Спарты. Большинство исследователей считают ее подлинным историческим документом. Если даже Ликург и не был реальным историческим лицом, вполне вероятно, что связанные с его именем мероприятия (установление коллективного владения рабами и землей, наделение граждан равными наделами земли – клерами, реорганизация совета старейшин, установление эфората) были проведены одним государственным деятелем, впоследствии обожествленным.

Как отмечал Плутарх, Ликург был убежден, что отдельные законы не принесут государству никакой пользы. Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным стала герусия (совет старейшин). Как полагал Платон, именно благодаря существованию герусии государственный строй Спарты обрел прочность и устойчивость. 28 геронтов всегда вставали на сторону царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время переходили на сторону народа, чтобы не дать утвердиться тирании. Помимо геронтов, избираемых пожизненно из достигших 60 лет представителей самых влиятельных спартанских родов, в герусию автоматически входило два выборных царя-архагета. Выборы в герусию носили примитивный характер – апелла (народное собрание) криками выражала свое одобрение выдвигаемым кандидатам, а запертые в особом помещении эксперты решали, кто будет избран. Безусловно, при этом были возможны всевозможные злоупотребления. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться апеллой, могла вмешиваться во все внутренние и военные дела спартанской общины, выступала в качестве верховного суда и военного совета (хотя в последнем случае ее функции были совещательными). Если первоначально компетенция герусии была практически неограниченна, то со временем значение герусии уменьшилось.

Апелла состояла из полноправных, достигших 30 лет спартиатов. Формально она считалась верховным органом государства. Апелла избирала должностных лиц, принимала решение в случае возникновения спора о престолонаследии, выбирала главу военного похода, участвовала в законотворческой деятельности, решала вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Фактически собрание играло крайне незначительную роль, поскольку было лишено всякой инициативы. Апелла созывалась царями и геронтами, а позднее и эфорами. Никто из участников апеллы не имел права вносить предложения; можно было только утверждать или отклонять то, что предлагали геронты и цари. В особых случаях, когда отношение граждан к тому или иному предложению было неясно, те, кто выступал за и против, расступались, и на глазок определялось большинство. Позднее народ стал путем добавлений или изъятий искажать принятые апеллой решения. Чтобы избежать этого, к ретре была сделана приписка, согласно которой такое решение должно было считаться непринятым, а собрание распускалось на том основании, что оно извращало лучшее и наиболее полезное.

Во главе государства, как уже отмечалось, стояли два царя-архагета, принадлежавшие к двум правящим спартанским династиям – Эврипонтидов и Агиадов. Считалось, что власть царей – божественного происхождения: они воплощали на земле богов-близнецов Кастора и Полидевка, и в отправлении культа им принадлежала ведущая роль. Главной функцией царей, впрочем, была военная – они возглавляли гражданское ополчение и предводительствовали им на войне, причем в поход отправлялся один из царей. В их обязанность также входило наблюдение за распределением и использованием земельных наделов. Власть царей была фактически ограничена тем, что они являлись членами герусии.

Спустя 130 лет после правления Ликурга появился институт эфората. Фактически этот орган стал руководить государством. Эфоры занимали исключительное положение. Их было пятеро; они ежегодно избирались апеллой. Эфоры составляли единую коллегию и выносили решения большинством голосов. Они созывали и апеллу, и герусию; руководили деятельностью этих органов. Эфорат ведал вопросами внешней политики, внутреннего управления, надзирал за осуществлением прав и соблюдением дисциплины, контролировал деятельность всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. Также эфоры осуществляли гражданскую юрисдикцию. Важнейшей функцией эфоров был контроль деятельности царей вплоть до отмены их решений и привлечения их к суду герусии. Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Раз в 8 лет эфоры собирались и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят звезду, падающую на определенном участке неба в определенном направлении, то одного из царей необходимо сменить. Таким путем эфоры могли добиться смещения неугодного царя.

Вторым важным преобразованием Ликурга стал передел земли. Лаконика была поделена между периэками на 30000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте – на 9000 (по числу семей спартиатов). Каждый надел был такой величины, чтобы приносить 70 медимнов ячменя на одного мужчину и по 12 на женщину, а также соразмерное количество жидких продуктов [2, с. 155; 1, с. 216].

В-третьих, Ликург вывел из обращения золотую и серебряную монету, оставив только железную, да и той при огромном весе и размерах назначил ничтожную стоимость; запретил спартиатам заниматься ремеслом и торговлей. Более того – были искоренены ремесла и искусства, которые способствовали бы появлению красивых дорогих вещей, которые считались излишеством. По этой же причине дома разрешалось строить только при помощи топора, пилы и молотка [3, с. 75; 4, с. 87].

Наконец, Ликург учредил так называемые «обеденные товарищества», являвшиеся одновременно боевыми подразделениями (сисситии, или фидитии). Принятый в число граждан 20-летний юноша должен был сразу вступить в сисситию. Прием осуществлялся при единодушном согласии всех членов данного товарищества, в которое обычно входило 15 мужчин разного возраста (чтобы молодые могли перенимать опыт старших товарищей). На совместные трапезы собирались ежедневно, и каждый участник должен был ежемесячно вносить свою долю продуктами, получаемыми с закрепленного за ним клера (медимн ячменной муки, 8 хоев вина, 5 мин сыра, 2,5 мины смокв и незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы) [1, с. 216]. Участие в сисситиях было неразрывно связано с наличием политических прав. Из числа равных исключались те, кто не мог делать взносы для организации сисситий. Таких лиц называли гипомейонами – опустившимися [4, с. 87].

Правовую систему Спарты нельзя отнести к развитым. Долгое время основными социальными регуляторами оставались обычаи; писаного права не существовало. Законотворчество впервые стало связываться с именем Ликурга.  Приписываемое ему законодательство принималось в атмосфере напряженной социальной борьбы, что нашло в нем непосредственное отражение – законы были направлены на смягчение остроты социальных противоречий.  Впрочем, в оригинале законодательство Ликурга до наших дней не дошло. Известно также, что спартанское право испытывало на себя влияние законодательства других государств.

Законами регламентировались все сферы общественной жизни – даже такие, которые традиционно подлежат регулированию нормами морали или обычаями. Так, специальными предписаниями устанавливалось, какую одежду можно носить, и какую пищу употреблять.

Имущественные отношения были слаборазвитыми, что обеспечивалось государственной политикой сохранения родоплеменных традиций (прежде всего равенства спартиатов) и земледельческого уклада жизни. Как следствие, преобладал натуральный обмен.

Особое внимание уделялось регламентации семейных отношений. Спартанская община определяла, когда спартиат мог вступить в брак. Брак считался долгом каждого и мог заключаться по жребию. Согласно законам Ликурга, новорожденные подвергались специальному осмотру. Если у ребенка были физические недостатки, и он не мог впоследствии стать полноценным воином, его убивали, бросая в Апофеты – расщелину в горах Тайгета [1, с. 219]. Дети воспитывались в родительском доме только до семи лет. После этого они подлежали общественному воспитанию – агоге. Такая система как нельзя лучше отвечала потребностям подготовки новых воинов. Дети жили в казармах, объединялись в агелы (отряды), подвергались всяческим лишениям и испытаниям и жестоко наказывались за нарушение дисциплины. Прохождение такой школы было необходимым условием для получения гражданских прав. Взрослый спартиат не мог покинуть город без разрешения своего военного начальства.

Важнейшей государственной задачей считалось воспитание спартанок, так как община была заинтересована в рождении крепких и здоровых детей. Молодые девушки выполняли те же физические упражнения, что и юноши, были допущены к занятию военным делом. Внебрачные связи не осуждались. Выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям – рождению и воспитанию детей.

Правонарушение сразу влекло за собой наказание. Преступления карались изгнанием из общины, что для спартиата было страшнее смерти [4, с. 87].

Общественный, государственный и правовой строй Спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. Особый уклад спартанской жизни обеспечил военное лидерство Спарты среди других полисов юга Эллады – в VI в. до н. э. вокруг Спарты сложился Пелопонесский союз, объединивший  нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за гегемонию в Элладе. В каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а Спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями. В самой Спарте взаимоотношения органов государственной власти несколько изменились в сторону усиления власти царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения апеллы). Также более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания [5, с. 57].

Первое время Пелопонесский союз был выгоден всем участникам. Спартиаты рассчитывали на помощь союзников при подавлении восстаний илотов, союзники видели в Спарте самое сильное государство, способное оказать военную поддержку в борьбе с другими греческими городами. Вначале Спарта почти не вмешивалась во внутренние дела своих союзников. Позднее это изменится, и Спарта станет оплотом консервативных, олигархических течений Греции.

После победной для Спарты и ее союзников Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.) с Афинами и другими греческими полисами, спартанское общество стало быстро расслаиваться, и это расслоение уже не невозможно было сдержать. Сократилось число полноправных спартиатов, власть стала практически изолированной от основной массы активного населения полиса. В III в. до н.э. очередной политический кризис завершился почти полной ликвидацией традиционных институтов власти и установлением диктатуры царей в угоду массе неполноправных жителей Спарты. В ходе очередной смуты начала II в. до н.э. власть захватили илоты, и их правление было подавлено только участием других полисов Эллады. В середине II в. до н. э. (146 г.) Спарта утратила свою самостоятельность, став частью греческих провинций Римской империи.

Подводя итог краткому обзору общественного, государственного строя и правовой системы Спарты, следует отметить следующее.

1. На протяжении всей истории Спарта оставалась земледельческой страной. Захват соседних земель являлся движущей силой спартанской политики, поскольку в Спарте ощущался острый земельный голод в связи с избытком населения. Вот второй половине VIII в. до н.э. это привело к длительной войне с Мессенией, окончившейся победой Спарты и порабощением ее населения Мессении. К VII в. до н.э. относится Вторая Мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренных. Очередная победа Спарты позволила отодвинуть временные границы надвигавшегося аграрного кризиса, но внутренняя напряженность сохранилась.

2. Наиболее существенной особенностью Спарты был ярко выраженный военный характер государства. Военная организация спартанцев считалась в Греции образцовой. Спарта имела самое сильное сухопутное войско, ядро которого составляла тяжеловооруженная пехота – гоплиты. Граждане несли военную службу от 20 до 60 лет. В спартанское войско включались и периэки. Илоты сопровождали спартиатов и периэков в качестве слуг.

3. Еще одна особенность Спарты состояла в том, что государство сохранило форму соседской общины. При этом она не вытеснялась и не поглощалась государством, как это нередко случалось в других раннеклассовых обществах. Напротив, само государство уподоблялось общине или конституировалось как община, что позволяло считать спартанский полис сублимированной формой общины [6, с. 194]. Подчеркнем, что речь идет именно об общине спартиатов – Спарта была аристократической рабовладельческой республикой.

4. Своеобразие общественного строя Спарты состояло в том, что здесь значительно дольше, чем в других эллинских полисах, сохранялись пережитки родоплеменного строя. Община спартиатов приспособила эти пережитки для того, чтобы удержать господство над неполноправным населением. Это стало возможным потому, что плодородная Лаконика была способна прокормить себя самостоятельно, и долгое время жила замкнуто, находясь в стороне от главных центров экономической жизни Древней Греции и торгового оборота. Государство искусственно поддерживало эту замкнутость.

5. Особенности государственного устройства Спарты обусловили застойные явления в ее политической и социально-экономической жизни. Впрочем, победа в Пелопонесской войне над Афинами стимулировала развитие товарно-денежных отношений, что привело к имущественной дифференциации и обострению социальных противоречий, которые существенно ослабили государство, в результате чего в середине II в. до н.э. Спарта оказалась под властью Рима.

Библиографический список
  1. Сергеев В.С. История Древней Греции / Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2008. 926 с.
  2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. Ч. 1 / Под общ ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М.: Норма, 2004. 624 с.
  3. История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2011. 576 с.
  4. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1. М.: ТОН-Остожье, 2000. 528 с.
  6. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. С. 194-216.

Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»

politika.snauka.ru

3. Особенности государственной и правовой системы Древней Спарта

В IX в. до н.э. в долину реки Эврот вторглись с севера дорийские племена, покорив местное население и превратив его в угнетенное сословие - илотов. Жители горных территорий оказались тоже в зависимом состоянии. Они получили наименование периэков. Сравнительно небольшая область, захваченная дорийцами, получила название Спарта. В VIII в. до н.э. Спарта расширяет свою территорию на запад.

Овладев Мессинией, дорийцы превратили ее земли в свою общую собственность.

Становление государственного строя связывают с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывают издание особого документа - ретры (договора). Этот документ появился в условиях острой борьбы в спартанском обществе.

Имущественное неравенство разрушило первобытнообщинные устои и привело к образованию классов и государства. Спарта представляла собой также как и Афины государство-город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

Общественный строй долгое время сохранял значительные остатки первобытнообщинного строя. Общинная собственность на землю сохраняется. Производство развивается слабо. Основное занятие земледелие. С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей.

Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди "равных", как называли себя спартиаты. Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента.

Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах. Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю. Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа "равных" и переводились в разряд "опустившихся" (гипомейенов).

Всюду и во всем был единый порядок, строгая дисциплина. Воспитание молодежи было делом государственным. Мальчики в семилетнем возрасте отбирались у семьи и они проходили обязательное обучение под руководством педоменов - должностных лиц. В основе обучения было физическое воспитание. Спарте нужны были стойкие, храбрые, выносливые и дисциплинированные воины. Все довольствовались простой пищей, одевались в грубую одежду.

С 20 до 60 лет каждый спартиат был военнообязанным. Жениться разрешалось в 30 лет, т.к. в этом возрасте мужчина признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Илоты отличались от рабов античного мира, т.к. Спарта не знала домашнего рабства и крепостные илоты жили обособленно на земельных участках, которыми владели спартиаты.

Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, во владении которого находился илот, мог его, однако, убить, продать, наказать. Илот своей земли не имел. Он работал на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илот имел свое хозяйство и орудия труда. Половину собранного урожая илот обязан был отдать своему господину. Последний мог использовать илота в домашнем хозяйстве.

Во время боевых действий илоты превращались в легковооруженных воинов и их бросали первыми в бой.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу.

Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Государственный строй. Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. В ней господствовала небольшая, но сплоченная группа аристократических семей, державшая в своих руках следующие органы власти: два царя; совет старейшин - герусия; народное собрание (апелла) и эфоры.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные. Неугодные цари могли быть смещены эфорами.

Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду.

Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Герусия – совет старейшин в классовом обществе уже состоял из виднейших представителей господствующего классов в количестве 28 членов. Оба царя также входили в герусию. Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу.

Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства.

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам.

Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год. Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю.

Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек.

Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV-III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.

19

studfiles.net


Смотрите также