Особенности цивилизации древнего китая. Особенности развития культуры древнекитайской цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности развития культуры древнекитайской цивилизации. Особенности цивилизации древнего китая


8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций Китайская. Основа цивилизованных форм жизни была заложена здесь в древности, когда на протяжении веков менялись границы китайских владений, и периоды территориального единства чередовались со смутными временами раздробленности.

Совершенно очевидно, что развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы ханьцы всерьез заинтересовались пришедшими из-за рубежа культурным явлением буддизмом.

Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Наряду с передовым элементами материальной культуры сохранялись архаические. Так, оросительное земледелие, шелкоткацкое и лакокрасочное производство сочетались с охотой, рыболовством и лесными промыслами. В качестве монет долгое время использовались раковины каури наследие первобытного обмена.

Устойчивость Древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народомхань. С древних времен ханьцы полагали. Что их страна находится в центре земли, поэтому называли ее Чжунго Срединноегосударство. Жизнеспособность и потенциал развития Чжунго поддерживались сильнымцентрализованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении Древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Наличие этого образованного слоя чиновников, представляющего специфический, культурно-традиционный тип государственной бюрократии, - важная отличительная черта Древнекитайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологиейконфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.

Общество Древнего Китая уникальный образец сословной иерархии, также тесно связанной со спецификой китайской государственности, с развитостью в ней бюрократической лестницы рангов и званий. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.

Как же чувствовали себя ханьцы в столь тоталитарном государстве? Их система взглядов на мир и место в нем человека сложилась под влиянием идей даосизма иконфуцианства. Хотя помыслы ханьца были устремлены в прошлое, а не в будущее, он был убежден, что в мире существует незыблемый порядок, и, чтобы его не нарушать, следует лишь придерживаться в жизни строгих правил и жить в соответствии с законами природы. Каждый, согласно учениюКонфуция, в меру сил стремился улучшить свою жизнь и занимался поисками земного счастья. В этом ему покровительствовали усопшие предки. В семье хранили таблички, на которых были написаны их имена. Духов предков должны были кормить, выставляя перед табличками угощения. Бездетность становилась личной трагедией ханьца, ибо, если он умирал, некому было заботиться о его душе, и она превращалась в черта, принося вред людям. Эти особенностиментальностикитайцев сохранились до настоящего времени.

Ханьцы верили, что гармоничное сочетание образования и воспитания делают человека человеком, а соединение двух сил Инь иЯн удерживают гармонию в мире. Инь как женское начало там, где тень, сумрак, холод, влага. Ян как мужское начало там, где свет, солнце, тепло, сухость. Благодаря этим двум началам возникают и исчезают все вещи. Все, происходящее вокруг себя, в природе, в обществе, в людях, человек Древнекитайской цивилизации объяснял сочетанием пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Одно начало порождает другое: дерево порождает огонь, огонь землю (зола после сгорания), земля металл (добываемый из горных пород), металл воду (плавясь, металл становится жидким), вода дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает (вскапывает) землю, металл побеждает (рубит) дерево, огонь побеждает (плавит) металл, вода побеждает (гасит) огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду. Подобное миропонимание помогало ханьцам адаптироваться в постоянно меняющемся мире. До настоящего времени китайцы являют пример удивительной адаптации к переменам.

Убежденность в единстве Неба, Земли и человека придавала высокую эстетическую ценность земной жизни, что нашло отражение в достижениях китайской каллиграфии и живописи, архитектуры и театра, литературы и паркового искусства, китайской кухни, медицины и боевых искусств.

Потребности повседневной жизни привели к накоплению многих научных знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги и компаса, пороха и прототипа сейсмографа. Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство. Возведенные ими дворцы, мосты, каналы и храмы восхищали чужеземцев. Шелковые ткани, изделия из лака и полудрагоценных камней создали китайским мастерам мировую славу.

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим основным достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с Античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифику, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывалоконфуцианствоили буддизм в китаизированном виде.

Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример торжества движущей плодотворной силы, гармоничного сочетания традициии новации.

studfiles.net

Особенности развития культуры древнекитайской цивилизации

Древнекитайская цивилизация по возрасту несколько уступает древнеегипетской и месопотамской цивилизациям. В то же время она имеет перед ними важное преимущество – удивительную стойкость, непрерывность, историческую преемственность культурных традиций. Именно эта преемственностьсоставляет характерную черту цивилизации Древнего Китая.

Уже в XIV в. до н.э. сложился фундамент, на котором в течение столетий строилось грандиозное здание китайской культуры. Обогащаясь за счет заимствований из других культур, она при этом сохраняла свой специфический облик с его стойкостью, традиционностью и насыщенностью символикой. Китай усваивал, перерабатывал и включал в себя элементы других культур, как, например, буддизма. Обособленность китайской цивилизации и устойчиво традиционный характер культуры в определенной мере придали ей внешне застойный характер. Однако этот своеобразный застой не исключал достаточно бурной, полной разрушения и созидания внутренней жизни.

Древнекитайская цивилизация являлась типично речной, подобно другим древневосточным цивилизациям. Великие реки Китая – Хуанхэ и Янцзы – были так же своенравны, как Тигр и Евфрат. Они также несли много песка и ила, часто разливались, смывая почву с полей, разрушая дамбы. Хуанхэ к тому же неоднократно меняла русло и ее очень трудно было сдерживать дамбами. Поэтому водозаградительные сооружения в земледельческом Китае строили, чтобы защититься от разрушительных речных наводнений.

Сельское хозяйство было основой экономики Древнего Китая. Земледельцы выращивали различные культуры – зерновые, бобовые, овощные, плодово-ягодные. Для пахоты полей использовали буйволов. Другим важнейшим животным в крестьянском хозяйстве была свинья. В Х в. до н.э. китайцы переняли у западных кочевников искусство разведения лошадей. Из волокон конопли они делали ткани. Позже стали выращивать хлопок, в VI в. до н.э. научились изготавливать шелк.

Племена, населявшие Китай, верили, что жизнь есть творение сверъестественной силы, все в мире находится в движении и постоянно подвергается изменениям. Как и у многих народов мира, у китайцев сильно был развит культ природы. Они поклонялись духам гор, рек, земли, солнца, луны, дождя, ветра и т.д. Этим духам китайцы молились, обращались к ним с просьбами, приносили им жертвы. Вся жизнь и культура жителей Древнего Китая была пронизана загадочными и красочными преданиями, обрядами, ритуалами, которые сопровождали каждого из них от рождения до смерти. Важное место в жизни населения занимал культ неба. Поэтому неудивительно, что китайцы свою страну называли Поднебесная – Тян Ся. В данном случае они не были оригинальны. Для китайцев, как и для многих других народов, земной мир, в котором они жили, был нижним, и он имел противопоставление – небо, мир верхний. В XII в. до н.э. для обоснования законности и верховенства власти императора в большом разноплеменном Китае впервые была использована идея ее небесного происхождения.

Миф о культе неба восходит к мифу о хаосе и сотворении мира. Когда еще не было ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два начала: темное – инь и светлое – ян. Впоследствии, при распространении бинарной системы, инь стало символом женского начала (севера, тьмы, смерти, луны, четных чисел и т.д.), а ян стало символизировать мужское начало (юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.д).

С эпохи Чжоу (XII-III вв. до н.э.) китайцы стали считать небо как воплощение "ян", а землю – "инь". Весь процесс мироздания и бытия рассматривался в Китае как результат взаимодействия инь и ян, которые стремятся друг к другу. Кульминацией этого взаимного устремления считается полное слияние неба и земли. Система инь и ян была основой существования древнего китайского мировоззрения и широко использовалась в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п.

Таким образом, цивилизация Древнего Китая сложилась во II тыс. до н.э. и отличалась своеобразием. Наряду с общими цивилизационными чертами ей были присущи рациональность, прагматизм, обращенность к ценностям реальной земной жизни.

Китайская культура – одна из древнейших. Археологические раскопки, произведенные в ХХ столетии, обнаружили неолитические стоянки и следы древнейшей материальной культуры в центральной части Китая в районе Яншао провинции Хэнань. Это была культура IV-III тыс. до н.э. и получила название "культураЯншао".

Уже в III тыс. до н.э. в Китае умели изготавливать керамику красного, белого и фиолетового цветов, тонкостенные черные кубки и чаши, расписанные спиралями, ромбами, зигзагами, посуду, сосуды и т.д. Дошедшие до нас в большом количестве бытовые и ритуальные сосуды II тыс. до н.э. свидетельствуют о сложившемся самобытном стиле искусства. Они отличаются разнообразием форм, украшены причудливыми горельефами с изображением зверей, птиц, чудовищ, изощренными фантастическими узорами.

В погребениях этого периода помимо бронзовых сосудов из матовой глины найдено инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие, разные изделия из нефрита. Подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 500 кв. м) и состояли из двух, расположенных одного над другим помещений, со стенами, украшенными росписями и инкрустацией. При входах в них ставились статуи фантастических животных, видимо, подземных стражей. Открытые подземные захоронения знати служат доказательством усиления веры в загробную жизнь и значения культа предков. Найденные в этих захоронениях различные предметы можно рассматривать как стремление обеспечить умершего всем необходимым в загробной жизни.

В эпоху государства Шан (II тыс. до н.э.), находившегося в среднем течении Хуанхэ, появились города, обнесенные стенам с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственныхправителей – ванов. Верховный правитель руководил военной и гражданской деятельностью государства (военными походами, строительством дорог, каналов, дамб). Ван выполнял определенные культовые обязанности – от имени народа приносил жертвы Небу, для обеспечения урожая и милости богов в начале полевых работ выходил в поле с мотыгой и проделывал первую борозду, что рассматривалось не как труд, а как священная обязанность.

В конце I тыс. до н.э. государство Шан приходит в упадок и его покоряют кочевники из западных областей – чжоу. Они завоевывают огромную территорию в долине реки Хуанхэ и основывают быстро развивающееся государство. В эпоху государстваЧжоу формируются основы древнекитайской цивилизации. Новые правители переняли от своих предшественников титул "ван". Ван вновь образованного государства, провозглашенный Сыном Неба и его земнымвоплощением, выступал в роли посредника между Небом и жителями Поднебесной. В X в. до н.э. появился первый сборник законов. В следующем веке, при царе Ли-ване, вводятся постоянные налоги, предпринимаются попытки управления страной не при участии знати, а при помощи чиновников. Этому правителю не удалось осуществить реформы – он был свергнут в ходе всенародного восстания. Однако сын Ли-вана завершил начатые реформы и ограничил власть наследственной знати. В то же время в Китае начинается летосчисление и летописание.

В VIII в. до н.э. царство Чжоу настолько ослабло, что само оказалось сначала подвластным, а затем распалось. Однако распад не привел к гибели китайской культуры. Хотя новое государственное объединение страны произошло только в III в. до н.э., непрерывность и преемственность развития китайской культуры сохранилась. Тем не менее эпоха Чжоу знаменовалась подъемом экономики и культуры. С середины I тыс. до н.э. в Китае складываются новые центры торговли, население многих городов доходит до полумиллиона жителей. Высокого уровня достигают плавка металла и использование железных орудий труда. Строятся новые гидротехнические сооружения. В земледелии широко используется система орошения. Успешно развиваются ремесла. Все это привело к изменению отношений в обществе, оживлению торговли и ремесленного производства. В связи с возможностью продажи земли появились "знатные, но бедные" и богатые, но представители низших слоев общества.

Новации охватили не только экономику, но и оказали влияние на развитие культуры. В середине I тыс. до н.э. на базе прошлого опыта сложились принципы архитектуры и градостроительства, легшие в основу средневекового китайского зодчества. Они были зафиксированы в письменных трактатах с конкретными указаниями расположения зданий, ширины улиц и т.д. Тогда же происходят изменения в декоративно-прикладном искусстве. К середине I тыс. до н.э. меняется характер бронзовых сосудов, формы которых становятся более мягкими и изящными, узоры более плоскими и графичными. Рельефные композиции заменяются инкрустацией. В орнамент начинают включать сцены жанрового характера (охоты, уборки урожая), связанные с ритуальными обрядами. Складывается характерный для Китая вид живописи на свитках. Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены небольшие, изящно расписанные лаковые изделия.

Эпоха между царствованиями династий Чжоу и Цинь является периодом расцвета китайской науки и литературы, который называют эпохой "Борющихся царств" – "Чжаньго" (V-III в. до н.э.), поскольку в это время шла боьба между несколькими государствами за власть в стране. Этот период считается классическим в истории культуры Древнего Китая, его также называют эпохой "соперничества ста школ". Значительные успехи были достигнуты в области математики, астрономии и развитии техники (описаны свойства прямоугольного треугольника, произведено разделение небесного свода и выделены 28 созвездий, составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, изобретен прародитель компаса и т.д.). Значительное развитие получила литература. Завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – "Книги песен" ("Шицзин"), которая в дошедшем до нас письменном варианте представляет собой четырехсложные стихи с постоянной рифмой. Специалисты считают, что в них нередко ощущается связь с танцами и играми. Возможно, некоторые тексты исполнялись мужскими и женскими хорами. "Книга песен" была канонизирована, а ее текст по императорскому указу в 175 г. н.э. был вырезан на каменных барабанах, благодаря чему он не затерялся в веках.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Китае формированием двух главных идеологических направлений, в последующем трансформировавшихся в философско-религиозные системы – даосизм и конфуцианство. Примерно одновременно с ними получил развитие легизм. Позднее, на рубеже нашей эры, в Китае получил распространение буддизм.

Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы (настоящее имя – Ли Эр), автор древнейшего трактата "Лао-цзы" (древнее название – "Дао дэ цзин" – "Путь добродетели"). Исходной идеей даосизма является учение о дао, буквально в переводе с китайского обозначающее "путь". В учении Лао-цзы дао – невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Дао – это все: "рождает вещи", " вскармливает их", "корень неба и земли", "мать всех вещей", "лежит в основе мира", но дао "не имеет вида", "не издает звуков", "не обладает формой"[46][9].

Следуя учению о дао, можно прийти к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, и жизнь сама в конце концов нормализуется и справедливость восторжествует. Отсюда вывод – человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Сам Лао-цзы, видя падение авторитета династии Чжоу, которой он верой и правдой служил всю свою жизнь, подал в отставку, покинул столицу и в поисках уединения ушел в западном направлении. Конец его неизвестен. Учение Лао-цзы было развито его последователями.

Классический даосизм представлял собой философское учение наивно-материалистического характера, содержащее элементы мистики, которые легли в основу религиозного даосизма, включившего в себя алхимию, врачевание, демонологию и т.д. Основой религиозного даосизма стало понятие "абсолютное дао": жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В Китае создаются даосистские монастыри, а служители культа стали заниматься гаданиями, предсказаниями судьбы, изгнанием злых духов, алхимией и т.д. В результате экспериментов алхимиков в Китае был изобретен порох.

В VI-V вв. до н.э. в Китае жил мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций. По его имени учение называют конфуцианством. Пожалуй, это было самое влиятельное философско-религиозное течение в Древнем Китае вплоть до нашего времени. Конфуций учил изустно и учение его стало известно по записям его учеников. Имеются сведения, что Конфуций встречался с Лао-цзы.

Исходной для этого учения можно считать концепцию "неба" и "небесного веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" не только часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. "Жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба", – гласит конфуцианство. Небо наделило человека определенными этическими качествами, и он должен поступать в согласии с ними и с моральным законом – дао. Человек может совершенствовать свои этические качества при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня "благородного мужа", соблюдающего ли (этикет доброго и справедливого отношения к народу, почтительного отношения к старшим и высшим).

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция "жэнь" (человечность, человеколюбие) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". Между отцом и сыновьями, правителем и подданными, по учению Конфуция, устанавливаются идеальные отношения: "Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном".

Согласно идеалу Конфуция, "благородныймуж" должен обладать качеством "вень", то есть быть образованным, просвещенным, духовным, любить учиться, не стесняться обращаться за советом к нижестоящим. "Для того чтобы управлять государством.., – наставлял учеников мудрец, – нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей"[47][10].

Конфуций сформулировал принципы "правильного управления государством". Он считал, что для этого необходимо чтить "пять красот" и устранять "четыре зла". "Пять красот", в понимании Конфуция, означали что "достойный муж" 1) должен быть "добр, но не расточителен"; 2) заставлять трудиться других, "но на него за это не злобствуют"; 3) иметь желания, но при этом не быть жадным; 4) иметь в себе все, но не иметь "гордыни"; 5) должен быть "исполнен силы, но не свиреп". На вопрос учеников, что такое "четыре зла", Конфуций отвечал: "Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит быть представителем власти"[48][11].

Особое место в конфуцианстве отводилось вежливости государственных служащих, которая со временем из необходимого атрибута превратилась в обрядовую форму, доведенную до утонченности. Идеи Конфуция сыграли свою положительную роль в сохранении китайской духовной культуры и ее традиций.

Оппонентом конфуцианству одно время выступал легизм. Сторонники этого течения в основу сильного государства положили не мораль и традицию, а закон. По их убеждению, политика несовместима с моралью. Главным способом управления легисты считали принуждение, строгую дисциплину, высокий уровень исполнительности, повиновение, а за неисполнение – личная ответственность и наказание. По сути, это была концепция восточной деспотической власти и деспотического государства, которая проводилась в жизнь не только в Древнем Китае, но являлась типичной и для азиатских государств с "азиатским способом производства".

Как уже ранее отмечалось, после распада царства Чжоу через пять веков произошло объединение страны, в результате которого была создана перваякитайская империя Цинь (221 – 207 гг. до н.э.), а глава государства принял императорский титул. Империя Цинь просуществовала очень недолго. Однако за короткий срок удалось осуществить коренное реформирование: создать единую систему законов, установить единые системы меры, весов и длины, единую денежную систему, провести административно-территориальную реформу (страна была разделена на 36 провинций), проложить хорошие дороги, провести перепись населения, унифицировать письменность. Длина Великой Китайской стены вдоль северной и северо-западной границы, строительство которой начали в V в. до н.э., была доведена до 750 км.

Правители династии Цинь за короткий срок пытались проводить реформирование, которое требовало длительного времени только того, чтобы народ мог привыкнуть к новациям, их осмыслить и сделать для себя привычными. Тем не менее были созданы учреждения и законы, необходимые для централизации Поднебесной, которые просуществовали столетия.

Войны, реформы, большое строительство требовали денег, которые собирали с народа. Поэтому значительная часть населения страны (крестьяне, горожане, солдаты, князья) была недовольна императорской властью. В конечном итоге династия Цинь была свергнута. В 208 г. до н.э. победивший крестьянский предводитель Лю Бан основал новую династию – Хань, которая правила Китаем до 184 г. н.э. Династия Хань завершила период истории Китая, именуемый в европейской историографии как эпоха до нашей эры. При ней страна вступила в новую эру в истории цивилизации Китая. Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигла в средние века. Однако в рассматриваемый период были заложены мощные предпосылки для ее дальнейшего развития. Китайская цивилизация – одна из уникальных в мире.Это цивилизация с непрерывным развитием культуры, традиции которой сохранились до наших дней.

Несмотря на то что опыт древневосточных цивилизаций на протяжении многих веков не использовался и был забыт, возвращение к нему сыграло свою положительную роль. Человечество должно учиться не только на лучшем опыте, но и учитывать ошибки прошлого, анализировать его недостатки и двигаться вперед, находя лучший вариант развития. Рассмотрение четырех очагов самых первых древних цивилизаций Востока позволяет сделать вывод о том, что все они внесли огромный вклад в развитие последующих цивилизаций. Их историко-культурный тип не пропал, а стал достоянием греко-римской цивилизации, а от последней перешел к романо-германской, византийской и исламской цивилизациям.

 

Рис.1. “Мифология Двуречья”

Рис.2. “Религии Древней Индии”

 

Основные категории

Аллювий (аллювиальные отложения) – отложения постоянных и временных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломочного материала (галечник, гравий, песок, суглинок, глина).

Варна – четыре основные сословия, выделившиеся в древнеиндийском обществе (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставшие основой кастовой системы.

Дао – в конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенства, совокупность морально-этических норм; в даосизме – первооснова мира, закон природы.

Зиккурат – культовая башня в Двуречье.

Иероглифы – древние рисунчатые знаки египетского письма, используются во многих других неалфавитных письменностях, в частности, китайской.

Карма – 1) сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения; 2) влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Каста – в странах Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

Пиктографическое письмо – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков; не является средством фиксации какого-либо языка.

Сансара – одно из понятий индийской религии и религиозной философии, – перевоплощение души или личности в цепи новых рождений; осуществляется по закону кармы.

Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа, буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже – колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте особенности материальной и духовной культуры цивилизации Двуречья.

2. Что вам известно о материальных и духовных памятниках культуры Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии?

3. В чем проявляется единство индийской культуры?

4. Назовите основные философско-религиозные учения в Индии и в чем заключается их значение для индийской культуры?

5. Социальная сущность варно-кастового деления индийского общества и пути его преодоления на этапе современного развития Индии.

6. Особенности древнекитайской цивилизации.

7. Какие основные религиозно-философские системы Китая вам известны? Расскажите об их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

8. Перечислите основные достижения Древнего Китая в области науки, литературы и искусства.

План семинарского занятия

1. Особенности древневосточных цивилизаций. "Азиатский способ производства": общие черты и особенности его проявления в Древнем Египте, государствах Двуречья, Древней Индии и Древнем Китае.

2. Своеобразие и особенности цивилизаций Двуречья: письменность, наука, архитектура, литература, искусство.

3. Религия, философия, литература и искусство древнеиндийской цивилизации.

4. Религиозно-философские системы древнекитайской цивилизации и их влияние на жизнь общества.

Литература

1.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 17-60.

2.Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред.

Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 15-27, 53-119.

3.Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997.

С. 51-74.

4.Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история:

Учебник-дискурс. М., 1997. . С. 54-81; 159-209.

5.Трофимова Р.П. Загадки цивилизации. Учебное пособие

текстовой дискурс. М., 1999. С. 37 – 87.

 

КУЛЬТУРА.. 128

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Особенности развития культуры древнекитайской цивилизации

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 31Следующая ⇒

Древнекитайская цивилизация по возрасту несколько уступает древнеегипетской и месопотамской цивилизациям. В то же время она имеет перед ними важное преимущество – удивительную стойкость, непрерывность, историческую преемственность культурных традиций. Именно эта преемственностьсоставляет характерную черту цивилизации Древнего Китая.

Уже в XIV в. до н.э. сложился фундамент, на котором в течение столетий строилось грандиозное здание китайской культуры. Обогащаясь за счет заимствований из других культур, она при этом сохраняла свой специфический облик с его стойкостью, традиционностью и насыщенностью символикой. Китай усваивал, перерабатывал и включал в себя элементы других культур, как, например, буддизма. Обособленность китайской цивилизации и устойчиво традиционный характер культуры в определенной мере придали ей внешне застойный характер. Однако этот своеобразный застой не исключал достаточно бурной, полной разрушения и созидания внутренней жизни.

Древнекитайская цивилизация являлась типично речной, подобно другим древневосточным цивилизациям. Великие реки Китая – Хуанхэ и Янцзы – были так же своенравны, как Тигр и Евфрат. Они также несли много песка и ила, часто разливались, смывая почву с полей, разрушая дамбы. Хуанхэ к тому же неоднократно меняла русло и ее очень трудно было сдерживать дамбами. Поэтому водозаградительные сооружения в земледельческом Китае строили, чтобы защититься от разрушительных речных наводнений.

Сельское хозяйство было основой экономики Древнего Китая. Земледельцы выращивали различные культуры – зерновые, бобовые, овощные, плодово-ягодные. Для пахоты полей использовали буйволов. Другим важнейшим животным в крестьянском хозяйстве была свинья. В Х в. до н.э. китайцы переняли у западных кочевников искусство разведения лошадей. Из волокон конопли они делали ткани. Позже стали выращивать хлопок, в VI в. до н.э. научились изготавливать шелк.

Племена, населявшие Китай, верили, что жизнь есть творение сверъестественной силы, все в мире находится в движении и постоянно подвергается изменениям. Как и у многих народов мира, у китайцев сильно был развит культ природы. Они поклонялись духам гор, рек, земли, солнца, луны, дождя, ветра и т.д. Этим духам китайцы молились, обращались к ним с просьбами, приносили им жертвы. Вся жизнь и культура жителей Древнего Китая была пронизана загадочными и красочными преданиями, обрядами, ритуалами, которые сопровождали каждого из них от рождения до смерти. Важное место в жизни населения занимал культ неба. Поэтому неудивительно, что китайцы свою страну называли Поднебесная – Тян Ся. В данном случае они не были оригинальны. Для китайцев, как и для многих других народов, земной мир, в котором они жили, был нижним, и он имел противопоставление – небо, мир верхний. В XII в. до н.э. для обоснования законности и верховенства власти императора в большом разноплеменном Китае впервые была использована идея ее небесного происхождения.

Миф о культе неба восходит к мифу о хаосе и сотворении мира. Когда еще не было ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два начала: темное – инь и светлое – ян. Впоследствии, при распространении бинарной системы, инь стало символом женского начала (севера, тьмы, смерти, луны, четных чисел и т.д.), а ян стало символизировать мужское начало (юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.д).

С эпохи Чжоу (XII-III вв. до н.э.) китайцы стали считать небо как воплощение "ян", а землю – "инь". Весь процесс мироздания и бытия рассматривался в Китае как результат взаимодействия инь и ян, которые стремятся друг к другу. Кульминацией этого взаимного устремления считается полное слияние неба и земли. Система инь и ян была основой существования древнего китайского мировоззрения и широко использовалась в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п.

Таким образом, цивилизация Древнего Китая сложилась во II тыс. до н.э. и отличалась своеобразием. Наряду с общими цивилизационными чертами ей были присущи рациональность, прагматизм, обращенность к ценностям реальной земной жизни.

Китайская культура – одна из древнейших. Археологические раскопки, произведенные в ХХ столетии, обнаружили неолитические стоянки и следы древнейшей материальной культуры в центральной части Китая в районе Яншао провинции Хэнань. Это была культура IV-III тыс. до н.э. и получила название "культураЯншао".

Уже в III тыс. до н.э. в Китае умели изготавливать керамику красного, белого и фиолетового цветов, тонкостенные черные кубки и чаши, расписанные спиралями, ромбами, зигзагами, посуду, сосуды и т.д. Дошедшие до нас в большом количестве бытовые и ритуальные сосуды II тыс. до н.э. свидетельствуют о сложившемся самобытном стиле искусства. Они отличаются разнообразием форм, украшены причудливыми горельефами с изображением зверей, птиц, чудовищ, изощренными фантастическими узорами.

В погребениях этого периода помимо бронзовых сосудов из матовой глины найдено инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие, разные изделия из нефрита. Подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 500 кв. м) и состояли из двух, расположенных одного над другим помещений, со стенами, украшенными росписями и инкрустацией. При входах в них ставились статуи фантастических животных, видимо, подземных стражей. Открытые подземные захоронения знати служат доказательством усиления веры в загробную жизнь и значения культа предков. Найденные в этих захоронениях различные предметы можно рассматривать как стремление обеспечить умершего всем необходимым в загробной жизни.

В эпоху государства Шан (II тыс. до н.э.), находившегося в среднем течении Хуанхэ, появились города, обнесенные стенам с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственныхправителей – ванов. Верховный правитель руководил военной и гражданской деятельностью государства (военными походами, строительством дорог, каналов, дамб). Ван выполнял определенные культовые обязанности – от имени народа приносил жертвы Небу, для обеспечения урожая и милости богов в начале полевых работ выходил в поле с мотыгой и проделывал первую борозду, что рассматривалось не как труд, а как священная обязанность.

В конце I тыс. до н.э. государство Шан приходит в упадок и его покоряют кочевники из западных областей – чжоу. Они завоевывают огромную территорию в долине реки Хуанхэ и основывают быстро развивающееся государство. В эпоху государстваЧжоу формируются основы древнекитайской цивилизации. Новые правители переняли от своих предшественников титул "ван". Ван вновь образованного государства, провозглашенный Сыном Неба и его земнымвоплощением, выступал в роли посредника между Небом и жителями Поднебесной. В X в. до н.э. появился первый сборник законов. В следующем веке, при царе Ли-ване, вводятся постоянные налоги, предпринимаются попытки управления страной не при участии знати, а при помощи чиновников. Этому правителю не удалось осуществить реформы – он был свергнут в ходе всенародного восстания. Однако сын Ли-вана завершил начатые реформы и ограничил власть наследственной знати. В то же время в Китае начинается летосчисление и летописание.

В VIII в. до н.э. царство Чжоу настолько ослабло, что само оказалось сначала подвластным, а затем распалось. Однако распад не привел к гибели китайской культуры. Хотя новое государственное объединение страны произошло только в III в. до н.э., непрерывность и преемственность развития китайской культуры сохранилась. Тем не менее эпоха Чжоу знаменовалась подъемом экономики и культуры. С середины I тыс. до н.э. в Китае складываются новые центры торговли, население многих городов доходит до полумиллиона жителей. Высокого уровня достигают плавка металла и использование железных орудий труда. Строятся новые гидротехнические сооружения. В земледелии широко используется система орошения. Успешно развиваются ремесла. Все это привело к изменению отношений в обществе, оживлению торговли и ремесленного производства. В связи с возможностью продажи земли появились "знатные, но бедные" и богатые, но представители низших слоев общества.

Новации охватили не только экономику, но и оказали влияние на развитие культуры. В середине I тыс. до н.э. на базе прошлого опыта сложились принципы архитектуры и градостроительства, легшие в основу средневекового китайского зодчества. Они были зафиксированы в письменных трактатах с конкретными указаниями расположения зданий, ширины улиц и т.д. Тогда же происходят изменения в декоративно-прикладном искусстве. К середине I тыс. до н.э. меняется характер бронзовых сосудов, формы которых становятся более мягкими и изящными, узоры более плоскими и графичными. Рельефные композиции заменяются инкрустацией. В орнамент начинают включать сцены жанрового характера (охоты, уборки урожая), связанные с ритуальными обрядами. Складывается характерный для Китая вид живописи на свитках. Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены небольшие, изящно расписанные лаковые изделия.

Эпоха между царствованиями династий Чжоу и Цинь является периодом расцвета китайской науки и литературы, который называют эпохой "Борющихся царств" – "Чжаньго" (V-III в. до н.э.), поскольку в это время шла боьба между несколькими государствами за власть в стране. Этот период считается классическим в истории культуры Древнего Китая, его также называют эпохой "соперничества ста школ". Значительные успехи были достигнуты в области математики, астрономии и развитии техники (описаны свойства прямоугольного треугольника, произведено разделение небесного свода и выделены 28 созвездий, составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, изобретен прародитель компаса и т.д.). Значительное развитие получила литература. Завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – "Книги песен" ("Шицзин"), которая в дошедшем до нас письменном варианте представляет собой четырехсложные стихи с постоянной рифмой. Специалисты считают, что в них нередко ощущается связь с танцами и играми. Возможно, некоторые тексты исполнялись мужскими и женскими хорами. "Книга песен" была канонизирована, а ее текст по императорскому указу в 175 г. н.э. был вырезан на каменных барабанах, благодаря чему он не затерялся в веках.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Китае формированием двух главных идеологических направлений, в последующем трансформировавшихся в философско-религиозные системы – даосизм и конфуцианство. Примерно одновременно с ними получил развитие легизм. Позднее, на рубеже нашей эры, в Китае получил распространение буддизм.

Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы (настоящее имя – Ли Эр), автор древнейшего трактата "Лао-цзы" (древнее название – "Дао дэ цзин" – "Путь добродетели"). Исходной идеей даосизма является учение о дао, буквально в переводе с китайского обозначающее "путь". В учении Лао-цзы дао – невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Дао – это все: "рождает вещи", " вскармливает их", "корень неба и земли", "мать всех вещей", "лежит в основе мира", но дао "не имеет вида", "не издает звуков", "не обладает формой"[46][9].

Следуя учению о дао, можно прийти к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, и жизнь сама в конце концов нормализуется и справедливость восторжествует. Отсюда вывод – человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Сам Лао-цзы, видя падение авторитета династии Чжоу, которой он верой и правдой служил всю свою жизнь, подал в отставку, покинул столицу и в поисках уединения ушел в западном направлении. Конец его неизвестен. Учение Лао-цзы было развито его последователями.

Классический даосизм представлял собой философское учение наивно-материалистического характера, содержащее элементы мистики, которые легли в основу религиозного даосизма, включившего в себя алхимию, врачевание, демонологию и т.д. Основой религиозного даосизма стало понятие "абсолютное дао": жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В Китае создаются даосистские монастыри, а служители культа стали заниматься гаданиями, предсказаниями судьбы, изгнанием злых духов, алхимией и т.д. В результате экспериментов алхимиков в Китае был изобретен порох.

В VI-V вв. до н.э. в Китае жил мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций. По его имени учение называют конфуцианством. Пожалуй, это было самое влиятельное философско-религиозное течение в Древнем Китае вплоть до нашего времени. Конфуций учил изустно и учение его стало известно по записям его учеников. Имеются сведения, что Конфуций встречался с Лао-цзы.

Исходной для этого учения можно считать концепцию "неба" и "небесного веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" не только часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. "Жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба", – гласит конфуцианство. Небо наделило человека определенными этическими качествами, и он должен поступать в согласии с ними и с моральным законом – дао. Человек может совершенствовать свои этические качества при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня "благородного мужа", соблюдающего ли (этикет доброго и справедливого отношения к народу, почтительного отношения к старшим и высшим).

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция "жэнь" (человечность, человеколюбие) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". Между отцом и сыновьями, правителем и подданными, по учению Конфуция, устанавливаются идеальные отношения: "Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном".

Согласно идеалу Конфуция, "благородныймуж" должен обладать качеством "вень", то есть быть образованным, просвещенным, духовным, любить учиться, не стесняться обращаться за советом к нижестоящим. "Для того чтобы управлять государством.., – наставлял учеников мудрец, – нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей"[47][10].

Конфуций сформулировал принципы "правильного управления государством". Он считал, что для этого необходимо чтить "пять красот" и устранять "четыре зла". "Пять красот", в понимании Конфуция, означали что "достойный муж" 1) должен быть "добр, но не расточителен"; 2) заставлять трудиться других, "но на него за это не злобствуют"; 3) иметь желания, но при этом не быть жадным; 4) иметь в себе все, но не иметь "гордыни"; 5) должен быть "исполнен силы, но не свиреп". На вопрос учеников, что такое "четыре зла", Конфуций отвечал: "Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит быть представителем власти"[48][11].

Особое место в конфуцианстве отводилось вежливости государственных служащих, которая со временем из необходимого атрибута превратилась в обрядовую форму, доведенную до утонченности. Идеи Конфуция сыграли свою положительную роль в сохранении китайской духовной культуры и ее традиций.

Оппонентом конфуцианству одно время выступал легизм. Сторонники этого течения в основу сильного государства положили не мораль и традицию, а закон. По их убеждению, политика несовместима с моралью. Главным способом управления легисты считали принуждение, строгую дисциплину, высокий уровень исполнительности, повиновение, а за неисполнение – личная ответственность и наказание. По сути, это была концепция восточной деспотической власти и деспотического государства, которая проводилась в жизнь не только в Древнем Китае, но являлась типичной и для азиатских государств с "азиатским способом производства".

Как уже ранее отмечалось, после распада царства Чжоу через пять веков произошло объединение страны, в результате которого была создана перваякитайская империя Цинь (221 – 207 гг. до н.э.), а глава государства принял императорский титул. Империя Цинь просуществовала очень недолго. Однако за короткий срок удалось осуществить коренное реформирование: создать единую систему законов, установить единые системы меры, весов и длины, единую денежную систему, провести административно-территориальную реформу (страна была разделена на 36 провинций), проложить хорошие дороги, провести перепись населения, унифицировать письменность. Длина Великой Китайской стены вдоль северной и северо-западной границы, строительство которой начали в V в. до н.э., была доведена до 750 км.

Правители династии Цинь за короткий срок пытались проводить реформирование, которое требовало длительного времени только того, чтобы народ мог привыкнуть к новациям, их осмыслить и сделать для себя привычными. Тем не менее были созданы учреждения и законы, необходимые для централизации Поднебесной, которые просуществовали столетия.

Войны, реформы, большое строительство требовали денег, которые собирали с народа. Поэтому значительная часть населения страны (крестьяне, горожане, солдаты, князья) была недовольна императорской властью. В конечном итоге династия Цинь была свергнута. В 208 г. до н.э. победивший крестьянский предводитель Лю Бан основал новую династию – Хань, которая правила Китаем до 184 г. н.э. Династия Хань завершила период истории Китая, именуемый в европейской историографии как эпоха до нашей эры. При ней страна вступила в новую эру в истории цивилизации Китая. Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигла в средние века. Однако в рассматриваемый период были заложены мощные предпосылки для ее дальнейшего развития. Китайская цивилизация – одна из уникальных в мире.Это цивилизация с непрерывным развитием культуры, традиции которой сохранились до наших дней.

Несмотря на то что опыт древневосточных цивилизаций на протяжении многих веков не использовался и был забыт, возвращение к нему сыграло свою положительную роль. Человечество должно учиться не только на лучшем опыте, но и учитывать ошибки прошлого, анализировать его недостатки и двигаться вперед, находя лучший вариант развития. Рассмотрение четырех очагов самых первых древних цивилизаций Востока позволяет сделать вывод о том, что все они внесли огромный вклад в развитие последующих цивилизаций. Их историко-культурный тип не пропал, а стал достоянием греко-римской цивилизации, а от последней перешел к романо-германской, византийской и исламской цивилизациям.

 

Рис.1. “Мифология Двуречья”

Рис.2. “Религии Древней Индии”

 

Основные категории

Аллювий (аллювиальные отложения) – отложения постоянных и временных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломочного материала (галечник, гравий, песок, суглинок, глина).

Варна – четыре основные сословия, выделившиеся в древнеиндийском обществе (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставшие основой кастовой системы.

Дао – в конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенства, совокупность морально-этических норм; в даосизме – первооснова мира, закон природы.

Зиккурат – культовая башня в Двуречье.

Иероглифы – древние рисунчатые знаки египетского письма, используются во многих других неалфавитных письменностях, в частности, китайской.

Карма – 1) сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения; 2) влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Каста – в странах Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

Пиктографическое письмо – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков; не является средством фиксации какого-либо языка.

Сансара – одно из понятий индийской религии и религиозной философии, – перевоплощение души или личности в цепи новых рождений; осуществляется по закону кармы.

Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа, буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже – колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте особенности материальной и духовной культуры цивилизации Двуречья.

2. Что вам известно о материальных и духовных памятниках культуры Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии?

3. В чем проявляется единство индийской культуры?

4. Назовите основные философско-религиозные учения в Индии и в чем заключается их значение для индийской культуры?

5. Социальная сущность варно-кастового деления индийского общества и пути его преодоления на этапе современного развития Индии.

6. Особенности древнекитайской цивилизации.

7. Какие основные религиозно-философские системы Китая вам известны? Расскажите об их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

8. Перечислите основные достижения Древнего Китая в области науки, литературы и искусства.

План семинарского занятия

1. Особенности древневосточных цивилизаций. "Азиатский способ производства": общие черты и особенности его проявления в Древнем Египте, государствах Двуречья, Древней Индии и Древнем Китае.

2. Своеобразие и особенности цивилизаций Двуречья: письменность, наука, архитектура, литература, искусство.

3. Религия, философия, литература и искусство древнеиндийской цивилизации.

4. Религиозно-философские системы древнекитайской цивилизации и их влияние на жизнь общества.

Литература

1.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 17-60.

2.Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред.

Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 15-27, 53-119.

3.Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997.

С. 51-74.

4.Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история:

Учебник-дискурс. М., 1997. . С. 54-81; 159-209.

5.Трофимова Р.П. Загадки цивилизации. Учебное пособие

текстовой дискурс. М., 1999. С. 37 – 87.

 

КУЛЬТУРА.. 128

Читайте также:

lektsia.com

24. Особенности и основные этапы развития древнекитайской цивилизации. - Мои статьи - Каталог статей

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. 

  Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Но для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. По этому критерию выделяется пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций Китайская. Основа цивилизованных форм жизни была заложена здесь в древности, когда на протяжении веков менялись границы китайских владений, и периоды территориального единства чередовались со смутными временами раздробленности.

Совершенно очевидно, что развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы ханьцы всерьез заинтересовались пришедшими из-за рубежа культурным явлением буддизмом.

Внешние природно-географические условия предопределили замедленность и консерватизм развития Древнекитайской цивилизации. Наряду с передовым элементами материальной культуры сохранялись архаические. Так, оросительное земледелие, шелкоткацкое и лакокрасочное производство сочетались с охотой, рыболовством и лесными промыслами. В качестве монет долгое время использовались раковины каури наследие первобытного обмена.

Устойчивость Древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. С древних времен ханьцы полагали. Что их страна находится в центре земли, поэтому называли ее Чжунго Срединное государство. Жизнеспособность и потенциал развития Чжунго поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении Древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Наличие этого образованного слоя чиновников, представляющего специфический, культурно-традиционный тип государственной бюрократии, - важная отличительная черта Древнекитайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.

Общество Древнего Китая уникальный образец сословной иерархии, также тесно связанной со спецификой китайской государственности, с развитостью в ней бюрократической лестницы рангов и званий. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.

Как же чувствовали себя ханьцы в столь тоталитарном государстве? Их система взглядов на мир и место в нем человека сложилась под влиянием идей даосизма и конфуцианства. Хотя помыслы ханьца были устремлены в прошлое, а не в будущее, он был убежден, что в мире существует незыблемый порядок, и, чтобы его не нарушать, следует лишь придерживаться в жизни строгих правил и жить в соответствии с законами природы. Каждый, согласно учению Конфуция, в меру сил стремился улучшить свою жизнь и занимался поисками земного счастья. В этом ему покровительствовали усопшие предки. В семье хранили таблички, на которых были написаны их имена. Духов предков должны были кормить, выставляя перед табличками угощения. Бездетность становилась личной трагедией ханьца, ибо, если он умирал, некому было заботиться о его душе, и она превращалась в черта, принося вред людям. Эти особенности ментальности китайцев сохранились до настоящего времени.

Ханьцы верили, что гармоничное сочетание образования и воспитания делают человека человеком, а соединение двух сил Инь и Ян удерживают гармонию в мире. Инь как женское начало там, где тень, сумрак, холод, влага. Ян как мужское начало там, где свет, солнце, тепло, сухость. Благодаря этим двум началам возникают и исчезают все вещи. Все, происходящее вокруг себя, в природе, в обществе, в людях, человек Древнекитайской цивилизации объяснял сочетанием пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Одно начало порождает другое: дерево порождает огонь, огонь землю (зола после сгорания), земля металл (добываемый из горных пород), металл воду (плавясь, металл становится жидким), вода дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает (вскапывает) землю, металл побеждает (рубит) дерево, огонь побеждает (плавит) металл, вода побеждает (гасит) огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду. Подобное миропонимание помогало ханьцам адаптироваться в постоянно меняющемся мире. До настоящего времени китайцы являют пример удивительной адаптации к переменам.

Убежденность в единстве Неба, Земли и человека придавала высокую эстетическую ценность земной жизни, что нашло отражение в достижениях китайской каллиграфии и живописи, архитектуры и театра, литературы и паркового искусства, китайской кухни, медицины и боевых искусств.

Потребности повседневной жизни привели к накоплению многих научных знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Важнейшим открытием стало изобретение шелковых тканей и лака, бумаги и компаса, пороха и прототипа сейсмографа. Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство. Возведенные ими дворцы, мосты, каналы и храмы восхищали чужеземцев. Шелковые ткани, изделия из лака и полудрагоценных камней создали китайским мастерам мировую славу.

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим основным достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с Античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифику, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывало конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.

Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример торжества движущей плодотворной силы, гармоничного сочетания традиции и новации.

antonyaz.do.am