Основные занятия древней греции. Тема 5. Природно-географические условия Древней Греции и занятия греков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции. Основные занятия древней греции


Тема 5. Природно-географические условия Древней Греции и занятия греков

  1. Моря, заливы, проливы.

  2. Острова Эгейского моря.

  3. Море в жизни греков.

  4. Горы и долины, области Балканской Греции.

  5. Особенности земледелия, животноводства и ремесла.

Литература

  • Блаватский В. Д. Природа и античное общество. – М., 1986.

  • Гаспаров М. Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции. – М., 2004.

  • Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки. – Л., 1959.*

  • Кругликова И. Т. Античная археология. – М., 1984.

При подготовке к этому занятию надо работать с картой Древней Греции. В крайнем случае можно использовать подробную карту современной Греции, где обозначен рельеф. Запомните местоположение и названия омывающих Балканский полуостров морей, отметьте заливы и проливы. Также следует обратить внимание на Ионическое, Адриатическое, Мраморное, Черное, Азовское моря и относящиеся к ним проливы. Охарактеризуйте значение моря и морских занятий в жизни древних греков. Далее запомните местоположение и названия важнейших областей, горных хребтов и горных вершин, проходов, долин, городов Балканской Греции. Обратите внимание на прилегающие к Греции страны – Македонию, Фракию, Иллирию. Укажите важнейшие природные ресурсы каждой местности. При изучении этой темы необходимо постоянно иметь в виду разнообразные ассоциации, связанные с той или иной местностью на карте – ассоциации исторические (какое именно древнее государство, место битвы и т. п.), культурные (памятник архитектуры, место, где жил и творил поэт, писатель, скульптор, историк), религиозно-мифологические (знаменитый храм, оракул, место действия известного мифа и т. п.). Нужно уметь соотнести древние и современные названия. Старайтесь также узнать, как переводится и что означает топоним – нередко географическое название дает ключ к пониманию того, что именно значила для древних эта местность. В связи с рельефом и природными условиями разных областей Греции обратите внимание на хозяйственную деятельность людей – прежде всего на различные виды земледелия, животноводства и ремесла. Подумайте, почему корова у древних греков считалась менее ценной в хозяйстве, чем бык; почему конь являлся воплощением красоты и аристократизма (а не тяжкой жизни, как в нашей традиции).

Тема 6. Хозяйство и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм

  1. Характеристика источника.

  2. Сельское хозяйство.

  3. Ремесло.

  4. Торговля.

  5. Рабство.

  6. «Цари», аристократы, простолюдины.

Литература

  • Андреев, Юрий Викторович. Гомеровское общество: Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI–VIIвв. до н. э. – СПб., 2004.

  • Андреев, Юрий Викторович. Раннегреческий полис: (Гомеровский период). – Л., 1976. (См. также: Андреев, Юрий Викторович. Раннегреческий полис: (Гомеровский период). Избранные статьи. – СПб., 2003.)

  • Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». – СПб., 1998.

  • Клейн Л. С. Бесплотные герои: Происхождение образов «Илиады». – СПб., 1994.

  • Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое изд.).*

  • Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.*

При подготовке к этому занятию желательно использовать не только хрестоматии, но и любое издание гомеровских поэм: «Илиады» (обычно печатается в переводе Н. И. Гнедича) и «Одиссеи» (в переводе В. А. Жуковского). Сюжеты мифов о Троянской войне и о возвращении Одиссея (согласно гомеровскому эпосу) можно также проследить по любому изложению античной мифологии, в котором пересказываются основные древнегреческие мифы – например, по популярным книгам Н. А. Куна и А. И. Немировского.

Прежде всего, нужно вспомнить об основной проблематике так называемого гомеровского вопроса. Подумайте, какие источниковедческие выводы следуют из того или иного принятого в науке понимания авторства и происхождения поэм. Какие эпохи отразились в гомеровском эпосе?

Дайте всестороннюю характеристику различным видам сельского хозяйства и ремесла. Найдите в гомеровских поэмах противоречивые сведения относительно использовавшихся металлов и постарайтесь объяснить эти противоречия. Соберите сведения в источниках об обмене и торговле. Обсудите такой вопрос: можно ли вообще говорить о греческой торговле по данным гомеровских поэм? Подумайте, почему такими нелестными эпитетами награждаются в поэмах финикийские торговцы – потому ли, что они чужаки, или же потому, что они занимаются торговлей?

Важно уяснить, каково было отличие аристократов от простолюдинов в материальном, бытовом, психологическом аспектах. И почему нельзя говорить о сложившемся монархическом строе, если едва ли не на каждой странице русских переводов гомеровского эпоса фигурируют «цари»?

studfiles.net

ХОЗЯЙСТВО И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - АНТИЧНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис

Раздел 3 ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

АНТИЧНАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

 

§ 34. ХОЗЯЙСТВО И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

• Рассмотрите изображения на изделиях древнегреческих ремесленников. О какие занятия древних греков сообщают росписи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Каким было хозяйственная жизнь Греции в классическую эпоху?

Через неблагоприятные для земледелия природные условия в 5-4 вв. к н. е. зерновые культуры были вытеснены виноградом, оливками, овощами и фруктами. Виноград и плоды оливкового дерева высушивали и мариновали, но продавали за пределы Греции в основном вино и масло.

На рынках продавали смокву (инжир), лук, чеснок, капусту и зелень. Ежедневно употребляли также мясо и молоко. Сельское хозяйство было основным занятием жителей Спарты, Беотии, Фессалии. Однако в Древней Греции существовали полисы, которые отдавали предпочтение ремеслу и торговле, - это Коринф, Аттика, Мегары.

Чрезвычайно ловкими были греческие кузнецы и гончары. Греки усовершенствовали производство железа, знали несколько видов стали, производили бронзовые и медные изделия. Греческие амфоры и пифосы для хранения и перевозки вина, масла, зерна, праздничный столовая посуда, терракотовые статуэтки и светильники славились во всем Средиземноморье. От 6 ст. к н. е. греки использовали монеты.

В 5-4 вв. к н. е. возникла новая форма рабства, которую ученые называют классическим рабством. Историки предполагают, что в Афинах рабы составляли треть всего населения. Благодаря рабской труда процветали имения землевладельцев, ремесленные мастерские, работали шахты и рудники, велось строительство, развивалась торговля. Рабы работали и в домашних хозяйствах: мололи зерно, готовили еду, убирали жилье. Рабы ухаживали за детьми, работали секретарями, писцами, курьерами, палачами и полицейскими. Греки считали, что разделение людей на рабов и свободных заложено в самой природе человека, а поэтому рабство должно существовать всегда. Основными источниками пополнения рабов были войны, работорговля и пиратство. Дети рабов также были рабами.

- Рассмотрите изображения на коринфской керамической доске 630-610 pp. к н. е. Какому занятию посвящена изображения?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Какими были обычаи и быт древних греков?

От самого начала греческая цивилизация формировалась как общество досуга. Взгляды греков метко выразил Аристотель: «Человек создан для счастья, а полис для того, чтобы она могла жить счастливо». Рабский труд дала возможность большинству граждан не проникаться заботами о поиске средств к существованию. Весной и летом греки работали не больше чем шесть часов в сутки. Остальное время они посвящали атлетическим занятиям, посещению центральной площади - агоры, где выступали политики, философы, поэты, писатели.

Места, где греки проводили досуг, назывались палестры и гимнасии - специально оборудованные спортивные площадки. Здесь были все условия для занятий спортом, отдыха, а также бани, где спортсмены могли помыться после упражнений и соревнований. Эллины устраивали торжественные ужины, на которые приглашали поэтов, танцовщиц. На таких ужинах люди общались, вели разговоры на философские, литературные и будничные темы.

Заходя в дом, гости снимали обувь, рабы омывали им руки. Эта процедура повторялась часто, поскольку ели без ножей, вилок и даже ложек. После того как гости угостились первыми блюдами, начиналась беседа. Рабы приносили десерт и вино, которое на две трети разбавляли холодной водой.

Греческие дома делились на мужскую и женскую половины. Свою частную жизнь греки не выставляли напоказ. Дома выходили на улицу глухой стеной. Стены зданий были оштукатуренный, а у богатых людей иногда украшены мозаикой. Мебель греки имели чрезвычайно просты: ложа для сна и еды, низенькие столы, сундуки, скамьи, кресла. Для освещения использовали бронзовые лампы, в которые заливали оливковое масло. Посуда - чаши, горшки, амфоры - в основном изготавливали из глины.

В доме зажиточного грека. Реконструкция.

1. Фрагмент вазопису с изображением древнегреческого ложа.

2. Слева - женщина в хитоне, в центре и справа - в хитоне с гиматией.

Мужчины надевали длинную, до колен, рубашку без рукавов хитон и плащ, который оборачивали вокруг тела, - гиматий. У женщин хитоны были длиннее - достигали земли. Краем плаща женщины покрывали голову. Мужчины ходили с непокрытой головой, и лишь ремесленники и путешественники надевали шапки. Обувью служили сандалии.

 

3. Как древние греки почитали своих богов?

Осваивая материал по истории Древней Греции, вы уже узнали, что неотъемлемой частью мировоззрения и повседневной жизни греков была религия. Впрочем, на протяжении веков боги менялись так же, как и те, кто верил в них. От времени образования греческих полисов возрастает роль богов - покровителей ремесла и торговли (Гермеса), кузнечного дела (Гефеста). В основном покровителями ремесел в каждом городе становились боги, что их считали защитниками самого города: например, в Афинах - Афина, в Дельфах - Аполлон и тому подобное. В каждом полисе постепенно складывается культ главного бога - хранителя и покровителя государства и ее граждан.

Греки верили и в то, что боги знают, как можно избежать неприятностей в жизни. Свои советы и повеления (оракулы) боги передавали людям через пророков и ясновидящих. Так, в храме Аполлона в Дельфах была пифия - женщина-прорицательница, которая могла дать ответ на любой вопрос о будущем. К ней и к жрецам храма время от времени обращались правители Греции и других стран и народов. Сохранилась легенда о Кассандре, дочери троянского царя Приама, которую боги наградили способностью предвидеть будущее, но она отвергла ухаживания Аполлона, и тот сделал так, что люди никогда не прислушивались к ее правдивых пророчеств.

Оракул - 1) место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос; 2) предсказания-пророчества, что их произносила пифия.

Фрагмент модели святилища в Дельфах.

 

Греки, как и другие древние народы, строили своим богам храмы. Внутри древнегреческого храма стояла статуя бога, которому было посвящено сооружение, однако все обряды и празднества происходили на площади, возле здания. Верующие не были участниками религиозных церемоний, а наблюдали за ними извне. Обязанности жрецов исполняли выбранные жеребьевкой служебные лица. Греческий жрец не учился специально и ничем не отличался от остальных граждан.

 

1. Пифия и царь Эгей. Роспись на посуде.

2. Реконструкция статуи Зевса Олимпийского (скульптор Фидий), установленной в храме Зевса в Олимпии - одно из чудес света древности.

- Рассмотрите иллюстрации. Все изображенные на древнегреческой посуде спортивные соревнования, предусмотренные программой Олимпийских игр. Определите их.

 

4. Что праздновали древние греки? Какую роль играли Олимпийские игры в жизни греков?

Религиозные праздники занимали особое место в жизни греческих полисов, их посвящали богу - покровителю полиса. Во время праздников проходили спортивные соревнования; художники, поэты, скульпторы представляли свои новые работы. Так, например, у жителей Афин важнейшим праздником были Панафинеи.

Некоторые из таких праздников стали загальногрецькими. Не торжественными среди них были Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского. От 776 г. к н. е. они происходили в Олимпии каждые четыре года. На время проведения игр прекращались войны и вооруженные столкновения, а в Олимпию из всех уголков Эллады сходились участники соревнований и зрители.

Программа игр предусматривала парад участников, спортивные соревнования в пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска и борьба), кулачные бои, гонки колесниц (позже добавился панкратион - борьба без правил и состязание на кулаках) и жертвоприношения Зевсу. Победители игр назывались олимпиониками, в последний день праздника они получали венки из ветвей оливкового дерева. Имена победителей и названия их городов торжественно объявляли, устраивая в их честь пир. Олімпіонік возвращался в родной полис в пурпурном плаще и на колеснице. Его встречал весь город. В честь олимпионика пели гимны и устраивали гуляния.

Всенародное значение имели праздники в честь бога Диониса, которые происходили в Афинах ежегодно в марте-апреле в течение 6 дней. Происходили праздники и в честь богини плодородия Деметры, которые проходили осенью, совпадая с праздником урожая. Важное место занимали также Пифийские празднества в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские празднества в честь Посейдона. Кроме культовых, существовали общегосударственные праздники, посвященные историческим событиям в честь победы под Платеями и Марафоном.

- Рассмотрите иллюстрацию-реконструкцию. Как вы представляете соревнования на Олимпийских играх в Древней Греции?

 

Оцените себя

1. Витлумачте понятия: пифия, оракул, олимпионики, классическое рабство.

2. Что определяло хозяйственная жизнь греков в эпоху расцвета?

3. Какими были будни древних греков?

4. Что такое Олимпийские игры? Как они происходили? Какие еще праздники почитали греки?

- Что поразило бы афінянина в хозяйстве и в быту одной из стран Древнего Востока, если бы он в нее попал?

schooled.ru

Реферат - Экономико-географическое положение Греции

--PAGE_BREAK--1.2. Общая физико-географическая структура района Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах и занимает площадь 131 994 км. Граничит с Албанией, бывшeй Югославской Македонией, Болгариейи Турцией. Омывается Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейскимморями, а южное побережье Крита— Ливийским морем. В состав Греции входит около 2 тысяч островов, на которые приходится почти 20 % всей страны.

Территория Греции может быть разделена на три части:

материковая Греция, в состав которой входят Македония(Флорина, славянское название Лерин, ПеллаКавала, Кастория, Халкидики и др), Фракия(Родопи, Ксанти и Эврос), Эпир(Теспротия, ПревезаЯнина и др), Фессалия(Лариса, Магнисияи др) и Центральная Греция(Фтиотида, Фокида, Аттикаи др). Также географически к этому региону можно отнести Ионические острова;

Пелопоннес— крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы, включает номы Аркадия, Лакония, Мессинияи т. д. Здесь же расположен знаменитый Коринфский канал, прорытый французской фирмой для греческого государства в XIX веке;

острова Эгейского моря, крупнейшими из которых являются Крит— крупнейший остров Греции и восьмой в Европе (8259 кмІ) и Эвбея— второй по величине, после Крита, остров Греции (3654 кмІ), соединенный с континентом мостом, переброшенным через пролив Эврип, а также Лесбос(1630 кмІ), расположенный у берегов Турции. Также здесь расположено множество групп небольших островов — Северные Спорады, Киклады, Додеканес.

Климатические характеристики

Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пиндсильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенные западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).

Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннесаи часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладахи островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.

Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номыАхея, Аркадияи Лакония.

Восточную Македонию и Фракиюможно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.

Афинырасположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афинпреобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.

Природные характеристики

Греческий ландшафт — это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200-1800 м). Высшая точка Греции — гора Олимп(2917 м).Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.

Особенности животного мира

Благодаря положению Греции на стыке трех материков фауна страны имеет смешанный характер. Изредка в горах на северо-западе Греции встречается медведь, а из хищников дикая кошка, лисица, шакал, каменная куница, барсук. Из копытных в небольшом числе встречаются характерный для Греции критский горный козел, лань, косуля, благородный олень, кабан.

Наиболее многочисленны из млекопитающих грызуны (дикобраз, серый хомячок, мыши, сони, полевки и др.) южные виды летучих мышей и насекомоядные, землеройки ежи, кроты. Много в Греции черепах, ящериц, змей. Обычны такие мелкие животные, как кролики и зайцы.

Разнообразна и обильна фауна птиц. Переел, дикие утки, голуби вихрь и клинтух, серая и особенно горная куропатки, ярко оперенные удоды, сизоворонки, зимородки, а из хищных, коршуны, черные грифы, орлы, соколы совы наиболее типичные представители фауны птиц Греции и всего Средиземноморья. Характерны для Греции также длинноносый баклан, кудрявый пеликан, аист. В лесах живет южный зеленый дятел, горная овсянка.

Острова и природа Греции привязывает и влюбляет в себя настолько, что многие, не в силах устоять перед их магией, возвращаются сюда снова и снова. Каждый уголок страны уникален и не похож на другой: в Грецию можно приезжать неоднократно и каждый раз ощущать себя в новой стране.

Наличие эндемиков

Флора всех регионов Греции является наибогатейшей в Европе с более чем 6 000 разновидностями и подразновидностями, из которых 700–750 видов являются эндемичными. Растительность Греции меняется в зависимости от высоты над уровнем моря.

Тип растительности и растительного покрова

Необычно богат и разнообразен растительный мир Греции. Греция самая богатая страна в Европе по части растительности. В Греции прямо на улицах растут апельсиновые и оливковые деревья, которые являются одной из трех основных статей дохода страны после туризма и мореплавания. Берега полуостровной Греции большей частью обрываются крутыми скалами к морю, но в некоторых местах горы отступают вглубь суши, и там образуются небольшие равнинные участки.

Пелопоннес представляет собой крупный полуостров, соединенный с основной частью страны узким Коринфским перешейком, через который прорыт судоходный канал. Горы Пелопоннеса продолжение гор Пинд к югу от Коринфского залива. От центрального массива Пелопоннеса к югу и юго-востоку отходят четыре горных цепи, которые образуют на периферии становые хребты узких, разделенных глубокими заливами полуостровов, оканчивающихся на юге мысами Акритас, Тенарон и Малея. Четвертый, восточный полуостров Арголида между заливами Сароникос и Арголикос. Берег сильно расчленен и окаймлен лишь несколькими равнинными участками, самые известные из которых находятся в долинах Арголида, Лакония и Элида.

Нижние склоны гор в Греции, кроме обрабатываемых земель, покрыты зарослями маквиса. Маквис высокие и густые заросли кустарников. На средних частях склонов растут леса из дуба, бука, граба и каштана, выше появляются хвойные. Встречаются рощи сосен, вечнозеленых дубов, кипарисов и платанов. На склонах холмов и на каменистых равнинах расположены плантации маслин, инжира и гранатовых деревьев. Фруктовые сады и виноградники нередко окаймлены высокими естественными изгородями из агав и опунций.

Пpeoблaдaют гopныe peки, кopoткиe, буpныe, c живoпиcными пopoгaми и вoдoпaдaми, чacтo тeкущиe к мopю в узкиx кaньoнax. Сaмaя длинная peкa Гpeции Альякмoн. Другие крупные реки Эбpoc, Нecтoc, Стpимoн, Вapдap, Аxeлooc. Реки не пригодны для cудoxoдcтвa, но играют дoвoльнo бoльшую poль, как иcтoчники энepгии.

В Греции насчитывается свыше 20 oзep площадью от 10 до 100 квадратных километров. Самые крупные и глубокие из них тектонического пpoиcxoждeния. К ним принадлежат oзepa Тpиxoниc 95,5 квадратных километра, Вoлви 75,6 квадратных километра, Вeгopитиc 72,5 квадратных километра. Много кapcтoвыx oзep. Они, как правило, небольшие, питаются в основном подземными вoдaми. Крупнейшее из них Янина 22 квадратных километра.

Уникальные особенности

Греция во всех отношениях уникальное государство. Начнем хотя бы с географического положения: Греция состоит из трех частей – материковой Греции, островов и западной полосы в Малой Азии у моря. Материковая Греция находится на юге Балканского полуострова. Это горная территория, но при всем том, что горы как бы разрезают ее на три части, они не отделяют ее от всей Европы. На востоке и западе Греция окружена множеством островов, которые, как ступеньки или мосты, являются связующим звеном между Балканской Грецией и Малой Азией. Море глубоко проникло в материк, берега Греции очень изрезаны морем.

Вообще, греческий ландшафт – это что-то удивительное, это чередование долин, которые густо населены и скалистых гор, сотен островов и проливов. В Греции есть уникальная возможность и отдохнуть на море и заняться горным туризмом, заглянуть в гроты, понежиться на пляжах, покорить живописные скалы, которые видели богов и героев.

А памятников культуры, истории и архитектуры в Греции просто неисчислимое количество. Вот взять хотя бы Афины… Это не просто столица греческого государства, а город, названный в честь древней богини мудрости. Он всегда полон контрастов, сюрпризов, в нем сплелись воедино стили разных эпох, разных направлений. И все это даже в архитектуре выглядит более чем органично, вполне гармонируют друг с другом античный и неоклассический, современный и византийский. История многих веков и поколений оживет перед вами в этом удивительном городе. Из любой его части повсюду виден Акрополь, с его величественными храмами, музеем, где сохранились до наших дней истинные шедевры скульптуры древней Греции.

    продолжение --PAGE_BREAK--1.3. Этногеографическая характеристика региона Численность населения

Возрастная структура населения (2008)

0-14 лет — 14.3 %

15-64 лет — 66.6 %

старше 65 лет — 19.1 %

Средний возраст 41,5 лет.

Мужчины — 40,4 лет,

женщины — 42,6 лет.

Прирост населения (2008)

−0,146 % в 2008 году.

Рождаемость — 9,54 на 1000 населения;

Смертность — 10,42 на 1000 населения;

1,36 ребенка на 1 женщину.

Детская смертность (2008) 5,25 на 1000 рождённых;

мальчики — 5,77 на 1000 рождённых;

девочки — 4,7 на 1000 рождённых;

Продолжительность жизни (2008)

Общая — 79,52 лет

Мужчины — 76,98 лет

Женщины — 82,21 лет

Грамотность населения (2001 год)

общая — 96 %

мужчины — 97,8 %

женщины — 94,2 %

Демографическая составляющая

Большинство населения Греции составляют греки(95 %), хотя эти данные оспариваются из-за разночтения данных по меньшинствам, особенно языковым. Есть мнение, что греческая статистика не ведёт учёт населения по национальности, но это ложное умозаключение. Основным официально признанным религиозным меньшинствомсовременной Греции являются мусульманеФракиии Додеканесских островов, включающие турок(1 % населения Греции), помаков(болгароязычные мусульмане, 0,3 %) и цыган-мусульман (0,1 %).

Но здесь Греция следует букве Лозанских соглашений <metricconverter productid=«1924 г» w:st=«on»>1924 г. и требует того же от Турции, поскольку эта часть населения осталась в пределах Греции на тех же условиях, что должны были защищать греческое меньшинство Константинополя и островов Имврос и Тенедос. К сожалению только греческая сторона следует соглашениям — греческого меньшинства в Константинополе практически уже нет.

Есть меньшинства, которые выделяются в основном учёными-этнографами на языковых основаниях, но тут есть своя специфика: албанцы(4 %; в том числе арнауты)- это двуязычное население с греческим самосознанием давшее стране десятки нацинальных героев в борьбе с турками и арнаутами мусульманами, «славяноязычные греки» или македонские славяне( 1,2 %), которые в начале XX века называли себя болгарами и признавались таковыми, аромуны(1,1 %, включая мегленитов)- это двуязычная группа с греческим самосознанием давшая стране национальных героев и добрую половину ее меценатов, православные цыгане(ещё 0,8 %). Официально признаются армянесербы(0,3 %), арабы(0,3 %), евреи(0,05 %) и др.

Особо следует упомянуть — хотя эта группа населения не является национальным меньшиством-русскоязычных греков-понтийцев, основная масса которых прибыла в Грецию из СССРи стран СНГв начале 90-хгг. Их количество оценивается в 100 тыс. человек, проживают они в основном в городах Афиныи Салоники.

Этнический состав Греции

Этнические группы (2001)

Этнос

Население

%

Греки

10,452,554

93.76

Албанцы

481,663

4.32

Болгары

43,981

0.39

Румыны

25,375

0.23

Украинцы

19,785

0.18

Пакистанцы

15,830

0.14

Русские

13,635

0.12

Грузины

13,254

0.12

Индийцы

10,043

0.09

Другие

72,413

0.65

Районы расселения

Переселение дорийцев и связанные с ними другие этнические передвижения в Эгейском бассейне в основном закончились в XI в. до н. э. Они вызвали довольно большие изменения в составе населения многих областей вокруг Эгейского моря. Это было последнее в древности крупное переселение племён в этом районе; с тех пор на протяжении по крайней мере полутора тысячелетий этнический состав населения отдельных областей Греции не подвергался значительным изменениям.

В результате переселения дорийцев и других родственных им племён Пелопоннес был захвачен новыми завоевателями; независимость удалось сохранить только населению гористой Аркадии, находящейся в центре полуострова. Основными районами расселения дорийцев на Пелопоннесе были Лаконика и Арголида, другие племена заняли северо-западную и северную части Пелопоннеса — Элиду и Ахайю.

Почти одновременно дорийцы захватили всю южную часть Эгейского бассейна — большую часть Крита, острова Кифера, Родос, Книд — и основали несколько поселений в юго-западной части Малой Азии. С тех пор развитие Крита шло в основном теми же путями, как и других районов Эгейского бассейна, но он потерял своё ведущее положение в этой области и не играл значительной роли в последующей истории древней Греции. Для этого острова была характерна пестрота этнического состава населения; Гомер отмечает, что «разные слышатся там языки».

Вытесненные дорийцами ионийцы и частично ахейцы сначала укрылись, повидимому, в Аттике. Впоследствии жители Аттики гордились тем, что в отличие от подавляющего большинства прочих эллинов они являются исконными жителями своей родины и что только они смогли отразить нашествия дорийцев. Из Аттики вскоре возобновилась колонизация центральной части Эгейского архипелага и противолежащего малоазийского побережья, получившего название Ионии. Здесь возникли цветущие ионийские поселения-Милет, Эфес, Колофон, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии ранней греческой культуры. Такие же ионийские поселения возникли на островах Самое и Хиос. В отличие от гористой материковой Греции Иония, по словам древнегреческого историка Геродота, находилась в таком климате, «благодатнее которого мы не знаем ни в какой другой стране».

Основные занятия греческого населения

Резкое и непропорциональное развитие туристической индустрии имело своим следствием стремительный экономический подъем, изменение социальной структуры, появление большого числа рабочих мест. В настоящее время основным занятием населения Греции, естественно, является туризм, а также профессии, появление которых связано с развитием туризма для удовлетворения возникших новых потребностей. Кроме того, значительный подъем наблюдается в строительстве и торговле.

В наши дни мало кто в Греции занимается традиционными занятиями — земледелием, животноводством, рыбной ловлей, пчеловодством. Еще меньше греческих женщин, которые занимаются старинными традиционными ремеслами — ткачеством и вышивкой.

К сожалению, эти прекрасные занятия в наши дни находятся в упадке, поскольку ритм современной жизни и высокая стоимость сырья и ручного труда делают рукоделие невыгодным. Конечно же, в селах еще есть женщины, которые продолжают ткать и вышивать прекрасные народные вышивки, чтобы украсить ими свой дом.

Языковые характеристики

Государственным языком Греции является новогреческий язык, развившийся на основе древнегреческого языка. Язык древних греков оказал большое влияние на мировую культуру и является одним из древнейших языков мира. На греческом языке сегодня говорят 10 миллионов жителей Греции и около 82% населения Кипра. Его знает греческая диаспора, рассеянная по всему миру, в США, Австралии, Англии, Канаде, России. Этнические группы в быту сохраняют родной язык, а в общественной жизни пользуются государственным языком. Большинство греков хорошо говорят по-английски.

    продолжение --PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРЕЦИИ 2.1. Географическое положение Греции Рельеф Греции

Греческий ландшафт - это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200-1800 м). Высшая точка Греции - гора Олимп(2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.

Климат

Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пиндсильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенные западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).

Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннесаи часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладахи островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.

Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номыАхея, Аркадияи Лакония.

Восточную Македонию и Фракиюможно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.

Афинырасположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афинпреобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.

Реки

На узком и гористом Греческом полуострове не могли образоваться большие речные системы. Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными порогами и водопадами, часто текущие к морю в узких каньонах. Самая длинная река Греции - Альякмон(более 300 км). Другие крупные реки - Эврос, Нестос, Стримон, Вардар, Ахелоос. Реки не пригодны для судоходства, но играют довольно большую роль как источники энергии.

Озёра

В Греции насчитывается свыше 20 озёр площадью 10-100 км². Самые крупные и глубокие из них тектонического происхождения. К ним принадлежат озёра Трихонис(95,5 км²), Волви(75,6 км²), Вегоритис(72,5 км²). Много карстовых озёр. Они, как правило, небольшие, питаются в основном подземными водами. Крупнейшее из них - Янина(22 км²).

Острова

В состав Греции входит более 2000 островов, от крупных (Крит, Эвбея) до крохотных (Патмос, Хриси, Кастелоризо). На их долю приходится около 20 % всей греческой территории.

Все острова разделяются на несколько групп:

Ионические острова - расположены в Ионическом море, у западных берегов Греции. Крупнейший остров - Кефалиния.

Северные Эгейские острова - расположены на севере Эгейского моря, у берегов Турции. Крупнейший остров - Лесбос.

Северные Спорадыи остров Эвбея - расположены у восточных берегов Греции.

Киклады - находятся в центре Эгейского моря. Центр древней развитой Кикладской культуры. Здесь расположены в основном небольшие острова: Андрос, Наксос, Миконос, Санторини.

Додеканес - группа островов, расположенных на юге Эгейского моря, у берегов Турции. иногда также их называют Южными Спорадами. Это важный центр туризма в Греции. Крупнейший остров - Родос.

Крит - крупнейший остров Греции. Центр древней Критской цивилизации. Рядом с островом расположено множество небольших островков-спутников (Хриси и т. д.). С юга остров омывается Ливийским морем.

Полезные ископаемые

Греция не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Наиболее распространённым и добываемым является - лигнит, или слабоуглифицированный бурый уголь. Он является главным топливным ресурсом Греции. В конце XX века в Эгейском моребыли обнаружены незначительные запасы нефтии газа. Ведется их разработка.

Относительно богата Греция рудными полезными ископаемыми. Среди них железные, марганцевые, никелевые, хромовые, медныеи полиметаллические руды. В Аттике, у города Лаврионсо времен Древних Афинведется добыча серебраи свинца.

Во Фракииведется добыча сульфидных и никелевых руд.

На острове Наксосрасположено крупнейшее в мире месторождение наждака. На островах Санторинии Нисиросведется массовая добыча пемзы. Так как это острова вулканического происхождения, здесь бывали частые извержения вулкана, что и привело к образованию этого материала.

На Кикладахдобывают различные строительные материалы: мрамор, гранит, известняки песчаник.

Значительны запасы бокситов, или алюминиевых руд. По оценкам геологов в недрах Греции залегает около 650 млн.т. этой ценной руды, что делает Грецию одним из крупнейших её добытчиков в Европе.

Флора и фауна

На территории Греции сохранилось не так много видов диких животных, популяции их невелики. Это связано с многотысячелетней историей этой страны - более 8000 лет люди активно истребляли животных и растения на территории Греции. Типичны здесь небольшие животные: зайцы, барсуки, дикобразыи различные виды мышей.

Из крупных млекопитающих наиболее распространены бурый медведь, шакал, лисица, рысьи дикий кабан. Множество видов животных занесено в Красную книгу, среди них средиземноморская морская черепахаи тюлень-монах.

Многочисленны в Греции пресмыкающиесязмеии ящерицы.

Среди птиц чаще всего можно увидеть диких уток, зимородкови куропаток, а также хищников - сов, орлови коршунов.

В прибрежных территориях водится много чаек, а в водах Греции огромное разнообразие моллюскови рыб, хотя запасы последних значительно сократились в последнее время.

На территории Греции распространены более 5 000 видов растений. Широко распространены в Греции небольшие растения и кустарники: маквиси фригана. На полуострове Халкидикичасто встречаются сосновые леса. Распространены кипарисыи платаны. Возраст некоторых достигает нескольких тысяч лет. Очень распространена олива - одно из ценнейших деревьев Греции и всего Средиземноморья.

    продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции
Тип урока: урок групповой работы по изучению нового материала на основе материлов ПР (проводится в компьютерном классе).
Средства обучения:
  1. ПР «Природа и занятия жителей Древней Греции». Особенности презентации: А. Презентация состоит из 5 частей. Первая и пятая части предназначены для работы с ними учителя, Вторая, третья и четвертая части предназначены для работы учеников по группам – советственно 1,2,3. Группы должны быть равного по силам состава. Каждая группа выполняет свой вариант задания. Б. В первой части презентации предполагается показ встроенных в программу фрагментов исторических художественных фильмов.
  2. Словарь «Историческая география».
  3. Рабочая книга «Я и история».
  4. Учебник (карты учебника) или атлас по истории Древнего мира.
Цели урока:
  • на основе демонстрации ярких эпизодов из истории Греции создать эмоциональную мотивационную основу для изучения темы «Древняя Греция»;
  • в процессе урока подвести учеников к выводу, что возникновение в Греции первой европейской (античной) цивилизации было обусловлено благоприятными для человека географическими, климатическими и природными условиями;
  • приступить к формированию знаний и пространственных представлений о географическом положении и природных богатствах этой страны;
  • конкретизировать и расширить представления учащихся о занятиях жителей Древнего мира;
  • обеспечить дальнейшее становление у учащихся опыта работы в коллективе, анализа по памятке географического положения и природных условий страны, установления связей между географическим положением и занятиями жителей страны.
План урока:
  1. Введение в тему «Древняя Греция».
  2. Географическое положение и природные условия Древней Греции.
  3. Занятия жителей страны.
  4. Закрепление.
Дифференциация обучения: Адресные задания компенсирующего, среднего и повышенного уровня сложности.
Преемственные связи: Межпредметные – (опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции. Внутрикурсовые – географическое положение и природные условия Древнего Востока.
Основные понятия: античные государства Древнего мира, климатические условия страны, виды земледелия (выращивание зерновых, овощеводство, виноградарство, выращивание оливок), виды скотоводства (коневодство, овцеводство, свиноводство).
Особенности урока: работа учеников с презентацией по группам.
Подготовка к уроку: Установка программы на индивидуальные компьютеры (если необходимо). Предварительно определяется состав трех равных по познавательным возможностям групп для работы на уроке, выбираются командиры, и по этим группам школьники занимают рабочие места (возможно размещение класса по два человека за 1 компьютер).Руководство подготовкой к выступлению учеников из группы информаторов, знакомящих одноклассников с библиотечными фондами по теме «Древняя Греция».
Проведение урока. Для просмотра презентации скопируйте в адресную строку браузера и перейдите по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf468684-74af-4819-a11c-fa6912fc705b/view/

Изучение нового материала.

1. Введение в тему «Древняя Греция».

Главная задача этой части урока – создание мотивационной и ориентационной основы изучения новой большой темы школьного курса. Опираясь на презентацию, ученики в беседе подводятся к понятию «античные страны Древнего мира», устанавливают факт возникновения первых европейских цивилизаций Древнего мира на юге Европы, в Средиземноморье. На основе синхронистической таблицы пятиклассники подводятся к выводу о том, что изучение стран Европы следует начать с истории Древней Греции, так как здесь возникла первая античная цивилизация, оказавшая впоследствии огромное влияние на народы Древнего мира и на последующее развитие Человечества. Комментируя заставку «Древняя Эллада», учитель объясняет, что греки называли себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Далее ученикам демонстрируются фрагменты известных художественных фильмов – «Одиссея», «Троя», «Триста спартанцев», «Александр» и др. Если в классе есть ученики, знакомые с этими фильмами, то именно они рассказывают кратко, чем интересны эти фильмы и о чем там идет речь. В противном случае учитель кратко, но ярко комментирует кадры из фильмов.

Учитель сообщает, что по страницам истории Древней Греции ученикам предстоит путешествовать с замечательными героями Эллады. Одним из них был легендарный царь, хитроумный Одиссей, воспетый великим поэтом Греции – Гомером. Школьникам предстоит узнать о его настолько фантастических приключениях, что до сих пор удивительные путешествия люди называют «одиссеей». Далее пятиклассникам предстоит оказаться в гуще событий легендарной Троянской войны и узнать, какую роль в победе греков над троянцами сыграл чудо–конь. Путешествуя по страницам истории Греции, ученикам предстоит узнать, кто такие древние спартанцы, почему до сих пор они являются символом мужества и отваги, как они ценою жизни защищали свою страну от вражеского нашествия. Перед ними пройдут страницы жизни одного из самых великих полководцев мира – Александра Македонского. Учитель также сообщает, что именно при знакомстве с историей Эллады пятиклассникам предстоит завершить знакомство с семью чудесами света.

Ученики группы информаторов делают краткие сообщения о том, какие книги о Древней Греции можно почитать в школьной (районной) библиотеке и какие возможности ее изучения содержит УМК и другие имеющиеся в школе (дома) аудио- и электронные пособия. Руководителем проектных групп дается задание, руководствуясь РК, составить планы работы над проектами при изучении темы «Древняя Греция».

2. Географическое положение и природные условия Древней Греции.

До демонстрации заголовка урока учитель предлагает школьникам самим определить, с какого вопроса целесообразнее начать изучение истории Древней Греции и почему.

Далее организуется работа учеников, у которых есть проблемы при работе с картой, над описанием географического положения Древней Греции. Школьники последовательно, по цепочке (каждый отвечает на 1 вопрос программы), дают следующую характеристику местоположения страны: Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы, на Балканском п-ве, западнее Малой Азии, в Средиземноморье. На западе она омывается Ионическим морем, на Востоке – Эгейским.

Учитель отмечает, что, по свидетельству ученых, на земном шаре нет местности, где на таком небольшом пространстве, как в Греции, природа была столь разнообразна и красива. Опираясь на карту, он объясняет, что первые жители страны селились не только на материке – на Балканском полуострове, но и на многочисленных островах, которых было бесчисленное множество у берегов Эллады. Природа разделила материковую территорию этой небольшой страны на три части – северную, среднюю и южную.

Ученикам предлагается по группам изучить природные условия Северной, Средней и Южной Греции. Они обращаются к презентации на индивидуальных компьютерах, находят там свои варианты презентации (переход к вариантам по кнопке): 1 вариант – Северная Греция, 2 вариант – Средняя Греция, 3 вариант – Южная Греция. В каждом варианте изложены такие задания:

  1. Подготовьте описание своей части Греции по плану.
  2. Предположите, какие занятия были возможны в этой части Греции.
  3. Определите, какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?
Вместе с этими заданиями ученикам на экране выводится план изучения «своей» части Греции:
  1. Местоположение.
  2. Рельеф.
  3. Климат.
  4. Природные богатства.
Затем ученики работают самостоятельно с текстами, картами и иллюстрациями.

На выполнение задания отводится 5 минут.

После этого учитель предлагает заслушать описание природы страны греческим поэтом Феокритом, давая школьникам образец правильного чтения гекзаметра (текст стихотворения есть в Географическом словаре и в рабочей книге):

…В вышине колыхались, над нашей склонясь головою,Стройные тополи, вязы, а подле священный источник,Звонко журча, выбегал из пещеры…И средь тенистых ветвей, опаленные солнца лучами, Пели кузнечики звонко, древесный кричал лягушонок, Криком своим оглашая терновник густой и колючий.Жаворонки пели в полях и печально стонала голубка.Желтые пчелы летали кругом, над водою кружась.Все это летом дышало, дышало плодов урожаем.Сладкие падали груши к ногам, и валилися в рукиЯблоки щедро, и гнулся сливняк, отягченный плодами,Тяжесть не в силах нести и к земле преклоняясь верхушкой.

Затем ученики выступают с результатами своих исследований и дают ответы на 1 вопросы задания.

Для активизации работы всему классу дается задание: выделить общие черты географического положения и природы Греции и представить их в виде символьного конспекта в рабочей книге (его образец выводится затем на экран).

При выступлении от каждой группы на большой экран выводится слайд с картой и фотографией, иллюстрирующий ту или иную часть Греции.

Учитель обращает внимание на то, чтобы в выступлениях учеников прозвучали и были показаны по карте важные для дальнейшей работы географические объекты.

Важно подчеркнуть, что отдельные области Греции были отделены друг от друга горами, морскими заливами, что затрудняло сообщение между ними, приводило к тому, что на каждой территории возникали относительно небольшие населенные пункты, жители которых организовывали свое управление и вели свое хозяйство. Поэтому в Греции возникнет множество небольших государств.

При необходимости важно помочь ученикам верно оценить климатические условия Греции. Благодаря теплой зиме и жаркому лету сельскохозяйственный год был очень продолжительным, что создавало благоприятные условия для развития земледелия. Моря зимой не замерзали. Это позволяло круглый год заниматься рыбной ловлей и мореплаванием. Также учитель обращает внимание на то, что климат Греции был засушливым, из-за того что реки пересыхали, были районы, где трудно было найти источники с питьевой водой. На прощание грек всегда говорил своему другу «Доброго пути и свежей воды».

Следует обратить внимание, что плодородных почв в Греции было мало.

Эта часть занятия завершается проверкой выполнения задания по составлению символьного конспекта.

3. Занятия жителей страны.

Ученики по группам высказывают предположения о том, какие занятия могли быть у жителей Древней Греции (2-е задание по группам). Верность их ответов учитель предлагает проверить в процессе дальнейшей работы.

Предлагаемая в презентации работа с иллюстрациями позволяет расширить образные представления и словарный запас учеников о занятиях жителей Древнего мира. Вопросы из презентации для этого пункта плана лучше адресовать слабым и средним ученикам, у которых есть проблемы с развитием речи и памяти.

Желательно, чтобы они не только называли изображенные на слайдах занятия, но и давали некоторым из них описание. Например, следует уточнить, какие именно овощи выращивались в Греции, как и что делали эллины из винограда, как делались гончарные изделия, как осуществлялась добыча металлов, как осуществлялось изготовление из них изделий.

Некоторые виды изображенных занятий комментирует учитель. В частности, он сообщает, что греки сеяли ячмень, пшеницу, бобы, горох. При этом пшеница росла лишь в долинах, и в некоторых областях страны ее не хватало.

Следует отметить, что греки очень ценили оливковые деревья (олива росла до плодоношения около 30 лет), так как из их плодов делалось масло, которое употреблялось в пищу, использовалось для освещения жилища, при приготовлении лекарств и в парфюмерии. Косточки олив превращали в муку и пекли из них лепешки. Помимо винограда и олив эллины выращивали яблони, груши, сливы, инжир и другие плодовые деревья и кустарники.

При работе со слайдами, иллюстрирующими занятия греков, ученики от групп комментируют, в какой части Греции получало наибольшее распространение то или иное занятие в силу природных условий. Например, разведением коней и крупного рогатого скота в основном занимались в равнинных областях, а овцеводство было развито в горной местности.

В заключение этой части урока ученики закрепляют знание основных занятий эллинов, к которым относились : земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесла, торговля.

Далее ученики отвечают на последний вопрос групповых заданий: что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Греции?

В беседе ученики подводятся к выводу, что факторами, способствовавшими возникновению первой европейской цивилизации, были:

  1. Благоприятные для жизни человека климатические условия.
  2. Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.
  3. Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.
В конце урока все ученики группы, признанной лучшей, получают приз Геродота.

Работа групп по выполнению задания оценивается учителем (можно самой группой и другими группами при благоприятных взаимоотношениях в классе).

Параметры оценки работы группы:

  1. Полнота описания географических и природных условий своей части страны.
  2. Полное и точное определение всех видов занятий.
  3. Ответ на вопрос «Какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?» и обоснование своей точки зрения.
Домашнее задание.

Изучение соответствующего материала по учебнику и выполнение познавательных заданий по рабочей книге.

vcvetu.ru