Основные черты древней индии. Культура Древней Индии. Основные этапы и характерные черты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Отличительные черты Культуры Древней Индии. Основные черты древней индии


Древняя Индия Основные черты государства

Количество просмотров публикации Древняя Индия Основные черты государства - 89

Первые государства на территории Индии возникли во 11-м тысячелœетии до н.э. в долинœе Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелœетия до н.э. - середина I тысячелœения до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долинœе Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся годе-то на рубеже III - II тысячелœетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.

Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселœена этническими общностями мундов и дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до наших времен свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелœетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всœем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев.

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название ʼʼЗаконы Мануʼʼ.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелœетии до н.э. на базе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Οʜᴎ представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налоᴦ.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителœей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Инди на базе старых племенных государств возникают первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсœегда определœенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название ʼʼджаджманиʼʼ.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединœения страны..

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций : к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину ʼʼидеальногоʼʼ всœеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова.

Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этническими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах.

Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-111 вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединœенного государства.

Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно всœе прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны всœе больше становились замкнутыми.

Утверждается заключение браков между представителями одной варны; определœенная, наследственно закрепленная профессия, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать.

Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев.

Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. В случае если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Οʜᴎ не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имели право только свободные

члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства делœение всœех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всœего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, ᴛ.ᴇ. закон образа жизни.

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общинœе объединялась значительная часть населœения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определœенную плату.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определœенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя всœе большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определœеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно делœение общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делœением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. К примеру, запрещалось продавать детей-рабов без родителœей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная - общая черта͵ отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелœению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всœей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителœей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населœения В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определœенным образом ограничивают власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.

Наряду с делœением на главные провинции существовало делœение на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община.В общины объединялась значительная часть населœения - свободные землевладельцы.

Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течении долгого времени общины были изолированны друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов.

Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

К примеру, запрещалось продавать детей без родителœей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность ,право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительные пережитки первобытно - общинного строя.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой гос-ва считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником пристола. Территория гос-ва в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом,в частности немалой автономией.

Помимо делœения на главные провинции существовало делœение на обычные провинции (джанапады),области (прадеши),округа (ахале).

Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.Воглаве джанапад стояли крупные гос-нные чиновники – раджуки . В главных городах округа имелись канцелярии,откуда по всœему округу посылались распоряжения.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации.

Жесткая варново-кастовая система с раз и навсœегда определœенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название ʼʼджаджманиʼʼ.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединœения страны..

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций : к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину ʼʼидеальногоʼʼ всœеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этническими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах.

Индусская политико-религиозная концепция ʼʼбогоугодного царяʼʼ (девараджи) предписывала ему выполнение особой драхмы. Одна из главных обязанностей - охрана подданных. ʼʼЗащищаяʼʼ народ, царь мог заставить его платить налог - бали. Наряду с основным налогом, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти.

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всœех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселœение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всœех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя. Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления.

Специальная группа царских чиновников была связана, к примеру, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр.

С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша), среди которых особое место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа͵ воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь ʼʼпринимал и днем и ночьюʼʼ.

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное делœение и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора.

Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялось пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией.

Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей,, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селœений, и соответствующих им в органах местного самоуправления управителœей. Характерно что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общинœе. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках. В решении вопросов, связанных с продажей земли, границами земельных участков, важная роль принадлежала общинному совету старейшин.

В древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, ʼʼокруженного тремя судьямиʼʼ. Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно обьявлять амнистии.

Судя по Артхашастре, во всœех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Вместе с тем, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли ʼʼнадзор за ворамиʼʼ. Большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.

Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало делœежу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединœениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие ʼʼдважды рожденныеʼʼ могли носить оружие лишь тогда, когда для них ʼʼнаступает время бедствийʼʼ.

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди ʼʼдвух, трех, пяти, а также сотен деревеньʼʼ.

referatwork.ru

Отличительные черты Культуры Древней Индии. — КиберПедия

Следует отметить, что Древнеиндийская цивилизация возникает примерно в середине IV в. до н.э. и существует до VI в. н.э. Особенность духовной жизни Древней Индии формируется под воздействием религиозных воззрений, которые накладывают отпечаток на социальную организацию государственных образований на территории Индостана.

Важную роль в становлении Культуры Древней Индии играют следующие религиозные воззрения.

1. «Священные знания» Вед. Веды (знания) памятник древнеиндийской литературы конца ΙΙ тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, считаются «божественным откровением». Они составляют целый пласт культуры древне Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов), Яджур-Веда (молитвенные формулы), Атхар-Веда (сборник заклинаний). Они включали в себя на только религиозные смыслы, но давали представления обо всех аспектах жизни. Позднее ведическая литература дополнилась философско-религиозными комментариями: Брахманами, Упанишадами, Араньяками. В ведический период в Индии создаются и два великих эпоса: Махабхарата и Рамаяна. Героями этих эпосов является не только не только простые люди и исторические персонажи, но и боги Шива, Вишна, Кришна, Рама. Обе поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских и моральных проблем.

2. В начале Ι тыс. до н.э. возникает Брахманизм. Брахманизм дал религиозное обоснования общественному неравенству и объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир – это лишь иллюзия. Единственно реальным остается мировой дух. Ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (блуждание, переход, перевоплощение души). То есть - теория перерождения. Цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (деяние, поступок). В этот период определилось деление на социальные группы, различающиеся между собой общественным положением – варны (цвет). Это высшие варны брахманов (белые одежды) и кшатриев (красные одежды),многочисленная варна людей, занятых в сельском хозяйстве, ремесле, торговле вайшиев (желтые одежды), низшая варна шудр (черные одежды). Это деление общества на варны закрепилось в законодательств: «Законах Ману». Позже возникает деление людей по профессиям – касты.

3. В VI в.до н.э. в Индии появляются новые религиозные течения. Сохранив учение о перерождении душ и воздаяния за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед и социальное деление на варны. К ним относятся: джайнизм и буддизм. Сторонники Джайны принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (высшее состояние, цель человеческий устремлений). Наиболее ортодоксальные проповедовали отказ от одежды и пищи в конце жизни. Более успешную попытку варно-кастового строя осуществил буддизм. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Подвергая осуждению брахманизм за пристрастие к богатой жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. Центральным в учении Будды считаются «четыре благородной истины»: жизнь есть страдание; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечения зла, способствующих возникновения добра. В конце этого пути наступает полная свобода и озарение - нирвана. Но буддизм так и не стал ведущей религией Индии, так как противоречил установившемуся кастовому строю.

4. Во II в. н.э. возникает комплекс религиозных верований – индуизм, который и сегодня является официальной религией Индии. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма, Вишна, Шива. Индуизм приблизил этих богов к земным условиям.

В древней Индии почитались знания. Здесь сформулирована десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины.

 

8.Современность и культурное наследие древних цивилизаций.

Здесь надо показать, что культуры древнего мира и Античность заложили основы для всех сфер культуры будущих поколений. Там закладывались основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных традиций. Так, например, в Древности и античном мире сформировались все существующие и поныне формы государственного правления: деспотия, тирания, тоталитаризм, республика демократия. Именно там сформировались многие мировые религии, существующие и поныне. Не потеряли актуальность многие научные знания Древнего мира. Так, например, мы и сегодня пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деления часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре. И это напоминает нам сегодня о преемственности поколений.

 

cyberpedia.su

Культура Древней Индии. Основные этапы и характерные черты

Новости и общество 27 сентября 2012

Индия считается одним из древних очагов в человеческой цивилизации, имеющих высокий уровень культуры. На территории страны обнаружено большое количество доказательств древнего происхождения ее культуры. Многие находки относятся к первобытному строю, периоду нижнего палеолита, мезолита и, особенно, неолита. Речь идет о разнообразных орудиях охоты, теслах, зернотерках, остатках тканей, черепках сосудов и прочем. Была найдена наскальная живопись, изображающая отдельные фигуры человека и животных, а также охоту. Культура Древней Индии является одной из  уникальной и, несомненно, интересной.

Раскопки, которые производились в долине реки Инда, доказали, что цивилизация была здесь уже в третьем - втором тыс. до н.э. Помимо традиционных каменных орудий были изделия из меди и бронзы (копья, топоры, наконечники стрел, рыболовные крючки, ножи, долота, пилы и серпы). Жители научились прясть хлопок. Широкое распространение получило гончарное и ювелирное дело. В населенных пунктах были двух- и трехэтажные строения, а также системы канализации и водоснабжения.

Во второй половине третьего тыс. до н.э. культура Древней Индии характеризуется тем, что начали оформляться научные знания. Появляется письменность, агрокультура, кузнечное дело, медицина, геометрия, а также изобретены шахматы.

Подлинным подъемом и расцветом считается четвертый - второй вв. до н.э., когда правили династии Гуптов и Маурьев. Ученые создали десятичную систему исчисления, современное цифровое начертание, алгебру, арифметику, тригонометрию, астрономию.

В этот период наука и культура Древней Индии были дополнены знаниями о химии. Это позволяло готовить сложные препараты из ртути, соли металлов, цемент, духи, лекарства, краски, кислоты и прочее.

Полученные знания способствовали созданию современной и высокоразвитой цивилизации.

Художественная культура Древней Индии начала активно развиваться в конце второго - начале первого тыс. до н.э. Среди памятников литературы необходимо отметить веды, ведическую литературу, "Священные предания", сутры (система рекомендаций по проведению жертвенных ритуалов, законодательств и правил домашней жизни), а среди жанров - эпическую литературу. На основе культовых и народных образов сложилась уникальная драматургия и лирическая поэзия.

Культура Древней Индии знаменита на весь мир и сохранила до настоящего времени свою уникальную музыку, которая является единством пения и инструментальной музыки, сопровождаемой обязательно мимикой, танцами и жестами.

Вершиной совершенства являются образцы изобразительного искусства (фрески, ваяние и художественные ремесла), также неповторимое зодчество. Прикладным видам присуще богатство, выразительность, уникальность образов, смелые творческие решения, многообразие и сложность композиции.

Особенности культуры Древней Индии стали более выраженными, когда в стране распространился буддизм. Новая религия повлекла за собой развитие скульптуры и массовое возведение культовых сооружений: пещерных храмов, монолитных столбов, статуй богов и так далее.

С развитием культуры и науки начала изменяться структура древнеиндийского общества. Это привело к более жесткой дифференциации и сильному расслоению в стране. В ее основе лежало только социальное происхождение и характер деятельности. Далее это привело к формированию замкнутых групп:

  • по сословиям выделилось четыре варны;
  • по профессиональной деятельности - три с половиной тысячи каст.

Культура Индии благодаря своим старинным и древним корням до настоящего времени остается самобытной. Ей удалось сохранить те черты, которые делают ее по-настоящему национальной и узнаваемой во всем мире.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Классификация растений: примеры и характерные черты основных систематических группОбразование Классификация растений: примеры и характерные черты основных систематических групп

Все растения, существующие на планете, настолько многочисленны и многообразны, что учёные не один раз пытались их систематизировать. С этой целью они делили представителей флоры на различные виды и группы. В основу эт...

Реализация проекта консалтинговым агентством: основные этапы и механизм реализацииБизнес Реализация проекта консалтинговым агентством: основные этапы и механизм реализации

 В настоящее время существуют консалтинговые агентства, которые оказывают консультационные услуги, одной из которых является реализация проекта, его обеспечение и оценка результата. Рассмотрим данный аспек...

Как сделать ремонт на кухне: основные этапы и рекомендации специалистовДомашний уют Как сделать ремонт на кухне: основные этапы и рекомендации специалистов

Многим владельцам городских квартир и частных домов хотелось бы знать, как сделать ремонт на кухне, потратив на это минимум времени. Об этом и пойдет речь в статье.Рекомендации специалистовЕсли раньше ...

Покраска металлоконструкций: основные этапы и требованияДомашний уют Покраска металлоконструкций: основные этапы и требования

В строительстве и производстве задействовано огромное количество самых разнообразных металлоконструкций. Востребованность их объясняется рядом неоспоримых преимуществ. Они гораздо легче железобетонных, при этом долгов...

С чего начать ремонт: основные этапы и последовательность работДомашний уют С чего начать ремонт: основные этапы и последовательность работ

Соблюдение определенной последовательности работ при ремонте очень важно. Это только кажется, что главное - это начать, а уже по ходу выстроится правильный график и структура ремонта. Безусловно, решиться на проведени...

Исковое заявление о взыскании алиментов. Основные этапы и тонкости процессаЗакон Исковое заявление о взыскании алиментов. Основные этапы и тонкости процесса

Иногда в семье складывается ситуация, когда вопросами содержания и ухода за общим ребенком занимается только один из родителей, хотя второй в обязательном порядке должен принимать в этом активное участие. В этом случа...

Хирургическая операция, основные этапы и виды операцийЗдоровье Хирургическая операция, основные этапы и виды операций

Хирургическая операция в переводе с латинского языка означает комплексное воздействие на человеческий организм с целью лечения органов. Она представляет собой процедуру разъединения и соединения тканей, т.е. сопровожд...

Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажаИскусство и развлечения Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажа

Ли Джордан описан Джоан Роулинг как темнокожий мальчик с черными волосами, заплетенными в дреды. Всем зрителям "Поттерианы" этот персонаж знаком в качестве озорного и остроумного комментатора спортивных матчей. Однако...

Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные чертыНовости и общество Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные черты

Множество красивых парков и дворцово-парковых ансамблей существует по всему миру. Они поражают туристов, а некоторые жители ходят гулять в них каждый день. Садово-парковые зоны существуют уже много лет, свою популярно...

Краткая философия Ницше: основные понятия и специфические чертыНовости и общество Краткая философия Ницше: основные понятия и специфические черты

Имя немецкого философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его...

monateka.com