Ордерная система древней греции. Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 6 Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции. Ордерная система древней греции


Ордерная система Древней Греции. Особенности архитектуры

 

Ордеры архитектурные:

А — дорический; Б — ионический;

В — коринфский;

1 — карниз;

2 — фриз;

3 — архитрав;

4 — капитель;

5 — ствол колонны

6 — база

 

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены и колонны.

В основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека.

Главные структурные элементы двух ордеров – дорического и ионического – одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Диптер – размещение на фасадах двух рядов колонн.

архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора).

 

Древнегреческая скульптура

Всадник Рампена

 

 

Древнегреческая скульптура (известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая скульптура;) —Охватывает период с VII века до н.э. по I век до н.э. Древнегреческая скульптура из вершин античной культуры. Первые памятники древнегреческой пластики относятся к геометрическому стилю VIII века до н.э. Мелкая пластика геометрического стиля найдена при раскопках в Афинах, Олимпии, в Беотии. VII - VI века до н.э. относят к архаическому периоду древнегреческой скульптуры, в нем выделяют этапы: ранняя архаика (около 650-580 годы до н.э.) высокая архаика (580-530 годы до н.э.) поздняя архаика (530-480 годы до н.э.).

Первые монументальные скульптуры Древней Греции характерны влиянием древневосточной скульптуры. По легенде, первым создателем скульптур был мастер Дедал, по имени которого сталь ранней архаики получили название дедаловского. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Серединой VII века до н.э. датированы первые куросы и первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии (Крит).

Развитие древнегреческой скульптуры

В дальнейшем скульптурная декорация заполняла поля, выделенные в храме его конструкцией: фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) в ионическом храме. Надгробная, посвятительная, культовая статуи в архаический период были представлены куросом и корой. Архаические рельефы украшали базы статуй, фронтоны, метопы храмов, надгробные стелы. В дальнейшем на место рельефов во фронтонах пришла круглая скульптура.

Памятниками архаической круглой скульптуры являются голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская. Для изображения летящей или бегущей фигуры в архаике использовалась условная схема «коленопреклоненного бега». В архаической скульптуре был принят целый ряд условностей, например, «архаическая улыбка» на лицах.

В классическом периоде древнегреческой скульптуры (V - IV века до н.э.) выделяют этапы: ранняя классика или «строгий стиль» (490-450 годы до н.э.)высокая классика (450-420 годы до н.э.) «богатый стиль» (420-390 годы до н.э)поздняя классика (390-320 годы до н.э.). В классическом периоде скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов, а также светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. В это время было открыто в скульптуре движение, скульпторы научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. Скульпторы Мирон ("Дискобол", "Афина и Марсий") , Фидий ("Зевс", "Афина-Парфенос"), Поликтет ("Гера", "Дорифор", "Копьеносец"), Главным памятником ранней классики являются фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии(около 468-456 годы до н.э.). Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Расцвет классической скульптуры связан с декорацией Парфенона на афинском Акрополе — фронтоны, метопы, зофор (447-432 годы до н.э.). Вершиной древнегреческой скульптуры признаются несохранившиеся хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы. «Богатый стиль» связывают с творчеством Каллимаха, Алкамена, Агоракрита. Характерные памятники «богатого стиля» — рельефы баллюстрады храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 года до н.э.), ряд надгробных стел, среди которых стела Гегесо. К поздней классике относятся декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400-375 годы до н.э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370-350 годы до н.э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355-330 годы до н.э.), Мавзолея в Галикарнасе (около 350 года до н.э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей, Леохар.

В эпоху эллинизма древнегреческая скульптура дифференцировалась по школам. Этап раннего эллинизма относят к 320-250 годам до н.э., высокого эллинизма — к 250-150 годам до н.э., позднего эллинизма — к 150-30 годам до н.э. С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и «Группа Людовизи» — мраморные римские копии с пергамских бронзовых оригиналов около 220 года до н.э.), С родосской школой связана статуя Ники Самофракийской (около 190 года до н.э.)

Древнегреческий театр

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр построен в Афинах, он послужил образцом для всех других театров. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), раньше драматические представления проходили на деревянных подмостках на центральной площади Афин, но они рухнули в 6 веке до н.э. Греческий театр в Афинах вмещал по разным подсчётам от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.

Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.

Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.

Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.

В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.

Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.

Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров. Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.

Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления). Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний.



infopedia.su

Греческая ордерная система

Ордер – это художественно-осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закреплённая традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а так же своими пропорциями и орнаментом.

  • Сима (др.-греч. Σιμός — курносый, выпуклый) — элемент карниза, желобок для стока воды.

  • Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

  • Гейсон - (греч. geison), верхний карниз, выступающая часть балочной конструкции.

  • Киматий - (греч.), профилированный поясок, по большей части из того же материала, что и украшаемый предмет (балка, капитель и пр.), также раскрашенный.

  • Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент, венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

  • Мутул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.

  • Гутты(от лат. gutta — капля) или регулы - шесть небольших выступов в виде усечённых конусов на нижней поверхности каждой полки под и над Триглифами, а также и над метопами в постройках дорического ордера.

  • Мето́па (μετόπη — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже — живописью.

  • Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glуphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.

  • Тения — горизонтальная тяга, завершающая архитрав сверху.

  • Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении,расположенное обычно на 1/3 ее высоты. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Наряду с курватурой является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре.

  • Стилобат (στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

  • Стереобат (στερεοβάτης) в античной архитектуре — цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней.

  • Курвату́ры (лат. curvatura - кривизна) — незначительные искажения горизонтали, уклона вертикали, увеличение интерколумниев и утолщение колонн в углах здания. Они трактуются как средство компенсации неизбежного провисания горизонталей в зрительном восприятии. Впервые использовалась Иктинием при строительстве храма Аполлона в Бассах.

  • Интерколумний – расстояние между колоннами.

  • Ионический ордер.

  • Тимпан – треугольное поле фронтона.

  • Гусёк - один из архитектурных обломов; очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих подобие рукописной строчной буквы г.

  • Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

  • Ионик (от лат. ovum — яйцо), орнаментальный мотив на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров. Состоит из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиком и чередующихся с обращенными остриём вниз стрельчатыми листьями.

  • Тор, торус (от лат. torus — выпуклость, валик) — вал, один из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.

  • Скоция (от греч. skotia — темнота) - асимметричный архитектурный облом с профилем двухцентровой дуги или более сложной вогнутой кривой.

  • Вал – это криволинейный архитектурный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.

  • Коринфский ордер.

    studfiles.net

    Архитектура Древней Греции

    Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.

    Ордерная система

    Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

    Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, "мужественности", совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

    Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. "Дорическое" и "ионийское" - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей.

    Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

    Колонны

    Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна - кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

    Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета.

    Города имели свой храмовый комплекс и театр. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится "гимнасий" - здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.

    К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.

    studfiles.net

    Тема 6 Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

    Тема 6 Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции

    Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.

    Архаика (VII-первая четверть V вв. до н. э.) – объяснение термина, краткая характеристика политической и экономической ситуации, сложение полисов и роль полисного менталитета в формировании представлений об архитектуре и изобразительном искусстве.

    Понятие «архитектурный ордер» – словарное определение («ordo» – «строй», «порядок», «художественно-осмысленная стоечно-балочная конструкция, в которой ее части связанны определенными пропорциональными соотношениями, имеющими числовое выражение» и т. д., ордер и «Десять книг об архитектуре» римского архитектора I в. до н. э. – I в. н. э. Витрувия). Основные части ордерной конструкции и их названия – трехчастное деление: основание (стереобат, верхняя ступень – стилобат), несущие части (колонны, состоящие из базы, ствола, капители), несомые части (антаблемент, состоящий из архитрава, фриза, карниза). Сложение ордерной системы в Древней Греции в эпоху архаики: дорический и ионический ордер, общее и особенное, основные пункты по которым очевидно различие (соотношение нижнего диаметра ствола колонны к высоте 1:6 и 1:9, есть база – нет базы, капитель простая – капитель с волютами, триглифометопный фриз – ленточный фриз, каннелюры без дорожек и с дорожками). Появление коринфского ордера в эпоху классики (скульптор Каллимах – изобретение капители и рассчет пропорций, разница между ионическим и коринфским ордером). Сравнительная характеристика трех ордерных систем – разница в пропорциях, эелементах, образе (цитаты из Плиния и Витрувия о греческом и римском ордере). Основные типы храмов (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, псевдопериптер, диптер, псевдодиптер, моноптер, фолос): сравнительная характеристика, особенност использования в Греции и Риме. Основные типы архитектурных сооружений Древней Греции (храмы, жилые дома, театры, гимнасии, палестры и т. п.) и особенности использования в них ордерных конструкций. Главные храмы эпохи архаики на территории Балкан, Пелопоннеса, Малой Азии, островов Эгейского моря и Италии (дорические храмы в Пестуме – Геры I, Деметры, храмы на реке Селе, храмы в Селинунте, храмы в Дельфах, Олимпии, Корифе, фундаменты храмов на Афинском акрополе, фундаменты ионических диптеров на побережье Малой Азии и на островах). Эксперименты с пропорциями ордерных конструкций в эпоху архаики и выработка гармоничных пропорциональных соотношений. Роль цвета и скульптурного декора в системе оформления храма.

    Литература по теме:

    • Ривкин Б.И. Античное искусство. М, 1972. С. 55–64

    • Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М, 1970. С. 25–35

    • Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М, 1980. С. 35–43

    • Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007. С. 234–262

    • Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С. 58–67

    • Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. М, 2006

    • Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 2. Древняя Греция и Древний Рим. М, 1973. Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Античная архитектура. Ордерная система

    Греческая культура взяла человеческое тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре, математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец). Дорическая колонна – фигура мужчины, физически сильного, твердо стоящего на ногах, не требующий никаких украшений. Ионическая колонна – фигура женщины утонченной и прекрасной. Колонна украшалась орнаментом в виде лепестков лотоса с завитками, напоминая прическу греков. Коринфская колонна напоминала девичью грацию. Очень важной чертой греческой культуры была состязательность (агон). Греческий агон восходил к игрищам былой общины, характеризовал все сферы жизни общества и олицетворял характерную черту древнего грека – он всего лишь гражданин полиса и его личные заслуги ценятся только тогда, когда они выражают идеи и ценности полиса. Наиболее ярким выражением греческого агона стали олимпийские игры. Истоки первых олимпийских игр теряются в древности, но в 776 году до н.э. на мраморной доске было выбито имя первого победителя в беге и этот год стал началом олимпийских игр. Местом проведения была священная роща Антис, место мира и благоденствия, которые в обязательном порядке устанавливались на время проведения игр. В священной роще зрители разбивали свой лагерь и сюда ехали не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, ораторы, ученые, поэты выступали со своими речами. Государство имело право здесь провозглашать свои новые законы. В агоне брала начало диалектика – умение вести беседу, опровергая аргументы и рассуждения соперника, выдвигая и доказывая свои собственные доводы. Пейто – богиня убеждения. В агоне берут свое начало и существование различные философские направления, философия, в буквальном смысле любовь и мудрость. Праздничность и красочность, зрелищность, обычно праздники были связаны с религиозными шествиями и состязаниями в честь богов.

    Античная культура Эллады пронизана искусством. Пластичность и созерцаемость - основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всею телесно. Зрение — основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов, прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае, на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи. Акрополь был населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.

    В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной).

    Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира.

    Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

    Основой античной греческой архитектуры являлось использование ордерной системы. Ордером называется тип архитектурной композиции, состоящей из основания, колонны и антаблемента (балки).

    В Греции применялись дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Дорический ордер является простым и строгим и из всех наиболее массивным. Ионический ордер имеет более легкий характер. Колонны стройнее и имеют базу (уширенный низ), ствол и капитель (архитектурно оформленный верх колонны). Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку. Коринфский ордер развивался из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью.

    Основой античной римской архитектуры также являлось использование ордерной системы. В Древнем Риме применялись ионический, коринфский и композитный ордера. Композитный ордер является разновидностью ионического и коринфского.

    Стиль «классика» был взят за основу стиля «классицизм», много позже широко распространившегося в Европе.

    Рекомендуем прочитать:

    Конспект по культурологии

    rgrtu-640.ru

    "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

    Разделы: МХК и ИЗО

    Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

    Задачи:

    • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
    • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
    • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
    • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

    Тип урока: объяснение новых знаний.

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

    (Выслушиваются мнения учащихся.)

    – Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку. Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки )

    – Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер. Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1). В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

    – Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме. (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

    – Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1 : 5.)

    – Посмотрим на храм Афины. Выглядят ли здесь колонны неустойчивыми, незаметными или наоборот? Соблюдаются пропорции человеческого тела? Теперь рассмотрим ионический ордер. Свое название этот стиль взял также от названия племен – ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии. Что вы знаете об этом народе? (В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.)

    – Давайте посмотрим, гармонировала ли созданная ими архитектура с их характером и образом мышления. Чем отличается ионическая колонна от дорической? (Она более изящная, стройная, можно сказать, что нежная, украшенная спиралеобразными фигурами.)

    – Перед нами – храм Ники Аптерос. Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую? (С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками – как будто волосы.)

    – Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер. Прочитаем легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 3).

    – Посмотрите на коринфскую колонну святилища Аскления. Чем такая колонна отличается от ионической? (Еще более легкая, украшенная листочками в три горизонтальных ряда.)

    – Прочитав легенду и охарактеризовав внешний вид колонны, вы без труда определите, на что похожа данная колонна. (На юную девушку, невесту.)

    – Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их. (Дорический, ионический, коринфский.)

    – Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал. Перед вами часть кровли и колонн Эрехтейона:

    – Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрим фрагменты зданий и улиц в городе Санкт-Петербурге и определим какой ордер использован в колоннах.

    – Подведем итоги. Что нового мы узнали сегодня на уроке? – С чем сравнивали древнегреческую колонну? – На что опирались древние греки при ее создании?

    – Давайте вернемся к эпиграфу. Мы с вами доказали, что "Человек – мера всех вещей"?

    – Спасибо за работу на уроке.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.

    – До свидания!

    Презентация

    Список литертуры:

    1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

    2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

    3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

    4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

    5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура . Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

    6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

    7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

    8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

    9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Каширина.– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

    10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская.– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

    11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах . Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

    12. Санкт-Петербург . Альбом. Ред. М. Лыженкова.– СПб.: "П-2", 1998.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции

    Эпоха архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов, видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие ордерная система (дорический и ионический ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры — статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора).

    В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента). Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

    Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).

    Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

    Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте. Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя. Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения". Характерные черты.Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

    Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический. Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии. Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом. Характерные черты. Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими. Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера. Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

    В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора). Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

    megaobuchalka.ru