Обязательственное право древнего египта. Общая характеристика государства и права Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Право Древнего Египта. Обязательственное право древнего египта


4. Право Древнего Египта

Первоначально источником права был обычай, затем - фараон. Есть сведения о кодификациях, но до нас не дошло ни одного свода египетского права.

Право собственности. Земли в Египте делились на: государственные, храмовые, частные, общинные. Существовали сделки с землей (дарение, купля-продажа, наследование). В деревне наблюдалось медленное развитие частной собственности из-за общины. В разряде движимого имущества: рабы, скот, инвентарь. Движимое имущество рано оказалось в частной собственности и было предметом различных сделок.

Обязательственное право. В Египте существовали различные виды договоров: договоры займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Особый порядок существовал для перехода земли из рук в руки. Он предполагал 3 акта: соглашение между покупателем и продавцом о предмете и платеже, религиозную клятву продавца, ввод покупателя во владение.

Семейное право. В Египте долго существовали пережитки матриархата, что обусловило высокое положение женщины. Брак заключался на основе договора, в котором оговаривался правовой режим имущества. Приданое было собственностью жены, допускалась передача всего имущества жене. Дети назывались по имени матери, а дочери наследовали наравне с сыновьями. Брак расторгался свободно. Завещания могли делать как муж, так и жена. Постепенно женщины утрачивали равенство с мужчинами.

Уголовное право и процесс. В уголовном праве фигурирует широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. К самым тяжким относились посягательства на государственный и общественный строй (предполагалась ответственность на всех членов семьи). Сурово наказывались религиозные преступления (в частности, убийство священных животных). Выделялись преступления против личности: телесные повреждения, убийство (особо сурово каралось отцеубийство). В разряде преступлений – нарушение правил врачевания. Среди имущественных преступлений - кража, обмеривание, обвешивание. Среди уголовных преступлений - преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние и изнасилование).

Цель наказаний – устрашение. Самое распространенное – смертная казнь, а также членовредительство, заключение в тюрьму, обращение в рабство, штрафы.

Процесс проходил одинаково по гражданским и уголовным делам и начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств использовались свидетельства, клятвы, пытки.

Седьмой вопрос. Месопотамией древние греки называли междуречье Тигра и Евфрата. Южную Месопотамию также называют Двуречьем. В начале III тыс. до н.э. здесь была создана одна из древнейших цивилизаций в мире. Так же, как в Египте, ее возникновение было связано с использованием водных ресурсов. Но в отличие от Нильской долины ирригация в Двуречье носила искусственный характер и требовала больших усилий со стороны общинников. Ирригационная система была довольно разветвленной, поэтому номовые общины могли долго существовать автономно друг от друга. Это обстоятельство повлияло на процесс складывания государства. Государственность в Двуречье сложилась не на обширной территории, а в виде отдельных городов-государств, которые объединились в единое целое, спустя несколько веков. Поселения номовых общин располагались вокруг храмов. Религиозные службы в них должны были обеспечивать плодородие земли. Поэтому управление общинами было сосредоточено поначалу в руках жрецов (называвшихся эн илиэнси – «жрец» или «жрец-строитель»). Такой жрец вступал в «священный брак» с верховной богиней (либо жрица с верховным богом), что «гарантировало» восстановление плодородия земли. Постепенно в общинах начинают выделяться и военные вожди –лугали (лугаль – дословно «большой человек»). Первоначально власть правителя не была полностью суверенной. Эн зависел от воли общины, ее совета старейшин и народного собрания. Но к середине III тыс. до н.э. в Двуречье появился новый тип правителя – лугаль-гегемон. Он опирался на силу своей дружины и своих приверженцев и уже менее зависел от общинных органов власти. Лугаль-гегемон стремился к подчинению храмов и их земель. Этой цели военный вождь мог добиться, став жрецом либо заключив брак с верховной жрицей нома. Концентрация власти в руках лугаля-гегемона привела к распространению его влияния на соседние номовые образования. В результате возникали более или менее устойчивые объединения на севере и юге страны. В XXIV в. до н.э. правитель северных номов (Аккада) Саргон Древний смог захватить юг Двуречья – Шумер. В результате возникло первое объединенное царство в Месопотамии. Власть царя была деспотической. Управление приобрело централизованный и бюрократический характер. Сам Саргон Древний еще не был обожествлен, но его внук Нарам-Суэн был провозглашен богом. Царство Саргона и его преемников просуществовало около 120 лет и пало в результате нашествия воинственных горских племен, пришедших с востока. Вскоре после упадка державы Саргонидов Двуречье было объединено так называемой III династией Ура, шумерской по происхождению. Династия правила в XXII–XXI вв. до н.э. и также прекратила свое существование из-за внешней агрессии. Позднее, в XIX в. до н.э. складывается Старовавилонское царство под властью Аморейской династии. Наивысшего расцвета оно достигает при шестом цареХаммурапи (1792–1750). В его правление был проведен ряд важных реформ и издан знаменитый правовой памятник Законы Хаммурапи.

Общественный строй Старовавилонского царства.Все свободные жители царства делились на две категории: авилумы имушкенумы. Авилум (дословно «человек») являлся членом общины и одновременно мог находиться на царской службе, занимая высокие должности. Мушкенум («падающий ниц») был царским служащим на низших должностях и в состав общины не входил. Соответственно, в социальной иерархии авилумы занимали более высокое положение, их жизнь и честь были лучше защищены законом. Но имущество мушкенума охранялось законом более строго, чем имущество авилума. Это объясняется тем, что имущество мушкенума являлось частью царской собственности. Под особой защитой закона в Старовавилонском царстве находились воины (редумы, баирумы). Воину предоставлялся надел земли из царских владений (илку). Даже в случае отсутствия воина его надел сохранялся за ним в течение года. Воин не мог выставить вместо себя наемника и обязан был служить лично и пожизненно. Государство защищало воинов от притеснений воинских начальников и обеспечивало семью воина землей в случае его пленения.

Рабы в Старовавилонском царстве сохранили некоторую правоспособность. Дворцовый раб или раб мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной (при этом она не утрачивала свою свободу). Он располагал определенным имуществом, половину которого могла унаследовать его вдова. Раб мог оспорить свое рабское состояние и сам отвечал за оскорбление действием, нанесенное свободному лицу. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство. Допускалась лишь временная кабала на срок до трех лет, причем рабом такое кабальное лицо не называлось. Обращенный в рабство как пленник во вражеской стране и привезенный обратно в Двуречье его житель подлежал освобождению без выкупа.

 

Государственный строй Старовавилонского царства. Старовавилонское царство являлось государством по типу восточной деспотии. Личность монарха не была обожествлена, он даже не являлся верховным жрецом. Но власть его носила сакральный характер. Ежегодно царь должен был подтверждать это участием в особой церемонии коронации. Храмы в административном и хозяйственном отношении полностью зависели от царя, жрецы назначались монархом. В эпоху Хаммурапи каждый жрец стал именовать себя не «рабом бога или храма», но «рабом царя».

Царь осуществлял управление страной вместе с главным советником, которому при желании мог делегировать всю свою власть. Территория царства делилась на области во главе с назначенными из центра чиновниками. В руках областного начальника находились административное управление, сбор налогов, созыв военного ополчения. Он отвечал за представление обвиняемых и свидетелей в суд. В отличие от Египта в Двуречье продолжала сохраняться община и общинное самоуправление. Но во главе общины был поставлен назначаемый от царя управитель – рабианум. Рядом с ним находились совет старейшин и народное собрание общины. Особым юридическим статусом обладали крупные города: Вавилон, Ниппур и Сиппар. Их жители находились под защитой местных божеств и были освобождены от бремени налогов, трудовой и военной повинностей. Царские чиновники не имели права производить их аресты.

Судебная реформа царя Хаммурапи. В Старовавилонском царстве существовало три типа судов: царские, общинные и храмовые. Цель судебной реформы Хаммурапи заключалась в том, чтобы укрепить систему царской юстиции и поставить под государственный контроль нецарские суды. До Хаммурапи назначение царских судей было редким. Монарх ввел постоянные должности царских судей во всех крупных городах Двуречья (по 6–10 судей). В компетенцию царских судов входило рассмотрение дел царских людей либо дел о конфликтах царских людей с нецарскими. Приговор царского суда считался окончательным. Неясно, выступали ли эти суды в качестве апелляционной инстанции по отношению к общинным судам. Во главе общинной судебной коллегии был поставлен царский чиновник – рабианум, который мог отныне контролировать действия общинного суда. Такая коллегия обычно состояла из совета старейшин или выделенных им лиц. Общинный суд имел ограниченную компетенцию: он разбирал в основном дела нецарских людей, а также дела царских людей, не связанные с царским имуществом. Продолжали сохранять определенное значение и храмовые суды. Они прежде всего проводили ордалии (судебные испытания) и принимали клятвы.

studfiles.net

Право Древнего Египта — реферат

 

 

 Право Древнего Египта

 

1. Источники права.

2. Правовое регулирование имущественных отношений.

3. Брачно-семейное право и наследование.

4. Преступления и наказания.

5. Судебный процесс.

 

1. Источники права. Правовые принципы и отдельные нормативные предписания египтян находили закрепление в различных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, храмовых хрониках, жреческих трактатах, типологизированных поучениях образу жизни и профессиональным занятиям (например, «Речение Ипувера», «Поучение Мерикара», «Поучение Птаххотепа»), а также в «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках, стелах и папирусах.

К древнейшим источникам права относились обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. Согласно легенде, начало древнейшему законодательству положил бог-луна Тот, передавший египетским жрецам 42 священные книги, первые 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. В «Мемфисском трактате», составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок и истину в форме важнейшего для египтян принципа маат (справедливости). В «Поучении Мерикара» говорится о древних канонах египтян, обычаях.

В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. К весам приравнивали самого фараона.

Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина, осуществлялись по традиции жрецами.

Жречество выступало в Древнем Египте своеобразным гарантом высокой управляемости населением и некоторой унифицированности правопорядка. Жрецы нередко по соглашению с фараонами оглашали в каждом номе специальный календарь благоприятных и несчастливых дней. Согласно этим магическим предписаниям, египтяне не имели права в определенные дни осуществлять торговлю, обращаться в суд, отправляться в морскую экспедицию и проч. Специальные представители номового жречества на местах утверждали в окончательном виде и все постановления общинных судов по имущественным и семейным спорам.

Определенная часть жрецов специализировалась на толковании указаний храмовых оракулов, которые давались не словесно, как, например, в древнегреческих Дельфах, а большей частью знаками и кивками.

С целью сакрализации своих знаний о древних обычаях и законах жрецы стремились максимально усложнить систему рисуночного, иероглифического письма и использовали собственную фонетическую иератику (скоропись), чтобы не допустить грамотное население Египта к получению сведений о субъективных правах и правовых запретах. Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно деятельный живой, источник своих законов. В историй права Древнего Египта были редки попытки крупных систематизации Законодательства. При четырех следующих фараонах были составлены своеобразные своды древнеегипетского права.

Известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) с царем Параху, правителем государства Пунт (соврем. Сомали). Мирный договор 1296 г.до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержавшим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров; 2) стороны заключали военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь; 3) они заявляли о взаимной выдаче преступников знатного и незнатного происхождения.

2. Правовое регулирование имущественных отношений. В Древнем Египте существовал свод (каталог) всех земель страны — «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны, по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год. Будучи верховным собственником земельного фонда страны, фараон («властелин всего, что обходит солнце») мог жаловать пахотную землю в качестве вознаграждения за службу отдельным жрецам, воинам, другим своим подданным вместе с обслуживающими ее государственными рабами и инвентарем. Такие земельные пожалования («дом номарха») приобретали статус временного частного землевладения (джет), хотя государственные чиновники продолжали управлять этими землями и взимать с них часть дохода. Постепенно эти землевладения приобретали статус частной собственности («дом отца моего»).

В указах о назначении на должность говорилось, что, во-первых, должностное владение неделимо (владельцу дома принадлежит и все остальное владение), во-вторых, его нельзя было унаследовать без назначения на ту же самую должность, в-третьих, запрещено пользоваться двумя неделимыми должностными владениями во избежание путаницы при исполнении связанных с правом владения обязанностей. Однако сохранение верховной собственности на землю за фараоном усложняло порядок передачи права собственности на землю, который сопровождался рядом формальностей, ритуалов и проч. Так, после составления письменного договора купли-продажи, скрепления его клятвенными заверениями и религиозного освящения совершался торжественный обряд ввода покупателя во владение в присутствии царского или храмового сановника.

В состав царско-храмового хозяйства помимо землевладений входили царские виноградники, каменоломни, медные и серебряные рудники, зернохранилища и проч. Все водные источники в Древнем Египте считались собственностью фараона и облагались в местных хозяйствах особым налогом, который распространялся на воду не только в каналах, водоемах, колодцах, но даже в бурдюках, а также и на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались.

Согласно преданию, жрецам издревле принадлежала третья часть земель Египта, предназначавшаяся для службы богам и предкам и исполнения священных обрядов. Храмовое землевладение отличалось особым режимом: пользовалось вечным покровительством фараона как «земля богов», освобождалось от ряда налогов и повинностей на основе специальных грамот защиты, нередко сопровождалось составлением так называемых контрактов сообщества или партнерства, которые заключались между жрецами и трудовым населением храмовой округи.

Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост, которые получали участок земли («дом») за пределами общины из фондов фараона или местного храма. Но земли крестьян также считались собственностью фараона, и за пользование ими землевладельцы-общинники платили налог в качестве арендной платы. Земельный надел мог передаваться по наследству только по мужской линии и при условии правильного культивирования почвы наследодателем.

«Царские хемуу» получали личные наделы в поместьях храмов и вельмож с обязанностью выплачивать налоги продуктами сельского хозяйства. Выделялось также землевладение служащих поминальных храмов египетских фараонов, которые являлись мелкими собственниками средств производства.

Иная недвижимость (жилые дома, сады и проч.) и все движимые вещи могли отчуждаться свободным египтянам без соответствующей обязанности нести службу и с почти неограниченным правом распоряжения.

Отдельную категорию составляла семейная собственность, находившаяся под контролем старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность для погребальных целей. К категории священных земель, на которых, в частности, запрещалось возводить частные постройки или разбивать сады, относились земли под дворцово-храмовыми сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц, например священных соколов.

В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе. Так, при заключении в суде договоров найма рабов их владельцы клятвенно удостоверяли получение денег за весь оговоренный в договоре период найма, обязуясь одновременно возместить работой этих же рабов возможные дни их болезни. Владелец сдаваемого внаем осла клятвенно заверяет нанимателя, что никакое третье лицо не имеет на него прав. 

Заключение возмездных договоров облегчалось тем, что в Древнем Египте издавна продукты или изделия оценивались с помощью единицы под названием шетит или чисто весовой единицы дебен в 90 граммов золота, серебра, меди. Тот, кто хотел продать дом или раба и договаривался о его стоимости в шетит, получал на эту сумму зерно или скот. После передачи покупной стоимости стороны произносили клятвы при свидетелях, а суд регистрировал сделку. После этого рабы становились собственностью нового владельца и, как правило, сразу же (получали египетское имя. В формулярах договоров купли-продажи раба имелась непременная оговорка, что раб продается вместе со своими детьми, которые у него уже имеются и которые родятся в будущем.

Широкое распространение получили договоры перевозки грузов. Владельцы судов состояли, как правило, на государственной службе и являлись материально-ответственными лицами, вследствие чего были обязаны возмещать владельцу ущерб в случае утраты, гибели или порчи товара. Во время длительного пути (например, при доставке зерна из Нубии или Фив) груз охраняли воины соответствующих гарнизонов. При получении груза в пункте назначения местные работники (например, зернохранилища) были обязаны в кратчайшие сроки послать в столицу писцам казначейства отчет о получении и распределении груза.

Ряд контрактов сопровождался оформлением особого «документа об обеспечении», который фиксировал временный характер договорных отношений, ограничивая их, как правило, трехгодичным сроком (сделки займа, ссуды, «контракты порабощения», оформлявшие рабство-должничество). Гарантиями прав сторон служили наряду с составлением «документов об обеспечении» и расписок также скрепление основного договора клятвой и право обращения в спорной ситуации в «дом судей».

В специальные «дома записей» (своеобразные государственные архивы) поступали на длительное хранение большинство деловых документов, удостоверявших характер и происхождение той или иной земельной и прочей собственности, включая сведения о должностях и служебных владениях, копии документов по купле-продаже, аренде и др.

За нарушение обязательств древнеегипетское законодательство предусматривало штраф в размере двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В таких случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение.

3. Брачно-семейное право и наследование. Женщина играла на протяжении всей истории Древнего Египта значительную роль в социальной и хозяйственной жизни всего общества. Она и в семье занимала довольно высокое положение в качестве «владычицы дома». В связи с этим получил распространение брак-партнерство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода. Каждый брачный договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами, впоследствии — железными кольцами и передавался на утверждение джати. Последний четко следил за тем, чтобы в его тексте содержалась детальная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги. Для египтян понятия «построить дом» и «взять жену» были синонимами. Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. После свадьбы муж продолжал обычно называть жену «сестра» (се-нет), не «супруга» (хемет).

Вполне официально заключались браки между родственниками (например, дядьями и племянницами), а также признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников. Старшая жена в гареме фараона, она же, как правило, его сестра, ведала организацией дворцового ритуала, занимая должность «хозяйки дома царя». В современной литературе нередко утверждается о частом заключении браков между братьями и сестрами, что, однако, было характерно лишь для высшего сословия и царского рода.

Отец не имел права отказаться от своего ребенка в случае, если его матерью была не «владычица дома», т.е. законная супруга, а рабыня. Отмечают удивительный обычай древних египтян, которому они придавали большее значение, — выкормить и вырастить всех родившихся у них детей. Супруг вполне легально мог содержать в своем доме наложниц, а его неверность, как правило, не каралась никакими санкциями. За проступок или ослушание муж был вправе наказывать свою жену, однако жестокое избиение могло стать поводом к судебному разбирательству и привести к вынесению приговора, предусматривающего сто палочных ударов с лишением права на совместно приобретенное имущество. Юридическая практика Позднего царства свидетельствует, что брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую, семью. Для этого достаточно было иметь приданое определенной стоимости, составленный брачный контракт и оговоренные в нем условия относительно будущего совместно нажитого имущества. После кончины одного из, супругов общим имуществом продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (две трети вносил муж и только одну треть — жена) имел полное право распоряжения. Одним из самых неблагоприятных последствий развода по инициативе мужа была его обязанность передать все свое имущество в управление старшему сыну с последующим разделом между всеми детьми. Это правило не распространялось на особый имущественный комплекс целевого назначения, выделенный для, исполнения обязанностей по уходу за погребением родителей.

На протяжении всей истории древнеегипетского права сохранялась раздельная собственность мужа и жены, и, хотя жена могла по завещанию наследовать мужу, естественными его наследниками были все же только дети. Для передачи жене своего имущества муж должен был, как правило, ее удочерить. Своей собственностью женщина вправе распоряжаться самостоятельно: завещать, продавать и приобретать. По женской линии могло также переходить землевладение и связанный с ним должностной титул отца, мужа или брата.

«Старшим сыном» и наследником, согласно воле главы семьи, мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков. Важнейшей обязанностью сыновей и священным долгом являлись достойные похороны отца и постоянная забота о его гробнице. Дочь наследовала наравне с братьями, и наследство могло передаваться как по мужской, так и по женской линии. Если женщина оказывалась старшей при малолетстве братьев и других сестер, она назначалась «управительницей» над всеми наследниками. Остальные дети, как правило, отстранялись от наследства, работали на положении низших членов в хозяйстве патриархальной семьи и со временем были обязаны выйти из ее состава.

myunivercity.ru

Общая характеристика государства и права Древнего Египта — Мегаобучалка

В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало.Разложение общинных порядков происходило в этой стране медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя.Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители — номархи.Первоначально номы объединились в два самостоятельных государства — Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объединение Египта произошло в период Раннего царства и было осуществлено фараоном Менесом.История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.Раннее царствоЕгипетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Население состояло главным образом из свободных крестьян-общинников.В результате многочисленных войн, которые велись в период Раннего царства, поставлялись пленники-рабы, использовавшиеся в крупных хозяйствах.В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство.Во главе государства стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный период характеризуется формированием государственного аппарата.Одной из основных задач государства этого периода была организация оросительного дела в Нильской долине.Древнее царствоДревнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении.Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян.Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов; последние, в свою очередь, освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство.Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники.В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя существовал рабский рынок, людей покупали и продавали.Государственный строй Древнего царства характеризуется централизацией управления.В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть.Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома.Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными государственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища.В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.Высшая судебная инстанция — «шесть великих домов» — находилась в столице.Стоявшие во главе областей — номов номархи осуществляли хозяйственное управление областьюТакая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени». Многочисленные дворцовые перевороты свидетельствуют о политическом кризисе, за которым наступил экономический кризис. Древнее царство распалось. Но по прошествии переходного периода смут на развалинах его возникает новое царство — Среднее.Среднее царствоС конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства.Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной стороны, происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой стороны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»).Начало эпохи Среднего царства ознаменовано почти неограниченной властью номархов. В период расцвета Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номарховВ правление Амменемхета III происходит усиление могущества государственной власти. Ему удалось ослабить власть номархов, однако это не уничтожило противоречий, раздиравших общество Египта во время Среднего царства, что способствовало завоеванию Египта под конец Среднего царства гиксосами.Новое царствоС поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.).В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Это был второй золотой век Египта.Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Рабами владели даже люди скромного общественного положения — пастухи, ремесленники, садовники и т. п. Развитие рабства можно объяснить возросшей потребностью небольших хозяйств в рабском труде, который использовался уже не только в домашнем хозяйстве. Из среды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и другие ремесленники.Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников.Первым и высшим сановником был везир. Он ведал установлением придворного церемониала во дворце, всеми канцеляриями, управлением столицы, распоряжался всем земельным фондом страны и всей системой водоснабжения; в его руках была высшая военная власть, сосредоточены верховный судебный надзор и контроль за всем податным и местным управлением.Важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ.Завоевательная политика фараонов наложила особый отпечаток на всю систему государственного управления Египта, придав ему военный характер, усилив роль воинских начальников в сфере хозяйственного управления.В XII—XI вв. до н. э. Новое царство приходит в упадок.Позднее царствоИстория Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э.В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники.Костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараоновПраво собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государственные, храмовые, частные и общинные. Довольно рано возникло крупное землевладение. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи. Они могли совершать различного рода сделки с землей (дарить, продавать, передавать по наследству).Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась также передача жене всего имущества семьи.В Египте свободно для обеих сторон осуществлялся развод.Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.Уголовное право и процесс. Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй (таковыми считались измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн). В таких случаях ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера (убийство священных животных — кошки, совы; чародейство).Среди преступлений против личности источники называют убийство; особенно осуждалось и сурово наказывалось отцеубийство. Тяжким преступлением считались нарушения установленных правил лечебного искусства в случае смерти больного.Среди имущественных преступлений источники называют кражу, обмеривание, обвешивание.К преступлениям против чести и достоинства относились прелюбодеяние, изнасилование.Суровые наказания преследовали цель устрашения. Очень распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания — отрезание носа, ушей; избиение палками; заключение в тюрьму, отдача в рабство; денежные штрафы.Процесс по уголовным и гражданским делам осуществлялся одинаково и начинался по жалобе потерпевшего.В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы. Применялись пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

megaobuchalka.ru