Обувь древнего китая. История китайской туфельки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Красные туфли - к свадьбе. Обувь древнего китая


История китайской туфельки - Восточные моды или bright old things

Подмела, прибрала циновку и изголовье,Надушила туфли иноземными благовониями... [Чжан Хэн "Песня о согласии"].

В культуре Китая обуви отведена очень важная и неоднозначная роль. Первые образцы обуви, использовавшиеся в Китае, были найдены в пещере Тяньюань (Tianyuan) под Пекином. Древние жители этих мест в каменном веке оборачивали ноги кусками кожи и обували в кожаные шлепанцы. Кстати, в китайском языке слова, связанные с "обувью" (鞋, xie) имеет своим корнем иероглиф "ge" (革), что означает "шкура животного". Далекие предки китайцев также использовавшие для изготовления обуви траву, кудзу, пеньку и другие растительные волокна.Туфли из пеньки (волокон конопли) небогатые слои населения носили и позже. К примеру, сохранилось описание таких туфель в песнях царства Вэй:Лёгкие туфли свои из пенькиДаже и в холод готов он носить -Нежные женские руки теперьПлатье ему не поленятся сшить... ["Песни царства Вэй: Легкие туфли"].

шелковые тапочки для лотосовых ножек (XIX век, шелк и вышивка, ручная работа, Музей шелка, Сучжоу)

На юге Китая изготавливали в основном соломенную обувь, сшивая их бамбуковыми иглами и льняными нитями (северяне скрепляли кожаную обувь костяными иглами и кожаными шнурами). Соломенный верх обуви "пришивали" к деревянным подошвам. Такая обувь появилась в Период Сражающихся Царств и была двух типов: с плоской подошвой или с остроконечной. В деревнях провинции Шаньдун (на востоке Китая) крестьяне носили "соломенные гнезда" - ботинки из стеблей и листьев рогоз и кукурузы. Эту обувь носили в холодное время, так как материалы считались самыми эффективными для сохранения тепла. В эпоху Шан (около 3000 лет назад) люди стали делать шелковую обувь, однако, она была доступна далеко не каждому.

Таким образом, китайскую обувь можно классифицировать и с точки зрения материала, из которого её изготавливали: растительные волокна, ткань (шелк, парча), кожа. С другой соторы обувь классифицируется по функциям, которые она выполняла: ритуальные (свадебная, погребальная, церемониальная), детская, взрослая, театральная, "лотосовые туфельки" и т.д.

шелковые туфли на небольшой платформе (конец XIX века, Кантон, Китай, shoe-icons.com).

Китайцы придавали обуви особое значение и считали, что она должна выполнять роль и церемониального дара, и талисмана, и даже всего рода лекарства. Обувь оставляли в качестве приношения статуям Будды как знак благодарности, а иногда использовали и в обрядах духов - для того, чтобы привязать душу испуганного ребенка ее первоначальной "оболочке". Обувь не случайно фигурировала даже в таких практиках: китайцы считали, что обувь настолько тесно связана с персоной, что странствующая душа сразу услышит родной звук стука подошвы туфель по дверному косяку.  О привязанности к своей обуви повествует и старая китайская пословица: "Покинуть Поднебесную также легко, как выкинуть рваную обувь" (弃天下, 犹弃敝屣).

В эпоху Цин с помощью покупки новой пары обуви противоположного пола (то есть для женщин - мужской, а для мужчин - женской) можно было избавится от пагубной привычки напиваться чаем без меры. Владельцу нужно было только набить купленную туфлю целиком чайными листьями, а потом заваривать их. Считалась, что как только листья в туфляъ закончатся - человек избавится от пагубного пристрастия.

Предписания по отношению к обуви содержались в фундаментальных произведениях. Например, конфуцианском трактате "Чжоу ли" ("Ритуалы Чжоу") рекомендуется снимать обувь перед входом в дом, на пиршествах должно находиться без носков и обуви, а министры обязаны представать перед императором босыми. На босые ноги существовало табу только во время религиозных церемоний.

Генералы и кавалеристы Терракотовой армии из гробницы императора Цинь Шихуанди (221-206 до н.э.) обуты в обувь из кожи, стрельцы - в обувь из ткани со сшитой подошвой, верхом квадратной формы и ремешком через подъем ноги. Стандартизированная военная форма уже существовала, а значит существовали и специальные предписания по поводу обуви военного человека.

Сановники носили шелковые сапоги на толстой подошве, но в плохую погоду шелк быстро изнашивался и поверх шелковой обуви надевали кожаные сапоги, которые покрывали слоем растительной краски.

шелковые туфли на кожаной подошве (XX век, Китай, Метрополитен музей)

Правильная обувь также отгоняла от ребёнка злых духов и демонов.  Рождение ребенка, помолвка, свадьба и похороны сопровождались обменом обуви, служившим отражением социальных, иерархических и  экономических взаимодействий. Родители заказывали детскую обувь, украшенную изображениями тигра, слона, дракона или змеи. Обувь была индикатором строгой социальной иерархии, не стоит забывать и об эротическом подтексте пеленания женских ног.

Эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи –  она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году.

шелковые туфельки для "лотосовой ножки" (XIX-XX век, Китай).

Со свадьбой также связано много интересных обувных историй. В старину каждая девушка в Китае должна была сшить и вышить себе к свадьбе красивые матерчатые туфли. Причем, невесты носили обувь только розового или красного цвета. Состоятельные семьи дарили новобрачной четыре пары таких  прекрасных туфелек в форме лотоса, а толстосумы могли преподнести шестнадцать пар обуви: в арсенале роскошной невесты на каждый сезон года должно быть по четыре пары туфелек (то есть 4 по 4). Мать невесты дарила дочери "обучающие" тапочки, расписанные эротическими сюжетами, которые были призваны помочь молодоженам в первой брачной ночи. Среди подаренной обуви была и ритуальная пара красных туфель, которую следовало забросить на крышу дома для привлечения в семью счастья, любви и благополучия.

тапочки невесты, расшитые драконами и фениксами (XX век, Китайская республика, Пекинский столичный музей).

С цветами обуви в Китае также не все было просто. Невесте полагались розовые или красные туфельки. Обувь для умершего (обувь "долголетия") для мужчин была синего, коричневого или черного цвета, для женщин - ярких цветов, чаще всего это были те же туфли, что надевались на её свадьбу. Желтый цвет обуви мог выбирать только император и его члены.На императорских сапогах и узоры были особого свойства: драконы, радуга, облака - прерогатива императорской семьи.

Множество китайских художников и поэтов уделяли внимание ногам, и, в частности, обуви – туфелькам, тапочкам, носкам. В рамках конфуцианской культуры в отношении одежды существовали жесткие правила этикета,  тем самым превращая её в визуальный показатель социальной принадлежности. Об обуви можно почитать следующие китайские сказки: "Туфли с головой тигра" (про детскую обувь-оберег), "Чжаочжоуский мост" (про обряд вышивания невестой пары туфелек).Например, в песни, написанной поэтом Лу Ю (1125-1210), звучит мотив тоски по родине и внутренней свободы. Он пишет про пару деревянных сабо, которые были сделаны в его родной деревне и стали для него источником счастья и свободы. Благодаря туфлям он получил возможность ходить по грязным дорогам и избавился от скуки ожидания хороших дней:

Один день дождя, три дня грязи,А как только грязь высыхает, дождь начинается снова.Стоит выйти, на каждом шагу препятствия,Которые делают меня абсолютно несчастным.Так что я купил за сто монет деревянные туфли,И теперь гуляю по деревне каждый день [Лу Ю].

Другой поэт Се Линюнь (385–433), живший в эпоху Южных и Северных Династий,  вообще известен тем, что придумал специальное приспособление для обуви, которое необходимо было просовывать в подошву, что облегчало подъем в горы. Так сильно он увлекался альпинизмом!

Одним из самых потрясающих видов обуви  были маньчжурские туфли на платформе, которые напоминали своим видом венецианские чопины. Причем от высоты платформы зависел статус из хозяйки: чем выше платформы, тем более значима по социальной лестнице дама, их обувшая.

туфли на платформе (шелк, хлопок, XX век, Маньчжурия, Метрополитен музей).

Большое внимание уделено китайским туфелькам и в знаменитом романе "Сон в красном тереме". Так, например, в 45 главе мы находим поэтическое описание мужской обуви "китайского денди" Цзя Баоюя  “с узором бабочек, порхающих среди цветов” (胡蝶落花鞋, hudie luohua xie). это были атласные туфли на низком каблуке, расшитые цветами, с аппликацией в виде порхающих бабочек. аналог таких шелковых туфель, расшитых шелковыми узорами в виде цветов и бабочек и сейчас можно увидеть под названием “huaxie”.

шелковые туфли на небольшой платформе, расшитые бабочками (XX век, Китай, Метрополитен музей).

Ещё одним знаменитым видом обуви являются так называемые "туфли Мао" (布鞋, buxie), простые матерчатые туфли без каблука, восходящие к обуви пехотинцев армии Шихуана. в основном они бывают черного цвета, иногда попадается женский вариант с небольшим каблуком и перемычкой.

туфли Мао (XX век, современный вариант, хлопок и резина)

ещё несколько интересных ссылок по теме:* современный художник Пэн Вэй (женщина, если что) расписывает туфли акварелью.* шикарный российский ресурс по истории обуви: http://www.shoe-icons.com* детская обувь из собрания Bata Shoe Museum Toronto

tata-cheshuina.livejournal.com

Обувь Китая и Японии - Все интересное в искусстве и не только.

Давайте посмотрим на традиционную японскую, китайскую  обувь. Она оригинальна – для европейца, конечно. Что у нее общего с обувью европейцев – она говорит о статусе и роде занятий владельца. Универсальными считались гэта-сандалии. Деревянная платформа могла опираться на одну, две или три рейки и достигать в высоту 20 см, в зависимости от назначения. Гэта имеют множество различных вариаций.

Например, престарелые мужчины и священнослужители могли носить гэта только с закругленными углами, в то время как мужчины средних лет носили строго четырехугольные.

Большим изяществом и разнообразием отличались женские гэта. Их украшали резьбой, драгоценными камнями и позолотой, обивали дорогими тканями. Гэта кажутся совершенно неудобными, но люди на них ходили, бегали, а гейши даже танцевали. Однако сделать широкий шаг в такой обуви все же не удавалось, поэтому приходилось передвигаться маленькими шагами. Такая походка напоминала парение в воздухе

Еще одним видом традиционной японской обуви являются окобо - высокие туфли со скошенной под носком подошвой. Они были предназначены для майко (гейш-учениц). Чтобы научиться ходить на окобо девушки тратили немало времени, но такие туфли, средняя высота которых составляла 14 см, спасали их дорогие кимоно от уличной грязи. Рекордно высокие окобо носили элитные гейши. Они были настолько неудобными, что женщинам приходилось опираться на плечо специального слуги. Зачастую под гэта и окобо одевали на специальные белые носки с отделением для большого пальца. Хотя считалось, что женская ножка, обутая без носка, выглядит очень эротично.

Если в Японии создавали причудливую, но все же практичную обувь, то в Китае мода порой рождала нечто совершенно невероятное. Ярким примером могут служить туфли-лотос, не потерявшие свою популярность вплоть до XVII века. Появились они еще в Х веке. В то время считалось что главным украшением женщины, является миниатюрная ступня, длина которой не должна была превышать 10 см. Поэтому маленьких китаянок заставляли туго перевязывать ноги, чтобы их форма и размер не менялась. После этого они одевали крошечные туфельки в форме лотоса.

Такая традиция была популярна в основном среди знатных семей, так как заниматься какой-либо работой или без труда передвигаться девушки не могли. Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Китайцы большое значение придавали значение придавалось цвету, форме и украшению обуви. Цвета были четко регламентированы. Так, красные туфли были предназначены исключительно для торжественных мероприятий, белые для траура.

Не менее интересны туфли, появившиеся в XVII веке в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай). Об их происхождении даже сложена легенда. Жители одного городка, который удерживали враги решили одолеть их хитростью. Чтобы не утонуть в болотах, окружавших город, они создали деревянные башмаки с каблуком в середине, напоминающие конское копыто. Воинам удалось вернуть свой город, а в память об их славной победе женщины стали постоянно носить такие башмаки, максимальная высота платформы которых достигала 25 сантиметров.

Тэцу-гэта – железные гэта, смертоносные. Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). «Они но гэта» иногда называются – «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

Гэта – сукээто – гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта .

Так они выглядели

Кири-гэта – гэта мужские, без каблуков, или с небольшими, вместо лямок иногда полузакрытая форма, темных цветов.

Сукэроку-гэта - обувь актеров Кабуки с округлой подошвой (лодочка).

Киемидзу Храм

Храм Киемидзу – один из семи чудес

источник

tanjand.livejournal.com

История китайской туфельки: china_shore

Подмела, прибрала циновку и изголовье,Надушила туфли иноземными благовониями... [Чжан Хэн "Песня о согласии"].

В культуре Китая обуви отведена очень важная и неоднозначная роль. Первые образцы обуви, использовавшиеся в Китае, были найдены в пещере Тяньюань (Tianyuan) под Пекином. Древние жители этих мест в каменном веке оборачивали ноги кусками кожи и обували в кожаные шлепанцы. Кстати, в китайском языке слова, связанные с "обувью" (鞋, xie) имеет своим корнем иероглиф "ge" (革), что означает "шкура животного". Далекие предки китайцев также использовавшие для изготовления обуви траву, кудзу, пеньку и другие растительные волокна.Туфли из пеньки (волокон конопли) небогатые слои населения носили и позже. К примеру, сохранилось описание таких туфель в песнях царства Вэй:Лёгкие туфли свои из пенькиДаже и в холод готов он носить -Нежные женские руки теперьПлатье ему не поленятся сшить... ["Песни царства Вэй: Легкие туфли"].

шелковые тапочки для лотосовых ножек (XIX век, шелк и вышивка, ручная работа, Музей шелка, Сучжоу)

На юге Китая изготавливали в основном соломенную обувь, сшивая их бамбуковыми иглами и льняными нитями (северяне скрепляли кожаную обувь костяными иглами и кожаными шнурами). Соломенный верх обуви "пришивали" к деревянным подошвам. Такая обувь появилась в Период Сражающихся Царств и была двух типов: с плоской подошвой или с остроконечной. В деревнях провинции Шаньдун (на востоке Китая) крестьяне носили "соломенные гнезда" - ботинки из стеблей и листьев рогоз и кукурузы. Эту обувь носили в холодное время, так как материалы считались самыми эффективными для сохранения тепла. В эпоху Шан (около 3000 лет назад) люди стали делать шелковую обувь, однако, она была доступна далеко не каждому.

Таким образом, китайскую обувь можно классифицировать и с точки зрения материала, из которого её изготавливали: растительные волокна, ткань (шелк, парча), кожа. С другой соторы обувь классифицируется по функциям, которые она выполняла: ритуальные (свадебная, погребальная, церемониальная), детская, взрослая, театральная, "лотосовые туфельки" и т.д.

шелковые туфли на небольшой платформе (конец XIX века, Кантон, Китай, shoe-icons.com).

Китайцы придавали обуви особое значение и считали, что она должна выполнять роль и церемониального дара, и талисмана, и даже всего рода лекарства. Обувь оставляли в качестве приношения статуям Будды как знак благодарности, а иногда использовали и в обрядах духов - для того, чтобы привязать душу испуганного ребенка ее первоначальной "оболочке". Обувь не случайно фигурировала даже в таких практиках: китайцы считали, что обувь настолько тесно связана с персоной, что странствующая душа сразу услышит родной звук стука подошвы туфель по дверному косяку.  О привязанности к своей обуви повествует и старая китайская пословица: "Покинуть Поднебесную также легко, как выкинуть рваную обувь" (弃天下, 犹弃敝屣).

В эпоху Цин с помощью покупки новой пары обуви противоположного пола (то есть для женщин - мужской, а для мужчин - женской) можно было избавится от пагубной привычки напиваться чаем без меры. Владельцу нужно было только набить купленную туфлю целиком чайными листьями, а потом заваривать их. Считалась, что как только листья в туфляъ закончатся - человек избавится от пагубного пристрастия.

Предписания по отношению к обуви содержались в фундаментальных произведениях. Например, конфуцианском трактате "Чжоу ли" ("Ритуалы Чжоу") рекомендуется снимать обувь перед входом в дом, на пиршествах должно находиться без носков и обуви, а министры обязаны представать перед императором босыми. На босые ноги существовало табу только во время религиозных церемоний.

Генералы и кавалеристы Терракотовой армии из гробницы императора Цинь Шихуанди (221-206 до н.э.) обуты в обувь из кожи, стрельцы - в обувь из ткани со сшитой подошвой, верхом квадратной формы и ремешком через подъем ноги. Стандартизированная военная форма уже существовала, а значит существовали и специальные предписания по поводу обуви военного человека.

Сановники носили шелковые сапоги на толстой подошве, но в плохую погоду шелк быстро изнашивался и поверх шелковой обуви надевали кожаные сапоги, которые покрывали слоем растительной краски.

шелковые туфли на кожаной подошве (XX век, Китай, Метрополитен музей)

Правильная обувь также отгоняла от ребёнка злых духов и демонов.  Рождение ребенка, помолвка, свадьба и похороны сопровождались обменом обуви, служившим отражением социальных, иерархических и  экономических взаимодействий. Родители заказывали детскую обувь, украшенную изображениями тигра, слона, дракона или змеи. Обувь была индикатором строгой социальной иерархии, не стоит забывать и об эротическом подтексте пеленания женских ног.

Эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи –  она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году.

шелковые туфельки для "лотосовой ножки" (XIX-XX век, Китай).

Со свадьбой также связано много интересных обувных историй. В старину каждая девушка в Китае должна была сшить и вышить себе к свадьбе красивые матерчатые туфли. Причем, невесты носили обувь только розового или красного цвета. Состоятельные семьи дарили новобрачной четыре пары таких  прекрасных туфелек в форме лотоса, а толстосумы могли преподнести шестнадцать пар обуви: в арсенале роскошной невесты на каждый сезон года должно быть по четыре пары туфелек (то есть 4 по 4). Мать невесты дарила дочери "обучающие" тапочки, расписанные эротическими сюжетами, которые были призваны помочь молодоженам в первой брачной ночи. Среди подаренной обуви была и ритуальная пара красных туфель, которую следовало забросить на крышу дома для привлечения в семью счастья, любви и благополучия.

тапочки невесты, расшитые драконами и фениксами (XX век, Китайская республика, Пекинский столичный музей).

С цветами обуви в Китае также не все было просто. Невесте полагались розовые или красные туфельки. Обувь для умершего (обувь "долголетия") для мужчин была синего, коричневого или черного цвета, для женщин - ярких цветов, чаще всего это были те же туфли, что надевались на её свадьбу. Желтый цвет обуви мог выбирать только император и его члены.На императорских сапогах и узоры были особого свойства: драконы, радуга, облака - прерогатива императорской семьи.

Множество китайских художников и поэтов уделяли внимание ногам, и, в частности, обуви – туфелькам, тапочкам, носкам. В рамках конфуцианской культуры в отношении одежды существовали жесткие правила этикета,  тем самым превращая её в визуальный показатель социальной принадлежности. Об обуви можно почитать следующие китайские сказки: "Туфли с головой тигра" (про детскую обувь-оберег), "Чжаочжоуский мост" (про обряд вышивания невестой пары туфелек).Например, в песни, написанной поэтом Лу Ю (1125-1210), звучит мотив тоски по родине и внутренней свободы. Он пишет про пару деревянных сабо, которые были сделаны в его родной деревне и стали для него источником счастья и свободы. Благодаря туфлям он получил возможность ходить по грязным дорогам и избавился от скуки ожидания хороших дней:

Один день дождя, три дня грязи,А как только грязь высыхает, дождь начинается снова.Стоит выйти, на каждом шагу препятствия,Которые делают меня абсолютно несчастным.Так что я купил за сто монет деревянные туфли,И теперь гуляю по деревне каждый день [Лу Ю].

Другой поэт Се Линюнь (385–433), живший в эпоху Южных и Северных Династий,  вообще известен тем, что придумал специальное приспособление для обуви, которое необходимо было просовывать в подошву, что облегчало подъем в горы. Так сильно он увлекался альпинизмом!

Одним из самых потрясающих видов обуви  были маньчжурские туфли на платформе, которые напоминали своим видом венецианские чопины. Причем от высоты платформы зависел статус из хозяйки: чем выше платформы, тем более значима по социальной лестнице дама, их обувшая.

туфли на платформе (шелк, хлопок, XX век, Маньчжурия, Метрополитен музей).

Большое внимание уделено китайским туфелькам и в знаменитом романе "Сон в красном тереме". Так, например, в 45 главе мы находим поэтическое описание мужской обуви "китайского денди" Цзя Баоюя  “с узором бабочек, порхающих среди цветов” (胡蝶落花鞋, hudie luohua xie). это были атласные туфли на низком каблуке, расшитые цветами, с аппликацией в виде порхающих бабочек. аналог таких шелковых туфель, расшитых шелковыми узорами в виде цветов и бабочек и сейчас можно увидеть под названием “huaxie”.

шелковые туфли на небольшой платформе, расшитые бабочками (XX век, Китай, Метрополитен музей).

Ещё одним знаменитым видом обуви являются так называемые "туфли Мао" (布鞋, buxie), простые матерчатые туфли без каблука, восходящие к обуви пехотинцев армии Шихуана. в основном они бывают черного цвета, иногда попадается женский вариант с небольшим каблуком и перемычкой.

туфли Мао (XX век, современный вариант, хлопок и резина)

ещё несколько интересных ссылок по теме:* современный художник Пэн Вэй (женщина, если что) расписывает туфли акварелью.* шикарный российский ресурс по истории обуви: http://www.shoe-icons.com* детская обувь из собрания Bata Shoe Museum Toronto

china-shore.livejournal.com

Как видоизменялась китайская обувь через века — Российская газета

Маленькая стройная ножка - эталон красоты и мечта почти каждой девушки. О том, что с древних времен предпочтение отдается миниатюрным женщинам - не раз говорили психологи, объясняя это желанием сильного пола всегда и во всем иметь превосходство. От природы ножки "золушки" имеют не все, чаще всего это китаянки, чьи маленькие ступни часто сравнивают с детскими. Как сформируется ступня, во многом зависит от обуви.

Китайские туфли и тапочки в разные эпохи очень сильно видоизменялись. В древности людей мало заботила внешняя красота обуви. Первые образцы появились примерно в четвертом тысячелетии до н.э., в эпоху неолита. Основными материалами для изготовления были трава и волокна конопли. Коноплю использовали и много позже, в эпоху династии Хань (206 лет до н.э. - 220 н.э.), смешивая ее с хлопком. Уже тогда обувь разделялась на мужскую - с квадратным носом, женскую - с закругленным.

Наряду с растительными пользовались популярностью и другие материалы. По образцам, найденным археологами под Пекином в первой половине ХХ века, определили, что древние люди оборачивали ноги скрепленными кусками кожи. Первые образцы кожаной обуви в чем-то похожи на портянки. В китайском языке в состав иероглифа ("xie"), означающего обувь, входят два элемента, один из которых ("ge") буквально можно перевести как "кожа для ходьбы пo земле".

Материал для изготовления обуви обычно зависел от места проживания. Жители севера предпочитали соломенную обувь. Сплетенные кусочки сшивали костяными иглами и ремешками из кожи. Южане пользовались для изготовления обуви бамбуковыми иглами и льняными нитями. Подошву чаще всего делали из дерева. Примерно в V веке до н.э. на востоке Китая появилась "зимняя" обувь - из листьев кукурузы, она защищала от ветра в холодное время года, хорошо сохраняя тепло. Около 3000 лет назад в Китае в "моду" прочно вошла шелковая обувь, украшенная разнообразными узорами. И носили ее только очень богатые люди.

Со временем обувь перестала быть защитой ног от холода и дождя, став важным элементом культуры. Уже была обувь свадебная, погребальная, театральная и даже отгоняющая от хозяина недоброжелателей, а также специальная, которая... отучала от непомерного чаепития. Подобные ботинки должны были быть на несколько размеров больше, так как свободное пространство заполняли чайными листьями, каждый раз, когда хотелось пить, их заваривали. Считалось, что как только листья в ботинках закончатся, человек избавится от дурного пристрастия.

Очень важен был и "обувной" этикет. В течение многих столетий древнекитайские писатели и художники не гнушались посвящать ногам, туфлям и носкам отдельные произведения. Большое внимание уделял обуви в своих трактатах Конфуций. Тщательной разработкой этикета и правил ношения обуви для представителей всех рангов и сословий занимались конфуцианцы. Считалось, что, входя в дом, обувь следует оставлять за порогом. А если же человек шел на важное мероприятие, то перед входом в помещение следовало оставить и носки. Лишь во время религиозных служб запрещалось ходить босиком.

У людей разных сословий и статуса различалось и качество обуви. Крестьяне чаще всего носили обувь из соломы, а на зиму обшивали ее изнутри тканью. Люди побогаче предпочитали шелковые сапоги на толстой подошве. Но так как в плохую погоду шелк быстро терял подобающий вид, поверх надевали кожаные сапоги. Чтобы защитить их от ветра, воды и грязи, сапоги покрывали слоем растительной краски. При императоре Цинь Шихуанди обувь воинов зависела от звания. Генералы носили добротные кожаные ботинки, офицеров отличала обувь с загнутыми носами, у лучников была матерчатая обувь с прошитой подошвой и квадратным верхом, а рядовые солдаты носили матерчатые тапки "лодочкой" на тонкой подошве.

Большое внимание уделялось цвету обуви. К примеру считалось, что красные туфли приносили счастье, желтый цвет допускался только в обуви императора и членов его семьи, белый предназначался для траурных церемоний, а молодые люди отдавали предпочтение синему.

В древности китайцы верили, что обувь может не только оберегать, но и лечить. Ее нередко использовали в обрядах. В частности, как приношения Будде.

Огромную роль обувь играла в жизни женщин. Уже в те далекие времена слабый пол неистово желал иметь в своем гардеробе как можно больше красивых туфель. На свадьбу девушки из состоятельных семей получали от 4 до 16 пар

обуви. Считалось, что на каждый сезон новобрачная должна иметь по четыре пары. Но и этого было недостаточно, перед церемонией невеста должна была своими руками сшить красивые матерчатые туфли, непременно красного цвета. Эта традиция дошла и до наших дней. И хотя сейчас китайские невесты покупают свадебные туфли, а не шьют, на свадьбе, даже если церемония проходит в западном стиле и невеста надевает белое платье, мы почти наверняка увидим красные туфельки, кокетливо выглядывающие из-под подола.

Влияла обувь и на первую брачную ночь. В день свадебной церемонии мать невесты дарила дочери специальные тапочки, расписанные узорами эротического подтекста.

После рождения ребенка важен был выбор ботиночек для малыша. Правильно подобранная детская обувь с первых дней отгоняла от младенца злых духов. Детскую обувь с учетом года рождения делали на заказ, украшая ее изображениями особо почитаемых в Китае мифических животных: дракона, змеи, тигра...

Еще до помолвки, свадьбы и рождения ребенка каждую девочку из состоятельной семьи "подгоняли" под общепринятые эталоны красоты. Одним из главных критериев была миниатюрная ножка, которую в древнем Китае сравнивали с лотосом или полумесяцем.

Маленькую ножку "делали" с помощью жесткого бинтования. В четыре года (девочки младше не могли стерпеть столь сильную боль) стопы туго утягивали бинтами, предварительно ломая пальцы ног, за исключением большого. После чего искалеченные части стоп сгибали в сторону пятки и надевали на ножки ребенка заранее заказанные красные башмачки из шелка на два размера меньше изначального и непременно красного цвета. Со временем стопа у девочки уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и была похожа на треугольник. У 10-летней девочки стопа была длиной чуть больше 10 см (для сравнения: длина стандартной чайной ложки 13 см). В обуви меньшего размера ей предстояло ходить всю оставшуюся жизнь. Из-за нестерпимой боли многие китаянки не могли нормально передвигаться, искалеченная ступня не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться при ходьбе. Девушка без посторонней поддержки могла делать лишь аккуратные маленькие шажочки. Помощь при ходьбе плохо влияла на имидж невесты. Испытывая постоянную боль, женщины продолжали исполнять всевозможную домашнюю работу. Однако некоторые совсем не могли ходить самостоятельно, поэтому их возили на тележках или переносили на руках.

Тех, кому удавалось научиться самостоятельно ходить и терпеть боль, ждала награда. Миниатюрная ножка давала массу преимуществ. Считалось, что женщина с ногой в форме лотоса была добропорядочна, а скованная походка, маленькими шажочками, популярная в Азии до сих пор, отличает ее от мужской, и вызывает у мужчин чувство жалости к хрупкой особе.

Впрочем, обладательница удачно перебинтованных ног - "золотого лотоса" - не всегда могла рассчитывать на успешное замужество. Превозмогая физическую боль, девушке приходилось постоянно и беспрекословно следовать этикету, налагавшему целый ряд ограничений. Так, молодой особе, сидя, нельзя было шевелить юбкой или двигать ногами.

Большая женская ступня указывала на принадлежность к крестьянскому "подлому" люду. Стремясь оставаться желанными, китайские жены в древности даже в постели с мужем редко снимали туфельки.

Современные китаянки не бинтуют ноги уже около ста лет (традиция длилась вплоть до ХХ века, бинтование запретили в 1912 году, а производство маленьких туфелек закончилось лишь в 1998 году). Однако стереотип походки, маленькими шажочками, оказался довольно живучим. Даже в наши дни молодые китаянки в порыве кокетства или подсознательно иногда подражают классическим семенящим шажкам.

Помимо "лотосовых туфелек" в древности популярными у китайских женщин были туфли на платформе, высота которой указывала на статус хозяйки. Чем выше находилась женщина на социальной лестнице, тем больше была платформа ее обуви. Для современных китаянок - это мода. Высокая платформа нравится многим молодым женщинам и в наши дни. Босоножки, шлепанцы, зимняя обувь или спортивные кеды - почти во всех видах современной китайской обуви нередко бывает внушительная платформа, что позволяет девушке изрядно прибавить в росте.

Изменились предпочтения и в цветовой гамме. Нынешнее поколение не уделяет особого внимания символике цвета, предпочитая большое количество блесток и рисунков. Тем не менее традиционные китайские узоры часто используют современные дизайнеры.

Кстати

Древние китайцы считали, что выбор спутника жизни так же важен, как выбор удобной пары обуви.

Во времена династии Хань обувь считалась свадебным талисманом: родители жениха обменивались с будущими родственниками парой шелково-конопляных туфель. Это был знак того, что две семьи, как пара обуви, не могут существовать раздельно.

А еще такой подарок должен был принести в дом гармонию. В китайском языке слова обувь - ("xie") и гармония ("xie") созвучны.

Интересно

Появление столь необычного обычая бинтования ног относят к китайскому средневековью. По преданию, одна из придворных дам, славившаяся изяществом и умением прекрасно танцевать, решила сделать себе пару маленьких туфель в виде золотых цветков лотоса, которые помогли бы ей привлечь внимание императора. Чтобы уменьшить свои ноги до нужного размера, женщина забинтовала их шелковой тканью. Впоследствии "лотосовые туфельки", мелкие шажки и покачивания в танце стали эталонными.

rg.ru

Китайские туфельки-лотосы - История костюма и моды

Туфельки, которые столетия назад носили китаянки, - настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом. Чтобы стать обладательницей такой обуви маленьким китаянкам приходилось пройти через жестокий ритуал перевязывания ножек. Это тот самый случай, когда красота требовала неимоверных жертв.

В музеях мира хранится множество туфелек-лотосов - память о неизвестных красавицах Китая, незаменимая деталь старинного женского китайского костюма. Здесь собрана небольшая коллекция этой обуви и интересный рассказ.

Китайская туфелька XIX векаДлина 16.5 см

Она же:

Китайские башмачки ок. 1900 года.Шелковый верх, хлопковая подкладка.Длина - 15 см.

Та же пара с другого ракурса:

Другая пара китайских башмачковДатировка размытая - с начала XIX века до 1940 года.От пяточки до носка - 13 см.

Для сравнения - китайская женская обувь в XIX веке могла иметь и более узнаваемые формы. К примеру, эта пара обуви из Маньчжурии. Анатомическая колодка, каблучок по центру стопы - стимул для семенящей походки.XIX век, длина 24 см.

Они же, вид сзади:

Длина этих китайских туфелек-лотосов XIX века - 16 см

А этих - 16.5Металлически нити вышивки растрепались, каблучки традиционно покрыты узорами...

На всех фотографиях экспонаты из музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Древняя китайская легенда гласит: Однажды императору Тайзонгу из династии Танг (618 - 907 г.г.) приснился чудный сон. Ему явилась танцовщица, исполняющая арабески на прекрасном цветке лотоса. Она так грациозно изгибала ножки, что Тайзонгу показалось, будто он видит полумесяцы. Проснувшись, император приказал изогнуть носки своих ступней, притянув мизинец как можно ближе к внешней стороне пятки, и крепко перевязать лентами - так сильно он хотел, чтобы и его ноги стали словно цветы лотоса.</p>

Это лишь одна из многочисленных легенд о том, как в Китае зародилась фантастическая традиция перевязывания ног, просуществовавшая более 10 веков. В другой сказочной истории говорится о хитрой лисе, которая пыталась выдать себя за императрицу и для этого перевязала лапы, чтобы те стали меньше. По версии, которой придерживаются сами историки, в появлении жестокого обычая виноват Ли Ю, правитель южных земель китайского государства. Одна из его наложниц была искусной танцовщицей. Развлекая своего господина, она танцевала на высокой золотой платформе в форме лотоса, балансируя на больших пальцах ножек (историки утверждают, что это стало прообразом будущего балета). Другие наложницы стали самостоятельно уродовать и перевязывать свои ноги, чтобы быть похожей на фаворитку и получить такие же привилегии.

Крошечная, искусственно деформированная ножка-лотос стала в Китае одним из главных символов женской красоты и принадлежности к высшему сословию (только в начале 17 века, желая сравняться с высшей кастой, к таинству перевязывания начали обращаться все китаянки, вне зависимости от социального положения). Крупная нога долго время считалась признаком уродства, и для многих представительниц высших слоев общества удачное замужество просто не могло состояться, если у невесты были большие ноги. Конечно, были и такие девушки, которые отказывались от повязок, бросая тем самым вызов общественному мнению… Но принять такое решение они могли, только став взрослыми и уже пройдя через боль и неудобства ножки-лотоса, ведь процедуру перевязывания обычно проводили девочкам в возрасте от 3 до 11 лет. Деформация стопы и жесткое перетягивание бинтами приводили к тому, что у взрослой девушки пальцы ступней фактически теряли чувствительность, так как кровь в них попросту не поступала. Многие из китаянок в течение всей жизни не могли передвигаться без посторонней помощи, другие же ходили крохотными шажками, с большим трудом удерживая равновесие.

Боль и беспомощность становились дорогой платой за статус, женственность, красоту и изящество. Лучшие обувные мастера изготавливали уникальные туфельки-лотосы, используя самые разнообразные материалы и украшения. Первую пару уменьшенных вдвое туфелек (сшитых на удачу из красной материи) мама заказывала для дочери перед процедурой перевязывания (которая, кстати, считалась большим семейным праздником). В дальнейшем для маленькой ножки горожанки предназначались шелковые туфли, для жительниц более бедных провинций обувь изготовляли из хлопка. От местности, кстати, зависели и стиль, форма и декор обуви. Цвета же оставались едиными для всех - китайские мастера выбирали красный (для торжественных случаев), желтый (цвет императорской семьи, всем остальным разрешалось носить оттенки миндального цвета), голубой (с оттенками зеленого), белый (цвет траура) и черный (подходящий прежде всего пожилым людям).

Традиционным украшением туфелек-лотосов была вышивка, узоры которой чаще всего изображали цветы лотоса (символ солнца и чистоты), животных и растения. Многие женщины сами проектировали свою обувь, передавая мастерам эскизы с необходимым рисунком, который бы отражал их индивидуальность.

Статья о ножках-лотосах - allshoes.ru

Все это воспринимается как тысячелетняя сказка. Даже XIX век - это как-то очень давно... Старые кости никого не пугают, правда? После умиления маленькими туфельками насколько же дико видеть, что эти ноги еще существуют...

 

costumology.livejournal.com

Традиционная японская обувь - Мир Японии

Оги но Сэйран

Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран \Освежающий ветерок от складного веера\; она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.

Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.
Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах.В эпоху Эдо \1603 – 1867 гг.\ башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта — верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Варадзи

Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Асинака

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Кандзики

Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.

Вара-дзори

Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.

Асагуцу

Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.

Цурануки

Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.

Иппон-ха гэта

Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.
Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо \современном Токио\ они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно.Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Гэта

Гэта. При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены. (1)

Яки-гэта

Яки-гэта. Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью. (1)

Сэтта

Сэтта. Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.(1)

Поккури

Поккури. Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям. (1)

Поккури

Гэта и окобо \по-другому поккури\ делались из древесины павлонии - твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко \будущие гейши\. Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.
Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки - ойран. Их гэта были очень высокими.

Гета

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.

Дзори

Дзори. Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов. (1)

Нива-гэта

Нива-гэта. Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду. (1)

Ама-гэта

Ама-гэта. Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ \щитки для пальцев\, чтобы уберечься от воды и грязи. (1)

Таби

Таби. Хлопчатобумажные "носки" таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие \справа внизу\. Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно.
Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей. (2)

Дзика-таби

Дзика-таби. У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств. (2)

Диетические тапочки

"Диетические тапочки". У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье. (3)

Сандалии, полезные для здоровья

"Сандалии, полезные для здоровья". На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.

Лечебные гэта

"Лечебные гэта". Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность. (4)

Резиновые дзори

Резиновые дзори. Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.

Увабаки

Увабаки. В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Tapochki

world-japan.livejournal.com

"Мода на маленькие ножки" в древнем Китае

Маленькие китайские ножкиФормировать маленькие женские ножки начинали с 4-5-летнего возраста. Весь процесс длился 3-4 года. Сначала стопы парили в горячей воде, а затем сразу, пока они ещё не остыли, загибали вниз под смазанную квасцами стопу, 4 пальца, оставляя только большой палец, и крепко заматывали стопу, фиксируя пальцы в таком положении.

После нескольких лет таких процедур, стопа становилась маленькой и приобретала треугольную форму.

 

Считается, что такая «мода» появилась во время правления императора Ли Юй (937-978 гг) династии Южной Тан. Ли Юй был очень утончённой натурой. Он был художником и писал стихи, он также является одним из самых известных в Китае авторов любовной лирики. Императору особенно нравилось любоваться на то, как его наложницы танцуют на лотосе, сделанном из золота. Так как лотос был небольшим, то танцовщицы обматывали стопы белой шёлковой тканью и танцевали на носочках только с загнутыми внутрь пальцами ног. Император считал, что их движения, таким образом, становились особенно грациозными и красивыми.

От этого реального события перевязанная ступня получила эвфемистическое название "Золотой Лотос", хотя, очевидно, что нога была перевязана свободно: девушка могла танцевать.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног "женщины-лотоса", каждую оценив по 9-балльной шкале.

К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуко­вый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Все эти различия лишний раз доказывают, что "бинтование ног" являлось опасной операцией. Неправильное наложение или изменение давления повязок имело неприятные последствия: никто из девушек не мог пережить обвинения в "большеногом демоне" и стыда остаться незамужней.

Даже обладательница "Золотого Лотоса" не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

"Забинтованные ноги" были искалечены и чрезвычайно болели. Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось.

Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.

Возвращаясь к истории, зададимся вопросом, каким образом миллионы китайских женщин разделили судьбу той балерины? Переход от придворной танцорши к населению в целом можно рассматривать как часть классовой динамики. Император устанавливает стиль, знать его копирует, а низшие классы, делающие все возможное для продвижения "наверх", принимают эстафету. Знать соблюдала обычай с наибольшей строгостью.

Слабая и беспомощная, неспособная самостоятельно передвигаться дама была скрытым от посторонних глаз украшением будуара, свидетельством богатства и привилегированного положения мужчины, который мог себе позволить держать жену в праздности, она не выполняла никакой ручной домашней работы, и ноги ей тоже были ни к чему.

Впоследствии такая «мода» с императорского двора постепенно распространилась среди простых людей и маленькие забинтованные ножки превратилась в один из очень важных критериев женской красоты. Это не удивительно, так как в обществе Древнего Китая всё, что нравилось императору, которого называли сыном Неба, считалось самым лучшим.

Очень многие китайские писатели и поэты в своих произведениях воспевали эту часть женского тела, придумывая ей разные поэтические эпитеты, такие, как «золотой лотос», «ароматный крючок» и т.д. Затем маленьким стопам определили 7 критериев, которым они должны соответствовать (величина, острота, мягкость и т.д.) и наделили их «7-ю красотами» (форма, качество, элегантность и т.д.).

Маленькие китайские ножки

Женщины Древнего Китая обращали большое внимание на украшение головы и ступни. Есть такая китайская поговорка «оценивать голову и рассуждать о ступнях», означающая оценивать красоту женщины.

Также примечательна и обувь треугольной формы, размером чуть больше пачки сигарет, которую носили китайские женщины с маленькими ножками. Такую обувь изготавливали более роскошной и красивой, чем обычную обувь. Её украшали различными узорами и цветами.

Маленькие китайские ножки

Маленькие китайские ноги

Маленькие китайские ноги

Маленькие китайские ноги

zanogy.net


Смотрите также