Обучение в древней россии. Тема 5-6. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до 17 века)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой». Обучение в древней россии


История образования в России

История образования в России

Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин]

О распространенности образования и грамотности населения в Древней Руси говорят берестяные грамоты и граффити на стенах.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты — Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для „мещанских девиц“, готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства[32].

Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет. Советуем ознакомиться с остальныеми научными журналами

, чтобы больше углубиться в данную тему

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения

В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы — организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы)

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР.Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет „О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“ от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан — военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»

В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами. Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств. Однако постепенно в Московском государстве, освобождавшемся от последствий набегов, складывалась своеобразная система воспитания и образования. В целом она в период XIV–XVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования, и лишь к концу этого этапа в развитии русского просвещения появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования в России. В процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления возникла потребность в образованных людях. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях.  В XIV–XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Многие уставы монастырей того времени свидетельствуют о том, что почти все монахи были грамотными и был организован процесс обучения детей. Училища (начальные школы) организовывались при церквях. Стоглавый собор постановил учреждать подобные училища в домах священников и дьяков. Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», которых стало больше, чем в киевский период. В XIV–XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.  В конце XV – начале XVI в. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Вместе с тем процесс овладения грамотой продолжал оставаться трудоемким для детей и подростков из-за использования буквослагательного метода, необходимости приспосабливаться к почерку рукописной книги, отсутствия у подростков интереса к содержанию церковных текстов, по которым они обучались. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.  Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей. Довольно небольшое количество людей в московский период могло быть причислено к интеллектуальной элите русского общества. Однако именно в этой среде зародились элементы гуманистических воззрений.  На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине и Белоруссии, в конце XVI – начале XVII в. получили развитие «братские школы», в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе. Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои вероисповедание, культуру, язык, создавали в православных общинах подобные учебные заведения. Отличительной чертой учебного процесса в «братских школах» была его четкая организация: дети обучались по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и их регулярная проверка. Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев, т. е. предлагали не сословный, а универсальный принцип построения содержания образования. В «братских школах» зародились основы классно-урочной системы, которые впоследствии были теоретически обоснованы и развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского (см. 6.1).  В истории развития образовательных институтов в рассматриваемый период особое место занимает XVII в., поскольку именно в это время в России предпринимаются попытки создания высшей школы. Развитие государственных институтов обусловило потребность в высокообразованных людях, однако после начального образования человек мог только самостоятельно обращаться к чтению книг, поскольку школ повышенного типа не было, а обучение за границей в допетровский период было невозможно. В Москве складывались предпосылки к возникновению подобных учебных заведений, имелись школы, основанные иностранцами в традициях европейского образования, например в 1621 г. открылась лютеранская школа. На положениях системы и программы обучения, характерных для «братских школ», киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. было основано учебное заведение повышенного типа – Киево-Могилянская коллегия, главными языками преподавания в которой были славянский и латынь, изучался греческий. Выпускники киевского коллегиума (С. Полоцкий, Е. Славинецкий, А. Становский) получили образование, сравнимое по уровню со схоластическим европейским стандартом, и принимали активное участие в развитии русского Просвещения.  Во второй половине XVII в. в образовании стали развиваться светские идеи, тесня монополию церкви. В 1660-х гг. в Москве была открыта школа повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии. Пристальное внимание в ней уделялось изучению языка международной дипломатии – латинского. Докторами Падуанского университета в 1681 г. была открыта школа в Богоявленском монастыре.  В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением «семи свободных искусств», древних языков и богословия. В качестве преподавателей были приглашены братья И. и С. Лихуды. Они подбирали учителей, сами вели в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания. Славяно-греко-латинская академия готовила духовенство, учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 г. при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М.В. Ломоносов, известный писатель А.Д. Кантемир, архитектор В.И. Баженов, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII в. В 1672 г. Лихуды открыли в Новгороде славяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии и стали преподавать в нем. С открытием в 1755 г. Московского университета греко-латинские академии потеряли свое значение. Необходимо отметить, что в XVI–XVII вв. границы между высшими и средними школами в России были размытыми. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. В частности, по свидетельству современников, новгородская школа И. и С. Лихудов не давала высшего образования.  Таким образом, в России вплоть до XVII в. чрезвычайно сильным было влияние христианства на всю сферу образования и семейного воспитания. К XVII в. Россия получает вместо западно-европейского университета в форме греко-латинских академий своеобразную духовную семинарию, где, несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались лишь те предметы и теории, которые не противоречили православному представлению о мире.  Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV–XVII вв. является «Домострой», многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей. В «Домострое» выразилось требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям. Среди необходимых воспитательных воздействий рекомендовалось «страхом спасать» детей от неразумных поступков, использовать телесные наказания или наказывать «тяжкою работою». Высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, «вежества» (образованности). В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском воспитании «Гражданство обычаев детских», который по сути является переводом труда Эразма Роттердамского. В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения. В русском переводе текст был разделен на вопросы и ответы, касающиеся самых разных сторон поведения подростка: как вести себя с родителями, учителями, старшими по возрасту, каких правил придерживаться за столом, на улице, как поддерживать гигиену тела и следить за внешним обликом и т. п. Русская интерпретация текста Эразма Роттердамского превратила «Гражданство» из книги для детского чтения в назидательный свод правил и положила начало новому литературно-педагогическому жанру.  В качестве учебной литературы в русской школе на начальном этапе обучения чаще всего использовались Часовник и Псалтырь или другие богослужебные книги. В XVII в. появляются печатные буквари и азбуки, включавшие, помимо дидактического материала, отрывки нравственного содержания. Одной из первых печатных учебных книг стала «Грамматика» Милентия Смотрицкого. Оформился новый вид учебной литературы – азбуковники, представлявшие собой свод правил поведения учащихся, нравственных поучений, методических указаний учителям. До XVII в. в обучении математике письменных пособий не использовалось, но в этот период появляются сразу несколько учебников: «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмацкого. Для данного периода было характерно создание учебной литературы самими учителями, например выдающиеся деятели просвещения – С. Полоцкий, Н. Спафарий, К. Истомин – занимались созданием учебных книг для образования царских детей. С возникновением школ повышенного типа появляются книги, отражающие предметы «тривиума». 

Тема 5-6. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до 17 века)

План

1. Специфические особенности развития древнерусского образования и воспитания в X – XIV веках.

2. Образование в Русском государстве XIV – XVII вв.

3. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.

 

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII веков (Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. – М., 1985.

2. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1913.

3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. – М., 1990.

 

1) Этапы развития воспитания и образования в этот период можно обозначить двумя основными периодами: киевским (X – XVII вв.) и московским (XIV – XVII вв), разделенными нашествием Батыя..

Особенности древнерусского образования на протяжении 7 веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так, как в Западной Европе, ибо Русь почти на полутысячелетие позднее большинства народов Европы приняли христианство (988г.), к этому времени «русский народ» имел своею достаточно развитую языческую культуру, получившую отражение в фольклоре, мифологии, обрядах, праздниках, традициях, воспитании детей. Эта основа была необычайно крепка и жизненна. На Руси, в значительной степени под влиянием князя Владимира, был сделан выбор в пользу восточной христианской церкви. Сельское население стало называться крестьянами, т.е. христианами, что не было ни в одной стране западного средневековья. Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. Не случайно в 988 г. В Киеве открывалась первая школа «учения книжного». Быстро школьное дело развивалось во всех древнерусских княжествах.

Важной особенностью древнерусской культуры и образования было и то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, не латинский, а славянский. С одной стороны, это было благом, ибо перевод богослужебных книг и учебной литературы на славянский язык открывал двери школ для всего населения, но, с другой стороны – это затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам, что естественно не могло не отразиться на интеллектуальном развитии общества.

Древнерусская культура и образование отличались религиозной настороженностью, порой доходившей до нетерпимости, вызванной тем фактом, что Русь приняла христианство во время обострения отношений между восточной греческой церковью и западной, латинской. Разделение церквей на православную и католическую произошло в 1054 году. На Руси отрицательное отношение к «латинянам» становилось все более устойчивым. На Руси в 15–17 вв. оформился особый вид культурный мир. В нем выработалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению.

В Московской Руси не были созданы крупные центры образования, подобные университетам Западной Европы. Умственная и духовная работа была направлена на поиск совершенной жизни, «Царства Божия» и осуществлялась прежде всего в небольших монастырях.

В этот период начало складываться отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этическим проблемам и нравственному воспитанию не оставлял места для рассмотрения проблем гносеологического и дидактического характера. Если в западноевропейских университетах обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, методами доказательства, то в монастырях Руси вели линию а отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, собирая «как пчелы мед с цветков».На западе стремились понять и исследовать, а на востоке – следовать Святому писанию. Не изобретательность, а послушание ценилось в монастырских кругах.

Основные фигуры просвещения в Древней Руси были не школьные учителя, а странствующие «мастера грамоты», «калики перехожие», духовники, монахи–аскеты, т.е. наставники в нравственно–духовной жизни. Нравственный элемент культуры ставился неизмеримо выше «внешнего знания»: грамматики, риторики, диалектики, философии и других дисциплин – стандартных для европейских учебных заведений.

В Древней Руси интерес к человеческой личности оставался скованным рамками религии и понимался как нравственное совершенствование по пути к слиянию с Богом.

Языковая изолированность, вероисповедная настороженность, приоритет нравственных проблем над интеллектуальными, потребность в постоянном диалоге с прошлым, склонность к чтению и осмыслению ограниченного фонда религиозной литературы привели во II пол. XVII века к «расколу», выделению и самоопределению старообрядческой церкви. Старообрядческие вожди – протопоп Аввакум, инок Епифаний и др. ратовали за развитие старорусской образованности, а просветители нового толка – Симеон Полоцкий, Карион Истомин и др. отстаивали идею использования опыта западноевропейской школы в русских условиях. Это были 2 непримиримых лагеря русской культуры и для компромисса между ними условий в этот период не было.

Основы воспитания в Древней Руси исходят из церковных проповедей, житий святых, поучений, сборников изречений, повестей в виде нормативных христианских заповедей, ценимых и одобряемых форм человеческого общежития.

Первые русские памятники социально–педагогической мысли:

XI в. – «Житие Феодосия Печерского», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Изборник» Святослава;

XII в. – «Слово о полку Игореве»

XIII – XV вв. – «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Хмеле».

XVI в. – «Домострой», «Повесть о Горе-Злосчастии»».

Все эти произведения:

· соблюдения долга перед Русской землей, несут славянские идеалы моральной чистоты, степенности, достоинства, безбоязненного и благоговейного отношения к естественной смерти;

· зовут к милосердию, показывают примеры праведной и мученической жизни, требуют добросердия, взаимопомощи, требуют гостеприимства, порядка в доме, лада и уюта в семье, соблюдения единого регламента нравственной и «божеской» жизни;

· призывают человека спешить делать добро, брать на себя больше своих возможностей; показывают, что соблюдение детьми правил общежития повышает чувство собственного достоинства, развивает сдержанность, благорасположение и уважение человека к морали и к себе самому, отражает строй и высоту духовного мира и сознания, свидетельствует о зрелости.

Обучение грамоте на Руси осуществлялось в частных, платных, как говорилось тогда, «за мзду», училищах, а иногда и просто на дому у мастера грамоты. Корпус учительства формировался из среды низшего духовенства (певчие, чтецы, дьяконы), а также светских лиц (грамотных ремесленников, отставных воинов, разорившихся торговцев).

Обучение осуществлялось буквослагательным методом (буки+аз.= ба; веди + аз = ва; глаголь + аз. = га и т.д.)

В зависимости от цели элементарного образования различался и его характер. (Можно было освоить 26 – буквенный алфавит, вполне достаточный для записи речи, ведения торговых и деловых записей. Но он был недостаточен для перехода у «учению книжному», основанному на 43 – буквенном церковно-славянском алфавите). В целом начальное образование готовило детей к самостоятельной работе с книгами. Священного писания церковными служебниками.

По распределению грамотности Русь опережала западную Европу. Во многом этому способствовала «Азбука» Ивана Федорова. Эта книга адресована была не только детям, но и их родителям, а обучение грамотности рассматривалось как дело семейное.

Вторая ступень обучения на Руси обозначалась термином «учение книжное». Центры «учения книжного» открывались по всей Руси. Уровень обучения в них был различный, но средства обучения одни – освоение книжной мудрости, отраженной в изборниках. Учили там и составлению изборников.

В 13 в. эти школы приходили в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением русских городов полчищами Батыя.

 

2) В 14 – 16 вв. в распространении просвещения важнейшую роль на Руси играли монастыри. Зачинателем монастырских центров книжного обучения явился великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В монастырских школах можно было получить энциклопедическое по тем временам образование. Однако акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное совершенствование.

На западных рубежах древнерусских земель в 15–16 вв. развивались формы «ученья книжного», обогащенные сведениями о школьном деле в Западной Европе. Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свое вероисповедание, создали в православных общинах так называемые «братские школы». В 16 – 17 вв. в братских школах Луцка, Львова, Киева и других городах изучали славянскую и греческую грамматику, латинский язык, диалектику, риторику, философию, математику и др. школьные науки, трактовавшиеся в духе православия. На основе братских школ киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. Было основано высшее учебное заведение – коллегиум. Выпускники Киевского коллегиума получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Ее выпускники активно участвовали в открытии и деятельности школ на Руси. Так, в 40 г. 17 в. в Московском Андреевском монастыре боярином Ртищевым была основана школа, учителями которой являлись выпускники Киевского коллегиума Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, ориентированные на греческую школьную традицию. В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким (тоже выпускник), сторонником латинской ориентации, была открыта школа повышенного типа. Ее цель – подготовка особо доверенных чиновников личной канцелярии царя Алексея Михайловича, подьячих Приказа тайных дел. Особое внимание в ней уделялось изучению латинского языка, который в то время являлся языком международной дипломатии.

В 1681 г. Иеромонахом Тимофеем была открыта Типографская школа при Московском Печатном дворе.

В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 году была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Они ставили перед собой задачу создать высшую школу в России.

В 1687 г. В Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России – Эллино – греческая, впоследствии Славяно–греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития – поэты Кантемир, Истомин, математик Магницкий, первый русский доктор медицины Постников и др. Инициатором создания этой Академии был С. Полоцкий. Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После чего ученики переходили в «школу греческого книжного писания», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, политику изучали и на греческом, и на латинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братьями Лихудами. Весь учебный материал в них осмыслялся с позиций православного учения. Например, риторика, по определению Лихудов, не просто должна научить красиво говорить, риторически отстаивать свою позицию, что было характерно для западноевропейской традиции, но прежде всего помочь ученикам научиться защищать православные духовные ценности. И такой подход к обучению был характерен для всех учебных заведений того времени.

Необходимо заметить, что в России границы между средними и высшими школами в 17 в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. Так, например, Спасская школа Симеона Полоцкого по своему характеру приближалась к высшему учебному заведению европейского типа. Но это вызывало резкий протест православной московской общественности. Они считали, что подобные учебные заведения способствуют проникновению в Россию западноевропейской «ереси». Крайними выразителями этой позиции были старообрядцы. В результате Россия 176 вместо западного университета получила как бы духовную семинарию. Создана она была на базе Типографской школы при Печатном дворе. Несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались здесь лишь те дисциплины, которые не противоречили православию, способствовали подготовке верных слуг царя и патриарха.

 

3) Какие педагогические идеи лежали в основе воспитательной и образовательной деятельности в Древней Руси и Русском государстве?

Все педагогические идеи этого времени развивались под влиянием текстов Священного писания, их толкований, творений отцов церкви.

Сильнейшее воздействие на формирование педагогических взглядов той эпохи оказали такие произведения, как «Премудрости Соломона», «Псалтырь». В частности, «Псалтырь» вошел в обязательное содержание «ученья книжного». В поэтической форме Псалтырь содержит назидательные наставления и афористические высказывания о воспитании человека в «страхе Божьем». Заученная в детстве и закрепляемая в зрелости, Псалтырь должна была воздействовать на умы учителей и их учеников. Кроме того, это создавало представление об обучении не как о простом процессе передачи определенного круга знаний, а как о выработке у них целостного религиозного мировоззрения. Цитаты из Псалтыря и их трактовка в изобилии встречаются в «Поучении Владимира Мономаха», в творениях Максима Грека, в «Рифмованной Псалтыри» Симеона Полоцкого. Псалтырные толкования вошли как педагогические сентенции в учебную литературу допетровского периода. Само толкование как метод преподавания вырабатывало у учащихся умение извлекать из книжного текста внутренний смысл, способствовало развитию православно-религиозного отношения к знаниям и к книгам, дающим знания. Собственно педагогических сочинений до 18 века в России фактически нет. Педагогические идеи обнаруживаются в таких сборниках, как «Златоуст», «Домострой», «Азбуковник» и др., а также в трудах таких мыслителей, как митрополит Илларион, Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Симеон Полоцкий и др.

Так, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Посредством символического описания детства, отрочества, юности и зрелости князя Владимира Святославовича он показал важность в деле формирования человека споры на отеческие традиции, несмотря на их языческие корни. Илларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от предков, родителей личностных качеств. Первый этап образования, по Иллариону, должен был осуществляться на основе традиционного, ветхого порядка (в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил), в отрочестве – военное воспитание, затем – формирование волевых качеств и общее умственное развитие. Однако все это должно было являться лишь подготовительным этапом и собственно христианскому просвещению, связанному с личным подвижничеством, деятельностью по усвоению евангельских истин.

«Слово о законе и благодати» Иллариона было почитаемо всеми просвещенными людьми Руси и оказало сильнейшее влияние на таких мыслителей, как Кирилл Туровский, Епифаний Премудрый, Нил Сорский и др.

В «Поучении детям» Владимира Мономаха князь знакомит древнерусских читателей с общемировым представлением о воспитании, прежде всего христианским, но помимо этого высказывает и собственные мысли.

Основным методом воспитания он считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином. Основные качества человека, которые необходимы формировать у детей – религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостивость по отношению к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях. Одно из основных умений, которое должен выработать отец в сыне – это умение рачительно управлять своим домом.

Вообще «Поучения» были одним из любимейших жанров на Руси. Их составляли образованные женщины, князья, они входили в «Изборники», «Златоусты», влияние их ощутимо и в «Домострое».

Среди мыслителей киевского периода особое место принадлежит Кириллу Туровскому. По К Туровскому в основе методики обучения должен лежать принцип соревнования, состязания в добродетелях и знаниях. Лишь таким способом можно взять из книг духовную пищу. Способ обучения, который он отстаивал, был дедуктивным (от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности).

Педагогическая мысль 14 – 16 вв. развивалась прежде всего в среде монашества. Начало этому было уже положено Сергием Радонежским. «В жизни Сергия Радонежского», написанным Епифанием Премудрым, говорилось, что основным педагогическим требованием Сергия было учение о личном нравственном и духовном совершенствовании. Основными методами формирования человека он считал самоочищение, молитву, самовоспитание и самообразование, которые должны были осуществляться под наблюдением духовных отцов и братьев. Лучшим местом самосовершенствования он считал монастырь, где бы естественно сочетались трудовое, нравственное и умственное воспитание.

В 15 в. Нил Сорский обобщил опыт монастырского воспитания и обучения. Свои взгляды он изложил в оригинальных руководствах по духовному совершенствованию – «Предании» и «Уставе о скитской жизни». В них он предлагает использовать различные средства, методы и приемы духовного самообразования: беседы с опытными старцами, постоянное чтение и осмысление книг священного писания, переписывание для себя и братии наставлений отцов церкви, переплетное дело, выпечка хлебов, плотницкое и кузнечное дело, пение, исполнение христианских заповедей, молитвы, подражания житиям святых и др. Цель воспитания – достижение духовного совершенствования.

Педагогическая мысль 16 века представлена целой плеядой деятелей просвещения. Так, новгородский архиепископ Геннадий доказывал необходимость организации государственных учебных заведений; митрополит Макарий создал свод избранной церковной литературы для ежедневного чтения; Иосиф Волоцкий обосновал и реально создал образцовый монастырский центр образования и просвещения на Ламском Волоце, Сильвестр составил «Домострой» и как часть его – правила семейного воспитания; Максим Грех с философских позиций обосновал преимущества православного нравственного воспитания. В России 16 в. сложилась достаточно определенная система образования. Одной из вершин педагогической мысли этого времени был 2Домострой», составленный попом Сильвестром. На первое место Сильвестр ставил задачу нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители. На второе место он выносил задачу обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и лишь на 3-е место – обучение грамоте, книжным наукам. Метод воспитания и обучения, провозглашенный Сильвестром, считался основным вплоть до 1910 года: «Сокрушай ребра дитяти смолоду».

 

 

megaobuchalka.ru