Образование в древнем китае. Бесценная роль образования в Древнем Китае: основа правил поведения и величайшая уравнительная сила
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае. Образование в древнем китае


Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае. Образование в Древнем Китае

Похожие главы из других работ:

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

1 Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э.

К V-III вв. до н.э борьба, которая велась в период Восточного Чжоу за поглощение соседних территорий, продолжала нарастать. В 403 г. до н.э. три знатных дома наследственных сановников Хань, Чжао и Вэй в княжестве Цзинь провозгласили себя правителями...

Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

2. Воспитание и образование в древнем Риме

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания [8,123]...

Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925-1927 гг.

1.3 Коммунистическое движение в Китае

Победа ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ не могла не привлечь внимания радикально настроенных участников "Движения 4 мая" к опыту Октября и к марксизму вообще...

Китай и иностранные государства во второй половине XIX в.

4. Французские интересы в Китае

В 60-е гг. XIX в. Вьетнам и другие страны Индокитая становятся одним из важнейших регионов, с которым связаны планы колониального проникновения Франции...

Китайская интеллигенция в эпоху Хань и эпоху Шести династий

2.2.1 Первая женщина--историк в Китае

Бань Чжао (45--120гг) первая женщина-- историк в Китае. Родилась в Аристократической семье Бань. Получила прекрасное образование. Ее муж умер и она углубилась в науку -- литературу, математику, астрономию...

Налоговая и аграрная политика в империи Тан в VII и VIII вв.

3. Аграрные мероприятия в Китае

1. Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу") ...После покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ, в котором говорилось "Князья (ван...

Народные восстания в Китае эпохи Хань

1.2 Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в древнем Китае

древний китай восстание реформа Анализ форм эксплуатации и присвоения прибавочного продукта может дать ценные данные для решения дискутируемой проблемы о характере социально-экономического строя древнего Китая...

Образовательная политика второй четверти ХIX века

§1. Начальное образование

По прежнему сохранялся принцип, согласно которому государство не должно брать на себя финансовое обеспечение приходских школ. Они предназначались в первую очередь для крепостных, иногда для фабричных рабочих...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

Глава 1. Начальное профессиональное образование Советского Союза

...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

2.1 Образовательные учреждения НПО (начальное профессиональное образование)

Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века

2.2 Образовательные программы НПО ((начальное профессиональное образование) в первой половине ХХ века

К профессиональным образовательным программам относят программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования...

Средневековая система образования: университеты

1. Начальное образование в средние века

Образование в раннем средневековье (5-11 вв.) В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства...

Средневековое образование

Начальное образование в средние века - средневековая Византия

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки...

Школа в странах древнейших цивилизаций: Египет, Индия, Китай

3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания...

Экономическая политика правительства Ли Пена

2.1 Противники реформ в Китае

В последнее время мир сконцентрировал свое внимание на угрозах Пекина против Тайваня и на все ухудшающихся отношениях с Соединенными Штатами...

hist.bobrodobro.ru

основа правил поведения и величайшая уравнительная сила

«Троесловие», или «Сань-Цзы Цзин», является самым известным классическим китайским текстом для детей. Его автор — Ван Иньлян (1223–1296 гг.), живший во время династии Сун. Многие поколения китайцев заучивали его наизусть.

На картине изображены конфуцианские учёные, приглашённые императором Тайцзуном, когда он основал институт литературоведения. Фото: Public Domain

До 1800-х годов «Сань-Цзы Цзин» был самым первым текстом, который учил каждый ребёнок в Китае.

Ритмические, короткие и простые стихи из трёх иероглифов было легко читать и запоминать. Это позволяло детям изучать иероглифы, грамматические структуры, эпизоды из китайской истории и прежде всего правила поведения.

В «Троесловии» говорится:

Вырастить без обучения —

Это вина отца.

Учить без строгости —

Это леность учителя.

Если ребёнок не учится,

Так не должно быть.

Если он не учится молодым,

Каков он будет, когда состарится?

Если нефрит не полируется,

Он не может стать полезным.

Если человек не учится,

Он не узнает добродетели честности и праведности.

Древние китайцы высоко ценили образование. Дети должны были ходить в школу и уделять много времени и сил учёбе.

В «Троесловии» показано, насколько было важно образование в древнекитайской культуре. Образование было обязательной частью развития ребёнка.

Конфуцианство: ядро древнекитайского образования

Современная система образования преимущественно сосредоточена на преподавании технических знаний, в том числе математики и других наук, языковых навыков и т.д.

Образование в древнем Китае, напротив, во многом основывалось на конфуцианской классике. С раннего детства дети изучали и заучивали конфуцианские тексты, а также стихи из «Троесловия».

В основе конфуцианства лежат пять добродетелей: доброжелательность, праведность, приличия, мудрость, верность. Из этого вытекают многие ценности, такие как лояльность, сыновнее благочестие, мужество, открытость, трудолюбие и т. д.

Благодаря системе образования конфуцианские ценности прививались детям с раннего возраста и оставались основой образования даже на высоких научных уровнях. В то же время учащиеся развивали свои языковые навыки и знания, изучая эти древние тексты.

Необходимость дисциплины

Существует древняя китайская притча о ребёнке, который потерял отца в раннем детстве и был избалован матерью. Она во всём потакала ему и никогда не ругала, когда он издевался над другими детьми. Когда он крал у соседей, она не возвращала краденые вещи.

Когда сын вырос, его детские проступки переросли в серьёзные преступления. Он грабил, совершал поджоги и другие нехорошие дела. Тем не менее его мать не наказывала его, а вместо этого хвалила за совершённые проступки.

Наконец, сын был схвачен властями и приговорён к смертной казни.

Перед казнью он попросил, чтобы ему разрешили повидаться с матерью в последний раз. Когда мать пришла, сын, плача, сказал ей: «Я ненавижу тебя, мать. Это полностью твоя вина. Когда я был маленький, ты никогда не учила меня и не наказывала за мои проступки. Теперь у меня нет даже возможности исправиться».

Слова сына разбили сердце матери, она поняла, что это правда.

Учителя в древнем Китае были предельно строгими, и даже самые младшие ученики должны были сидеть должным образом, учить наизусть учебный материал и повторять его без единой ошибки.

Этот метод преподавания был очень эффективным. Во-первых, он закалял учеников, чтобы они были выносливы и усердны в учёбе. Во-вторых, запоминание приводило к глубоким знаниям, на которые люди могли  опираться всю оставшуюся жизнь.

Благодаря строгой дисциплине в классах с раннего возраста учителя обеспечивали прочную основу для обучения.

Образование — уравнивающий фактор

Помимо укрепления нравственного характера и учебной дисциплины, образование было также величайшей уравнительной силой в древнем Китае. Это позволяло родившимся в бедных семьях подняться до самых высоких уровней в обществе: стать государственными чиновниками, военными советниками, врачами, художниками и поэтами.

Имперские экзамены, установленные в период династий Суй и Тан, были основными движущими силами меритократии и способом улучшения общественного положения. До этого на важные правительственные посты назначали исключительно по рекомендации, и получали их в основном люди из богатых и влиятельных семей.

Экзамены во времена империи Сун. Фото: ru.wikipedia.org/ Public Domain

Но имперские экзамены были открыты для всех, предоставляя возможность выходцам из бедных семей получить высокие государственные посты. Фактически, во время династии Мин около 47% кандидатов, прошедших самый высокий экзаменационный уровень, были из семей без официальных связей.

Одним из таких людей был нищий по имени У Сюнь из династии Цин, который стал примером для детей из бедных семей и сирот.

Отец У Сюня умер, когда мальчику было всего пять лет. Он и его мать вынуждены были просить милостыню, чтобы выжить. Но через два года мать У тоже умерла, и некому было заботиться о ребёнке.

Мальчик просил подаяние и брался за любую работу. Он не боялся трудностей, но очень переживал, что у него не было возможности учиться. Таким образом, казалось невозможным для него подняться выше нынешнего статуса.

Тогда У решил создать школу для детей из бедных семей и сирот, чтобы их не постигла та же участь. Он собирал средства, прося милостыню днём, а по вечерам изготавливал верёвки на продажу. Через 30 лет У сумел создать школу для малообеспеченных детей.

Его школа была чрезвычайно успешной. У проявлял активный интерес к успеваемости своих учеников и очень уважал учителей. Но всякий раз, когда он видел, что учителя слабы или ученики ленивы, он вставал на колени и умолял их быть усерднее. Его искренность неизбежно побуждала учителей и учеников быть прилежными, и никто не осмеливался лениться.

С древних времен люди понимали важность образования для своего будущего. Даже в нашем современном меритократическом обществе людям с хорошим образованием предоставляются возможности для получения лучшей работы и обретения более высокого социального статуса.

]]>Источник]]>

pandoraopen.ru

(Русский) Бесценная роль образования в Древнем Китае

عفوا، هذه المدخلة موجودة فقط في الروسية و الإنجليزية الأمريكية. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in this site default language. You may click one of the links to switch the site language to another available language.

Бесценная роль образования в Древнем Китае: основа правил поведения и величайшая уравнительная сила

«Троесловие», или «Сань-Цзы Цзин», является самым известным классическим китайским текстом для детей. Его автор — Ван Иньлян (1223–1296 гг.), живший во время династии Сун. Многие поколения китайцев заучивали его наизусть.

До 1800-х годов «Сань-Цзы Цзин» был самым первым текстом, который учил каждый ребёнок в Китае.

Ритмические, короткие и простые стихи из трёх иероглифов было легко читать и запоминать. Это позволяло детям изучать иероглифы, грамматические структуры, эпизоды из китайской истории и прежде всего правила поведения.

В «Троесловии» говорится:

Вырастить без обучения —

Это вина отца.

Учить без строгости —

Это леность учителя.

Если ребёнок не учится,

Так не должно быть.

Если он не учится молодым,

Каков он будет, когда состарится?

Если нефрит не полируется,

Он не может стать полезным.

Если человек не учится,

Он не узнает добродетели честности и праведности.

Древние китайцы высоко ценили образование. Дети должны были ходить в школу и уделять много времени и сил учёбе.

В «Троесловии» показано, насколько было важно образование в древнекитайской культуре. Образование было обязательной частью развития ребёнка.

Конфуцианство: ядро древнекитайского образования

Современная система образования преимущественно сосредоточена на преподавании технических знаний, в том числе математики и других наук, языковых навыков и т.д.

Образование в древнем Китае, напротив, во многом основывалось на конфуцианской классике. С раннего детства дети изучали и заучивали конфуцианские тексты, а также стихи из «Троесловия».

В основе конфуцианства лежат пять добродетелей: доброжелательность, праведность, приличия, мудрость, верность. Из этого вытекают многие ценности, такие как лояльность, сыновнее благочестие, мужество, открытость, трудолюбие и т. д.

Благодаря системе образования конфуцианские ценности прививались детям с раннего возраста и оставались основой образования даже на высоких научных уровнях. В то же время учащиеся развивали свои языковые навыки и знания, изучая эти древние тексты.

Необходимость дисциплины

Существует древняя китайская притча о ребёнке, который потерял отца в раннем детстве и был избалован матерью. Она во всём потакала ему и никогда не ругала, когда он издевался над другими детьми. Когда он крал у соседей, она не возвращала краденые вещи.

Когда сын вырос, его детские проступки переросли в серьёзные преступления. Он грабил, совершал поджоги и другие нехорошие дела. Тем не менее его мать не наказывала его, а вместо этого хвалила за совершённые проступки.

Наконец, сын был схвачен властями и приговорён к смертной казни.

Перед казнью он попросил, чтобы ему разрешили повидаться с матерью в последний раз. Когда мать пришла, сын, плача, сказал ей: «Я ненавижу тебя, мать. Это полностью твоя вина. Когда я был маленький, ты никогда не учила меня и не наказывала за мои проступки. Теперь у меня нет даже возможности исправиться».

Слова сына разбили сердце матери, она поняла, что это правда.

Учителя в древнем Китае были предельно строгими, и даже самые младшие ученики должны были сидеть должным образом, учить наизусть учебный материал и повторять его без единой ошибки.

Этот метод преподавания был очень эффективным. Во-первых, он закалял учеников, чтобы они были выносливы и усердны в учёбе. Во-вторых, запоминание приводило к глубоким знаниям, на которые люди могли  опираться всю оставшуюся жизнь.

Благодаря строгой дисциплине в классах с раннего возраста учителя обеспечивали прочную основу для обучения.

Образование — уравнивающий фактор

Помимо укрепления нравственного характера и учебной дисциплины, образование было также величайшей уравнительной силой в древнем Китае. Это позволяло родившимся в бедных семьях подняться до самых высоких уровней в обществе: стать государственными чиновниками, военными советниками, врачами, художниками и поэтами.

Имперские экзамены, установленные в период династий Суй и Тан, были основными движущими силами меритократии и способом улучшения общественного положения. До этого на важные правительственные посты назначали исключительно по рекомендации, и получали их в основном люди из богатых и влиятельных семей.

Экзамены во времена империи Сун. Фото: ru.wikipedia.org/ Public Domain

Но имперские экзамены были открыты для всех, предоставляя возможность выходцам из бедных семей получить высокие государственные посты. Фактически, во время династии Мин около 47% кандидатов, прошедших самый высокий экзаменационный уровень, были из семей без официальных связей.

Одним из таких людей был нищий по имени У Сюнь из династии Цин, который стал примером для детей из бедных семей и сирот.

Отец У Сюня умер, когда мальчику было всего пять лет. Он и его мать вынуждены были просить милостыню, чтобы выжить. Но через два года мать У тоже умерла, и некому было заботиться о ребёнке.

Мальчик просил подаяние и брался за любую работу. Он не боялся трудностей, но очень переживал, что у него не было возможности учиться. Таким образом, казалось невозможным для него подняться выше нынешнего статуса.

Тогда У решил создать школу для детей из бедных семей и сирот, чтобы их не постигла та же участь. Он собирал средства, прося милостыню днём, а по вечерам изготавливал верёвки на продажу. Через 30 лет У сумел создать школу для малообеспеченных детей.

Его школа была чрезвычайно успешной. У проявлял активный интерес к успеваемости своих учеников и очень уважал учителей. Но всякий раз, когда он видел, что учителя слабы или ученики ленивы, он вставал на колени и умолял их быть усерднее. Его искренность неизбежно побуждала учителей и учеников быть прилежными, и никто не осмеливался лениться.

С древних времен люди понимали важность образования для своего будущего. Даже в нашем современном меритократическом обществе людям с хорошим образованием предоставляются возможности для получения лучшей работы и обретения более высокого социального статуса.

Фото: На картине изображены конфуцианские учёные, приглашённые императором Тайцзуном, когда он основал институт литературоведения. Фото: Public Domain

Автор: Jade Pearce

Источник

isedworld.org

Реферат: Образование в Древнем Китае

Начальное, семейное и школьное воспитание в Древнем Китае. Различные философские школы и течения. Учение философа и педагога Конфуция. Роль иероглифов в школах Китая. Выработка каллиграфического почерка. Живопись, архитектура и скульптура Древнего Китая. Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Глава 1. Начальное воспитание в Древнем Китае

П.1 Семейное воспитание.

П.2 Школьное воспитание

Глава 2. Конфуцианство.

Глава 3. Роль иероглифов в школах Китая

Глава 4. Живопись. Архитектура. Скульптура.

Заключение

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нём поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания.

На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.

П.1 Семейное воспитание

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему.

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Однако когда детям исполнялось семь лет, все послабления сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Кудаев М.Р., Апиш Ф.Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени: Учебно-методические материалы по истории педагогики. Блок 1. - Майкоп: Изд-во ООО "Аякс", 2008 г., с.51

С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения. Рождению ребенка, особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине. Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали. Младшие учились жить, подражая поведению немногословных родителей. Капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола. В зажиточных семьях мальчиков с трех лет заставляли учить иероглифы.

Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

С девочек спроса меньше: рано или поздно они выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи. Но при этом число ограничений возрастало: девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия. Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений - это все полагалось только замужней женщине.

Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого, способного управлять собой человека, умеющего познать себя и установить гармонию в своей душе. В основе воспитания лежало уважение младших к старшим, а приобретение образования считалось крайне важным делом. Обучение строилось на согласии между учеником и учителем и самостоятельности учащихся. В Древнем Китае были сформированы следующие принципы образования: пресекать дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.11 Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с.32

Вот несколько примеров, на которых воспитывалось юное поколение.

Взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. С детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, -- главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу.

Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну -- ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать, и все жены покойного родителя.

П.2 Школьное воспитание

Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.11 Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2000 г., с. 33

В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э., имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение -- своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.

Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения. (интернет)

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ- в столице) и менее родовитой знати (сансюэ- в провинцальных городах).11 http://www.best-pedagog.ru/vospitanie-i-shkola-v-srednie-veka-v-zapadnoy-evrope/

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно.

О скудности получаемых знаний можно судить хотя бы по тому, что даже в XIX в. китайские учащиеся ничего не знали о других странах, в том числе и о тех, которые граничили с Китаем. Учениками внушалась мысль, что «Китай есть весь мир».

В сопровождении отца 7-8 летний мальчик, одетый в праздничный костюм, переступал порог школы, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Прежде всего, его заставляли поклониться изображению Конфуция и учителю, который становился духовным наставником школьника на все годы обучения.

Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда. Учились зим...

www.tnu.in.ua

Практическое занятие. КАК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ РАЗВИВАЛИСЬ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ - ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Всемирная история. История Украины 6 класс - А.И. Пометун - Образование

Раздел II ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Тема 3. ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ

 

§ 24. Практическое занятие. КАК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ РАЗВИВАЛИСЬ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

 

1. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, КОТОРЫМИ ПРОСЛАВИЛИСЬ ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ

Объединитесь в пары и составьте в тетрадях таблицу «Изобретения древних китайцев». Сравните результаты вашей работы с таблицами одноклассников. Дополните таблицу названиями древнекитайских изобретений, о которых вы узнали из § 22-23.

Изобретение

Где (для чего) использовался

 

 

Немало изобретений и научных открытий, сделанных в Древнем Китае, человечество использует и по сей день. Больших успехов достигли китайские астрономы. Они умели предсказывать лунные и солнечные затмения, даже появление комет, впервые обнаружили пятна на Солнце. Китайские математики знали десятичные дроби и действия с отрицательными числами.

Именно здесь был изобретен компас, который состоял из квадратной железной пластинки и магнитной «ложечки», которая свободно вращалась на отшлифованном поверхности металла. Ее ручка всегда показывала на юг.

Среди важнейших изобретений китайцев была бумага. Его производили из тряпок, коры деревьев и бамбука.

Высокого развития достигла китайская медицина. Местные врачи определили на теле человека определенные активные точки (нервные центры), влияние на которые поддерживает здоровье. Жители Поднебесной знали также лечебные свойства многих лекарственных растений, в частности женьшеня.

 

Древнекитайский компас

Древнекитайский бумага

Первое использование пороха

Модель сейсмографа Чжан Хэна

В древности китайские врачи рекомендовали своим больным целебное средство — чай. Позже его стали употреблять как повседневный тонизирующий напиток.

Именно китайцы изобрели порох, который вначале использовали только для устройства праздничных фейерверков.

Во II ст. н.е. ученый Чжан Хэн сделал первый в мире сейсмограф — прибор для определения колебаний грунта (землетрясений). Это была бочечка с главами восьми драконов, которые указывали на все стороны света. Вокруг сосуда сидели лягушки с раскрытыми ртами. В пасти каждого дракона лежала шарик. Во время колебания почвы некоторые шарики падали лягушкам в рот. Таким образом определялся направление к центру землетрясения.

2. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОСТИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Определите по таблице типы письма, которые получили распространение в древних Египте, Двуречье, Финикии и Китае. Сравните их.

Китайские иероглифы

Старинная бамбуковая книга

Письменность в Китае возникла еще в III тыс. к н.е. Археологами найдены старинные предметы с надписями.

Знаками в китайском письме, как и в некоторых других древних культурах, служат иероглифы. Каждый иероглиф означает конкретное слово и является сложной комбинацией рисков. Иногда их бывает до 52. В давньокитайському писании использовали около 10 тысяч иероглифов. Знаков препинания не существовало. При письме иероглифы располагали столбцам — сверху вниз.

С И тыс. к н.е. китайцы писали на бамбуковых дощечках, которые соединяли в особый свиток. Впоследствии начали использовать для письма шелковые ленты, но шелк в то время был дорогим материалом. Поэтому после изобретения бумаги, значительно более дешевого шелка и удобней, чем бамбуковые дощечки, его популярность была гарантированной.

3. ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ КОНФУЦИЙ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕГО УЧЕНИЯ

Кто такой Конфуций? Обсудите в парах основные положения его учения. Представьте свои мысли класса.

Самым известным мыслителем в истории Китая был Конфуций* (551-479 pp. к н.е.). Он принадлежал к некогда знатной и богатой, но потом обедневшей семьи. С детства Кун старательно учился, собирал предания о древности и уже в 80 лет создал первую в Китае частную школу.

Из многих краев прибывали юноши-ученики, чтобы слушать его наставления. Он учил, что каждый гражданин должен неукоснительно выполнять «ритуал и церемониал», то есть придерживаться установленных норм поведения. Только при этом условии можно достичь процветания и зла веки в стране. Прежде всего, как учил мудрец, нужно уважать родителей и старших по возрасту. Ведь крепкая семья — это залог сильного государства.

 

* Конфуций — латинизированное форма древнекитайского имени Кун Фуцзи («учитель Кун»).

Конфуций (древнекитайское изображения)

Конфуций поучал, что обладатель должен быть правителем, чиновник — чиновником, отец — отцом, сын — сыном. Власть правителя, по мнению Конфуция, является священной, а целью государственного управления должны быть интересы народа. Он путешествовал по стране, пытался убедить правителей справедливо управлять подданными. Обладатели встречали мудреца

с почестями, но не всегда выполняли его советы. В то же время идеи, которые потом были названы конфуцианством, стали очень популярными в Китае. Остаются они таковыми и сегодня.

Конфуцианство — учение, которое зародилось в VI в. к н. е. в Китае. Главная цель человека, согласно с конфуцианством, заключается в стремлении достигнуть морального совершенства.

Какие из высказываний Конфуция кажутся вам важными

и приемлемыми для сегодняшнего дня?

Из сочинений Конфуция

Учитесь! Когда человек перестал учиться, он может потерять и то, чему научилась раньше.

Будьте требовательными к себе и снисходительными к другим.

Не завидуйте никому и никого не презирайте.

Творите добро. Зло образуется именно.

Платите добром за добро, а за зло благодарят по справедливости.

4. ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Составьте план текста. Опираясь на него и иллюстрацию, расскажите об особенностях образования в Древнем Китае.

В Древнем Китае особое внимание уделяли образованию и воспитанию детей. В больших китайских семьях в основе воспитания лежало уважение младших к старшим. Старшие дети в такой семье заботились о меньших братьев и сестер. Вместе они проводили время за играми. В семь лет дети начинали ходить в школу.

«Экзамен для тех, кто желает стать чиновником» (древнекитайские изображения)

Обучение длилось долго. Для того, чтобы в Китае считаться образованным, нужно было освоить «шесть искусств»: этикет, письмо, арифметику, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей.

Большинство китайских детей получали знания в государственных школах. Но большое распространение получили частные конфуцианские школы, обучение в которых открывало путь к карьере чиновника. Учителя в этих школах (их часто называли «мудрецами») передавали не только знания, но и определенные взгляды на жизнь и общественную нравственность. За такое обучение семьи платили немалые деньги. Большое внимание в учебных заведениях уделялось изучению истории. Считалось, что анализ конкретных исторических событий и их последствий лучше научит ребенка распознавать добро и зло, привьет ему стремление к добродетелям.

Проверьте усвоено на уроке

Закончите предложение: «После этого практического занятия я знаю умею ...; могу...».

Леся Украинка и ее «Древняя история восточных народов»

В 1890-1891 годах Леся Украинка специально для обучения своей младшей сестры написала «Древняя история восточных народов». По мнению многих исследователей, это произведение Леси Украинки стал первым украинским учебником по истории Древнего Востока. В нем великая поэтесса рассказала о первобытное общество, жизнь и культуру народов шести известных цивилизаций Древнего Востока.

В разделе «История индусов» Леся Украинка перевела на украинский несколько религиозных гимнов.

Свет ласковое занимается, лучами красит всю землю.

Слово и молитву проводит заря, сыплет блестящие краски

и открывает ворота дэнни. — Во сне все лежали;

Ты же известила, что время нам восстать, жизнью утішатись,

час нам приносить жертвы и заботиться о собственном достатке.

Темнота везде царила; заря же осветила край неба

и в живых пожаловала. О, дочь небес, ты появилась!

Ты молодая, дымкой укрыта блестящим!

*Eтикет — правила достойного поведения людей в обществе.

schooled.ru