Образование в древнем египте. Каким было образование в Древнем Египте?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование в Древнем Египте. Образование в древнем египте


Образование в Древнем Египте — Википедия

Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов[1]. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.

Содержание

Археологами не было обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома[1], затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт[2]. Обучение детей простолюдин оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле[1].

В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка[1]. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус[1]. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)[1][2]. По окончании обучения ученики сдавали экзамены.

  Мудрец Имхотеп. Поздний период, ок. 664—332 гг. до н. э.

Редко, но женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностей — материнство, управление хозяйством[3]. Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[4]. Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии; визирем чати служила Небет при VI Династии. В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы богини Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[5].

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места писцов, которые переписывали книги. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы[6].

ru.mobile.bywiki.com

Образование в Древнем Египте - Gpedia, Your Encyclopedia

Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов[1]. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.

Обучение

Археологами не было обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома[1], затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт[2]. Обучение детей простолюдин оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле[1].

В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка[1]. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус[1]. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)[1][2]. По окончании обучения ученики сдавали экзамены.

Мудрец Имхотеп. Поздний период, ок. 664—332 гг. до н. э.

Образование женщин

Редко, но женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностей — материнство, управление хозяйством[3]. Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[4]. Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии; визирем чати служила Небет при VI Династии. В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы богини Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[5].

«Дома жизни»

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места писцов, которые переписывали книги. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы[6].

Примечания

Литература

  • Blunsom E.O. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — 387 с. — ISBN 1462875165.

См. также

www.gpedia.com

Каким было образование в Древнем Египте?

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Первые школы появились при дворце фараона еще в период Древнего царства. Как правило, простые люди нигде не обучались, а вот к образованию будущих врачей, архитекторов, строителей и чиновников подходили очень серьезно. Постепенно появились школы при храмах, где обучали будущих писцов. Родители приводили сюда детей, когда считали, что те уже готовы к обучению. Позднее появились школы при крупных государственных учреждениях. В основном здесь обучали мальчиков с 7 до 16 лет.

Основными предметами в школе были письмо, грамота и счет. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой черной краской, а новый абзац начинали красной (отсюда появилось выражение «красная строка»). Свои умения в письме дети практиковали на полированных пластинках известняка, так как папирус был слишком дорогим. В зависимости от предмета пластинки были разграфлены в линейку или в клетку. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешалось писать на узком свитке папируса. Тексты для переписывания подбирались таким способом, чтобы их содержание способствовало воспитанию будущего специалиста (гимны, наставления, религиозные тексты и т.д.). при школах были библиотеки, в которых хранились древние тексты. Большое внимание уделялось счету. При раскопках были найдены древние «тетради» с решением практических задач, например, расчет площади поля, определение необходимого количества рабочей силы, для выполнения работ и другие.

При обучении будущих египетских чиновников большое внимание уделялось заучиванию религиозных текстов, а на высших ступенях образования немало внимания уделялось изучению практических наук. Чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении технических устройств и даже в военном деле. Кроме основных учебных предметов в школе обучали гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам. Дети высшей египетской знати обучались в военных школах. Существовали школы при храмах, где давали религиозное образование и кроме того обучали астрономии и медицине. Школьников, котрых готовили стать жрецами, так же как и всех детей учили писаль, читать и считать. Но после того, как они осваивали основные науки, их внимание переключали на изучение религиозных догм и обрядов. По окончании обучения ученики сдавали экзамены. Того, кто признавлся сдавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, купали, затем брили наголо, втирали в тело благовония и одевали жреческое одеяние.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", — читаем мы в древнеегипетских папирусах. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одаренные ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а так же рабочие места писцов, котрые переписывали книги. Во времена правления XIX-XX династии «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные дела.

Источник: http://educator-l.blogspot.com/p/blog-page.html

qna.center

Образование в Древнем Египте Вики

Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов[1]. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.

Обучение[ | код]

Археологами не было обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома[1], затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт[2]. Обучение детей простолюдин оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле[1].

В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка[1]. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус[1]. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)[1][2]. По окончании обучения ученики сдавали экзамены.

Мудрец Имхотеп. Поздний период, ок. 664—332 гг. до н. э.

Образование женщин[ | код]

Редко, но женщины в Древнем Египте достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основной возлагаемой обществом на женщину обязанностей — материнство, управление хозяйством[3]. Когда женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[4]. Первой египетской женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии; визирем чати служила Небет при VI Династии. В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы богини Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[5].

«Дома жизни»[ | код]

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места писцов, которые переписывали книги. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы[6].

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Blunsom E.O. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — 387 с. — ISBN 1462875165.

См. также[ | код]

ru.wikibedia.ru

Образование в Древнем Египте Википедия

Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов[1]. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей.

Археологами не было обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома[1], затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт[2]. Обучение детей простолюдин оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле[1].

В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка[1]. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус[1]. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок.

ruwikiorg.ru

ЧЕМУ УЧИЛИ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА КРАТКИЙ ОТВЕТ: В афинских школах и гимназиях

В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте.

Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артем Асташенков. Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация.

Образование в Древнем Египте

В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина. Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах.

Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов.

Прически Древнего Египта

В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение.

Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.

Жизнь древних египтян

Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.

Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Достойными «школьной программы» были признаны Гомер, Эсхил, Менандр, Эврипид и Демосфен. Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции.

Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V–IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В 7 лет мальчиков отдавали педагогам.

Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием. В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть. В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование. Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. В ней изучали философию, историю, политику, математику. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы – гимнасии, принадлежавшие государству. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.

Будем читать дальше:

zvidalumkaser.ru

Образование в Древнем Египте — Wonderful World

Любая древняя цивилизация, в частности на Древнем Востоке, уделяла внимание и немало усилий для обучения новых поколений. Давнее образование заметно отличалось от нынешнего, как методами и подходом, так и предметами изучения.

Далее рассмотрим образование в Древнем Египте.

Кто имел возможность учиться?

Очевидно, в древние времена такое удовольствие как образование было дорогостоящим. По этой причине многие дети не посещали школы, а обычно обучались семейному ремеслу у своих родителей. А значит, в школах не изучали дело ремесленников, слуг или хлебопашцев. К слову, в Древнем Египте дети наследовали не только имущества родителей, но также и их должности.

Образование требовалось чиновникам и другим государственным деятелям. Еще до нашей эры Египет стал бюрократическим государством, где чиновники занимались различными «бумажными» делами. То есть вели учеты урожая, складывали законы, ознакомляли общество и подчиненных с новыми указами фараона, вели судебные протоколы и оформляли брачные контракты. Судьба чиновника напрямую зависела от подчиненных, которые плохо выполнив работу, могли тем самым лишить его всего. Поэтому чиновник был заинтересован в работоспособности своих подчиненных и внимательно подбирал будущих работников.

Вторая немаловажная специальность, которая была востребована в Древнем Египте – лекарь. Школы для врачей были открыты еще в пятом веке до н.э., и на тот момент египтяне уже знали о более чем 500 различных болезней,  их симптомах и применимых методов лечения.

Имели образование и жрецы. Сперва они вместе с другими учениками получали общие знания, но после – переходили к изучению религиозных обрядов и догмат, заучиванию религиозных текстов. Жрецы имели много общего с нынешними учеными, так как тоже уделялось немало внимания обучению жрецов таким наукам как астрономия, философия, математика и химия.

Система образования

Сперва дети шли в общеобразовательные школы при храмах и государственных учреждениях. Там изучались два вида письма, причем сначала более сложное – иероглифическое, а после иератическое – грубо говоря, аналог прописного письма с некоторыми отличиями. Так как папирус был очень дорог, то практиковались на пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. После успешного обучения ученикам выдавали личный папирус с красками и кисточкой. Помимо письма египтяне изучали в школах красноречие, математику и геометрию, историю, литературу, риторику и этику.

По окончанию школы ученики выбирали дальнейшую специальность: архитектор, строитель, художник, судья и другие. К примеру, военные шли на службу к фараону, где уже знатоки своего дела развивали в учениках, силу, ловкость, мужественность, давали знания о военном деле и владении оружием. Некоторые перенимали профессию родителей.

Жрецы оставались в школах и продолжали обучение. Изучив религиозные текста они, сдавали экзамен, успешная сдача которого приводила их к следующему обряду: раздевали, купали и полностью брили наголо, после чего одевали в белое одеяние жреца. Далее они, и только они, могли стать лекарями, изучая химию, зельеварение и анатомию. Обучение жрецов длилось до конца их жизни и поэтому обычно именно они были самыми мудрыми людьми в обществе.

Отношение к обучению

В Древнем Египте родители относились одинаково к обучению, как девочек, так и мальчиков. К этому привело полное равноправие в семье. Однако, девочки все же значительно в меньшем количестве посещали школы, а скорее выходили замуж (в 12-15 лет) перебираясь в дом мужа, или предпочитали заниматься хозяйством у родителей.

Лучшими учениками считались не только самые способные, но и послушные. А вот в случае неповиновения их наказывали физически, обычно били, иногда палками. Существовало такое сказание: «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности»

Так как образование было редким, то необразованные люди, составляющие большую часть общества – просто боготворили тех, кто имел приобретенные в процессе обучения знания.

Главное отличие древних египтян от нынешних людей в том, что специальность они выбирали лишь одну, раз и навсегда.

 

wworld.info