Образование древних городов. Исторические предпосылки и причины возникновения городов на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние города в Древней Руси: названия, образование и развитие. Образование древних городов


Возникновение городов

Название "город" говорит о том, что вокруг некого поселения была построена ограда - вал, ров, стена. С некоторых пор крупные селения стали огораживать защитным сооружением. Города появляются на определенном этапе развития человечества, когда в отдельный вид деятельности обособились ремесло и торговля. Сельское хозяйство к этому времени ушло от примитивных первых форм и поднялось на более высокий уровень, растения проходили примитивную селекцию, стали возводить гидротехнические сооружения для орошаемого земледелия. Это давало стабильные излишки продуктов. Появилась возможность некоторой части населения освободиться от сельскохозяйственной деятельности и заняться тем, что они умели делать лучше других - изготовлением посуды, орудий труда, украшений, одежды и иных товаров. Так возникает ремесло. У других членов общины хорошо получается выгодный обмен и продажа товаров, им выгодно скупать и перепродавать - появляются купцы, возникает торговля. Выделяются лидеры, от природы наделенные искусством убеждать, способные собрать и организовать горожан для отражения нападения врага или строительства хозяйственных сооружений, или решить спорные вопросы - формируется структура власти, усложняется социальная иерархия.

Древние города

По данным современной археологии, первые города появились в районах прогрессивного земледелия в IV - III тысячелетии до нашей эры: в Месопотамии (Ур, Урук, Ницер), в Египте (Мемфис, Фивы), в Индии (Мохенджо-Даро, Хараппа), в Греции (Спарта, Афины). Возникновение таких поселений и их развитой инфраструктуры явилось несомненным признаком цивилизации. Они служили центром развития искусства и ремесел, науки и культуры, позволяли жителям отбиваться от набегов врагов.

Дома в городах строили рядышком, здесь было большое (в сравнении с общинными поселениями) количество жителей, расселенных не по признаку родства. Так в древних городах Месопотамии жило от 8 до 25 тысяч человек. Маленькие по современным меркам, они выглядели огромными в сравнении со 100 - 150 жителями деревенских поселений. Древние города были похожи друг на друга по планировке - в центре располагался дворец правителя, вокруг которого строили свои дворцы знатные люди и купцы. Дальше от центра селились ремесленники и воины. У городских стен были жилища бедноты. За крепостными стенами - крестьян. Уже в античных городах- полисах горожане не занимались сельским хозяйством.

Археологи говорят о городе, если при исследовании поселения выявляется ряд определенных признаков - мастерские ремесленников, свидетельства торговли (привозные товары, деньги), знаки административного управления (печати), присутствие военных отрядов (оружие, снаряжение), оборонительные укрепления, объекты архитектуры, письменность, украшения, предметы роскоши. По данным археологов, древние города были достаточно комфортны для населения в бытовом отношении. Они имели системы водоснабжения и канализации, обустроенные площади, дворцовые и храмовые комплексы. В Древней Греции уже появляются планы прямоугольной застройки городских земель, из иерархического разброса рождается порядок.

Древнейшим типом известных нам городов является город- крепость (центральное фото), с управлением в форме примитивного деспотизма. Он являл собой укрепленную резиденцию главы племени. Назвать его городом можно с некоторой натяжкой. Это было огромное пространство, обнесенное стеной, внутри которого располагался дворец правителя, тоже огражденный. На местности, отделенной внешней стеной, располагались дворцы приближенных с их усадьбами, пашнями и садами. Если верить Геродоту, древний Вавилон был 88 километров в окружности, так что о его захвате жители окраин, очевидно, узнали через некоторое время. Подобное устройство имели и древние города Индии и Средней Азии, в частности Китая, где впечатляющими размерами выделяется Великая Китайская стена. Это были сочетания города и деревни, с их загонами для скота и пашнями внутри городских стен. Зато во время осады неприятеля они служили надежной базой для питания людей.

Античные города

Античный город- полис являлся вторым видом городов по времени возникновения. Такие города были военно- административными, политическими и юридическими центрами. Его жители больше не занимаются сельским хозяйством, это задача окружающих его деревень и все пашни и пастбища находятся вне городских территорий. Города отныне занимаются войной и политикой, решая все за деревню и не интересуясь ее мнением. Они имеют муниципально- общинную форму управления и самоуправление, впервые возникшие в городах греков и римлян. На смену деспотизму приходит система законов.

Это города с продуманной, рациональной планировкой, большими, обустроенными площадями, со множеством красивейших культовых сооружений, удобными местами для общения и отдыха - школами, театрами, банями. Изысканные архитектурные стили, тенистые портики, колоннады, фонтаны, великолепные скульптуры - все это выгодно отличало города античной эпохи.

В средние века ведущей функцией городов является оборонительная. Времена были тревожными. Войны, набеги, миграции племен, разбои, грабежи тогда никого не удивляли, это было привычным делом. Для собственной защиты и защиты своих земель феодалы строили укрепленные замки. А по соседству с ними селились ремесленники и земледельцы, искавшие безопасности и надеявшиеся на покровительство. Со временем вокруг замков образуется обширное поселение - посад, некая военная община с определенными правами и обязанностями. Все жители поселения, входящего в союз. должны поддерживать оборонительные сооружения городища в надлежащем состоянии, а в случае нападения защищать его с оружием в руках. За это они получали право укрываться за стенами городища с семьями и имуществом. Это право называлось Burgrecht, а тот, кто им пользовался именовался Burger (посадский).

До X века городами, в основном, владели светские правители - графы и князья. А впоследствии власть над ними переходит к церкви, особенно в Италии и Германии. Управление осуществляется через ряд должностных лиц, все вопросы, касающиеся жизни горожан, рассматриваются с религиозных позиций. Такое положение не могло устраивать горожан. Возникают коммунальные недовольства и борьба городов за самоуправление и независимость. Это подрывает устои феодализма и формирует правовые основы капитализма. Со временем происходит дифференциация труда на основе развития техники и изменения способов производства. Исчезают ремесленники- одиночки, возникают производственные циклы. Вместо сезонного обмена появляется рынок. Основой экономики города становится производство, а не торговля. Это меняет все стороны городской жизни.

Мегаполисы

Роль города неуклонно повышалась во все времена, но в XIX веке населения в городах становится все больше и его количество достигает пика в следующем столетии. Отличительной особенностью современного процесса урбанизации является не только укрупнение городов, но и возникновение их объединений - агломераций. Города разбиваются на системы разной функциональности - производственные, рекреационные, инфраструктурные и иные. Сейчас в агломератах- миллионерах проживает треть всех горожан мира. В результате слияния агломераций вдоль транспортных магистралей, возникают мегаполисы. Крупнейший - в Японии вдоль тихоокеанского побережья, с населением более 70 миллионов человек.

Но наряду с агломерацией в последнее время появляется и становится все интенсивнее субурбанизация - отток населения городов в пригородные зоны. Это вызвано различными причинами - неблагоприятной экологической обстановкой в центре города, желанием иметь собственный дом, высокой стоимостью и большой изношенностью жилья в центре и другими, не менее важными обстоятельствами. Интенсивная субурбанизация началась с массовым появлением у населения личных автомобилей. Он позволяет жить в тихой и экологически чистой местности, а на работу ездить в центр. За городом живут люди примерно одинакового общественного и финансового положения, жизнь здесь требует определенного уровня дохода. А вот в центральных частях города все наоборот - здесь остаются те, чье материальное положение оставляет желать лучшего. Они не могут себе позволить переезд за город. Здесь обосновываются и приезжающие мигранты. Растет безработица и преступность. Налогов здесь соберешь немного и это затрудняет желаемую реконструкцию центра. За переселением людей следуют и предприятия, выводя свои мощности за пределы города. Частично это связано с возможностью дальнейшего расширения производства, частично - с более низкой ценой на землю под застройку.

И если в первое время государство поддерживало тенденцию снижения демографической нагрузки на центр, то в настоящее время экономические и социальные программы большинства стран призваны скорректировать соотношение между центром и окраинами городов. Ведь расползание концентрации не является децентрализацией, о которой шла речь в начале этого процесса.

originof.ru

Н.Д. Фюстель Де Куланж. Древний город : Образование города

126

Глава 3

ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА

Триба, как семья и фратрия, создавалась как независимое общество, у которого был свой культ, в который не допускался посторонний человек. Единожды сформированная, она уже не могла принимать в свой состав новую семью, тем более две трибы не могли слиться воедино; этому противилась религия. Но так же, как несколько фратрий могли объединиться в одну трибу, так могли объ-

127

единиться и несколько триб, при условии уважительного отношения к религии каждой из триб. В тот день, когда был заключен этот союз, возник город.Нет смысла искать причину, побудившую несколько триб объединиться. Иногда этот союз строился на добровольных началах, иногда превосходящая сила одной трибы, или человека, обладавшего сильной волей, навязывала этот союз остальным трибам. Однако не вызывает сомнений, что связующим элементом нового союза была религия. Трибы, объединяясь для того, чтобы создать город, зажигали и поддерживали священный огонь и создавали общую религию.Формирование обществ арийской расы, в отличие от круга, который, равномерно расширяясь, постепенно увеличивает свою площадь, происходило совсем иным образом; давно сформировавшиеся небольшие группы объединились в большие сообщества. Несколько семей составили фратрию, несколько фратрий — трибу, несколько триб — город. Семья, фратрия, триба, город — все эти общества были совершенно одинаковыми и возникали одно из другого.Следует также отметить, что при объединении отдельных групп ни одна из них не утратила своей индивидуальности и независимости. Да, несколько семей образовали фратрию, но уклад каждой оставался тем же, каким был до объединения. В семье все оставалось неизменным — культ, священнодействия, право собственности, домашний суд. При объединении курий каждая из них тоже сохранила свой культ, собрания, праздники и главу курии. От трибы люди перешли к городу, но трибы при этом не распались; каждая из них продолжала составлять единое целое, словно города не существовало. Религия складывалась из множества мелких культов, над которыми возвышался общий для всех культ; в политике продолжал действовать ряд небольших правительств, а над ними возвышалось одно общее для всех.Город был федерацией. По этой причине он был обязан, по крайней мере в течение нескольких веков, уважать Религиозную и гражданскую независимость триб, курий и семей и поначалу не имел права вмешиваться в частные дела каждого из этих небольших обществ. Городу незачем

128

было вмешиваться во внутренние дела семьи; он не являлся судьей происходящего в семье; город предоставлял отцу право и обязанность судить жену, сына, клиента. Именно по этой причине частное право, установленное во времена семейной обособленности, смогло долго существовать в городе и довольно поздно подверглось изменениям.Сохранявшиеся на протяжении длительного времени обычаи свидетельствуют о том, как основывались древние города.Если мы ознакомимся с городским войском, каким оно было в период основания древнего города, то увидим, что войско распределялось по трибам, куриям и семьям «таким образом, — пишет древний писатель, — чтобы воин в бою имел соседом того, с кем в мирное время совершает возлияния и приносит жертвы на одном алтаре». Если мы займемся изучением народных собраний в первые века после основания Рима, то увидим, что голосовали по куриям и родам. Если обратимся к культу, то обнаружим в Риме шесть весталок, по две на каждую трибу. В Афинах архонт совершает жертвоприношения от имени всего города, но религиозные церемонии он совершает сообща с главами триб.Таким образом, город являлся не собранием отдельных лиц, а федерацией нескольких групп, возникших до появления города и продолжавших существовать с его основанием. Из речей афинских ораторов мы видим, что каждый афинянин одновременно являлся членом четырех разных обществ; он был членом семьи, фратрии, трибы и города. В отличие, к примеру, от француза, который с момента рождения принадлежал семье, общине, департаменту и отечеству, он не вступал одновременно во все четыре общества. Фратрия и триба не являются административными округами. Человек вступает в эти четыре общества на разных этапах своей жизни и поднимается, если можно так выразиться, от одного к другому. Сначала ребенка принимают в семью с помощью религиозного обряда, который совершается через шесть дней после его рождения. Спустя несколько лет после совершения религиозного обряда, о котором мы уже рассказывали, его принимают во фратрию. Наконец, в возрасте от шестнадцати до восем-

129

надцати лет он является для принятия в члены города. В этот день перед алтарем, на котором дымится жертвенное мясо, он произносит клятву, в которой ко всему прочему обязуется чтить религию города. С этого дня он посвящен в общественный культ и становится гражданином. Проследите за молодым афинянином, который поднимается со ступени на ступень, от культа к культу, и вам станет понятно, каким ступенчатым путем шло развитие человеческого общества.Позвольте привести пример для большей наглядности этого утверждения. До нас дошло много преданий и воспоминаний, достаточных для того, чтобы понять, как формировался древний афинский город. Вначале, говорит Плутарх, Аттика делилась на роды. Некоторые из родов первобытной эпохи, такие как Евмолпиды, Кекропиды, Фиталиды, Лакиады, продолжили существовать и в последующие века. Тогда еще не было города, и каждый род занимал определенную область и вел абсолютно независимое существование. У каждого рода была своя религия. Евмолпиды, жившие в Элевсине, поклонялись Деметре; Кекропиды, обитавшие на скале, где впоследствии были построены Афины, поклонялись Посейдону и Афине. Неподалеку на холме Ареопаг покровителем был бог Арес; в Марафоне богом был Геракл (Геркулес), в Празии был Аполлон, во Флии другой Аполлон; Диоскуры были в Кефалии и так далее во всех остальных областях.Таким образом, у каждой семьи был свой бог, свой алтарь и свой глава. Во время посещения Аттики Павсаний1 нашел в небольших местечках древние предания, которые поведали ему, что в каждом местечке был свой царь еще до того времени, когда в Афинах правил Кекропс.Не было ли это воспоминанием о тех далеких временах, когда огромная патриархальная семья, подобная кельтскому клану, имела наследственного главу, являвшегося од-

1 Павсаний — древнегреческий писатель и географ, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады», который разбит на 10 глав по названиям греческих областей: Аттика, Коринф, Лакония, Мессения, Элида (1), Элида (2), Ахайя, Аркадия, Беотия и Фокида. Труд представляет собой путеводитель по наиболее достопримечательным памятникам Древней Греции с их описанием и сопутствующими легендами, в которых содержатся ценные исторические сведения, нередко заменяя собой утраченные первоисточники.
130

новременно жрецом и судьей? Около сотни небольших обществ обособленно жили в стране, не связанные ни религиозными, ни политическими обязательствами, имея собственную территорию, часто воюя между собой и существуя настолько обособленно, что даже не всегда разрешался брак между членами разных семей.Но то ли необходимость, то ли чувства сблизили их. Незаметно они стали объединяться в группы по четыре, пять или шесть семей. Так, в преданиях мы находим сведения о том, что четыре местечка на Марафонской равнине объединились, чтобы вместе поклоняться Аполлону Дельфийскому; жители Пирея, Фалера и двух соседних городов с самоуправлением объединились и построили храм Геркулесу. С течением времени эта сотня маленьких государств превратилась в двенадцать федераций. Согласно преданию, благодаря усилиям Кекропса произошел переход от патриархального семейного общества к более крупному обществу; это надо понимать так, что переход завершился в эпоху его царствования, то есть к XVI веку до н. э. Впрочем, мы знаем, что Кекропс правил только одним из двенадцати союзов, который впоследствии стал Афинами; остальные одиннадцать были полностью независимы; у каждого из них был свой бог-покровитель, свой алтарь, свой священный огонь и свой глава.На протяжении нескольких столетий постепенно росло влияние Кекропидов. Сохранилось воспоминание о кровавой борьбе этого периода между Кекропидами и Евмолпидами из Элевсины, в результате которой последние подчинились, оговорив себе право сохранения наследственного жречества. Были, безусловно, и другие войны, и другие завоевания, о которых не сохранилось воспоминаний. Город, основанный Кекропсом на скале и получивший название по имени главной богини — Афины, постепенно достиг главенствующего положения. Затем появился Тесей, наследник Кекропидов. Все предания единодушно утверждают, что он объединил двенадцать союзов-общин в один город. Ему действительно удалось заставить всю Аттику принять культ афинской Паллады, и с тех пор вся страна стала сообща совершать жертвоприношения на Панафинейском празднике. До Тесея у каждого города был

131

свой священный огонь и свой пританей1, но он захотел сделать афинский пританей религиозным центром всей Аттики.Итак, Тесей объединил всю Аттику вокруг Афин. В религиозном отношении каждая область сохранила свой древний культ, но одновременно приняла общий для всех культ. В политическом отношении все сохранили своих глав, судей, право на собрания, но теперь над этими местными органами управления находилось центральное правительство города2.Из преданий и воспоминаний, с особой тщательностью хранимых в Афинах, вытекают две, как нам кажется, очевидные истины: первая — что город был союзом групп, сложившихся раньше появления города; вторая — что общество развивалось с той же скоростью, с какой расширялась сфера религиозных верований. Трудно сказать, был ли религиозный прогресс причиной социального прогресса, но не вызывает никаких сомнений, что они начались одновременно и в полном согласии друг с другом.

1 Пританей — совещательный орган, в котором заседали пританы, государственный совет, суд, а также здание, в котором проводились заседания. Изначально — здание, посвященное Гестии, где постоянно поддерживался огонь. По древним законам в пританее за счет государства получали питание пританы, заслуженные граждане и почетные иностранные гости.2 Согласно Плутарху, Тесей уничтожил местные пританей, советы и власти и построил один пританей, общий для всех. Если он и предпринимал эту попытку, то явно не преуспел, поскольку после него мы все еще находим местные культы, собрания и местных царей. Отложим в сторону легенду об Ионе, которой некоторые современные историки придают, как нам кажется, слишком большое значение, представляя ее как свидетельство иностранного вторжения в Аттику. Об этом вторжении не упоминается ни в одной легенде. Согласно Геродоту, «...ионийское племя было самым слабым и незначительным среди вообще слабого еще тогда эллинского народа. Кроме Афин, вообще не существовало ни одного значительного ионийского города. Поэтому-как остальные ионяне, так и афиняне избегали имени «ионяне», не желая называться ионянами. И поныне даже, как я думаю, многие из них стыдятся этого имени». Ошибочно считать всех эвпатридов (эвпатриды — древнейшая аттическая аристократия, лишенная законами Солона преимуществ перед остальными гражданами Афин) потомками Ионы и видеть в них завоевателей, угнетавших завоеванный народ. Нет никаких доказательств в поддержку этого мнения. Создание класса эвпатридов традиция приписывает Тесею: по преданию, он разделил общество Аттики на эвпатридов, геоморов (землевладельцев) и Демиургов (ремесленников). (Примеч. авт.)
132

Не следует упускать из виду чрезмерную трудность, которая в первобытные времена возникала при формировании обществ. Сложно установить социальную связь между людьми столь разными, до такой степени свободными и настолько непостоянными. Для того чтобы заставить их жить по общим законам, ввести заповеди и внушить повиновение, заставить подчинить страсти разуму, ставить общественное выше личного, требовалось, без сомнения, нечто более сильное, чем физическая сила, более надежное, чем философская теория, более крепкое, чем договор, — нечто, что запало бы им в сердца и имело над ними власть.Такой силой обладает вера. Ничто не обладает большей властью над душой, чем вера. Вера — продукт разума, и мы не в состоянии изменить ее по своему желанию. Она наше создание, но мы не знаем этого и считаем ее божественной. Она действие нашей силы, и она сильнее нас. Она в нас самих, она никогда не покидает нас, говорит с нами всякую минуту. Если она велит повиноваться, мы повинуемся; если она предписывает нам обязанности, мы подчиняемся. Человек может покорить природу, но он подвластен своей мысли.Древние верования приказали человеку чтить предков; культ предков собрал семью вокруг алтаря. Так возникла первая религия, первые молитвы, первые представления о долге, первые понятия о нравственности. Отсюда и установление права собственности и порядка наследования. Отсюда, наконец, все частное право, все законы домашней организации. С ростом верований изменялись формы человеческого общества. По мере того как люди начинали понимать, что у них есть общие боги, они стали объединяться в более крупные группы. Правила, принятые в семье, позже были успешно использованы во фратрии, трибе и городе.Окинем взглядом путь, пройденный людьми. Вначале семья живет обособленно, и человек знает только домашних богов. Затем появляется фратрия со своим богом. Далее идет триба и бог трибы. Наконец, появляется город, и люди представляют бога, который берет под защиту весь город. Иерархия верований — иерархия объединений. Религия древних была вдохновителем и организатором общества.

133

Индусские, греческие и этрусские мифы рассказывают, что боги открыли людям законы общежития. В этой легендарной форме заключается истина. Социальные законы были делом богов, но сами эти могущественные и благодетельные боги есть не что иное, как человеческие верования.Таким было происхождение древних городов. Это исследование было необходимо для того, чтобы мы могли составить правильное представление о происхождении и институтах города. Но следует сделать оговорку. Если первые города образовались путем объединения ранее созданных небольших групп, то это не значит, что все известные нам города создавались по тому же принципу. Городская организация была найдена, и не было необходимости каждому новому городу проходить по этому длинному и трудному пути. Зачастую все происходило в обратном порядке. Когда какой-нибудь предводитель покидал город и уходил основывать другой, то уводил с собой только небольшую часть сограждан. Он присоединял к ним много посторонних людей, пришедших из разных мест и даже принадлежавших к разным расам. Этот человек всегда создавал новый город по образцу того города, который оставил. Следовательно, он делил своих людей на трибы и фратрии. У каждой из этих небольших групп был свой алтарь, свои жертвоприношения, свои праздники; каждая придумывала себе даже древнего героя, которого почитала, создавала его культ и со временем начинала верить, что от него ведет свое происхождение.Часто случалось, что на какой-нибудь территории люди жили, не имея ни законов, ни порядка, то ли потому, что не могли создать общественную организацию, как в Аркадии, то ли организация была уничтожена в ходе борьбы, как в Кирене и Фуриях. Если законодатель стремился установить порядок, он начинал с того, что делил людей на трибы и фратрии, словно не существовало других форм общества. Для каждой группы он выбирал героя-эпонима, определял жертвоприношения и закладывал традиции. Так действовали все, кто хотел создать правильно устроенное общество. Это совпадает с теорией идеального государства Платона: «Придя на место, пусть они осмотрятся, где им всего лучше раскинуть в городе лагерь, чтобы удобнее было

134

держать жителей в повиновении в случае, если кто не пожелает подчиняться законам, и отражать внешних врагов, если неприятель нападет, как волк на стадо. Раскинув лагерь и совершив надлежащие жертвоприношения, пусть они займутся устройством жилья».

Подготовлено по изданию:

Фюстель де Куланж Н.-Д.Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л .А. Игоревского. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. — 414 с.ISBN 978-5-227-01968-4© Перевод, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2010 © Художественное оформление, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2010

www.sno.pro1.ru

Древние города в Древней Руси: названия, образование и развитие

Образование 28 мая 2015

Обычно историю Восточной Европы, которую населяли славяне, начинают изучать с основания Киевской Руси. Согласно официальной теории, это первое государство в этих землях, о котором знали в мире, с ним считались, а правителей уважали. Один за другим возникают древние города в Древней Руси, и этот процесс остановился только с вторжением монголов. С нашествием орды уходит в забытье и само государство, раздробленное между многочисленными потомками князей. Но мы будем говорить о его расцвете, расскажем, какими были древние города Руси.древние города в древней руси

Немного о стране

Термином «Древняя Русь» обычно именуют государство, объединенное вокруг Киева, существовавшее с девятого по середину тринадцатого веков. По сути, это был союз княжеств, население которого составляли восточные славяне, подчинявшиеся великому князю. Союз этот занимал огромные территории, имел собственное войско (дружину), установленные нормы права.

Когда древние города в Древней Руси приняли христианство, началось активное сооружение каменных храмов. Новая религия еще больше укрепила власть киевского князя и способствовала внешнеполитическим отношениям с европейскими государствами, развитию культурных связей с Византией и другими высокоразвитыми странами.

Гардарика

Возникновение городов в Древней Руси носило бурный характер. Не зря в западноевропейских летописях она именуется Гардарикой, то есть страной городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Названия этих поселений, как правило, были славянскими. Например, Новгород, Вышгород, Белоозеро, Перемышль. К концу двенадцатого столетия роль городов в Древней Руси была поистине неоценимой: их насчитывалось уже 238, они были хорошо укрепленными, являлись центрами политики, торговли, образования и культуры.возникновение городов в древней руси

Видео по теме

Структура и характеристика поселения в старину

Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Территория должна быть удобной в плане обороны. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть (кремль). Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части. Немного позже в поселениях возникают посады, или предгорья.

Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов, наполненных землей. Попасть внутрь можно было только через ворота.

Стоит заметить, что в Древней Руси городом называли не только населённый пункт, но и ограду, крепостную стену, крепость. Помимо детинца, в котором располагались главные сооружения (собор, площадь, казна, библиотека), и торгово-ремесленного квартала, обязательно была торговая площадь и школа.

Мать городов русских

Именно таким эпитетом наградили историки главный град государства. Столицей Древней Руси был город Киев - красивый и очень удобный в плане географического расположения. Люди обитали в этой местности уже 15-20 тыс. лет назад. Легендарный князь Кий, основатель населенного пункта, вероятно, жил в период Черняховской культуры. «Велесовая книга» утверждает, что был он выходцем из Южной Балтии и жил примерно в средине второго века. Но основание самого града этот источник датирует скифскими временами, что перекликается с сообщением Геродота о сколотах. Возможно, полянский князь не закладывал город, а только укрепил его и сделал опорным. Академик Рыбаков считает, что Киев основали позже, в 5-6 веке, когда славяне активно заселяли территории над Днепром и Дунаем, продвигаясь на Балканский полуостров. роль городов в древней руси

Возникновение городов в Древней Руси после Киева было закономерным, так как за укрепленными стенами люди чувствовали себя в безопасности. Но на заре развития государства стольный град полян входил в Хазарский каганат. Кроме того, Кий встречался с византийским императором, предположительно с Анастасием. О том, кто правил градом после смерти его основателя, неизвестно. История называет только имена двух последних правителей до прихода варягов. Вещий Олег без кровопролития овладел Киевом, сделал его своей столицей, оттеснил кочевников, сокрушил Хазарский каганат и пошел в наступление на Царьград.

Золотое время Киева

Походы Олега и его приемника Игоря, а также Святослава Храброго не способствовали развитию города. Его границы не расширялись со времен Кия, но в нем уже возвышался дворец, были построены языческие и христианский храмы. За обустройство поселения взялся уже князь Владимир, а после крещения Руси в нем вырастают каменные святыни, курганы прежних богов сравниваются с землей. При Ярославе возводятся Софийский собор и Золотые ворота, а территория Киева и его население увеличиваются в несколько раз. Стремительно развиваются ремесла, книгопечатание, образование. Городов в Древней Руси становится все больше, но град Кия все равно остается главным. Сегодня в центральной части украинской столицы можно увидеть здания, возведенные в период расцвета государства. крупные города древней руси

Достопримечательности украинской столицы

Древние города в Древней Руси были очень красивыми. И уж конечно, столица не является исключением. Сегодня архитектурные памятники того времени дают возможность представить великолепие Киева. Самая выдающая достопримечательность – Киево-Печерская Лавра, основанная монахом Антонием в 1051 году. В комплекс входят каменные храмы, украшенные росписью, кельи, подземные пещеры, крепостные башни. Золотые ворота, построенные при Ярославе Мудром – уникальная памятка оборонительного зодчества. Сегодня внутри действует музей, а вокруг сооружения разбит сквер, в котором стоит памятник князю. Стоит посетить знаменитый Софийский собор (1037), Михайловский златоверхий собор Выдубицкого монастыря (ХІ – ХІІ вв.), Кирилловскую, Троицкую надвратную церковь, Церковь Спаса-на-Берестове (все ХІІ в.).

Великий Новгород

Крупные города Древней Руси – это не только стольный Киев. Красивейшим является и Новгород, который сохранился до сегодня, поскольку не был тронут монголами. Впоследствии, чтобы подчеркнуть важную роль населенного пункта в истории, к официальному названию власти добавили приставку «Великий».

Изумительный град, разделенный рекой Волхов, был основан в 859 году. Но это дата, когда впервые упоминается поселение в письменных источниках. Летопись упоминает, что в 859 году умер новгородский воевода Гостомысл, а, следовательно, Новгород возник раньше, задолго до призвания Рюрика на княжество. Археологические раскопки показали, что в этих землях люди селились с пятого века. В восточных хрониках десятого столетия упоминается ас-Славийа (Слава, Салау), один из культурных центров русов. Под этим городом имеется в виду Новгород или его предшественник – старый город ильменских славян. Также его отождествляют со скандинавским Хольмгардом, столицей Гардарики.первые города древней руси

Особенности столицы Новгородской республики

Как и все крупные города Древней Руси, Новгород был разделен на части. В нем были кварталы ремесленно-цехового назначения, жилые районы без улиц, укрепления. Детинец образовывается уже в 1044 году. Помимо него, до сегодня сохранился вал и Белая (Алексеевская) башня. В 1045—1050 годах в граде строится Софийский собор, чуть позже – Николо-Дворищенский, Георгиевский и храм Рождества Богородицы.

Когда образовывается вечевая республика, в городе расцветает зодчество (возникает новгородская архитектурная школа). Князи утратили право строить храмы, но зато этим активно занимались горожане, купцы и меценаты. Жилища людей, как правило, были деревянными, а из камня возводились только культовые сооружения. Примечательно, что уже в то время в Новгороде функционировал деревянный водопровод, а улицы были вымощены брусчаткой.

Славный Чернигов

Изучая крупные города Древней Руси, нельзя не упомянуть Чернигов. В окрестностях современного поселения люди обитали уже в 4 тысячелетии до нашей эры. Но как град впервые он упоминается в письменных источниках в 907 году. После битвы под Лиственом в 1024 году Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, делает Чернигов своей столицей. С той поры он активно развивается, растет и застраивается. Здесь возводят Ильинский и Елецкий монастыри, которые надолго становятся духовными центрами княжества, территория которого простилалась до Мурома, Коломны и Тмутаракани.

Нашествие монголо-татар остановило мирное развитие города, который был сожжен войсками чингизида Мункэ в октябре 1239 года. С княжеских времен до современности дошли несколько архитектурных шедевров, с которых и начинают знакомство с городом туристы. Это Спасский собор (XI ст.), Ильинская церковь, Борисоглебский и Успенский соборы, Елецкий Успенский монастырь (все - XII в.), Пятницкая церковь св. Параскевы (XIII в.). Примечательны Антониевы пещеры (XI—XIX в.) и курганы Чёрная могила, Гульбище и Безымянный.столицей древней руси был город

Старая Рязань

Был еще один град, который играл исключительную роль. Городов в Древней Руси было много, но не каждый из них был центром княжества. Рязань, полностью уничтоженная ханом Батыем, уже не возродилась. В 1778 году Переяславлю-Рязанскому, который отдален от старого княжеского поселения на 50 км, было дано новое имя – Рязань, но используют его вместе с приставкой «Новая». Руины древнерусского града сегодня представляют огромный интерес для историков и археологов. Только остатки укреплений занимают свыше шестидесяти гектаров. В археологический заповедник входят также развалины сторожевых форпостов, крепость Новый Ольгов, возле которой приютилось Всероссийское родноверческое Святилище.

Удивительный Смоленск

В верхнем течении Днепра расположен древний и очень красивый город. Топоним Смоленск восходит к названию реки Смольня либо к наименованию племени смолян. Также вероятно, что град нарекли в честь того, что лежал он на пути из варяг в греки и был местом, где путешественники смолили лодки. Впервые упоминается он в «Повести временных лет» под 862 годом и именуется центром племенного союза кривичей. В походе на Царьград Аскольд и Дир обошли Смоленск стороной, поскольку он был сильно укреплен. В 882 году град был захвачен Олегом Вещим и стал частью его державы.

В 1127 году город становится уделом Ростислава Мстиславича, который в 1146 году приказывает построить Церковь Петра и Павла на Городянке, церковь Иоанна Богослова. Перед монгольским нашествием Смоленск достигает своего высшего расцвета. Он занимал около 115 га, и там постоянно проживало 40 тыс. человек в восьми тысячах домов. Ордынское нашествие не тронуло град, что позволило ему сохранить многие памятники архитектуры. Но со времени он утратил своё значение и попал под зависимость других княжеств.какими были древние города руси

Другие города

Как видим, высокое развитие городов Древней Руси позволяло им быть не только политическим центром регионов, но и устанавливать внешние связи с другими странами. Например, Смоленск имел тесные отношения с Ригой, а о торговых связях Новгорода вообще ходят легенды. А какие еще поселения существовали на Руси?

  • Полоцк, расположенный на притоке Западной Двины. Сегодня он находится на территории Белоруссии и любим туристами. О княжеской эпохе в нем напоминают Софийский собор (11 век, разрушен и восстановлен в 18 веке) и древнейшая каменная постройка в стране - Спасо-Преображенский храм (12 век).
  • Псков (903 год).
  • Ростов (862 год).
  • Суздаль (862 год).
  • Владимир (990 год). Город входит в Золотое кольцо России, знаменит Успенским и Дмитриевским собором, Золотыми воротами.
  • Муром (862 год), сожженный дотла в период монгольского нашествия, восстановленный в четырнадцатом столетии.
  • Ярославль – град на Волге, заложенный Ярославом Мудрым в начале десятого века.
  • Теребовля (Галицко-Волынское княжество), первое упоминание о городе датировано 1097 годом.
  • Галич (Галицко-Волынское княжество), первое письменное упоминание о нем датировано 1140 годом. Однако в былинах о Дюке Степановиче говорится, что он был лучше, чем Киев при жизни Ильи Муромца, и получил крещение задолго до 988 года.
  • Вышгород (946 год). Град был уделом княгини Ольги и ее любимым местом. Именно здесь проживали три сотни наложниц князя Владимира до его крещения. От древнерусской эпохи не сохранилось ни одно здание.
  • Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий). В 907 году впервые был упомянут в письменных источниках. Сегодня в городе можно увидеть остатки крепостных сооружений 10-11 столетий.

Вместо послесловия

Конечно, мы не перечислили всех городов той славной эпохи в истории восточных славян. И тем более не смогли их описать в полной мере так, как они заслуживают того, по причине ограниченности размеров нашей статьи. Но мы надеемся, что разбудили интерес к изучению прошлого.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Саратов, или Путешествия Саратов, или "желтая гора": история образования и развития города

Волжский город Саратов сегодня знает каждый житель России и не только. Это крупный промышленный, научный и культурный центр, расположенный на берегу Волгоградского водохранилища. Добраться до города можно любым ...

Культура Древнего Рима: её становление и развитиеНовости и общество Культура Древнего Рима: её становление и развитие

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, кото...

Мелкие тельца, находящиеся в цитоплазме клетки. Название, виды и предназначениеОбразование Мелкие тельца, находящиеся в цитоплазме клетки. Название, виды и предназначение

Сегодня мы с вами узнаем как называются мелкие тельца, находящиеся в цитоплазме клетки. Также предлагаем вам выделить их назначение и разновидности. Итак, мелкие тельца, находящиеся в цитоплазме клетки, называются пла...

Как восстановить закладки в Компьютеры Как восстановить закладки в "Хроме" - все об импорте и экспорте закладок

Современные юзеры довольно часто задумываются над тем, как восстановить закладки в "Хроме" или иных браузерах, особенно при смене интернет-обозревателя или переустановке операционной системы. Терять сохраненные страни...

Блины на кокосовом молоке: лучшие рецепты приготовленияЕда и напитки Блины на кокосовом молоке: лучшие рецепты приготовления

Рецептов блинов существует целое множество. В России их готовят и тоненькими в дырочку и толстыми на дрожжах, из пшеничной, гречневой или овсяной муки, с начинкой из творога или мяса или же с припеком. Далее в статье ...

Город Росарио, Аргентина: образование и развитиеПутешествия Город Росарио, Аргентина: образование и развитие

Один из крупнейших городов Аргентины – Росарио – уступает только Буэнос-Айресу и Кордове, входя в тройку самых больших по численности городов страны. Он расположен на берегу одной из полноводных рек Латинс...

Стрижки для брюнеток: обзор, названия, подбор по форме лицаКрасота Стрижки для брюнеток: обзор, названия, подбор по форме лица

Темный цвет волос (темно-каштановый, черный, карамельный) сейчас на пике популярности. Существует множество причесок, которые больше подходят брюнеткам, чем блондинкам. Но обладать такими локонами мало. Для того чтобы...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по математике и развитию речиДом и семья Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по математике и развитию речи

Открытые занятия - важная часть воспитательного и образовательного процесса не только для детей, но и для взрослых. Это способ продемонстрировать родителям методы работы и навыки воспитателя, а также поделиться опытом...

Движение в философии - это что? Движение и развитие в философииНовости и общество Движение в философии - это что? Движение и развитие в философии

Одной из старейших философских категорий является материя. Понятие о ней изначально было очень конкретным, затем оно развивалось, расширялось и, в конце концов, превратилось в описание объективной реальности, которую ...

Феодальное государство: образование и развитиеОбразование Феодальное государство: образование и развитие

Феодализм возник на рубеже античности и средневековья. К подобной системе отношений общество могло прийти двумя путями. В первом случае феодальное государство появлялось на месте разложившегося рабовладельческого госу...

monateka.com

Возникновение Древнерусского государства

Точно определить временной период, с которым связано возникновение Древнерусского государства, представляется весьма затруднительным. Известно, что этому событию предшествовал длительный период становления и развития родоплеменных отношений в общинах, населяющих Восточно-Европейскую равнину.

Уже в первом тысячелетии новой эры территорию будущей Руси начинают осваивать славянские земледельческие племена. В пятом веке, в процессе формирования в обществе социальной дифференциации, образуются несколько десятков отдельных княжений или союзов. Это были своеобразные политические объединения, которые впоследствии преобразовались в рабовладельческое или в раннефеодальное государство. Из «Повести временных лет» становится известно местоположение и название этих княжений. Так, поляне проживали около Киева, радимичи – вдоль реки Сож, северяне – в Чернигове, вятичи – близ реки Оки, дреговичи занимали Минскую и Брестскую область, кривичи – города Смоленск, Псков и Тверь, древляне – Полесье. Помимо славянских племен Восточно-Европейскую равнину населяли протобалты (предки эстонцев и латышей) и фино-угры.

В седьмом веке формируются более устойчивые политические образования, возникают города – центры княжеств. Так появляются Новгород, Киев, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Изборск, Туров. Некоторые историки склонны связывать возникновение Древнерусского государства со становлением этих городов. Отчасти это так. Однако раннефеодальное государство с монархической формой правления возникает немного позднее, в девятом-десятом веках.

Возникновение и развитие Древнерусского государства у восточнославянских народов связывают с основанием правящей династии. Из летописных источников известно, что в 862 году на новгородский престол взошел князь Рюрик. В 882 году происходит объединение двух основных центров Южной и Северной Руси (Киева и Новгорода) в одно государство. Новое административно-территориальное образование получило название Киевская Русь. Князь Олег стал его первым правителем. В этот период появляется госаппарат, укрепляются порядки, а княжеское властвование становится наследственной прерогативой. Так происходит возникновение Древнерусского государства.

Позже в подчинении Киевской Руси оказались и другие славянские племена: северяне, древляне, уличи, радимичи, вятичи, тиверцы, поляне и др.

Историки склонны полагать, что возникновение Древнерусского государства было вызвано активным ростом торгово-экономических отношений. Дело в том, через земли восточнославянских народов пролегал водный путь, который в народе получил название «из варяг в греки». Именно он сыграл значительную роль в сближении этих двух княжеств для достижения единых экономических целей.

Основной функцией Древнерусского государства была защита территории от нападения извне и осуществление активной внешней политики военной направленности (походы на Византию, разгром хазар и др.).

Расцвет Киевской Руси приходится на годы правления Я. Мудрого. Этот период характеризуется наличием сложившейся системы государственного управления. Под властью князя находилась дружина и бояре. Он имел право назначать посадников (управлять городами), воевод, мытников (взимать торговые пошлины), данников (собирать земельные подати). Основу общества Древнерусского княжества составляли как городские, так и сельские жители.

Возникновение государства – процесс длительный и сложный. Киевская Русь была неоднородна по своему этническому составу, многонациональна. Наряду со славянскими общинами, в нее вошли также балтийские и финские племена. А впоследствии древнерусская народность дала рост и развитие трем славянским народам: украинцам, русским и белорусам.

fb.ru

Причины возникновения городов на Руси

Древнерусский город давно находится в центре внимания отечественной историографии. Еще М.Т.Каченовский увидел в городах Древней Руси и сопряженной с ними торговле неоспоримое свидетельство отступления феодальной анархии перед «средним» классом, водворявшим гражданский порядок в феодальном хаосе. Поистине системосозидающее значение приобрели города в построениях творца городовой теории происхождения Древнерусского государства В.О.Ключевского, который, в отличие от М.Т.Каченовского, воспринимавшего город как средоточие муниципальных прав и преимуществ, антифеодальных по своему существу, вывел города с тянувшими к ним торгово-промышленными округами на смену племенных и родовых союзов.2 Показателем глубокого интереса к истории древнерусского города у дореволюционных авторов служит появление специального монографического исследования на данную тему, принадлежащего Д.Я.Самоквасову.3

Не пропал интерес к городам Древней Руси и в советское время. Проникнуть в тайну зарождения городов, создать более или менее отчетливую картину их ранней истории без соответствующих археологических сведений невозможно. Поэтому многое зависело от археологов. До тех пор, пока в руках исследователей не собралась необходимая сумма археологических данных, изучение городов осуществлялось главным образом в плоскости социально-политической, а если речь и заводилась о социально-экономических процессах, то применительно к более позднему периоду, чем ко времени возникновения городских поселений. Но уже в начале 30-х годов археологи стремятся воссоздать явления, связанные с происхождением русского города.2 Тем не менее накопление археологического материала шло значительной медленнее, чем хотелось бы. И еще в 1944 г. Б.Д.Греков, касаясь проблемы города, замечал: «Вопрос этот крайне запутан. Письменные источники не дают на него прямого ответа, а археология еще не успела собрать достаточного количества материала. Загадка происхождения русских городов не разрешена и сейчас».3 Четыре года спустя Б.А.Рыбаков писал примерно то же: «Пути создания русских городов были различны. К сожалению, ранняя история их совершенно не исследована, да и самый основной источник — городище — надлежащим образом не изучен».4

Сейчас обстановка в науке более отрадная. В определении понятия «город» у наших историков нет разногласий: все единодушно называют города центрами ремесла и торговли.5 Коренным признаком социально-экономического существа города является наличие посада, без которого нет подлинного города.1 Советские историки не ограничиваются характеристикой городских поселений в смысле торгово-ремесленных центров, они идут дальше, стараясь уяснить специфические условия возникновения городов. И тут получается, будто города — детище формировавшегося на Руси феодализма.2 Выходит так, что древнерусский город, будучи торгово-ремесленным пунктом, стал возможен лишь в обстановке классового общества, которое на Руси с изначала было феодальным. Это положение в отточенном виде сформулировано М.Н.Тихомировым — автором монографического исследования о древнерусских городах. Он утверждал: «Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма — в области общественных отношений».3 А.Л.Хорошкевич, подводя итоги изучению в отечественной историографии городов XI — первой половины XVII в., нашла, что этим М.Н.Тихомиров впервые внес ясность «в один из самых сложных и запутанных в буржуазной историографии вопросов, правильно определил социально-экономические причины возникновения древнерусских городов».4 Данное заявление А.Л.Хорошкевич отражает отношение наших специалистов к соображениям М.Н.Тихомирова.

Недаром глава советской школы историков Киевской Руси Б.Д.Греков принял рассуждения его без какого бы то ни было изъятия.1 И если сейчас раздаются критические голоса в адрес М.Н.Тихомирова, то они нацелены на уточнение количества древнейших русских городов и не подвергают сомнению его определение причин, вызвавших их возникновение.2 Надо иметь в виду, что выход на историческую арену феодализма и городов М.Н.Тихомиров изображал не последовательно, а па­раллельно. Он писал: «Рост этих крупнейших русских городов (Киева, Чернигова, Полоцка, Пскова, Смоленска и Новго­рода. — И.Ф.), развитие в них ремесла и торговли происходит в IX — X вв., т.е. одновременно с усиленной феодализацией Древней Руси».3

Тезис о городах как центрах ремесла и торговли вряд ли кем всерьез может быть оспорен. И все же мы не разделяем утверждения А.Л.Хорошкевич по поводу ясности и справед­ливости основных положений М.Н.Тихомирова, устанавли­вающего причины появления древнерусских городов.4 Доста­точно сказать, что даже Б.Д.Грекову, с большим сочувствием относившемуся к его идеям, не все было одинаково понятно. Так, он замечал, что отдельные мысли М.Н.Тихомирова нуждаются в разъяснении.5 Далее, приведя выдержку из «Древнерусских городов» о зависимости роста посада от постоянного спроса на ремесленные изделия в близлежащей округе, Б.Д.Греков неуверенно говорит: «Если я правильно понимаю основную мысль автора, земледелие только посредственно оказывает воздействие на развитие городских посадов, прямой связи с их возникновением оно не имеет». Да и сам М.Н.Тихомиров, кажется, не вполне определенно представлял себе суть дела. Это явствует из сопоставления первого издания «Древнерусских городов» со вторым в том месте, где говорится о времени появления посадов на Руси. Сначала М.Н.Тихомирову казалось, что «городские посады начинают появляться примерно с конца X - начала XI в., в Киеве раньше, чем в других пунктах, в большинстве же русских городов — с XI века».2 На другой странице он еще раз подчеркивает: «Появление городских посадов — новое и важное явление в истории русских городов, с которыми мы встречаемся не ранее конца

X века».3 В истории русских городов период с конца X —начала XI в. автор считал переломным.4 Не то видим во втором издании книги. Попутно заметим, что переработка «Древнерусских городов» для второго издания в той части, которая нас сейчас интересует, произведена не всегда удачно, и в книгу вкрались непримиримые противоречия. Автор, например, перенес во второе издание только что приведенную фразу: «Появление городских посадов — новое и важное явление в истории русских городов, с которым мы встречаемся не ранее конца X в.».5 Однако несколько ниже читаем: «Городские посады начинают появляться примерно с IX в., в Киеве раньше, чем в других пунктах, в большинстве же русских городов — с и начинается с IX — X вв.». В результате переломный момент в истории древнерусских городов оказался чересчур растянутым: EX-X-XI столетия.2

В настоящее время, когда после второго издания книги М.Н.Тихомирова получен новый археологический материал, мотивы, взятые им для объяснения происхождения городов на Руси, кажутся еще более спорными. Почему?

Начнем с утверждения ученого об обусловленности возникновения городов развитием земледелия и ремесла. Встает вопрос: в чем оно выражалось? Как ни странно, но у М.Н.Тихомирова мы не найдем достаточно полного ответа на него. Это особенно относится к земледелию, которое подается автором в виде благоприятствующей среды для роста городов — и только; все, чем занят здесь М.Н.Тихомиров, сводится к наблюдению, что города Древней Руси размещались исключительно в плодородных районах Восточной Европы. Но земледелие в этих районах существовало издревле, а города появились сравнительно поздно. Следовательно, речь должна идти не о земледелии вообще и его развитии, а о конкретных проявлениях качественных изменений земледельческого производства, содействующих появлению городов. И тут мы неизбежно приходим к элементарному положению, что прогресс в области земледелия был прежде всего связан с переходом от подсечной его формы к пашенной. В южной стороне, обжитой восточными славянами, это случилось не позже IX в., а в X столетии пашенное земледелие продвинулось и в северные области.3 В нашем распоряжении есть данные, позволяющие говорить о сложных приемах ведения земледельческого хозяйства, практиковавшихся уже накануне образования Древнерусского государства, — о постепенном вытеснении перелога двухпольем и трехпольем с паровым клином. Видимо П.Н.Третьяков был недалек от истины, когда замечал: «... археологические данные позволяют утверждать, что в VII-IX вв. не только на юге, но и в центральных и северных областях постепенно складываются такие формы сельского славянского быта, какие были характерны для ряда последующих столетий».

Обращаясь к ремеслу, встречаем весьма примечательные явления. Отделение ремесла от земледелия обнаруживается даже у представителей черняховской культуры. Это относится к таким отраслям, как выплавка железа, кузнечное дело, гончарное производство.3 Но, несмотря на существование самостоятельных специализированных ремесел и передового для тех времен плужного земледелия с паровой системой, города у черняховцев не найдены. Поселения у них, «как правило, неукрепленные, т.е. селища. Городищ нет». Данная особенность будет еще разительнее, если стать на точку зрения исследователей, определяющих черняховскую культуру в качестве славянской.6 Что касается археологических древностей, славянская принадлежность которых общепризнанна, то и здесь мы имеем довольно красноречивые факты. Благодаря обстоятельному труду Б.А.Рыбакова о древнерусском ремесле, нам известно, что «в IX в. на юге и на севере уже выделилось в ремесло кузнечное дело, литейно-ювелирное дело, гончарное дело, косторезное дело».1 И лишь впоследствии «развитие ремесла идет двумя путями: с одной стороны, деревенское ремесло и с другой — быстро обгоняющее его ремесло городское». В последней обобщающей монографии И.И.Ляпушкина о восточных славянах накануне образования Древнерусского государства также подчеркиваются обстоятельства, связанные с образованием самостоятельных отраслей хозяйственной деятельности восточнославянского общества, — железоделательной, кузнечной, ювелирной.3

Со стимулятором древнерусских городов в сфере общественных отношений — феодализмом — положение в историографии ясное: большинство советских историков, в том числе и М.Н.Тихомиров, встречают его в IX в., если не раньше.

Итак, еще в IX столетии и в земледелии, и в ремесле, и в социальных отношениях был, казалось, достигнут уровень, обусловливающий появление городов, но они возникли не тогда, а значительно позже. Бросим беглый взгляд на раннюю историю некоторых наших древнейших городов. Вот Киев, выросший в районе, где социально-экономические течения были быстрее и глубже, чем в иных областях. Ему как единому городскому центру предшествовали по меньшей мере три славянских поселения, относящихся к концу VIII-Х вв. Только на исходе X в. произошло их слияние и образование города.2 Было бы, на наш взгляд, поспешно рассуждать на этом основании о синхронном появлении значительного ремесленного производства. М.К.Каргеру, тщательно изучавшему обстоятельства гибели многочисленных мастерских, открытых новыми раскопками, удалось установить, что «основная масса этих мастерских бьша разрушена и прекратила свое существование в результате разгрома Верхнего Киева татаро-монгольскими полчищами в декабре 1240 г.». Как это наблюдение, так и другие дали возможность М.К.Каргеру сделать примечательный вывод: «...большая часть известных доныне произведений киевского ремесла и сами мастерские относятся к концу XII — первой половине XIII вв. Изделия XI — начала XII вв. встречаются в раскопках Киева значительно реже и потому известны намного хуже. Более ранние изделия конца IX — X вв. известны главным образом по находкам в погребальных комплексах и потому для характеристики ремесленного производства имеют несколько меньшее значение». Вероятно, о Киеве — большом ремесленном центре, городе с подлинным, а не мнимым посадом — надо говорить, по крайней мере, с середины XI в. М.К.Каргер проводил археологические работы и на территории Переяславля Русского. В ходе раскопок установлена плохая сохранность древнего культурного слоя. Удалось все же вскрыть полуземляночные жилища, относящиеся к XII — XIII вв. «По своему типу, — читаем у М.К.Каргера, — переяславские жилища ближайшим образом напоминают массовые городские жилища XI — XIII вв., открытые раскопками в Киеве, Чернигове, Вышгороде, Белгороде и других южнорусских городах».1

Обращаясь к Смоленску, видим, что городских слоев ГХ-X вв. там пока не найдено.2 Проблески же ремесленного производства обнаруживаются только с XI в.3

Симптоматична и первоначальная история Новгорода. А.В.Арциховский, осуществивший раскопки на Славне, пришел к заключению: нижний предел самого раннего слоя «отодвигать глубже X в. нельзя из-за полного отсутствия вещей и архаичной керамики. О X в. говорить можно, но и то без осолые и хозяйственные постройки, деревянные сваи, заборы, дощатые помо-стки, многочисленные изделия из дерева, березовой коры, глины, кости, камня, стекла, цветных металлов, датирующиеся X-XI веками» (Новые археологические открытия в Киеве, стр. 212). Все эти материалы ровно ничего не говорят о наличии посада. Другое дело — вопрос о заселении Подола. П.П.Толочко, вероятно, прав в том, что наши представления о времени заселения территории Подола нуждаются в уточнении. Но вопрос о заселении и образовании посада — разные проблемы, которые нельзя смешивать. У П.П.Толочко, судя по тому, что он пишет, как раз и произошло такое смешение.

Эта хронология нашла подтверждение при исследовании дворища.2 Важные результаты получены археологами при раскопках Неревского конца. «Неревский раскоп — это главное звено в археологическом изучении Новгорода. Он имеет огромнейшее значение и для изучения любого древнерусского города вообще».3 Здесь открыто большое число ремесленных мастерских, но раньше середины XI в. они не датируются.4 Недаром П.И.Засурцев, предпринявший увлекательное путешествие в Новгород X в., встретился там лишь с одними дружинниками и огородниками. Следовательно, о новгородском посаде мы должны говорить не ранее XI в. Высказываясь же в целом о городах Руси, мы присоединяемся к Л.В.Алексееву, который писал: «Если определяющим для возникновения города признать существование при детинце торгово-ремесленного посада, то, судя по имеющимся далеко не полным данным, образование древнерусских городов следует отнести не к IX — X вв., а к XI в. — времени, которым датируется возникновение в раннесредневековых городах Руси посадов».5

Где кроются причины появления городов в Древней Руси? Очевидно, одних экономических успехов в земледелии и ремесле совершенно недостаточно, чтобы возник город, и выделившееся из сельского хозяйства ремесло мирно живет в лоне кровной общины, о чем, кстати, говорил Ф.Энгельс, вспоминая постоянных ремесленников «родовых общин в Индии».6

Секрет такого органического слияния ремесленников с остальным земледельческим коллективом заключался в стойкости кровнородственных уз, крепко спаявших общину. В атмосфере господства родовых отношений ремесленники не могли работать, кроме как на потребу родственного им союза. Понятно, что при данной ориентации производства регулярный внутренний обмен — явление сугубо нетипичное. Вот почему исследователи находят его либо едва уловимым, либо вовсе отсутствующим.2 Этим во многом объясняется имущественное однообразие вскрытых восточнославянских поселений.

Несравненно ощутимее был внешний обмен.4 Но и он пока не подрывал основы родового строя, ибо внешняя торговля осуществлялась чаще не отдельными индивидуумами, а родовыми общинами в лице собственных старейшин.5 Однако внешняя торговля таила в себе сюрпризы, неприятные для старого порядка. Она (как и сопровождавшиеся грабежом войны) постепенно способствовала обогащению некоторых родов, возвышению родовой знати, пробуждению низменной алчности к богатству, которое, по выражению Ф.Энгельса, «раскололо членов рода на богатых и бедных».6 Мы лишены, к сожалению, счастливой возможности проследить шаг за шагом, как богатство разъедало прежде единое общество. Несомненно только, что имущественное неравенство в X в. успело заметно продвинуться вперед. Повесть временных лет, рассказывая об эпизодах второй половины X в., называет богатых, убогих и нищих.7 Это — неоспоримый симптом распада родовых отношений. Но еще более яркое свидетельство глубины кризиса родовых связей заключалось в развитии внутреннего обмена, апогей которого падает на XI-XII вв.1 Рост внутренней торговли указывает на происшедшую смену рода семьей, ставшей производственной единицей общества. Возникновение ремесленных посадов мы и связываем с заменой рода семьей, т. е. с разложением родовых отношений. Если в предшествующие времена ремесленник, будучи членом рода, не мог покинуть его, то теперь после распада родового союза, он получил свободу действий, и ремесленники устремились к городам, которые предоставляли им удобства как пункты обмена и как убежища на случай опасности.

Прогресс земледелия и выделение из него ремесла — важнейшие исторические предпосылки возникновения городов. Но непосредственной причиной появления и быстрого роста городских посадов на Руси был именно разрыв родовых пут, мешавших подвижности населения. Не при чем тут и феодализм. Он, напротив, приковывал крестьян к земле, а ремесленников — к барской усадьбе. Правда, в древнерусском городе жили зависимые ремесленники, но это были ремесленники-холопы (рабы), а не феодальнозависимые.2 Подавляющее же большинство городских ремесленников состояло из свободных людей, бросивших деревню и поселившихся у городских стен.3 Разумеется, какая-то часть их осела в городах еще в ту пору, когда они являлись племенными центрами. И все же древнерусский посад сформировался, по всей видимости, из пришлых элементов, тем более что далеко не все города Древней Руси выросли из родоплеменных.

В литературе высказывались разные суждения о путях становления городов на Руси. Согласно В.И.Равдоникасу, «на территории лесной полосы Восточной Европы город возникает из болыпесемейного поселения».1 С.В.Юшков, следуя за В.И.Равдоникасом, тоже констатировал «теснейшую связь городов ГХ-Х вв. с городищами предшествующей стадии развития».2 Начальный тип отечественного города — это племенной город, центр племенной верхушки. «Можно предполагать, — продолжает С.В.Юшков, — что эти племенные центры были в первую очередь городами дофеодальной эпохи».3 Позднее в роли строителей городов-крепостей выступали князья. Воздвигнутые ими города — это центры властвования над окружающей местностью.4 С.В.Юшков думал, что «большинство городов-посадов возникло вокруг городов-замков».5 Последняя идея в гипертрофированном виде встречается в работах М.Ю.Брайчевского. Но если С.В.Юшков зарождение подобных городов относил к XI и последующим векам, то

М.Ю.Брайчевский отодвинул замок в VIII — IX вв., водрузив его в красный угол своей «теории» о происхождении древнерусского города.6

Прослеживая пути создания русских городов, Б.А.Рыбаков отметил, что они бьши различны. Часть их «возникла путем разрастания укрепленных поселков, развития на них различных производств. Выделение ремесла в таком случае было решающим фактором превращения большого поселка в город».1 Путь других городов пролегал «через боярскую или княжескую усадьбу, когда крепость (иногда поставленная даже в стороне от более древнего поселка) быстро превращалась в сложный хозяйственный комплекс, в котором очень видную роль занимали многочисленные ремесленники».2

Идею о генетической связи русского города с племенными центрами проводила С.А.Тараканова. На односторонность ее построений, а также схем М.Ю.Брайчевского указал Н.Н.Воронин.4 Но и он вскоре должен был выслушать критические замечания. «Неправомерно, кажется, — писал, адресуясь к нему Л.В.Алексеев, — строго отделять "замковую теорию" от теории "племенных городов" и т.д. Город возникал именно там, где ремесленная продукция могла найти сбыт. Для его конкретного возникновения по меньшей мере бьши необходимы два обстоятельства: торгово-транзитный путь, обеспечивающий ремесленнику бесперебойный сбыт товаров, и наличие укрепленного пункта, гарантирующего его безопасность. Последним мог быть и замок феодала, и монастырь, и даже племенной центр со святилищем, если таковое укреплено. Так, очевидно, возникли крупнейшие древнерусские города Киев, Новгород, Псков, Полоцк».5 Многообразные пути образования восточнославянских городов изображал М.Г.Рабинович. У него городом становится и недавняя деревня, благодаря удобному положению и обеспеченности сырьем высоко развившая ремесло, и замок феодала-землевладельца, когда «у стен замка селились ремесленники, а затем купцы», и ремесленно-торговый поселок («рядок»). «Наконец, — заключает М.Г.Рабинович, — город мог быть построен по распоряжению того или иного крупного феодала — князя, иногда даже среди нерусского населения, и заселен специально вывезенными из других владений этого князя людьми — ремесленниками, купцами; ставили здесь и воинские гарнизоны».2

По мнению В.Л.Янина и М.Х.Алешковского, «древнерусский город возник не из княжеских замков или торгово-ремесленных поселений, а из административных вечевых центров сельских округ — погостов, мест концентрирована дани и ее сборщиков».

Приведенные высказывания страдают одним общим недостатком: им не хватает историчности, так как направление путей, какими шло развитие городов, не было одинаковым в различные эпохи древнерусской истории. Самые старейшие русские города возникли, безусловно, из племенных городов. Напомним, что Ф.Энгельс считал вполне закономерным существование городов, сделавшихся «средоточием племени или союза племен»4. В них он увидел угрозу родоплеменному строю. А раз так, то эти города, претерпев известную эволюцию, легко могли шагнуть в средневековье. Возвращаясь к древнерусским городам, отметим одну особенность: немало их стояло в гуще городищ-поселений, группировавшихся в гнезда по пять-восемь поселков. Это и есть племенные центры. «Половина градов, — пишет Б.А.Рыбаков, — впоследствии в ХП в. стала настоящими городами, столицами небольших удельных феодальных княжеств (Курск, Рыльск, Путивль)». Киев когда-то был городом полян, а Смоленск — кривичей.2 Новгород также функционировал сперва как племенной центр ильменских словен.3 Племенными центрами выступали Изборск и Туров.4

Таким образом, первые русские города выросли из племенных центров. Потом, когда утвердилась княжеская власть, в качестве градостроителей начали выступать князья. Но сначала они строили города-крепости для обеспечения обороны, из которых в будущем при благоприятных обстоятельствах могли возникнуть города. С расцветом внешней торговли на особенно оживленных и бойких местах торгового оборота вырастали поселки городского типа. Однако нельзя забывать, что многие племенные города поднимались вдоль купеческих магистралей. Позднее всего, не раньше начала XI в., сложились условия для образования городов на базе внутреннего обмена и успехов ремесла. Завязываются города в подлинном социально-экономическом смысле слова. Важно еще раз напомнить, что их появление было непосредственно связано с распадом родо-племенного строя на Руси.

Об этом, кажется, говорит и судьба древнерусских «старцев градских».

Оглавление

www.protown.ru


Смотрите также