Образование древние афины. Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование Афинского государства (стр. 1 из 3). Образование древние афины


Образование в Древних Афинах

Образование в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалось на демократических принципах и общественном воспитании юношей.

Образование в Древних Афинах

Образование в Древних Афинах

Система образования

Государственный порядок, в основе которого лежало участие всехграждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой, в которой воспитывались лучшие сыны города.

Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматьсявсесторонним образованием юношей, и пренебрежение родителямивыполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание состороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности.

Класс в афинской школе

Класс в афинской школе

Все образовательная система в Афинах и во всей Греции была направлена на то, чтобы молодежь накопляла как можно больше новых научных сведений, а также постоянно развивала свои физические природные данные. Молодые люди должны были, учиться ставить перед собой высокие цели, как в интеллектуальном, так и в физическом смысле, а главное, они должны были учиться достигать поставленные ими цели.

Афинские школы

В афинских школах было три предмета: грамматика, музыка игимнастика, причем первые два предмета представляли собой единое целое. Когда мальчик выучивался читать и писать, то первым его чтением были произведения поэтов; он учился устному произнесению их и, усваивая слова, в то же время учился усваивать и смысл этих лов. Чтение стихов в дальнейшем приводило к игре на музыкальных инструментах и к близкому ознакомлению с различными музыкальными ладами и основами музыкальных гармоний. После войн с персами в систему образования Древних Афин было включено искусство игры на флейте.

Школа в Афинах

Школа в Афинах

Умственное развитие юношества предпочтительнее предоставлялась родителям, общественные гимназии и школы в Афинах заботились больше о физическом развитии юношей, так как с точки зрения общего блага важнее и полезнее всего была такая система воспитания, которая обеспечивала государство здоровое потомство, давая ему сильных и храбрых воинов.

То чему юноша научился в палестре, должно было пригодится вдальнейшей военной службе; здравые суждения и разумность речивысказывались во время гражданских собраний; песни заученные вшколе, раздавались потом на всеобщих пирах.

Палестра

Палестра

По всем Афинам, в тенистых аллеях, часто более старшие поколениявели поучительные беседы с молодежью, в которых воспитывалосьчувство дружбы, нравственное значение которой ни один народ неосознавал так глубоко, как народ древней Греции.

Тому же содействовали и общегражданские празднества в Афинах,укреплявшие и двигавшие вперед общее развитие на демократических основах. В Афинах праздников было больше, чем в каком-либо другом греческом полисе. Расходы на общественные праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. Победителям на конных или гимнастических состязаний выдавались сотнями амфоры со священным маслом, а также золотые и серебряные венки. В военных состязаниях призами были быки.

Праздники в Афинах

Праздники в Афинах

Такая система образования способствовала поддержанию традиций и сохранению старых обычаев в афинском обществе. Героический эпос служил важной составляющей образования в Древних Афинах. С чувством глубокого уважения в афинском обществе поддерживались священные оливковые деревья, которые стояли вокруг аттическихполей, видя в них памятники героической эпохи. Бойцам марафонского сражения казалось, что они видят Тесея, выходящего из недр подземного мира для совместной битвы с персами. При Саламине оказали свое щедрое содействие элевсинские божества и Эакиды.

Учитель и ученики

Учитель и ученики

Афины на карте

travels.co.ua

Система воспитания в Афинах

История становления Афин

Афи́ны - столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.

Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н.э. до 300 до н. э) был центром культуры и интеллигенции, и являлся колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, мы называем сегодня - "западная цивилизация". После золотого века Афины по-прежнему оставались богатым городом и центром культуры и знаний до эпохи Римской империи.

Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-VIII вв. до н.е.). На рубеже VIII-VI вв. до н.е. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем.

Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка - народное собрание - созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства - полисы.

Таким городом-государством и стали Афины.

Афинское общество и принципы воспитания

Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста.

Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.

Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.

Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.

Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

IV в до н.э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н.э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н.э., представленная именами Платона и Аристотеля.

Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (VI в. до н. э). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т.д.

Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает как свое личное достижение.

Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности.

Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.

Яростное желание победить противника, утвердить свое превосходство над ним теперь должно подчиняться духу общности; мощь индивида уступает место дисциплине. Описывая битву при Платеях, Геродот перечисляет людей, проявивших наибольшую доблесть. Пальму первенства он отдает Аристодему, “который один из 300 воинов спасся при Фермопилах и за это подвергся позору и бесчестию". Озабоченный тем, чтобы смыть позор, которым он покрыл себя в глазах спартанцев, Аристодем искал и нашел смерть при Платеях, совершив великие подвиги”. Однако именно спартанцы не удостоили его “великих почестей": он “бился как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги потому лишь, что явно искал смерти из-за своей же вины".

Античное воспитание - это воспитание по Сократу, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное невежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", - откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

Система воспитания в Афинах

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием - калокагатия - совокупность "добродетелей", куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего - мужчины.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет - они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности - агонистика - личное превосходство (индивидуализм).

Женщина в Афинах (по Еврипиду) - вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен -гинекея. Стыд - вот главная добродетель женщины в афинском обществе.

Система физического воспитания в Афинах

Расцвет физической культуры Афин приходится на VI - начало IV вв. до н.э. Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н.э. из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что при известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание - за исключением содержания гимна сии - считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике.

Физическое воспитание детей и юношей

Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении - палестре. Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.

"Направляют их и к учителю физических упражнений, - можно прочитать в "Протагоре" Платона, - чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса".

Наряду с подвижными детскими играми, известными с незапамятных времен, постепенно получают распространение орхестрика - выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, обязательные упражнения в прыжках, приседания и различные виды игры в мяч. В середине V в. до н.э., то есть одновременно с допуском детей на общегреческие соревнования, в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пятиборья. (Также в середине V в. до н.э. в Греции наблюдается стремление привести нагрузку в физических упражнениях в соответствие с потенциалом юного организма) Дети более состоятельных родителей до 15-18-летнего возраста продолжали занятия в гимнасиях. Здесь программа физической подготовки уже совпадала с требованиями пятиборья для взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя и плаванием.

Юноши из семей наиболее богатых горожан и аристократов до 18-20-летнего возраста усваивали в группах эфебов познания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.

Физическое культура в период завершения классической эпохи Афин

К концу классической эпохи физическая культура Афин претерпела серьезные изменения, на первый план в системе двигательных упражнений вышли игры в мяч. В "Горгии" Платона учитель физического воспитания говорит о том, что желает сделать граждан, прежде всего красивыми, а уж затем сильными. При учебных заведениях создавались купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли брать частные уроки у учителей драматического танца.

Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, что "образ жизни свободного человека" немыслим без занятий гимнастикой. "Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, - заявлял Сократ (469-399 гг. до н. э), - чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы". Человека, не умеющего писать и плавать, они именовали недвусмысленно "телесным и умственным калекой". Однако критерии системы человеческих ценностей, получившие законченное выражение в агонистике, в V веке до н.э. уже подвергались серьезным сомнениям, а софистами были отвергнуты.



biofile.ru

Образование Афинского государства

Аттика — одна из областей Средней Греции — представляет собой полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом; пролив Эврип отделяет Аттику от острова Эвбея. Центральная область Аттики окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем.

Почва Аттики малоплодородна. Поэтому своего хлеба не хватало, и его приходилось ввозить. Наиболее пригодными для земледелия были равнины: Педион, расположенная вокруг города Афины; Месогея, находящаяся к северо-западу от Афин; Элевсинская — к северо-востоку от Афин и Марафонская — на берегу Эврипа. На равнинах сеяли главным образом пшеницу. Однако наиболее распространенной хлебной культурой был ячмень, который мог расти и на горных склонах. Приблизительно с VI в. до н. э. основными сельскохозяйственными культурами становятся виноград и оливки.

Аттика богата полезными ископаемыми — ценными сортами мрамора, пластическими глинами, годными для гончарного производства; здесь находились богатейшие серебряные рудники Греции. В Лаврийских горах, на юге Аттики, наряду с серебром добывалось и железо.

На западном берегу Аттики — несколько естественных гаваней. Среди них наиболее удобными были Фалер и Пирей.

В древнейшую эпоху Аттику населяли пеласги, затем здесь расселились греки-ионийцы. Они обосновались в Аттике так давно (еще в рамках II тыс. до н. э.), что практически считались автохтонами. «Философ Платон в одном из своих диалогов с гордостью упоминает о том, что жители Аттики были не пришельцы, а автохтоны, что почва Аттики — родная мать им, а не мачеха. По словам Фукидида, Аттика вследствие скудости своей почвы в древности не привлекала жадности завоевателей, так что население ее не переменялось... Геродот называет афинян древнейшим народом и единственными из эллинов, не менявшими места своего поселения; в другом месте он же говорит, что древнейшими жителями Аттики были пеласги, называвшиеся первоначально кранаями, потом кекропидами от имени царя Кекропа, потом афинянами при царе Эрехтее. Со времени же перехода предводительства к Иону, сыну Ксуфа (поселившемуся в Аттике при Эрехтее и женившемуся на дочери его Креусе), жители стали называться ионийцами. Из этих преданий видно, что жители Аттики принадлежали к ионическому племени, но не сохранили никаких воспоминаний о своем первоначальном поселении в этой стране. Это ионическое население смешалось, однако, с другими элементами, в числе которых были и негреческие... Этой смешанностью населения легко объясняется тот факт, что в исторические времена жители Аттики уже не называли себя ионийцами и даже отличались от них по языку» (Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. I. СПб., 1997. С. 129).

О ранней истории Аттики и ее главного города Афины известно немного. Раскопки показали, что еще в микенский период на территории Аттики существовали укрепленные поселения. В более поздний, гомеровский, период Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Впоследствии вес общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того, как царем стал Тесей, он упразднил советы и должностных лиц разных городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей (помещение для собрания должностных лиц).

Из свидетельств древних историков о синойкизме Тесея в особенности важно сообщение Фукидида: «При Кекропе и первых царях до Тесея народ в Аттике всегда жил отдельными общинами со своими особыми пританеями и архонтами. На общие совещания к царю люди собирались лишь в исключительных случаях. Обычно же каждая община самостоятельно обсуждала и вершила свои дела. Иные общины даже вели между собой войны, как, например, элевсинцы во главе с Эвмолпом — против Эрехтея. Как мудрый и могущественный владыка Тесей, воцарившись, установил порядок в стране — уничтожил пританов и архонтов в отдельных общинах и объединил всех жителей Аттики в один поныне существующий город с одним общим советом и пританеем. Люди, впрочем, продолжали жить на своих полях, как и раньше, но город Тесей оставил им только один, ставший крупным центром, так как все жители Аттики принадлежали к нему, и таким он и перешел от Тесея к потомству. Поэтому-то афиняне еще и поныне справляют Синойкии — всенародный праздник в честь богини Афины» (Фукиднд. История, П, 15. Пер. Г. А. Стратановского). Ценно также сохраненное Страбоном свидетельство Филохора, автора «Аттиды» («Истории Аттики»), составленной около 300 г. до н.э.: «По словам Филохора, когда карийцы с моря опустошали страну, а со стороны суши — беотийцы, называвшиеся тогда аонийцами, Кекроп впервые поселил народ вместе в 12 городах; имена этих городов были: Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин, Афидна Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия. Позднее Тесей, как говорят, объединил эти 12 городов в один теперешний город. В прежние времена афинянами правили цари, затем они перешли к демократии, но потом попали под власть тиранов — Писистрата и его сыновей» (Страбон. География, IX, 1, 20. Пер. Г. А. Стратановского).

В действительности объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца II тысячелетия до н. э.

Археологическое обследование территории Аттики дает возможность установить последовательность присоединения отдельных общин к Афинам. В древности каждая община, каждый полис имели своего собственного бога-покровителя. Война между общинами в представлении древних была в то же время борьбой между их богами. Бог — покровитель покоренной общины — становился также богом общины-победительницы, но ему отводилось в пантеоне второстепенное место. Таким образом, по мере того как отдельные области Аттики присоединялись к Афинам, на Афинском акрополе рядом со святилищем богини Афины появлялись храмы или алтари божеств — покровителей покоренных областей. Последовательность в расположении святилищ на Афинском акрополе позволяет с известной долей вероятия судить о времени присоединения различных частей Аттики к Афинам.

Раньше других была подчинена приморская область Паралия, богом-покровителем которой был Посейдон. С этого времени на акрополе рядом с храмом Афины появилось святилище Посейдона. После Паралии к Афинам присоединяется Диакрия, гористая область в северной части Аттики; ее покровитель Тесей прочно вошел в аттическую мифологию. Позже других областей был присоединен Элевсин, расположенный в западной части Аттики, на границе с Мегаридой, и на этом объединение Аттики было завершено. Это произошло, по-видимому, в VII в. до н. э., так как археологи обнаружили относящиеся к VII в. до н. э. остатки стены, защищавшей Элевсин со стороны Афин. Афинский пантеон пополнился богиней, покровительницей Элевсина, Деметрой. Если до синойкизма в каждой области существовали только свои, местные религиозные праздники, то теперь появляются новые, общеаттические. Один из таких праздников в честь Афины, богини-покровительницы города, получил название «Панафиней». В историческую эпоху панафинеи были общенародным праздником, сопровождавшимся торжественными процессиями и играми.

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению Родового строя, ибо это был первый шаг к осуществленному позднее допуску в состав граждан и тех лиц, которые являлись иноплеменниками во всей Аттике и полностью находились и продолжали оставаться вне афинского родового устройства. Однако и после синойкизма в Аттике продолжали сохраняться древне-родовые деления на четыре обычные у ионийский греков филы (гелеонты гоплеты, эгикореи и аргады), в свою очередь подразделяющиеся на фратрии, каждая из которых представляла собой объединение нескольких родов. Кроме того, легендарному Тесею приписывали разделение населения по характеру занятий на геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

Дальнейшее социально-имущественное расслоение в VIII—VII вв. до н. э. протекало в Аттике очень интенсивно. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой свои привилегии, составила особое сословие носившее название эвнатридов, т. е. «имеющих благородных отцов».

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли плодородные земли, расположенные вблизи Афин на Педионе. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. Однако давали себя знать и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство способствовало разложению родовых отношений не только в низших слоях населения Аттики, но и в верхнем слое «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела. И влияние ее возрастало. Большая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. Чем дальше, тем все более богатство становилось неотъемлемым признаком родовитости. Число влиятельных эвпатридских родов и семей в Афинах в VIII—VII вв. до н. э. было невелико, но в их руках сосредоточивались богатство, сила и власть.

mirznanii.com