Образование древнего вавилона. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование древневавилонского царства. Образование древнего вавилона


Древний Вавилон, Образование государства - История государства и права зарубежных стран

1 Образование государства

Древний. Вавилон (в этом случае мы применяем это название и для. Шумера и. Аккада) представляет собой, как и. Египет, типичную"речную"цивилизацию

Страна, которую греки назвали. Месопотамия, в VI-V тысячелетиях до н.э была очень заболоченной, богатой летние пролива и озера аллювиальных равнин. Главные реки -. Тигр и. Евфрат несли большое количество ила, имели разный уровень паводковых подъемов, хотя режим рек способствовал земледелию, поскольку наибольшие расходы воды приходились на лето, когда земледелец особенно нуждался воду. Однако паводки нередко имели характер тер наводненияеней.

случайно именно в. Древнем. Двуречье возник миф о"всемирный потоп", который уничтожил род человеческий. Следы крупных катастрофических наводнений, которые возникали в разное время и охватывали различные части. Месопотамии, были найдены археологами. Реки часто прорывали береговые валы, меняли свои русла и образовывали боковые протоки. Вся местность была очень заболоченной, и древние поселения располагали ся, как правило, на искусственных земляных насыпях-платформах. Прошли тысячелетия, прежде чем непроходимые болота превратились в пригодную для посевов землю. Одновременно поля нужно было и орошатьуло і зрошувати.

Древней греческий географ и историк. Страбон, ссылаясь на. Поликлета, сообщал, что начало ирригационного земледелия здесь был связан с дренированием местности. Он писал:"Дело в том, что. Евфра ат в начале летом разливается, причем вода начинает прибывать с весны при таянии снега в. Армении, так река неизбежно образует болота и заливает пашни, если не отвести разлитые по поверхности воды год, вышедшие из берегов, с помощью рвов и каналов подобно тому, как это делают с водами. Нила в. Египте. Именно поэтому и возникли каналыканали".

Земледельцы, осевших на заболоченных берегах рек, уже имели некоторый опыт в обработке злаков и особенно орошении. Эти навыки могли быть привнесены из восточных или северных районов, где горно-ручьевая земледелие (с культивированием пшеницы и ячменя) и лиманного на годовом разливах было уже видоме.

конце VI и в V тысячелетии до н.э в дельте. Тигра и. Евфрата сложилась своеобразная культура оседлых земледельцев (а также скотоводов и рыболовов), названная археологами убейдською. На месте таких центров как к. Эреду,. Ур,. Урук и. Телло в настоящее время состоят поселка, позже стали (в III тысячелетии до н.э) большими городамстами.

Наибольшим достижением земледельцев убейдського периода было создание системы орошаемого земледелия, приспособленного к особым условиям дельты. Сначала это были, очевидно, обвалование небольших погас аючих протоков и создания миниатюрных"бассейновых"систем - искусственных лиманов; впоследствии - строительство примитивных регуляторов затопления участков и различных водорегулирующие приборов. Мягкие алювиал ьни земли позволяли использовать простые орудия - деревянные мотыг и лопаты. Но была необходима непрерывная работа по созданию полей из грязи и болируду та боліт.

Первые поселения земледельцев располагались при впадении протоков к разливам по берегам русел и озер, поскольку на окраинах болот и разливов было проще удерживать паводковые воды на полях, ограждение ених валиками. Эти места были благоприятны для земледелия, так и для разведения скота, рыболовства и охоты. Непрерывные гидрографические изменения требовали напряженной работы по сооружению защитных д амб и каналов. Процесс развития ирригации в. Древнем. Двуречье был невозможен без организованного сотрудничества большого количества людей и без объединения отдельных общин в своеобразные"водные союзы"На базе этих союзов и возникают первые города-государства. Шумера -. Киш,. Лагаш,. Урук и др. их образования совпадает по времени с возведением на больших дельтовых потоках дамб и небольших оросительных систеувальних систем.

Система каналов требовала постоянного контроля со стороны государственной власти и непрерывной работы с ее поддержания. Поэтому когда кочевники. Гуте вторгайся до оазисов. Южной. Месопотамии вскоре после 2230 в до н.э, целые области запустелиіли.

Новый расцвет орошаемого земледелия в. Месопотамии начался с XVIII века до н.э., когда центром стал. Вавилон, который объединил. Шумер и. Аккад и покорил на время даже. Сирию

В период правления. Хаммурапи (1792-1750 годы до н е) работы по строительству каналов продолжались непрерывно в течение девяти лет. Хаммурапи постоянно сам давал указания, касающиеся орошения. Обязанности ч чиновников и водопользователей распределялись очень скрупулезно. Вода в. Месопотамии - это жизнь. Того, кто нарушал правила и законы пользование водой, могли обратить в рабство или даже подвергнуть смертности ней карй карі.

Достаточно подробно в. Законах. Хаммурапи оговорювалися и случаи материального возмещения. Многие каналы несли воду на более высоких отметках, чем располагались поля. Нередко паводки прорывали искусственные дамбы, валы и перегородки, заливая поля и поселковща.

Поэтому специальные статьи. Законов. Хаммурапи накладывали наказание за их халатное укрепления и прорыв вод на чужой участок:"Если человек пренебрегает (забывает) укреплять валики своего поля, и через образуется в них брешь и вода уносит прибрежную территорию (землю), этот человек должен заплатить зерно (урожай), которое таким образом было потерянотрачено".

Развитие ирригационной техники в. Древнем. Двуречье, большие землеустроительные работы, создание дамб, сложной сети паводковых каналов, акведуков и водохранилищ для регулирования подачи воды способствовали зар рождении наук и расцвета ремесел. Обводненные участка нуждались точного измерения. Проведение каналов и внедрение сложной системы орошения ускорило развитие инженерного мастерства и геомет реії.

Когда разрушались деспотии и государство распадалось на отдельные области, нарушалась единая система орошения, запустивалы поля земледельцев. Время от времени они возрождались, чтобы снова погибнуть в пожарах войны и. В. Средние века за годы правления. Харун ар-Рашида (763-809 годы до н е) в. Месопотамии было обводнен большие площади. Но в 1258 г армия монголо-татар, возглавляемая. Хулагу, разрушила культурные оазисы, залы. Шив бесчисленные руины, которые теперь изучаются археологамлогами.

uchebnikirus.com

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. — МегаЛекции

Особенности возникновения государства в Месопотамии. Образование Древневавилонского царства.

Еще в IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ.

Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV - начале III тысячелетия до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству.

Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов, росту их населения. Во второй трети III тысячелетия до н.э. в городах-протогосударствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. Здесь четко наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. Во многих крупных хозяйствах родовой аристократии стал все шире применяться рабский труд.

Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей - Шумера на юге и Аккада на севере. Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад.

На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникали здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом, ино-культурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело не только политическое значение того или иного города, но и само его существование.

Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей - за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

Последующее недолгое возвышение правителя Уммы Лугаль-загеси сменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией семитского Аккада во главе с Саргоном Аккадским, ставшим правителем большого государства, включавшего многие бывшие города-государства.

Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при Саргоне стал центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав обширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титул "царя Шумера и Аккада", ""царя четырех стран света".

Последовавшие затем нашествия горных племен, не затухающая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию приводили к смене политических центров, к возникновению новых правящих династий и царств, среди которых следует отметить новошумерскую династию Ура (III династия Ура), объединившую Двуречье в границах обширного шумерского государства в XXII - XX вв. до н.э.

Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которой стал культ единого бога, "царя над богами" - Мардука.

Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он переживает новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекращает свое существование.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города — Баб-Илу (Ворота Бога) — говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от царей соседних государств.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эриду и другие были примерно на тысячу лет старше.

Почти на два тысячелетия Вавилон был одним из крупнейших центров древней цивилизации. Он возник в результате ряда политических изменений в Месопотамии. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство — царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на Южную Месопотамию. Так, на территории Двуречья возникло множество мелких и средних , царств, около двухсот лет воевавших друг с другом.

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 года до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Иссин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

 

 

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

 

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Поэтому частное рабовладение носило патриархальный, домашний характер. Даже царские земли обрабатывались главным образом не рабами, а свободными крестьянами.

По форме государственного устройства древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией.

Власть вавилонских царей была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью.

В законах Хаммурапи утверждалось, что царская власть исходит от верховных божеств, которые сделали Вавилон "могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили царскую власть, чье основание прочно, подобно небесам и земле", а земля и люди страны отданы царю в управление верховными богами. Царь был верховным руководителем религиозного культа. Его власть переходила по наследству.

Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.

Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый нубанда. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки".

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка.

Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Царь пользовался правом помилования преступников.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

 

 

megalektsii.ru

Образование в Древнем Вавилоне Википедия

Школы в Вавилонии (называемые домом табличек) служили для обучения вавилонских детей клинописи и другим наукам. В них учились в основном дети привилегированного класса.

История

Школы создавались для обучения писцов шумерскому языку. В основном они начали появляться в начале 2-го тысячелетия до н. э., когда шумерский язык стал выходить из употребления, и появилась необходимость учить ему будущих писцов (по этим же причинам в это время стало появляться большое количество литературных произведений на этом языке)[1].

В основном образование получали дети богатых родителей; из нескольких сот известных писцов все были сыновьями губернаторов, высоких чиновников, жрецов или писцов. Иногда в школы попадали и дети из малосостоятельной семьи, либо сироты, если их предварительно усыновляли богатые люди[1].

Вопреки встречающемуся мнению, что школы были частью храмов, по мнению Генри Саггса, во втором тысячелетии до н. э. это было не так, что очевидно из литературных источников того времени, не имеющих отношения к храмам[1].

Жизнь учеников и персонал

Жизнь учеников

Точный возраст, с которого начинались занятия в школе, неизвестен: в вавилонской табличке он назван «ранней юностью», что, предположительно, обозначает десятилетний возраст[1].

Как минимум в раннем возрасте ученики приходили в школу на полный день. На восходе они брали у матери еду и приходили в школу, уходя оттуда только на ночь. В случае опоздания, либо проступки полагалась порка[1].

Процесс образования состоял в переписывании и, возможно, изучении наизусть текстов[1].

Школьная программа состояла из шумерского языка и математики[1].

Персонал

У каждой школы был свой начальник, буквально его титул переводится как «отец дома табличек», либо «знаток». Его помощниками был классный руководитель и учители различных предметов, таких как клинопись или математика[1].

Возможно, также существовала система, при которой старшие ученики командовали младшими, дополнительно обучая их. При этом, иногда уже имевшие опыт младшие ученики отказывались подчиняться старшим[1].

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Образование Вавилонского царства кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Среди всех городов Месопотамии Вавилон был одним из самых молодых. Образование Вавилонского царства в первую очередь связано с упадком третьей династии Ур и приходом племени амореев. По одной версии именно они построили город Вавилон рядом с разрушенной Кандигиррой, по другой просто заняли его, и расширили. В то же время в Южную Месопотамию пришли эламиты, в результате чего образовалось огромное количество разрозненных городов-государств номового типа.

Амореи, захватившие власть в Вавилоне и придумавшие это название, смешались с местным населением. В 1895 году здесь стала править аморейская династия. Вавилонское царство долгое время было малозначительным, однако его правители проявили впечатляющие дипломатические навыки, в результате чего Вавилония сумела захватить все Междуречье.

Образование Вавилонского царства было дополнительно упрощено тем фактом, что его столица находилась в очень удобном месте – здесь максимально близко сходились реки Тигр и Евфрат. Положение Вавилона было удобным для торговли, однако аморейские племена были в ней несведущи. Их основной род занятий – скотоводство. Низовья Тигра и Евфрата не были благоприятными для земледелия, так как здесь постоянно разливались реки и образовывались болота. Справиться с этим помогла только система ирригационных каналов, к которой вавилоняне пришли значительно позже ассирийцев.

Во время основания вавилонского царства земли вокруг Вавилона были опустевшими. Земельные хозяйства распались, древесины и металлов здесь не было, а отсутствие торговли исключало их появление. Однако правители Вавилона были достаточно мягки, излишки производства никогда не отбирались в пользу государства, благодаря чему все же удалось развить торговлю. Местные жители выращивали ячмень и зерно, а местные ремесленники создали здесь свое объединение, поэтому всего спустя век после основания Вавилона (или заселения амореями) экономика государства стала быстро развиваться, и наконец-то оживилась торговля.

antiquehistory.ru

Образование древневавилонского царства

После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амореи. Здесь сложилось два аморейских государства с центрами в Исине и Ларсе. Любопытным памятником деятельности царской администрации Исина являются составленные на шумерском языке законы царя Исина Липитиштара. Несколько севернее были расположены царства Мари и Эшнунна. Все эти государства вели между собой борьбу, пытаясь утвердить свою гегемонию в Южном и Среднем Двуречье. Однако ни одно из них не смогло осуществить своих целей - объединение значительной части Двуречья было проведено царями небольшого аморейского царства в Вавилоне, основанного в начале XIX века до н. э. Цари Вавилона использовали выгодное географическое положение этого города, расположенного там, где сближаются Тигр и Евфрат, где, следовательно, сходятся основные торговые пути Передней Азии; к тому же политическая обстановка благоприятствовала вавилонским царям: Мари и Эшнунна были ослаблены борьбой с усиливавшимся Ашшуром, а Ларсе приходилось выдерживать натиск эламитов, пока там также не утвердилась эламитская династия (конец XIX века до н. э.).

Время существования древневавилонского царства (1894- 1595 годы до н. э.) составляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течение этих 300 лет южная его часть достигла высокой ступени своего хозяйственного развития и политического влияния. В это время окончательно сложилась вавилонская народность и окончательно выработалась вавилонская культура. Она впитала в себя все предшествующие культурные достижения Двуречья. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во времена вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр, не терявший своего руководящего значения вплоть до эллинистической эпохи, несмотря на ряд катастроф и превратностей в его судьбе.

Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при шестом царе династии, знаменитом царе Хаммурапи. Главной заботой первых трех царей Вавилона была борьба с другими мелкими аморейскими князьками, захватившими некоторые крупные центры Аккада.

В середине XVIII века до н. э. объединение было завершено царем Хаммурапи. Сначала был завоеван Шумер - города Урук и Исин были присоединены к Вавилону. Однако юг Шумера оставался все еще под властью эламитян, в нем правил эламитянин Римсин. Власть Вавилона на севере тоже была непрочной, хотя союзником Хаммурапи был царь области Мари Зимрилим. Политическая обстановка сложилась для Хаммурапи не вполне благоприятно. В конце концов, одержав победу над царством Эшнунны и укрепив северные границы на 30-м году своего царствования, Хаммурапи на следующий год разбил Римсина и объединил весь юг. Опасаясь усиления Вавилона, Зимрилим не стал помогать Хаммурапи в его борьбе. Тогда Хаммурапи выступил в поход против Зимрилима, взял и разрушил город Мари. После завоевания Мари Хаммурапи прошел еще дальше на север и подчинил небольшое царство Ашшур.

Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность древневавилонского царства были достигнуты благодаря ряду новых условий.

Во-первых, как было уже указано, вавилонские цари опирались на аморейскую знать. Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные аккадские и шумерские патеси, изрядно ослабленные уже при царях Ура, были уничтожены аморейскими и эламскими завоевателями. Вавилонские цари имели дело уже только с аморейскими племенами и шумеро-аккадскими городскими и сельскими общинами, управление которыми могло быть легко организовано путем создания административных областей или округов с царскими сановниками во главе.

В-третьих, Аккад, сделавшийся еще при Саргане основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Аморейское вторжение носило характер постепенного просачивания. Население Аккада было для амореев не чужим, а родственным, говорило на понятном языке, почитало тех же богов, в значительной мере сохраняло сходные черты быта и обычаи. Опустошенный и обезлюдевший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.

Далее, вавилонские цари могли опереться и опирались на тот административный и политический опыт, какой выработался при царях III династии Ура и при царях Исина и Ларсы. В особенности это заметно в праве. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменения ряд статей законов Липитиштара, в документах купли-продажи и в долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы. Но вместе с тем в законах Хаммурапи отразилось появление ряда новых институтов.

В это время создается новая идеология для оправдания деспотического государства. Сложился новый культ общегосударственного бога, царя богов Мардука. Мардук был богом города Вавилона, одним из ряда местных городских богов. При содействии жрецов Мардука были составлены новые мифы об этом боге; к ним были присоединены в переработанном виде некоторые древние шумерские сказания. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховного бога.



biofile.ru