Общественный строй древнего востока. ИГПЗС. Содержание Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Значение и место в системе юридических наук 3
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Содержание Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Значение и место в системе юридических наук 3. Общественный строй древнего востока


ИГПЗС. Содержание Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Значение и место в системе юридических наук 3

2. Особенности общественного и государственного строя и права стран Древнего Востока. Общественный строй Древнего Востока

Длительное время существовала община, т. к. нормальное развитие сельского хозяйства в Восточных странах, расположенных в долинах великих рек (Нил, Евфрат, Тигр) в условиях субтропического климата было невозможно без постоянных ирригационных работ получить урожай (каналы, плотины и т. п. ). В этих условиях при низком уровне развития техники требуются усилия многих людей, следовательно, в эпоху становления государственности община утратила свой рядовой характер, но сохранилась соседская община.

Соседская община-организация соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

Рабовладельчество не достигло глубины и масштаба т. к.

а) рабов мало

б) мало участвуют в общественном производстве

в) рабский труд малопроизводителенСложная социальная структура

Есть 3 социальные группы:

  1. рабы или подневольные рабочие
  2. мелкие производители (крестьяне и ремесленники)
  1. привилегированные (землевладельческая, придворная, служилая аристократия, командиры армии, жрецы, состоятельная верхушка общин) Она тесно связана с государственным аппаратом.
Особенности государственного строя Древнего Востока

Особенности государственного строя Древнего Востока обуславливаются:

  1. Необходимость объединения и координации усилий общин по созданию ирригационных систем и сооружений способствовало возрастанию роли государственной власти, созданию ее деспотической формы
  2. Деспотия - разновидность монархии, т. е. государство с единоличным и наследственным главой. Признаки:
  • Глава государства обладает неограниченной юридически властью
  • Выступает как божественная (царь=бог/его представитель)
  • Разветвленный бюрократический аппарат (3 основных ведомства: а) военное; б) финансовое; в) общественных работ)
В разных странах степень деспотизма варьируется. Самый полный - в Египте. Например, фараон - это центр Египетской мысли, истории, общественной мысли, сердце коллективного существа, потомок богов, совершая ритуал, позволяет временам года меняться, разливу наступать и оплодотворять Египет.

Самый слабый - в Индии, т. к. цари происходили из кшатриев, а высшей кастой считались брахманы.

Особенности права Древнего Востока

Медленный темп определил особенности:

  1. Основной источник права - ОБЫЧАЙ
  2. В наказаниях есть принцип коллективной ответственности членов семьи / всех членов соседской общины за проступок одного из них.
  3. Своеобразное развитие аграрных отношений обуславливает длительное отсутствие частной собственности на землю и существование верховной собственности царя на землю и воду в государстве. Верховная собственность - это не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически, большая часть орошаемой земли находилась в наследственном владении и пользовании общин.
  4. Наличие элементов патриархальной семьи в брачно-семейном праве и неразработанность договорного права в целом.
  5. С отмиранием родовых связей постепенно отмирает обычай кровной мести, но зато долгое время признается в праве возможность непосредственной расправы потерпевшего с обидчиками на месте преступления.
  6. В праве закрепляется принцип ТАЛИОНА, т. е. возмездие, точно соответствующее причиненному вреду. Со временем, на смену ему приходит принцип КОМПОЗИЦИИ, когда преступник может избежать возмездия, уплатив причитающуюся по закону денежную сумму.
  7. Нет четкого разграничения между правами и другими социальными нормами. Сами законодательные сборники выдавались за божественное творение и содержали предписания не только правового характера, но и правила религиозного, морального свойства.
  8. Система древнего Восточного права была малоразработанной, не сложилось четкого деления права на разные отрасли.
  9. Казуистический характер законов, что с одной стороны означало чрезмерную детализацию, а с другой - порождало явные пробелы, которые были результатом отсутствия обобщающего начала в праве. Например: укус за нос 1 мера серебра

3. Образование древнеегипетского государства. Общественный и государственный строй

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такою нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул "начальника канала". Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные семьи. Последние получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Взаимопомощь внутри общины еще существует, но в исключительных случаях. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами. Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась связующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении и обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель. В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.Общественный строй.

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников. Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов. Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег. Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это, естественно, наносило ощутимый удар по старой знати, жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щедрой государственной поддержки и вытеснялись единым государственным культом, а то и вовсе прекращались. Подобная религиозная реформа была направлена на подрыв безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию населения составляли чиновники, получавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его происхождением и богатством, но и его должностью. Служилое чиновничество - управители царских имений, телохранители царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями, покупают и получают в дар десятки рабов. Представители власти носят титул "стоящий над людьми". Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: "царский знакомый", "друг", "единственный друг". Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия, так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве. В отношении "свободного" крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т. д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии.

Характерными особенностями всех деспотических государств были:

а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др. ).

Характерная особенность всех государств восточной деспотии -наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, "в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма... '" Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа -основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон -бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостливы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой. На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство столицы. Визирь именовался: "начальник всего государства, юга и севера", "созерцающий тайны фараона".

Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: "издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону" В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив, и под его председательством -шесть судебных палат. Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, |как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др. ). Казначей носил титул: "заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил", а также "заведующий всем, что есть и чего нет". Под его ведомством состояли смотрители "белой палаты" (т. е. казначейства), "двух житниц" и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых "казначеями бога". Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и "начальника работ" - министра общественных работ (крестьянских повинностей).

Провинциальное управление лежало на номархах- губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались "заведующими областью", или "начальниками поручений", а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был открыт, прежде всего, для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей.

Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты. То же было и со жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, "увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца" и бывший в то же время жрецом. Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

historich.ru

Содержание Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Значение и место в системе юридических наук 3

2. Особенности общественного и государственного строя и права стран Древнего Востока. Общественный строй Древнего Востока

Длительное время существовала община, т. к. нормальное развитие сельского хозяйства в Восточных странах, расположенных в долинах великих рек (Нил, Евфрат, Тигр) в условиях субтропического климата было невозможно без постоянных ирригационных работ получить урожай (каналы, плотины и т. п. ). В этих условиях при низком уровне развития техники требуются усилия многих людей, следовательно, в эпоху становления государственности община утратила свой рядовой характер, но сохранилась соседская община.

Соседская община-организация соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

Рабовладельчество не достигло глубины и масштаба т. к.

а) рабов мало

б) мало участвуют в общественном производстве

в) рабский труд малопроизводителенСложная социальная структура

Есть 3 социальные группы:

  1. рабы или подневольные рабочие
  2. мелкие производители (крестьяне и ремесленники)
  1. привилегированные (землевладельческая, придворная, служилая аристократия, командиры армии, жрецы, состоятельная верхушка общин) Она тесно связана с государственным аппаратом.
Особенности государственного строя Древнего Востока

Особенности государственного строя Древнего Востока обуславливаются:

  1. Необходимость объединения и координации усилий общин по созданию ирригационных систем и сооружений способствовало возрастанию роли государственной власти, созданию ее деспотической формы
  2. Деспотия - разновидность монархии, т. е. государство с единоличным и наследственным главой. Признаки:
  • Глава государства обладает неограниченной юридически властью
  • Выступает как божественная (царь=бог/его представитель)
  • Разветвленный бюрократический аппарат (3 основных ведомства: а) военное; б) финансовое; в) общественных работ)
В разных странах степень деспотизма варьируется. Самый полный - в Египте. Например, фараон - это центр Египетской мысли, истории, общественной мысли, сердце коллективного существа, потомок богов, совершая ритуал, позволяет временам года меняться, разливу наступать и оплодотворять Египет.

Самый слабый - в Индии, т. к. цари из происходили из кшатриев, а высшей кастой считались брахманы.

Особенности права Древнего Востока

Медленный темп определил особенности:

  1. Основной источник права - ОБЫЧАЙ
  2. В наказаниях есть принцип коллективной ответственности членов семьи / всех членов соседской общины за проступок одного из них.
  3. Своеобразное развитие аграрных отношений обуславливает длительное отсутствие частной собственности на землю и существование верховной собственности царя на землю и воду в государстве. Верховная собственность - это не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически, большая часть орошаемой земли находилась в наследственном владении и пользовании общин.
  4. Наличие элементов патриархальной семьи в брачно-семейном праве и неразработанность договорного права в целом.
  5. С отмиранием родовых связей постепенно отмирает обычай кровной мести, но зато долгое время признается в праве возможность непосредственной расправы потерпевшего с обидчиками на месте преступления.
  6. В праве закрепляется принцип ТАЛИОНА, т. е. возмездие, точно соответствующее причиненному вреду. Со временем, на смену ему приходит принцип КОМПОЗИЦИИ, когда преступник может избежать возмездия, уплатив причитающуюся по закону денежную сумму.
  7. Нет четкого разграничения между правами и другими социальными нормами. Сами законодательные сборники выдавались за божественное творение и содержали предписания не только правового характера, но и правила религиозного, морального свойства.
  8. Система древнего Восточного права была малоразработанной, не сложилось четкого деления права на разные отрасли.
  9. Казуистический характер законов, что с одной стороны означало чрезмерную детализацию, а с другой - порождало явные пробелы, которые были результатом отсутствия обобщающего начала в праве. Например: укус за нос 1 мера серебра

3. Образование древнеегипетского государства. Общественный и государственный строй

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такою нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул "начальника канала". Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные семьи. Последние получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Взаимопомощь внутри общины еще существует, но в исключительных случаях. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами. Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась связующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении и обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель. В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.Общественный строй.

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников. Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов. Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег. Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это, естественно, наносило ощутимый удар по старой знати, жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щедрой государственной поддержки и вытеснялись единым государственным культом, а то и вовсе прекращались. Подобная религиозная реформа была направлена на подрыв безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию населения составляли чиновники, получавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его происхождением и богатством, но и его должностью. Служилое чиновничество - управители царских имений, телохранители царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями, покупают и получают в дар десятки рабов. Представители власти носят титул "стоящий над людьми". Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: "царский знакомый", "друг", "единственный друг". Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия, так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве. В отношении "свободного" крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т. д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии.

Характерными особенностями всех деспотических государств были:

а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др. ).

Характерная особенность всех государств восточной деспотии -наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, "в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма... '" Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа -основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон -бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостливы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой. На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство столицы. Визирь именовался: "начальник всего государства, юга и севера", "созерцающий тайны фараона".

Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: "издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону" В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив, и под его председательством -шесть судебных палат. Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, |как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др. ). Казначей носил титул: "заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил", а также "заведующий всем, что есть и чего нет". Под его ведомством состояли смотрители "белой палаты" (т. е. казначейства), "двух житниц" и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых "казначеями бога". Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и "начальника работ" - министра общественных работ (крестьянских повинностей).

Провинциальное управление лежало на номархах- губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались "заведующими областью", или "начальниками поручений", а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был открыт, прежде всего, для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей.

Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты. То же было и со жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, "увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца" и бывший в то же время жрецом. Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

topuch.ru

2. Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока.

На древнем Востоке впервые в истории развития человеческого общества появились такие социальные и политические институты как государство, право, мировые религии.

Протогосударства стали появляться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, древнем Китае – еще в IV-IIIтыс. до н.э.) в процессе разложения общинно-родовой организации. Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства.

Восточная деспотия:

- монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступает единоличным законодателем и высшим судьей;

- централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, со всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

В некоторых древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась лишь советом знати, или народным собранием, или управляющимися большесемейными городскими общинами.

Характерные черты восточной деспотии:

- соединение всех ветвей власти в одних руках

- верность традициям и обычаям

- огромное влияние религии

- коллективизм, общинность

Особенности права в государствах Древнего Востока:

- источником права было обычное право

- нормы религии переходили в нормы права

- клятва перед богом, божий суд

- приниженное положение женщин и детей

- ответственность носила только уголовный характер

- коллективная ответственность

3. Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.

Древний Вавилон пришел на смену Шумеру около 2000 лет назад, являлся рабовладельческим государством, поэтому в нем было деление общества, прежде всего на свободных и рабов.

Рабы «вардум» - являлись низшим общественным слоем, рабами могли стать военнопленные, ставшие бесправными свободные (преступники, несостоятельные должники). Со стороны закона рабы считались имуществом, они не могли быть собственниками. Рабы могли быть царские, храмовые и частновладельческие.

Свободное население Вавилона делилось на авилум (человек, муж) и мушкену (падающий ниц).

Авилумы – высшее сословие рабовладельцев, свободные полноправные жители.

Тамкары – ростовщики, торговцы, кредиторы, занимались внутренней и внешней торговлей.

Илку – воины, находились на царском содержании, служба воина считалась вечной.

Ремесленники – обладали определенной степенью независимости.

Свободные крестьяне – большая часть заработанная земледельцами изымалась как налог чиновниками.

Жрецы – имели большой вес в обществе, храмы обладали огромными богатствами. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе и родственниками царя.

Гос-ный строй представлял собой восточную деспотию. Во главе государства стоял патеси (наместник бога на земле). Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца – нубанда, он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн.

Судебная система не была отделена от администрации. Царь и чиновники ведали и админис-ными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Законы Хаммурапи

Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) Правление этого царя ознаменовано созданием сборника законов. Текст законов разделен на три части: обширное введение, статьи законов (282), заключение. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений.

Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общинная, частная. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Землю можно было продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Имущество илку было изъято из оборота.

Обязательственное право. Большое внимание уделялось договорной фиксации сделок. Наиболее важные заключались в письменной форме на обожженных глиняных табличках и в нескольких копиях запечатывались в обожженный двойной конверт из глины.

Виды договоров: брачный, договора займа, аренды, найма. Также существовали договора купли-продажи, мены, хранения, поручения, товарищества. Гарантии исполнения — материальная ответственность (штраф) и личность должника. Роль государства в обязательственных отношениях: юридическая защита сделок. Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Брак заключался по договору, развод был упрощен только для мужа. Основные поводы для развода: прелюбодеяние жены; бесплодие жены. Отец не имел права жизни и смерти над детьми, но мог отдать жену и детей в долговую кабалу, сына лишить наследства за «тяжкие грехи». Сыновья от рабыни-наложницы являлись свободными, т.е. семья сохраняла многие патриархальные порядки.

Наследование в основном по закону. Наследовали все сыновья в равных долях. Жена получала вдовью долю на правах пожизненного владения, которую затем передавала детям. Приданое жены наследовали дети.

Уголовное право. Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Право носило ярко выраженный классовый характер. Виды преступлений:

* Должностные. В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав.

* Имущественные. Кражи и грабеж, повреждение чужого имущ-ва, а также многоч-ные посягательства на чужих рабов.

*Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

* Против личности. Убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание и иные формы по принципу талиона (равновозмездность наказания). Социальное положение влияло на меру ответственности и возмещение ущерба. Было возможно наказание без вины. Применялся принцип талиона. Наказания были весьма строгими, широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания пo принципу талиона. Помимо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий, преступников обращали в рабство, изгоняли из страны.

Процессуальное право. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался при помощи законов, а иногда и с участием богов, например, бога Реки в случае испытания водой.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось судебное разбирательство с учетом алиби.

Виды доказательств: вещественные доказательства, клятвы свидетелей ордалии. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев. Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

studfiles.net

Ответы на вопрос "6. Особенности общественного и государственного развития стран ..."

1. Общественный строй В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная. Процесс социальной дифференциации в странах Древнего Востока происходил под влиянием процессов, которые могут быть сведены в три основных комплекса: 1) процессы, протекавшие внутри этнически однородного общества; 2) процессы, вытекающие из принципа неравного правового статуса «своих» и «чужих»; 3) процессы, порожденные фактом имущественного расслоения, произошедшего как в гомогенных, так и гетерогенных структурах. В состав господствующих верхов входили следующие основные прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих общин. Господствующие верхи осуществляли высшую политическую власть, обладая правами верховного собственника . Экономическое могущество господствующего класса в странах Древнего Востока определялось сосредоточением в его руках основной массы обрабатываемых земель, источников водоснабжения, тяглового скота, рабов, денежных средств. Эти богатства формировались путем царских пожалований, раздачи земельных наделов и рабов, насильственных изъятий общинной собственности, за счет иных поступлений (военная добыча, получение выплат из государственной казны, кредит-но-ростовщические операции и т. д.). Но при этом следует обязательно иметь в виду, что имущественные права господствующих верхов отнюдь не имели частнособственнического характера, а политическая власть принадлежала им лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока они были структурированы в государственный аппарат, — вне государственной организации эти верхи не обладают ни властью, ни собственностью, а потому и утрачивают само право быть господствующей элитой. Рабы в странах Древнего Востока никогда не составляли большинства населения, — в количественном отношении они значительно уступали массе свободных мелких производителей. На ранних этапах развития древневосточных государств единственным источником рабства служило пленение иноплеменников-чужаков.С течением времени источники рабства расширялись и становились более разнообразными. Войны постоянно увеличивали число рабов за счет военнопленных. Многие военные походы совершались ради рабов. В целом, юридическое положение рабов в древневосточных государствах существенно отличалось от их положения в странах античного мира. В условиях господствовавшего на Древнем Востоке натурального хозяйства рабы как бы входили во владевшую ими семью в качестве бесправных ее членов; они обычно жили под одной крышей с хозяином, хотя и выполняли более тяжелую, изнурительную и грязную работу, чем остальные домочадцы. Допускалось, чтобы раб мог иметь семью.  С учетом вышесказанного будет справедливым определение классовой сущности государств Древнего Востока как государствраннерабовладельческого типа. Важно только подчеркнуть, что эта их рабовладельческая сущность определялась не численным преобладанием рабов в общей массе населения (ибо такого преобладания как раз не существовало ни в одном древневосточном государстве), а тем обстоятельством, что институты рабства проникали во все сферы жизни (начиная с самой элементарной ячейки общества — семьи), определяли сущность господствующей идеологии, формировали в определенном направлении общественную психологию.  Свободные мелкие производители занимали промежуточное положение в социальной структуре древневосточного общества. Их кардинальное отличие от господствующих верхов состояло в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к существованию собственным трудом. С другой стороны, от рабов их отличал статус личной свободы.  Мелкие свободные производители подразделялись на сельское население общин и городское ремесленное население. Они подвергались эксплуатации со стороны государства, поскольку несли на себе основную тяжесть податного обложения (налоги составляли до двух третей урожая), были обязаны исполнять военную службу, выполнять другие повинности (строительную, транспортную и т. п.). По мере развития приватизационных процессов большинство из них оказались вовлеченными в сферу частнособственнических отношений, и это обстоятельство, казалось бы, дает основание для подхода к ним с классовыми мерками. Однако абсолютное отсутствие у них не только политических прав гражданина, но и полное игнорирование властями их человеческого статуса лишало их самой возможности классовой консолидации.  Городские ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были свободными людьми. Они трудились в государственных мастерских, сдавая в виде налога часть своей продукции. Отличительная особенность общественной структуры древневосточных государств состояла еще и в том, что социальное (классовое) деление общества здесь органически дополнялось сословным делением. При этом, как правило, сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением.  Анализ эволюции общественного строя древневосточных государств должен производиться с учетом, тех общих, свойственных всем странам этого региона факторов, какими являются, например, многоукладность их экономики, незавершенность процессов социальной стратиграфии, строгая преемственность в развитии политических правовых институтов, приоритет религиозных аспектов в государственной идеологии и общественном сознании. 

2. Государственный строй Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э).  Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись: 1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена; 2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота; 3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод. В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.  В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения. 

www.konspektov.net