Общественные науки древнего рима. Истоки римской цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима. Общественные науки древнего рима


МЕСТО НАУКИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

248

Глава четвертаяМЕСТО НАУКИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Своеобразие античной науки, отличие целей и задач научного познания в древности от современных — проблема, ждущая своего разрешения. Если высокая оценка достижений научной мысли Греции давно стала общим местом, то в отношении римской науки распространено мнение как об эпигонской и по преимуществу компилирующей научные достижения эллинистического периода, что связывают, как правило, с общим упадком политической и хозяйственной жизни в Римской империи. Более того, несмотря на обширные познания древних в разных научных дисциплинах (что никем не оспаривается), само понятие науки в применении к античному обществу некоторым исследователям представляется спорным: если по мнению одних, истоки современной научной традиции коренятся в научных достижениях Греции и Рима (при этом подчеркивается приоритет греческой науки по отношению к римской), то по мнению других, формирование современного научного мышления следует относить лишь к XVII в., к начальной стадии развития промышленного капитализма и времени великих естественнонаучных открытий. Место, которое римская наука занимала в обществе и, главное, содержание, которое сторонники второй точки зрения вкладывают в понятие «наука», по их мнению, не отвечают критериям, выработанным в новое время. В лучшем случае, считают они, можно говорить о состоянии и уровне научного знания в античности, но ire о науке в целом, поскольку в изучении природы древними все определяется субъективно и умозрительно, а именно эти факторы наука (в ее современном понимании) элиминирует, как неточные и недостоверные, и, напротив, абсолютизирует экспериментальные и опытные методы исследования, т. е. стремится

 
249
определить все объективно. Наука в современном смысле рассматривает объект или предмет исследования вне субъективных представлений и оценок. Однако до сих пор остается окончательно невыясненным, насколько правомерно использовать понятия и представления нового времени для изучения проблем античной науки. Отметим только: что касается античной науки, то человеческий (субъективный) фактор составлял важную часть ее структуры.В этой главе речь пойдет лишь о роли научного знания и о месте науки в системе культурных ценностей Ранней Римской империи. История античной науки и конкретные достижения в различных ее областях нас будут интересовать лишь в той мере, в какой они реализуются и функционируют в рамках античной культуры периода Римской империи. Поэтому существенным для нас будет не вопрос о том, была ли античная наука или нет, и не определения античной науки в отличие от современной, а социальные и культурные предпосылки, способствовавшие возникновению конкретно-исторических форм научного мышления и характер отношения к научному знанию различных слоев населения Римской империи.При замечательных достижениях в отдельных областях знания — философии, астрономии, математике, медицине, механике — древние не мыслили науку в качестве общезначимой и объективной системы познания мира, основывающейся на опытных данных, методологии эксперимента н математического анализа. Римская наука, направленная на осознание единства многообразия природы и постижение закономерностей универсума, теснейшим образом связана со специфически античным представлением о мире как вечном, живом, неделимом, прекрасном целом. Именно мировоззренческими представлениями о том, что космос вечен, одушевлен, неделим и совершенен, объясняются особенности теоретико-познавательных аспектов римской науки. Всеохватывающая всеобщность умозрительной концепции космоса, предполагающего единство всей составляющей его множественности, соподчинение частностей и всеобщего, субъекта и объекта составляли отличительную особенность античной (римской) культуры. В социальном плане это умозрительное единство целого и составляющих его частей предполагало неразрывность связей человека и общества, в мировоззренческом плане человек в качестве частицы целого космоса составлял неразрывное единство с природой, мыслился частью природы (субъектом природы), и здесь не было антиномии природа — человек, где познающий субъект оказывался бы за пределами изначальной природной гармонии. Близость понятий «природа» и «человек» была обусловлена сходными формами отношения людей к этим понятиям. Мировоззренческий характер античной науки всегда приходится иметь в виду: научное знание в античности уже в своих исходных предпосылках не предполагало деятельного овладения предметным миром и, соответственно, в минимальной степени было связано с прогрессом в области техники. Насильственные методы овладения природой, стремление во что бы то пи стало исправить или усовершенствовать изначально сложившиеся отношения взаимосвязи
 
250
части — целого (что характерно для современной технической цивилизации) исключались самой структурой античного миропорядка.Античная цивилизация при высоком уровне развития знаний не стала цивилизацией технической: в живом космосе технической цивилизации не было места, а занимавшие весьма значительное место естественнонаучные разыскания довольно слабо были связаны с практическим применением. Несмотря на то, что теоретической области знания были известны методы экспериментальных и опытных исследований 1, их математическое обоснование, все же естественнонаучные разработки, не получавшие экономического поощрения, развивались как бы параллельно с практическими методами ведения хозяйства. Римская наука в целом (как и отдельные ее представители) не являлась господствующей силой в обществе, что обусловливалось общественно-политическим устройством империи и особенностями социальной психологии, которые, в свою очередь, исключали существование социального института ученых или групп узких специалистов в отдельных областях знания, наподобие современных.Латинское ars (калька с греческого техне) означало одновременно и науку, и искусство (в смысле овладения мастерством). Например, выражение «искусство врачевания» не обязательно равнозначно медицинской науке, но все же связано с ней по смыслу — это определенный навык, определенное умение лечить больного. В этом двуединстве (наука — искусство) слово ars часто выносилось в заглавие трактатов (ars poetica, ars amandi).Авторы Римской империи различали науки умозрительные, или теоретические (artes doctae), и науки эмпирические, связанные с практикой; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Практические науки (artes liberales) ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными «благородного» человека (отсюда их название — «благородные науки») и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки. Предметы эти входили в круг греческого воспитания и образования, а также были основой всякого практического знания на протяжении всей античной истории.Умозрительные науки — теоретические — непосредственно с практикой не связаны (еще Аристотель ставил их выше всех остальных.— Meth., VI, 1, 1026а). Главнейшая же из умозрительных наук — философия, которая делится на физику, этику и логику, составляющую метод философского изложения. Физика занимается вопросами строения универсума и законами природы; этика рассматривает связи человека с обществом и его место в космическом целом, его положение в мировом и социальном устройстве. В разное время философские школы давали свое 1 О месте эксперимента в системе античной науки см.: Landeis J. С. Engineering in the Ancient World. Berkeley; Los Angeles, 1978,' p. 185—197.
 
251
толкование относительно частей философии: если в классический период Греции акцент делали на физике, то в эпоху эллинизма и в период Ранней империи не без влияния стоического учения на первом месте оказывается этика. Все основные философские школы античности — платоники (академики), перипатетики, стоики, пифагорейцы, скептики, эпикурейцы, киники — признавали три части философии, которые заключали в себе все умозрительные науки. Философия выступала в качестве основной науки, потому что всякая теория включалась в общую систему философии и не мыслилась ценной сама по себе. Философия представляла как бы теорию теоретических наук, или теорию научного познания, поэтому позиция ученого, к какой бы философской школе он ни принадлежал, неотделима от позиции философа. И эту зависимость всегда приходится иметь в виду, говоря о науке в античности. Наука, творимая в недрах философии,— это картина мира, идеологически обоснованная общественным сознанием в виде философских спекуляций.Каково же место науки в культуре Римской империи первых веков нашей эры? Понятие «культура Римской империи» в своем роде не меньшая абстракция, чем «античная культура», и не только потому, что ко II в. н. э. Римская держава занимала с запада на восток и с севера на юг площадь около 1 млн. 750 тыс. миль, с населением почти 50 млн. человек, но и потому, что многочисленные народы, населявшие империю, имели собственную многовековую культуру. Тем не менее наличие единой политической и административной основы социального организма Римской империи позволяет рассматривать ее культуру не как механическое соединение многих культурных традиций, но как некую культурную целостность, обусловленную общим мировоззрением. В рамках этого мировоззрения переплетались греческая, эллинистическая и чисто римская культурные традиции, отразившиеся и в представлениях о научном познании.Уже во времена Республики римская культура становится двуязычной, высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; с другой стороны,— благодаря деятельности ученых-филологов латинский язык вырабатывает категориальный аппарат, способный передать все тонкости и сложности эллинистической культурной и научной традиции. Эллинистическая наука начинает активно проникать в Рим во II в. до н. э. И римские нобили поначалу довольно охотно принимают в своих домах греческих врачей, учителей, риторов и других знатоков своего дела. Богатейшие культурные традиции эллинизма на первых порах привели римлян в восхищение, однако взаимопроникновение эллинистических и римских ценностных стандартов оказалось процессом длительным и нелегким. Драматическое противостояние это длилось около 300 лет, пока, наконец, ко II в. н. э. не привело к синтезу эллинистической и римской традиций в различных областях научного знания.Ко времени Империи общепринятым языком науки становится греческий, а международным языком администрации — латынь. Деление это, впрочем условное (Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелии или
 
252
Элиан — по-гречески) и мало что проясняет в действительно сложном переплетении культур и традиций.Наука Римской империй была не только разноязычной, но п разнонаправленной. Хотя престиж греческой и эллинистической науки был очень высок, мысль о превосходстве отечественной истории, культуры и образа жизни постоянно присутствовала в сознании римлян, ориентированных на римские традиционные ценности. Римляне отбирали для себя лишь наиболее ценное в греческой и эллинистической культуре, приспосабливая заимствованное к требованиям действительности. Люди практических знаний вроде Витрувия, Цельса, Фронтина стремились использовать достижения греков во славу Рима. Эллинистическая культурная традиция, конечно, имела своих приверженцев в различных краях империи, но на Западе ее влияние было слабее, чем на Востоке. В Риме не было собственных философских школ и выдающихся оригинальных исследователей, но это не значит, что ко времени столкновения двух культур Рим не имел собственных ценностей. Недаром «римский миф» предполагал и мифологизирование собственной истории. Рим старательно сохранял воспоминания о национальных героях, чьи доблести нашли отражение не в теориях, но непосредственно соотносились с устоями римского государственного устройства и связаны были с ценностями римской гражданской общины. Теоретическое наследие было привилегией иноземцев, Риму было чем гордиться и помимо научных авторитетов: завоевание огромных территорий, установление совершенного государственного устройства под властью императора, принесшего «золотой век» народам, особенности римского образа жизни, наконец накопленный запас практических знаний и опыта — римское гражданское строительство, римская санитария и гигиена и пр. Что касается теории, то Рим, к началу новой эры покоривший половину известной тогда ойку-
 
253
мены, ощущал себя хозяином не только завоеванных и облагодетельствованных им территорий, но и культурного и научного наследия ставших зависимыми от него народов.Часто высказываемые мнения о том, что Рим не дал миру оригинальных мыслителей и великих открытий в силу присущего римскому уму практицизма и неспособности к теоретической деятельности, по существу исключают объективную оценку особенностей культурной традиции, сложившейся в Риме ко времени Империи.Рим, «открывший» для себя богатейшие ценности греческой и эллинистической культуры и «покоренный» этой культурой, воспринимал ее отнюдь не механически. Ко II в. до н. э. культурные ценности римской традиции имели уже свою историю и были результатом становления и развития чисто римской формы социальной организации — римской гражданской общины. Вплоть до конца античного мира культурная традиция римлян при всех испытываемых ею влияниях и изменениях опиралась на ценности, лежавшие в основе италийского типа хозяйствования, во главе которого стоял pater familias. Римская фамилия покоилась не только на присущих лишь ей типе собственности и правозаконности, она несла в себе ценности, из которых слагалось единство и самосознание римского народа, культурообразующнй пласт нации. Римское общество с присущей ему открытостью к внешним влияниям охотно восприняло эллинистическую культуру вместе с философскими учениями
 
254
и развитыми научными традициями, лежащими в основе эллинистического мировоззрения, однако ценности теоретических построений греков так и остались для римлян внешними, не затронув глубинных основ их собственной культуры. Римляне восприняли от эллинистических теорий лишь то, что отвечало их потребностям и представлениям о внутренне замкнутой структурной целостности. Этим прежде всего и объясняется пресловутое «научное» отставание римлян, компилятивный и книжный характер научного знания в Риме. Когда дело касалось жизненных основ их культурной традиции или устоев их общественного устройства, римляне не знали себе равных, например в области права и администрирования. Уровень развития строительной, военной, сельскохозяйственной техники римлян ни с чем не соизмерим, несмотря на отсутствие собственных оригинальных изобретений. Изначальные ценностные установки культурной традиции римлян таковы, что «по обычаям предков» доблестью признавались не слова, а поступки, и римские авторы как будто бы и не стремились к теоретическому самовыражению. Таково мнение Витрувия: «Наши древние архитекторы были не менее велики, чем греческие, да и на нашей памяти было их довольно, но лишь немногие из них издали руководства... По этому предмету греками выпущено много книг, а моими соотечественниками до крайности мало, хотя в старину было много крупных архитекторов из наших граждан, которые могли бы и писать с немалым изяществом» (VII, praef., 14, 17). Когда римские авторы собирают воедино научные теории эллинизма по самым разнообразным областям знания в энциклопедическом произведении, они с самого начала не ставят перед собой задачи написать самостоятельное исследование.Приоритет практического знания и опыта над понятийным знанием, лежащий в основании римской культурной традиции, способствовал формированию особого описательного характера книжного теоретического знания y римских авторов. Энциклопедический способ изложения в той или иной мере обнаруживается у любого римского «ученого»: в этой манере писали Варрон, Лукреций, Цицерон, Манилий, Витрувий, Цельс, Плиний Старший, Колумелла. Вряд ли Плиний Старший претендовал на оригинальное исследование, используя в качестве источников более двух тысяч книг других авторитетов. Однако объяснять позицию римского энциклопедиста его природной неспособностью не только создать собственные оригинальные теории, но и адекватно изложить чужие (как об этом нередко пишут историки науки) значило бы упрощать дело и схематизировать тип научного мышления, который сложился в Риме к началу Империи. Особенности подхода к материалу в римской традиции книжного энциклопедического знания способствовали распространенному мнению о наивности римских научных авторитетов, для которых в принципе невозможно восприятие достижений греческой мысли. Если оценивать римскую науку в рамках связанной с ней традиции, речь может идти лишь о характерных особенностях восприятия научного знания в Риме. Если при этом еще принять во внимание, что никакая культура с многовековыми традициями, очевидно, не может просуществовать на
 
255
завезенном извне знании, не приспособив его к собственной системе ценностей, то отпадают и основания говорить о несостоятельности римской науки в сравнении с греческой.Система образования в Риме в общем не отличалась от обычной практики эллинизма. Необходимые знания в грамматике, риторике, математике и музыке абитуриент получал в родном городе, даже небольшие муниципальные города предоставляли своим гражданам такую возможность. Потребность государства в специалистах удовлетворяли врачи, юристы, строители, риторы, военные и гражданские инженеры и другие образованные люди (viri humaniores). Желающие более подробно заниматься теорией должны были совершенствоваться в избранной области в городах, считавшихся центрами средоточения знаний — в Афинах, Смирне, Коринфе, Пергаме или Александрии, куда съезжались со всех концов империи слушать знаменитых философов и других авторитетов в различных областях знаний. В городах имелись также большие хранилища свитков — древние библиотеки. Ученые люди (viri docti или mathematici) в результате обучения не получали никаких официальных подтверждений в «профессиональной пригодности», и прослушанный курс наук не гарантировал им определенного положения в обществе. Система образования была рассчитана не на массы людей, стремящихся приобщиться к одной определенной области науки, а на индивидуума, усовершенствовавшегося в самых разных областях знания, и прежде всего в философии.Философия постоянно оставалась одной из основных наук античного мира. По словам Сенеки, «постичь природу и самое себя может только философия. Она восходит к началам всех вещей, потом принимается за исследование души, затем разбирает, что такое истина, каковы ее доказательства» (Ep., 90, 27), иными словами «философия исследует весь мир» (Ep., 95, 10).Представления о целях и задачах научного познания Ранней Римской империи формировались под сильным воздействием идей стоицизма, особенно распространившихся в период становления Империи среди самых различных слоев населения. Стоицизм формулировал свое представление о науке и искусстве, свой идеал мудреца и счастья. Стоическое понимание наук и искусств заметно отразилось в идеологии и общественном сознании римского общества 1 в. Поздние стоики выделяли нравственный аспект в отношениях с действительностью. Вопрос о счастье ставился ими как проблема достоинства человека в системе социальных отношений. Идеал счастья ориентирован на мудреца стоического толка, который видит блаженную жизнь в невозмутимости и спокойствии духа (Sen. Ep., 92, 3).Римский стоицизм берет начало от представителей Средней стой Панетия и Посидония2. Когда Сципион Африканский Младший организовал в Риме литературно-философский кружок, подвинувший римскую публику к изучению эллинистической традиции культуры, он пригласил 2 См.: Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, с. 481 и след.
 
256
ведущего стоического философа II и. до н. э. Панетия. Панетий и его ученик Посидоний развили синкретические тенденции стоицизма. Используя системы Платона и Аристотеля, стоики видели в мировой державе римлян осуществление божественного промысла, где жители были космополитами, а различия между Востоком и Западом, греками и варварами, свободными и рабами не имели решающего значения3. Посидоний (139—51 гг. до н. э.) сделал многое для восприятия греческой философии в Риме. Уроженец Сирии, он несколько лет провел в Афинах, слушая лекции Панетия, а после его смерти отправился в путешествие по Северному Средиземноморью, посетил Гадес и вдоль побережья Северной Африки добрался до Египта, по пути знакомясь с обычаями, знаниями и культурой этих народов. В конце концов он поселился на Родосе, где и основал собственную школу. В 78 г. к нему приезжал слушать лекции Цицерон. Из произведений Посидония до нас дошли лишь отдельные фрагменты. Кроме философии ou занимался астрономией, математической географией, историей, о чем известно по ссылкам и цитатам из античных авторов.Пришедшая на смену республиканской форме правления единоличная власть принцепса, a затем императоров переживалась верхушкой римского общества как длительный, болезненный и напряженный процесс. Надежды на возможное возвращение прежних форм правления постепенно исчезли, иллюзии рассеялись. Скрытая и явная сенатская оппозиция существовала в римском обществе еще долго, но уже как бы по инерции. Фактически каждый житель империи независимо от его социального положения стал подданным государства, верховную власть которого воплощал император. Стоики с их проповедью равенства и независимости человека от внешних обстоятельств и отождествлением миссии Рима с божественным благом оказались особенно влиятельными в условиях, когда вопрос о сохранении человеческого достоинства при новом социальном устройстве стал очень остро.Социальные перемены сместили акценты и в общефилософской картине мира. На первое место выдвигается этическая часть философии. Положение человека в мире и в обществе, его отношение к природе и место в изменившемся социуме принимается объяснять этика. Этические рекомендации были попыткой приспособить индивида к новому пониманию соотношения части и целого. Как в изменившихся условиях сохранить распадающееся единение с целым, что считать благом и как быть счастливым — эти насущные проблемы времени пыталась разрешить этика. Путей к достижению блага предлагалось несколько: свой путь y стоиков, скептиков, эпикурейцев. Практическая философия становилась философией нравственности. Философия может научить человека быть счастливым и свободным, поэтому в построениях основных философских школ доминирует этическая часть философии. Физика, занимавшаяся проблемами бытия и устройством материи, конечно же, не была забыта 3 Там же, с. 454: «...стоики приходили к космополитизму. Именно и этом качестве стоицизм перешел в римскую философию». Ср. также: Stahl W. H. Roman Science. Madison, 1962, p. 45.
 
257
вовсе, но, не удовлетворяя запросов общественной психологии, воспринималась как чистая теория. Философия как бы распалась на практическую и теоретическую области. Практическая часть — руководство для общества, теория — познание высших законов бытия. Современник Апулея и Галена, последователь школы Гая платоник Альбин разделял философию на диалектику, теорию и практику. Теория включала физику, теологию и математику, а практика — этику, экономику и политику 4, т. е. этика, экономика и политика соотносились с практической стороной жизни, а познание природы, устройство универсума и воля божества отходили к области теории.Стоики Ранней империи и самую физику — учение о материальном и космическом бытии — рассматривали с этических позиций. Для главного представителя римского стоицизма I в. Сенеки изучение природы — способ очистить душу, приблизившись к познанию тайн божественного провидения (NQ, praef., 1, 16). «Мудрец исследует и делает для всех ясным, во-первых, природу, а во-вторых, закон жизни» (Ep., 90, 34).Формы отношения человека к природе, непосредственно связанные с мировоззрением и общественной психологией, существенны для понимания культуры любого общества, в том числе и римского. Проблема заключается в том, чтобы выяснить содержание форм отношения человека к природе, степень их зависимости друг от друга в интересующий нас период. Пониманию этих вопросов может способствовать рассмотрение двух произведений, посвященных исследованию природы,— «Естественной истории» Плиния Старшего (23—79 гг.) и «Вопросов природы» Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.). 4 Dillon 1. The Middle Platonists. L.; Duckworth, 1977, p. 272.
 

 

www.sno.pro1.ru

Истоки римской цивилизации

Римская цивилизация во многом была сходна с древнегреческой. Многие ученые даже считают, что существовала единая греко-римская (античная) цивилизация. Другие специалисты (и их большинство) полагают, что Рим создал оригинальную цивилизацию с совершенно иными, чем в Древней Греции, системой ценностей и государственностью. По-своему правы и те и другие: это, конечно, были разные цивилизации, но и сходного между ними было немало.Римская цивилизация, как и древнегреческая, возникла на огромном полуострове (Апеннинском). Но береговая линия Италии значительно ровнее, чем в Греции. Здесь нет множества удобных гаваней, нет поблизости и островов, которые так облегчали жизнь греческих мореплавателей и торговцев. Тем не менее Рим также стал крупнейшей морской державой. Большую роль в жизни Древнего Рима играло земледелие, поскольку климат в Италии (исключая север страны) мягче и теплее, чем в Греции.В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен, в том числе латины, лигуры, умбры, венеты. Сами римляне считали началом своей истории день основания Рима - 21 апреля 753 г. до н. э. К этому времени многие племена, жившие на полуострове, еще пребывали в первобытном состоянии. Но рядом с ними жили и стоявшие на более высокой ступени развития этруски, греческие и карфагенские поселенцы, которые оказали большое влияние на формирование римской цивилизации.В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты селились на побережье Италии и на Сицилии. Они основали многие города, в том числе Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. В таких городах-колониях возникали греческие формы правления, расцветали греческие литература и искусство, философия, техника. Карфагеняне колонизировали запад острова Сицилия. Карфаген (в районе современного Туниса) был крупной колонией финикийцев, но во многом он уже стал самостоятельным и рассылал колонистов по всему Средиземноморью. В упорной борьбе с греками за Сицилию карфагеняне заняли ее значительную часть, а в III-II вв. до н. э. Карфаген стал основным соперником Рима.Об этрусках известно меньше, видимо, они пришли в Италию с Востока. Этруски использовали греческий алфавит, но их язык до сих пор не удалось расшифровать. Памятники этрусской культуры говорят о ее весьма высоком уровне. Поселения этрусков отличались правильной прямоугольной планировкой, в их городах возводились каменные дома и храмы. Эту планировку, как и другие элементы искусства, религии, быта, хозяйственных навыков этрусков, переняли римляне.Поначалу Этрурия (она находилась в районе современной Тосканы) была сильнее Рима, в VI в. до н. э. цари этрусской династии даже правили римлянами. Но могущество последних постепенно росло, и к середине I в. до н. э. этруски, потерпев несколько поражений от Рима, сошли с исторической сцены. Еще раньше, в V- IV вв. до н. э., упало значение греческих городов-колоний.

www.examen.ru

Общественная мысль Древнего Рима | Землянин

kolizeiРимляне, считавшие себя правопреемниками греков, в общественной жизни шагнули дальше их.

Они утверждали, что государство – только достояние общества, объединенного народа, и без общества не возникает и не существует. Объединенный народ они называли гражданами, а общество – гражданским. Если общество отчуждается от государства, перестает понимать и разделять его цели, говорили римские философы, то граждане перестают быть обществом.

В сложных условиях, при почти семидесятимиллионном населении, из которого только половина имела привилегии и права граждан, при сложном общественном устройстве римляне испытывали острую и насущную необходимость в создании регламентирующего это устройство свода правил, постановлений и законов. Для целей управления нужно было общественные отношения так структурировать и свести их в единообразную форму таким образом, чтобы законы реально работали во всех провинциях.

Привычка к систематичности и структурированию дала свой результат. То, что сейчас именуется «римским правом», учитывает право природное (естественное), гражданское (общественное) и право поколений (народов).

Раздел природных (естественных) прав касался всех вопросов семьи, воспитания, наследования или передачи имущества и собственности.

Свод гражданских (общественных) прав имел целью регулировать всю совокупность отношений между гражданами, в том числе, имущественных.

Говоря о своде прав поколений (народов), есть смысл отметить два основных положения. В провинциях, как правило, римская администрация не меняла устоявшихся традиций. Судопроизводство проходило на языке местного населения. Если же слушалась тяжба римского гражданина и жителя провинции, в действие вступали законы Рима и латынь.Достаточно явно разграничивались права народов и права граждан. Приоритет, естественно, был за правами граждан.

Сложная общественная жизнь привела к тому, что любившие порядок и системность римляне выделили юриспруденцию в отдельную науку.

Хотя следует заметить, что в начальный период своего общественного развития процесс судопроизводства и римляне тоже вели «по традициям, прецедентам, мнению уважаемых граждан», словом, по законам неписаным. По понятиям, как теперь говорят. Позже они сделали то, что понимали, но не могли реализовать греческие теоретики: ввели законы как систему отсчета.

Значительно позже, в имперский период истории три раздела законодательства были дополнены четвертым, касающимся личности цезаря (императора). Законы этого раздела обсуждались долго и утверждались тяжело.

Впрочем, римляне были людьми действия. Теоретический спор они перенесли в практическую плоскость. К титулу «первый среди равных» они добавили определение «августейший» и тем самым поставили императора над законом.

Общественная жизнь этого государства оказалась привлекательней самого государства. Ей подражают, ее стараются перенять. Теперь они принадлежат всему человеческому сообществу.Дизайн гостиной

Советуем почитать

zemlanin.info

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции в Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Всеобщей истории" Полибий, который прожил в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше всякий другой народ изменить свои привычки и перенять полезное". Но в то же время римская культура не копировала греческую, она развивала, усугубляла достигнуто, а также привносила свои национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение строгой системы. Самые завоеватели древности - римляне, подчиняя разные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же существенная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.

1. Периодизация

Периоды в развитии древнеримской культуры очень четко соответствуют трем основным этапам в политической истории: царскому, периода республики и периода империи.

Традиционно начинают отсчет истории Древнего Рима с VIII век до н.е., от легендарной даты основания Рима Ромулом и Ремом в 753 г. до н. н.э. К VI в. до н. н.э. Рим представлял собой полис во главе с царями. Большой культурное влияние оказывали на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, ибо остается непонятным его письменность). У них римляне заимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Рима - бронзовая статуя волчицы - выполненная этрусским мастером. Этрусским была последняя из царских династий.

После изгнания царя власть переходит к народному собранию, которые выбирали сенат и двух консулов ​​. В период республики (VI-I вв. До н. Н.э.) Рим покорил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знания греческого языка становится обязательным для образованного человека, копируются греческие скульптуры.

Внутренний кризис республиканского строя, преобразование армии на профессиональную, изменение роли военачальников вызывают гражданские войны. Гай Юлий Цезарь провозгласил себя императором. После убийства Цезаря и ожесточенной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (I в. До н. Н.э. - V в. Н.э.). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обуславливают подъем римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой вклад в культуру Рима, особенно их влияние ощущается в религиозной сфере. Рим долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV в. н. е. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рим был разрушен варварами, и это событие считают концом истории Древнего Рима и древней истории вообще.

2. Религия

Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, свойственные отдельным предметам и людям, на вере в духов - охранников и заместителей мест, действий, состояний. К ним относились гении (хорошие духи, которые охраняли человека в течение его жизни), пенаты (охранники и заместители родного дома, а затем - всего римского народа, отсюда берет свое начало известное выражение - "вернуться к родным пенатам", т.е. вернуться на родину, домой). Верили и в божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были сначала безличные и бесполые, нередко именовались и в мужском, и в женском роде ( Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение уделялось разного рода гаданием (за летом птиц, по внутренностям животных и т.п.).

Под влиянием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. В плебеев (ниже слой граждан) была своя троица божеств: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Общеитальянский богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любви и красоты). Некоторые боги почитались главным образом людьми одного состояния или профессии (торговцы уважали Меркурия, ремесленники - Минерва). В римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния состоялось определенное сближение римских богов с греческими и заимствование греческой мифологии ( Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап т.д.). Проникали в Рим и восточные культы - Исиды, Осириса, Кибелы, умирающего и воскресающего бога Митры.

Характерной чертой мировоззрения древних римлян была мифологизация истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об основании Рима рассказывал миф о братьях Ромула и Рема, которые сначала чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были вскормлены волчицей. Начиная с древнейших времен передавались рассказы о военной доблести и патриотизме римлян. Одна из них - о Гая Муция, прозванного Сцевола (левша). Во время осады Рима этрусками он пробрался во вражеский лагерь и попытался убить царя, но был схвачен. Чтобы показать врагу стойкость духа римлян, Гай Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не произнося ни звука. Ошеломленные этруски отпустили Муция и сняли осаду. Позже в честь военных побед Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себя избранным, а свое государство - одной из высших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.

2.1. Возникновение христианства

Подробнее в статье Христианство

По мере нарастания общего кризиса Римской империи наступает и кризис традиционной религии. Вследствие сложного синтеза восточных религий и культов, прежде иудаизма, платоновской и эллинистической философии (в частности стоицизма) и социальных утопий возникает новая религия - христианство. С иудаизма - монотеистической национальной религии еврейского народа - в христианство пришла та часть Библии, которая называется Ветхим Заветом - сборник древних священных текстов. Он складывался на протяжении I тысячелетия до н. н.э. и содержит изложение мифологических систем и сюжетов, исторические предания, религиозную публицистику и притчи, философско-моралистические произведения и любовную лирику, образцы религиозной мистики.

Что составляет содержание новой религии - христианства? Если пытаться сказать кратко, то это вера в то, что две тысячи лет назад Иисус родился от Девы Марии и Святого Духа, был сыном божьим, проповедовал, страдал и умер на кресте для прощения грехов человеческих. Священной книгой христиан стала Библия, в которую вошли Старый Завет и Новый Завет. Новый Завет содержит: 4 Евангелие (в переводе с греческого "евангелие" - благая, добрая весть) - от Матфея, от Марка, от Луки и Иоанна, в которых описано земной жизни Иисуса Христа Деяния святых Апостолов (учеников Христа) Соборные послания святых Апостолов; Послание Апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Опыт, воплощенный и зафиксированный в Библии, обогатил народную мудрость, повлиял на развитие литературы, изобразительного искусства, философской мысли.

Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисусе имеют под собой несомненное историческое основание. Большинство историков сходятся во мнении, что Иисус (который родился в 4 г. до н. Н.э.) был реальным подвижником и проповедником, который жил в Иудеи и героически принял мученическую смерть за веру и истину. Историческими (т.е. такими, которые реально существовали) личностями считается и большинство апостолов - ближайших учеников Христа ( Петр, Андрей, Иван, Павел и проч.). Следуя примеру своего Учителя, Апостолы не должны были обладать имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-нибудь, кроме хлеба.

Христос проповедовал две "наибольших заповеди в законе", в которых сосредоточен весь дух и значение истинной веры. Первая из них: "... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим ...", вторая же: "возлюби ближнего твоего как самого себя на сих двух заповедях утверждается весь закон ..." (Евангелие от Матфея . 22.37; 39-40).

Лучшая в раннем христианстве идея равенства людей перед Богом была своеобразной формой протеста завоеванных и угнетенных. Новая религия, которая сначала распространилась среди низших слоев общества в восточных провинциях, испытывала сурового преследования. Первые упоминания о христианах в римских источниках относятся ко времени правления императора Нерона (I в. н. н.э.), когда их обвинили в поджоге Рима и устроили массовую казнь. Постепенно христианство завоевывает все больше поклонников, а верхушка церковнослужителей вступает в союз с властью. Император Константин I в начале IV век н. е. признал христианство равноправной религией, а в конце IV в. император Феодосий I запретил все языческие обряды, т.е. христианство превратилось в государственной религии.

3. Система воспитания и образования

Особую роль у римлян играло семейное воспитание. Дети воспитывались в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин. Древнее законодательство предусматривало строгое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожествлением гражданской и военной добродетели. В V в. до н. н.э. появились элементарные (в переводе с латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позднее среди знатных и богатых семей получила распространение домашнее образование. Во II в. до н. н.э. возникли грамматические и риторские школы, которые также были доступны только для детей богатых римлян. Риторские школы были своеобразными высшими учебными заведениями ( ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя создали достаточно устойчивые группы, которые получили название "кафедры". По такому же принципу оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает в II ст. н. е. ( Рим, Афины). Студенты, которые приезжали получать образование из разных частей Римского государства, объединялись в землячества - "хоры".

В период республики обучение было частным, и государство в него не вмешивалась. Однако во времена империи государство начало контролировать систему образования. Учителя превратились на оплачиваемых государственных служащих. Согласно размеров каждого города устанавливалась количество риторов и грамматиков. Учителя пользовались рядом привилегий, а в IV в. н. е. все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Такая система имела и положительные, и отрицательные последствия.

4. Наука

Римляне сумели освоить и переработать накопленный наукой разных стран потенциал и, развивая его, достичь значительных результатов, особенно в тех областях знаний, где возможное практическое применение научных достижений.

На римской философии сильно сказывалось греческое влияние, тут не сложилось ни одного оригинального направления. Известность получили прежде всего морально-этические учения. Почти официальной доктриной римской державы стал стоицизм, который видел цель философии в том, чтобы указать путь к счастью. Выдающимся представителем этого направления был Сенека. Он играл заметную политическую роль при императоре Нероне, но закончилась его карьера трагически. Заподозрив участие Сенеки в заговоре, Нерон заставил философа покончить самоубийством. Сенека прежде разрабатывал проблемы практической морали : преодоление страха смерти, важность сдержанности, этическое равенство людей, существование судьбы. Философская разработка такого круга идей позволяет считать учение Сенеки одним из источников христианской этики.

Заметным вкладом римской науки было создание целого ряда энциклопедических работ, которые систематизировали знания, накопленные в разных сферах. Так, основные идеи античной материалистической мысли о атомы, о смертности души, независимость природы от свободы богов излагает Тит Лукреций Кар в научно-просветительской поэме "О природе вещей". Он, в частности, формулирует фундаментальные идеи связи движения и времени, сохранение вещества ("из ничего ничто возникнуть не может и в полное ничто вернуться"), бесконечность мира ("Вселенной действительно в одном направлении ни граница не замыкает ... Признать должен то, что не имеет конца, в какую сторону бы не распространялся, вселенная") .

Классическая работа по географии принадлежит Страбону, который собрал в своей "Географии" все существующие сведения о странах и народах - от Великобритании в Индии. Птолемей, обобщая астрономические наблюдения, разработал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли, которая имеет форму шара, вращаются Солнце и другие планеты. Эта модель оставалась господствующей в Нового времени. Главной фигурой античной медицины и неопровержимым авторитетом в течение последующего тысячелетия был Гален, изучавший нервную систему, спинной мозг. Галену принадлежит первая в истории науки концепция кровообращения.

Учитывая особое отношение римлян к своему государству поняла исключительная роль исторической науки в Древнем Риме. Историками часто становились люди, занимавшие высокое общественное положение и принимали активное участие в политической жизни. Исторические произведения принадлежат Юлию Цезарю ("Записки о галльской войне"). Близким к Октавиана Августа был Тит Ливий, произведения которого являются почти единственным источником для изучения ранних периодов в истории Рима. Тацит нарисовал картину римской истории времен империи, уделив значительное место варварским племенам, которые нападали на Рим, вспомнив среди других и венедов (одно из названий славянских племен в старину). Одним из самых популярных историков мира остается Плутарх, который избрал жанр исторического портрета. Его произведения и сейчас издаются большими тиражами, читаются. В "Сравнительных жизнеописаниях" он отыскивает параллели в греческой и римской истории через рассмотрение биографий прославленных людей.

Исключительно значимым и оригинальным вкладом Древнего Рима в мировую научную традицию является создание юриспруденции. Римское право обязательно входит в учебный курс всех современных высших учебных заведений, которые готовят юристов. Первые законы были письменно оформлены во времена борьбы плебеев с патрициями в ранней республике и воплотили победу равенства политических прав всех граждан Рима. В результате появились так называемые "Законы Двенадцати таблиц", которые заложили основы римского законодательства. Важный вклад в развитие юриспруденции сделал Марк Туллий Цицерон - выдающийся оратор, автор трудов по философии государства, последовательный сторонник демократического правления. После убийства Цезаря он пытался воспроизвести республику, но тщетно.

В Риме действовала четкая судебная система. Во времена поздней республики и империи, когда в законы часто вносились изменения, возникла необходимость информировать граждан о законах, которые принимались. За Юлия Цезаря на центральную площадь выставляли гипсовую доску с сообщениями о военных победах и правительственные акты и решения - "Ежедневные сведения римского народа" (своеобразный прообраз газет). Копии рассылались по государству во все провинции.

5. Литературная традиция

Совершенно особая роль принадлежит в мировой культурной традиции латинском языке. Масштабы римских завоеваний превратили ее в язык межнационального общения для всех покоренных народов - от Испании в Междуречье. На основе так называемой "народной латыни" возникло много современных европейских языков: итальянский, испанский, французский, английский. В дальнейшем латынь долго оставалась в Европе языком литературы и науки, а в медицине не потеряла эту роль и сегодня. Латинской ведется католическое богослужения.

Особенность развития латыни заключается в том, что долгое время речь эта совершенствовалась не в художественном творчестве, а прежде всего в политической сфере: в выступлениях ораторов в сенате и на судебных процессах, в законотворчестве, в политической публицистике. О образность языка свидетельствует множество афоризмов, которые живы и сейчас: "Карфаген должен быть разрушен" ( лат. Carthaginem esse delendam - Катон), "Пришел, увидел, победил" ( лат. Veni vidi vici - Юлий Цезарь), "Пока, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?" ( Цицерон) и многие другие. Цицерон, который считал себя прежде всего политиком, по сути был творцом латинской художественной прозы. Образцовым стал стиль его речей, писем, философских произведений. Своеобразное продолжение этой традиции мы видим уже в художественной литературе : именно в Древнем Риме впервые появляется прозаический роман. Самым популярным был сатирический роман "Метаморфозы, или Золотой осел" Апулея.

Поэзия Древнего Рима не имела собственной национальной традиции. Она начинает активно развиваться только под влиянием греческой литературы, в конце республиканского периода. Переломную роль сыграло творчество Катулла. Ее главная тема - не Римское государство, не римский народ, а личные переживания, чувства и мысли. Он создает цикл лирических стихотворений, большинство из которых передает драматические изломы отношений с женщиной, выведенной под поэтическим псевдонимом Лесбия. В отличие от эпических поэм, при чтении его стихов практически не ощущаешь временной дистанции.

Время правления Октавиана Августа часто называют "золотым веком" римской литературы. Современниками были три больших римских поэты - Вергилий, Гораций и Овидий. Самым знаменитым произведением римской литературы стала поэма Вергилия " Энеида" . Вергилий с блеском решил очень трудную творческую задачу. Дело в том, что "Энеида" - это литературный эпос, т.е. она не имеет народной устной основы, полностью созданная поэтом. К тому же поэма сразу стала частью римской государственной идеологии - поэт писал на политический заказ императора. Коротко содержание поэмы такой. Эней - сын царя Анхиза и богини Венеры, один из защитников Трое, после ее падения отправляется в плавание на корабли, долго скитается и наконец, исполняя волю богов, прибывает в Италию и становится родоначальником римского народа. От него же ведется и родословная Юлиев, к которым принадлежал Октавиан Август. Непревзойденным считается владение Вергилием выразительными средствами языка. Брюсов писал, что "для поэта чтения? Энеиды ?в оригинале есть сплошным рядом удивлений ... перед властью человека над стихией слов". Существует множество переводов поэмы на современные языки. Можно вспомнить, что начало формирования современного украинского литературного языка положила авторизованная "Энеида" Ивана Котляревского.

Лирическими поэтами были Гораций и Овидий. Творчество Горация пронизано пониманием роли поэта в обществе. Особенно четко эти мысли прозвучали в оде "Памятник". К этому сюжету Горация обращался А. С. Пушкин ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный ..."), другие.

Трудно сложилась судьба Овидия. Его сборник "Искусство любви" принес ему огромную популярность и обвинения в безнравственности. Затем он обратился к классическим сюжетам - "Метаморфозы" ("Превращение") - поэтическая переработка мифов, в сюжете которых присутствуют замечательные преобразования. По не совсем понятным, вероятно политических, причин Овидия было сослано в Причерноморья, откуда он писал пронизанные тоской "Письма с Понта" (греческое название Черного моря - Понт Эвксинский).

Во времена императоров из династии Флавиев и Антонинов древнеримская поэзия развивалась в направлении символизма, формируется новая латинская литература. Представителями ее были Тит Анниан, Публий Помпоний Секунд, Понтика.

В римские времена появилось много новинок в книжном деле. Кроме папируса, распространился изобретенный в малоазийском городе Пергаме материал для письма - особым образом обработанная кожа - пергамент. Кроме книг - свитков появились книги-кодексы, которые от современных книг отличались только способом скрепления листов. Библиотеки как хранилища документов, книг существовали уже давно, а вот библиотеки для общественного пользования возникли именно в Риме. Интересно, что в этих библиотеках были предусмотрены довольно изолированные места для работы, поскольку в те времена люди читали исключительно вслух.

6. Искусство

6.1. Архитектура

6.1.1. Общественная архитектура

Для практических римлян искусство было одним из средств разумной организации жизни, отсюда - ведущее место архитектуры. В архитектуре римляне объединили этрусском и греческий традиции, восточные элементы. Римляне разнообразили строительные материалы : использовали очень крепкий соединительный известковый раствор, изобрели бетон. Римские архитекторы и строители совершенстве освоили и очень широко использовали арочную конструкцию, ее развитием стали своды и купол.

Центрами политической и культурной жизни в городах были форумы (буквальное значение - рыночная площадь). Здесь на ранних этапах проводились Собрание, возводились главные храмы и другие общественные здания (большинство из них представляли собой базилики - прямоугольные в плане, распределенные поперечными стенами на несколько залов, в переводе - "царский дом"). Всех превосходил уже в республиканскую эпоху, конечно же, римский форум. Юлий Цезарь положил начало традиции строительства форумов каждым новым императором ( Форум Августа, форум Траяна). Частью форумов были мемориальные сооружения, которые прославляли победы римского оружия, выдающихся полководцев, а затем императоров: триумфальные арки и колонны (знаменитая - колонна Траяна).

В Древнем Риме создается ряд абсолютно новых типов сооружений. Это прежде амфитеатры. Наибольший - амфитеатр Флавиев или Колизей (I в. н. н.э.). Места для 50 тысяч зрителей опирались на конструкцию, фасад которого имеет вид трехъярусной аркады. Арена в форме эллипса была обеспечена сложной системой подземных технических помещений. Важной частью римского образа жизни были термы, которые служили не только банями, но и культурными центрами, местами встреч, отдыха. В эпоху империи термы стали огромными сооружениями с внутренним убранством, которые не уступали дворцам. Кроме помещений с холодными и горячими бассейнами, они включали залы для отдыха, для физических упражнений, а иногда и библиотеки. В бедных городских районах впервые появляются многоэтажные жилые дома - инсулы.

6.1.2. Культовая архитектура

Как и ранее важным было культовое строительство. В отличие от греков, римляне вмещали колоннаду чаще всего только перед фронтальной стороной храма. Часто строили круглые в плане храмы - ротонды (от латинского - круглая). Они разработали свои варианты дорийского, ионийского и коринфского ордеров, причем в их использовании не было такой строгости, как у греков. По мере роста могущества Рима храмы, сначала довольно скромные, становились все богаче и прекраснее.

Своего наивысшего воплощения архитектурная и инженерная мысль Древнего Рима получила в Пантеоне - храме всех богов, построенном во II в. н. е., вероятно, Аполлодором Дамасским. Храм представляет собой ротонду, вход в которую украшен портиком. Купол этого храма, отлитый из бетона, в диаметре превышает 40 м (по размерам он оставался в Европе непревзойденным до XIX в.) Люди древности воспринимали купол как символ неба - воплощение верховного бога Юпитера. В связи с этим особую роль играл единственное отверстие, находится в высшей точке купола. Столб света, который проникал через него, становился центром композиции. Периметр храма и его высота практически одинаковые, такие пропорции "увеличивают" помещение. В нишах вокруг зала в древности стояли статуи богов. Очень богатыми является внутренняя отделка различными сортами мрамора, которое полностью сохранилось до наших дней. Впервые в мировой архитектуре в этом храме главная роль отведена не внешнему виду, а созданию особой внутренней атмосферы.

Известными архитекторами поздней эпохи Римской империи были Анфемий Траллський, Исидор Милетский Старший, Исидор Милетский Младший.

6.1.3. Римские дороги

Прославили римлян и их технические сооружения. Сеть замечательных мощенных камнями дорог соединяла все части огромного государства. Древнейшая Аппиева дорога, которая вела в Рим, служит и сейчас. Римляне заимствовали на Востоке и довели до совершенства арочную конструкцию мостов. Города обязательно оснащались сложной системой водоснабжения. Символом могущества и богатства Рима была проточная вода, которая струилась в римских уличных фонтанах. Водопроводы были как подземными, так и наземными. В наземных водопроводах - акведукам - керамические трубы клали на высокую аркаду. Для грязной воды строились подземные каналы.

6.2. Изобразительное искусство

Свои особенности имело изобразительное искусство. Если греческая скульптура прославилась прежде обобщенными образами, которые воплощали человеческую красоту, то в Риме значительного развития приобрел жанр психологической скульптурного портрета. Его источниками были: особый культ семьи (латынью - "фамилии"), предков у римлян, с одной стороны, а с другой - новое восприятие личности, ее роли в истории. Искусство "оживило" историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Помпея Великого, Юлия Цезаря, Цицерона, Октавиана и других.

Фресковое живопись и мозаика - реалистические, с богатой цветовой гаммой, с передачей объема и глубины пространства - стали известны после раскопок городов Помпеи и Геракуланума, уничтоженных во время извержения вулкана Везувий в 79 г. н. е. Эта трагедия, которая принесла гибель людям, сохранила жизнь произведениям искусства. Раскопки здесь начали в XVIII в., они продолжаются и сейчас. О живописные портреты узнали после археологических находок в Фаюмском оазисе в Египте, где сложился похоронный обряд, объединивший восточные и западные традиции. На досках (иногда - тканях) на восковой основе были написаны портреты умерших, которые поражают изяществом, а также точностью передачи не только внешности, но и внутреннего мира человека.

6.3. Театральное искусство

Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками сбора урожая. Самобытным римским театральным жанром были мимы - бытовые комические сценки, которые включали диалоги, пение, музыку и танцы (своеобразный прообраз современной оперетты). Позже стали относиться комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они занимали, как правило, низкое общественное положение. В Риме впервые возникают профессиональные актерские труппы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные представления.

Большой популярностью в Риме, особенно в период упадка, пользовались цирковые представления, гладиаторские бои, что свидетельствовало о деградации театральной культуры.

См.. также

Источники

Curly Brackets.svg Эту статью необходимо отформатировать, используя язык разметки Вики.

Вы можете помочь проекту, исправив

nado.znate.ru