Общая характеристика древнего рима. Ответы ИПУЗ / 15 Общая характеристика политических учений Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Общая характеристика древнего рима


Общая характеристика древнеримской культуры

Основная статья: Периодизация истории и общая характеристиа культуры

Рим - древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754 - 753 до н.э. и к середине III в. до н.э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем — крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни.

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима. И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность.

Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало — над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения господствующей идеологии.

В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

Искусство Царского периода

В древний период искусство на территории Рима развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи бронзы (культура Виллановы, 900—500 до н.э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором).

В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII — IV вв. до н.э.) римское зодчество заимствовало у этрусков зачатки регулируемой осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек  впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н.э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства.

С началом греческой колонизации в VII — IV вв. до н. э. важную роль стали играть и древнегреческие традиции. Римляне восприняли у греков систему архитектурных ордеров, многие формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

studfiles.net

Шпаргалка - Государство и право античного мира

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

РЕФЕРАТ

Тема: Государство и право античного мира (Рим)

Студент:

Содержание:

1. Древний Рим – общая историческая характеристика и историческая периодизация.

2. Общественный строй и государственное устройство Древнего Рима в соответствии с историческими периодами.

3. Законы XII таблиц:

а) история создания;

б) важнейшие нормы публичного права; деликты;

в) правовое положение основных групп населения;

г) отрасли права;

д) суд и судебный процесс.

4. Институции Гая :

а) источники и система римского частного права в институциях Гая;

б) правовое положение основных групп населения;

в) отрасли права;

г) иски и судебный процесс.

5. Литература.

1. Древний Рим – общая историческая характеристика и историческая периодизация.

Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в древней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся, Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу – греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнерусский полис – с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.

Хронологические рамки истории римского права охватывают период от царского правления, датируемого годом основания Рима (753 г. до н.э.) до его падения в 476 г. до н.э.

В истории римского государства различают три основных периода.

Первый – древнейший царский – от основания Рима первым его царем Ромулом в 753 г. до н.э. до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н. э.

Второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю и делится на два подпериода:

а) период ранней республики характеризуется непрекращающейся борьбой между патрициями и плебеями (VI – IIIвв. до н.э.)

б) период поздней республики характеризуется захватническими войнами, оформлением рабства (III – I вв. до н.э.).

И третий – имперский – распадается на два подпериода:

а) период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др. (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.)

б) период домината (от dominus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи (284 – 476 гг.).

2. Общественный строй и государственное

устройство Древнего Рима

Царский период:

Общественный строй: Если рассматривать эпоху царского Рима, то мы можем увидеть, что в основе его лежали ценности, которые основывались на вере в Бога, в стремлении жить по справедливости, по неписанным законам, жить по смыслу пути, сохраняя те исконные традиции и обычаи, которые из века в век живут в наших генах.

Царский Рим – это период самоорганизации, саморегуляции.

Многие историки: С.Л. Утченко, Н.Н. Трухина, В.Г.Графский, описывая эту эпоху, отмечают: «Римское общество «царского периода» не было еще классовым обществом. Римляне жили родовым строем».

По преданию, все население древнейшего Рима состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курии, которых насчитывалось 30, а каждые 10 курий объединялись в трибу, всего их было 3.

В каждом роде все его члены сообща владели землей, имели общее кладбище, общие религиозные праздники, общее родовое имя. Старшина рода, избирался по вече, всеми его членами.

К XVII в. до н.э. население Рима делилось на патрициев – выходцев из старинных родов и плебеев – людей пришлых.

Полноправными в римской общине были только лица, принадлежащие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями. Из этого следует, что плебеи – люди пришлые не входили в рода, и на наш взгляд они во многом повлияли на формирование новых ценностей местного населения.

Как пишет Черниловский, «Происхождение плебеев неясно и спорно несомненно только, что они стояли вне племенной организации, и потому не могли принять участие в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались ремеслами, торговлей… Торговое и промышленное богатство главным образом было сосредоточено в их руках ».

Интересно, что появление плебеев в Риме хронологически совпадает с «великой греческой колонизацией», когда греки торговцы, только что пережившие архаическую революцию, устремились в новые земли.

Вокруг Рима постепенно сжимается кольцо греческих торговцев. Они расселяются в начале по границам, а затем внутри, организуют рынки, постепенно за счет торговли усиливается их влияние. Они проникают в армию, не прекращая своей деятельности. Деньги, торговля, жажда обогащения, культивируемые торговцами, потомками Европы, становились тем раздражителем, который постепенно оказывал все большее влияние на народы в среде которых растворились «европейцы» — колонизаторы. Это была тихая, ползучая мировоззренческая колонизация, которую местные народы так и не замечали, постепенно сами, подчиняясь её ценностям и образом.

Государственный строй: В царский период власть осуществляли: царь, сенат и народное собрание.

Царь командовал войсками, осуществлял руководство в управлении общины, был облечен функциями верховного жреца.

Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов. Сенат также утверждал законы.

В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Собрание обладало правом наделять выбираемого им царя высшей властью (империумом), оно же утверждало все принимаемые законы.

Республиканский период.

Государственный строй: Теперь государством вместо царей правили два консула (магистраты), которые избирались только из числа патрициев.

«Власть консулов была очень велика они были главнокомандующими римской армией на войне, правителями и судьями Римской общины в дни мира. Им принадлежало право созыва народного собрания» (С. Л. Утченко).

Наряду с консулами в римской республике большую роль играл сенат. Состоял из патрициев, ведал государственными финансами, внешней политикой, утверждал все законы и руководил выборами должностных лиц.

Также в республике существовало народное собрание (comite — комиции), они считались законодательными органами. И были трех видов. К первому относилисьсобрание по центуриям (центурия – воинское подразделение, состоявшее из ста человек). Они решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистров, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни.

Ко второму виду комиций относилисьсобрания по территориальным трибам. Здесь преобладало влияние плебеев. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, т. к. их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан.

Третий вид народного собрания составляли куриатные комиции. При родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства её утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

Общественный строй: В первом пункте ответа было указано, что ранняя республика характеризуется непрекращающейся борьбой патрициев и плебеев.

За равные права с патрициями плебеи использовали малейшую возможность. Т. к. плебеи являлись основным ядром римской армии в 494 г. до н.э. отказались участвовать в очередном походе, и ушли на Священную гору в полном вооружении.

Патриции вынуждены были пойти на большую уступку – был принят Священный закон народных трибунов, которые избирались из числа плебеев.

Личность народного трибуна являлась священной и неприкосновенной. Народный трибун имел право останавливать действие всякого патрицианского начальника, произнеся слово «вето».

Но окончательно патриции и плебеи были уравнены в правах только в

III в. до н.э., когда один из двух консулов теперь непременно выбирался из плебеев.

Когда, казалось бы, все уравнены в правах, должен быть расцвет но период поздней республики характеризуется оформлением рабства.

Как отмечает Иловайский, «хотя различия между патрициями и плебеями уничтожились, и все граждане римские имели равные права… в действительности этого равенства не существовало. В Риме осталось только два класса богачей и бедняков».

В результате захватнических войн во II – I вв. до н.э. Рим стал гигантской державой, границы которой охватывали все средиземноморье.

Расцвет торговли и прямое ограбление захваченных территорий привели к развитию в Риме товарно-денежных отношений, что принципиально изменило жизнь римского крестьянства. Крестьяне разорялись, нередко насильно сгонялись с земли, труд свободных людей заменялся трудом рабов.

Лишившиеся земли крестьяне становились арендаторами или батраками, другие же превращались в пролетарий, существовал за счет государственных раздач хлеба и денег, или щедрот политиков, стремящихся завоевать популярность у избирателей.

Имперский период.

Государственный строй: В 27г. до н.э. Октавиан объявляется сенатом пожизненным императором и получает имя и титул Августа.

Так начался императорская эпоха римской цивилизации.

Августу удалось на время успокоить внутренние конфликты. Император не злоупотреблял своими огромными полномочиями, он поддерживал уважение к республиканским традициям и вообще считал, что восстановил республику.

Сенаторы при Августе сохраняли свои привилегии, неимущие граждане ежемесячно получали бесплатно зерно, император также сумел привлечь на свою сторону всадников (самый высокий класс в Римской империи) и новую торговую знать.

«Золотой век», так называли современники годы правления Августа. Однако краткий период попытки оздоровления общественной жизни скоро закончился. После смерти основателя империи наследники Августа почувствовали себя неограниченными владыками и стали искоренять последние остатки народовластия.

Народное собрание потеряло всякое значение, сенаторы подверглись преследованиям и казням. Был издан закон «об оскорблении величества», по которому привлекались к суду люди, дурно говорившие о правителях. Запрещались и сжигались неугодные императору книги. В Риме расплодились доносчики, при которых было опасно сказать лишнее слово даже на домашнем пиру. Страх и молчание воцарились в Римском государстве на долгие годы, почти до самого конца V в. н.э.

Общественный строй: В римской империи рабовладельческий строй достигает кульминации в своём развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

Но со временем происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остаётся важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится всё более неустойчивым, что влечёт за собой во II – III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната.

3. Законы XII таблиц :

а) история создания;

Законы XII таблиц (451 – 450 гг. до н.э.)представляют собой, выполненные на 12 медных досках, краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в политических правах с патрициями. Кроме этого они требовали освобождение от тягот долгового рабства, более справедливого дележа agerpublicus (общественного земельного фонда), права вступать в брак с представителями патрицианских родов.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские законы вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих условиях было решено избрать 10 человек из патрициев, с тем, чтобы они подготовили законы для города-государства. Первые 10 таблиц вызвали у плебеев нарекания за их неполноту. И на следующий год выбрали снова 10 мужей, но уже с равным представительством от патрициев и плебеев, которые добавили к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (LegesDuodecimtabulorum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (мужей) (Decemvirilegibusscridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 году.

Но в своём первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI- XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остаётся неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некоторых учёных (Е. Паис, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения.

б) важнейшие нормы публичного права; деликты

Норма права – установленное государством общеобязательное привило общественного поведения.

В Законах XII таблиц нормы права выражены в IX таблице:

1-2. (Цицерон. О законах. 111,4,11,19,44). Привилегий, т.е. отступлений и свою пользу от закона, пусть не испрашивают. Приговоров о казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях… Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.

3. (Авл Гелий. Аттические ночи. XX. 17). Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?

4. (Помпоний. Во 2 титуле 1 кн. Дигест). Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в законе XII таблиц.

5. (Марциан. В 4 титуле 48 кн. Дигест). Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского гражданина.

6. (Сальвиан. Оправлении божьем. VIII). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека.

Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на частные и публичные. Деликт частный возникал вследствие кражи, личной обиды (включая членовредительские действия) или причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджег строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10 — 11).

Деликт публичный возникал как преступление, которое наказывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись в подстрекательстве «врагов римского народа» к нападению на Рим, а также лица, предавшие «врагу римского гражданина» (X, 5). Такие преступления именовались термином «crimina», от которого произошли современные выражения типа «криминальный кодекс», «криминалистика» и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позорящие других лиц) и их исполнители. К тому же роду относились лжесвидетельства, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая или потрава или жатва в ночное время и др.

в) правовое положение основных групп населения;

Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность (во всяком случае формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходившая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.

г) отрасли права;

Публичное право,

— уголовное право,

Сакральное право,

Личное право:

— семейное право,

— наследственное право,

Вещное право

д) суд и судебный процесс;

Во времена Законов XII таблиц суд, по свидетельству Цицерона, имел состязательный характер. «Судебным спором называется состязание доброжелателей, а не тяжба врагов… то есть закон считал, что близкие спорят, а не бранятся» (О государстве. 4.8.8). Одной из важных гарантий такого варианта разбирательства была традиция истолкования суда как процедуры отыскания справедливого решения (пользование правом – это искусство извлечения пользы и справедливости, по Цельсу-младшему). Кроме того, судебное состязание предполагало некоторую связанность правилами, накладываемую на участников их волеизъявлением и предполагающую в некоторых случаях добровольное исполнение судебного решения. Отсюда возникло выражение iudiciocontahimus – судебным разбирательством мы вступаем в договор (со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Дальше мне бы хотелось рассмотреть легисакционный процесс. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая – ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определённых для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Таблица I

1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно.

2. Если (вызванный)измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку.

3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное… Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан.

4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.

5. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении).

6. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают (свое дело).

7. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении).

8. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).

4. Институции Гая:

а) источники и система римского частного права в Институциях Гая;

Гай резюмировал всю совокупность источников права в таких словах: «Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императора, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов» (Институции. 1.2).

Указы императора имели несколько разновидностей: конституции, декреты, мандаты и рескрипты. Решения собрания именовались плебисцита и имели силу закона. Гай опускает, но подразумевает обычное право, а также естественное и общенародное право.

О двух последних он говорит при разборе конкретных казусов или институтов права. «И не только то, что делается нашею собственностью посредством передачи (traditio), принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйственными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздушном пространстве (птицы)… По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля» (Институции. 1.2).

б) правовое положение основных групп населения;

Все лица по отношению к публичной правоспособности делятся на свободных и рабов. Свободные в свою очередь могут быть свободнорожденными и вольноотпущенными, причем последние подразделяются ещё на три категории: полноправные граждане, латиняне и покорённые с оружием в руках. Это деление лиц отнесено к разряду высшего деления.

В отношении свободы и её взаимосвязи с правоспособностью Гай выстраивает градацию из нескольких статусов: с наибольшей утратой правоспособности (лишение свободы, утрата дееспособности по возрасту, болезни), с частичной (изгнание, выселение, взятие в плен) и малой (изменение в семейном статусе, переход из-под власти отца под власть мужа). В случае совершения тяжкого преступления гражданин мог уйти на положение латина либо перегрина (с отказом от прав гражданства).

По отношению к частной правоспособности все лица делятся на самовластных, имеющих гражданскую самостоятельность («в своём праве»), и на подчиненных чужой власти («в чужом праве»). К первым относятся лица вполне самостоятельные, свободные, а ко вторым – лица, находящиеся под опёкой и попечительством. Лица второй разновидности подразделяются по роду власти (и тем самым роду зависимости), которой они подчинены, на лица в потестарной власти (родительской и власти домовладыки), и лица под властью мужа или обязательства, оформленного обрядом манципации.

в) отрасли права;

Гражданское право,

Вещное право,

Публичное право,

— уголовное право.

Частное право:

— семейное право,

— наследственное право,

г) иски и судебный процесс;

Если законы устанавливают общезначимые ограничения произвола, гарантируя тем самым определенный уровень социальной свободы, то защита актуальных субъективных юридических ситуаций реализуется посредством организованного спора частных лиц при посредничестве особой публичной власти – судебной. Утверждая основанную на законе претензию против другого лица и выявляя в суде обоснованность этой претензии, субъект права добивается признания своего правомочия и воплощает в жизнь положение закона. На практике само существование средств защиты придавало такую действенность норме закона, что одна угроза судебного преследования зачастую обеспечивала беспрепятственное осуществление специфических отношений, в законе прямо не упомянутых.

Термин «законный иск — legisactio» указывает не столько на формальный источник иска – lexpopuli, сколько на фиксированный характер самого иска: «legeadere» означает «certisverbisagere» — искать в суде посредством определенных слов фиксированного заявления (lexprivate – частного закона), текст которого почитался неизменным, как слова закона.

Во всей четвертой книге Институций Гая говорится об исках, в ней рассматривается история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

Суд во времена перехода к авторитарному правлению становился нередко опорой диктаторской власти. Цезарь в связи с этим установил высокий имущественный ценз для судей, который фактически лишил возможности занимать эти должности не только малоимущий, но и средний класс. Во времена империи большую роль в делах правосудия стали играть Совет при принцепсе и начальник императорской гвардии. В число членов суда стал входить также начальник полиции. В правление Нерона и затем Траяна стали процветать доносчики. Социальная напряженность содействовала появлению ускоренных и упрощенных форм судебного разбирательства. Появляются постоянные уголовные комиссии по делам о взятках и вымогательствах (после 149 г. до н.э.). учреждаются экстраординарные суды по делам о заговорах против устоев государственной жизни. Вся организация уголовной репрессии функционирует под началом императора, и подобные авторитарно-монархические тенденции сводят на нет провозглашенные в IV в. императором Константином принципы равенства граждан перед законом и правосудием.

Литература:

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА — М), 2001.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.1 / под общ. Ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004.

4. Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперимент. учебник для VI класса средних учебных заведений. – 2-е изл., испр. и доп. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995.

www.ronl.ru

Тема 15. Общая характеристика древнеримской культуры. Искусство Древнего Рима в царский период.

Количество просмотров публикации Тема 15. Общая характеристика древнеримской культуры. Искусство Древнего Рима в царский период. - 447

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели поэтическое мировосприятие древних греков, сформировавшееся на менее зрелом этапе античного рабовладельческого общества. В культуре Рима преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда – ведущая роль официальной гражданской архитектуры в римском искусстве, развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа, исключительное развитие различных областей римского права и т. д.

Напротив, в таких видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, а также в поэзии римляне были менее оригинальны, и здесь сильнее выражена их зависимость от греческих и эллинистических образцов.

Римская религия, не имевшая того поэтического характера, который составлял основу греческой религии, была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, ʼʼбог первого крика ребенкаʼʼ, ʼʼбог произрастания зернаʼʼ).

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь – этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

Общие характеристики древнеримского искусства˸ отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая, конкретная ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность – пороком, роскошь преследовалась законом. Первоначально Рим, являвшийся небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями – племенами латинов, эквов, вольсков – и подчинил их своей власти. Следующим Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду˸ прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы – кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

referatwork.ru

15 Общая характеристика политических учений Древнего Рима

Общая характеристика политических учений Древнего Рима

В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74-71 гг. до н э. и др.).

С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

К первому из них следует отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных антагонизмов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как "говорящего орудия" и т.п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном равенстве" всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством - идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи.

На протяжении II-III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

studfiles.net

Культура Древнего Рима. Общая характеристика

Культура Культура Древнего Рима. Общая характеристика

просмотров - 64

В период эллинизма (323— 146 гᴦ. до и.э.) высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. В то же время проис­ходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Алек­сандра Македонского, где она соединяется с восточными куль­турами. Именно данный синтез греческой и восточной культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.

Эллинизм - заключительный этап древнегреческой культуры

Ее образование шло под влиянием прежде всœего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечатель­но, что процесс распространения греческой культуры продол­жался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 ᴦ. до н. э.). Политически Рим покорил Грецию, но грече­ская культура покорила Рим.

В наукеведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Значитель­ные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В архитектуренаряду с традиционными сакральными храма­ми широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимназии и т. д. В частности, в Александ­рии была построена знаменитая библиотека, где хранилось око­ло 799 тысяч свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделœения Александ­рийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптуратакже продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напря­женность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелœем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также вхо­дит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани о. Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская, Аполлон Бельведерский.

В 146 ᴦ. до н. э. Древняя Эллада перестала существовать, од­нако древнегреческая культура существует и поныне.

Культура Древнего Римаформировалась в VIII веке до н. э. - 476 ᴦ.н.э. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне:

- создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность граж­данскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.;

- всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения. Стоит сказать, что для них общественные интересы были вы­ше интересов индивида;

- усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинст­венными. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого поло­жения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она яв­ляется гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целœесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: "греки изуча­ли геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы изме­рять земельные участки".

В области духовной культурыдостижения Рима выглядят более скромными. По сравнению с греческими римские религи­озно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посœейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" — владение и власть над всœем миром, "Рим — центр мира", "Рим — вечный город".

В философии и наукеримляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследова­ния и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энцикло­педий, которые служили делу образования и просвещения.

Многие римские художникине просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения.

В скульптуреначали придавать своим произведениям непо­вторимые индивидуальные черты. Римские писатели создали новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

На формировании римской культуры заметно влияние:

- сосœедних италийских городов, — в некоторых обычаях и ри­туалах, а также вприкладном искусстве — в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров;

- этрусков — в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов, неко­торых обычаях, включая обычай отмечать победы полковод­цев триумфом;

- греков — римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы.

В целом же греческая и римская культуры находились в со­стоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византий­ской культуры и оказала огромное влияние на культуру славян­ских народов и Западной Европы.

oplib.ru