Новые религии древних государств. Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии. Новые религии древних государств


Тема 5. Национальные религии

1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии

3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство

4. Религии Древней Греции и Древнего Рима

5. Иудаизм — религия еврейского народа

1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность — они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих.

Постепенно, по мере изменения характера производства, пе­рехода от собирательства к земледелию, совершенствования орудий труда, охотничьего и рыболовного промысла начинает появляться имущество, которое необходимо было сохранять и распределять. Наряду с общинной, возникает и частная собственность, постепенно происходит социальная дифференциация в родоплеменных общи­нах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Родоплеменные сообщества уступают место государственному объединению людей. Зависи­мость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения.

Изменения характера жизнедеятельности людей неизбежно вызывают изменения в религиозных верованиях и обрядах. Моди­фицируются прежние религиозные верования, возникают принципиально новые религиозные системы. Социальная дифференциация внутри родоплеменной общины приводит к выделению вождей в осо­бую социальную группу. Особый социальный статус этих вождей ос­вящается формированием специальных верований и обрядов. Вож­ди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Если раньше, в родоплеменных религиях табуирование не распространялось на руководителей рода, то теперь появляются такие верования, в которых все имущество вождя, все, к чему прикасалась его рука, провозглашаются запретными для его соплеменников. Ранее аморфные и безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются определенные функции, возникает ие­рархия духов во многих чертах воспроизводящая социальную ие­рархию. Постепенно эти духи превращаются в богов. Культовая деятельность на данной стадии развития религии становится специ­ализированной деятельностью. Исполнители и организаторы этой деятельности выделяются в самостоятельную социальную группу, место в которой зачастую передается по наследству. Начинают фор­мироваться религиозные организации. Такова общая логика эволю­ции религии в обществах, находящихся на пути перехода от родо­племенной организации к государству.

Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству. Одно из первых госу­дарственных образований возникших в долине реки Нил во II тыся­челетии до Новой эры, — Древний Египет.

Религия древних египтян носила политеистический характер. |, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II ; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядо­чения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культо­вых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На осно­ве этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир бо­гов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фарао­на. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением бо­жества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божествен­ного повеления.

Египтяне представляли своих богов могущественными и гроз­ными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их слу­жить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе бла­говоление богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физичес­кого тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали боль­шое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось .как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельмо­жей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отда­вали большие средства на строительство гробниц, заупокойных хра­мов, статуй, рельефных изображений и т. д.

Особое место в культовой системе древних египтян играл фа­раон. Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огром­ные материальные и денежные средства.

Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись раз­ливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он яв­лялся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фара­она — его способность воздействовать на богов, быть среди них пред­ставителем своих подданных. Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязан­ностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала цент­ральная роль.

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопота­мии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумер­ское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеи­стической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизован­ных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Ак­кад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс ви­доизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большин­ство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообраз­ный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифо­логии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представле­ние о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным уста­новлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу­дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небес­ными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах виде­ли первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помо­щью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

С мифологическими представлениями месопотамской циви­лизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятель­ности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответ­ствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храма­ми, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го­сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продук­ции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль послед­ней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

studfiles.net

Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

ТОП 10:

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность — они являютсярелигиями доклассового, родоплеменного общества.Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих.

Постепенно, по мере изменения характера производства, пе­рехода от собирательства к земледелию, совершенствования орудий труда, охотничьего и рыболовного промысла начинает появляться имущество, которое необходимо было сохранять и распределять. Наряду с общинной, возникает и частная собственность, постепенно происходит социальная дифференциация в родоплеменных общи­нах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Родоплеменные сообщества уступают место государственному объединению людей.Зависи­мость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения.

Изменения характера жизнедеятельности людей неизбежно вызывают изменения в религиозных верованиях и обрядах. Моди­фицируются прежние религиозные верования, возникают принципиально новые религиозные системы. Социальная дифференциация внутри родоплеменной общины приводит к выделению вождей в осо­бую социальную группу. Особый социальный статус этих вождей ос­вящается формированием специальных верований и обрядов. Вож­ди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Если раньше, в родоплеменных религиях табуирование не распространялось на руководителей рода, то теперь появляются такие верования, в которых все имущество вождя, все, к чему прикасалась его рука, провозглашаются запретными для его соплеменников. Ранее аморфные и безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются определенные функции, возникает ие­рархия духов во многих чертах воспроизводящая социальную ие­рархию. Постепенно эти духи превращаются в богов.Культовая деятельность на данной стадии развития религии становитсяспеци­ализированной деятельностью. Исполнители и организаторы этой деятельности выделяются в самостоятельную социальную группу, место в которой зачастую передается по наследству.Начинают фор­мироваться религиозные организации. Такова общая логика эволю­ции религии в обществах, находящихся на пути перехода от родо­племенной организации к государству.

Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству. Одно из первых госу­дарственных образований возникших в долине реки Нил во II тыся­челетии до Новой эры, — Древний Египет.

Религия древних египтян носилаполитеистический характер.|, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II ; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядо­чения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культо­вых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На осно­ве этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир бо­гов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фарао­на. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением бо­жества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божествен­ного повеления.

Египтяне представляли своих богов могущественными и гроз­ными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их слу­жить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе бла­говоление богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.

В египетской религии большое место занималзаупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физичес­кого тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали боль­шое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось .как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельмо­жей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отда­вали большие средства на строительство гробниц, заупокойных хра­мов, статуй, рельефных изображений и т. д.

Особое место в культовой системе древних египтян играл фа­раон. Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огром­ные материальные и денежные средства.

Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись раз­ливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он яв­лялся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фара­она — его способность воздействовать на богов, быть среди них пред­ставителем своих подданных. Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являютсяжертвоприношения.Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязан­ностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала цент­ральная роль.

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопота­мии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумер­ское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия.Шумерская религия также была политеи­стической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизован­ных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Ак­кад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс ви­доизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большин­ство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообраз­ный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифо­логии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представле­ние о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным уста­новлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу­дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небес­ными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах виде­ли первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помо­щью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

С мифологическими представлениями месопотамской циви­лизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятель­ности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответ­ствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храма­ми, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го­сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продук­ции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль послед­ней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

 

 



infopedia.su

Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 36Следующая ⇒

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность — они являютсярелигиями доклассового, родоплеменного общества.Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих.

Постепенно, по мере изменения характера производства, пе­рехода от собирательства к земледелию, совершенствования орудий труда, охотничьего и рыболовного промысла начинает появляться имущество, которое необходимо было сохранять и распределять. Наряду с общинной, возникает и частная собственность, постепенно происходит социальная дифференциация в родоплеменных общи­нах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Родоплеменные сообщества уступают место государственному объединению людей.Зависи­мость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций своей общины дополняется формами государственно-правового принуждения.

Изменения характера жизнедеятельности людей неизбежно вызывают изменения в религиозных верованиях и обрядах. Моди­фицируются прежние религиозные верования, возникают принципиально новые религиозные системы. Социальная дифференциация внутри родоплеменной общины приводит к выделению вождей в осо­бую социальную группу. Особый социальный статус этих вождей ос­вящается формированием специальных верований и обрядов. Вож­ди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Если раньше, в родоплеменных религиях табуирование не распространялось на руководителей рода, то теперь появляются такие верования, в которых все имущество вождя, все, к чему прикасалась его рука, провозглашаются запретными для его соплеменников. Ранее аморфные и безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются определенные функции, возникает ие­рархия духов во многих чертах воспроизводящая социальную ие­рархию. Постепенно эти духи превращаются в богов.Культовая деятельность на данной стадии развития религии становитсяспеци­ализированной деятельностью. Исполнители и организаторы этой деятельности выделяются в самостоятельную социальную группу, место в которой зачастую передается по наследству.Начинают фор­мироваться религиозные организации. Такова общая логика эволю­ции религии в обществах, находящихся на пути перехода от родо­племенной организации к государству.

Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству. Одно из первых госу­дарственных образований возникших в долине реки Нил во II тыся­челетии до Новой эры, — Древний Египет.

Религия древних египтян носилаполитеистический характер.|, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II ; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядо­чения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культо­вых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На осно­ве этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир бо­гов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фарао­на. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением бо­жества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божествен­ного повеления.

Египтяне представляли своих богов могущественными и гроз­ными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их слу­жить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе бла­говоление богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.

В египетской религии большое место занималзаупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физичес­кого тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали боль­шое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось .как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельмо­жей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отда­вали большие средства на строительство гробниц, заупокойных хра­мов, статуй, рельефных изображений и т. д.

Особое место в культовой системе древних египтян играл фа­раон. Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огром­ные материальные и денежные средства.

Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись раз­ливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он яв­лялся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фара­она — его способность воздействовать на богов, быть среди них пред­ставителем своих подданных. Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являютсяжертвоприношения.Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязан­ностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала цент­ральная роль.

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопота­мии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумер­ское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия.Шумерская религия также была политеи­стической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизован­ных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Ак­кад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс ви­доизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большин­ство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообраз­ный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифо­логии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представле­ние о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным уста­новлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу­дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небес­ными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах виде­ли первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помо­щью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

С мифологическими представлениями месопотамской циви­лизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятель­ности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответ­ствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храма­ми, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го­сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продук­ции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль послед­ней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

 

 

Читайте также:

  1. I. Общее понятие о целях, содержании, средствах и видах общения
  2. II. Исключить «лишнее» понятие
  3. III. Искусство Древнего Рима.
  4. Административное наказание: понятие и виды
  5. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  6. Акты толкования норм права: понятие и виды.
  7. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.
  8. Ассортимент товаров, понятие, свойства и показатели.
  9. Аудитория СМИ: понятие и взаимоотношения с редакцией
  10. Аудиторский финансовый контроль: понятие, особенности, виды.
  11. Банковская система РФ: понятие, структура. Проблемы и направления развития банковского сектора России.
  12. Безопасность: понятие, классификация

lektsia.com

Государственная религия — WiKi

Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах[1]. Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.

Католицизм

Лютеранство

  • Дания
  • Исландия[5]
  • В Норвегии церковь формально отделена от государства с 2012 года, однако при этом священники сохранили статус государственных служащих, ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии лежит на государстве, а король остался главой церкви.[6]
  • В Финляндии отношения между церковью и государством регулируются особыми соглашениями. Деятельность церкви регулируется особым законодательством. Церковь имеет право на особый церковный налог (собирается при помощи государственных структур на добровольной основе). Однако юридически Церковь Финляндии не является государственной.
  • В Швеции, несмотря на то, что главой Церкви Швеции является король, с 2000 года Церковь формально независима от государства.
  • В Шотландии есть национальная Церковь Шотландии; английский монарх является не правителем этой церкви, как в церкви Англии, а лишь её членом.

Англиканство

Англия в Соединённом королевстве имеет государственную Англиканскую церковь, верховным правителем которой является британский монарх Елизавета II.

Православие

  • Греция. Конституция Греции, вступившая в силу 11 июня 1975 года, в статье 3 раздела II «Отношения Церкви и государства» гласит:
  1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создаётся в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.
  2. Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.
  3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.

— Конституции государств Европейского союза. — М., 1997.

Во многих странах Восточной Европы особый статус православной церкви закреплён в законодательных документах, вместе с тем словосочетание «государственная религия» не употребляется. Гарвардское исследование[2] причисляет такие страны к странам с государственной религией:

  • Грузия. В 9-й статье конституции Грузии записано: «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства»[7].
  • Болгария. Согласно болгарской конституции, принятой в 1991 году, восточное православие является «традиционной» религией страны[8].

Иудаизм

В Израиле иудаизм технически не является государственной религией, однако религия не отделена от государства:

  • Религиозные органы иудаизма и других религий, святые места, институты обучения религии, местные религиозные советы, непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии и другими государственными органами, то есть содержатся на деньги налогоплательщиков.
  • Область семейного права и некоторых других вопросов гражданского состояния регулируются преимущественно религиозным правом и рассматриваются религиозными судами. В частности, заключение браков должно производится в рамках религиозной конфессии, при этом деление на конфессии следует оттоманской системе миллетов и определяется автоматически (по родителям). Только лица не принадлежащие к какой либо признанной конфессии (в частности — евреи, не признанные раввинатом), имеют право зарегистрировать брак вне религиозной системы. Таким образом, в Израиле нет возможности зарегистрировать межконфессиональный брак. Однако в Израиле признаются гражданские браки, заключённые за границей (на практике желающие обойти религиозную процедуру заключения брака уезжают чаще всего на Кипр).
  • Все государственные учреждения, включая армию, обязаны соблюдать требования кашрута. Во время праздника Песах на рестораны и магазины в населенных пунктах с еврейским большинством накладываются дополнительные ограничения.
  • Во многих городах не работают в шаббат предприятия торговли и сферы услуг, не ходит общественный транспорт, в том числе поезда.
  • Еврей, перешедший в другую веру, согласно Закону о возвращении теряет право на иммиграцию в Израиль[9].

Ислам

Сунниты
Шииты

Иран

Хариджиты

Оман

Буддизм

Индуизм

В XX веке единственным государством, в котором государственной религией был индуизм, был Непал, однако это положение было отменено решением парламента страны в 2006 году[11].

Особые случаи

В Индонезии конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, однако по законодательству, принятому в 1965 году, особый статус, предусматривающий поддержку и защиту государства, предоставлен основным религиям страны — исламу, протестантизму, католицизму, индуизму, буддизму и конфуцианству — с оговоркой о допустимости существования других вероисповеданий.

Атеизм

Албания была единственным государством, в котором атеизм был законодательно провозглашен, начиная с 1967 года. В 1991 году это положение Конституции было отменено[12].

ru-wiki.org

Лекция № 3. Национально – государственные религии

Количество просмотров публикации Лекция № 3. Национально – государственные религии - 449

Принципы обучения.

Принцип педагогического процесса – исходное положение, определяющее деятельность обучающего и обучающегося.

  1. Научности
  2. Систематичности и последовательности
  3. Принцип доступности
  4. Принцип наглядности – ʼʼзолотое правилоʼʼ дидактики
  5. Сознательности и активности
  6. Прочности
  7. Индивидуализации и дифференциации.

План:

1. Национально – государственные религии Древнего мира

2. Иудаизм: история, вероучение, культ

3. Религии Китая

4. Зороастризм

5. Синтоизм

1. Национально – государственные религии Древнего мира.В условиях Древнего мира религии были политеистическими, ᴛ.ᴇ. многобожными. В политеизме каждый бог выступал как олицетворение определœенного явления, присущего природе, обществу или человеческой психике, причем олицетворение более высокого порядка, чем у первобытных народов. В образах божеств нашли отражение представления о том общем, что характерно для группы однородных предметов. Так, к примеру, из представлений о душе отдельного деревца постепенно формировалось представление о духах отдельных рощ и лесов, а затем уже сложился образ бога леса, повелителя духов рощ и лесов. В дальнейшем происходил процесс персонификации божеств - они стали приобретать собственные имена и ʼʼбиографииʼʼ.

Классическим образцом многобожия является древнегреческая религия. Верховным божеством древнегреческого пантеона считался владыка неба - Зевс, его брат Посœейдон был повелителœем морей, другой брат - Аид - повелителœем подземного царства, жена Зевса - Гера - покровительницей супружества, Афродита - богинœей любви и красоты, Афина - богинœей мудрости, Дионис - богом виноградарства и виноделия. Более 80 храмов в Древней Греции

были посвящены Артемиде - покровительнице живых существ и охоты. Хозяйственную и культурную жизнь людей олицетворяла большая группа богов. Наиболее популярными среди них были Гефест - бог огня и кузнечного ремесла, Гермес - покровитель путников и торговцев. Асклепий - бог-целитель, Пан - бог природы и пастухов и др.

Мировоззрение древних греков было сориентировано не только на земную жизнь, их постоянно волновали проблемы потустороннего мира. Οʜᴎ считали, что после смерти душа умершего попадает в царство Аида. Сюда ее приводит проводник, затем Харон перевозит душу через реку Стикс. Для расплаты с Хароном было принято в гробницу класть медную монету. В царство Аида пропускал трехголовый пес Кербер, но только в одну сторону. В исключительных случаях возможен был возврат из этого царства, но для этого нужна была особая воля богов. Богослужения древних греков состояли из жертвоприношений, как бескровных, так и кровавых, когда совершались ритуальные убийства животных. В многочисленных храмах пели гимны, читали молитвы, совершали торжественные омовения статуй богов. Особыми событиями в религиозной жизни были мистерии. К этим тайным религиозным обрядам допускались только посвященные.

Религиозные представления древних греков строились по образцу их собственной жизни. ʼʼОбраз жизниʼʼ богов мало чем отличался от человеческого. Главное отличие греческих богов заключалось в их бессмертии и сверхъестественном могуществе. Судьбы людей, их жизнь и смерть полностью находились в руках тех или иных богов. От воли или прихоти богов зависели также могущество или гибель народов и государств. По этой причине в честь отдельных богов строились великолепные храмы, украшенные их статуями, золотой либо серебряной утварью. Небесным властителям делались жертвоприношения.

Верховный бог древних греков - Зевс - был первым среди равных. Подобная иерархия отражала особенности исторического развития Древней Греции, где существовали самостоятельные города-государства (Афины, Спарта͵ Фивы и др.), объединœение которых не шло дальше возникновения военных союзов во главе с наиболее могущественными государствами.

Представления о загробном мире - мрачном царстве бога Аида - отражали классовую структуру древнегреческого общества. Души царей и героев занимали первенствующее положение и в потустороннем мире, рабы и бедняки влачили на том свете такое же жалкое существование, как и в жизни. В целом же загробное царство рисуется в суровых и мрачных тонах.

Религия древних римлян во многом напоминает древнегреческую. Во главе их пантеона стоял Юпитер - римский аналог Зевса. К числу наиболее почитаемых божеств относились: Юнона - супруга Юпитера, Минœерва - богиня мудрости, Марс - бог войны и др. Размещено на реф.рфВ римском культе большое место отводилось поклонению ларам - духам предметов и покровителям домашнего очага. После образования могущественной Римской империи римляне часто включали тех или иных богов покоренных ими народов в свой пантеон. Именно таким образом в империи распространился культ иранского бога Митры, египетской богини Исиды, малоазиатской богини Кибелы и др.

В период империи началось обожествление императоров. Уже император Октавиан добавил к своему имени титул Август, ᴛ.ᴇ. священный, и был объявлен богом. Август провел большую религиозную реформу, упорядочив поклонение богам, сделав религию опорой собственной императорской власти. Когда могущественная Римская империя стал клониться к закату, на ее окраинœе, а затем и в самом Риме стала утверждаться вера в Спасителя Христа. Человечество входило в новую эру своего существования.

Характерной чертой религий древности был их национально-государственный характер. Размещено на реф.рфБоги того или иного народа были национальными богами и власть их не распространялась за границы какой-либо области. По мнению специалистов, в религии Древнего мира особое место занимали культ государства и культ определœенной национальности. Дальнейшая история религий связана с возникновением мировых религий.

2. Иудаизм: история, вероучение, культ. Иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамитическим религиям, возводящим свои истоки к библей­скому патриарху Аврааму. При этом, в отличие от христианства и ислама, иудаизм в религиоведческой литературе, как правило, классифицируется не как мировая религия, а как религия еврей­ского народа. Это не совсœем точно. В случае если исходить не из количе­ственных, а из качественных характеристик религии, из ее мета­физической сущности, то, как справедливо подчеркивают некото­рые известные специалисты в области иудаизма — ʼʼ… он и есть мировая религия. Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Бога. И данный Бог, евреи верят в это, не есть отсутствую­щий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести свои цели до всœего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всœего мира. Он, еврейский народ, — орудия для сооб­щения людям Божьей воли. Иудаизм,таким образом, — это миро­вая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всœего мира не пото­му, что всœе должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолют­но не такова, но исходя из их убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волейʼʼ (Пилкингтон С. М. Иудаизм. Серия ʼʼРелигии мираʼʼ. М.: ʼʼГрандʼʼ, 1999. С. 25.).

Главным документом иудаизма является ʼʼТораʼʼ. ʼʼТораʼʼ вклю­чает в себя Декалог (Десять заповедей) и ʼʼПятикнижие Моисеевоʼʼ: первые пять книг Ветхого Завета — Танаха (сложносокращенное слово, составленное из первых звуков названий базовых частей Ветхого Завета). ʼʼТораʼʼ в иудаизме — наиболее авторитетная часть Танаха (Ветхого Завета). Это главный документ иудаизма и осно­ва всœего позднейшего иудейского права.

ʼʼТораʼʼ (ʼʼПятикнижие Моисеевоʼʼ) в иудейской традиции имеет еще одно название — Письменный закон— потому что по преда­нию, Бог через Моисея даровал народу ʼʼТоруʼʼ (613 заповедей Зако­на) в свитках, а Десять самых главных заповедей (ʼʼДесятисловиеʼʼ) были начертаны Божьим перстом на каменных плитах — скрижалях. При этом иудеи верили, что Бог передал Моисею не только Пись­менный закон, но и сообщил ему Устный Закон— юридический ком­ментарий, разъясняющий, как следует выполнять законы в разных, в т.ч. непредвиденных, обстоятельствах. Устный Законтрак­товал многие предписания ʼʼТорыʼʼ не буквально, но в том или ином переносном смысле (к примеру, требование брать ʼʼоко за окоʼʼ). Впрочем, по-видимому, закон никогда не имел в виду имен­но такое физическое возмездие (ослепление). Речь шла скорее всœего о денежной компенсации и принудительной работе.

Несколько столетий Устный законпередавался именно устно, однако в катастрофические для иудеев первые века новой эры его стали записывать, а к III в. Устный законбыл кодифицирован. Его древнейшие и самые авторитетные записи составили ʼʼМишнуʼʼ (буквально ʼʼвторой закон, или заучиваниеʼʼ), ставшую основани­ем ʼʼТалмудаʼʼ (др. Размещено на реф.рфеврейск. — ʼʼизучениеʼʼ, ʼʼизъяснениеʼʼ — свод вся­кого рода предписаний, толкований и добавлений к Танаху). ʼʼМишнаʼʼ содержит 63 трактата͵ в которых предписания ʼʼТорыʼʼ представлены систематически (по отраслям права и предметам). После кодификации поколения иудейских мудрецов тщательно изучали и обсуждали предписания ʼʼМишныʼʼ. Записи этих споров и дополнений называются ʼʼГемараʼʼ.

ʼʼМишнаʼʼ и ʼʼГемараʼʼ составляют ʼʼТалмудʼʼ — самую всœеобъемлю­щую компиляцию иудейского права. ʼʼТалмудʼʼ складывался на про­тяжении 9 веков — с IV в. до н. э. по V в. н. э. Он представляет собой энциклопедически полный свод всякого рода предписаний, осно­ванных на ʼʼТанахеʼʼ, а также добавлений и толкований к ʼʼТана-хуʼʼ — юридических, богословско-догматических, этических, семей-но-бытовых, хозяйственных, фольклорных, исторических, филолого-экзегетических. Эта тематическая широта отличала ʼʼТал­мудʼʼ от Предания христиан (патристики) и мусульманского пре­дания (Сунны и хадисов).

В ʼʼТалмудеʼʼ две базовых части:

1)более важная и ответственная — законодательный свод ʼʼГала-хаʼʼ, обязательный для изучения в иудейских школах;

2)ʼʼАггадаʼʼ (в другой транскрипции Гаггада) — собрание народ­ной мудрости полуфольклорного происхождения. ʼʼАггадаʼʼ изу­чалась в меньшей мере, однако, была популярна как нравствен­но-религиозное назидательное чтение и источник сведений о мире и природе. Едва ли не в поговорку вошла запутанность и громоздкость

ʼʼТалмудаʼʼ.

ʼʼСтроителиʼʼ ʼʼТалмудаʼʼ вполне осознавали его необозримость и связанные с этим трудности в его практическом использовании. ʼʼТалмудʼʼ не раз кодифицировался, из него делались систематизи­рованные извлечения, создавались сокращенные изложения. Юри­дические разделы ʼʼТалмудаʼʼ стали фундаментом иудейского права. Большинство разделов ʼʼТалмудаʼʼ имеют сходную структуру: сна­чала цитируется закон из ʼʼМишныʼʼ, затем следует дискуссия тол­кователœей о его содержании из ʼʼГемарыʼʼ. Пассажи из ʼʼМишниʼʼ, в силу их большей древности, более авторитетны, чем интерпрета­ции из ʼʼГемарыʼʼ.

В законотворчестве авторов ʼʼТалмудаʼʼ поражают две черты: во-первых, стремление к максимально точному прочтению ʼʼбуквы законаʼʼ (данного в ʼʼТореʼʼ) путем выявления всœех неявных и вто­ростепенных, периферийных компонентов семантики слова, т. е. таких компонентов, которые служат как бы фоном для значений явных и первостепенных; во-вторых, стремление к максимальной детализации общей правовой нормы, установленной ʼʼТоройʼʼ, на базе предвидения и разбора всœех мыслимых спорных и трудных частных случаев, которые должны регулироваться данной нормой.

Еврейская философия в Средние века также развивается парал­лельно с христианской и исламской, причем и здесь исходными точ­ками являются неоплатонизм и аристотелизм.

На ее развитие оказали влияние мистические элементы иудей­ского учения, которые содержались в весьма неясных, непонятных, полных намеков текстах так называемой.

Крупнейшим мыслителœем этого течения был Ибн Гебироль (сере­дина XI в.), которого схоластики считали арабом и называли Ави-цебронном. Его учение — теория эманаций — было одним из наи­более последовательных в Средние века.

Среди еврейских аристотеликов наиболее выдающимся был Мозес Маймонид (евр. Размещено на реф.рфМоисей бен Маймун), который родился в 1135 ᴦ. вблизи испанской Кордовы и умер в 1204 ᴦ. в Египте. Его учение, как и других еврейских философов, частично находилось под влия­нием каббалистики, которую он пытался соединить с рационали­стической философией Аристотеля. Главное произведение Май-монида ʼʼПутеводитель заблудшихʼʼ было первоначально написано по-арабски, затем переведено на еврейский и латынь. Маймонид, как и его исламский современник Аверроэс, был восторженным почитателœем Аристотеля. Он говорил, что кроме пророков никто не подошел к истинœе так близко, как Аристотель. В своем обожа­нии Аристотеля он однако не идет так далеко, как Аверроэс (он счи­тал Аристотеля неограниченным авторитетом лишь в области под­лунного мира), но, несмотря на это, он всœе-таки вступает в конфликт с ортодоксальными учениями.

referatwork.ru

Государственная религия | Наука | FANDOM powered by Wikia

    Государства с официальными религиями      Буддизм      Ислам      Шиитский ислам      Суннитский ислам      Православие      Протестантизм      Католицизм

    Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.

    Термин государственная церковь обычно подразумевает христианство, то есть одну из конфессиональных форм государственной религии.

    Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах.[1] Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.

    По данным Гарвардского Университета в 2000 году ситуация была следующей: из 188 государств 75 стран признали то или иное вероучение официальным, а 113 стран не имели государственной религии.[2][3]

    1. Аргентина
    2. Ватикан (официальная религия)
    3. Доминиканская Республика
    4. Коста-Рика
    5. Лихтенштейн
    6. Мальта
    7. Монако
    8. Сальвадор
    9. Сан-Марино
    10. Некоторые кантоны Швейцарии
    1. Дания
    2. Исландия
    3. Норвегия
    • В Финляндии отношения между церковью и государством регулируются особыми соглашениями. Деятельность церкви регулируется особым законодательством. Церковь имеет право на особый церковный налог (собирается при помощи государственных структур на добровольной основе). Однако юридически Церковь Финляндии не является государственной.
    • В Швеции, несмотря на то, что главой Церкви Швеции является король, с 2000 года Церковь независима от государства.
    1. Англия в Соединённом королевстве. Уэльс и Северная Ирландия не имеют государственной церкви.
    2. В Шотландии есть национальная Церковь Шотландии; английский монарх является не главой этой церкви, а лишь её членом.
    1. Кипр
    2. Греция
    3. Финляндия. Статус православной церкви в Финляндии аналогичен лютеранской.
    4. Молдавия

    Во многих странах Восточной Европы особый статус православной церкви закреплён в законодательных документах, вместе с тем словосочетание "государственная религия" не употребляется. Гарвардское исследование [2] причисляет такие страны к странам с государственной религией:

    • Армения
    • Белоруссия
    • Грузия. В 9-й статье конституции Грузии записано: «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных вероисповедания, независимость церкви от государства».[4]
    • Македония
    • Украина
    • Религия не отделена от государства; главный религиозный орган - Раббанут и институты обучения религии (ешивы) непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии; в ведение этого министерства также входят местные религиозные советы и религиозные суды - решения последних осуществляются исполнительной властью
    • Евреи имеют преимущественное право на иммиграцию; существуют препятствия для въезда в страну еврея, перешедшего в другую веру.[5]
    • В сфере семейного права и некоторых других областях для евреев действует исключительно религиозное право, в частности, институт заключения и расторжения браков находит под контролем Раббанута Израиля. В результате в стране нет гражданских браков (для других вероучений вступление в брак контролируется представителями соответствующих религиозных структур), однако в Израиле признаются гражданские браки, заключённые за границей (на практике желающие обойти религиозную процедуру заключения брака уезжают чаще всего на Кипр).
    • Транспорт, за исключением такси, не работает в шабат

    Сунниты Править

    1. Алжир
    2. Афганистан
    3. Бангладеш
    4. Бахрейн
    5. Бруней
    6. Египет
    7. Индонезия
    8. Иордания
    9. Йемен
    10. Катар
    11. Коморские острова
    12. Ливия
    13. Мавритания
    14. Мальдивы
    15. Марокко
    16. Объединенные Арабские Эмираты
    17. Пакистан
    18. Саудовская Аравия
    19. Сомали
    20. Судан
    21. Тунис
    22. Палестинская национальная администрация

    Шииты Править

    1. Ирак
    2. Иран

    Ибадиты Править

    1. Оман
    1. Бутан
    2. Лаос
    3. Камбоджа
    4. Таиланд
    5. Южная Корея
    • В Шри-Ланке конституция предоставляет буддизму «передовое место», но буддизм не признан государственной религией.[6]
    • Албания была единственным государством, в котором атеизм был законодательно провозглашен, начиная с 1967 года. В 1991 году это положение Конституции было отменено.[7]
    • В XX веке единственным государством, в котором государственной религией был индуизм, был Непал, однако это положение было отменено решением парламента страны в 2006 году.[8]

    Государственные религии Древнего Мира Править

    Государственные религии Средних Веков Править

    Государственные религии Нового Времени Править

    Страница: 0

    en: State religion

    de: Staatsreligion

    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Государственная религия 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    национально-государственной религии, Национальные религии, их сущностные признаки и классификация, Ранние национальные религии, Религиозные представления Древнего Египта

    . Содержание темы

    151. Этнические религии, их сущностные признаки и классификация

    152. Ранние национальные религии

    1521. Религиозные представления. Древнего. Египта

    1522 Религия. Древней. Греции

    1523 Религиозные верования древних римлян

    153 Поздние национальные религии

    15231. Зороастризм - древняя религия. Ирана

    15332 Специфика индуизма как национальной религии. Индии

    15333. Конфуцианство - национальная религия. Китая

    15334. Иудаизм - национальная монотеистическая религия

    151 Национальные религии, их сущностные признаки и классификация

    С возникновением в IV тысячелетии до н.э первых крупных цивилизаций трансформируются содержание и функции религиозных верований. Родоплеменные связи уступают место политическому объединению людей, где индивиды и должны были подчиняться государственному принуждению и закона. Классовая структура общества оказалась внутренне глубоко противоречивой: свобода немногих обеспечивалась порабощением большинства. Такое обществом во, разъединено неравенством и враждой, требовало объединяющей и регулирующей духовной силы, что и стало одной из важнейших функций религии. Боги в представлении народов древних цивилизаций выступали сосредоточу нням власти над природой и человеческим обществоьством.

    Религия тоже становится значительно сложнее, главными объектами поклонения выступают уже не духи, а боги, появляется религиозная организация, обеспечивающая соблюдение религиозных обрядов, защита существующих социал альных порядков и внедрение религиозных идет.

    В разных цивилизациях формируются определенные религиозные представления, верования, культы, удостоверяющие неповторимую своеобразие исторического бытия каждого народа. Религиозные системы, которые функционировали ли сейчас продолжают функционировать в пределах отдельных государственных образований или преимущественно среди представителей определенных этнических общностей называют этническими, этнически государственными или национальными. Они, в свою очередь, подразделяются на ранние и поздние

    152 Ранние национальные религии

    К ранним национальных религий относятся: религия. Древнего. Египта; религия. Древней. Месопотамии;. Древнегреческая религия. Древнеримская религия религии. Мезоамерики. Этим религиям присущ ряд общественность ных общих черт:

    - политеизм (от греч poly - много, theos-бог), т.е. многобожие. Из многих богов, как правило, выделялось несколько главных, а среди них - верховный бог, который считался повелителем как богов, так и людей, законодателем и охранником общественных порядков. Реш шта же главных божеств выступали его помощниками, которые обеспечивали упорядочению отдельных сфер земного и"потустороннего"жизниuot; життя;

    - зарождение представлений о потусторонний мир и учений о"загробную"воздаяние есть наличие причинной связи между тем, как вела себя человек во время земной жизни и ее судьбой в жизни загробной. Праведников ожидала посмертная награда, а грешников - посмертная казнь;

    - появление специализированной сложной обрядовой деятельности - ритуалов, молитв, церемоний, в частности обязательность жертвоприношений в виде ценных продуктов питания или вещей, а часто и кровавых пожертвований животных и даже людей. При этом в отдельную группу в выделяются исполнители и руководители обрядов и ритуалов, имеющих исключительное право толковать истины вероучения - состояние священнослужителей

    1521 Религиозные представления Древнего Египта

    Наиболее существенной чертой культуры. Древнего. Египта был ее сакральный теократический характер, выраженный в культе обожествленного фараона и загробной жизни, то есть в вере в возможность бессмертия. Известный древнегреческий историк. Геродот высказал мнение, что египтяне - найнабожниши всех людей. Египтяне верили, что боги есть полновластными хозяевами мира, они представлялись им какк сила жизни во всей ее полноте. Прежде всего, египтяне обожествляли. Солнце а своего фараона считали сыном главного бога - бога. Солнца. Ра. Власть фараона распространялась не только на людей, но и на весь мир. Считалось, что фараон своей персоной поддерживал равновесие мира, гарм. Моне и справедливость соответствии с принципами справедливости. Маат, охраняя страну от хаоса и утверждая порядок, угодный богам. Фараон рассматривался как живой бог, контролирующий ежегодные разливы. Нила и помогает земли в изобилии растить ячмень и пшеницаицю.

    Древние египтяне почитали много богов. Египетский пантеон был огромен и достигал глубокой древности. Каждый регион имел своих богов, которые обычно группировались в триады во главе с главным богом. Скажем в. Гелиополе это был бог заходящего солнца -. Атум, в. Фивах - бог солнца. Амон, в. Мемфисе - создатель и родоначальник всего -. Пта (х) и т.д.. Каждый из богов символизировала определенная священное животное, что было отзовется нием древних времен, когда животные считались прародителями рода, то есть в религии древних египтян имел место сильное влияние тотемизма. Поэтому божества древнейшего периода представляютсяться звироликимы - в виде сокола, быка, кошки, коровы, змеи, барана и т д. В храмах держали священных животных, олицетворявших богов, после смерти их бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах. Наиболее обожнюва аниме животными считались: бык. Апис, корова. Хатхор, баран. Хнум, крокодил. Себек, кошка. Бастет, шакал. Анубис, сокол. Гор. Египтяне также почитали деревья и растения, среди которых особенно выделялись лотос, с кв иткы которого, как они считали, вышел бог. Солнца. Ря. Ра.

    Со временем определенные местные боги начинали почитаться по всей стране, что отражало подъемом того или иного политико-религиозного центра, когда к власти приходили различные династии фараонов. Однако повсюду, хотя и в разных формах, почитался. Большой пантеон

    - важнейшие первичные боги, прародители всех других божеств и людей. Так. Осирису поклонялись как богу умирающей и воскресающей природы, воплощению добра. Женой и сестрой. Осириса была. Ис-ида (Изида) - богиня плодородия, олицетворяла супружескую верность и материнство и обычно изобр ражалась как женщина с рогами коровы. Сын. Исиды и. Осирисаа . Гор почитался как бог. Солнца, побеждает силы тьмы, он втилювавася в образе сокола. Повсюду поклонялись. Маат - богини истины и порядка. Хатхор - богине неба, любви, женственности и красоты, которая в древнейшие времена почиталась как небесная корова, родившая. Солнце. Тоту - богу мудрости и знаний, письма, священным животным которого была птица ибис, а также павиан т.д.

    Очень важной чертой культуры. Древнего. Египта был протест против смерти. Египтяне верили в возможность бессмертие души создав вероучения, согласно которому смерть не означала конец, а открывала возможность вечной прекрасной жизни. При этом ключевое место в древнеегипетской религии занимала вера в загробное воздаяние: за добрые и злые дела человек должен отвечать перед судом обладателя умерших - бога. Осириса. Посмертная судьба человека зависела от его поведения на протяжении жизни - от того, была ли она хорошей, справедливой ивою, или помогала ближним, или наносила им боли и зла.

    Таким образом, вера в загробную жизнь связана египтянами с умирающим и воскресающего богом. Осирисом. Согласно мифу,. Осирис, будучи убитым своим коварным братом, воскрес и, торжествуя над смертью, стал властителем царства мертвых. Воскресения. Оси-риса считалось у египтян залогом их личного воскресения и бессмертия в потустороннем мире. Тот, поклоняющийся. Осирису, надеялся разделить его судьбу и вновь возродиться к жизни после смерти. Согласно представлениям египтян, сущность человека выражалась в неразрывном единстве его тела, нескольких душ, имени и тени. Каждый человек имела несколько важнейших х характеристик:. Сах - телоіло, . Шунт

    - ее тень. Рен - имя. Ах - ее призрак,. Ба - проявление сущности; ведущая роль принадлежала. Ка - души человека, его бессмертной двойнику. Со смертью, считали египтяне, погибает только материальная основа человека, нематериальной же сущности смерть не касается, и душа будет жить вечно, если для этого будут созданы необходимые условия. Основным условием загробной жизни они считали сохранение тела умершего, его телесного образа, поэтому египтяне вел ичезну внимание уделяли строительству гробниц, бальзамированию покойниковів.

    В потустороннем мире душа умершего могла спастись от многих опасностей, преодолеть все препятствия только с помощью особых молитв и заклинаний, изложенных в египетской"Книге мертвых"Предположим алося, что, когда путь этот успешно пройден, то египтянин попадал в чертог. Обеих истин, где находится сам. Осы-рос, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов клали его сердце, а на другую - стра-усине перо богини истины и справедливости. Маат. Боги задавали вопросы, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов бы заключенных по сути возведением этических норм египтян. Ответы всегда должны быть оспоримыми:ти заперечними: "Я не совершал зла людям. Я не мучил животных. Я не совершал насилия над бедным. Я не воровал. Я не завидовал. Я не лицемирив. Я не лгал. Я не марнословив. Я не совершал прелюбодеяния. Я не был глухим к праведной пром языка. Я не оскорблял другого. Я не поднимал руку на слабого. Я не был причиной слез. Я никого не убивал. Я ни к кому не посылал убийц. Я не употреблял мерзких слов я чистосилав вбивць.... Я не вживав мерзенних слів.... Я чистий".. Взвесив все"за"и"против",. Осирис выносил приговор. Если решение было отрицательным, умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища. Амелит - существа с пастью крокодила, телом бе егемота и гиены, гривой льва. Если же решение было положительным, умерший попадал в царство. Осириса, где и жил вечносіріса, де й жив вічно.

    Служение богам осуществляли жрецы что выделились в особую касту. Они внесли большой вклад в накопление астрономических, математических и медицинских знаний. Но главным их занятием было осуществление магических всесильными обрядов и заклинаний без которых умерший не мог попасть в загробный мир, а земля переставала плодоносить. Египетское жречество сконцентрировало в своих руках особую власть, было достаточно влиятельным: оно участвовало в керивницт тви государством, входило в ближнее окружение фараона, приводило к власти одни династии фараонов и сбрасывало др.і.

    Религия представляла собой ячейку и духовную опору жизни человека и общества. Древнего. Египта, благодаря которой египетская держава эпохи фараонов сохраняла свою стабильность на протяжении трех тысячелетий. Лишь после завоевания. Египта персами в 525 г до не та позже. О. Македонским религия древнего. Египта уступила место сначала эллинистическим культам, а затем христианству и исламу, окончательно она угасла в конце IV века новой эрї ери.

    uchebnikirus.com