Науки древнего мира. Становление науки и научные достижения античной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Античная наука, её общие черты. Науки древнего мира


2. Античная наука, её общие черты.. Науки Древнего мира

Похожие главы из других работ:

Античная и средневековая философия: общее и особенное

Глава 1. Античная философия: ее основные черты, направления и представители

...

Античная философия

2. Античная натурфилософия.

Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом»...

Античная философия

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

Милетская школа - первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии...

Античная философия

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

Милетская школа - первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии...

Античная философия

1. Античная философия

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII--V вв. до н. э. по V--VI в. н. э...

Античная философия: ее основные черты, направления и представители.

1. Античная философия: ее основные черты, направления и представители.

Латинское слово «andguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима...

Возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии

2. Античная риторика

...

Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов

Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях

Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам...

Зарубежная философия ХХ века

1. Общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века.

В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией. Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея...

Исторические типы философии

1.1.2 Античная философия

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков. Греческая философия, особенно ранняя...

Как трактуется природа противоречия в учениях Гераклита, скептиков, Аристотеля, Канта, Гегеля

ГЛАВА I. Античная философия

...

Основы философии

Тема 1.3 Античная философия

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она зародилась в конце УII в. до н.э. и просуществовала до У в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества...

Философия Древнего Востока

2.1 Общие черты китайской философии

Философия древнего Китая охватывает период 6-2 вв.до.н.э. Распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств...

Человек в древней индийской философии

3.3. Общие характерные черты индийских филосовских систем.

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно...

Этические учения в истории философской мысли

2.1 Античная этика

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер...

fil.bobrodobro.ru

Становление науки и научные достижения античной эпохи

История античной науки условно делится на три периода:

Первый период - ранняя греческая наука, получившая у древних авторов наименование науки «о природе» («натурофилософия»). Эта «наука» была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. наука была неотделима от философии. Высшей точкой развития и завершающей стадией науки «о природе» была научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистическая наука. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления единой науки начался в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работы Евдокса положили начало научной астрономии.

В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые не были частью науки «о природе». Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины ‑ геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно в III-II вв. до н.э. античная наука по своему духу и устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., все же в первые века н.э. наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Особенностью зарождения и развития античной науки была новая система государственного устройства – афинская демократия. В греческих судах каждый защищал себя сам; на этих процессах истцы и ответчики изощрялись в ораторском искусстве. Этому искусству стали учить в частных школах мудрецы-«софисты». Главой софистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что истина – это то, что кажется большинству (т.е. большинству судей). Ученик Протагора Перикл стал первым политиком, освоившим ораторское искусство; благодаря этому искусству он 30 лет правил Афинами. От софистов и Протагора пошла греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины и утверждал: «я знаю только то, что ничего не знаю». Анаксагор пошел дальше – он отрицал существование богов и пытался создать свою картину мира, утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек. Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины в математических вычислениях; он получил формулу для объема конуса. Афиняне были возмущены попытками отрицать богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден испить чашу с ядом.

Учеником Сократа был философ Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон верил в существование души и в переселение душ после смерти. Платон был основателем социологии, науки об обществе и государстве. Он предложил проект идеального государства, которым управляет каста философов наподобие египетских жрецов. Опорой философов являются воины, «стражи», похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее – в том числе жен. Платон утверждал, что его идеальное государство существовало в Атлантиде, стране расположенной на Западе, на затонувшем впоследствии материке. Конечно, это была «научная фантастика». Платон и его ученик Дион пытались создать идеальное государства в Сиракузах, на Сицилии; этот политический эксперимент привел к гражданской войне и разорению Сиракуз.

Исследования Платона продолжал Аристотель, он написал трактат «Политика», который содержал сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств. Аристотель выдвинул ряд положений, принятых современной социологией; он утверждал, что ведущим фактором общественного развития является рост населения; перенаселение порождает голод, восстания, гражданские войны и установление «тирании». Цель «тиранов» – установление «справедливости» и передел земли. Аристотель известен как основатель биологии; он описывал и систематизировал животных – так же как описывал и систематизировал государства; таких исследователей называют «систематиками».

Александр Македонский проявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебное заведение, «Ликей»; он взял с собой в поход племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен описывал природу завоеванных стран, измерял широту местности, посылал Аристотелю чучела животных и гербарии. После смерти Александра роль покровителя наук взял на себя его друг Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей. Здания Мусея располагались среди парка, там были аудитории для студентов, дома преподавателей, обсерватория, ботанический сад, и знаменитая библиотека – в ней насчитывалось 700 тысяч рукописей. Преподаватели Мусея получали жалование; среди них были не только философы и механики, но и поэты, восточные мудрецы, переводившие на греческий язык египетские и вавилонские трактаты. Египетский жрец Манефон был автором трактата «Египетские древности», а вавилонский жрец Бероэс написал «Вавилонские древности»; 72 еврейских мудреца перевели на греческий язык Библию.

Мусей был первым научным центром, финансируемым государством. По сути, день рождения Мусея был днем рождения античной науки. Главой Мусея был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было доказано, что Земля – шар. Евклид создал геометрию, которую сейчас проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства; когда Птолемей попросил обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике».

В Мусейоне обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца ‑ оказалось, что это противоречит наблюдениям (Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В результате ученые во главе с Клавдием Птолемеем (II в. н.э.) создали теорию эпициклов: Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» был главным руководством по астрономии до Нового времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных географических пунктов, это «Руководство по географии» использовалось европейцами до времен Колумба.

Витрувий в своей работе использовал труды ученых из Александрийского Мусея, который функционировал до конца IV в. н.э. В 391 г. н.э. Мусей был разрушен во время религиозного погрома – христиане обвиняли ученых в поклонении языческим богам.

Христианство претендовало на роль монопольной идеологии, оно боролось с другими религиями и богами, преследуя всякое инакомыслие. Никто не имел права усомниться в том, что написано в Библии: Земля лежит посреди Океана и накрыта как шатром, семью куполами неба, что в центре мира находится Иерусалим, а на Востоке, за Индией, расположен рай и там берут начало четыре священные реки: Тигр, Евфрат, Инд и Ганг. Это была древняя картина мира, заимствованная из Вавилона, и она не совмещалась с античной наукой. В конце концов, отцы церкви согласились принять систему Птолемея, признали, что наша планета – шар, и перенесли рай за седьмую птолемеевскую сферу, в «жилище блаженных». Однако в дальнейшем, когда церковь утвердилась, она уже не могла пойти на уступки Копернику и Галилею.

Итого:

Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с техникой, было важнейшим шагом в формировании активного, преобразующего отношения человека к миру.

Античная наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Они были несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры.

Поиск объективных, естественных законов мироздания и основы доказательного способа изложения материала превратились в устойчивую традицию, что составило важнейшую черту науки.

В период эллинизма были созданы первые теоретические системы в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей).

Вся дальнейшая история науки и техники фактически была развитием и преобразованием античной науки и техники.

studfiles.net

Науки Древнего мира — контрольная работа по философии

Содержание

1.Преднаука древнего мира

. Античная наука, её общие черты.

. Философия Аристотеля

Список использованной литературы

1.Преднаука древнего мира

История науки совпадает с границами человеческого познания (англ.историк Дж. Бернал). Не выделяет науку из всего массива чел. познания, ей занимались пещерн. люди.

Наука началась в середине XIX в. (немецк.ученый Теодор Гомперц), т.к. стала полноценным социальным институтом. -На рубеже XIX - XX в.в. (фр.Поль Дюэм), когда начали писать диссертации. -Наука родилась с появлением первых университетов (XII в.)

Наука возникла в XVII в. Это детище европейской культуры и связано со становлением капитализма (Вяч. Сем. Степин). А преднаука - это познание, к. началось с Античной Греции с VI в. до н.э. Рождение философии и преднауки совпадают. Эта точка зрения считается нормативной. Наука - особое познание, стимулированное философией.

Восточная преднаука - уровень познания в Египте, Вавилоне, Китае, Индии с VI в. до н.э. 1.Синкретичность, т.е. наука вписана в практическое и мировоззренческое познание. Познание ради практического интереса. 2. Знания носят рецептурный характер, и правила не порождают теорий. 3. Состояние веры доминирует над культурой сомнения. Подавляющая роль религии. 4. Преднаука имеет характер священного познания, имеющего печать тайны.

Античная преднаука - социокультурные особенности Древней Греции. 1. Становление полисной (полис-город-государство) цивилизации. Структура полиса определила открытие греками демократии. 2. Пиратский разбой потребовал гибких и интегративных знаний. Пират стал единицей культуры (Гомер «Одиссея»). 3. Открытие демократического управления: публичное собрание - основа полисного устройства. 4. Творческое усвоение уроков чужеземных культур. (У финикийцев взяли алфавит). 5. Мощные импульсы искусства: скульптура, поэзия, драма. Основные понятия меры, космоса. 6. Идейное влияние тайных религий.

docus.me


Смотрите также