Наука в древней руси. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов. Преподавание словесности во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наука и жизнь, КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Наука в древней руси


Образование и наука на Руси XV—XVI веков

Идея «Третьего Рима» в той же форме, в какой она преподносилась православными ортодоксами, нашла свое отчетливое выражение во враждебном отношении не только к западному христианству, но и к связываемой с ним западной образованности. Старец Филофий кичился тем, что он — «сельский человек… еллинских борзостей не текох… аще бы мощно моя грешная душа очистити от греха». Став оплотом православной веры, Московская Русь в то же время вступила на путь культурной изоляции от Европы, продлившейся около столетия. По сей день в менталитете русского человека отчетливы элементы ксенофобии(букв. страх перед необычным, неприятие чужого).

Тем не менее, культурные процессы уже XVIвека показали неизбежность и неотвратимость образования. Так, Иван Грозный, отвергнув предложения римского папы и ряда европейских монархов об оказании помощи в деле образования (опасаясь «рассадников католицизма»), вместе с тем распорядился за целый век до Петра — посылать людей за границу для учебы. Появились пособия по латыни, по греческому языку. Возможности для своих детей обучаться латыни и греческому добились бояре — ради образования пришлось в какой-то степени «поступиться благочестием». Латынью владел просвещенный князь, писатель-публицистАндрей Курбский(1528—1583). Стоглавый Собор 1551 г., признав невежество и даже буквальную безграмотность у половины священнослужителей, постановил открыть в Москве (первоначально при лютеранской церкви Немецкой слободы) школы с европейской программой бесплатного образования для учеников разных сословий.

Значительные возможности для расширения образования открыло создание на Руси книгопечатания. Первые его попытки относятся к концуXVвека. С 1553 г. в течение 10 лет вышло несколько печатных изданий, но всерьез за это дело взялись в 1564 г., когда царская казна выделила средства на открытие типографии в Москве. В 1564 г., спустя более двух веков после И. Гугенберга,Иван ФедоровиПетр Мстиславецотпечатали первую датированную книгу на русском языке — «Апостол», в 1565 г. — «Часослов», обе — религиозного содержания. Позже русские первопечатники переехали на Украину, затем в Литву, а в Москве их дело продолжили ученики. До концаXVIвека было издано около 20 книг, в основном церковно-религиозного характера, а также «Азбука», «Лицевой летописный свод» — своеобразная всемирная история, «Степенная книга» — свод русской истории. Среди образовательных книг особой популярностью пользовался «Домострой», составленный на основе отечественных и переводных хозяйственных и нравоучительных наставлений. В нем защищается патриархальный семейный уклад, даются уроки бережливости, рачительного ведения хозяйства, не забыто и патриотическое воспитание. В «Домострое» содержатся и назидания общего характера: «Копающий яму под ближним своим упадет в нее сам», «Всем угождать — зло», «Уча учи поступкам, а не словам».

Стали появляться сочинения, посвященные медицине(«Вертоград» — перевод с немецкого, дополненный русскими книжниками),ботанике,географии, создавались подробныекартыземли русской. Были составлены руководство «О земном верстании», учебники поматематике, без которых не могли обойтись навигация и артиллерия (ок. 2 тысяч пушек разного калибра вXVIв.), в работах «Шестокрыл» и «Космография» содержалось объяснение причин солнечных и лунных затмений», давались таблицы их расчетов.

Русские мореплаватели ходили на Грумант (Шпицберген), открыли Новую Землю, дошли до Оби. В 1525 г. русский дипломат и переводчик Дм. Герасимов высказал идею северного морского пути в Индию, вызвавшую большой интерес на Западе. По морским путям, проложенным русскими, шли иностранцы Баренц, Ченслер и Виллоуби. О путешествиях, земных и морских, составлялись подробные отчеты, часто в увлекательной художественной форме.

studfiles.net

2.1 Письменность, образование и наука. Культура Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания

Глава I. Письменность, просвещение и литература

До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабской графике исторические предки булгар и они сами проделали длительный путь развития письменности. Начав с письма рисуночных знаков...

История и культура Древней Индии

2.1 Языки и письменность Древней Индии

В конце III тысячелетия до н.э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых...

История книгопечатания и печатного дела

1. Письмо и письменность в древности

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки (рисунок 1)...

Культура Киевской Руси

3. Письменность, литература, искусство и зодчество

Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с проблемой возникновения письменности у восточных славян. Составление упорядоченной славянской азбуки относится ко второй половине IX в...

Материальная культура племени Майя

Письменность и исчисление времени

Одно из интеллектуальных достижений древней цивилизации является создание системы письма и исчисления времени. Иероглифы как вырезали камнях, так и рисовали на керамики и писали на бумаге - кодексы майя. Благодаря этим кодексам...

П.А. Столыпин - палач или великий реформатор?

2.6 Образование, наука и культура

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так...

Палеография Древней Руси

Письменность

Письмен-ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране-ние и за пределами церковных учреждений, ею пользова-лись не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю...

Принятие христианства на Руси

Глава 5. Письменность на Руси.

Еще одним из положительных следствий крещения Руси официальная история считает появление письменности у славян. Рассмотрим этот вопрос подробнее. На первый взгляд может показаться...

Принятие христианства на Руси, русский взгляд

Глава 5. Письменность на Руси.

Еще одним из положительных следствий крещения Руси официальная история считает появление письменности у славян. Рассмотрим этот вопрос подробнее. На первый взгляд может показаться...

Распространение греко-византийских духовных традиций на Руси. Жития Святых и приобщение к древним знаниям

1. Докирилловская письменность и знания славян

Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре...

Социальная и духовная жизнь Приднестровья в послевоенные годы

2. Профессиональное образование и наука

Начальное и среднее звено профессионального образования...

Хараппская цивилизация

2.1 Источники и письменность

Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии...

Хрущевская оттепель

4. Наука и образование

Во время оттепели серьезные реформы были проведены в сфере образования. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» был принят в 1958 г. Это был закон...

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Язык и письменность

К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того...

Эпоха "застоя" в СССР

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ЗАСТОЯ

...

hist.bobrodobro.ru

Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов. Преподавание словесности во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков.

Словесные науки в школах Древней Руси

Современная МПЛ опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы.

Древнейшими словесными науками были риторика (теория прозы, или наука о красноречии и ораторском искусстве) и пиитика, т.е. поэтика (теория поэзии). Первая имела дело с историческим, реальным материалом, вторая - с вымышленным. Такое четкое античное разграничение риторики и поэтики сохранилось до XIX в. и последовательно проводилось в учебных пособиях по словесности.

В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг", представляющая собой не только традиционный панегирик в честь книжной грамотности и книг, "без которых нельзя сделаться праведником", но и своего рода наставление к "неторопливому чтению".

Такие образцы древнерусского красноречия, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, произведения Кирилла Туровского и Серапиона, свидетельствуют о высоком уровне образованности и начитанности русских "книжных людей" и о влиянии на Руси в XI-XIII вв. византийской и античной ораторской традиции.

Школы в Древней Руси, открывавшиеся чаще всего при монастырях, ставили своей основной целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Сведения о характере обучения можно почерпнуть из рукописных "Азбуковников", получивших широкое распространение в ХVI-ХVII вв. Это были справочники энциклопедического и учебного характера, популярные книги для чтения, небольшие хрестоматии, в которых содержались и отдельные сведения по поэтике и риторике.

Основной "мудростью" в древней школе признается грамматика, которая соединяется с риторикой и поэтикой. Школьников учат не только читать и писать, но и сочинять речи, послания и даже вирши. Все обучение носит нравственно-религиозный характер.

Соединением разнообразных сведений из словесных наук отличаются и первые печатные учебники. В знаменитом "Букваре" (1574) Ивана Федорова специальная хрестоматийная часть предназначается для уже изучивших грамоту. Известная "Грамматика" (1619) МелетияСмотрицкого содержит раздел о стихосложении.

Курс словесности в духовных учебных заведениях включает чтение, русское и славянское, обучение латинской грамматике, класс пиитики, в котором по схематическим рецептам учат складывать стихи, и класс риторики, где преподаются, столь же строго по нормам, основы сочинения периодов, хрий, писем и целых ораторских речей на все случаи жизни. Обучение носит сугубо практический характер.

Сохранились сведения о целом ряде учебных пособий по риторике и поэтикеXVII-XVIII вв., предназначенных для духовных учебных заведений. Наиболее известны рукописные учебники по риторике и пиитике братьев Иоанникия и СофронияЛихудов, преподававших в Московской славяно-греко-латинской академии, и "Риторическая рука" Стефана Яворского, изданная в XIX в.

В начале XVIII в. Феофан Прокопович создает два солидных труда, "Поэтику" (1705) и "Риторику" (1706-1707). Это были написанные на латинском языке и основанные на теоретических трактатах античности, Возрождения и барокко лекции.

Все школьные риторики и поэтики XVII-XVIII вв. рационалистичны и нормативны, они сориентированы на практическую деятельность, самостоятельное творчество учеников, направлены на формирование оратора и проповедника.

М.В. Ломоносов (1711-1765)

Знаменитый русский ученый-энциклопедист, поэт и теоретик литературы, Михаил Васильевич Ломоносов был зачинателем отечественной методики преподавания словесности. Его "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), "Российская грамматика" (1754-1755), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757), в которых Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка и системы русского стихосложения, надолго определили ход развития отечественной словесности и преподавания ее в учебных заведениях.

Ломоносов был автором первого печатного учебника по словесности на русском языке, "Краткого руководства к красноречию" (1748). Эта книга объединяет в себе и учебник, и хрестоматию, и методическое руководство для учителя. Открывается ломоносовское руководство вступлением в науку о красноречии, где дается определение красноречия, указываются средства к его приобретению, затем называются отличия прозы от поэзии и основные разделы науки о красноречии: риторика, ораторская проза и поэзия (в первом излагаются основы учения о красноречии, во втором - наставления к сочинению речей в прозе, в третьем - учение о стихотворстве).

До нас дошла риторика, которая делится на три части. Каждая часть содержит правила для оратора и поэта с многочисленными примерами и образцами. При этом Ломоносов обращается и к исследованию психологии человека, приводит в своей риторике сведения из логики, грамматики и поэтики. В первой части "О изобретении" излагаются правила об изобретении и сопряжении идей, о витиеватых речах и вымыслах. Вторая часть риторики "О украшении" почти целиком посвящена изложению учения о тропах и фигурах. В третьей части "О расположении" содержатся рассуждения о построении разного рода текстов, о хрии, о значении союзов в речи.

Риторика М.В. Ломоносова оказала огромное воздействие на школьное преподавание словесности, вызвала множество подражаний. Целые фрагменты брали из нее авторы более поздних риторик: префект Московской духовной академии Амвросий (А.Н. Серебренников), известные словесники И.С. Рижский, Н.Ф. Кошанский.

cyberpedia.su

Наука и жизнь, КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.: vladimir_000

В свете реформ школьного образования мной была предлжена система непрерывного образовательного процесса. В своё время вызвавшая неприятие и недопонимание, поскольку и так всё хорошо, вот только сменить учебники, отредактировать школьную программу, и, что то решить с ЕГЭ, быть ему или не быть.

И так, что представляла из себя школа в период правления Ивана IV?

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

В доме своем, от сна восстав, умыйся, Прилучившимся плата краем добре утрися, В поклонении святым образам продолжися, Отцу и матери низко поклонися. В школу тщательно иди И товарища своего веди, В школу с молитвой входи, Тако же вон исходи.

Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами".

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/4478/ (Наука и жизнь, КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ)

Мир психологии

Личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует этот, по замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности». По-видимому, есть известная доля правды и в том, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением.

Наиболее существенным представляется тезис Л. С. Выготского о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические» (Л. С. Выготский, 1983). Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя — новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта (Д. Б. Эльконин, 19786). Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов. </..>

Умногих родителей часто возникает дилема, отдавать ребенка в садик или нет, учить на дому или в школе? В этом моменте необходимо усмотреть социальную необходимость для развития ребенка.

Обучение ребёнка начинается с его рождения и когда родители думают, что "Он еще маленький и ничего не понимает" заблуждаются. Ребёнок точно воспроизводит окружающий его мир шаг за шагом, попытка за попыткой и когда родители приучают ребенка к пустышке, надевают на него подгузники - приучают ходить под себя и откладыват речевое и общее развитие своего ребенка. Хотя если с первых дней приучить отправлять нужду в определенном месте, с позывами пис-пис и а, а, то ребенок под себя в дальнейшем уже никогда не сходит, а будет натужно звать родителей, чтоб сделать это в положенном месте.

И так, продолжу о непрерывном образовании.Первая стадия обучения - родители готовят ребенка к садику, то есть ребенок должен к этому моменту получить определенный уровень развития, чтоб полноценно общяться со сверстниками.Вторая стадия обучения - садик, прививаются социальные навыки - спортивные состязания, логические игры, рисование, лепка, танцы, спектакли, праздники, утренники, походы в музеи, на природу, чтение сказок, рассказов, разучивание стихов.Третья стадия - школа, преподаются предметы школьной программы. Каждый пройденный курс закрепляется контрольной работой. Контрольная работа включает в себя объём знаний, которые необходимо закрепить для продолжения процесса обучения и если ученик не справился - материал повторяется. При это ученик не переходит из класса в класс, а продолжает изучать материал по принципу - от простого к сложному. Это как после прочтения одной главы книги переходите следующей.Оценки.Если вы не запомнили какие то детали из прошлой главы, то вы не поймете сути излагаемого в следующей, а дальше может быть и третья и десятая глава. Исходя из чего невозможно продолжать обучение, когда ученик не усвоил предыдущий материал. Поэтому должны быть только две оценки зачёт/незачёт.

Какой уровень образования ребенка должен быть достигнут по окончании школы?Если ребенок к возрасту 20 лет не усвоил знаний достаточных для института - туда ему дорога закрыта. Он проходит обучение той профессии - на проходной экзамен которой он смог получить зачет.три уровня высшего образования.Институт -  после школы. Инженерный состав.Университет - после института и не менее пяти лет работы по профессии. Руководящий состав.Академия - после университета. Руководящий состав государственного уровня.

vladimir-000.livejournal.com

Наука и культура на Руси

 Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, еще в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой. Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными хорошо вышколенными представителями католицизма и грамотными православными пастырями. Волей-неволей приходилось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах. За дело взялись западные православные братства. Они учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название. Членами братств были люди разного звания, чина и положения: митрополиты, епископы, иноки, князья, паны, мещане; иногда вступали целыми приходами. От них требова­лась лишь дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они владели значительными. Самые старые брат­ства — львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское. Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви; поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродете­лях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православ­ном духе, а догматы веры служили основным предметом изуче­ния, составляли основу вместо учебного курса. Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону организации братских школ. Они имели довольно ши­рокий курс образования, включающий научные светские предме­ты. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, польский. Кроме них преподавались грамма­тика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились под значительным греческим влиянием, и первые учителя в них были греками. Поэтому и преобладающим языком был греческий; латинский знали слабее. Из методов обучения был такой (перешедший от иезуитов), как разыгрывание ди­алогов, драматические представления на библейские темы. В братские школы принимались дети всякого звания. Перед учителем все дети — богатые и бедные — были равны. Сидеть каждый ученик должен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте. Отдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу. Это нуж­но было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств. Вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но же­лали учиться. Для беднейших учеников при братских монасты­рях устраивались специальные помещения для жилья. Несмотря на многие преимущества братских школ, они все-таки не могли соперничать с католическими. Юношество, искав­шее лучшего образования, по-прежнему направлялось в иезуит­ские коллегии и там попадало под влияние католичества. Поэто­му появилась необходимость создания школы высшего порядка. Такой стала братская школа в Киеве — Киево-могилянская ака­демия. Крупную реформу братской школы произвел в 1633 г. Петр Могила (1596—1647). Сущность преобразований заключалась в превращении Киевской школы в коллегию по иезуитскому об­разцу. Обучение стало вестись на латинском языке; классов стало восемь: в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамма­тика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все способы преподава­ния, а также западная схоластика были перенесены в Академию; большое значение придавалось диспутам. Потребность в хорошо организованной школе была осознана  в Московской Руси. Так появилась эллино-греческая академия (1687), преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую акаде­мию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались: богосло­вие, риторика, логика, физика, математика — все это составляло курс философии. В связи с этим было два класса: богословский и философ­ский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на па­мять по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими ла­тинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цице­рона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтак­сис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славян­скую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естество­ведения совсем не было. Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, постро­енный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские на­уки и там ценились недостаточно. С течением времени Москов­ская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.). Московская академия послужила рассадником образования; долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они тре­бовались всюду. Число учеников в академии было от 200 до 600 самого различ­ного происхождения. Были дети священников, дворян (князья Обо­ленские, Голицыны, Долгорукие и др.), разночинцы — дети кан­целяристов, дьячков, солдат, конюхов, новокрещеные инородцы. Принимали учащихся от 12 до 20 лет, учились долго и не стесня­лись пребывания в одном классе по нескольку лет (известно, что были ученики, просидевшие в академии в одном классе по 7 — 10 лет, а в общей сложности — по 20 лет). Впрочем, многих исклю­чали, некоторых с особой "торжественностью". Так, например, "Да­ниловского, яко нерадивого и ленивого ученика, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами". Первыми учителями академии были братья Лихуды — греки. И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, в начале XVIII в. введены "учения латинские". Московская академия стала многое заимствовать у Киевской. В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую  Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, уси­лено преподавание русского, введены новые предметы, таким об­разом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской. 6.Развитие науки в России      В России начало научной работе было положено правительством Петра I, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества.      В эти периоды научная работа находила себе другие пути и другую опору. В XVIII и XIX вв. в России почвой, поддерживающей научную работу в изучаемых областях знания, были: высшая школа, государственные предприятия, в связи с завоевательной политикой многовековое стремление внутрь Азиатского материка, развитие горного дела и медицины, искание военной мощи и морского могущества.       Для России чрезвычайно характерно, что вся научная творческая работа в течение всего XVIII и почти вся в XIX в. была связана прямо или косвенно с государственной организацией: она или вызывалась сознательно государственными потребностями, или находила себе место, неожиданно для правительства и нередко вопреки его желанию, в создаваемых им или поддерживаемых им для других целей предприятиях, организациях, профессиях. Она создавалась при этом интеллигенцией страны, представителями свободных профессий, деятельность которых так или иначе признавалась государством ради приносимой ими конкретной пользы, - профессоров, врачей, аптекарей, учителей, инженеров, - создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций.  Эту работу вели состоящие на государственной службе ученые, чиновники или офицеры, по своему собственному почину творившие научную работу и в тех случаях, когда это не вызывалось государственными потребностями дня.     Важной поддержки была лишена область научных исканий в России наиболее богатого и относительно более образованного (после духовенства) господствующего сословия - поместного дворянства. Описывая сейчас прошлое естествознания в России, поражаешься, до какой степени мало дало ему русское поместное дворянство, как раз то сословие, которое в эту эпоху русской истории приобрело силу и значение и которое всеми своими интересами должно было жить землей, природой. С трудом можно назвать несколько лиц в XVIII столетии, которые работали в его среде вне зависимости от государственного служения или не в качестве интеллигентов, ушедших от сословной обстановки.  Этих лиц больше в XIX в., но можно сказать, что только во второй половине XIX столетия, когда обособленность дворянства кончилась, когда оно избавилось от ярма рабовладения, видим мы заметную струю свободных людей в его среде, творящих по своей свободной воле научную работу, делающих крупное национальное дело. Но в это время в стране появились уже другие элементы из среды буржуазии и обеспеченных интеллигентных слоев, которые дали научной работе нужные ей устои, независимые от государственной организации. Яд рабовладения разрушал живые силы русского поместного дворянства, не мог ужиться со свободным исканием в области естествознания и математики подобно тому, как он разрушил в этой области и навыки европейского общества в плантаторских слоях Америки. Мы не должны забывать, что именно в XVIII в.  интерес и работа мысли в области естествознания были широки в образованном европейском обществе во Франции, Англии, Германии, Италии. Среди поместного дворянства здесь в это время выдвинулись многочисленные научные работники.  Отражение этого интереса можно всюду проследить и в русском дворянском обществе, но творческого элемента научной работы было проявлено здесь ничтожно мало. Роль русского крепостнического дворянства в области искусства - и даже наук исторических, тесно связанных с сословным сознанием, - не может даже сравниваться с его ролью в области естественнонаучных исканий и точной научной работы. Долгие годы отсутствовала в России в этой области та сила, которая в лице буржуазии оказала на Западе и особенно в Северной Америке могучее влияние на рост и развитие естествознания. Долгие годы буржуазия в лице русского купечества была далека от интересов научного знания. Едва ли ошибочно поставить это в тесную связь с характером образованности православного духовенства, наиболее близкого ей по культуре. Во второй половине XIX в. заметен в этом отношении ясный поворот. К концу века и сейчас этот элемент научного прогресса становится все более заметным в русской жизни, русская буржуазия вошла в научную творческую работу как личным трудом, так и организацией нужных для научного развития средств. Можно сказать, что уже теперь ее недолголетняя роль более заметна, чем вековое участие в научной работе русского поместного дворянства.          Европейская научная мысль середины ХVIII в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространением принципа развития. Сформулировав основные положения  диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.          Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для  психологии особое значение имело изучение мозга и органов  чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).           Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного формирования его внутреннего мира.  Это порождало надежду на научное решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их  помощью философских, мировоззренческих вопросов был очень  широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее многочисленную часть студенческой молодежи.  "Самое характеристическое явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и распространение естествознания: а вместе с тем и промышленная деятельность народов расширилась и приобрела такое значение, какого не имела  никогда. Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать  его никто не может" - отмечал К.Д.Ушинский. "Успехи общественных наук, характеризующие  наше столетие, - указывал он, - идут не только вширь, но и  вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в громадных размерах, но и сами эти знания все более и  более приобретают научную форму".         Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе самого человека и пролить свет на механизмы  высшей формы жизнедеятельности человеческого организма  психической деятельности. Происхождение высших психических  функций,  физиологические основы психики - эти проблемы стали предметом широкого обсуждения, вызывали горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. "...Каждый образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться по  крайней мере с главнейшими основаниями и общими выводами  физиологии" - отмечал П.Д.Юркевич. "Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также  вопросы об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем существовании и нашей цивилизацией.        В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы. В России XVIII в. элемент научной веры, как и можно было ждать, проявляется сильно и глубоко. Уже в первой половине XVIII в.  видно ее проявление не только в жизни таких ученых, как Ломоносов, пробивающихся к научному творчеству вопреки своему общественному положению, но и среди отдельных маленьких деятелей, положивших свою жизнь на научной работе. Целый ряд таких деятелей - крупных и малых - дала Великая Сибирская экспедиция.  связанная с научным открытием Сибири. Достаточно вспомнить имена Беринга, Стеллера, Крашенинникова, Делиля де ля Кройера, Чирикова, мужа и жены Прончищевых. В течение всего века и века следующего  на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед среди самых невозможных внешних условий, создателей творческой работы русского общества в области научных исканий. 7.Российская наука и образование на современном этапе          Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".         Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки. ХХ век правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов. Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города. Оценивая рост числа научных работников России в конце ХХ начале XXI  веков, можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население  будет заниматься наукой. В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,5 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов наук.           Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.         В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.         В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др. Непрерывное образование      Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа «Век живи - век учись». Предтечей современных представлений о непрерывном образовании стали педагогические взгляды Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир - это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе».       Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.       В 80-е гг. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.       Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.       В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И, наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.       Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

                                 8.Список используемой литературы 1.     Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993 – 166 с. 2.     Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. – Л.: Наука, 1972 – с. 38-68. 3.     Аристотель. Никомахова этика / Сочинения.  В 4-х тт. – М.: Мысль, 1983 – т.4, с. 375-644. 4.     Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 49 -100. 5.     Культура Древней Руси. – М.: Просвещение, 1967 –  303 с. 6.      Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 –  445-504 с. 7.      Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов  и учебная деятельность Петербургской Академии наук. – М.Л.: АН СССР, 1962 –  216 с. 8.     Концепция организационно-экономической реформы системы образования России А. Асмолов, М. Дмитриев, Т. Клячко, Я. Кузьминов, А. Тихонов

www.coolreferat.com