Наука на древнем востоке. Пред-наука Древнего Востока, ее отличительные черты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Преднаука Древнего Востока. Наука на древнем востоке


Наука Древнего Востока - Мои файлы - Каталог файлов

Проблема происхождения науки

Наука Древнего Востока Лекция № 2 Основные точки зрения на время возникновения науки 1. Наука возникает в первобытности. Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. наука возникла с началом орудийной деятельности человека и неотъемлема от человеческого бытия вообще. 2. Наука возникает на Древнем Востоке. Именно тогда выделяются специализированные научные дисциплины (математика, астрономия и пр.). Наука становится видом интеллектуальной деятельности. 3. Наука возникает в античности. Появляется теоретическая составляющая познавательной деятельности и рациональное доказательство. 4. Наука возникает в Новое время (17 – 18 вв.). Именно в это время возникает математическое и экспериментальное естествознание. Многие исследователи проводят точку зрения европоцентризма, согласно которой настоящие наука и философия появились только в Европе. Зарождение научных знаний в первобытности Истоки науки уходят в первобытность, когда совершалось накопление практических знаний необходимых для выживания. Большое значение для выживания и появления всё более совершенных технологий имело умение пользоваться огнём. В первобытности человек изучал природу и пытался в своей деятельности «копировать» её. Путём проб и ошибок человечество научалось использовать природу в своих целях. Орудийная практика выделила человека из животного мира.

В отличие от животных у человека развита социальная память, а не только биологическая.

Человек не изменяется сам, а изменяет окружающую среду, приспосабливая её к своим нуждам. Изготовление орудий знакомило людей со свойствами материалов Охота способствовала накоплению знаний о повадках животных Неолитическая революция Сущность неолитической революции заключалась в переходе от присваивающих форм хозяйствования (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство) Затем ремесло и торговля отделяются от сельского хозяйства, а само оно распадается на земледелие и скотоводство. Одомашнивание животных В период первобытности были одомашнены собаки, козы, овцы, коровы, лошади. Началось выведение новых пород скота Начало обработки металла Начало освоения металла ознаменовало один из важнейших технологических прорывов человечества. Сначала была освоена медь (период энеолита), затем люди научились делать сплавы (бронзу), которые смогли вытеснить камень как главный материал. Около 1000 г. до н. э. люди научились обрабатывать железо. Основные знания, приобретённые в период первобытности Медицина. Лечение травами и минеральными средствами, лечение переломов и нарывов. Астрономия и метеорология. Предсказание погоды по приметам. Вычисление сроков наступления природных сезонов. Ориентирование по звёздам. Появляется календарь и счёт лет (по солнцу и луне). Изображение карт земли и неба на дереве, шкурах и пр. Математика. Применение элементарных правил счёта и арифметических действий. Связь первобытного знания с магией и мифологией Часто знания были переплетены с элементами религиозных представлений и магии. Технологические процедуры сопровождались обрядами, без которых они, как считалось, не имели бы успеха. Польский этнограф Бронислав Малиновский утверждал, что наука и магия родственны, имеют общую цель (познание объектов и использование их в своих целях). Мифология как один из источников возникновения науки и философии Мифология - основной вид предфилософского мировоззрения, представляющий собой наивную попытку объяснить различные явления в мире, окружающем человека. В мифологии уже изначально была заложена тенденция к поиску причин, ответу на вопрос: «Почему нечто происходит?». Все процессы и явления объяснялись действием персонифицированных в качестве богов и духов сил природы. Чрезвычайно большое место в мифологии занимали попытки объяснить происхождение мира - космогонические мифы. Мир, согласно большинству мифов, появился спонтанно, а не в акте божественного творения. Сами боги возникли в результате соединения первоначал, то есть они моложе мироздания. Мифологическое объяснение основывалось не на рациональном анализе, а на образно-эмоциональном воображении. Это было передаваемое по традиции объяснение, которое следовало просто усвоить и не оспаривать его истинность. Стоунхендж Стоунхендж – один из мегалитов, грандиозных каменных сооружений первобытного времени. Для его сооружения нужно было обладать значительными технологическими навыками. Стоунхендж был храмом и обсерваторией, здесь можно было определять время, наблюдая за положением солнца и других светил От мифа к логосу. Предпосылки возникновения науки 1. Преодоление чувственной наглядности. 2. Отказ от двойственного видения вещей (невидимый мир отстраняется). Проведение границы между реальным и нереальным, подлинным и мнимым. 3. Выделение объекта как вещи, противостоящей человеку. Эта вещь внесубъектна и не зависит от воспринимающего её человека. Мир определяется из себя самого, а не из воспринимающего индивида. 4. Всё большая рационализация мифологии. Постепенная элиминация всего сверхприродного, неестественного. Замена его реально существующим и познаваемым с помощью чувств и разума. Наука Древнего Востока На Древнем Востоке впервые образовалась государственность, появилась письменность. Эволюция письменности: Пиктографическая (рисуночная). Идеографическая (иероглифы; 1 знак = 1 понятие) Алфавитная (1 знак = 1 звук) Появление письменности значительно расширило возможности человечества, теперь можно было накапливать информацию, полагаясь не только на свою память. Появляются первые собрания книг – библиотеки. Самая известная из них библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, насчитывавшая 20 тыс. 700 табличек, систематизированных по тематике. Роль жречества в древневосточной науке В древневосточных цивилизациях знание было уделом немногих – жречества и бюрократии (писцов). Писцы и жрецы в Вавилоне изображались одним знаком. Знание было монополизировано жрецами, как бы получившими его от богов и хранивших в секрете от непосвящённых. Почти все научные дисциплины выполняли культовые задачи. Ещё не было противоречия между научным и религиозным знанием. Храмы были местами отправления культа и одновременно хранилищами книг и местом для занятий науками (наблюдений за небом и пр.). При храмах возникали школы, в которых обучались мальчики, осваивая письмо, счёт, навыки измерения земли и пр. Характер древневосточного знания Знание было догматическим, оно происходило из священного первоисточника, в нём нельзя было сомневаться. Это знание следовало усвоить и применять. Для древневосточной науки была характерна практическая направленность. Многие отрасли знания развивались вследствие практической необходимости. Знания считались верными, если давали необходимый практический результат. Наука на Востоке не была фундаментальной и системной. Теоретических построений и рационального доказательства в древневосточной науке не было. Например, при развитом искусстве измерения и вычисления не оперировали понятиями «треугольник», «квадрат», не пытались доказывать принципы решения задач. Характер древневосточного знания Знания в древневосточной науке вырабатывались путём индуктивных обобщений практического опыта и передавались по принципу наследования профессии (от отца или от наставника). Использовались таблицы типичных случаев. Древневосточная наука мало опиралась на рациональность и критическое отношение к знанию. Преимущество отдавалось не рациональному доказательству, а общественному авторитету и социальному положению, связанному, как правило с происхождением. Некоторые исследователи отрицают факт наличия древневосточной науки на том основании, что наука – это целенаправленная деятельность по приобретению и выработке новых знаний, а на Востоке такой деятельности ещё не существовало.

Древневосточное знание – это наука рецептов и предписаний. Наука в древнем Египте Египет - одна из древнейших цивилизаций в мире, возникшая на рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. В Египте наука достигла высокого уровня развития, однако продолжала сохранять связь с религией. Нил Нил играл большую роль в жизни Египта. Не зря Египет называли даром Нила. Вода Нила использовалась для орошения с помощью подводимых к полям каналов. Ежегодные разливы Нила способствовали развитию астрономии (предсказание сроков разлива Нила по звёздам), а также геометрии (нужно было восстанавливать границы земельных участков после каждого разлива реки). Писец Знания были сосредоточены в руках жречества и писцов. Писцов называли «жрецами заупокойных служб». Должность писца была уникальным шансом сделать карьеру способному человеку из низов. Сундучок писца Бог мудрости Тот изображался в виде павиана или ибиса. Именно Тот научил людей письму и счёту Иероглифическая письменность Письменность в Египте была иероглифической. Выделялось несколько видов письма, например, предназначенная для быстрой записи (стенографирования) скоропись. Основным писчим материалом был папирус. Сооружение пирамид требовало большого запаса знаний Медицина в Египте До нас дошло несколько папирусов медицинского характера. Среди египетских врачей существовала специализация. Например, были врачи по глазным болезням, по лечению зубов, хирурги. Были найдены наборы хирургических инструментов. Было известно кровообращение и роль сердца в нём. «Касаясь любого из органов тела, ты касаешься сердца». Однако здравые идеи часто были соединены с колдовством и магией. Мумификация расширяла знания о внутреннем строении организма Заклинание для помощи ужаленной скорпионом кошке: «О Ра, приди к своей дочери, которую ужалил на пустынной дороге скорпион. Её крики обращены к тебе; услышь их на своём пути! Она пыталась высосать яд из раны, но увы, яд проник в её конечности… О, кошка, твоя голова – это голова Ра; о кошка, твой нос – это нос Тота». Только после заклинания следовало наложить жгут. Богиня Нут - Небо Астрономия и география По положению звёзд научились определять разлив Нила. Различали звёзды и планеты. Составлялись каталоги звёзд. Использовали солнечный календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом и пять праздничных дней в конце года. Месяц делился на три декады. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами), обтекаемого со всех сторон океаном. Египтяне полагали, что на Западе существует обиталище душ умерших, а Восток – страна бога Ра. Математика в древнем Египте Выработали систему счёта, близкую к десятеричной. Умели производить простейшие арифметические действия, использовали дроби с числителем 1. Могли вычислять площадь круга, объём усечённой пирамиды. На папирусах сохранилось более 100 математических задач. Наука в Месопотамии. Клинопись. Клинопись – разновидность иероглифического письма, первоначально возникла из пиктограмм. Основным писчим материалом была глина, на которую наносились письмена. Затем глина обжигалась и становилась твёрдой. При раскопках многих городов были найдены архивы с множеством глиняных табличек. Мальчики обучались грамоте в школах «домах табличек». Математика в Месопотамии Значительные достижения в древней астрологии Вавилона стали возможны, благодаря успехам в области математических расчетов. Математика вообще интересовала вавилонян: их сложная математическая система, основанная на шестеричном исчислении, сама по себе была большим достижением. Многие из обнаруженных текстов были насыщены в значительной мере сложнейшей алгеброй и геометрией. К примеру, ряд математических текстов включал геометрические задачи, подобные приведенным здесь. В Междуречье была разработана шестидесятеричная система счисления, следы которой остаются в нашей жизни и сейчас Устройство мироздания При раскопках был обнаружен ряд табличек с изображением планов местности и карт. Считалось, что суша окружена водным пространством. Все земные моря – заливы этого водного круга. Выделяли Верхнее (Средиземное) и Нижнее море (Персидский залив). Наука в древней и средневековой Индии В Индии деятельность человека была направлена не столько на покорение природы, сколько на духовное совершенствование самого человека. Науки в Индии были связаны с религией и философией и достигли значительных успехов. Естественнонаучные знания в Индии были развиты относительно слабо. (Однако, были разработаны технологии получения многих веществ. Например, серной, соляной и азотной кислот). Жрецы (брахманы) как хранители знаний Господствующая в Индии кастовая система общества отразилась и на занятиях науками. Первоначально считалось, что заниматься «высокими» науками, связанными с познанием богов и священных текстов, имеют право только брахманы. Молодые брахманы должны были наизусть заучивать со слов учителя священные тексты, а также знать все тонкости мифологических сюжетов и обрядов жертвоприношения. Считалось, что практика жертвоприношений имитирует природные процессы и поэтому лишённый знаний о мироздании жрец неправильно произведёт жертвоприношение. Письменность и грамматика в Индии. Выдающимся достижением индийского языкознания стала грамматика Панини, созданная в 5 – 4 вв. до н.э., которая, по мнению некоторых современных филологов, превосходит аналогичные античные образцы Математика в Индии. В Индии сложилась десятичная система исчисления. Появляются привычные нам цифры, принесённые затем арабами в Европу. Индусы впервые ввели число 0, которого не было у других древних народов. Умели решать задачи на прогрессии, знали число «пи». Астрономия в Индии. Арьябхата (475 – ок. 550 гг.). Индийские учёные знали о шарообразности Земли и законе земного притяжения. Им было также известно о вращении Земли вокруг своей оси. Год состоял из 360 дней с добавлением високосного месяца каждые 5 лет. Особую известность получил Арьябхата, автор трактатов по астрономии и математике. Медицина в Индии Первые века н.э. были очень плодотворными для таких наук Южной Азии, как, например, математика, астрономия и медицина. Значительно расширились знания в области анатомии, а также медицинских свойств растений и смол. Таксила, например, был широко известным центром медицинских знаний в 5 в. до н.э. Два выдающихся медика древней Индии: Сушрута (1 в. до н.э.) и живший чуть позже Чарака - обладали значительными познаниями в области медицины и достигли больших успехов в области эмбриологии. Они описывали удивительные операции, как, например, лечение катаракты путем смещения больного хрусталика, произведенного введением в глаз бронзовых игл; или профессионально выполненная пластическая операция по пересадке кожи со лба на поврежденный нос (см. рисунок). О растущем интересе к медицинским знаниям свидетельствуют и буддийские тексты. Целый ряд монастырских общин, например в Нагарджуниконде, имел больницы. Получила развитие не только медицина, но и ветеринария, причем индийским специалистам приходилось лечить даже таких крупных животных, как слоны. Наука в древнем и средневековом Китае Ритуализм и традиционализм сковывал развитие китайской науки. Философия и наука существовали отдельно. Наука носила в Китае эмпирический характер. Китай обычно называют страной изобретений Даосизм и конфуцианство Два главных учения в китайской философии, основанные Лао-Цзы и Конфуцием. Собственно научными данные учения не являются. Главной целью даосы считали достижение единства с природой путём мистического постижения Дао. В рамках даосизма проводились химические опыты. Конфуций неодобрительно относился к изучению природы, считая необходимым познавать только волю неба. Письменность в Китае В Китае до сих пор сохраняется иероглифическая письменность. В качестве писчего материала использовались кости, бамбуковые дощечки, а затем изобретённая китайцами бумага Великая китайская стена Изготовление шёлка Древнекитайский компас В Китае выпускались каталоги звёзд, в которых были упомянуты783 звезды, объединённых в 118 созвездий. Были известны периоды обращения планет. Фарфор и применение пороха Медицина в Китае Медицина в Китае характеризуется большой оригинальностью методов. Широко применялась акупунктура (иглоукалывание), исходящая из представления, что можно контролировать потоки энергии (ци) в организме и заставлять их течь в нужном направлении. Использовались также диеты и прижигания. При полостных операциях применялась местная анестезия В Китае выпускались сборники медицинских предписаний и рецептов.

В них содержались 280 предписаний при лечении 52 болезней Сыма Цянь (140 – 86 гг. до н. э.) Китайский историк, автор «Исторических записок», повествующих об истории Китая с мифологических времён вплоть до современных Симе Цяню событий. Писал жизнеописания деятелей китайской истории. Много путешествовал, собирая материал для своего сочинения.

grach-ucheny.ucoz.ru

Преднаука Древнего Востока

Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи: 

- сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство; 

- строительство, включая культовое; 

- металлургия, керамика и прочие ремесла; 

- военное дело, мореплавание, торговля; 

- управление государством, обществом, политика; 

- религия и магия. 

Рассмотрим вопрос: развитие каких наук стимулируют эти занятия? 

1. Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Однако от развития последней до обобщений механики слишком долгий период, чтобы всерьез рассматривать генезис механики из, скажем, потребностей земледелия. Хотя практическая механика, несомненно, развивалась в это время. Например, можно проследить появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.) – первой машины в мировой истории.

2. Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики. Первые водоподъемные приспособления – ворот, на барабан которого был намотан канат, несущий сосуд для воды; «журавль» – древнейшие предки кранов и большинства подъемных приспособлений и машин.

3. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12-ти месяцев по 30 дней и 5-ти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 десятидневки, сутки на 24 часа: 12 дневных часов и 12 ночных (величина часа была не постоянной, а менялась со временем года). Ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. Первые начатки этих наук появились только у греков.

4. Строительство, особенно грандиозное государственное и культовое требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний  Восток был хорошо знаком с такими механическими орудиями как рычаг и клин. На сооружение пирамиды Хеопса пошло 23 300 000 каменных глыб, средний вес которых равен 2,5 тонны. При сооружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков и даже сотен тонн. Такие глыбы доставлялись из каменоломен на специальных салазках. В каменоломнях для отрыва каменных глыб от породы служил клин. Подъем тяжестей осуществлялся с помощью наклонных плоскостей. Например, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъем 45,8 м и длину 494,6 м. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял 5,3 0 , и выигрыш в силе при поднятии тяжести на эту высоту был значительным. Для облицовки и пригонки камней, а возможно и при подъеме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки. Для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил также рычаг. 

К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.

5. В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком). Цинк и мышьяк использовались в виде соединений. Существовала и соответствующая техника для плавки металлов: печи, кузнечные мехи и древесный уголь как горючее, что позволяло достигнуть температуры 1500 0С для плавления железа. Разнообразие керамики, производимой древними мастерами, позволило, в частности, археологии в будущем стать почти точной наукой. В Египте варили стекло, причем разноцветное, с применением разнообразных пигментов-красителей. Широкой гамме пигментов и красок, применявшихся в различных областях древнего мастерства, позавидует современный колорист. Наблюдения над изменениями природных веществ в ремесленной практике, наверное, послужили основой для рассуждений о первооснове материи у греческих физиков. Некоторые механизмы, применяемые ремесленниками, чуть ли не до сей поры, изобретены в глубокой древности. Например, токарный станок (конечно, ручной, деревообрабатывающий), прялка.

6. Нет нужды долго распространяться о влиянии торговли, мореплавания, военного дела на процесс возникновения научных знаний. Отметим только, что даже простейшие виды оружия должны делаться с интуитивным знанием их механических свойств. В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. В изобретении пращи и лука со стрелами проявилось осознание зависимости между дальностью полета и силой броска. В целом, уровень развития техники в военном деле был значительно выше, чем в сельском хозяйстве, особенно  в Греции и Риме. Мореплавание стимулировало развитие той же астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, эти области деятельности были привилегией свободных людей.

7. Управление государством требовало учета и распределения продуктов, платы, рабочего времени, особенно, в восточных обществах. Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.

8. Взаимоотношения религии и зарождающихся наук предмет особого глубокого и отдельного исследования. В качестве примера укажем лишь, что связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства. В дальнейшем, в контексте материала лекций,  мы будем обращать внимание на эти связи.

Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Математика. 

Известны египетские источники II-го тысячелетия до н.э. математического содержания: папирус Ринда (1680 г. до н.э., Британский музей) и Московский папирус. Они содержат решение отдельных задач, встречающихся в практике, математические вычисления, вычисления площадей и объемов. В Московском папирусе дана формула для вычисления объема усеченной пирамиды. Площадь круга египтяне вычисляли, возводя в квадрат 8/9 диаметра, что дает для числа пи остаточно хорошее приближение – 3,16. Несмотря на существование всех предпосылок  Нейгебауэр /1/ отмечает достаточно низкий уровень теоретической математики в древнем Египте. Это объясняется следующим: “Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений”. 

Шумеро-вавилонская математика была на голову выше египетской. Тексты, на которых основаны наши сведения о ней относятся к 2-м резко ограниченным и далеко отстоящим друг от друга периодам: большая часть – ко времени древневавилонской династии Хаммурапи 1800 – 1600 гг. до н.э., меньшая часть – к эпохе Селевкидов 300 – 0 гг. до н. э. Содержание текстов отличается мало, появляется лишь знак “0”. Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных  500 000 табличек). 

Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа -  корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется. 

Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок. 

При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”, для “грузового судна”, “ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т.д./2/.

Как считает Нейгебауэр, даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления. Он, впрочем, связывает этот вывод не с отсутствием доказательств, а с неосознанностью вавилонскими математиками иррациональности корня из 2.

Астрономия.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне /1/. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии. 

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет. 

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.

Интересные материалы:

В Китае нашли "летающие тарелки" из камня Легендарный замок

nlo-mir.ru

Пред-наука Древнего Востока, ее отличительные черты

Поиск Лекций

1. Необходимо признать, что наиболее развитая по тем временам (до VI в. до н. э.) в аграрном, ремеслен­ном, военном, торговом отношении восточная цивили­зация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработа­ла определенные знания.

Разливы рек, необходимость количественных оце­нок затопленных площадей земли стимулировали раз­витие геометрии, активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправле­ние культов способствовали становлению «звездной науки» и т. д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, храни­лись, передавались от поколений к поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятель­ность. Однако, как отмечалось, факт наличия некото­рого знания сам по себе не конституирует науку. На­уку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству нового знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?

Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений не­посредственного практического опыта и циркулирова­ли в социуме по принципу наследственного професси­онализма: а) передача знаний внутри семьи в ходе ус­воения ребенком деятельностных навыков старших; б) передача знаний, которые квалифицируются как иду­щие от бога — покровителя данной профессии, в рам­ках профессионального объединения людей (цех, кас­та), в ходе их саморасширения. Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсут­ствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генезиса знаний — принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насиль­ственного» включения человека в социальную деятель­ность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его уз­коутилитарного, практико-технологического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука, как указывалось, представляет не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточ­ную деятельность по анализу, разработке теоретических вопросов — «познание ради познания». Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое заня­тие, в Вавилоне функционировала как прикладное искус­ство, обслуживавшее либо культовую (времена жерт­воприношений привязаны к периодичности небесных явлений — фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (вы­явление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т. д.) деятельность. В то время как, скажем, в Древней Греции астрономия пони­малась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом оп­ределялись характером социально-политического уст­ройства древневосточных стран. В Китае, например, жесткая стратификация общества, отсутствие демок­ратии, равенства всех перед единым гражданским законом и т. п. приводило к «естественной иерархии» людей, где выделялись наместники неба (правители), совершенные мужи («благородные» — родовая арис­тократия, государственная бюрократия), родовые об­щинники (простолюдины). В странах же Ближнего Во­стока формами государственности были либо откровен­ная деспотия, либо иерократия, которые означали отсутствие демократических институтов.

Антидемократизм в общественной жизни не мог не отразиться на жизни интеллектуальной, которая также была антидемократичной. Пальма первенства, пра­во решающего голоса, предпочтение отдавались не рациональной аргументации и интерсубъективному доказательству (впрочем, как таковые они и не могли сложиться на таком социальном фоне), а общественно­му авторитету, в соответствии с чем правым оказывал­ся не свободный гражданин, отстаивающий истину с позиций наличия оснований, а наследственный арис­тократ, власть имущий. Отсутствие предпосылок обще­значимого обоснования, доказательства знания (при­чиной этого являлись «профессионально-именные» правила подключения человека к социальной деятель­ности, антидемократизм общественного устройства), с одной стороны, и принятые в древневосточном обще­стве механизмы аккумуляции, трансляции знания — с другой, в конечном счете приводили к его фетишиза­ции. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «уче­ность», были жрецы, высвобожденные из материаль­ного производства и имевшие достаточный образова­тельный ценз для интеллектуальных занятий. Знание же, хотя и имеющее эмпирико-практический генезис, оставаясь рационально необоснованным, пребывая в лоне эзотеричной жреческой науки, освященной боже­ственным именем, превращалось в предмет поклоне­ния, таинство. Так отсутствие демократии, обусловлен­ная этим жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке ее нерациональный, догматичес­кий характер, в сущности превратив науку в разновид­ность полумистического, сакрального занятия, священ­нодейство.

4. Решение задач «применительно к случаю», вы­полнение вычислений, носящих частный нетеорети­ческий характер, лишало древневосточную науку си­стематичности. Успехи древневосточной мысли, как указывалось, были значительными. Древние матема­тики Египта, Вавилона умели решать задачи на «урав­нение первой и второй степени, на равенство и подо­бие треугольников, на арифметическую и геомет­рическую прогрессию, на определение площадей треугольников и четырехугольников, объема параллелепипедов», им также были известны формулы объе­ма цилиндра, конуса, пирамиды, усеченной пирами­ды и т. п. У вавилонян имели хождение таблицы умно­жения, обратных величин, квадратов, кубов, решений уравнений типа х в кубе + х в квадрате = N и т. п.

Однако никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не ина­че, в древневавилонских текстах нет.

Внимание древневосточных ученых концентриро­валось на частной практической задаче, от которой не перебрасывался мост к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде. Поскольку поиск, ориентиро­ванный на нахождение практических рецептов, «как поступать в ситуации данного рода», не предполагал выделение универсальных доказательств, основания для соответствующих решений были профессиональ­ной тайной, приближая науку к магическому действу. Например, не ясно возникновение правила о «квадра­те шестнадцати девятых, который, согласно одному папирусу восемнадцатой династии, представляет отно­шение окружности к диаметру»2.

Кроме того, отсутствие доказательного рассмотре­ния предмета в общем виде лишало возможности вы­вести необходимую о нем информацию, к примеру, о свойствах тех же геометрических фигур. Вероятно, поэтому восточные ученые, писцы вынуждены руко­водствоваться громоздкими таблицами (коэффициен­тов и т. п.), позволявших облегчить разрешение той или иной конкретной задачи на непроанализированный типичный случай.

Следовательно, если исходить из того, что каждый из признаков гносеологического эталона науки необ­ходим, а их совокупность достаточна для специфика­ции науки как элемента надстройки, особого типа ра­циональности, можно утверждать, что наука в этом понимании не сложилась на Древнем Востоке. По­скольку, хотя мы и крайне мало знаем о древневосточной культуре, не вызывает сомнении принципиальная несовместимость свойств обнаруживаемой здесь науки с эталонными. Иначе говоря, древневосточная культу­ра, древневосточное сознание еще не вырабатывало таких способов познания, которые опираются на дис­курсивные рассуждения, а не на рецепты, догмы или прорицания, предполагают демократизм в обсуждении вопросов, осуществляют дискуссии с позиций силы рациональных оснований, а не с позиций силы соци­альных и теологических предрассудков, признают га­рантом истины обоснование, а не откровение.

С учетом этого наше итоговое оценочное сужде­ние таково: тот исторический тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древ­нем Востоке, соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.

 



poisk-ru.ru