Наука древних римлян. § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

32. Культ и роль государства в религии древнего Рима. Наука древних римлян


Наука и техника древних римлян

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 19Следующая ⇒

Наука древних римлян имела прикладной характер: тяга к конкретному делу была у этих людей намного сильнее, чем любовь к размышлению; этим объясняется и слабое внимание римлян к философии. Самыми существенными прикладными науками были: агрономия, медицина, юриспруденция, механика, строительное дело.

Система юриспруденции формировалась постепенно. В эпоху республики законы принимались сенатом и народным собранием; они были недостаточно точно сформулированы, и судьям приходилось самим решать, как применить их в суде. Вступая в должность, судья издавал особый документ ¾ эдикт. Он содержал собственное толкование каждого закона и был основан на эдикте предшествующего судьи. Первая кодификация законов (т.н. «законы 12 таблиц) была осуществлена в 450 г. до н.э. Много позже император Адриан собрал все местные эдикты и унифицировал их. Реформы Адриана означали, что все граждане Рима (с 212 г. это были практически все свободные жители Империи) должны были подчиняться одним и тем же законам. В отличие от древнегреческого суда, в Риме существовал уже институт адвокатуры. Окончательная кодификация древнеримского права была осуществлена уже в Византии, по приказу императора Юстиниана. Древнеримская система судопроизводства явилась основанием для последующей юридической практики почти во всех странах Европы.

Древнеримская механика и строительная техника находились у римлян на очень большой высоте. В военном деле применялась метательная артиллерия (баллисты, катапульты), осадные башни и строительство укреплённых лагерей. В сельском и городском быту ¾ водяные мельницы, водоподъёмные механизмы, водопроводы (в т.ч. акведук ¾ длинный мост, несущий водопроводные трубы), многоэтажные жилые дома (инсулы). Хитроумные инструменты использовались в столярном и плотницком деле, строительстве, хирургии, различных ремесленных работах. Особой гордостью римлян было дорожное строительство. Пословица «все дороги ведут в Рим» во многом соответствовала истине: Империю покрывала сеть дорог общей протяжённостью 85000 км! Каждая была сложным инженерным сооружением; некоторые служат по сей день.

Summary

Имперская идея во многом определила стиль жизни древних римлян: для них посредником между людьми и богами было государство. Тем не менее, когда государство постигла катастрофа и римская имперская идея окончательно себя дискредитировала, оказалось, что эта цивилизация оставила для будущего семена новой культуры, через столетия давшие иные всходы и иные плоды.

Древнеримская античная культура, просуществовавшая свыше тысячи лет, во многом определила дальнейшие пути развития западноевропейской цивилизации. Особенно сильное, долгодействующее влияние оказала христианская Церковь, сформированная веками правовая система и своеобразный рационализм древних римлян. Начиная с эпохи Возрождения, заметное влияние на жизнь европейцев также оказывает и древнеримское искусство: монументальная архитектура, поэзия, литература, мифология.

Долгие века римского владычества, повлиявшего на традиции и обычаи самых разнообразных народов средиземноморского бассейна, способствовали тому, что в Западной Европе постепенно сложился общий круг ценностей, что и позволило европейским странам, несмотря на распри и войны, обрести, в конце концов, общий духовный фундамент, на котором поныне зиждется культурное сотрудничество абсолютного большинства этих стран.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности республиканского строя в Древнем Риме?

2. Какую роль в Древнем Риме выполняли народные трибуны?

3. В чём идейный смысл мифа о создании Рима?

4. Кто такие пролетарии в Древнем Риме?

5. Каково значение слов: форум, вето, цензор, плебисцит?

6. Какая наука впервые сформировалась в Древнем Риме?

7. Особенности древнеримской скульптуры?

 

 

Т Е С Т Ы

 

1. Forum ― это:

а) статуя бога Аполлона;

б) площадь для народных собраний в Риме;

в) мавзолей восточного деспота;

г) место для военных парадов в Афинах.

2. Термин “veto” в древнеримской культуре означал:

а) любимое блюдо римских куртизанок;

б) военный пароль в римской армии;

в) разрешение на въезд в город;

г) запрет на законопроект.

3. Цензор ― это:

а) литературный критик эпохи Августа;

б) друг Юлия Цезаря;

в) должностное лицо, отвечавшее за формирование римского Сената;

г) представитель плебеев в Сенате.

4. Западная Римская империя пала:

а) в 753 г. до н.э.;

б) в 14 г. н.э.;

в) в 476 г. н.э.;

г) в 395 г. н.э.

5. Неимущие граждане в Риме назывались:

а) илотами;

б) пролетариями;

в) плебеями;

г) неприкасаемыми.

6. Консул ― это:

а) высшее должностное лицо в республиканском Риме;

б) распорядитель гладиаторскими боями;

в) глава римской дипломатической миссии;

г) полководец, одержавший победу.

7. Триумф устраивался в честь:

а) раба, отпущенного на волю;

б) поэта, победившего на состязаниях;

в) полководца-победителя;

г) иностранного гостя.

8. Публий Овидий Назон был:

а) императором;

б) поэтом;

в) оратором;

г) историком.

9. Пантеон ― это:

а) храм в Риме в честь всех богов;

б) место народных собраний;

в) римский форум;

г) здание магистратуры.

10. Наука, впервые созданная в Древнем Риме:

а) кулинария;

б) юриспруденция;

в) астрономия;

г) медицина.

===========================================================

 

Тема 7. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ МОНОТЕИЗМ

Предыстория

В начале II тыс. до н.э. в среде небольшого малоазийского пастушеского народа зародилась религия, которой было суждено совершить настоящий духовный переворот во многих странах мира. Речь идёт о религии Авраама. Фарра, отец Авраама, жил, как повествует Библия, в «Уре халдейском», в одном из самых знаменитых городов Месопотамии. Согласно преданию, Аврааму явился Господь и пообещал: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое.» [Быт. XII: 1, 2].

Спустя столетия случилось так, что потомки Авраамовы 400 лет провели в плену у египтян, и вера, заповеданная первым патриархом, почти забылась, а израильтяне стали такими же язычниками, как их угнетатели. Но появившийся в их среде пророк Моисей, чудесно спасённый в младенчестве, воспитанный во дворце фараона и многие годы проведший в чужих землях, призванный Самим Господом к спасению своего народа, вывел израильтян из «дома рабства». Во время странствий по пустыне, на горе Синай он получил знаменитые Десять заповедей («Декалог»), положенные в основу новой религии. Религия утвердилась далеко не сразу: веками пришлось искоренять из среды народа языческие обычаи. Наконец, когда в середине I тыс. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил иерусалимский храм и обрёк население этой страны на 30-летний плен, лишь вера помогла израильтянам преодолеть это суровое испытание. С тех пор они свято соблюдали заветы и обычаи своей религии, навсегда отвергнув пережитки язычества. Теперь их вера окрепла окончательно: её не могло сокрушить даже римское владычество и последующее двухтысячелетнее рассеяние.

Ветхозаветная религия означает полный разрыв с прежними верованиями. Следы преемственности можно обозначить лишь в двух аспектах:

¾ Идея личного Бога. Как мы уже знаем, она зародилась в Месопотамии в середине II тыс. до н.э. Примерно в это же время, как сказано в Библии, получил своё откровение патриарх Авраам, который вырос и воспитывался в месопотамском городе Уре.

¾ Монотеистическая тенденция. Внутри древнего язычества она сильней всего была проявлена в Древнем Египте. Именно эта страна стала родиной пророка Моисея, провозгласившего основные законы новой религии.

Чтобы отчётливей представить себе отличие этой религии от язычества, надо сравнить атрибуты Единого Бога израильтян с любым из языческих божеств, с одной стороны, и роль человека в ветхозаветной религии с ролью человека в языческих религиях, с другой.

Образ Бога и образ человека

Атрибуты Бога, которого израильтяне называли Яхве (сущий, существующий) были таковы:

1. ЕДИНСТВЕННОСТЬ. Многоликому пантеону языческих божеств они противопоставили Единственного Бога. Но что означает этот атрибут? Он предполагает неограниченную силу всех мыслимых свойств Бога: абсолютную мудрость, абсолютное могущество, абсолютное бессмертие.

2. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ, т.е. внеположность материальному миру. Если языческие божества суть не что иное, как олицетворение природных стихий, то Яхве, могущий ими управлять, к ним не принадлежит: между Ним и миром ¾ непроходимая пропасть. Единый Бог непостижим в своём естестве. Это, в частности, означает, что Бог не может иметь никакого видимого облика, и что любая попытка Его «изобразить» должна быть расценена как кощунство, как профанация Чистого Духа ограниченностью видимой формы.

3. БОГ ¾ ТВОРЕЦ ВСЕГО СУЩЕГО. Абсолютное большинство языческих богов, как известно, родились во Вселенной, но не создавали её. Те немногие, кто создавал Землю, небо и светила (например, месопотамский Мардук) творили из хаоса, ¾ готового «строительного материала». Что касается Яхве ¾ он абсолютен, и в силу этого до акта творения в мире не могло быть ничего иного, кроме Его присутствия; следовательно, Он сотворил мир «из ничего», из пустоты! Этот тезис имеет принципиальное значение для разрыва с язычеством: ничему сотворённому нельзя поклоняться как Богу; оно «прах есть и возвратится во прах».

4. БОГ ЕСТЬ ЖИВАЯ ЛИЧНОСТЬ. Вспомним, что многие языческие боги были безличными символами космических принципов (подобно шумерскому Ану, олицетворявшему Небесный Закон). Яхве, несмотря на свой трансцендентный статус, является живой личностью для каждого верующего, ¾ именно это открывает возможность духовного диалога с Создателем и придаёт особый смысл молитве.

5. Бог является не только Абсолютом по могуществу, всеведению и бессмертию, ¾ Он есть также и нравственный Абсолют, средоточие любви и милосердия. Ни об одном из известных в истории религий языческих божеств мы этого сказать не можем. Напротив, многие из них (например, божества греческого Олимпа) обнаруживают вполне человеческие пороки и слабости: ревность, жестокость, зависть, сластолюбие и т.д. Яхве не только Сам непорочен, но, руководя избранным народом, строго следит за соблюдением моральных предписаний. Само содержание заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога, («не убивай», «не прелюбодействуй», «не произноси ложной клятвы», «почитай отца и мать»…) свидетельствует о том, что новая религия, в отличие от язычества, изначально имела ярко выраженную этическую направленность.

Особое значение в религии израильтян имеет статус человека перед лицом ветхозаветного Бога. С первых же страниц Библии мы узнаём, что появление человека получило важнейший смысл во всей истории миротворения. Человек ¾ единственное существо, относительно которого Бог не ограничился тем, что создал его «из праха земного», но ¾ «вдунул в лице его дыхание жизни» [Быт. II: 7], т.е. частицу Себя Самого. Смысл человеческого существования в ветхозаветном монотеизме претерпел, стало быть, кардинальную метаморфозу: новое знание о Боге привело человека к новому знанию о себе самом. Он больше не «глиняный раб», как в Шумере, не «бунтующее тесто», замешанное на крови титанов, как в Древней Греции, не иллюзия очередного перевоплощения, форма которой задаётся законом кармы, как в Индии, не рабочий муравей, как в Китае, и не винтик в грандиозной машине мифа, как в Древнем Египте.

Человек ¾ венец творения, образ и подобие Божье. Персона, а не пыль времён. Субъект, обладающий достоинством своей неповторимой сущности, ибо имеет душу, которую «вдунул» в него Господь. Человек подобен Богу именно потому, что, подобно Ему, он есть личность и он есть существо, обладающее разумом.

ТАКОЕ осознание человеком своего Я неизмеримо выше, чем у язычников. В то же время оно не предполагает гордыню, ¾ скорее, отрицает её. Творение остаётся творением: оно не может заменить Творца или возвыситься до Него.

В связи с этим и отношение человека к Богу не может быть чем-то иным, кроме как личностным отношением, и притом основанным не на рабской покорности, а на сознании постоянной ответственности перед Господом, всевидящее око Которого верующий должен чувствовать во всякую минуту своей жизни… Так религия становится фундаментом этики. Здесь проявляется особое самоощущение, свойственное человеку только перед лицом Того, Чьё присутствие он осознаёт как Высочайшую Личность: ощущение греха.Это ощущение не подчинено логике: грех ни в коем случае не равнозначен индийскому понятию «кармы». Грех ¾ это не вообще «сумма проступков». Это ¾ вина перед Богом. Раскаяние ¾ не искупительные хлопоты, а стыд прежде всего. Ощущение стыда ¾ сугубо личностное чувство. Оно возможно только в отношении с другой личностью. Прощение здесь тоже личностный акт (совершенно, опять-таки, неравнозначный «сжиганию кармы»).

Поскольку ветхозаветный Бог есть нравственный Абсолют, средоточие любви и милосердия, ¾ это придаёт особый смысл идее спасения: спасение становится таинством. Оно невозможно иначе, чем через Божью милость. Подлинное искупление, в рамках личностной религии, достигается не страданием как наказанием за грехи (хотя и оно имеет смысл), ¾ но искренним раскаянием, изменяющим человека тем же непостижимым образом, как это происходит и в случае любого другого таинства. Всемогущество Бога, таким образом, тесно связано с чудом милосердия (как это не похоже на своенравную свирепость языческих богов!).

Декалог

Особенностью ветхозаветной религии является новый принцип отношений Бога и человека: договор («Завет»), посланный через пророка. Посредством этого завета Бог обращается к сознательному нравственному чувству человека. «Венец творения» теперь не марионетка; он ¾ младший партнёр по договору, которому ведом не только суеверный страх перед гневом Божьим, но и раскаяние, и чувство греха.

Вот «пункты» этого договора, известные как Десять заповедей:

1. Я Бог твой единственный, и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему.

3. Не произноси имя Господа напрасно.

4. Почитай субботу.

5. Почитай отца и мать.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни вола его, ¾ ничего, что у ближнего твоего.

Мы видим, что эти заповеди (четыре религиозных и шесть бытовых) ¾ просты и естественны; они не ставят перед человеком непосильных задач, но дают ему лишь те основные Законы общежития и отношения с Богом, благодаря которым человек способен оправдать свой статус единственного разумного существа на Земле. Расшифровка этих заповедей также не представляет особых загадок.

Первая заповедь устанавливает сам факт бытия Единого Бога, краеугольный камень ветхозаветной религии.

Вторая заповедь предостерегает человека от поклонения сотворённым вещам, якобы изображающим Бога (что было характернейшей приметой язычества, не видевшего между идолом и божеством никакой разницы). Этот запрет распространяется также и на священные рощи, священные камни, священные озёра, и прочие излюбленные места поклонений древних людей.

Третья заповедь указывает на сакральную ценность имени Бога: его можно произносить лишь в молитве, с полным осознанием и благоговением, не профанируя и не опошляя его обиходным или небрежным употреблением.

Четвёртая заповедь ¾ указание на то, что седьмой день недели (у израильтян суббота) освящён в память о первых днях творения, из которых первые шесть дней Господь трудился, а на седьмой ¾ «…почил от всех дел Своих, которые делал, и благословил Бог Седьмый день, и освятил его…» [Быт. II: 1¾2]. В этот день верующие, по примеру Господа, не должны работать, однако это не означает поощрения безделья: этот день они должны посвятить Богу, памятованию о Нём и молитвам Ему, т.е. труду духовному.

Пятая заповедь подчёркивает святость института семьи, который играл весьма важную роль в патриархальном обществе древнего кочевого народа. В наше цивилизованное время тем более ясно, что заповедь, обязывающая человека с почтением и заботой относиться к своим родителям, верна для всех народов и на все времена.

Шестая заповедь, казалось бы, не требует комментариев. В наше время в уголовном кодексе любой страны законодательно закреплён запрет на убийство. Но такого кодекса, конечно, не могло быть в архаических обществах, тем более таких, где существовал закон кровной мести. Покушения на человеческую жизнь в древние времена были частым делом. Надо было осознать всю греховность и богопротивность убийства, чтобы, если уж не вовсе исключить его из жизни человеческих сообществ, то, по крайней мере, ограничить. Инстинкту внутривидовой агрессии, как нельзя более присущему человеческому роду, можно было противопоставить только запрет на убийство, как выражение воли Самого Бога.

Седьмая заповедь, как и Пятая, преследует целью укрепление института семьи. Она же ограничивает сексуальную необузданность людей, пренебрегающих соображениями морали. Здесь, опять-таки, мы можем усмотреть огромную разницу по сравнению с язычеством, где ритуальные оргии, храмовая проституция и вошедшие в обычай извращения, в купе с откровенной безнравственностью некоторых главных богов (вспомните хотя бы Инанну или Зевса) были скорее правилом, чем исключением.

Восьмая заповедь, так же, как и Шестая, давно уже стала достоянием всевозможных кодексов уголовных законов разных стран. Покушение на чужую собственность ¾ один из самых древних грехов, не искоренённый, увы, до конца почти нигде в мире.

Девятая заповедь дословно звучит так: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Имеется в виду не запрет вообще на любую ложь, а, вероятно, ложный оговор, ложное обвинение, клевета на соплеменника, которые могли повлечь тяжкие для него последствия в условиях, когда доказательством вины человека было лишь показание свидетеля преступления.

Десятую заповедь (кратко её можно выразить, как «не завидуй») мы можем признать единственной, где вместо запрета на греховное действие содержится запрет на помысл.

Несмотря на привычный, до очевидности, смысл большинства Десяти заповедей в нашем сегодняшнем восприятии, в то далёкое время (около 3 тыс. лет тому назад) они прозвучали как новое слово, имеющее силу нравственного Закона. Заповеди Моисея не утратили своего смысла и по сей день, особенно в среде верующих.

Читайте также:

lektsia.com

§ 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима

Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров. Но так же, как и во всех других сторонах культуры, в римском искусстве на этой основе возникло и утвердилось новое качество, отличающее его от искусств других европейских культур.

Танец. Роспись гробницы в Корнето

Р

Гардский мост с акведуком

имляне впитали многое из того, что было свойственно этрускам, но более всего это сказалось в римской архитектуре, где сочетались продуманные конструкторские решения и высокий художественный вкус. Архитектура гробниц, храмов и жилых зданий включала в себя сложные элементы: арки, колонны, различные виды покрытий и перекрытий, отличаясь большим разнообразием. В отделке помещений использовалась фреска. Этрусские фрески необычайно эмоциональны, они до сих пор привлекают яркими, насыщенными красками, изысканным рисунком.

Римская культура ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Аппиева дорога (312 до н. э.) сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Р

Аппиева дорога.

IV век до н. э.

имская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян более интересовал контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими. Самое значительное место, где воздвигались наиболее выдающиеся постройки,— римский Форум(Forum romanum), где каждый из правителей стремился оставить память о себе тем или иным сооружением. Здесь были самые красивые здания культового и торгового характера, различные государственные и увеселительные учреждения. Там создавались базилики — продолговатые здания с более высокой средней частью, имеющей отдельную крышу, и колоннадой, отделяющей боковые части от центральной. В них находились торговые ряды, судебные, меняльные и другие конторы. Римляне начали первыми использовать в строительстве известковый раствор, что дало возможность перекрывать довольно значительные по площади сооружения, например, Пантеон — храм всех богов. Многочисленные триумфы, связанные с военными победами римлян, привели к строительству триумфальных арок, которые украшались богатейшими рельефами и скульптурами.

П

Базилика Санта Сабина в Риме. Внутренний вид

олитические коллизии отражаются и на архитектуре Рима, как и на других видах искусства, но архитектура демонстрирует главные особенности своего времени, передавая его дух: чем плачевнее становилась жизнь и перспективы государственности, тем большую пышность и значительность обретали строения. Самые пышные сооружения периода империи можно отнести к времени правления Нерона. ИмператорТраян (53—117) повелел воздвигнуть огромную колонну высотой 33 метра и с поясом рельефов, на котором изображены военные трофеи, длиной 200 метров. При Веспасиане и Тите (75—80) сооружается амфитеатр Флавиев, известный как Колизей. “Его овальная эллиптической формы арена имеет оси длиной 54 на 86 м, длина общих осей здания 156 и 188 м, высота наружной стены — 48,5 м, представления смотрели одновременно 50 тысяч зрителей, которые могли через 80 входов и выходов быстро заполнять и освобождать места” [278, с. 131]. Это было многоэтажное здание, нижние этажи которого размещались под землей, в них находились зверинцы, школа гладиаторов, огромные резервуары воды, заполнявшей арену Колизея для представлений морских баталий. В архитектурных сооружениях Рим так или иначе утверждал свою военную, государственную, политическую значимость в глазах каждого гражданина.

Скульптура Рима, напротив, строга, статична и суха, тяготея к портретному жанру, в ней слишком мало изображений богов. Римского скульптора интересуют подробности, точность в передаче сходства. Скульптурные портреты правителей, да и простых смертных бывают не только далеки от красоты и гармонии в передаче натуры, но и, наоборот, создается впечатление, что эта некрасивость, а иногда и уродство подчеркиваются.

П

Рельеф колонны

Траяна. Фрагмент

ервые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие песни (при сборе винограда), песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные (пиршественные), в которых могли воспевать “славу предков”. Особое место занимали песни, связанные с праздниками плодородия. На этом празднике “...смех, брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, а также... как средство от злых демонов, “завидующих” человеческому счастью” [295, с. 269]. Этот же прием применялся в восхвалениях триумфаторов, рядом с колесницей которых бежали воины, всячески поносившие виновников торжества. Кроме того, “...народный обычай допускал публичное поругание как средство общественного воздействия на лицо, совершившее неблаговидный поступок. Под окнами дома виновного устраивали кошачий концерт или “разносили” (так называлось это поругание) его на улице, окружив гурьбой” [там же, 270]. В законах XII таблиц предполагались даже наказания за “дурные песни”, настолько они могли быть сильным средством воздействия на человека.

Д

Колизей

олгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель (цензор, консул и диктатор)Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел “Одиссею” Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т. е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

В III—II веках до н. э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение. Особенно интересен Плавт (сер. III века — ок. 184 до н. э.), создавший множество комедий, в которых римская публика с восторгом узнавала нравы и деяния людей своего времени. И хотя Плавт чаще всего действие своих комедий помещал в Афины, а римские условия запрещали делать прямые политические намеки и называть реальные имена, но римский зритель все время наталкивался в комедиях Плавта на темы, достаточно ему близкие и понятные.

С развертыванием политической борьбы в Риме расцветает ораторское искусство, без которого не могла развиваться политическая дискуссия. Естественно, что риторика требовала красноречия, сочетающего в себе чувство слова, умение строить отдельные фразы и всю речь в целом с четкой логикой, философским пониманием предмета. Таким оратором стал в I веке до н. э. Цицерон, начавший свою деятельность при диктатуре Суллы. Он был необычайно ярким оратором, его стиль отличают страстность, напряженность и логика. Каждая его фраза, краткая и точная, была проникнута внутренней музыкальностью, например, вот начало его речи на могиле своего друга: "Utinam те prius mortuum videsses!"— восклицает Цицерон. Перевод звучит несколько более растянуто: “О, если бы ты прежде увидел меня мертвым!”

На времена Августа приходится расцвет римской поэзии, но она была доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности. Мы коснемся лишь тех имен, без которых римская культура была бы обедненной: это Вергилий, Гораций и Овидий. Вергилий написал по образцу “Илиады” Гомера “Энеиду”, в которой изложил мифологическую историю Рима, возводя род Августа к олимпийским богам, через Энея, сына Афродиты. Но кроме этого эпического произведения, переведенного на разные языки, Вергилий, выходец из римских низов, пишет дидактическую поэму “Георгики” (“О земледелии”), где излагает основы сельского хозяйства: первая книга посвящена землепашеству, вторая — разведению деревьев и виноградной лозы, третья — скотоводству, четвертая — пчеловодству. Он прославляет и сельский труд, и трудолюбие как главную добродетель земледельца, показывает нравственную ценность земледельческого труда. Многие поэты последующих поколений высоко ценили поэзию Вергилия, его глубокие знания и образованность, а великий Данте в поэме “Божественная комедия” избрал именно Вергилия себе в проводники по всем кругам ада.

Другое великое имя римской поэзии — Гораций — почти нарицательное имя для поэта с огромным лирическим даром. Его отцом был раб-вольноотпущенник, сумевший дать сыну образование. Гораций отмечает неправедную роскошь Рима, а с годами, преисполнившись мудрости, пишет о бренности земного существования, о счастье “золотой середины” (ему и принадлежит это выражение). Свое представление о счастье он лучше всего выразил в следующих стихах:

Вот в чем желания были мои: необширное поле,

Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник,

К этому лес небольшой. И лучше и больше послали

Боги бессмертные мне: не тревожу их просьбою боле.

Кроме того, чтоб все эти дары они мне сохранили.

[80, с. 74]

Горация отличает от других, более ранних поэтов, осознанное отношение к своей поэзии, его перу принадлежит знаменитое стихотворение “Памятник”, вольный перевод которого А. С. Пушкиным знает каждый школьник.

Имя Овидия также встречается у Пушкина: его Евгений Онегин знал “науку страсти нежной, которую воспел Назон”. Публий Назон Овидий (43 до н. э. — 18 н. э.) действительно писал о любви. Этому посвящены сборники его стихотворений и особенно — пародийно-поучительная поэма “Наука любви”, в которой читатель находит практические руководства, где можно повстречать предмет поклонения, как обратить на себя внимание, как вызвать и поддержать страсть. Как избавиться от любви, если она не приносит радости, говорится в шутливой поэме “Лекарство от любви”. Насмешливый дар Овидия проявился и еще в одном произведении — “Метаморфозы”, где он использует мифы о превращениях, существующие и в греческой, и в римской культуре. Однако вскоре Овидий попал в опалу: Август принялся искоренять супружескую неверность и распутство Рима и издал закон против тех, кто нарушает святость семьи. В этих условиях поэмы Овидия и особенно “Наука любви” пришлись некстати, и Овидия выслали из Рима как нарушителя общественной морали. Но легкость его стиха, острота сюжетов, например в “Метаморфозах”, так привлекали внимание современников, что по его следам пошел другой создатель этого жанра, творивший уже на излете римского владычества, во II веке н. э. — Апулей, автор книги превращений “Золотой осел”. Это большое прозаическое произведение не повторяет сюжетов Овидия, оно представляет собой пародийное дидактическое и философское повествование, в котором забавные, похотливые, нравоучительные, сатирические приключения главного героя являются великолепной картиной нравов римского общества.

Спорным остается вопрос о науке этого периода. Действительно, мы не можем найти сколько-нибудь значительной теории ни в одном направлении римской научной мысли. Но сказать, что римской науки не существует, также невозможно. Главное для всех римских мыслителей — практическая деятельность человека. Этому посвящены трактаты и даже поэтические произведения. Наиболее известна поэма Тита Лукреция Кара (96—55 до н. э.) “О природе вещей”. Это философское произведение, в котором он близок к материалистическим взглядам на мир, когда пытается объяснить происхождение природных явлений:

...не гибнет ничто, что как будто совсем погибает,

Так как природа всегда порождает одно из другого

И ничему не дает без смерти другого родиться.

[184, с. 69]

Лукреций говорит, что все многообразие мира возникает из первичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому все земные тела, и сама земля, солнце и небо — лишь единица в бесконечном множестве миров. Ему принадлежит мысль о том, что смерти не нужно бояться, ибо пока есть жизнь, смерти еще нет, а когда наступает смерть, то уже нет жизни, нет нас. Лукреций в своем произведении излагал идеи других мыслителей, в основном греческих. Трактаты других римских мыслителей касались преимущественно вопросов государственности и права, нравственности и деятельности земледельцев.

* * *

Итак, Рим возник и рухнул, захлебнувшись собственными успехами. Он оставил огромные пространства и множество племен, приобщенных как к достижениям, так и к порокам Рима. Позднее было множество попыток возродить славу римской империи, однако они не увенчались победой. То, что прошло, не может возродиться в прежнем величии: оно перейдет в другое качество. Так произошло и с римской цивилизацией, и с римской культурой. Мы еще не однажды увидим ее отблеск в культурах Европы и не только одной Европы.

studfiles.net

6.6. Наука и техника древних римлян

республики. Для развлечений служили и бани, и трактиры (большинство которых брали на себя также функции публичных домов), и амфитеатры, и пиршественные залы в частных резиденциях зажиточных римлян. Многие из этих развлечений были связаны с кровавыми зрелищами, весьма любимыми не только римской чернью, но также лицами всех сословий «Вечного города».

Самые известные из таких зрелищ гладиаторские бои, где

вооружённые и обученные искусству боя рабы на потеху толпе состязались в искусстве убивать друг друга. Эти побоища нередко приобретали поистине грандиозный размах: например, Октавиан Август, в честь своего восшествия на престол, устроил зрелище, где в разных амфитеатрах империи бились насмерть одновременно 30 тысяч гладиаторов; император Траян однажды приказал дать грандиозное гладиаторское представление, продолжавшиеся в течение 117 дней… Организаторы подобных зрелищ время от времени устраивали морские сражения, ночью, при свете факелов, в специально для этого созданных искусственных водоёмах. В цирках, на потеху толпе, гладиаторы сражались с хищными дикими животными, или, что также было лакомым зрелищем для сластолюбивых римлян, травили этими

хищниками живых людей (казнь, придуманная Нероном для христиан, обвинённых им в поджоге Рима).

Римские устроители развлечений умудрялись превратить в кровавое зрелище даже театральные постановки: актёром, который должен по ходу пьесы, погибнуть на сцене, становился приговорённый к смерти преступник: зрителям не так важна была его игра, как зрелище реального убийства.

Спортивные состязания также нередко превращались в жестокое развлечение: например, в состязаниях конных колесниц нередко бывало так, что колесницы ломались и возницы падали под копыта мчащихся следом лошадей… Это входило в негласную программу зрелищ.

К этому следует ещё прибавить, что в императорскую эпоху у римлян практически каждый третий день в году был связан с какими-нибудьторжествами или религиозными праздниками, и римские застолья, с их утомительными бессмысленными излишествами, продолжались далеко заполночь. Суровый патриархальный быт римлян, имевший место в эпоху царей и во времена Ранней республики, теперь сменился легкомысленным гедонизмом, лишающим римлян чувства меры и воли к сопротивлению. Это послужило психологической причиной к финальному краху Империи.

Наука древних римлян имела прикладной характер: тяга к конкретному делу была у этих людей намного сильнее, чем любовь к размышлению; этим объясняется и слабое внимание римлян к философии. Самыми существенными прикладными науками были: агрономия, медицина, юриспруденция, механика, строительное дело.

Система юриспруденции формировалась постепенно. В эпоху республики законы принимались сенатом и народным собранием; они были недостаточно точно сформулированы, и судьям приходилось самим решать,

studfiles.net

32. Культ и роль государства в религии древнего Рима.

В домашнем очаге и в храме на алтаре всегда горел священный огонь богини Весты, служивший символом устойчивости римского могущества и благоденствия римского государства. С культом Весты тесно связан культ древнейших духов – пенатов (пкровители домов и римского государства) и лавров (такие же как и пенаты, но понятие о них сродно с умершими предками – покровителями своего потомства). Они неотделимы от Весты и Акки Ларенции.

Август положил начало культу Цезаря, объявленного богом. Императорское достоинство признавалось божественным, в честь него устраивались игры и приносились жертвы.

33. История, наука, искусство древнего Рима. Мораль, семейное, общественное и государственное устройство в древнем Риме.

Римские историки – Тит Ливий. «История от основания города», Дион Кассий. «Римская история», Публий Корнелий Тацит. «История», «Анналы», Плутарх. «Сравнительные жизнеописания», Диодор Сицилийский. «Историческая библиотека», Гай Светоний Транквилл. «Жизнь двенадцати цезарей»

Все было заимствовано у греков. Философия – эпикуреизм и стоицизм. Философы - Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины.

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции.

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государстваОфициальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения господствующей идеологии.

У римлянина в почете были мужество, честность, справедливость, верность и все общественные добродетели Рима. Они не понимали испорченности человеческой природы, и относили все к общественным влияниям и веяниям. Исправляться сами не хотели, хотели исправить общество. Римляне строго смотрели на брак и его обязательства. Развод допускался. Решение о браке и разводе принимал отец-глава семьи. Ребенок, родившейся в семье, мог быть и не признан отцом.

Отечество – идол римлянина, все было ради него и любовь, и жертвы. Сам человек ценился по мере пользы, кот. приносил государству.

О любви к людям они не знали.

Римское общество состояло из 2-х сословий: патрициев (коренные жители Рима) и плебеев (пришлые люди). Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы (со временем, появились вольноотпущенные).

Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицались как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого.

studfiles.net