Наследия древнего рима. "Культурное наследие Древнего Рима"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима (стр. 1 из 4). Наследия древнего рима


Культурное наследие Рима - Древний Рим - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ - НОВЕЙШИЙ ПОЛНЫЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Древний Рим

Культурное наследие Рима

 

Римская культура в определенной степени была вторичной и много позаимствовала из древнегреческой культуры, хотя о ее второстепенности не может быть и разговора. В Риме царил политеизм - многобожие, и римские боги отвечали греческими: Юпитер - Зевсу, Юнона - Гере, Минерва - Афине, Плутон - Аиду, Нептун - Посейдону и т.д. Но римская религия была более прозаичной, чем греческая, ибо менталитет римлян был прагматичным. Это сказалось на архитектуре. Древнейшей вымощенной камнем дорогой был Аппієв путь (его строительство в 312 г. до н. э. начал Аппий Клавдий). Римляне начали использовать в строительстве новый материал - бетон. Это открыло новые возможности для возведения крупных сооружений. Еще во времена республики застраивается римский Форум - центральный городской майдан. В 75-82 гг. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев - Колизей (с латинского - колоссальный). В основу его положены эллипса длиной 188 м и шириной 156 м. Высота трехъярусной стены 50 м. Одновременно на арене Колизея могли соревноваться 300 пар гладиаторов. В честь побед императоров сооружали особые триумфальные арки. Интересной постройкой древнеримской архитектуры является храм всех богов - Пантеон, построенный в 118-125 гг.

Одним из существенных достижений римского искусства был скульптурный портрет. В отличие от классического греческого портрета, который изображал идеально прекрасного человека, римский портрет тяготел к натурализму. Среди его истоков - обычай снимать восковую маску с лица покойника.

В времена республики особой популярностью пользовалась творчество Плавта, который брал за основу греческие комедии и приспосабливал их к римским условиям. Во времена империи создается классическая римская литература. Римский богач Меценат (его именем стали называть того, кто покровительствует искусству) создал кружок, в который входили поэты Вергилий и Гораций. Самым известным произведением Вергилия является эпическая поэма «Энеида», которая должна была стать продолжением гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Вершина творчества Горация - «Оды» - образец древнеримской лирики.

Овидий прославился поэмой «Метаморфозы» («Превращения»), в которой пытался объединить сюжеты о превращении людей в растения и животных. Другая его поэма «Искусство любовь». Эротический смысл, воплощенный в искусную форму, обеспечил ей широкое распространение в римском обществе.

Выдающимися учеными республиканского Рима i в. до н. э. были энциклопедист Марк Теренций Варрон (500 книг из разных отраслей знаний, в частности 9-томная энциклопедия) и Тит Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», в которой пытался дать объяснение (часто наивные) различным явлениям и процессам.

Самым выдающимся оратор Античности (а возможно, и во всей истории) был Марк Публий Цицерон, чье имя стало символом красноречия. Славу римской историографии принесли историки Тацит («Анналы»), Светоний («Жизнь 12 Цезарей») и Плутарх («Сравнительные жизнеописания»).

В Риме впервые сложилась система образования - возникают риторические публичные школы, преподаватели которых получали зарплату из императорской казны.

na-uroke.in.ua

"Культурное наследие Древнего Рима"

Итогово-обобщающий урок "Культурное наследие Древнего Рима".

Предмет: история.

Класс 5.

Учитель: Аюпова Фания Фаткуловна

Цель: закрепление изученного материала.

Задачи:

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к историческому прошлому различных цивилизаций,

  • формирование у обучающихся понятия "культурно - историческое наследие",

  • формирование умения находить ассоциации, уметь обобщать и анализировать, делать выводы,

  • расширение исторических знаний и представлений обучающихся.

Ход урока

1. Организация обучающихся на урок.

Только что прозвенел звонок, что это значит для вас? (Пора - на урок). А о чем вы подумаете, если я назову слово " зонтик"? (дождь). А "луна"? (ночь).

Нечто, что заставляет нас думать о другом называется "ассоциация".

2. Определение цели и проблемы урока.

- С чем ассоциируется у вас картинка "сапог"? (на карте  Апеннинский полуостров, где расположен город Рим).

- Какое современное название страны, столицей которой является Рим?

- Можем мы сказать, что Италия и Древний Рим одно и тоже государство?

- На этот вопрос мы ответим, используя ассоциации.

3. Усвоение новых знаний

- Слайдовая презентация. Ассоциации: Маугли среди волков (Ромул и Рем), футбольная команда "Спартак" (предводитель восстания рабов), салат Цезарь (правитель Древнего Рима), Москва - (столица - Рим), Пенаты - домовые, мост -(Понтифик-это тот, кто «строит мост», т.е. связывает богов и людей).

Культурное наследие Древнего Рима: цирк, Колизей, кирпич, цемент, водопровод, система канализации, подогрев пола, бани, стеклопакет, общественные туалеты, арки, римский календарь, легионы, христианство, демократическая форма правления.

4. Закрепления новых знаний.

Заполнить таблицу:

Римская культура и её влияние на развитие мировой культуры

5. Итог урока.

В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня. Он с трудом преодолевал огромные расстояния, моря, пустыни и горы. Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних землях. Границы государств вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием. Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества.

Какие достижения культуры древних вам известны? Что является культурным наследием Древнего Рима? Можем мы сказать , что Древний Рим и Италия это одно и тоже? Почему нет? Что произощло с Древним Римом? Кого называли варварами?

6. Домашнее задание:

1. Каково значение слов: республика, империя, сенат, триумф, трибун, провинция, гладиатор, амфитеатр, цирк, диктатор, император, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, епископ, вандализм?

2. Подготовить проект "Культурное наследие древнего мира".

infourok.ru

Культура Древнего Рима

СОШ №2

Р е ф е р а т

На тему: Культура

Древнего Рима

Выполнил ученик

11 «В» класса

Кривчач Андрей

Петровск – 2003

План:

Введение.

1. Этрусская культура.

2. Царский период.

2.1. Легенда о Ромуле и Реме.

2.2. Религия.

3. Период республики.

3.1. Ранняя Республика.

3.2. Поздняя Республика.

4. Период империи.

4.1. Ранняя империя.

4.2. Поздняя империя.

Заключение

Введение.

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

1. Этрусская культура.

На территории Апеннинского полуострова Этрусская цивилизация – древнейшая. В I тыс. до н.э. в Средней и Северной Италии этруски ещё до римлян создали федерацию городов – государств. Каменные стены и здания, чёткая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок.

Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, распространенный в большей части Европы и мира, - этрусского происхождения.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика, особенно характерны зачернённые при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Изобразительному искусству этрусков присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализма. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако расшифровать удалось только несколько слов, язык этрусков до сих пор непонятен.

В этрусской религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полёту птиц, толкование различных знамений – необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой колонизации(VIII – VI вв. до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества всё больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них, латины, занимало Лаций – территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим – будущая столица громадной империи.

2. Царский период.

2.1. Легенда о Ромуле и Реме.

Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои – города на северо-западном побережье Малой Азии – некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея – Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея – Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём.

Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян – тога, форма дома с атрием – внутренним двориком – и т.д.

2.2. Религия.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны – души умерших, гении – духи – покровители мужчин, лары – хранители домашнего очага и семьи, пенаты – покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры – души непогребенных покойников, лемуры – призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

3. Период Республики.

3.1. Ранняя Республика.

В эпоху ранней Республики (конец VI – начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра – по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступление сенаторов в сенате, должностных лиц – в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укреплённые военные лагеря с чёткой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооружёнными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец – тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф – торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

mirznanii.com


Смотрите также