Народное искусство древней руси. 17. Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси. Народное искусство древней руси


Народное искусство Древней Руси

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №6 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект урока музыки в 6 классе на тему:

«ОБРАЗЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.»

Составил учитель музыки Арбузова Лариса Вадимовна

Тема: «Народное искусство Руси».

Форма урока: урок-беседа, с элементами игры и музыкальной импровизации.

Тип урока: урок - обобщение

Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси.

Задачи:

Обучающие:

1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.

2. Учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.

Развивающие:

1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход в подготовке домашнего задания и импровизации на уроке.

2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.

3. Развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.

2. Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.

Иллюстративный материал:

1. карточки со словами;

2. поленья;

3. репродукции;

4. шумовые музыкальные инструменты.

Музыкальный материал

Фонограммы песен:

1.«В роще пел соловушка»;

2. «Ой, цветёт калина».

Методы работы:

беседа;

объяснительно-иллюстративный;

проблемно- поисковый.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Тема нашего занятия: «Народное искусство древней Руси». На уроках музыки, в течение многих лет, мы с вами знакомились с различными народными, будь то песенными или танцевальными жанрами, а так же с историей возникновения русских народных инструментов. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти, в народном искусстве Древней Руси, подтверждение истины, заключённой в словах «Души русской немеркнущий свет». Что значит свет души? Это духовность, это багаж доброты, чести, скромности, достоинства, целомудренности человека. Для решения этой проблемы вы получили заранее домашнее задание: подготовить доказательства, аргументы обоснования своих предположений. Для этого вы предварительно разделились на группы.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель. Приглашается команда № 1. Команда состоит из 6 учеников.

Ребята, пожалуйста, мы вас слушаем.

Ученик № 1. Мы считаем, что слова, «Души русской не меркнущий свет», могут найти своё подтверждение в колыбельных песнях, потому, что в песне находит выражение душа народа. Мы думаем, что колыбельные песни сыграли главную роль в формировании характера человека, человека светлого, доброго, скромного, совестливого, мужественного, трудолюбивого.

Учитель. Хорошо, ваши доказательства.

Ученик № 2. Доказательство №1.

Слова, пропетые над колыбелью, имели большое значение, Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Поэтому колыбельные песни это заговоры и обереги на крепкое здоровье, ум, красоту, счастливую судьбу, о которой мечтала мать.

infourok.ru

Презентация к уроку "Музыкальное искусство Древней Руси".

 Образы русской народной и духовной музыки

Образы русской народной и духовной музыки

« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .

« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .

Народное искусство древней Руси

Народное искусство древней Руси

 ДУХОВНАЯ Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.  ФОЛЬКЛОР

ДУХОВНАЯ

Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная. 

ФОЛЬКЛОР

О музыке Древней Руси (IX—XII вв.) рассказывают памятники литературы и искусства — летописи, фрески, иконы. В древнейших писаниях содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.

О музыке Древней Руси (IX—XII вв.) рассказывают памятники литературы и искусства — летописи, фрески, иконы. В древнейших писаниях содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.

 Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.

Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.

Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. 

Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. 

  На средневековой миниатюре, представляющей сцену заключения мира между князьями Ярополком и Всеволодом, рядом с ними изображен музыкант, играющий на трубе.

  На средневековой миниатюре, представляющей сцену заключения мира между князьями Ярополком и Всеволодом, рядом с ними изображен музыкант, играющий на трубе.

На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага

На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага

С древних лет славянские музыканты играли для воинов во время многочисленных походов.

С древних лет славянские музыканты играли для воинов во время многочисленных походов.

Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.

Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.

В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .

В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .

« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве» ) Баян - древнерусский  певец  и гусляр.

« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве» )

Баян - древнерусский  певец  и гусляр.

Яркими представителями народного творчества были скоморохи - странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Они играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.

Яркими представителями народного творчества были скоморохи - странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Они играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.

Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора, заложенного в 1037 году в Киеве, фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод

Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора, заложенного в 1037 году в Киеве, фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод

Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали. Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.

Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.

Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.

Скоморохи были главными носителями светской культуры на Руси и основными хранителями языческих традиций, что вызывало гонения на них со стороны церкви..

Скоморохи были главными носителями светской культуры на Руси и основными хранителями языческих традиций, что вызывало гонения на них со стороны церкви..

Музыкальные инструменты Древней Руси

Музыкальные инструменты Древней Руси

Гусли Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол

Гусли

Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол

Гудок Гудок — старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.

Гудок

Гудок — старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.

Сопель Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия

Сопель

Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия

Рожок Рожок — древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.

Рожок

Рожок — древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.

Жалейка Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка

Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Свирель Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.

Свирель

Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.

Варган Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые.  Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины

Варган

Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые.  Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины

Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов Трещётки

Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов

Трещётки

Бубен Бубен — музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов

Бубен

Бубен — музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов

Домра Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.

Домра

Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.

В конце ХVII века выходит из употребления домра, самый распространённый в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент – балалайка. Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни

В конце ХVII века выходит из употребления домра, самый распространённый в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент – балалайка. Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни

С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у пастухов. Пастухи были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай – нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке

С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у пастухов. Пастухи были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай – нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские Инструментальные (наигрыши) Вокально-инструментальные

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора

Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские

Инструментальные (наигрыши)

Вокально-инструментальные

multiurok.ru

«Народное искусство Древней Руси»

Тема: «Народное искусство  Древней Руси». 

Иллюстративный материал:  - карточки со словами;

                                                    -  репродукции картин русских и зарубежных художников;

Музыкальный материал:    -  колыбельная «Спи моя радость, усни» из

мультфильма «Верное средство», вступление к опере «Сказка о царе

Салтане» «Океан-море синее», фрагменты оперы «Снегурочка»

 Н. А. Римского – Корсакова, фрагмент симфонического сказания

«Кикимора» А. Лядова.

 Оборудование: музыкальный инструмент, ИКТ презентация, цветная бумага, гуашь, раздаточный материал, фигурки оберегов.

 

Ход урока:

 

1.  Организационный момент.

Учитель: На уроках музыки, в течение многих лет,  мы с вами знакомились с

различными народными песенными или танцевальными жанрами, а так же с

историей возникновения русских народных инструментов. На уроках

литературы и изобразительного искусства вы узнали много нового об устном

литературном творчестве Древней Руси, познакомились с творчеством

русских и зарубежных художников на темы русских народных сказок и

былин. Русские композиторы писали свои произведения на сюжеты былин и

сказок. И сегодня  мы попытаемся обобщить ваши знания по этим темам и

ответить на вопросы, которые могут у вас возникнуть.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Предположения и ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. Тема нашего занятия: «Народное искусство Древней Руси».

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, как мы называем древнее искусство?

Дети: фольклор.

Учитель: Правильно. Я с вами согласна. Фольклор – это устное народное

творчество, зародившееся глубоко в древности. «Древнерусское искусство —

это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира

отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы», - так сказал

неизвестный исследователь культуры Древней Руси.

Культура Древней Руси очень многогранна. К ней относятся: календарно-

обрядовые песни, потешки, сказки, пословицы, поговорки, сказания и

былины, загадки , трудовые песни. Древнее русское искусство – это душа

русского народа, её немеркнущий свет. Что значит свет души? Это

духовность, это багаж доброты, чести, скромности, достоинства,

целомудренности человека.  Для того чтобы выяснить характерные 

особенности каждого из жанров и найти общее между ними, мы

разделимся на группы и каждая получит задание.

У нас получилось три команды. Первая команда будет искать «немеркнущий

свет русской души» в колыбельных песнях, вторая – в русских народных

сказках, третья – в былинах.

Итак, мы начинаем. Я приглашаю к разговору первую команду и их заданием

были колыбельные песни.

Команда №1:

Ученик №1:  Колыбельные песни – один из древнейших фольклорных жанров. Никто до сих пор точно не знает когда и почему они появились . Но не зря люди с древних времён твердили, что воспитание ребёнка начинается с колыбельной песни. От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье  на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка.

Ученик №2:  И мы считаем, что слова «Немеркнущий свет русской души», могут найти своё подтверждение именно в колыбельных песнях, потому, что в песне находит выражение душа народа. Мы думаем, что колыбельные песни сыграли главную роль в формировании характера человека, человека светлого, доброго, скромного, совестливого, мужественного, трудолюбивого.

Учитель: Хорошо, ребята, но нам  бы хотелось услышать ваши доказательства.

Ученик №3: Слова, пропетые  над колыбелью, имели большое значение, Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Поэтому  колыбельные песни это заговоры и обереги на крепкое здоровье, ум, красоту, счастливую судьбу, о которой мечтала мать.

 Ученик №4: Быть счастливым – значит трудиться. Труд  для человека был способом жизни, трудолюбие воспитывалось с пелёнок, потому что приносило благо. Примером будут слова из песни:

Уж ты вырастишь большой

Будешь в золоте ходить

Чисто серебро носить

Будешь жить – поживать

Не лениться работать

Ученик №5: В текстах некоторых песен сохранились остатки обрядовых заклинаний, которыми матери пытались уберечь детей от бед и болезней.

Например:

От всех скорбей

От всех напастей

От лома – ломища

От крови – кровища

От злого человека – супостателя

Учитель: Хорошо, ребята. А теперь вопрос ко всем присутствующим. Где же находился ребёнок когда ему пели колыбельную песню?

Учитель: В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление

для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов

«колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки,

бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые,

успокаивающие, монотонные песни.  Я например думаю, что так и создалась

форма колыбельной песни.

Учитель: . Ребята, какие колыбельные песни вы знаете, кто герои этих колыбельных?

Ученик: Серенький коток, волчок, гули-гули.

Учитель: Какую роль эти персонажи играли?

Ученик №1: Если ребёнок не спал, то его пугали волчком, в будущем ребёнок с опаской и настороженностью ходил в лес, потому что знал, кого надо бояться. Мы думаем – это дальновидно. Дети учились различать доброе, и злое.

Учитель. Убедили. Доказательства ещё есть? Какой же вывод?

Ученик №2: Вывод:

С рождения слушали  колыбельные песни своих  матерей и будущий богатырь – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Воспитали они в них сильный дух, мужество, любовь к труду, к земле. Мы считаем, что в колыбельных  происходит возделывание души. Они формируют привычки и воспитывают славянский дух.

Учитель. Ребята, вы согласны с тем, что колыбельные раскрывают истину «Души русской немеркнущий свет»?

Ученик №3: Да, потому что всё закладывается с детства. И поэтому колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве.

Учитель: Хорошо, ребята. Я довольна вашим ответом и согласна с ним. А сейчас давайте вспомним и споём с вами колыбельную, которую мы разучивали в прошлом году, когда говорили о музыке в кино и на телевидении.

Исполняется «Колыбельная «Спи моя радость, усни» из мультфильма «Верное средство».

Спи, моя радость, усни,В доме погасли огни.Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,Месяц в окошко глядит.Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!

Усни, усни!

В доме всё стихло давно,В погребе, в кухне темно.Дверь не одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Что там за шум за стеной,Что нам за дело, родной?Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!Усни, усни.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь скажите мне какая она эта колыбельная?

Какой у неё характер, мелодия, как она исполняется, какие чувства она у вас

 вызывает?

Ответы детей.

Учитель: Ну что же , двигаемся дальше. Предыдущая команда утверждала,

что колыбельные песни слушали и герои другого жанру древнего русского

творчества, а именно былин. Я предоставляю слова следующей команде,

которая расскажет нам о былинах.

Ученик №1: Мы считаем, что «Немеркнущий свет русской души» отражается в устном народном творчестве. Сказки и былины – вот главный показатель духовности человека. Мы считаем, что сказки и былины, не только отражают мысли, поступки, но и учат жизни, формируют

нравственность человека.

Ученик №2 : Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-

 

сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь

 

 Киевской Руси IX—XIII веках; вид устного народного творчества, которому

 

присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным

 

сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо

 

примечательный эпизод в истории (отсюда народное название былины —

 

«стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт

 

речь, происходило в прошлом).

Ученик №3: В русской народной сказке «Василиса Премудрая» звучит загадка «Кого должен любить добрый молодец больше, чем отца с матерью?»

Учитель.  Ребята, как вы думаете?

Ученик. Землю Русскую. Правильно. Во имя свободы, справедливости и мира, главные герои совершают героические поступки, при этом они не лишены человеколюбия. Пример: Подвиги богатырей воспеты в былинах древними сказателями – Баянами.

Учитель: Ребята, давайте вспомним былинных богатырей.

Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, самый могучий и самый старший из богатырей Святогор.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:     И гусляр, и певец

                                                                     Кто же этот молодец?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, ребята. Это Садко, герой былины. Великий русский

композитор Н. А. Римский – Корсаков написал замечательную оперу,

которая так и называется «Садко». У него несколько  опер на сказочные

сюжеты, поэтому его называют композитором – сказочником. Давайте

послушаем прекрасную музыку, вступление к опере  «Сказка о царе Салтане»

«Океан-море синее»

Звучит вступление к опере «Сказка о царе Салтане» «Океан-море синее»

Н. А. Римского – Корсакова.

Учитель: Ребята, каким  вы увидели море в музыке великого русского композитора?

Ответы детей.

Учитель: А вот каким увидел море поэт . В. Орлов в своём стихотворении «Для чего морю наряды?»

 

                                          В ночь любую,

                                          В день любой

                                          Море занято собой:

                                          По утрам оно одето

                                          В платье розового цвета.

                                          Днём – одето в голубое,

                                         С белой ленточкой прибоя.

                                         А сиреневое платье

                                         Одевает на закате.

                                         По ночам на чёрной глади

                                         Мягкий бархатный наряд,

                                         А на бархатном наряде

                                         Драгоценности горят.

                                         -Море, если не секрет,

                                         Дай, пожалуйста, ответ:

                                         Для чего тебе наряды?

                                        - Чтобы люди были рады!

 

Передали ли нам стихотворение и картины, которые вы видели на экране ,

 

красоту морского пейзажа? Что нам помогло это услышать, увидеть и

 

понять?

 

Ответы детей.

 

Учитель: А теперь, ребята, обратите внимание. У каждого из вас на рабочем

 

месте лежат листы цветной бумаги. Выберете лист того цвета, который вам

 

ближе по настроению прослушанной музыки и нарисуйте море таким, каким

 

вы его увидели в музыке великого русского композитора. Почувствуйте себя

 

художниками – маринистами.

 

Звучит повторно вступление к опере «Садко» «Океан-море синее» Н. А.

 

Римского – Корсакова, дети рисуют под музыку. По окончании работы –

 

выставка рисунков.

 

 

Учитель: Спасибо, ребята. Ну а теперь настала очередь третьей команды,

 

которая будет искать «Немеркнущий свет русской души» в русских

 

народных сказках.

 

Ученик №1: Сказки русские народные – всеми нами любимые с самого

 

детства, которые рассказывали нам бабушки, мамы, позднее – читали сами.

 

Мы имели образное представление о героях этих сказок: Бабе-Яге, Лешем,

 

Водяном, Кощее Бессмертном, Русалках, добрых и злых колдунах, о ковре-

 

самолете и шапке-невидимке  и т.п. Сказки заставляют детей смеяться и

 

 сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от

 

 лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и

 

заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.

 

Ученик №2:   Например,  баба-яга,  в русских сказках, бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тех, кто приходит к ней, она как бы испытывает на чистоту души.

 Кощея Бессмертного - можно характеризовать, как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств).

Ученик №3:  В сказках высмеивается жадность, зависть, гордость, лень. Над всеми этими чертами преобладала скромность. Подтверждением могут быть следующие примеры сказка: «Морозко», «Крошечка – Ховрошечка» В творчестве композиторов  они получили вторую жизнь.

Ученик №4: Вывод: В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому в народных сказках мы находим подтверждение слов «Души русской немеркнущий свет».

Учитель.  Ребята, вы согласны с командой? Убедили вас их доводы?

Ученик. Да. Убедительно.

Звучит любой музыкальный номер из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова по выбору учителя.

Учитель. Молодцы, хорошо справились. Ребята, вы сказали, что в творчестве композиторов сказки получили вторую жизнь. Я хочу привести вам пример в подтверждение ваших слов. У Н. А. Римского – Корсакова есть опера на сюжет русской народной сказки, которая называется

«Снегурочка». Сюжет этой сказки был записан и переработан в пьесу А. Н. Островским и уже на сюжет пьесы бала написана опера. В ней композитор очень тонко передал народный характер музыки, использовал подлинно народные мелодии.

А вот ещё  пример:  (звучит фрагмент симфонического сказания «Кикимора» А. Лядова) Ещё одним доказательством  в пользу устного народного творчества и колыбельных песен является произведение русского композитора А. Лядова, которое мы изучали в пятом классе, симфоническое сказание «Кикимора». Главные герои её маленькая кикимора и кот баюн. Послушаем, а музыка подскажет вам, как кот баюн заботился о кикиморе.

Задание: определить музыкальную линию зла  и линию добра.

Ученик. Кот Баюн поёт колыбельную с целью перевоспитания кикиморы.

Учитель. В данном примере соединились и сказка, и колыбельная для того, чтобы вырастить кикимору доброй, человечной, сердечной.

Итак, все вы очень старались, привели доказательства, подтверждающие эти слова? Кто же подведёт итог?

Ученик. Народное искусство Древней Руси раскрывает «Души русской немеркнущий свет».

Учитель:  Ребята, я приготовила вам некий сюрприз, который тоже имеет отношение к древнерусскому народному искусству и традициям. Перед каждым из вас лежат карточки в виде медалек с изображением разного рода рисунков и символов.  А у меня на столе стоит , изготовленное вами же на уроке технологии искусственное деревце. Так вот, послушайте меня внимательно.

В древние времена наши предки стремились оградить себя от всякого рода напастей и придумывали систему оберегов – предметов, символов. Самыми близкими к телу человека оберегами были одежда и украшения. Вышивка по подолу, вороту и на концах рукавов, оберегали людей от проникновения нечистой силы. В моих руках  тоже обереги. Предлагаю подумать вместе и сформулировать пожелания нашему родному дому, родной земле.

Задание: ученики  говорят пожелания и надевают обереги на ветки дерева.

Ученик. Россия – это общий дом и пусть эта подкова принесёт счастье и стране и каждому из нас.

Учитель. Когда-то фигурка петушка, вырезанная из дерева, помещалась на крыше домов и отгоняла нечистую силу.

Ученик. Пусть наш петушок глядит зорко и охраняет от врагов.

Учитель. Яйцо всегда символизировало начало жизни, по языческим убеждениям земля была похожа на яйцо.

Ученик. Мы желаем, чтобы оно всегда было целым и полным.

Учитель.  Ключ пусть символизирует родной дом. Я желаю вам, ребята, чтобы каждый нашёл свой ключ и ту замочную скважину, открыв которую, вы пойдёте по дороге жизни, добрыми, отважными, милосердными, совестливыми и справедливыми в душе.

5. Подведение итогов.

Учитель. Смогли мы раскрыть тему урока: «Народное искусство Древней Руси»?

Ученик. Смогли, конечно.

Учитель. Как мы раскрывали тему урока?

Ученик. В течение всего урока, в песнях, обрядах, играх, загадках,  мы раскрывали образы народного творчества Древней Руси, в которых  звучит: «Души русской немеркнущий свет». А из этого следует, что народное искусство имеет огромные воспитательные ресурсы.

6. Задание на дом.

На следующем занятии мы поговорим об искусстве скоморохов.

 Предлагаю, используя дополнительные источники: библиотеку, Интернет, к следующему уроку подготовить материал об искусстве скоморохов.

Урок закончен. Спасибо.

До свидания.

ist.na5bal.ru

17. Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси.

1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны — сказители и певцы «старин».

18. Зодчество Древней Руси.

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

studfiles.net

Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси.

ТОП 10:

1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны — сказители и певцы «старин».

 

 

Зодчество Древней Руси.

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

 

 



infopedia.su

Народное искусство Древней Руси

Конспект урока музыки в 6 классе на тему:

«Народное искусство Древней Руси»

Составил учитель музыки Гусева Т.В.

Тема: «Народное искусство Руси».

Форма урока: урок-беседа, с элементами игры и музыкальной импровизации.

Тип урока: урок - обобщение

Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси.

Задачи:

Обучающие:

1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.

2. Учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.

Развивающие:

1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход в подготовке домашнего задания и импровизации на уроке.

2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.

3. Развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.

2. Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.

Иллюстративный материал:

1. карточки со словами;

2. поленья;

3. репродукции;

4. шумовые музыкальные инструменты.

Музыкальный материал

Фонограммы песен:

1.«В роще пел соловушка»;

2. «Ой, цветёт калина».

Методы работы:

беседа;

объяснительно-иллюстративный;

проблемно- поисковый.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Тема нашего занятия: «Народное искусство древней Руси». На уроках музыки, в течение многих лет, мы с вами знакомились с различными народными, будь то песенными или танцевальными жанрами, а так же с историей возникновения русских народных инструментов. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти, в народном искусстве Древней Руси, подтверждение истины, заключённой в словах «Души русской немеркнущий свет». Что значит свет души? Это духовность, это багаж доброты, чести, скромности, достоинства, целомудренности человека. Для решения этой проблемы вы получили заранее домашнее задание: подготовить доказательства, аргументы обоснования своих предположений. Для этого вы предварительно разделились на группы.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель. Приглашается команда № 1. Команда состоит из 6 учеников.

Ребята, пожалуйста, мы вас слушаем.

Ученик № 1. Мы считаем, что слова, «Души русской не меркнущий свет», могут найти своё подтверждение в колыбельных песнях, потому, что в песне находит выражение душа народа. Мы думаем, что колыбельные песни сыграли главную роль в формировании характера человека, человека светлого, доброго, скромного, совестливого, мужественного, трудолюбивого.

Учитель. Хорошо, ваши доказательства.

Ученик № 2. Доказательство №1.

Слова, пропетые над колыбелью, имели большое значение, Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Поэтому колыбельные песни это заговоры и обереги на крепкое здоровье, ум, красоту, счастливую судьбу, о которой мечтала мать.

Ученик №3. Доказательство №2.

Быть и счастливым – значит трудиться. Труд для человека был способ жизни, трудолюбие воспитывалось с пелёнок, потому что приносило благо. Примером будут слова из песни:

Уж ты вырастишь большой

Будешь в золоте ходить

Чисто серебро носить

Будешь жить – поживать

Не лениться работать

Ученик №4. Доказательство №3.

В текстах некоторых песен сохранились остатки обрядовых заклинаний, (работа с карточками), которыми матери пытались уберечь детей от бед и болезней.

Например:

От всех скорбей

От всех напастей

От лома – ломища

От крови – кровища

От зло человека – супостателя

Учитель. Мне нравится ход ваших рассуждений.

Ребята, какие колыбельные песни вы знаете, кто герои этих колыбельных?

Ученик. Серенький коток, волчок, гули-гули.

Учитель. Какую роль эти персонажи играли?

Ученик. Это доказательство №4.

Если ребёнок не спал, то его пугали волчком, в будущем ребёнок с опаской и настороженностью ходил в лес, потому что знал, кого надо бояться. Мы думаем – это дальновидно. Дети учились различать доброе, и злое.

Учитель. Убедили. Доказательства ещё есть?

Какой же вывод?

Ученик. Вывод:

С рождения слушал колыбельные песни своей матери будущий богатырь – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Воспитали они в них сильный дух, мужество, любовь к труду, к земле. Мы считаем, что в колыбельных происходит возделывание души. Они формируют привычки и воспитывают славянский дух.

Учитель. Ребята, вы согласны с тем, что колыбельные раскрывают истину «Души русской немеркнущий свет»?

Ученик. Да, потому что всё закладывается с детства.

Учитель. Посадили маленькое зёрнышко, а соберём большой урожай.

3.1. Работа над колыбельной песней в процессе творческой импровизации.

Учитель. Основой народного фольклора является коллективное творчество и импровизация.

Работа с карточками.

Прозвучало два слова фольклор и импровизация, найдите правильный ответ в карточках. Очень хорошо.

Послушайте колыбельную песню. (Учитель поёт).

Учитель. На что происходит заговор в этой колыбельной?

Ученик. На счастливую судьбу с красавицей женой.

Учитель. Определите характер колыбельной?

Ученик. Ласковый, нежный, тихий, проникновенный.

Учитель. Из какого мотива вырастает любая колыбельная?

Ученик. Мотив а-а-а

Учитель. А теперь непосредственно переходим к импровизации.

Ваша задача, разнообразить, украсить колыбельную песню этим мотивом.

Нужно решить, в начале колыбельной он будет звучать или в конце (учащиеся решают).

Учитель. На столе, лежат несколько шумовых инструментов, выберете подходящий. (Треугольник).

Любое совместное творчество подразумевает организатора, руководителя.

Нам, нужен дирижёр. (Найти правильный ответ – работа с карточками).

Организовывается работа с учениками.

Совместное исполнение.

Исполнение песни: ученики - подголосок, учитель – основную тему.

Учитель. Получилось хорошо, главное это исполнили вы, импровизируя, в процессе коллективного творчества.

Приглашается команда №2. Команда состоит из 5 учащихся.

Ученик. Мы считаем, что «Души русской не меркнущий свет» отражается в устном народном творчестве. Сказки и былины – вот главный показатель духовности человека. Мы считаем, что сказки и былины, не только отражают мысли, поступки, но и учат жизни, формируют нравственность человека.

Учитель. Ребята, обратимся к карточкам, найдите правильный ответ. Что такое былины.

Ваши доказательства, обоснуйте.

Ученик. Доказательство №1.

В русской народной сказке «Василиса Премудрая» звучит загадка «Кого должен любить добрый молодец больше, чем отца с матерью?»

Учитель. Ребята, как вы думаете?

Ученик. Землю Русскую. Правильно. Во имя свободы, справедливости и мира, главные герои совершают героические поступки, при этом они не лишены человеколюбия. Пример: Подвиги богатырей воспеты в былинах древними сказателями – Баянами.

Ученик. Доказательство №2.

Например, "баба-яга", в русских сказках, бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тех, кто приходит к ней, она как бы испытывает на чистоту души.

Кощея Бессмертного - можно характеризовать, как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств).

Ученик. Доказательство №3.

В сказках высмеивается жадность, зависть, гордость, лень. Над всеми этими чертами преобладала скромность. Подтверждением могут быть следующие примеры сказка: «Морозко», «Крошечка – Ховрошечка» В творчестве композиторов они получили вторую жизнь.

Ученик. Вывод: В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому в народных сказках мы находим подтверждение слов «Души русской немеркнущий свет».

Учитель. Ребята, вы согласны с командой №2? Убедили вас их доводы?

Ученик. Да. Убедительно.

Учитель. Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.

Ещё одним доказательством в пользу устного народного творчества и колыбельных песен является произведение русского композитора Лядова, симфоническое сказание «Кикимора». Главные герои её маленькая кикимора и кот баюн. Послушаем, а музыка подскажет вам, как кот баюн заботился о кикиморе.

Задание: определить музыкальную линию зла и линию добра.

Ученик. Кот Баюн поёт колыбельную с целью перевоспитания кикиморы.

Учитель. В данном примере соединились и сказка, и колыбельная для того, чтобы вырастить кикимору доброй, человечной, сердечной.

Итак, все вы очень старались, привели доказательства, подтверждающие эти слова?

Ученик. Народное искусство Древней Руси раскрывает «Души русской немеркнущий свет».

4. Новый материал.

Учитель. Обширную часть народного творчества составляет обрядовый фольклор. Обряды сопровождали многие праздники – масленицу, рождество, святки. Найдите правильный ответ в карточке.

Я думаю, вас заинтересует свадебный обряд.

Главной героиней обряда была невеста, будущая и настоящая. Предлагаю разыграть песню «Бояре, а мы к вам пришли». Это песня – игра, которую исполняли в период сватовства. Вначале повторим песню.

Задание: нужно встать в две шеренги. Одна команда изображает сватов, другая друзей и родителей невесты. Двигаемся навстречу друг к другу, делая один шаг.

Разыгрываем песню «Бояре, а мы к вам пришли» (В качестве физ. минутки).

Учитель. Самый популярный обряд и в наше время - это обряд святочного гадания. Святки приходятся на период зимнего солнце поворота. Как и все народные праздники, святки имеют языческие ритуально-магические корни. Святочные обряды традиционно включали гадание. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Выйдет, бывало, девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. Послышится звон колокольчиков или весёлое пение – к замужеству. А плачь или унылое пение – значит к неудаче. Гадания начинались в сумерках, как только «затепляли свет». Обычно к молодёжи выходила первая почётная сваха. Но прежде чем начать гадание девушки пели поблюдные песни. Русская литература не могла обойти вниманием широко распространенный в народе обычай. Описание гаданий мы встречаем у А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), у В.А. Жуковского («Светлана»).

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили.

Счётным курицу зерном,

ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки поблюдны.

Одним из способов гадания – были поленья.

Сейчас девочки исполнят песню «Ой, цветёт калина», а я, возьму на себя роль бабки – позыватки.

Задание: ансамбль девочек исполняет песню

Учитель подходит к девочкам, и они вынимают по одному поленью.

Гладкое полено – означает ровный характер суженного его основательность.

Суковатое с трещинами – означает сердитого ворчуна, зануду.

Короткое – ростом невелик. «Мал золотник, да дорог»

Толстое – склонность к лени и обжорству.

4.1. Творческая импровизация.

Учитель. Надеюсь, этот элемент урока доставил вам удовольствие. Не будем слишком серьёзно, относится к гаданию, а послушаем шуточную песню «В роще пел соловушка», знаю, вам нравится эта песня.

Задание: исполнять будем вместе. Это музыкальная импровизация. На столе есть несколько шумовых инструментов, кто желает, возьмите их, и мы вместе исполним песню. Не скрывайте своих эмоций.

Учитель. В древние времена наши предки стремились оградить себя от всякого рода напастей и придумывали систему оберегов – предметов, символов. Самыми близкими к телу человека оберегами были одежда и украшения. Вышивка по подолу, вороту и на концах рукавов, оберегали людей от проникновения нечистой силы. В моих руках обереги. Предлагаю подумать вместе и сформулировать пожелания нашему родному дому, родной земле.

Задание: ученики говорят пожелания и надевают обереги на ветки дерева.

Ученик. Россия – это общий дом и пусть эта подкова принесёт счастье и стране и каждому из нас.

Учитель. Когда-то фигурка петушка, вырезанная из дерева, помещалась на крыше домов и отгоняла нечистую силу.

Ученик. Пусть наш петушок глядит зорко и охраняет от врагов.

Учитель. Яйцо всегда символизировало начало жизни, по языческим убеждениям земля была похожа на яйцо.

Ученик. Мы желаем, чтобы оно всегда было целым и полным.

Учитель. Ключ пусть символизирует родной дом. Я желаю вам, ребята, чтобы каждый нашёл свой ключ и ту замочную скважину, открыв которую, вы пойдёте по дороге жизни, добрыми, отважными, милосердными, совестливыми и справедливыми в душе.

5. Подведение итогов.

Учитель. Смогли мы раскрыть тему урока: «Народное искусство Древней Руси»?

Ученик. Смогли, конечно.

Учитель. Как мы раскрывали тему урока?

Ученик. В течение всего урока, в песнях, обрядах, играх, загадках, мы раскрывали образы народного творчества Древней Руси, в которых звучит: «Души русской немеркнущий свет». А из этого следует, что народное искусство имеет огромные воспитательные ресурсы.

6. Задание на дом.

На следующем занятии мы поговорим об искусстве скоморохов.

Предлагаю, используя дополнительные источники: библиотеку, Интернет, к следующему уроку подготовить материал об искусстве скоморохов.

Урок закончен. Спасибо.

psiholik.ru

Народное искусство Древней Руси страница 3

Учитель. Ребята, обратимся к карточкам, найдите правильный ответ. Что такое былины.

Ваши доказательства, обоснуйте.

Ученик. Доказательство №1.

В русской народной сказке «Василиса Премудрая» звучит загадка «Кого должен любить добрый молодец больше, чем отца с матерью?»

Учитель. Ребята, как вы думаете?

Ученик. Землю Русскую. Правильно. Во имя свободы, справедливости и мира, главные герои совершают героические поступки, при этом они не лишены человеколюбия. Пример: Подвиги богатырей воспеты в былинах древними сказателями – Баянами.

Ученик. Доказательство №2.

Например, "баба-яга", в русских сказках, бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тех, кто приходит к ней, она как бы испытывает на чистоту души.

Кощея Бессмертного - можно характеризовать, как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств).

Ученик. Доказательство №3.

В сказках высмеивается жадность, зависть, гордость, лень. Над всеми этими чертами преобладала скромность. Подтверждением могут быть следующие примеры сказка: «Морозко», «Крошечка – Ховрошечка» В творчестве композиторов они получили вторую жизнь.

Ученик. Вывод: В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому в народных сказках мы находим подтверждение слов «Души русской немеркнущий свет».

Учитель. Ребята, вы согласны с командой №2? Убедили вас их доводы?

Ученик. Да. Убедительно.

Учитель. Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.

Ещё одним доказательством в пользу устного народного творчества и колыбельных песен является произведение русского композитора Лядова, симфоническое сказание «Кикимора». Главные герои её маленькая кикимора и кот баюн. Послушаем, а музыка подскажет вам, как кот баюн заботился о кикиморе.

Задание: определить музыкальную линию зла и линию добра.

Ученик. Кот Баюн поёт колыбельную с целью перевоспитания кикиморы.

Учитель. В данном примере соединились и сказка, и колыбельная для того, чтобы вырастить кикимору доброй, человечной, сердечной.

Итак, все вы очень старались, привели доказательства, подтверждающие эти слова?

Ученик. Народное искусство Древней Руси раскрывает «Души русской немеркнущий свет».

4. Новый материал.

Учитель. Обширную часть народного творчества составляет обрядовый фольклор. Обряды сопровождали многие праздники – масленицу, рождество, святки. Найдите правильный ответ в карточке.

Я думаю, вас заинтересует свадебный обряд.

Главной героиней обряда была невеста, будущая и настоящая. Предлагаю разыграть песню «Бояре, а мы к вам пришли». Это песня – игра, которую исполняли в период сватовства. Вначале повторим песню.

Задание: нужно встать в две шеренги. Одна команда изображает сватов, другая друзей и родителей невесты. Двигаемся навстречу друг к другу, делая один шаг.

Разыгрываем песню «Бояре, а мы к вам пришли» (В качестве физ. минутки).

Учитель. Самый популярный обряд и в наше время - это обряд святочного гадания. Святки приходятся на период зимнего солнце поворота. Как и все народные праздники, святки имеют языческие ритуально-магические корни. Святочные обряды традиционно включали гадание. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Выйдет, бывало, девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. Послышится звон колокольчиков или весёлое пение – к замужеству. А плачь или унылое пение – значит к неудаче. Гадания начинались в сумерках, как только «затепляли свет». Обычно к молодёжи выходила первая почётная сваха. Но прежде чем начать гадание девушки пели поблюдные песни. Русская литература не могла обойти вниманием широко распространенный в народе обычай. Описание гаданий мы встречаем у А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), у В.А. Жуковского («Светлана»).

infourok.ru