Налогообложение древнего китая. Павел Бажанов: Налогообложение в КНР сейчас находится в процессе реформы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие налоги в Китае? Налогообложение в Китае. Налогообложение древнего китая


Налоги в Древнем Китае | Налоги и Право

3000-летняя история Китая подробно описана в различных источниках. Большую часть своей истории Китай был авторитарным государством. Его налоговая политика была разной. Мудрость налоговой политики Китая уходит к Конфуцию (500 век до н. э.). Он заложил основу философии налогообложения, которая доминировала более 2000 лет. Великого мудреца подвигли на рассуждения о налогах столетия злоупотреблений в этой сфере.

Конфуций разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивали полномочия императора. Если император нарушал правила налогообложения, изложенные Конфуцием, он нарушал божественные правила и должен был уйти.

Восстания людей против налогов заканчивались сменой власти.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог, как и библейская десятина или римская decuma.

Правитель никогда не должен был превышать данный предел. Когда страшный Чингис хан покорил Россию, он потребовал налог всего 10%, что было вполне в рамках конфуцианской философии. Конечно, это были 10% на все виды активов, включая людей.

Менкиус (Meng-tse – 372 – 289 до н. э.) был вторым после Конфуция мудрецом. Его книга «Изречения Менкиуса» стала классической. Ее заставляли выучивать наизусть. В ней есть много историй о налогах, которые подтверждали правоту Конфуция.

Вот один из фрагментов книги.

Король Hsiian of Ch’I задал Менкиусу вопрос: «Ты можешь пояснить мне, как должен править настоящий король?

Менкиус ответил: «Давным давно, когда король Wen правил страной в мире, фермеры платили одну девятую своего продукта в виде налогов. На входе в рынки была проверка, но не было налогов. Не было запрета на ловлю рыбы в прудах. Король Wen всегда заботился о четырех классах: вдовы, старики, вдовцы и сироты».

Вот что он говорил по поводу налогов: «Что касается бизнеса,

1) собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции,

2) если есть налог на землю, не устанавливай налог с производства, тогда все купцы мира будут рады владеть акциями на твоем рынке,

3) если в портах есть проверка, но нет налогов, все путешественники мира будут рады приезду в вашу страну»,

4) в случае фермерских рабочих, если ты не облагаешь их налогами, тогда все рабочие мира будут рады работать на ваших полях,

5) если жилища рабочих не облагаются подушным налогом, каждый в мире захочет стать вашим подданным».

Такая налоговая политика обеспечит мир дома и отсутствие врагов в мире. Менкиус писал о священном праве восстания против плохого государства, как это гораздо позже делал Т. Джефферсон. Менкиус говорил, что правительство уполномочено Небесами и должно делать людей счастливыми и состоятельными. Высокими налогами этого не добьешься.

Менкиус разработал систему налогообложения для крестьян. Она основывалась на справедливом распределении земли. 10% должно быть за государством. Каждый квадрат li (около 900 акров или 1,4 квадратных миль) делился на девять частей. Центральный участок был общественным, а восемь вокруг его – для восьми семей. Фермеры вместе обрабатывали общественную землю и сдавали урожай. Это был их налог.

Позже, когда стали появляться крупные землевладельцы, правительство давало в аренду свою землю одному фермеру. В любом случае крестьянин платил только 10%. Конечно, многие императоры не хотели следовать божественной налоговой системе, но мудрецы Китая стояли на ее страже.

К примеру, император Shih Huang-ti в 221 – 207 гг. до н. э. был ярым сторонником строительства великой китайской стены. Для этой стройки он увеличил налоги с 10% до 50% и в качестве налога на рабочую силу заставлял людей работать на строительстве Стены. Случилось налоговое восстание – и император ушел.

После разрушительного правления первого императора, пришло время Ching Ti (157 – 144 до н. э.). Этот император был сторонником принципа laisser faire. Налоги при нем были сокращены до 3%. Его закрома были переполнены, и основной проблемой была порча запасов.

За ним последовал один из наихудших тиранов в китайской истории – Wu Ti (141 – 87 до н. э.). Его аппетиты не знали предела. Госрасходы росли, как на дрожжах. Его жадность сравнима с алчностью французского короля Генри VIII или даже Соломона. Он тратил деньги на огромные строительные проекты и сады. При пустой казне он повысил налоги: на купцов в пять раз, на производителей – в 2,5 раза. Он ввел налоги на перевозки и даже на рукоделие. Когда люди не платили налоги, он конфисковывал их собственность. Более того, он монополизировал рынок соли, железа и алкоголя. Он делился деньгами со стукачами, как сегодня в США. Он начал контролировать цены на зерно, заставляя знать платить золотом. Когда они этого сделать не могли, он лишал их статуса. Практически в течение одного поколения налоговая система Китая была переписана.

Аналогичная ситуация случилась с подоходным налогом в Европе. В XIX веке он составлял 3%, а в XX веке он привычно находился на уровне 50%, доходе до 90%. История Wu Ti имеет счастливый конец. В конце жизни император полностью изменил свою экономическую политику: снизил налоги и сократил расходы.

Китайские историки называют этот период золотым веком частной собственности. Налоговые ставки опять были сокращены до 3%. Даже вторая по величине религия Китая таоизм также основана на философии низких налогов.

Вот что написано в одном из текстов таоистов: «Король разговаривал с одухотворенным мудрецом и спросил его: «Что мне делать, когда у моего правительства не хватает денег для разных важных проектов? Мудрец сказал: «Используй древний проверенный временем налоговый способ – бери одну десятую часть производимого людьми». «Даже две десятых недостаточно, не говоря об одной»- ответил король. «Снизь налог, привлеки людей для работы на земле и инвестируй в свою страну. Это значит – увеличь доходы, сокращая их. Когда всем людям будет хватать, правительству будет хватать. Когда людям не будет хватать, как может хватать правительству? Слишком высокие налоги – это грабеж самого себя. Сила людей не увеличивается, когда они платят более высокие налоги». Таким образом, многие из положений философии объективизма и либертарианства, по сути дела, уходит корнями в древние философии. Они являются продолжением, развитием древних философий в XXI веке. Поэтому при продвижении идей системных реформ можно говорить о восстановлении исторических традиций древности, создания основ, которые были фундаментами величайших цивилизаций человечества (opisdela.ru).

lawedication.com

Налоги в Китае | История мира

Непривилегированное население делилось официально на «хозяйские дворы» (чжу ху) и «пришлые дворы» (кэ ху). Первые по имущественному состоянию подразделялись на три категории. Высшую и отчасти среднюю категории составляли феодалы-землевладельцы, использовавшие труд арендаторов, но не имевшие социальных преимуществ, так называемые «помещики-простолюдины». К концу XI в. они составили приблизительно ,1/10 часть всех налогоплательщиков — «хозяйских дворов».

«Пришлые дворы» в большинстве были безземельными арендаторами. Характерно, что в XI—XII вв. для их обозначения все чаще употребляется термин «дянь ху» (арендаторы). Арендные отношения сопровождались потерей получателем земли части личной свободы, попаданием в кабалу к хозяину. Условия аренды также были весьма тяжелыми, часто это была испольщина (отдавалось 1/2 урожая). Иначе говоря, это была кабальная, феодальная, а отнюдь не свободная аренда . Налоги древнего Китая…

В начале воцарения Сун наблюдалось расширение пахотных площадей и некоторое увеличение налогоплательщиков по сравнению с периодом Пяти династий. Но процесс концентрации земли приводил к потере крестьянами своего хозяйства, превращению их в арендаторов и сокращению налоговых поступлений. К тому же земельные собственники всячески пытались избежать налогообложения, сократить его. Попытки правительства бороться с этими явлениями не имели успеха . Налоги древнего Китая ..

В результате быстро росло налоговое бремя на крестьянство, что усугублялось нуждами на содержание огромного бюрократического аппарата и изнурительными войнами. Это, в свою очередь, вело к крестьянским восстаниям, которые приобретают довольно широкий размах уже в 90-х годах X в. (например, восстание в Сычуани). В 40-х годах XI в. вспыхивают крупные восстания в Шаньдуне и Хэбэе. В 1120—1122 гг. происходит известное восстание под руководством Фан Ла в Чжэцзяне. Но в целом, несмотря на размах крестьянского движения, оно не переросло в крестьянскую войну и правительству Сун удавалось подавлять восставших.

history-of-world.ru

Налогообложение в Китае (1/2): что нужно знать иностранцу?

налогообложение в КитаеНа протяжении всей истории в 3 тыс. лет Китай оставался авторитарным государством. История налоговой системы Поднебесной уходит своими корнями в учение Конфуция, жившего в VI веке до нашей эры, который, наблюдая массу злоупотреблений в этой сфере общественной жизни, вывел философскую формулу рационального налогообложения.

История и современность налогообложения в Китае

Налоговая система современного Китая являет собой стройную и гибкую систему регулирования экономических процессов, сочетающую не только объективную необходимость наполнения бюджета и перераспределения общественного продукта, но и специфические особенности страны: влияние партийного руководства на развитие экономики, современные технологии управления, обширный госсектор и, тем не менее, направленность на активное развитие частного сектора.

Главным органом в сфере налогообложения является Государственное налоговое управление КНР, равное по статусу министерству и подотчетное Госсовету КНР. Ведомство, отделения которого имеются по всей стране, контролирует разработку нормативно-правовой документации, начисление и сбор налоговых платежей, составляющих около 95% доходов бюджета государства.

Китайская налоговая система включает более 20 основных видов фискальных платежей, знать о которых необходимо каждому предпринимателю, решившему выйти на рынок страны. Информация о налоговых нормах не помешает и тем, кому необходима проверка поставщика из Китая. Однако мы, в своем небольшом исследовании, остановимся лишь на основных видах государственных фискальных платежей.

Налог на прибыль предприятий

проверка поставщика из КитаяЭтот налог начисляется всем предприятиям за исключением индивидуальных предпринимателей и кооперативов. Правовое регулирование налога обеспечено законом «О налоге на прибыль предприятий» и правилами его имплементации.

Резидентам КНР налог начисляется с полной суммы доходов, извлеченных как в Китае, так и вне его. Предприятия, которые не являются резидентами КНР, но ведут работу в этой стране, рассчитывают налог, исходя из своих доходов и пассивных источников в КНР. Процентная ставка для расчета налога на доходы пассивного характера равна 10%. Общеприменительная ставка налога равна 25%, однако, может быть снижена и до 15% в зависимости от типа предприятия, его отраслевой и территориальной принадлежности.

Ряд предприятий сельскохозяйственной направленности и некоммерческие структуры от налога освобождены, а предприятия, инвестирующие средства в инновационные технологии и инфраструктурные проекты, не уплачивают этот налог в течение первых трех лет, после чего на протяжении следующих трех лет уплачивают его с понижающим коэффициентом 0,5. Перед заключением договора с подобными участниками рынка, необходима проверка поставщика из Китая.

Налог вносится в бюджет по месту регистрации компании. Уплата предполагает помесячные или поквартальные авансовые платежи. Годовая декларация представляется до 31 мая последующего года.

Подоходный налог для физических лиц

Налог уплачивается физлицами. Для резидентов КНР в расчет включаются также доходы, получаемые от иностранных источников. Нерезиденты учитывают только доходы, извлеченные в КНР. Ставки и база начисления варьируются в зависимости от источника получения самих доходов. Для работающих по найму используется прогрессивная шкала начисления налога с коэффициентами от 3% до 45%, а база налога рассчитывается путем вычитания из суммы дохода 3,5 тыс. юаней, а для некоторых категорий иностранцев – 4,8 тыс. юаней.

Доходы от личных хозяйств подлежат налогообложению по прогрессивной шкале со ставками от 5% до 35%. База ежегодного исчисления налога основана на формуле: доход минус обоснованные затраты на поддержание деятельности. Кроме того, из разницы вычитается сумма в 42 тыс. юаней.

К доходам от самозанятости применяется коэффициент в 20%. Если сумма дохода превысит 20 тыс. юаней, то ставка вырастет до 30%. При превышении суммы в 50 тыс. юаней, излишек подлежит обложению налогом по ставке в 40%. База исчисления налога определяется как сумма дохода за минусом 20%.

Пассивные доходы физлица от аренды, дивидендов, роялти облагаются налогом в 20%. База налога равна полному объему дохода. Исключение – сумма арендных поступлений, из которой до исчисления налога вычитаются 20%.

Налог на добавленную стоимость

НДС в КитаеНДС в Китае облагаются как организации, так и физлица, занимающиеся продажей товаров, а также выполнением отдельных видов услуг: давальческая обработка сырья, ремонтные работы. Проверка поставщика из Китая обязательно включает анализ выплат по НДС. С 2012 года в стране идет кампания по переводу на обложение НДС всех прочих участников рынка. Сейчас в отдельных провинциях КНР НДС уплачивают предприятия, занимающиеся логистикой, IT, экспертной и консультационной деятельностью, научными исследованиями и рядом других видов работ.

Все предприятия, облагаемые НДС, подразделяются на два типа: обычные и малые формы. Обычные имеют годовую выручку в диапазоне от 500 до 800 тыс. юаней. Типовая ставка НДС для них равна 17%, льготная ставка на некоторые виды товаров и услуг - 13%. Входящий НДС таких плательщиков представляется к вычету. Типовая ставка НДС для малых форм предприятий - 3%. Облагается налогом полная сумма дохода от реализации, а входной НДС к зачету не принимается.

НДС вносится в бюджет по месту регистрации предприятия. Для отдельных случаев существует процедура, когда можно получить разрешение вносить налог по месту продажи товаров, оформив для этого специальное свидетельство.

Продолжение

chinacheck.ru

Какие налоги в Китае? Налогообложение в Китае :: BusinessMan.ru

В Китайской Народной Республике основным источником дохода государственной казны являются налоговые платежи. Это совсем не удивительно, учитывая тот факт, что к 2017 году населения Китая возросло практически до полутора миллиардов человек. В стране нет такого понятия, как теневая экономика, поэтому ежемесячно каждый гражданин выплачивает налоговые сборы. Налоги в Китае должны платить не только граждане страны, но и мигранты, приехавшие туда на работу. В данной статье будет рассмотрена специфика китайской системы налогообложения на примере конкретных видов налогов.

Налоги в Китае

Налоговые органы Китая

Система налогов Китая подчиняется Главному государственному налоговому управлению (ГГНУ), которое руководит местными управлениями. В стране функционируют две подсистемы налоговых органов. Первая занимается управлением центральными налогами, которые находятся в подчинении ГГНУ. А вторая руководит местными налогами, подчиняющимися не только ГГНУ, но и народным правительствам местного уровня.

Управление центральными налогами предполагает сбор средств, поступающих в полное распоряжение центрального правительства либо распределяющихся между центральным и местным правительством. В последнем случае средства называются совместными налогами. Соответственно местное управление оперирует средствами, поступающими в распоряжение местных правительств. Теперь узнаем, какой налог в Китае взимается за ту или иную деятельность.

Бизнес-налог

Начнем с платежа, который является одним из общеобязательных отчислений в китайскую казну – бизнес-налога. Как можно догадаться из названия, этот платеж взимается за осуществление хозяйственной деятельности. Важно отметить, что бизнес-налоги в Китае выплачиваются только теми предприятиями, которые оперируют иностранными инвестициями. Выплаты происходят ежемесячно. Бизнес-налог не имеет единой ставки. Размер выплат зависит от рода деятельности фирмы. Если компания занимается транспортными услугами, то она должна выплачивать 3% от своей месячной прибыли. Ровно столько же платят фирмы, сфера деятельности которых связана со строительством и инженерными работами, а также культурой и спортом. Предприятия, которые занимаются предоставлением финансовых услуг, отчисляют в государственный бюджет уже 8 процентов. 5 процентов платят фирмы, занимающиеся недвижимостью и нематериальными активами. Что касается предприятий, работающих в сфере развлечений, то их процентная ставка может составлять от 5 до 20% от дохода.

Система налогов Китая

Налог на прибыль компании

Налог на прибыль в Китае взимается со всех компаний (иностранных и местных), которые занимаются своей деятельностью на территории Китая и получают от этого прибыль. Этот налог выплачивается раз в год. Ставка может разниться в зависимости от того, где зарегистрирована компания. Если предприятие зарегистрировано в КНР, то его владельцы обязаны ежегодно оплатить налог на прибыль в размере 30% от годовой. Для тех организаций, которые работают в Китае, но зарегистрированы в другом государстве, этот налог составляет 20% от годовой прибыли.

Подоходный налог

Подоходный налог в Китае оплачивают только физические лица – люди, которые не занимаются предпринимательством, а работают по найму. Налог удерживается ежемесячно, непосредственно с заработной платы. Процентная ставка зависит от того, насколько высоко оплачивается труд человека. Человек, который в месяц зарабатывает менее четырех тысяч юаней, что эквивалентно 620 долларам, освобождается от уплаты подоходного налога. Если размер заработной платы составляет 4-4,5 тысячи юаней, то ставка налога будет равна 5 процентам. При окладе 4,5-6 тысяч юаней придется ежемесячно отдавать государству 10 процентов своего дохода. Тот, кто зарабатывает от 6 до 9 тысяч юаней, платит уже 15% в месяц. Таким образом, сумма подоходного налога увеличивается по мере роста заработной платы. Максимальный налог на доход в Китае составляет 45% и взимается с тех, кто зарабатывает за месяц более 100 тысяч юаней.

Налог на доход в Китае

НДС и потребительский налог

Потребительский налог и налог на добавленную стоимость (НДС) являются основными составляющими системы Китайской Народной Республики. НДС в Китае взимается с тех, кто занимается продажей товаров и некоторых услуг. Его ставка равна 17 процентам. Что касается потребительского платежа, то он взимается с тех, кто приобретает товары, которые требуют соответствующей лицензии. К таковым относятся сигареты, алкогольные напитки и прочее. Ставка потребительского налога устанавливается в зависимости от вида товара. Она может колебаться от 3-х до 50-ти процентов от стоимости товара.

Налог на детей

Как известно, Китайская Народная Республика является самой густонаселенной страной мира. В ответ на перенаселение в 1979 году правительство страны приняло решение внедрить закон, который мог бы регулировать количество детей в семьях. Суть законодательного проекта состояла в том, что китайским парам запрещалось заводить более одного ребенка. Таким образом, правительство пыталось урегулировать демографическое положение государства. Естественно, резиденты Китайской Народной Республики плохо отреагировали на такие меры. Часть из них ограничилась одним ребенком, а часть решила не придерживаться закона.

За нарушение данного закона (рождение второго ребенка) семья должна была выплатить штраф. В последующие годы, проанализировав реакцию китайцев, правительство страны все же сделало вывод, что принятый в 1979 году закон сильно ограничивает население. В законопроект внесли некоторые правки. На сегодняшний день, жителям Китая разрешается заводить двоих детей. При этом семьи, которые заводят третьего ребенка, должны заплатить штраф в размере 3 500 долларов. Количество «разрешенных» детей не зависит от того, находятся ли родители в браке. Единственное важное условие, значительно ограничивающее большинство китайцев – заводить второго ребенка можно только тем людям, которые являются единственным ребенком у своих родителей. К примеру, если у семьи двое взрослых детей, то каждый из них имеет право только на одного ребенка. Тот, кто нарушает это правило, должен заплатить штраф, указанный выше.

Налог на детей в Китае

Налоги в Китае для иностранцев

Платить налоги в Китайской Народной Республике должен не каждый иностранный гражданин, а только тот, кто пребывает в стране более трех месяцев. Кроме того, налогами не облагаются граждане, прибывшие из стран, которые заключили с Китаем договор о двойном налогообложении. Такие люди могут находиться в Китайской Народной Республике без уплаты налогов до 180 дней.

Трудоспособные мигранты, которые пребывают в Китае более трех месяцев, но менее года, обязаны уплатить соответствующий налог. На тех, кто находится в КНР от одного до пяти лет, распространяется обязанность выплачивать в бюджет государства подоходный налог. Его размер зависит от уровня дохода и рассчитывается таким же образом, как и для резидентов КНР. Если иностранный гражданин пребывает в Китае более пяти лет, то кроме уплаты налога с заработной платы, на него накладываются обязательства по уплате суммы с общей прибыли. Разумеется, это касается только тех граждан, которые имеют прибыль в своем родном государстве.

Налог на недвижимость

Налог на имущество в Китае уплачивается теми гражданами, у которых в собственности находятся здания, строения, сооружения и какие-либо помещения, расположенные в пределах города и используемые в предпринимательских целях. В некоторых регионах государства, в частности Шанхае и Чунцине, в экспериментальном порядке действует реформа, согласно которой налогами облагается также недвижимость, принадлежащая к жилому фонду.

Налог на имущество в Китае

Базой для налога служит стоимость этой недвижимости, уменьшенная в зависимости от региона на 10-30%. Если здание сдается в аренду, то налоговой базой выступает сумма выплачиваемых арендатором платежей. Ставка налога при вычете со стоимости здания составляет 1,2%, а при вычете с суммы арендных платежей – 12%.

Транспортный налог

Данный платеж уплачивается теми гражданами, в собственности которых находятся транспортные средства. Ставка выплаты зависит от вида транспорта (пассажирские или грузовые авто, спецтранспорт, мотоциклы, сельскохозяйственная техника, лодки и так далее).

Налог на прирост земли

Уплачивается в случае, когда физическое лицо или организация передает право на пользование земельным участком, который находится в государственной собственности. В данном случае налоговой базой служит разница между прибылью, полученной от передачи участка и расходами, понесенными с получением права на пользование и освоение этого участка. Ставка налога колеблется от 30 до 60%.

Таможенные налоги

Китай является крупнейшей страной-экспортером, поэтому неудивительно, что здесь активно используют таможенные пошлины как способ обогащения казны. Таможенная пошлина взимается с товаров, пересекающих границу Китайской Народной Республики, в соответствии с установленными импортно-экспортными тарифами. Она зависит, главным образом, от себестоимости груза, который провозится через границу. Товары, которые пересекают границу в специальных зонах или регионах либо принадлежат предприятиям, обладающим особым статусом, могут облагаться пошлинами по льготной ставке, которая может доходить даже до нуля. Кроме того, на льготы или бесплатный проезд границы могут рассчитывать владельцы товара, который:

  1. Был поврежден или утрачен до прохода таможни.
  2. Является выставочным или рекламным образцом и не имеет конкретной коммерческой стоимости.
  3. Входит в перечень беспошлинных товаров, согласно международным соглашениям.
  4. По количеству единиц в партии или стоимости партии укладывается в лимит, установленный законодательством.

Подоходный налог в Китае

Другие налоги

Налог на приобретение автомобильного транспорта. Уплачивается гражданами при покупке нового автомобиля. Ставка составляет 10 процентов от стоимости машины. При покупке транспорта на вторичном рынке налоги в Китае не взимаются.

Налог на пользование городскими землями. Этим налогом облагаются жители Китая, получившие право на использование земельного участка, располагающегося в пределах города. В зависимости от района ставка может составлять от 0,6 до 30 юаней за квадратный метр земли.

Налог на переход прав. Взымается с людей, которые приобрели право пользования земельным участком или право собственности на какое-либо сооружение. Такие налоги в Китае облагаются ставкой, составляющей от 3-х до 5-ти процентов.

Сбор на городской ремонт и строительство. Вычитывается из суммы фактически уплаченного НДС, налога на предпринимательскую деятельность и потребительского платежа. Ставка зависит от места, в котором находится налогоплательщик. В городе она составляет 7, в поселках – 5, а в сельской местности – 1%.

Ресурсный налог. Взымается с организаций и физических лиц, которые ведут на территории Китайской Народной Республики (включая морскую территорию) добычу полезных ископаемых.

Налог на лист табака. Как несложно догадаться из названия, данный налог уплачивается теми гражданами, которые осуществляют закупку табачного листа. Ставка составляет 20% от цены приобретенного товара.

Налог на прибыль в Китае

Гербовый сбор. Взымается при выдаче органами государственной власти удостоверений, свидетельств и прочих документов, а также при заключении договоров. Ставка зависит от типа документа или сделки, и их содержания.

Сбор за пользование сельскохозяйственными землями. Уплачивается теми гражданами, которые берут в пользование земли сельскохозяйственного назначения с целью организации на них строительства. Ставка в данном случае зависит от уровня обеспеченности земельными ресурсами конкретного региона. Она составляет от 5 до 50 юаней за квадратный метр земли.

Сбор на образование. Высчитывается из суммы уплаченного НДС, налога на предпринимательскую деятельность и потребительского. На общегосударственном уровне составляет 3, а на местном – 2 процента.

businessman.ru

Особенности налоговой системы Китая

Хомич А.А., Германович Н. Е.

Особенности налоговой системы Китая

Налоговые поступления в Китае – это основной источник доходов бюджета. Налоговые доходы составляют около 95% финансовых доходов страны. Это главный источник поступлений госбюджета Китая. Эти финансовые ресурсы направляются, в том числе, на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.

Правительство Китая определило главными принципами налогообложения:

- справедливость при налогообложении;

- простоту при исчислении и взимании налогов.

Государственные органы, контролирующие налоговое законодательство:

Министерство финансов

Государственное налоговое управление

Комитет тарификации и классификации при Государственном совете

Главное таможенное управление [1].

Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп.

1) Налоги с оборота: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность.

2) Налоги на прибыль (доходы): налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и налог с физических лиц.

3) Ресурсные платежи: ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов).

4) Целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли.

5) Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость,

6) Налоги с операций (действий): налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества.

7) Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота.

8) Пошлины на все товары, ввозимые, вывозимые на с территории Китая [3].

К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота. В Китае подоходный налог с предприятий с иностранными инвестициями, которые создали юридическое лицо на территории Китая, подоходный налог взимается поставке 33%, в том числе 3% – в местный бюджет. Относительно хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность не через постоянное представительство в Китае, установлена ставка налога в 20 % с различных видов доходов: дивидендов, проценты по капиталу, доходы за аренду, за предоставление лицензий и т.д.

Вместе с тем налог на прибыль может быть снижен с обычной для Китая ставки 33% до 15%. В течение трех лет после образования предприятие получает "налоговые каникулы". В следующие три года этот налог будет составлять лишь 7,5%.

Индивидуальный подоходный налог взимается с заработной платы и иных трудовых вознаграждений граждан. Основная ставка 30 %.

Кроме этого ставки подоходного налога дифференцированы по различным территориям Китая в зависимости от категории субъекта хозяйствования.

Налог на добавленную стоимость платят организации и частные лица, которые реализуют товары, предоставляют услуги по обработке и ремонту. НДС уплачивается и по импортируемым товарам. Используются основные ставки в 17 % и 13% (устанавливается относительно продовольствия, растительных масел, питьевой воды, химических удобрений, сельскохозяйственных машин). Предприятиям, которые занимаются научными исследованиями и разработкой программного обеспечения, компенсируется налог на добавленную стоимость. Такая компания заплатит только 3% налога (вместо 17%), остальное государство возмещает из бюджета. Кроме этого, общая сумма заработной платы, выплаченной работникам, налогом не облагается.

Налог на потребление, взимается  по 11видам потребительских товаров (табак, вино, спирт, косметика, парфюмерия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т.д.). Ставка данного налога может быть адвалорной (устанавливается в процентах от цены) и специфической или твердой (устанавливается в зависимости от физической характеристики объекта налогообложения) [2].

Таким образом, можно сказать, что налоговые поступления – это основной источник доходов бюджета, который  составляют около 95% финансовых доходов страны. Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп. К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота.

Список использованных источников:

1. Федоровский, А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы / А. Федоровский // Мировая экономика и международные отношения. –2003. –№ 4.

2. Дин Жуджунь, Ковалев М. М. Путь к рыночной экономике (Китайская модель реформ). Монография / Дин Жуджунь, М.М. Ковалев. –Минск: БГУ, 2009.

3.  Налоговая система Китая / [Электронный ресурс] / Business Times. Режим доступа: http://btimes.ru/business/nalogovaya-sistema-kitaya-nalogi-dlya-inostrannykh-predpriyatii. Дата доступа: 10.12.13

be5.biz

Налоговая система Китая

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

1. Налоговая система Китая 4

2. Налоги и сборы в КНР 16

2.1.Сбор налогов 21

2.2. Налоговая проверка 27

2.3. Юридическая ответственность 29

3. Основные налоги КНР 39

3.1. Налог на добавленную стоимость 39

3.2. Налог на потребление 41

3.3. Налог на предпринимательскую деятельность 42

3.4. Налог на прибыль предприятий 44

3.5. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний 45

3.6. Подоходный налог с физических лиц 47

3.7. Ресурсный налог 51

3.8. Земельный налог (плата за пользование землями городов и районов) 51

3.9. Налог за пользование сельхоз угодьями 53

3.10. Налог на инвестиции в основной капитал 55

3.11. Налог на реализацию земли (недвижимости) 57

3.12. Налог на имущество (недвижимое) 59

3.13. Налог на недвижимость 60

3.14. Налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами 61

3.15. Гербовый сбор 63

3. 16. Налог на передачу имущества 64

3.17. Таможенные пошлины 65

4. Система налоговых органов 67

4.1. Государственная Администрация Налогообложения 67

4.2. Налоговые организации на территориальном и местном уровнях 71

4.3. Министерство финансов КНР 74

Заключение 87

Список литературы 89

Введение

Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказывается на качестве реализации государством своих функций. Отражается это и на материальном благосостоянии работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата имеет своим источником бюджет, формируемый за счет налогов.

Налоги существуют только в правовой форме. Установление налогов, организация налогообложения и налоговой деятельности производится государством посредством издания правовых норм, которые в своей совокупности формируют налоговую систему.

Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Реформирование экономики Китая нацеленное на переход к рыночным отношениям, обуславливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создание финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Налоги - необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупное правовое образование, имеющее свои особенности предмета и метода правового регулирования. Одной из его особенностей является то, что в настоящее время оно стоит перед необходимостью коренных реформ.

Целью дипломной работы является изучение налоговой системы зарубежных стран, на примере налоговой системы Китая.

Объект исследования: объектом исследования является Налоговая система КНР.

Предмет исследования: Предметом исследования являются содержание, структура и тенденции развития налоговой системы Китая.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с содержанием и принципами организации налоговой системы Китая.
  2. Рассмотреть основные виды налогов Китая.
  3. Изучить деятельность налоговых органов Китая.

1. Налоговая система Китая

Налог - важнейший источник доходной базы китайской казны. Он также является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое развитие страны. Положительные итоги работы налоговой системы после реформы 1994 года позволяют говорить о том, что впервые в мире в Китае построена действенная налоговая система, адаптированная к "рыночной экономике социализма". Существующая налоговая система КНР направлена на открытие Китая внешнему миру, что способствует энергичному развитию национальной экономики.

В настоящее время все налоги КНР разделены на три отдельные группы: 1

1) Центральные налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, потребительский налог, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций.

2) Совместные налоги, включающие НДС, Налог на использование природных ресурсов, налог на ценные бумаги и бизнес-налог, взимаемый с других банков и страховых организаций.

3) Местные налоги, включающие налог на прибыль предприятий, бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство и налог на повышение стоимости земли.

Государственные налоговые управления на местном уровне подконтрольны Государственной Налоговой Администрации, тогда как местные налоговые управления являются органами местного правительства. Государственные налоговые управления с местными налоговыми управлениями занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями должны зарегистрироваться в налоговых органах в течение 30 дней с момента получения лицензии на хозяйственную деятельность. При регистрации выдается свидетельство о регистрации, срок действия которого – 12 месяцев, с последующим продлением.

Ниже приводится краткий обзор налогов, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями. Следует учесть, что это не исчерпывающий список, и сюда не включены некоторые мелкие налоги. Это общая картина, дающая потенциальному иностранному инвестору базисную информацию об основных налоговых обязательствах в Китае. Кроме того, в различных регионах существуют различные местные налоги.

Налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог) 2

Данный налог применяется во всех ситуациях, когда имеет место:

  • Предоставление налогооблагаемых услуг
  • Передача нематериальных активов
  • Продажа недвижимости.
Данный налог исчисляется на основании товарооборота. Отчетность по нему и периодичность его оплаты – ежемесячные. Ставка налога различается в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:
  • Транспорт: 3%
  • Строительство, инженерные работы: 3%
  • Финансовая деятельность: 8%
  • Почта и телекоммуникации: 3%
  • Культура и спорт: 3%
  • Индустрия развлечений: 5-20% (бары, рестораны: 10%)
  • Услуги: 5%
  • Приобретение нематериальных активов: 5%
  • Продажа недвижимости: 5%
Налог на прибыль предприятий 3

Применяется ко всем предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным компаниям, получающим доходы в Китае.

Размер налога устанавливается ежегодно в течение пяти месяцев после окончания года. Ежеквартальные платежи этого налога производятся на основании этой цифры, однако, при предоставлении ежеквартальных отчетов. Любые суммы, оплаченные свыше необходимой суммы налога, возвращаются или зачитываются в следующие периоды. Налог рассчитывается в юанях. Размер налога рассчитывается на основании валовой прибыли в течение года за минусом себестоимости, расходов и убытков. Ставка налога – 30% для предприятий, зарегистрированных в Китае. Для тех предприятий, которые в Китае не зарегистрированы, ставка составляет 20% (часто этот налог называется «удерживаемым»), и в случае отсутствия бухгалтерской отчетности в Китае, данный налог часто рассчитывается на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в размере 15% и 24%, которые применяются по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, учрежденным в некоторых специальных районах Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые каникулы на срок до пяти лет.

Подоходный налог с физических лиц

Ставка налога является прогрессивной в зависимости от размера зарплаты, могут быть также некоторые региональные различия, а в некоторых случаях существует даже возможность для переговоров с налоговыми органами. Но, в общем, для иностранцев, работающих в Китае, применяются следующие ставки (Исчисление, отчетность и периодичность оплаты данного налога – ежемесячные):

Ежемесячный доход в размере 4000 юаней КНР налогом не облагается. (1 USD ~ 8,2 юаней КНР)

Сумма, превышающая размер 4000 юаней, облагается налогом по следующим ставкам:

4000 – 4500 5%

4501 – 6000 10%

6001 – 9000 15%

9001 – 24000 20%

24001 – 44000 25%

44001 – 64000 30%

64001 – 84000 35%

84001 – 104000 40%

104001 и выше 45%

Налог на добавленную стоимость

Исчисляется в размере17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса (не после его оплаты), что означает, что НДС может должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг.

Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение существования подобной льготы.

Потребительский налог 4

Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50%.

Удерживаемые налоги

Иностранные предприятия без легального присутствия в Китае облагаются в размере 20% от доходов, полученных из Китая (существуют некоторые региональные различия и различия по видам деятельности). К таким доходам относятся, например, проценты на капитал, арендные платежи, авторские гонорары и т.п. Это должно быть учтено и определено в счете, выставляемом китайскому предприятию (включая предприятия с иностранными инвестициями), чтобы оно могло «удержать» данный налог и передать его правительству. То есть китайское предприятие в данном случае выступает в роли агента правительства по сбору налогов. Предприятиям с иностранными инвестициями нужно здесь быть осторожными: Когда вы прибавляете к стоимости ваших товаров (работ, услуг) проценты, арендные или авторские платежи, подлежащие оплате иностранному предприятию согласно соответствующему договору или соглашению, эта прибавка будет рассматриваться как оплата средств иностранному получателю, с которых должен удерживаться налог. У предприятия с иностранными инвестициями, соответственно, возникнет обязательство по уплате удержанного налога в течение определенного периода времени, независимо от того были ли эти средства фактически оплачены иностранному предприятию или нет.

Налогообложение представительств иностранных компаний 5

Две наиболее распространенные ошибки, допускаемые представительствами иностранных компаний, это предположение, что все необходимые документы уже оформлены с момента получения регистрационного сертификата представительства, и что поскольку представительство не может заниматься торговой и иной хозяйственной деятельностью, оно не обязано платить налоги. Обе эти мысли неверны.

Представительство должно после получения регистрационного сертификата, также зарегистрироваться в налоговом управлении, которое выдает свидетельство о налоговой регистрации. Подразумевается, что представительство получает доход в виде средств, предоставленных ему для покрытия своих расходов в Китае. Этот доход подлежит налогообложению, и в данном случае применяется бизнес-налог и налог на прибыль иностранных предприятий. Представительство должно подавать отчетность по указанным налогам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от местонахождения существуют некоторые региональные различия), даже в том случае, если представительство освобождено от налогов. В случае невыполнения этой обязанности могут быть наложены серьезные санкции, а также возможно закрытие представительства.

В целом сумма налогов, взимаемых с представительства, составляет около 10% от произведенных им расходов.

Блестящим экономическим результатам последних двадцати лет Китай во многом обязан изменением в своей налоговой системе, приданием ей необходимой для рыночных преобразований гибкости. Налоговая система Китая - довольно сложный конгломерат правил, постановлений и отношений, призванный гармонизировать между собой централизованное управление экономикой и ее рыночные формы, партийное руководство и современные технологии менеджмента, значительный государственный сектор и частное предпринимательство. Китайское правительство, создав весьма сложную систему налоговых льгот и преференций, успешно привлекает в страну инвесторов. 6

В Китае существуют центральные налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, налог на потребление, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог). Последний взимается с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций. Местные налоги включают налог на прибыль предприятий, бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги.

Ограничена и жестко контролируется возможность продажи иностранцами товаров на китайском внутреннем рынке. Подобным видом деятельности могут заниматься три вида частных коммерческих организаций. Во-первых, собственно китайские компании с ограниченной ответственностью. Во-вторых, предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями, которым разрешено продавать 50% своей продукции на внутреннем рынке Китая с обязательным экспортом оставшейся части продукции за границу. Однако учреждение такого предприятия в одной из свободных экономических зон приравнивает его в таможенном отношении к заграничному предприятию, а в этом случае 100% продукции такого предприятия может быть «экспортировано» в Китай. В третью категорию попадают совместные предприятия, которые могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке. В целом наиболее приемлемой формой организации бизнеса для нерезидентов являются предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями, учрежденные в свободных экономических зонах. 7

После вступления Китая в ВТО популярность использования компаний со 100%-ными иностранными инвестициями еще больше возрастет, так как для учреждения подобных компаний уже не будет требоваться наличие китайского соучредителя. До сих пор иностранные инвесторы нуждались в китайском партнере для того, чтобы получить доступ к внутреннему китайскому рынку. А для достижения этой цели многие предприятия создавались в форме совместных предприятий. В связи с тем, что с вступлением Китая в ВТО иностранцы должны получить более свободный доступ к китайскому внутреннему рынку, использование предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями и реорганизация существующих СП в такие предприятия, по мнению экспертов, станут наиболее приемлемыми вариантами организации работы в Китае. Стоит, однако, иметь в виду, что процесс открытия внутреннего рынка Китая распланирован на срок более чем 6 лет. Это приведет к определенным ограничениям уровня продаж иностранцами на данном рынке в течение указанного переходного периода.

Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями в основном учреждаются в форме компаний с ограниченной ответственностью. Они являются юридическими лицами согласно законодательству КНР и пользуются его защитой. Учредителями (участниками) таких предприятий могут выступать только иностранные (физические либо юридические) лица, минимальное число учредителей - один. Китайские граждане или организации не могут быть учредителями (участниками) таких предприятий.

Закон КНР «О предприятиях с иностранными инвестициями» и инструкция по его применению определяют, что деятельность предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями «должна быть полезной для развития китайской экономики, приносить ощутимую экономическую выгоду». А также соответствовать, по крайней мере, одному из следующих условий: «Предприятие должно использовать передовые технологии и оборудование, развивать производство новой продукции, беречь энергию и природные ресурсы, усовершенствовать и заменять существующую продукцию, которая может быть использована вместо аналогичной импортной. Стоимость продукции предприятия, ежегодно направляемой на экспорт, должна превышать 50% общего объема продукции, произведенной в течение определенного года, с достижением или превышением валютного баланса».

Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями допускаются только в сферы производства, обработки и сборки продукции. Правда, в некоторых свободных экономических зонах применяются более либеральные правила, интерпретирующие законодательство следующим образом: эти предприятия могут заниматься такими «обслуживающими» видами деятельности, как услуги по подбору кадров, консультации и т. п. 8

В настоящее время установлен минимальный размер уставного капитала для предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями в сумме $200 тыс., однако возможно, чтобы до 70% уставного капитала было представлено в виде оборудования. Указанное оборудование можно ввести в Китай беспошлинно. Это оборудование должно быть новым и ввезенным по рыночной цене.

Предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями предоставляется, как минимум, двухлетнее освобождение от налога на прибыль. В течение следующих трех лет оно платит указанный налог по льготной 50%-ной ставке (то есть 16,5% от прибыли). В некоторых областях на северо-западе Китая (таких как Ганьсу и Синьцзян) освобождают от налога на прибыль на срок до 8 лет. В свободных экономических зонах ставка такого налога понижена до 15%, там также применяется налоговая льгота по 50%-ной ставке в течение нескольких последующих лет (то есть 7,5% от прибыли).9

Свободные экономические зоны предлагают лучшую инфраструктуру, чем другие районы. И хотя это отражается на уровне арендных платежей, учреждение предприятий в таких зонах - часто хорошее капиталовложение в обеспечение более высокого уровня сервиса. В свободных экономических зонах также обычно предоставляют полный комплекс услуг, связанных с оформлением импортно-экспортных формальностей, включая таможенные, что ускоряет процесс операций по осуществлению необходимого вам импорта и экспорта. Это действительно развитые сервис-центры для производственных предприятий.

Некоторые свободные экономические зоны в целях привлечения иностранных инвесторов применяют схемы скидок по НДС. Выглядит это следующим образом: 4% от общей суммы собранного налога на добавленную стоимость остается в распоряжении местного правительства, остальная часть направляется в центральный бюджет. Местное правительство возвращает свою часть налога иностранным инвесторам.

В Китае существует несколько видов экономических зон со специальными условиями хозяйствования. Это в первую очередь «специальные экономические зоны» (СЭЗ). Они ограничены несколькими городами на юге КНР, такими как Шеньчжень, Сямень, Хайнань, Шаньтоу и Чжухай. Каждый их этих городов имеет право принимать по экономическим вопросам свое законодательство, независимо от провинциального правительства. Во всех таких зонах предоставляется значительно сниженная ставка налога на прибыль предприятий - 15% от прибыли, в то время как общенациональная ставка этого налога, как уже говорилось, составляет 33%.10

Следующий вид инвестиционных зон - так называемые «открытые города». Первоначально это были 14 городов восточного морского побережья, которые уже имели довольно развитую деловую инфраструктуру и изначально были нацелены на то, чтобы служить в качестве «ворот» во внутренние районы Китая.

«Зоны развития экономики и техники» широко разбросаны географически, они находятся практически во всех основных городах северной части страны, а также в более мелких прибрежных районах. Подобно СЭЗ, они имеют право принимать собственные правила по вопросам регулирования бизнеса, но больше нацелены на развитие новых технологий. Местные власти здесь имеют право самостоятельно одобрять проекты стоимостью до $30 млн. Налоговые льготы в отношении инвестиций со сроком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоят в применении 15%-ной ставки налога на прибыль, а для проектов со сроком действия менее 10 лет - 24%-ной ставки данного налога. 11

Как территории с особым экономическим режимом в «открытых городах» расположены «зоны развития высоких технологий». Этим зонам разрешено предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Рассматриваемые зоны предлагают, опять же, налоговые льготы, подобные предоставляемым в СЭЗ, но их предоставление входит в компетенцию Министерства науки и техники Китая, а не местных властей. «Зоны развития высоких технологий» часто располагаются рядом с университетами, образуя целостные научно-технологические комплексы.

В Китае в настоящее время существуют и 15 «свободных торговых зон», расположенных главным образом вдоль восточного морского побережья и находящихся в основных портах или рядом с ними. Деятельность таких зон, как правило, связана со складированием и экспортом грузов. В этих зонах предоставляется освобождение от экспортных и импортных пошлин, здесь также можно провести платежи по сделкам, совершаемым в пределах зоны, как в юанях, так и в иностранной валюте.

«Частные инвестиционные зоны», как правило, являются совместными китайско-иностранными проектами с предоставленными в аренду большими земельными участками. Эти зоны обычно тесно примыкают к «зонам развития экономики и техники» в качестве «субзон», где за дополнительную плату предоставляется высокий уровень сервиса. 12

Большинство инвестиционных зон предлагают дополнительные местные налоговые льготы в комбинации с льготами, предоставляемыми предприятиям с иностранными инвестициями, которые находятся в любом месте Китая. Свободные торговые зоны, зоны развития экономики и техники, а также зоны развития высоких технологий обычно имеют ставку налога на прибыль предприятий в размере 15%. Они могут предлагать освобождение от платежей за пользование землей. А некоторые зоны, в особенности расположенные в западных регионах Китая, предоставляют налоговые каникулы на срок, превышающий обычные пять лет. Некоторые зоны взимают налог на прибыль по ставке 10%, если предприятие с иностранными инвестициями экспортирует более 70% своей продукции. 13

mognovse.ru

Павел Бажанов: Налогообложение в КНР сейчас находится в процессе реформы | ChinaLogist.ru

Чтобы основать и развить предприятие в КНР, необходимо знание местного менталитета, деловая смекалка, здравый смысл, находчивость и немного удачи. Однако без чего точно не обойтись начинающему предпринимателю – ориентации в местном законодательстве.  

Большинство совместных предприятий в Китае при правильной постановке дела приносят владельцам хорошую прибыль. Проблема открытия компании, как правило, связана не столько с процедурой легализации, сколько с уплатой налогов. Эти вопросы в одиночку разрешаются с большими усилиями, потому стоит прибегнуть к помощи опытного юриста, специализирующегося на финансовом праве. 

Эксперт высочайшей квалификации, партнер консалтинговой компании SBF Group Павел Бажанов руководит практикой оказания юридических услуг в Китае, в том числе и по налогообложению, с 2007 года. В 2009 году опубликовал аналитическую статью в журнале «Практическое налоговое планирование». Огромным опытом работы в сфере китайского налогообложения поделится с читателями на страницах своей книги, которая готовится выйти в свет. 

Павел Бажанов рассказал порталу ChinaLogist, о каких особенностях налогообложения в Китае следует знать начинающим коммерсантам, какие «подводные камни» могут встретиться на их пути и почему не следует экономить на юридическом и финансовом консалтинге. 

 

ChinaLogist: Павел, расскажите о видах китайских налогов для промышленных предприятий; компаний внешнеэкономической деятельности; торговых фирм (розница, мелкий опт).

 

Все предприятия в Китае платят одни и те же налоги. Единственное исключение: фирмы, занимающиеся реализацией товаров, переработкой сырья по договору подряда, выполняющие работы по ремонту, сборке и комплектации, уплачивают НДС, а предприятия, занимающиеся реализацией других работ и услуг – налог на предпринимательскую деятельность.

В настоящий момент в Китае существует 17 налогов: 

 

  • налог на доходы предприятий (корпоративный подоходный налог), 
  • налог на доходы физических лиц, НДС, 
  • потребительский налог, 
  • налог на предпринимательскую деятельность, 
  • транспортный налог, 
  • налог на приобретение автотранспорта, 
  • налог на переход прав, 
  • налог на недвижимость, 
  • налог на прирост стоимости земли, 
  • налог на использование городских земель, 
  • ресурсный налог, 
  • налог на городской ремонт и строительство, 
  • налог на табачный лист, 

 

а также сбор за занятие пахотных земель, дополнительный сбор на образование и гербовый сбор, включаемые в число налогов.

Единственная льгота без ограничений для иностранных инвесторов - сниженная ставка налога на доходы для мелких малорентабельных предприятий. 

 

Любое предприятие в Китае будет уплачивать:

  1. налог на доходы предприятий; 
  2. НДС или налог на предпринимательскую деятельность; 
  3. налог на городской ремонт и строительство и дополнительный сбор на образование, которые рассчитываются с суммы фактически уплаченного НДС, налога на предпринимательскую деятельность и потребительского налога; 
  4. гербовый сбор, взимаемый при оформлении различного рода документов.

 

Будет ли предприятие уплачивать остальные налоги – зависит от действий самого предприятия. В случае покупки автомобиля, организация обязана уплатить налог на приобретение автотранспорта при покупке, а затем ежегодно уплачивать транспортный налог. 

В случае импорта из-за рубежа товаров, которые китайское налоговое законодательство относит к потребительским (подакцизным), предприятие обязано при импорте уплатить потребительский налог. 

Если предприятию будет выделен земельный участок в городе или поселке, оно обязано уплачивать налог на использование городских земель. 

При передаче права пользования земельным участком будет взиматься налог на прирост стоимости земли. И так далее. 

Не стоит забывать, что на предприятия также возлагаются обязанности налоговых агентов, то есть обязанность удерживать сумму налогов из платежей в пользу другого лица, являющегося налогоплательщиком. Самый простой пример – предприятия обязаны удерживать НДФЛ из суммы заработной платы, выплачиваемой работнику. Предприятие само по себе не является плательщиком НДФЛ, но обязано удерживать этот налог и подавать отчетность в НДФЛ в налоговые органы.

Кроме того, существуют различного рода местные сборы. Например, это утилизационный сбор с производителей электроники и электротехники, сбор за использование водных ресурсов, сбор за выброс загрязняющих веществ и др. Эти сборы не относятся к налоговым, но их тоже необходимо учитывать, особенно производственным предприятиям.

 

Налогообложение в КНР сейчас находится в процессе реформы.

 

В течение предыдущего десятилетия в Китае был отменен ряд налогов: сельскохозяйственный налог, налог на забой скота, налог на банкеты, налог на пользование номерными знаками транспортных средств, регулирующий сбор на капиталовложения в основные средства. 

С 2008 года новый налог на доходы предприятий заменил два ранее существовавших налога: налог на доходы предприятий, уплачиваемый китайскими предприятиями, и налог на доходы предприятий иностранного капитала и иностранных предприятий. 

Сейчас в Китае идет реформа косвенного налогообложения (в результате которой будет отменен налог на предпринимательскую деятельность) и реформа налогообложения недвижимости (налогом на недвижимость будут облагать жилые помещения и, возможно, отменят ряд земельных налогов).

 

Какие налоговые льготы существуют в Китае для иностранцев? 

 

Большинство налоговых льгот, специально предназначенных для привлечения иностранных инвесторов, остались в предыдущем десятилетии. Сейчас иностранные предприниматели в КНР пользуются теми же льготами, что китайские. Это связано с тем, что в Китае помимо значительных налоговых льгот существовало множество ограничений на иностранные инвестиции в наиболее привлекательных видах деятельности (банки, страхование, фондовый рынок). Поэтому при вступлении в ВТО перед Китаем было поставлено условие по предоставлению иностранным инвесторам национального режима – созданию одинаковых условий ведения бизнеса для китайских и иностранных предпринимателей. 

Выравнивание условий происходит поэтапно и включает как постепенное открытие для иностранных инвестиций китайского рынка, так и выравнивание налогообложения для китайских и иностранных предприятий. 

 

Сейчас налоговый режим для иностранных и китайских предпринимателей практически полностью одинаков.

 

Ныне в Китае существует много налоговых льгот – вы можете посмотреть по тэгу "налоговые льготы" в нашем блоге. Но использование большинства из них поставлено в зависимости от вида деятельности предприятия. Например, это освобождение от налога или уменьшение налога на доходы предприятий для сельскохозяйственных предприятий, сниженная ставка налога для предприятий новых и высоких технологий, налоговые каникулы (освобождение от налога на доходы предприятий в течение 3 лет + сниженная в два раза ставка налога в течение последующих 2 лет) для проектов в области развития инфраструктуры, экологии, энергосбережения и ресурсосбережения.

Единственная налоговая льгота, которая доступна иностранным инвесторам без каких-либо требований к виду деятельности и широко используется, - это сниженная ставка налога на доходы предприятий для малых малорентабельных предприятий. Например, если годовой налогооблагаемый доход торгового предприятия не превышает 300 тыс. юаней, штат работников не превышает 80 человек, а общая стоимость активов – не более 10 млн. юаней, то часть дохода до 60 тыс. юаней облагается налогом по ставке 10%, а часть от 60 до 300 тыс. юаней – по ставке 20%. Заявить об использовании этой льготы предприятие может при подаче годовой декларации без необходимости предварительного обращения в налоговый орган.

Производственным предприятиям стоит обратить внимание на возможность вычета из суммы налога на доходы предприятий 10% расходов, понесенных на приобретение оборудования для экономии электроэнергии и воды, обеспечении безопасности производства, охраны окружающей среды. Еще одна льгота – возможность ускоренной амортизации основных средств, используемых в условиях агрессивной среды или ускоренной модернизации.

Для физических лиц-иностранцев основная льгота – это необлагаемая НДФЛ часть заработной платы до 4800 юаней жэньминьби в месяц для иностранных граждан, работающих в предприятиях с иностранным капиталом, иностранных предприятиях, и иностранных экспертов. Это на 1300 юаней больше, чем у китайцев. Помимо этого, НДФЛ не облагается доход иностранных граждан в виде субсидий на съем жилья, питания, переезд, услуги прачечных, оплаченные компанией билеты домой, оплаченные расходы на обучение детей и изучение китайского языка, а также дивиденды, выплачиваемые иностранному гражданину предприятиями с иностранным капиталом. Все эти льготы были введены для иностранных граждан в 1994 года и сохраняются до сих пор.

 

Размеры налогов в провинциях КНР, специальных экономических зонах.

 

Сейчас в КНР нет существенных различий в налогообложении, которые основываются только на территориальном принципе, то есть, месте размещения предприятия.

Для обычной торговой компании в любой провинции  Китая ставка налога на доходы предприятий будет составлять 25%.

Небольшие отличия в налогообложении могут быть из-за местных сборов. Например, в Харбине есть сбор на защиту от наводнений, взимаемый с выручки предприятий и вычитаемый из заработной платы граждан. В Гуанчжоу и других городах юга есть сбор на укрепление дамб.

Значительные различия есть для предприятий отдельных отраслей, которые правительство КНР относит к приоритетным и стремится привлечь в определенные регионы или специальные зоны. Например, в западных и центральных регионах предприятия приоритетных отраслей уплачивают налог на доходы предприятий по ставке 15%. Среди приоритетных отраслей в западных и центральных много видов производственной деятельности.

В новых специальных зонах – например, зоне Цяньхай в Шэньчжэне – предприятия, созданные на территории зоны, также будут уплачивать налог по ставке 15%. Но здесь тоже установлено ограничение: в зону Цяньхай допускаются банковские, страховые, брокерские организации, современные предприятия логистики, предприятия в сфере информационных технологий. То есть, производственную или торговую компанию в этой зоне открыть нельзя.

Есть определенные льготы в районах национальных автономий и зонах освоения и развития. Но они есть не везде и в большинстве случаев нацелены на улучшение отраслевой структуры региона (за счет привлечения передовых предприятий) или концентрации предприятий одного вида деятельности на территории одной зоны освоения и развития (создание производственных кластеров).

 

Подводные камни китайского налогообложения: что необходимо знать о них новичку?

 

Пожалуй, две самые главные проблемы в китайском налогообложении – это отсутствие единого кодифицированного нормативно-правового акта, аналогичного Налоговому кодексу в РФ, и широкие полномочия налоговых органов.

Каждому налогу в Китае посвящен отдельный закон или отдельное положение, к которому дополнительно введены подробные правила применения. Помимо этого, существует около 1500 различного рода ведомственных актов, принятых Министерством финансов КНР и Главным государственным налоговым управлением. Многие из них приняты в 80-90-х годах и действуют до сих пор. Поэтому в китайском налоговом законодательстве непросто ориентироваться.

Несмотря на количество нормативно-правовых актов, многие из них лаконичны, содержат много общих норм и пробелов, оставляя налоговым органом широкие полномочия при толковании и применении. Это характерно не только для налогового, но и для всего китайского законодательства.

 

Помощь профессионала: как не ошибиться с выбором финансового консультанта? 

 

Для того чтобы хорошо разбираться в налоговом законодательстве КНР, как минимум, необходимо профильное образование (юридическое или финансовое) и хорошее знание китайского языка. 

Каждому налогу в Китае посвящен отдельный закон или положение, кроме того около 1,5 тысяч ведомственных актов. 

На практике многие люди, консультирующие по законодательству КНР, или не являются специалистами, или не знают китайского языка (иногда – ни того, ни другого, но это совсем тяжелые случаи).

Переводчиков китайского языка выдает непрофессиональная терминология, непонимание каких-либо терминов и их содержания, нарушение логики в тексте. 

Основная проблема специалистов, не знающих китайского языка – недоступность большинства нормативно-правовых актов: если основные законы о налогах еще можно найти на русском или английском языке, то большинство подзаконных актов в переводе недоступны.

Естественно, что образование и знание китайского языка – это только основа для изучения китайского законодательства и практики его применения, постоянного отслеживания всех изменений в законодательстве и постоянная практика работы с клиентами. Без этого сложно считать себя профессионалом.

Наша компания – SBF Group – соответствует всем этим требованиям: мы профессиональные юристы и знаем китайский язык. Все новости налогообложения в Китае мы публикуем в нашем блоге CNLegal.ru. Практика нашей работы и клиентура нашей компании постоянно увеличивается и включает как работу с крупными компаниями, так и малым и средним бизнесом.

 

Приведите примеры типичных ошибок и проблем коммерсантов, не обращавшихся вовремя за помощью к юристам. 

 

При ведении бизнеса в Китае иностранные предприниматели сталкиваются с различными проблемами, которые связаны с регистрацией юридических лиц или защитой интеллектуальной собственности. Я приведу несколько распространенных ошибок, связанных с налогообложением.

Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок связана с заключением договора на оказание услуг китайскому предприятию. Заключая договор, российские предприниматели не учитывают, что оказание услуг предприятию, находящемуся на территории КНР, будет облагаться в КНР налогами: налогом на предпринимательскую деятельность по ставке 5%, а также налогом на городской ремонт и строительство и дополнительным сбором на образование, которые уплачиваются с суммы налога на предпринимательскую деятельность. 

В общей сложности китайская компания обязана удержать 5,2 - 5,5% от суммы платежей по договору.

Переход на НДС не отменяет обязанности китайских компаний по удержанию налогов.

Вторая распространенная ошибка связана с использованием льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями. Стандартная ставка налога с доходов предприятий-нерезидентов в виде дивидендов, процентов и роялти сейчас составляет 10%. Некоторые налоговые соглашения позволяют снизить ставку налога до 5%, если бенефициарный собственник является компанией, владеющей не менее 25% компании, выплачивающей дивиденды. Но для этого необходимо предварительно оформить разрешение в налоговом органе на использование льготной ставки налога. Если все документы не были оформлены, несмотря на наличие налогового соглашения налог с платежей будет удерживаться по стандартной 10% ставке.

Еще необходимо учитывать, что не все расходы предприятия уменьшают его налоговую базу по налогу на доходы предприятий. Например, для расходов на рекламу, представительских расходов, обучение персонала, социальное обеспечение есть максимальные пределы, сверх которых расходы не вычитаются при расчете дохода, облагаемого налогом. Причина понятна: это лишает предприятие возможности занизить налогооблагаемую прибыль.

Другая расхожая ошибка, вернее, упущенная возможность, связана с регистрацией компании.

 

 

В КНР затруднена регистрация компании с иностранным капиталом, если ее учредителем является гражданин РФ.

 

Дело в том, что китайское законодательство требует от иностранного учредителя предоставить легализованную копию паспорта, а российское – запрещает легализацию паспортов. На практике эта проблема может быть решена путем легализации справки о выдачи загранпаспорта.

Несмотря на существующие сложности, игра стоит свеч: по действующим правилам дивиденды, получаемые иностранным гражданином от предприятия с иностранным капиталом, созданного в Китае, не облагаются НДФЛ. Если же учредителем будет российская компания, то дивиденды будут облагаться налогом у источника по ставке 10%.

К сожалению, возможность сэкономить 10% разницы на налогах скоро исчезнет: если не в этом году, то в следующем эта налоговая льгота будут отменена (об этом было объявлено в феврале этого года). Но несколько лет назад эта возможность позволила бы сэкономить на выводе из КНР значительную сумму средств.

 

Налоги в РФ и налоги в КНР для среднего и малого бизнеса: где наиболее благоприятна среда для ведения дел и почему?

 

Если взять только налогообложение и отчетность перед налоговыми органами, то условия для малого бизнеса в России, по меньшей мере, не хуже чем в Китае. В Китае строже требования по ведению бухучета, подаче налоговой отчетности, требования к первичным документам, администрирование доходов нерезидентов и многое другое.

 

С 1 августа Китай отменил НДС и НПД для малых предприятий. Каковы будут последствия для экономики страны? 

 

Освобождение от НДС и налога на предпринимательскую деятельность предприятий с ежемесячной выручкой до 20 000 юаней уменьшит налоговое бремя микропредприятий, которые играют важную роль в обеспечении занятости населения. 

Эти предприятия не создают значительной доли ВВП и никогда не являлись значимым источником налоговых поступлений, поэтому государство не потеряет существенного источника дохода.

Общая экономия малого бизнеса КНР на налогах составила 55 млрд. юаней. 

Одновременно с этим с 1 августа в КНР произошел переход с налога на предпринимательскую деятельность на НДС по всей стране (ранее это случилось в Шанхае, Пекине, Тяньцзине, провинциях Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Фуцзянь, Хубэй, Гуандун). 

Изменение затронет предприятия в сфере логистики, научно-исследовательской деятельности, информационных технологий, культурно-творческой деятельности, экспертизы и консультационных услуг, аренды имущества.

Как показал опыт девяти регионов Китая, в результате перехода с налога на предпринимательскую деятельность на НДС налоговое бремя уменьшилось у 95% предприятий; общая экономия бизнеса на налогах составила 55 млрд. юаней.

Дело в том, что налог на предпринимательскую деятельность уплачивается с общего оборота предприятия, а НДС допускает зачет входного налога. 

chinalogist.ru


Смотрите также