Налоги в древней греции. § 2. Налоги в восточных государствах, Древней Греции и Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 2. Налоги в восточных государствах, Древней Греции и Риме. Налоги в древней греции


§ 2. Налоги в восточных государствах, Древней Греции и Риме : Налоговое право

Появление похожих на налоговые механизмов можно обнару­жить в наиболее ранней разновидности социальных норм — обы­чаях. Жертвоприношение носило обязательный характер, хотя и регулировалось по-иному. Показательно, что можно даже обнару­жить четкую ставку данного сбора. В Пятикнижш! Моисея подчер­кивается: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу» (Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1995, с. 4). Однако регулируемыми государством подобные сборы и отчисления становятся в Египте. Греции, Риме.

Восточные государства

Финансовые воззрения в восточных государствах основывались в основном на религиозных представлениях. Например, в книгах Ману подчеркивалось, что царь должен получать дань со своего царства небольшими долями — «пусть царь не режет своего собст­венного корня и корней других излишней жадностью, ибо, изрезы­вая свой собственный корень, он приводит себя самого и других к высшей степени жалкому существованию» (П. Тарасов. Очерк нау­ки финансового права. Ярославль, 1883, с. 34). Половина сокро­вищ, найденных в земле, должна была быть передана браминам, потому что только при содействии их молитвы оно найдено, а дру­гую половину мог взять царь, как «покровитель земли и господин ее». На браминов царь не должен налагать никаких повинностей. В соответствии с воззрениями иудеев бог считает все своим, а то, чего он не берет, — уступает как знак божественной милости.

Фараон в Египте олицетворял божество на земле, все осталь­ные были рабами или покорной челядью. Относительно привиле­гированным слоем являлись жрецы. Треть земли принадлежала фараону, треть — жрецам, треть — земледельцам, которые были обязаны платить оброк, несли массу натуральных повинностей и которых можно было продать с землей. Сбором налогов заведова-

10

 

ли вооруженные сборщики, пользовавшиеся обширной принуди­тельной властью. Государственные доходы состояли из даней с по­бежденных и разнообразных повинностей (личных и натуральных): на землю уплачивался оброк хлебом, рыбой, скотом и т.д. Подоб­ные же черты были характерны и для финансового устройства дру­гих восточных государств.

Государства Греции и Рима

Особенностями государственных доходов и расходов являлось то, что на этом этапе чрезвычайные потребности немедленно рас­пределялись на граждан, тогда как уже к XX веку они удовлетворя­лись с помощью государственных займов, которые выплачивались постепенно. Ксенофонт утверждал, что государство в случае необ­ходимости может располагать всем имуществом граждан как своей собственностью. Источниками государственных доходов, по его мнению, являлись: казенные промыслы; доходы от аренды; повин­ности, наложенные на иностранцев; доходы от рабского труда; добровольные приношения и пожертвования. Аристотель исходил из участия граждан в формировании доходов государства, так как их благополучие здесь реализовывалось как единое целое. Цице-рон, отрицая связь между казной и гражданами, довольно подроб­но описывал налоговый механизм и его применение в интересах государства.

Финансовое законодательство Афин принадлежало гражданам, высшее же управление сосредоточивалось в особом Совете. Отда­чей сборов в откуп заведовали 10 полетов, заседавших в Полето-рионе. Списки плательщиков и распределение собранных сумм осуществляли аподекты. Доходы государства делились на обыкно­венные и чрезвычайные. Обыкновенные: монополии, регалии, вы­ручка от конфискованного имущества, пошлины и добровольные приношения (литургии). Основой чрезвычайных доходов являлись подати и займы. Подать, падавшая на все имущество по совокуп­ности, основывалась на предварительно произведенной оценке, которая осуществлялась под присягой самим плательщиком. Оце­ненное имущество делилось на классы, определяя ту часть, кото­рая должна попасть под обложение, и после этого определялся размер подати. Для обеспечения правильности показаний платель­щика поощрялся донос и допускался насильственный обмен иму­щества высшего класса на имущество, неверно записанное в низ­ший разряд.

В целом финансовое управление в Греции не считалось пред­метом, достойным особых исследований и научных изысканий. Любая важная финансовая мера принималась и утверждалась на­родным собранием. Аристид и Ликург, приведшие состояние фи­нансовой системы в совершенную (для того момента) форму, поль­зовались огромным авторитетом и всеобщим уважением.

11

 

Управление государственным хозяйством Рима сосредоточива­лось в Сенате. Все деньги и ценности хранились в Эрариуме (нахо­дившемся под храмом Сатурна), и ни один расход из этой кассы не мог быть произведен иначе, как по сенатскому декрету. В основа­нии всей налоговой системы лежало ПОИМУЩЕСТВЕННОЕ И ПОГОЛОВНОЕ обложение, причем второе распространялось только на провинциалов. Этим двум формам налогового обложения соот­ветствовали опенка имущества и перепись.

Данный налог известен как трибутум. Опенка имущества при обложении производилась по оценке самих собственников, кото­рая осуществлялась один раз в пять лет. Все граждане, разделен­ные на трибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле, где цензор осматривал оружие каждого и, выясняя имя, происхож­дение, род занятий и величину имущества, заносил эти данные в цензорские таблицы. За неверные показания гражданин лишался всех прав, а налог увеличивался втрое или вчетверо, за утаивание имущества — продавали в рабство. По имуществу граждане дели­лись на несколько классов, не изменявшихся пять лет. Граждане, относившиеся к шестому классу (имевшие имущество менее 1,5 ты­сячи асе), были свободны от налогов и военной службы.

Римский трибутум разделялся на гражданский и провинциаль­ный. Гражданскш"! выступал в форме имушественного налога. Про­винциальный имел долянный характер, форму оброка с завоеван­ных земель, и делился на поземельный и личный.

Со временем Сенат утратил свое значение, превратившись в орудие пезарей. При Августе была выделена казна, получившая название фиска, и поступившая в полное владение цезарей. Про­винциальные казны также перешли во владение лиц, назначавшихся цезарем, и все фискальное управление сосредоточилось в руках цезарей и специальных чиновников (декурионов).

Из состава трибутума впоследствии выделяется промысловый налог как подать со всех лиц, занимавшихся каким-либо промыс­лом, за исключением проституток. Со временем на его основе воз­ник еще один платеж, включающий отчисления совершенно со всех лиц, в том числе и лиц, занимавшихся низкими промыслами (про­ститутки, содержатели публичных домов, христиане, разносчики). Сбор с последних, как оскорбляющих нравственное чувство, за­прещалось вносить в государственную казну, и он шел на ремонт и постройку общественных театров, цирков и т.д. Величина этого налога, относившегося к распределительным, а не долевым, со­ставляла 50-ю долю, или 2 %. Особой популярностью он не поль-зовачея и был отменен императором Анастасией, как противный божеству и недостойный самих варваров.

Систему прямых нааогов дополняла еще и «уринная подать», введенная Веспасианом. Она представляла собой промысловый налог с лиц. содержащих городские отхожие места, куда частные

12

 

липа пускались за плату (см. Курс финансового права. Составил Дмитрий Львов. Казань. 1887, с. 24-25).

Наряду с прямыми налогами в Риме существовала система КОС­ВЕННЫХ НАЛОГОВ. Основу их составляли: вектиталь — по сути, транзитная пошлина с товаров, перевозимых через римское госу­дарство; порториум — таможенная пошлина; пошлина, взимаемая с отпущения рабов на свободу; налог с соли.

Императором .Августом был введен налог на наследство, кото­рый охватывал все наследства в размере 5 %. При Каракалле он увеличился до 10 %, а позднее опять снизился до 5 %. Введение этого налога Августом охватывает довольно длительный период. Доходов на содержание войска не хватало, и он предложил сенату ввести специальный налог, устроив особую военную кассу и внеся за себя и Тиберия определенную сумму. Позднее он определил, что в эту кассу должно вноситься по 5 % со всех наследств, за исключением незначительных и переходящих ближайшим родст­венникам, подчеркнув, что этот совет обнаружил в записках Цеза­ря. После шестилетнего использования этого налога назрели вол­нения населения, и тогда Август переложил этот налог на дома и земли, разослав оценщиков, не обнародовав их инструкций. Страх перед новым, более высоким, налогом заставил согласиться на на­лог с наследства.

В Римской империи существовала довольно развернутая СИС­ТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. Счетоводство и хранение денеж­ных сумм находилось в руках государственных рабов. За сборщи­ками порториума наблюдали особые чиновники-фискапрокураторы. Последние сдавали этот сбор на откуп и наблюдали за действиями откупщиков на определенной территории. Налогообложению не подлежали солдаты и послы чужих государств при выезде из импе­рии и по отношению к приобретенным здесь предметам. Размеры ставок могли колебаться в зависимости от территории от 2,0-2,5 сто­имости имущества в одних провинциях до 5 или 12,5 % в других, как указывается в Юстиниановом кодексе (Курс финансового пра­ва. Составил Дмитрий Львов. Казань, 1887, с. 29).

Некоторые механизмы финансового устройства Древнего Рима переняла Византия. До VII века там существовал 21 вид прямых налогов (поземельный, подушный, налог на лошадей, налог на рек­рутов и т.д.), пошлина. Существовал даже «налог на воздух» как штраф за превышение установленных размеров строящегося зда­ния. Развита была и система чрезвычайных налогов: на строитель­ство флота, на содержание воинских контингентов (Налоги: Учеб­ное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1995, с. 8).

www.adhdportal.com

налог, апофор в Древней Греции, 5 букв, 5-я буква К, сканворд

налог, апофор в Древней Греции

Альтернативные описания

• Принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством при крепостном праве

• Ежегодный сбор денег или продуктов с крепостных крестьян

• "Подоходный налог" в пользу барина

• в России при крепостном праве — ежегодный денежный или натуральный сбор, взимавшийся помещиком с крепостного крестьянина

• далекое прошлое русского налога

• его платили удельные крестьяне

• ежегодная плата зависимого крестьянина феодалу продуктами или деньгами (историческое)

• ежегодный сбор помещиком денег и продуктов с крестьян в Росси при крепостном праве

• крестьянские поборы на Руси

• налог в пользу барина

• налог помещику

• налог с крестьян

• налог с чертей у Пушкина

• подать с крестьян

• подоходный налог в далеком прошлом

• подоходный налог крестьянина

• получка помещика

• продуктовая рента помещику

• сбор денег с крестьян

• сбор податей

• сбор с крестьян

• см. обрекать

• то, что пришло на смену барщине

• чем Онегин заменил барщину

• что такое чинш

• что требовал Балда от чертей

• это слово, совершенствуясь, превратилось сначала в "налог", потом в "рэкет"

• вид повинности крестьян

• ежегодный сбор денег или продуктов с крепостных крестьян

• при крепостном праве: принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством

• принудительный натуральный или денежный сбор с крепостных крестьян, взимавшийся помещиком или государством

• сбор денег и продукции у крестьян

• это слово, совершенствуясь, превратилось сначала в «налог», потом в «рэкет»

• «получка» помещика

• сбор денег и продукции с крестьян на Руси

• чем Евгений Онегин заменил барщину, облегчая участь крестьян?

• налог крепостного барину

• налог барину

• чем Онегин заменил Барщину

• что требовал Балда от чертей?

• что такое чинш?

• «подоходный налог» в пользу барина

• дань крепостнику

• дань помещику

• далёкое прошлое русского налога

scanwordhelper.ru

История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.) — реферат

Введение

     Со  времени возникновения государства  именно налоги становятся необходимым  звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах»1.

     Актуальность  связана с тем, что налоги являются необходимой частью экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Налоги  издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и  народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.)

     В древности, при несложном государственном  устройстве, при слабом развитии государственных  потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе  были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном  хозяйстве. Так, например, в государствах Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело отправлялись личными повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда государство нуждалось в материальных средствах, например для постройки публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии

     Основной  целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов.                   

     Глава 1. История развития налогов в Древнем мире(IVтыс. до н.э. - Vв.)

     На  самых ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной.За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог. По мере развития государства возникла “светская” десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.

     1.1. Налоги в Древнем  Египте

       В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога2.

       В Древнем Египте все население,  от самых высокопоставленных  людей до беднейших слоев безжалостно  облагалось налогом. Возникает  вопрос: как египтяне, не имея  монетной системы, собирали эти  налоги? С крестьянами и землевладельцами  все было просто - они отдавали  часть своего урожая, скот и  одежду, которую изготовляли их  жены и дочери. Но как взимались  налоги с многочисленной армии  писцов и чиновников? Эти люди  обладали богатствами и могуществом  благодаря дарам царя, то есть  государства. В обмен за свои  услуги высокопоставленный чиновник  мог получить в знак уважения  и почета прекрасную "виллу", изящную повозку, роскошную лодку,  много рабов, не считая скота,  продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог. Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства. 

     1.2. Налоги в Древней  Греции

     В государствах Древней Греции, где  законодательство, суд, управление и  военное дело отправлялись личными  повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда  государство нуждалось в материальных средствах, например для постройки  публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы  с богатейших граждан, так называемые литургии (приношение). Ввиду того, что  уплата литургий была обязательной, что  теперь уже вполне доказано, их надо отнести к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько  сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась  довольно цельная система таможенных пошлин и разных торговых сборов3.

     В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители  знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Некогда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. 

     1.3. Налоги в Древнем  Риме

     Многие  стороны современного государства  имеют свои истоки в Древнем Риме.

       Первоначально все государство  состояло из города Рима и  прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства.

     Главную статью расходов составляло строительство  общественных зданий. Эти расходы  обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах4.

     В IV—III вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

     В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства, обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свидетельству Т. Моммзена, при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х.-8 до Р.Х.) в Риме: «граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых налогов на роскошь»5.

     Коммунальные  же налоги с тех, кто проживал вне  Рима, взимались регулярно. Рим превращался  в империю, в состав которой входили  провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали

злоупотребления, коррупция6.

     Преобразование  финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

     Эту деятельность продолжил император  Август Октавиан (63 до Р.Х. — 14 н. э.).Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

     Главным источником доходов в римских  провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

     В 6 г. н.э. император Август ввел налог  с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Их ближайшие родственники были отданного налога освобождены.

     Помимо  прямых налогов в Римской империи  существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз  на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота  при торговле рабами по ставке 4%, налог  на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль7. Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин дифференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

freepapers.ru

§ 2. Налоги в восточных государствах, Древней Греции и Риме : Налоговое право : Экономико-правовая библиотека

Появление похожих на налоговые механизмов можно обнару­жить в наиболее ранней разновидности социальных норм — обы­чаях. Жертвоприношение носило обязательный характер, хотя и регулировалось по-иному. Показательно, что можно даже обнару­жить четкую ставку данного сбора. В Пятикнижш! Моисея подчер­кивается: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу» (Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1995, с. 4). Однако регулируемыми государством подобные сборы и отчисления становятся в Египте. Греции, Риме.

Восточные государства

Финансовые воззрения в восточных государствах основывались в основном на религиозных представлениях. Например, в книгах Ману подчеркивалось, что царь должен получать дань со своего царства небольшими долями — «пусть царь не режет своего собст­венного корня и корней других излишней жадностью, ибо, изрезы­вая свой собственный корень, он приводит себя самого и других к высшей степени жалкому существованию» (П. Тарасов. Очерк нау­ки финансового права. Ярославль, 1883, с. 34). Половина сокро­вищ, найденных в земле, должна была быть передана браминам, потому что только при содействии их молитвы оно найдено, а дру­гую половину мог взять царь, как «покровитель земли и господин ее». На браминов царь не должен налагать никаких повинностей. В соответствии с воззрениями иудеев бог считает все своим, а то, чего он не берет, — уступает как знак божественной милости.

Фараон в Египте олицетворял божество на земле, все осталь­ные были рабами или покорной челядью. Относительно привиле­гированным слоем являлись жрецы. Треть земли принадлежала фараону, треть — жрецам, треть — земледельцам, которые были обязаны платить оброк, несли массу натуральных повинностей и которых можно было продать с землей. Сбором налогов заведова-

10

 

ли вооруженные сборщики, пользовавшиеся обширной принуди­тельной властью. Государственные доходы состояли из даней с по­бежденных и разнообразных повинностей (личных и натуральных): на землю уплачивался оброк хлебом, рыбой, скотом и т.д. Подоб­ные же черты были характерны и для финансового устройства дру­гих восточных государств.

Государства Греции и Рима

Особенностями государственных доходов и расходов являлось то, что на этом этапе чрезвычайные потребности немедленно рас­пределялись на граждан, тогда как уже к XX веку они удовлетворя­лись с помощью государственных займов, которые выплачивались постепенно. Ксенофонт утверждал, что государство в случае необ­ходимости может располагать всем имуществом граждан как своей собственностью. Источниками государственных доходов, по его мнению, являлись: казенные промыслы; доходы от аренды; повин­ности, наложенные на иностранцев; доходы от рабского труда; добровольные приношения и пожертвования. Аристотель исходил из участия граждан в формировании доходов государства, так как их благополучие здесь реализовывалось как единое целое. Цице-рон, отрицая связь между казной и гражданами, довольно подроб­но описывал налоговый механизм и его применение в интересах государства.

Финансовое законодательство Афин принадлежало гражданам, высшее же управление сосредоточивалось в особом Совете. Отда­чей сборов в откуп заведовали 10 полетов, заседавших в Полето-рионе. Списки плательщиков и распределение собранных сумм осуществляли аподекты. Доходы государства делились на обыкно­венные и чрезвычайные. Обыкновенные: монополии, регалии, вы­ручка от конфискованного имущества, пошлины и добровольные приношения (литургии). Основой чрезвычайных доходов являлись подати и займы. Подать, падавшая на все имущество по совокуп­ности, основывалась на предварительно произведенной оценке, которая осуществлялась под присягой самим плательщиком. Оце­ненное имущество делилось на классы, определяя ту часть, кото­рая должна попасть под обложение, и после этого определялся размер подати. Для обеспечения правильности показаний платель­щика поощрялся донос и допускался насильственный обмен иму­щества высшего класса на имущество, неверно записанное в низ­ший разряд.

В целом финансовое управление в Греции не считалось пред­метом, достойным особых исследований и научных изысканий. Любая важная финансовая мера принималась и утверждалась на­родным собранием. Аристид и Ликург, приведшие состояние фи­нансовой системы в совершенную (для того момента) форму, поль­зовались огромным авторитетом и всеобщим уважением.

11

 

Управление государственным хозяйством Рима сосредоточива­лось в Сенате. Все деньги и ценности хранились в Эрариуме (нахо­дившемся под храмом Сатурна), и ни один расход из этой кассы не мог быть произведен иначе, как по сенатскому декрету. В основа­нии всей налоговой системы лежало ПОИМУЩЕСТВЕННОЕ И ПОГОЛОВНОЕ обложение, причем второе распространялось только на провинциалов. Этим двум формам налогового обложения соот­ветствовали опенка имущества и перепись.

Данный налог известен как трибутум. Опенка имущества при обложении производилась по оценке самих собственников, кото­рая осуществлялась один раз в пять лет. Все граждане, разделен­ные на трибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле, где цензор осматривал оружие каждого и, выясняя имя, происхож­дение, род занятий и величину имущества, заносил эти данные в цензорские таблицы. За неверные показания гражданин лишался всех прав, а налог увеличивался втрое или вчетверо, за утаивание имущества — продавали в рабство. По имуществу граждане дели­лись на несколько классов, не изменявшихся пять лет. Граждане, относившиеся к шестому классу (имевшие имущество менее 1,5 ты­сячи асе), были свободны от налогов и военной службы.

Римский трибутум разделялся на гражданский и провинциаль­ный. Гражданскш"! выступал в форме имушественного налога. Про­винциальный имел долянный характер, форму оброка с завоеван­ных земель, и делился на поземельный и личный.

Со временем Сенат утратил свое значение, превратившись в орудие пезарей. При Августе была выделена казна, получившая название фиска, и поступившая в полное владение цезарей. Про­винциальные казны также перешли во владение лиц, назначавшихся цезарем, и все фискальное управление сосредоточилось в руках цезарей и специальных чиновников (декурионов).

Из состава трибутума впоследствии выделяется промысловый налог как подать со всех лиц, занимавшихся каким-либо промыс­лом, за исключением проституток. Со временем на его основе воз­ник еще один платеж, включающий отчисления совершенно со всех лиц, в том числе и лиц, занимавшихся низкими промыслами (про­ститутки, содержатели публичных домов, христиане, разносчики). Сбор с последних, как оскорбляющих нравственное чувство, за­прещалось вносить в государственную казну, и он шел на ремонт и постройку общественных театров, цирков и т.д. Величина этого налога, относившегося к распределительным, а не долевым, со­ставляла 50-ю долю, или 2 %. Особой популярностью он не поль-зовачея и был отменен императором Анастасией, как противный божеству и недостойный самих варваров.

Систему прямых нааогов дополняла еще и «уринная подать», введенная Веспасианом. Она представляла собой промысловый налог с лиц. содержащих городские отхожие места, куда частные

12

 

липа пускались за плату (см. Курс финансового права. Составил Дмитрий Львов. Казань. 1887, с. 24-25).

Наряду с прямыми налогами в Риме существовала система КОС­ВЕННЫХ НАЛОГОВ. Основу их составляли: вектиталь — по сути, транзитная пошлина с товаров, перевозимых через римское госу­дарство; порториум — таможенная пошлина; пошлина, взимаемая с отпущения рабов на свободу; налог с соли.

Императором .Августом был введен налог на наследство, кото­рый охватывал все наследства в размере 5 %. При Каракалле он увеличился до 10 %, а позднее опять снизился до 5 %. Введение этого налога Августом охватывает довольно длительный период. Доходов на содержание войска не хватало, и он предложил сенату ввести специальный налог, устроив особую военную кассу и внеся за себя и Тиберия определенную сумму. Позднее он определил, что в эту кассу должно вноситься по 5 % со всех наследств, за исключением незначительных и переходящих ближайшим родст­венникам, подчеркнув, что этот совет обнаружил в записках Цеза­ря. После шестилетнего использования этого налога назрели вол­нения населения, и тогда Август переложил этот налог на дома и земли, разослав оценщиков, не обнародовав их инструкций. Страх перед новым, более высоким, налогом заставил согласиться на на­лог с наследства.

В Римской империи существовала довольно развернутая СИС­ТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. Счетоводство и хранение денеж­ных сумм находилось в руках государственных рабов. За сборщи­ками порториума наблюдали особые чиновники-фискапрокураторы. Последние сдавали этот сбор на откуп и наблюдали за действиями откупщиков на определенной территории. Налогообложению не подлежали солдаты и послы чужих государств при выезде из импе­рии и по отношению к приобретенным здесь предметам. Размеры ставок могли колебаться в зависимости от территории от 2,0-2,5 сто­имости имущества в одних провинциях до 5 или 12,5 % в других, как указывается в Юстиниановом кодексе (Курс финансового пра­ва. Составил Дмитрий Львов. Казань, 1887, с. 29).

Некоторые механизмы финансового устройства Древнего Рима переняла Византия. До VII века там существовал 21 вид прямых налогов (поземельный, подушный, налог на лошадей, налог на рек­рутов и т.д.), пошлина. Существовал даже «налог на воздух» как штраф за превышение установленных размеров строящегося зда­ния. Развита была и система чрезвычайных налогов: на строитель­ство флота, на содержание воинских контингентов (Налоги: Учеб­ное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1995, с. 8).

www.vuzllib.su

Налог, апофор в Древней Греции 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: При крепостном праве: принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством

Ответ: Оброк

Вопрос: Вид повинности крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Ежегодная плата зависимого крестьянина феодалу продуктами или деньгами (истор.)

Ответ: Оброк

Вопрос: Ежегодный сбор денег или продуктов с крепостных крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Ежегодный сбор помещиком денег и продуктов с крестьян в России при крепостном праве

Ответ: Оброк

Вопрос: Подать с крепостных

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог, апофор в Древней Греции

Ответ: Оброк

Вопрос: Одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками при крепостном праве, в результате которой помещик взимал с крестьянина натуральный или денежный сбор

Ответ: Оброк

Вопрос: Принудительный натуральный или денежный сбор с крепостных крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Пришел на смену барщине

Ответ: Оброк

Вопрос: Сбор денег и продукции у крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Сбор, взимавшийся помещиком

Ответ: Оброк

Вопрос: Это слово, совершенствуясь, превратилось сначала в "налог", потом в "рэкет

Ответ: Оброк

Вопрос: Одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами

Ответ: Оброк

Вопрос: Что требовал Балда от чертей?

Ответ: Оброк

Вопрос: Далёкое прошлое русского налога

Ответ: Оброк

Вопрос: Сбор с крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Сбор податей

Ответ: Оброк

Вопрос: Получка помещика

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог в пользу барина

Ответ: Оброк

Вопрос: Чем Онегин заменил барщину?

Ответ: Оброк

Вопрос: Что такое чинш?

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог с крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог с чертей у Пушкина

Ответ: Оброк

Вопрос: Сбор денег с крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Подать с крестьян

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог помещику

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог барину

Ответ: Оброк

Вопрос: Налог крепостного барину

Ответ: Оброк

Вопрос: Подоходный налог крестьянина

Ответ: Оброк

Вопрос: Принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян

Ответ: Оброк

wordparts.ru