Налоги древней индии. Налогообложение в Индии бизнеса и физических лиц
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История налогов Индии. Налоги древней индии


История налогов Индии » Буквы.Ру Научно-популярный портал

122114 1824 1 История налогов ИндииИстория налогов началась во времена Цезаря Августа, издавшего закон, по которому все должно было облагаться налогами. Этот закон существует и доныне. Справедливости ради следует отметить, что Август был не первым правителем, которому пришла в голову эта мысль. Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки; место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников. Налог подобного рода было всегда легче всего собирать. Он квалифицировался как добровольное пожертвование, таможенный сбор или вымогательство, в зависимости от точки зрения. При этом купцу не было смысла пытаться прорваться через заграждения, так как он всегда мог возместить свой убыток, прибавив к цене товара потерянную сумму и заставив таким образом раскошеливаться своего будущего покупателя. То же самое вынуждены были делать и купцы-конкуренты. Сумма поборов, вымогаемая путем уговоров или угроз, вряд ли эквивалентна тем дополнительным расходам, которые коммерсанту пришлось бы нести, если бы он решил ехать другим, менее удобным путем—побор был слишком велик лишь в том случае, когда другой дороги вообще не существовало. Таким образом, затраты на выплату налога равны затратам на уклонение от этого налога.

Несколько моложе налог на землю, который, по крайней мере, легко взимать. Этот налог—то же самое, что и деньги, которые платят бандиту за охрану своего имущества, в этом основная идея феодализма. Крестьянин, обрабатывающий землю, уязвим из-за того, что известны его местообитание и размеры его собственности. Он не может не заявить о своей собственности — в противном случае он ее потеряет. Поэтому крестьянину приходится платить за признание границ своей земли и за право выгонять с нее скот соседей. Сумма побора в этом случае примерно эквивалентна затратам на перемещение из сферы влияния «бандита», и она становится чрезмерной лишь в тех случаях, когда уехать просто некуда. Вариантом земельного налога является налог на продукцию, хотя последнюю обычно трудно учесть. Исторически налог на продукцию эволюционировал в подоходный налог, взимаемый лишь в городском цивилизованном обществе, когда натуральное хозяйство практически исчезло. Взимать этот налог очень сложно, но, как предполагается, его предельная ставка эквивалентна затратам на переезд из данного места в другое, что для многих просто непрактично. В последующих главах мы рассмотрим эффективные предельные ставки налога.

История налогообложения свидетельствует о том, что налоги делятся на две большие категории—те налоги, которые люди назначают себе сами, и те, которые они взимают с других. И в то время как делаются попытки ограничить налоги первой категории, налоги второй категории обычно растут, достигая предела, выше которого налогоплательщик не согласен платить требуемую сумму, и имеют тенденцию превышать этот предел. Налоги каждой из этих категорий возрастут во время войны, не возвращаясь к прежнему уровню в мирное время. Таким образом, налоги имеют тенденцию закономерно увеличиваться, пока общество не обессиливает под их гнетом. Мы увидим, что это неоднократно имело место в прошлом и может произойти снова, и скорее, чем мы ожидаем.

 

 

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые «Законы Ману», составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. «Законы Ману» — это свод предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* «Артхашастра» создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.

Большую часть населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что «для ариев не должно быть рабства». Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В «Артхашастре» подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. «Артхашастра» содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат «Артхашастра» дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

История Древней Индии свидетельствует о резком контрасте между индийской и мусульманской концепцией государственных финансов. Закон Ману определял, каковы должны быть налоги императора. Эти налоги не превышали шестой части продукции, а в некоторых случаях составляли восьмую, двенадцатую и пятидесятую часть. При мусульманских императорах династии Моголов, напротив, считалось, что вся земля принадлежит монарху, что единственно, на что мог рассчитывать подданный, это на право пожизненной аренды, и даже этого права монарх мог его лишить по своей прихоти. По смерти арендатора земля вновь отдавалась государству, и вопроса о частной собственности на землю не возникало. Последнее является примером налога на наследство, равного 100%. Что касается налогообложения, мусульманский закон предоставлял императору пятую часть валового продукта, но Моголы забирали треть. По индийским источникам иногда они забирали даже половину валового продукта. Фискальная политика Моголов колебалась, но ее окончательный результат был катастрофичен. Огромные пространства сельскохозяйственных земель не обрабатывались, торговля пришла в упадок, и именно крушение империи Моголов расчистило путь для британской интервенции после 1707 года.

 

 

 

 

Таким образом, история Древней Индии свидетельствует о резком контрасте между индийской и мусульманской концепцией государственных финансов. Закон Ману определял, каковы должны быть налоги императора. Эти налоги не превышали шестой части продукции, а в некоторых случаях составляли восьмую, двенадцатую и пятидесятую часть. При мусульманских императорах династии Моголов, напротив, считалось, что вся земля принадлежит монарху, что единственно, на что мог рассчитывать подданный, это на право пожизненной аренды, и даже этого права монарх мог его лишить по своей прихоти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2005.
  2. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб., 2006.
  3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

bukvi.ru

Налоги. Древняя Индия. Быт, религия, культура

Система сбора налогов возникла на самых ранних этапах развития древних цивилизаций. Безусловно, такая система существовала и в Индии, и сложилась она еще до правления Маурьев. В сельскохозяйственной стране основным налогом является налог на землю. Его платили в виде части произведенной сельскохозяйственной продукции. Размер определялся по-разному в различных сборниках законов; в целом, конечно, все зависело от воли монарха, а порой просто от его жадности. В одних районах взималась шестая часть урожая. «Артхашастра» советовала установить налог в размере четверти и даже трети урожая. Во времена Маурьев даже при таком образцовом правителе, как Ашока, собирали четверть урожая. Хотя обычно налог платился сельскохозяйственной продукцией, иногда бывали исключения. Так, в случае плохих урожаев налог не собирался вообще. Деревня могла быть освобождена от налога, если она осуществляла строительство оросительных сооружений или проводила расширение посевных земель.

Теоретически от налогов освобождались женщины, дети, учащиеся, ученые-брахманы и аскеты; но в реальной жизни так было не всегда. Социальные группы, находившиеся в самом низу общественной иерархии, часто платили более высокие налоги, чем те, кто стал на ступеньку выше. Был целый ряд налогов, которыми облагалось практически всё: от дома до гончарного круга. Также были и специальные пошлины за пользование водой из оросительных сооружений. «Артхашастра» предлагала взимать своего рода налог с продаж на ряд товаров: сахар, масло и одежду в размере одной двадцатой от стоимости товара; а на некоторые предметы роскоши – в размере одной пятой. Ремесленники должны были бесплатно отрабатывать один или два дня в месяц; на практике часть налога они, скорее всего, выплачивали в денежной форме.

Налоги всегда были (как и сейчас) довольно тяжким бременем, даже в те времена, когда правили справедливые монархи и действовала разумная система управления. Когда же у власти находились тираны, налоговое бремя становилось столь невыносимым, что люди бросали свои дома и переселялись целыми сообществами в другую местность только для того, чтобы избежать встречи со сборщиками налогов. В литературе по государственному управлению монархам рекомендовалось не допускать чрезмерного налогообложения подданных, чтобы не вызывать волнений и возмущения в обществе и не ставить под угрозу общественную безопасность и всю общественную жизнь, включая развитие экономики и торговли.

Царский сановник. Из складок одежды свернут мешочек для денег

Право царя собирать налоги объяснялось тем, что он был фактически собственником земли и воды. Поэтому налог представлял своего рода ренту, которую подданные должны были платить в качестве платы за аренду. Однако не во всех книгах, трактовавших законы, признавалось подобное право царя на собственность. Некоторые из них утверждали, что монарх получает налоги за то, что обеспечивает права и безопасность своих подданных, а согласно буддийским поверьям относительно происхождения и истоков царской власти, монарх имел право собирать и получать налоги лишь в том случае, если он обеспечивал надлежащую защиту своих подданных.

Однако, несмотря на упомянутые различия в теоретических нюансах, на практике все выглядело достаточно однородно. Царь получал свою долю, и в том случае, если он следовал советам, изложенным в книгах (а он обычно им следовал), шестую часть с получаемого дохода он клал в государственную казну; все специалисты по государственному управлению – и теоретики, и практики – сходились во мнении, что чем полнее казна, тем прочнее царская власть. В результате значительная часть золота, серебра и драгоценных камней хранилась в подвалах, представляя собой искушение для менее богатых царей. Помимо шестой части налога, которая шла в казну, оставшиеся средства следовало распределить следующим образом: половина государственного дохода – согласно правилам, сформулированным в более поздний период, – шла на военные расходы, 1/12 часть – на личные нужды царя, 1/12 – на благотворительность и религиозные пожертвования; 1/12 – на жалованье государственным служащим. Как распределялись другие средства – не вполне ясно, но скорее всего, они шли на те или иные общественные нужды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Налоги в Индии для юридических и физических лиц

Основные данные

  1. Все частные лица выплачивают до 30% от личного дохода.
  2. Для юридических лиц предусмотрена процентная ставка 30-42% для местных и иностранных предприятий соответственно.
  3. Ставка на прирост капитала зависит от типа – краткосрочный или долгосрочный. Степень обложения – от 10 до 20%.
  4. Уровень НДС колеблется в зависимости от штата и составляет – 16-20%. Взимается только с товаров.
  5. Государственная пошлина – 500 индийских рупий да один документ, взимается гербовый сбор в размере 0,5-7%.

Рекомендуем ознакомиться с этапами регистрации компании в Индии

Подоходный налог в Индии: физические лица

Взимается с налоговых резидентов. Ими считаются лица с местным гражданством и люди, проводящие на территории страны не менее 182 в году или 365 дней за 4 последних года. Нерезиденты также подлежат налогообложению, но по иным ставкам. Для резидентов характерно взимание пошлин по прогрессивным процентам.

Уровень дохода, драхмы

Пошлина, %

0 – 200000

0

200001 – 500000

10

500001 – 1000000

20

Свыше 1000001

30

Дополнительно к указанным ставкам прибавляется 3% - налог на образование. Сведения из таблицы актуальны для совершеннолетних резидентов моложе 60 лет. С 60 до 80 лет действуют льготные системы. Исчисления с заработной платы перечисляются работодателем контрагента, все остальные виды доходов нужно декларировать самостоятельно. Продолжительность отчетного года – с 1 апреля по 31 марта включительно. Декларация должна быть заполнена и подана до 31 июля отчётного года.

Налоги Индианаполиса для юридических лиц

Аналогично физическим лицам, резидентные компании выплачивают пошлины с общемирового дохода, иностранные – с той части прибыли, что смогли получить на территории городов Индии. В налоговую базу включены доходы от прямой торговли или оказания услуг, пассивной прибыли, а также прироста капитала. Обязательные расходы для ведения деятельности вычитаются из налогооблагаемой суммы.

Предприятие-резидент оплачивает пошлину по ставке 30%. При учете местных и косвенных сборов итоговая сумма составляет 32,445%. Иностранная компания перечисляет налоги по ставке 40%. С добавочным побором процентная ставка достигает 42,024%.

  1. Добавочный налог прибавляется ко всем организациям. Для резидентов с товарооборотом более 10 миллионов рупий, он составляет 5%. Иностранцы переводят только 2%.
  2. Альтернативный налог. Взимается с учреждений, обязательства по оплате пошлин которых составляют меньше 18,5% от балансового дохода. Ставка сбора равна 18,5%.
  3. Прирост капитала. Если срок владения ценными бумагами и акциями превышает 3 года размер налогообложения составит 10%, для других видов долгосрочных активов – 20%. Краткосрочный капитал облагается 15% с добавлением местных сборов.
  4. Максимальный срок перенесения убытков составляет 8 лет при условии своевременной подачи декларации.
  5. Дивиденды, полученные местным предприятием, облагаются ставкой 16,22%. Если они получены от иностранной фирмы, акции которой на 26% принадлежат резиденту, применяется пониженный уровень – 15%.

Для лиц, занятых в сфере исследований, разработки сельскохозяйственных проектов и иных научных областях возможен возврат налога в размере 150-200%. Экспорт и иностранный бизнес, учрежденный в отдельных экономических зонах Дубая, освобождаются от пошлин.

Если налоги в Древней Индии принимались в виде воды, продуктов и труда, то сегодня государство принимает для расчета только местную валюту. За каждую сделку оплачивается гербовый сбор.

НДС в Индии

Взимается только с товаров и сырья для их производства. Изыскания производятся на каждом этапе следования товара от исходного материала до прилавка. Сбыт продукции попадает под юрисдикцию центральной пошлины на продажу, для услуг также существуют специальные сборы.

Общая ставка НДС складывается из двух пошлин: общей в размере 4-5% и остаточной. Уровень последней составляет от 12 до 15% и зависит от конкретного региона налогообложения. Размер налога на продажи – около 2%, пошлины на услуги – 12,36%.

Постановка на учет в государственных органах обязательна для тех предприятий, годовой товарооборот которых превышает полмиллиона индийских рупий. Оплата налога производится по декларации раз в 1 или в 3 месяца.

urafinance.com

Налоги. Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Практически во всех работах по государственному управлению монархам советуют назначать мудрых советников и всячески к их советам прислушиваться. Конечно, в реальной жизни очень многое зависело от личности правителя. Иногда назначенный правителем совет принимал решение в его отсутствие, когда он был в отъезде или на войне. Но на сегодняшний день нет данных о точных обязанностях царских советников. Когда государством руководили набожные правители, очень большую роль при дворе играли жрецы. Конечно, советники или министры, отвечавшие за финансы, состояние казны и сбор налогов, всегда играли большую роль. Во времена Гуптов существовал «министр войны и мира», пост вроде нынешнего министра иностранных дел, хотя ему приходилось заниматься и военными вопросами, и он часто сопровождал монарха во время военных походов.

Конечно, ни царь, ни его совет не издавали законов в современном понимании этого слова. Царские указы касались того, как следует выполнять отдельные положения Священного Закона или соблюдать традиции. Конечно, некоторые правители принимали и новые законы, например Ашока. Но это был выдающийся государственный деятель, которого нельзя относить к традиционным правителям. Царские указы подготавливались специальной группой секретарей, причем большое внимание уделялось тому, чтобы окончательный проект указа действительно соответствовал тому, что хотел сказать царь. Специальные служащие, своего рода цензоры-редакторы, проверяли каждую страницу и заверяли ее подлинность перед выходом окончательного варианта указа. С крайней тщательностью следили за тем, чтобы в документ не вкралась ошибка. Во времена династии Маурьев была очень развита система учета и контроля. Она охватывала фактически все стороны общественной жизни; функции государственных контролеров были весьма обширны. Некоторые из них специально отвечали за спиртные напитки, азартные игры и проституцию. Развитие экономики было прямой государственной задачей, и многое находилось в собственности и под контролем государства. Были крупные государственные предприятия, которые занимались прядением и ткачеством. Иногда государство предоставляло в аренду частным лицам рудник или право на добычу морского жемчуга. В этом случае оно имело право на определенный процент от прибыли.

Столь значительная роль государства в экономической жизни требовала развитой системы государственной службы. Служащие получали жалованье, подчас очень большое. Чтобы избежать коррупции, функции иногда дублировались, то есть два или несколько служащих отвечали за один и тот же участок для того, чтобы таким образом следить друг за другом.

В конце эпохи правления Маурьев государственные служащие стали получать доходы в виде платежей, собираемых с той или иной деревни или области. Это была своего рода замена государственного жалованья. Такая форма оплаты практиковалась и до Маурьев, однако ее активное распространение привело к созданию нового класса привилегированных полуфеодалов, которые, находясь между правителем и рядовыми гражданами, всячески ослабляли систему центрального управления, поскольку их все больше заботило не обеспечение необходимого взаимодействия, а лишь поддержание своего собственного привилегированного положения.

Во времена Маурьев и Гуптов провинциями, на которые была разделена Индия, обычно управляли члены королевской семьи. Вслед за уровнем губернаторов провинций шли руководители районов, назначаемые губернаторами. Во времена Гуптов, а возможно, и раньше, руководители районов учитывали в своей работе мнение местных советчиков, состоявших из уважаемых лиц на местах. Как отмечает Мегасфен, при Чандрагупте советы существовали и в городах. Начальник города порой был и военачальником, возглавлявшим городские войска, полицию, секретную службу. Последняя играла важнейшую роль во всей системе управления.

Согласно «Артхашастре», государство должно было внимательно за всеми следить. В ведение одного государственного служащего входило сорок домов. Он отвечал за сбор налогов, регистрацию рождения и смерти, а также доходы и расходы тех, кто находился под его управлением. Он даже знал имена тех, кто приходил к людям в гости или посещал вверенную ему территорию. Эта информация учитывалась, тщательно велись записи, которые содержались в архиве. Наряду с открытым контролем активно использовалась деятельность секретных осведомителей. В «Артхишастре» приведены подробные инструкции, как наладить дело тайного сыска и сбора информации. Помимо обычной практики сбора информации, в задачу осведомителей входило выяснение общественного мнения, то есть мнения подданных о царе и проводимых им мероприятиях. Это считалось крайне важным для установки связи между монархом и его подданными. Эти же люди выступали в качестве пропагандистов, распространяя среди подданных взгляды, выгодные правителю. И хотя может показаться, что империя Маурьев имела признаки полицейского государства, в целом нет оснований считать, что она была основана на страхе и подавлении.

Низшей административной единицей являлась деревня. Еще с домаурийских времен один сборщик собирал налоги с группы деревень, а сама деревня находилась в самом низу пирамиды государственного управления – та же практика существует и по сей день. Этот уровень представлял деревенский глава и местный совет. Обычно должность деревенского главы переходила по наследству, хотя его могли на нее назначить царским указом. В качестве «жалованья» ему полагалось освобождение от земельного налога и другие привилегии того же рода. В больших деревнях глава пользовался услугами небольшого количества служащих: бухгалтера, писаря, агронома и т. п., труд которых оплачивался тем же способом, что и главы деревни. Деревенский совет был распространенным институтом в Древней Индии; он не упоминается в сборнике законов, поскольку являлся органом местного самоуправления и не входил в систему государственного управления. Именно поэтому у нас очень мало информации о том, как работали эти органы во времена, описанные в нашей книге. Можно предположить, что он состоял из уважаемых и влиятельных жителей, хотя известны случаи, когда члены совета назначались по жребию. Деревенские советы чаще встречались в южных областях страны, чем в северных районах, где сильно было влияние ариев. Везде, где они существовали, они представляли собой важный инструмент участия граждан в решении проблем сообщества[54].

historylib.org


Смотрите также