На чем писали древние. На чем писали в древние времена? — ответы внутри! тест для 2 класса! выручайте-завтра в Школу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

В. Н. Романенко Рассказы о книгах и библиотеках В. Н. Романенко Рассказ. На чем писали древние


Рассказ второй. о том, на чём писали древние греки и римляне и о том, как выгядели их библиотеки и архивы

Рассказ второй. О том, на чём писали древние греки и римляне и о том, как выгядели их библиотеки и архивы

Из первого рассказа мы узнали, что в древности наши далёкие предки писали на свитках. Главным материалом для свитков в те и многие, последовавшие за тем периодом, годы был папирус. Название папирус происходит от растения, также имеющего это имя. Это растение близкий родственник нашей осоки. Как и она, он растёт по берегам рек и других водоёмов. Родиной папируса является тропическая Африка, куда древние наши предки особенно и не забирались. В незапамятные времена папирус был занесён в нижнее течение Нила, то есть в Египет. Попал он и в Малую Азию, и в некоторые другие страны. Папирус там прижился и одичал, стал местным растением. Папирус очень высокое растение, достигающее высоты в шесть метров. Стебель у него имеет удивительную форму — он трёхгранный. Листья папируса растут из его прикорневой части, так что середина длинного стебля, как и ствол обычного дерева, никаких растущих в сторону частей не имеет. Папирус играл большую роль в жизни древних египтян. Из его связок они делали суда, на которых умудрялись переплывать Атлантический океан и достигать берегов Америки. В наши годы папирус используют для разных украшений поделок и прочих не самых ходовых вещей. В древнем мире средняя часть стебля папируса расщеплялась на узкие полоски. Они складывались рядом друг с другом. Следующий ряд полосок располагался поверх первого, в поперечном направлении. Эта укладка смачивалась и клалась под груз. Греть ничего не было нужно: в Египте и так очень тепло. Под действием груза сок растения, частично растворявшийся в воде, прочно склеивал полоски в единый лист, достигавший ширины нашей тетради. Но бывали и более широкие листы, размером вплоть до одного метра. Лист папируса был красивого белого цвета. Он не имел каких-либо вкраплений и других неоднородностей. На этом листе, также называвшемся папирусом, и писали древние люди. Из разных частей стебля получались листы разного качества. Самые лучшие, из средней части, в древности назывались александрийским папирусом, в честь города Александрия, рассказ о котором ещё впереди. Римляне называли этот сорт папирусом Августа, в память своего первого императора. Второй сорт они называли папирусом Ливии. Так звали жену Августа. Самый плохой, дешёвый сорт папируса — это торговый папирус. На нём писать было нельзя. Он, как и сейчас дешёвая бумага, использовался в качестве обёрток и для других похожих целей.

Писать на папирусе можно было только на одной его стороне, там где полоски шли в том же направлении, что и направление письма. Для нас это горизонтальное направление. Поперёк полосок писать было неудобно. Лист папируса нам естественно представить похожим на лист обычной, привычной нам, бумаги. Однако этот лист был хрупок, и сгибать его было нельзя. Современные книги печатаются на больших согнутых листах бумаги. Тетради, в которых пишут от руки, тоже состоят из перегнутых бумажных листов. С папирусом так не получалось. Поэтому отдельные его листы склеивали в длинные ленты и сворачивали в свитки. Обычно склеивали вместе до 20 листов папируса. Текст оставался внутри свитка. В сухом египетском климате папирус не выцветал и столетиями сохранял свой первоначальный вид. Писали на папирусе специальными чернилами при помощи расщеплённого тростника. В более позднее время такой расщеплённый тростник называли каламом. Иногда для письма использовали кисточки. Писали не только чёрным, но и красным цветом, заботились о красоте. Умение красиво писать ценится и в наши дни, особенно там, где вид письменных знаков состоит из плавных линий. Так, в наше время и арабы, и китайцы очень ценят красиво написанный текст. Про многих писателей и учёных они говорят, что он не только хорошо пишет, но и прекрасный каллиграф. Это означает, что буквы или иероглифы этого мастера очень красивы. Разные народы при письме двигаются вдоль текста, или попросту говоря, пишут, в разных направлениях. Китайцы располагают текст сверху вниз. Арабы и евреи пишут справа налево, то есть в направлении противоположном нашему. Ну, а как же писали в папирусных книгах? Писали по-разному. Одни народы в одном направлении, другие в другом. Известна египетская рукопись, посвящёная математике, где текст писался в разных направлениях, но в основном сверху вниз. Вертикальные же ряды шли справа налево. Однако, в других местах той же рукописи использовались и другие направления письма. Греки переняли своё письмо у финикийцев, а те писали справа налево. Также начинали писать и греки. Потом возникло нечто промежуточное. Первая строка писалась справа налево, а следующая строка слева направо. Затем опять справа налево и т. д. Это напоминает ход плуга во время вспашки. Греки пахали на быках. Поэтому такое письмо они назвали ходом быка — по-гречески бустрофедон. Со временем греки, а за ними и римляне, стали писать слева направо. Следуем за ними и мы. В поздних греческих книгах текст на папирусе располагали в виде трёх столбцов. Они разделялись прорисованными полями.

Папирусная книга была свитком шириной примерно от полутора десятка сантиметров до метра. Длина свитков была относительно небольшой, ведь свиток во время чтения надо было держать в руках. Обычно в свёрнутом виде свиток имел диаметр в 2-3 см, но бывало и иначе. Известен свиток, длина которого достигает 45 метров. Это самый длинный из свитков, дошедших до нас. Обычные свитки, на которых писали свои книги, например греки, были намного короче. Свиток в 5-6 метров считался уже большим. Чтобы прочитать текст на свитке, надо было держать его обеим руками. Читали папирусные свитки, сидя в специальных креслах, напоминающих в своей верхней части букву U. Непрочитанную часть свитка держали левой рукой, а правой держали часть прочитанную. Концы свитков, чтобы они не растрёпывались, и чтобы их было удобнее держать, закреплялись на деревянных стержнях. Стержни выступали за края свитка и имели украшения, что-то наподобие шахматных фигур. Представить такое легко, а вот попробуйте-ка почитать такую книгу и сразу почувствуете, насколько это непросто. Обе руки читающего при чтении заняты. Поэтому сделать закладку или выписку из текста было нельзя. Нужен помощник: ученик или раб, помогающий в работе. Ну, а так, как мы привыкли сейчас: разложить рядком несколько открытых книг, древние просто не могли. Это, кстати, отразилось и на стиле их работы с книгами. Столов для чтения в древних библиотеках не было.

На отдельном свитке размещалось достаточно много материала. Тем не менее, для больших сочинений требовалось несколько свитков. По этой причине древние книги не имели привычного для нас деления большого текста на части и главы. Кончалась глава, и начинался новый свиток. Только и всего. Так что полное сочинение могло состоять из нескольких свитков, которые надо было последовательно читать в известном порядке.У папируса был конкурирующий материал — специальным образом тонко выделанная кожа. Она называлась пергамен или пергамент. О его создании мы расскажем позже. В средние века пергамен вытеснил папирус. Это привело и к изменению внешнего вида книги. В древнее же время пергамен использовался также как и папирус: в виде свитков. И папирус, и пергамен были дороги. Их жалко было тратить на мелкие записи или для учебных целей. Учиться же письму тогда нужно было так же, как и сейчас. По этой причине у древних в ходу были и другие материалы для письма. Назовём, прежде всего, остраки. Это глиняные черепки и кусочки известняка. Тексты на них как бы выцарапывались, хотя техника письма краской на глине была хорошо известна древним. Существует предание — правда оно или нет — мы сказать не можем. Согласно этому преданию, один древний писатель, не имея возможности разжиться материалами для письма, разбил дома всю глиняную посуду и на её осколках написал свой труд. Даже, если это просто легенда, то всё-равно она звучит красиво.

Демократия древних знала и процедуру голосования. Не только важные для города-государства решения, но и судебные приговоры часто решались путём голосования. Для этого в две урны бросались белые и чёрные камешки. Эти камешки затем подсчитывались. В общем, это достаточно знакомая нам процедура. Но были и другие процедуры, более сложные. Один раз в году полноправные граждане Афин в народном собрании решали, кто из граждан по их общему мнению приносит наибольший вред городу. Такого гражданина изгоняли из Афин на целых 10 лет. Для голосования по этому вопросу применяли глиняные черепки-остраки. На них и писались имена. Кстати, именно отсюда идёт наше современное слово остракизм. Вообще многие наши слова имеют происхождение, которое связано с древними обычаями и вещами. Так во многих современных языках: английском, немецком, украинском и других слово бумага папир, пейпер и т.д. — происходит от слова папирус. Точно такое же происхождение имеет и слово папироса. Как видите, за примерами далеко ходить не надо.

Остраки не могли решить проблему учебного и служебного письма. Поэтому и древние греки, и древние римляне, пользовались для этих целей деревянными табличками, покрытыми слоем воска. Римляне называли их табулами. Писали на них заострённым металлическим стерженьком — стилем. Второй конец стерженька заканчивался шариком. Этим шариком ненужный текст просто затирался, и можно было писать заново. От стерженька-стиля и идёт наше выражение «стиль». Вы, наверняка слышали также выражение «пишет хорошим стилем». Это всё пришло к нам оттуда, из древности. Место, где хранились таблички, называлось табуларием. Скреплённые вместе таблички, выдавались отставным солдатам и дипломатам. В них удостоверялось их право пользоваться государственной почтой и рядом других привилегий. Иногда это были не восковые таблички, а например пергаменые. Две сложенные вместе таблички назывались диплом или диптих, а три — триптих. Отсюда происходят и соответствующие наши выражения. Относительно редкое слов триптих означает ныне как бы тройную икону или три, объединённые единым замыслом, картины. То же можно сказать и о слове диптих. Ну, а слово диплом, нам всем прекрасно известно. Это книжечка, которая удостоверяет окончание учебного заведения, учёную степень или звание. Иногда, правда, современные почётные дипломы в память о старине имеют форму свитка, да часто ещё и с висящей печатью, имитирующей старинную — восковую или сургучную. Писали на восковых табличках и наши российские предки. Книжечки из таких табличек — церы — находят иногда при раскопках в древних городах России, например в Великом Новогороде. Однако, у наших предков такие книжечки не были широко распространены.

В 1949 году в Малой Азии, на территории бывшей Ассирии, английский учёный Лэйярд вёл раскопки, изучавшихся долгое время, остатков города Кальху. В тронном зале дворца, где велись работы, был обнаружен колодец. Когда из него откачали воду, то на дне обнаружили неожиданную находку — это были таблички из слоновой кости, скреплённые между собой в виде гармошки. Таблички были покрыты слоем воска, на котором чудом сохранились записи. Это были типичные восковые книжечки, которые были известны в Древних Греции и Риме. Всё было знакомо, кроме одного. Возраст этих табличек был примерно на 500 лет большим, чем известных ранее греческих табличек. Это было огромной неожиданностью. Пришли ли восковые таблички в Грецию с Востока, или же были придуманы там независимо, сказать нельзя. Возможно и то, и другое. История ведь полна открытиями, сделанными независимо друг от друга и дважды, и трижды. Нам это не важно. Просто оказалось, что возраст письма на воске намного древнее, чем думали раньше.

Вот теперь мы знаем, как и на чём писали в древнем мире. В разных странах техника письма была разной. Бумага тоже появилась в разных странах в разное время, но это уже детали. Нам важнее знать, что писали и где хранили написанное наши предки. Мы привыкли к книгам и газетам, разного рода объявлениям, но у древних далеко не всё выглядело так. Никаких газет не было. Это очень позднее изобретение, также как и журналы. В древности новости и законы объявлялись на собраниях и в храмах специальными глашатаями. Важнейшие законы писались на особо прочном материале. Это не обязательно был камень. Древние граждане Рима свои первые законы высекли на 12 медных таблицах и выставили так, чтобы любой гражданин мог их прочитать. Они так и назывались «Законы 12 таблиц». Ещё со времён древних фараонов сообщения о победах, взятых пленных и убитых врагах в виде надписей высекались на памятниках, триумфальных арках и т.п. И сейчас важнейшие информационные сообщения мы высекаем, например, на мемориальных досках. Они есть в любом большом городе. Торжества по случаю побед или события из жизни правителей вещь важная, а для истории и интересная. Однако, повседневная жизнь включает в себя много простых деяний, которые важны для нормального хода хозяйства. И в Древней Греции, и в Древнем Риме, много политических событий связано с должниками. Владельцы земель брали деньги в долг, закладывая свои участки. Часто они не могли расплатиться с долгам и попадали в рабство или, в лучшем случае, обезземеливались. Берешь деньги в долг — дай расписку. Тот, кто даёт в долг деньги разным людям, должен вести учёт долгов и сроков их возврата. Надо записывать, сколько налогов должен заплатить каждый землевладелец, а богатому человеку важно записать каков был урожай и как он расходуется, что продано и по какой цене. Это значит, что и в седой древности, также как и в наше время, вся хозяйственная деятельность опиралась на записи. Эти записи надо было хранить. Надо было хранить и дипломатическую переписку, разные древние договора, забытых сейчас государств, и многое-многое другое. Так и возникли древние хранилища документов. Постепенно к ним добавились и записи мифов, легенд, сказаний. Ясно, что мифы интересно послушать, почитать, пересказать молодёжи. Хозяйственные же записи важны только для ограниченного круга лиц. Так постепенно стало ощущаться, что хранилища записей имеют два назначения. Одно их них — хозяйственное и дипломатическое, где основная задача состоит в сохранении материала. Второе направление связано с использованием, а, значит, и с чтением материалов. Первое направление — это архивная деятельность, а второе — библиотечная. Первоначально и библиотеки, и архивы, точнее документы их составляющие, хранились вместе. Мы уже давно разделяем между собой архивы и библиотеки. Началось такое разделение очень-очень давно, даже не упомнишь когда. Но и сейчас многие большие, серьёзные библиотеки имеют архивные отделы. Эти отделы могут быть очень большими. С другой стороны, так как архивные документы с годами приобретают всё больший и больший интерес, в специализированных архивах имеется возможность для пользования этими документами. Архивные материалы описываются специалистами. При этом даются объяснения, которые называются комментариями. Эти комментированные материалы сейчас издаются, а когда-то переписывались. В любом случае комментарии и описания попадают в библиотеки. Это приводит к тому, что разделить архивную и библиотечную деятельность каменной стеной нельзя. Это просто две стороны одной и той же работы с документами. Одних, их большинство, интересует только библиотечная деятельность, других только архивная, а кое-кому интересно и то, и другое. Поэтому, когда мы будем рассказывать о библиотеках и о книгах, мы не сможем иногда умолчать и об архивах, и об архивных документах. Всё это части одного общего процесса сохранения и знакомства с информацией.

Много лет тому назад в Мессопотамии был город Урук. Он находился в тогдашнем устье реки Ефрат. Сейчас это небольшой иракский город, называемый Варка. В этом городе был храм богини Инанны. Жрецы этого храма вели отчёты и составляли описи имущества. Само собой разумеется, что все записи делались клинописью на глиняных табличках. Записи делались на одном из древнейших языков — аккадском. Было это в 3000-2800 годах до нашей эры, т.е. 5000 лет тому назад. Эти таблички с записями дошли до нас. Это самые старые письменные документы, известные человечеству. Можно сказать, что они были первым архивом, точнее его древним прообразом, дошедшим до нашего времени. С этого периода и можно начинать вести счёт архивам, библиотекам и другим хранилищам документов. Мы расскажем о них далее. Пока же немного задержимся и из следующего, очень короткого рассказа, ты, читатель, узнаешь о некоторых вещах, которые, хотя и являются вспомогательными, но без которых ни одна библиотека, ни один архив, ни в прошлом, ни в настоящем работать не могут.

refdb.ru

Возникновение письменности Как и на чем писали древние

Возникновение письменности Как и на чем писали древние люди Калинин Игорь 1 курс, менеджмент.

Пиктограммы n Вампум n Кипу n Клинопись n Иероглифы n Кость, ткань, вощаные дощечки n Глиняные таблички n Папирус n Пальмовые листья, береста n Пергамент n Бумага n

Пиктограмма «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, охотился на моржа, плыл на лодке с другим охотником, заночевал» . Такое письмо называется предметным. При помощи рисунков люди изображали любую информацию

Фрагменты наскальных рисунков первобытных людей

Вампум - предметное письмо Народы Америки из раковин плели разноцветные пояса. Белый цвет обозначал благополучие, мир, здоровье. Красный и фиолетовый – войну.

Кипу (или узелковое письмо). Количество узелков и их форма определяли числа. Цвет верёвок обозначал предметы : жёлтый – золото, красный – воинов. С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы – единицы, двойные – десятки, тройные – тысячи.

§ § Клинописное письмо Клинописные знаки состояли из групп клинообразных черточек. Они могли обозначать не только отдельные слова, но и слоги и предложения. Клинописных знаков насчитывалось несколько сотен. Поэтому люди умевшие писать считались мудрецами.

На смену предметному письму пришло иероглифическое письмо. В нем каждый иероглиф означал слово, или понятие.

Древне Египетские иероглифы Финикийский алфавит Греческий алфавит

Костяные книги, сделанные из бивней слона, были очень дорогими. Такие книги были в Юго-восточной Азии и в Европе. Писали и на льняных тканях. Ими, в частности, обматывали мумии. Текст иногда сопровождали рисунками. Позднее в Риме и Древней Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском. Их широко использовали в школах. Старый текст можно было затереть и нанести новый. Таблички с длинным текстом связывали. Такая связка называлась кодексом.

Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и их соседи писали тростниковыми и костяными палочками на табличках из сырой глины. Под нажимом след получался шире и глубже, а там где стиль вынимали, - тоньше. Потом табличку сушили на солнце или обжигали, а недописанный материал хранили в мокрой тряпке. Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э. ), на полках которой было более 20 тыс. табличек с разными текстами.

Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус. Тростниковый папирус в изобилии рос по берегам Нила. Из него делали тонкий, хрупкий светло-коричневый писчий материал, который свивали в трубочку. Длина такого свитка достигала порой 150 м. Свитки с текстами хранились в кожаных футлярах с ярлыком.

В Индии и Индокитае были распространены книги из пальмовых листьев. Листья обрезали до нужного размера, вымачивали, кипятили, высушивали и гладко затирали. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – берёсте. При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшие берестяные грамоты.

Древние новгородцы писали на берёсте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты.

Античный мир изобрел прочный материал – пергамент (по названию города Пергама в Малой Азии, где его производили). Его делали из овечьих, телячьих и др. кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. С III в. до н. э. Кодексы из пергамента вытеснили свитки.

Впервые бумага была изготовлена из тряпья, коры или бамбука в Китае в 105 г. н. э. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в. бумага как самый удобный писчий материал вытеснила пергамент.

Изобретатель бумаги – китаец Цай Лунь (древний китайский рисунок)

present5.com

На чем и как писали в старину?

   Бумагу, чернила, а главное – буквы люди придумали сравнительно недавно. Как же обходились люди до этого?    Много способов было придумано людьми, чтобы сохранить в памяти и сообщить другим важные сведения.    Можно, например, завязывать «на память» узелки. Такое узелковое письмо было у древних индейцев: черный узелок означал несчастье, белый – мир, красный – войну. Но многого на узелках не расскажешь.    Можно нарисовать все, как было. Такие рисунки первобытных народов на скалах сохранились во многих странах. Но мысли у людей становились все сложней, сведений накапливалось все больше. Поэтому рисунки стали упрощать: например, вместо солнца рисовали кружочек вместо человека – две ноги. Так появились особые знаки – иероглифы. Потом рисунки стали обозначать не предметы, а звуки. Так появились буквы.    На чем писали в старину? Да на всем, что было под руками. Жители каменистых степей Малой Азии «писали» на камнях, выдалбливая на них рисунки и знаки, или выдавливали на сырой глине палочками клинышки-буквы, а потом глину обжигали. Прочные получались книги: и сейчас – через тысячу лет! – их читают ученые. Египтяне делали из тростника папирус, похожий на бумагу, и писали на нем тростниковой палочкой. Наши предки писали на коре березы – бересте, а индийцы – на пальмовых листьях.    Писали раньше и на особой светлой коже – пергаменте. Чтобы написать такую книгу, годами трудился где-нибудь в монастырской келье писец, выводя букву за буквой гусиным, орлиным или лебяжьим пером.    Позже книги начали печатать сложными машинами, которые могут сделать много тысяч книг в день. Буквы в книгах стали ровные – печать производилсь с выпуклых металлических литер, которые тоже делались машинами. Сегодня получил широкое распространение компьютерный набор текстов.

chto-chitat-detyam.ru

На чем писали в древние времена? — ответы внутри! тест для 2 класса! выручайте-завтра в Школу

на чем писали в древние времена? — ответы внутри! тест для 2 класса! выручайте-завтра в Школу

  • я бы выбрала глину — высыхая она сохраняет написанное дольше.
  • Древняя письменность Когда люди стали торговать друг с другом, возникла необходимость вести записи. Письмо изобрели древние шумеры в Месопотамии около 5500 лет назад. Самые ранние образцы письма представляют собой знаки, выцарапанные на каменных табличках. Позднее писцы стали писать на глиняных табличках, используя для письма тростниковую остроконечную палочку, которая называлась стилем. Самые древние записи сделаны не буквами, а изображениями. Такой способ письма был очень медленным, потому что каждому слову соответствовало отдельное изображение, и писцы должны были выучить более 2000 символических изображений. Постепенно жители Месопотамии стали писать посредством символов. Такое письмо называется клинописью. Кончик стиля был заострен в форме клина, легко оставлявшего углубления в мягкой глине. Однако и в этой системе письма применялось более 600 символов. Древнее письмо было медленным и трудоемким делом, и лишь немногие могли писать или читать эти символы. Позднее люди осознали, что слова и слоги состоят из нескольких звуков, и каждый звук можно обозначить одной буквой. Обитатели Ханаана, страны на восточном берегу Средиземного моря, первыми придумали алфавит, известный как «семитическое письмо» . Появились и другие способы письма. Так, финикийцы использовали алфавит, в котором были только согласные буквы. Его заимствовали греки, добавив гласные буквы. Это и было началом современного алфавитного письма. Слово «алфавит» происходит от названий первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета» . Древние римляне создали латинский алфавит (тот самый, которым и сегодня пользуются многие языки) на основе греческого алфавита. У китайцев никогда не было алфавита. При письме они пользуются многими тысячами символов, которые называются иероглифами. Изобретение письма оказалось одним из поворотных моментов в истории человечества. Общество, в котором люди живут в городах, где есть разделение на профессии, например, ремесленника, писца, строителя, торговца, принято считать цивилизованным. Первые цивилизации возникли на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Египте.
  • на скалке орнаментом
  • вообщет на бересте.. . видимо бамбуком)))
  • На снегу
  • На глине кажется)
  • На чем писали в древности? 1001vopros.com/obrazovanie-ucheba/2… копия Древние египтяне для записей использовали тростник под названием «папирус», который был болотным растением и рос в Египте по берегам реки Нила, достигая 3-4 м в высоту… Книги, написанные на нем, На чем писали наши предки? :: Сто тысяч «почему». Почемучка allforchildren.ru/why/misc8.php копия На чем писали наши предки? Древние египтяне писали на папирусе. ..Для письма древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных. bolshoyvopros.ru/questions/2823-kak… копия Первоначально люди использовали камень, плиты, скалы, высекая на них надписи резцом и молотком. Кроме камня шли в расход — металл, керамика, кость. Позже писали на деревянных досках.
  • где ударение?
Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

полет во времени и пространстве. Мезоамерика. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

   Греки рассматривали древнее рисуночное письмо египтян с благоговейным удивлением, как нечто священное. «Отец истории» Геродот, живший еще в V веке до н. э., назвал его «священными знаками». Климент Александрийский, раннехристианский теолог, пустивший в ход слово «иероглифы», именовал это письмо не иначе как «священными вырезанными знаками». Исследователь древних цивилизаций Герман Гессе был совершенно прав, когда писал: «У всех народов слово и письменность представляют собой нечто священное и магическое; наименование, равно как и написание, первоначально было магическим действием, магическим обладанием природой посредством духа, и повсеместно дар письма почитался божественным откровением. У большинства древних народов письмо и чтение считались священными, тайным искусством, составляющим привилегию жречества; было великим и необыкновенным событием, если какой-либо молодой человек решался изучить это сообщающее особую силу искусство. Такое давалось нелегко, такое давалось немногим, а искуплением тут могли служить лишь посвящение и жертва. С точки зрения нашей демократической цивилизации, духовная жизнь была тогда чем-то более редкостным, но и более благородным и священным, нежели сегодня, она находилась под защитой божества и предназначалась не каждому, к ней вели трудные пути, она не давалась зря. Мы способны лишь отдаленно представить себе, что значит в культурах, устроенных строго иерархически, среди полностью неграмотного народа, владение тайной письма! Это – величие и власть, это черная и белая магия, талисман и волшебный жезл!» Что-то от этого отношения древних к письму проявляется в наше время в восприятии древней иероглифики, в том числе и майяской.   Мало кто усомнится в том, что письмо играло важную роль в древних городах-государствах майя. Поскольку тот, кто читает эту книгу, писать наверняка умеет, нет необходимости тратить время на рассказ о том, что письмо требовалось обществу майя для записи исторических событий, заметок по ведению хозяйства, жреческих расписаний и иногда для посылания любовных записок – все это само собой разумеется. Поговорим лучше о том, как выглядели эти записи и на кого они могли быть рассчитаны.   Тексты майя писались на стенах, лестницах, притолоках каменных строений – пирамид, храмов и дворцов. Наносились на стелы и алтари, ставившиеся перед величественными зданиями. (Одна из наиболее ранних надписей майя обнаружена на стеле № 29 из Тикаля, содержащей дату 292 г. н. э.) Эти надписи еще называются «монументальными». Они, как правило, носили официально-парадный характер. Куда более любопытны тексты, которые писались на небольших предметах – фигурках, сосудах – и, конечно, в книгах.   Начнем с древних индейских книг, которые еще называют кодексами. Именно книги позволили Юрию Валентиновичу Кнорозову в 50-е годы XX века осуществить дешифровку письма майя. В настоящее время известны четыре сохранившиеся рукописные книги майя, сама судьба которых чрезвычайно любопытна.   Дрезденский кодекс представляет собой полосу индейской бумаги длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенную гармошкой в 39 страниц. Рукопись была создана ранее XIII века на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию для подношения императору Карлу V в числе прочих даров. От Карла V рукопись, опять же в качестве дара, попала в Вену, где в 1793 году у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской королевской библиотеки. Лорд Кингсборо первым предпринял попытку полного издания Дрезденской рукописи. Это произошло в 1831–1848 годах. Но затея оказалась столь дорогостоящей, что несчастный лорд закончил свои дни в долговой тюрьме. Бессмысленная бомбардировка англичанами Дрездена в конце Второй мировой войны нанесла рукописи сильный ущерб. Она отсырела в затопленном подвале, из-за чего краски частично смылись или отпечатались на соседних страницах. Воссоединение Германии Дрезденская рукопись встретила в Саксонской областной библиотеке.   Парижский кодекс представляет собой полосу индейской бумаги общей длиной 1,45 м и высотой 12 см, сложенной в 11 страниц. Начальные страницы полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане, что соответствует XIII–XV векам. В 1832 году она была приобретена Парижской национальной библиотекой, где и хранится поныне. До 1859 года бесценный документ провалялся среди прочих бумаг в корзине, где его обнаружил ставший поневоле одним из первых исследователей письма майя лингвист Леон де Рони. Он же и опубликовал манускрипт в 1872 году.   Мадридский кодекс был написан никак не раньше XV века. Он состоит из двух отрывков бумаги высотой 13 см, без начала и конца, составляющих полосу длиной в 7,15 м, сложенную в 56 страниц. Последние исследования бумаги показали, что некоторые страницы рукописи были реставрированы индейцами уже после появления испанцев, и вставки выполнены уже на европейской бумаге. Первая часть манускрипта была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 году. И поскольку было высказано предположение, что рукопись некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, она получила название Кодекса Кортеса, или Кортезианского кодекса. Второй фрагмент в 1869 году был приобретен Брассером де Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван Ортоланским. Соединившись вместе, фрагменты стали называться Мадридским кодексом. Он хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.   И, наконец, кодекс Гролье, находящийся в частном собрании в Нью-Иорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца. Впервые опубликовавший ее в 1973 году знаменитый американский археолог Майкл Ко датирует документ XIII веком. Очевидно, что эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным влиянием тольтеко-миштекского стиля. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности утративших майяскую пластику изображений. Некоторые специалисты даже оспаривают подлинность этого документа.   Стоит заметить, кстати, что в последнее время сложилось стойкое предубеждение против всяких сведений о новых майяских рукописях. Подделок действительно чрезвычайно много, но вместе с тем не следует сразу же пренебрегать неожиданными новинками. Если это не копии с уже известных памятников (а определить такие вещи специалисту не составляет особого труда), то они, как всякое проявление творчества майя, пусть даже современного, несут в себе любопытные сведения по культуре этого удивительного народа.   Почему же сохранилось так мало книг майя? Тому есть несколько причин. Во-первых, как мы уже говорили, индейцами, по всей видимости, издревле практиковалось регулярное переписывание книг с более древних образцов. Дело в том, что в условиях очень влажного жаркого климата хранить бумагу вообще достаточно сложно. Не говоря уже о том, что в тропиках настоящую катастрофу для книг представляют и полчища насекомых, способных в считанные дни превратить обычную записную книжку в кружевное решето. Во-вторых, значение книги было утрачено при появлении испанцев – письмо майя было забыто, а некоторые рукописи попросту уничтожены. Таким образом, совершенно очевидно, что, хотя до нас и дошли книги лишь позднего периода истории Юкатана, это не значит, что майя не писали их значительно раньше. К счастью, искусство этого народа сохранило для нас множество изображений, так или иначе связанных с темой книг. Это рисованные и скульптурные изображения развернутых и сложенных кодексов, письменных приборов и складных футляров-пюпитров.   Как же выглядела рукописная книга майя? Как уже ясно из описания, она являла собой длинную, иногда даже очень (один из рисуночных миштекских кодексов достигает 13,55 м), полосу из индейской бумаги, которая приготовлялась из коры одной из разновидностей фикуса. Эту длинную полосу складывали наподобие гармошки или веера таким образом, что на ширину каждой страницы приходилось в среднем от 9 до 12 см. Высота страницы в основном не выходила за рамки 20–30 см. Однако есть и исключения: доиспанский рисуночный кодекс индейцев науа «Обен-тоналаматль» в высоту составлял 51 см; послекортесовский миштекский кодекс Антонио-де-Леон – целых 1,63 м.   Чтобы книга не мялась, ее в сложенном виде покрывали «обложками» – двумя деревянными, иногда обтянутыми ягуарьей шкурой, дощечками, которые скреплялись ремешками-застежками.   Естественно, что владели грамотой далеко не все майя, а прежде всего представители правящей элиты, жрецы и специальные писцы. Писали древние майя с помощью своеобразной кисточки или заостренной палочки.   Прекрасное изображение сложенной книги сохранилось в Паленке (храм XXI). В одном случае это сцена со жрецом, держащим в руке палочку для письма и задумчиво созерцающим иероглифические знаки. В другой сцене мы видим его же коленопреклоненным. В левой руке он восторженно поднял сложенную книгу и с гордостью глядит на нее.   В сценах, представленных на расписных сосудах майя классического периода, книги изображались в виде свешивающейся ленты с цифровой записью.   Во время многих обрядов и праздников книги торжественно доставляли в специальных каменных шкатулках, придавив сверху тяжелой (весом до 10 кг) крышкой, реалистично выполненной в виде рельефного лица человека. По всей видимости, это могли быть своеобразные «Книги мертвых», где речь шла о возрождении душ усопших. Мы можем говорить об этом, так как подобная шкатулка появляется в изображении на другом керамическом сосуде. Ее держит в руках обезьяна-писец. Позади обезьяны сидит помощник, из-под руки которого высовывается полоса книги с цифровыми знаками. Текст на сосуде посвящен моменту выхода души из преисподней – для очередного возрождения в младенце. Не исключено, что в шкатулках хранились и так называемые «книги судеб», по которым предсказывались судьбы младенцев. Такие предсказания имели большое значение для индейцев.   Каменные шкатулки использовались в исключительных случаях – среди археологических находок их очень мало. Однако книгами майя должны были пользоваться постоянно, и для этого существовали специальные «пюпитры». На языке майя они так и назывались – мабен, что означало «баул или секретер, где пишут и хранят бумаги». Один такой «секретер» в рабочем состоянии был изображен на керамическом сосуде. Он состоит из основания-подставки, на котором раскладывалась развернутая книга – отчетливо видны складки страниц. Крышка отставлена влево с помощью подпорки. Обе части футляра обшиты шкурой ягуара.   Илл. 31. «Совет копанских мудрецов» – так можно назвать эту сцену на каменной панели из Копана, где представлены жрецы со сложенными книгами в руках, 775 г.   А на другом сосуде – из гватемальского города Ратинлиншуля – изображен писец, следующий в свите правителя и несущий на спине большой баул-секретер. Свою ношу он закрепил на лбу специальной широкой лентой, таким способом индейцы до сих пор переносят свои грузы. В бауле помимо книг должны были находиться и прочие письменные принадлежности. Оценив уже упоминавшиеся размеры книг, будет нетрудно представить себе и размер футляров-секретеров. Переносной футляр-секретер представлял собой подставку со съемной крышкой, размером примерно 40 ? 80 см (что совпадает с параметрами современных небольших письменных столов). Толщина футляра, видимо, должна была составлять около 30 см. Поскольку ни одного «живого» футляра до наших дней не сохранилось, размеры этого предмета можно рассчитать исходя из индейского способа написания и чтения книг «по разделам».   Естественно, что разворачивать многометровую рукопись целиком было бы страшно неудобно. «Листание» же страниц «по-европейски» попросту не имело никакого смысла, как, впрочем, и свертывание рулонов, поскольку рукописи читались не «постранично», а «пораздельно». Дело в том, что содержание книги состояло из отдельных тематических разделов, которые в пространственном отношении охватывали лишь по несколько страниц. Кроме того, раскрыв книгу майя, мы видим, что каждая страничка горизонтально как бы поделена на три части – «параграфы». Параграф легко узнать по расположенному в его начале вертикальному столбцу знаков дней и небольшому рисунку в сопровождении иероглифического текста.   В подобной организации рукописи была, безусловно, своя логика. Во-первых, «листание» в нашем понимании рукописи было крайне неудобно со всех точек зрения, но особенно во время нанесения текста и рисунка – поскольку писцу было необходимо следить за композиционным пространством, а краске нужно было дать время для высыхания (а накладывалась она весьма толстым слоем). Во-вторых, жрецу предпочтительно было раскладывать сразу весь раздел, чтобы видеть и читать его целиком. И потому совсем не случайно тематические разделы занимают в среднем по семь страниц, общей длиной примерно 70–80 см. В Дрезденской рукописи разделы занимают по восемь страниц, но поскольку страницы в ней оказались самыми узкими – до 9 см, то общая протяженность раздела (около 72 см) тоже не превысила стандартных параметров. Бывают, правда, тематические разделы с большим количеством страниц – 14 или 16. Но в этом случае предусмотрительные писцы вводили дополнительное деление на подразделы, что позволяло сохранить стандарт раскрытой полосы, не превышающий все тех же 80 см.   Другим важным объектом с текстами древних майя считаются расписные глиняные сосуды. Эти полихромные сосуды рассматривались как некоторое подобие домашней картинной галереи, на них были представлены портреты выдающихся родственников правителей и прочей приближенной знати. Сосуды ценились не только как произведения искусства, но и как память о предках. Использовались они во время поминальных пиршеств, приуроченных ко дню выхода призрака умершего из преисподней. Во время войн такие сосуды похищались и считались особо ценными трофеями. Возможно, что при каких-то условиях некоторые сосуды дарились. И только оказавшись в чужих руках, но не потеряв своего художественного значения, сосуды могли оказаться в погребениях как признак роскоши и богатства.   Итак, как выглядел такой сосуд? Он покрывался полихромной росписью или же рельефным рисунком, а форма его, как и название, могла быть разной: раннеклассические триподы, низкие круглодонные чаши, каменный круглодонный сосуд с носиком, цилиндрические низкие и высокие сосуды, низкие и широкие в основании чаши, блюда.   Илл. 32. Так выглядит иероглифический текст майя на памятнике монументального искусства. Знаки были теми же самыми, что и в кодексах, но шрифт использовался иной – фигурный и более вычурный   Поскольку сосуды предназначались для поминального пиршества, сюжеты росписи должны были иметь самое непосредственное отношение к празднику. Главная идея росписи, конечно же, касалась пребывания души умершего в преисподней – об этом повествовала, в первую очередь, кольцевая надпись по верхнему венчику сосуда. Археолог Майкл Ко, подготовивший в 70–80-х годах великолепные издания изображений сосудов, обратил внимание на то, что кольцевая надпись, как правило, состоит из сходных иероглифов. Не имея возможности понять смысл надписи, он условно назвал ее «первым стандартом». Она состояла чаще всего из трех синтагм (смысловых фрагментов). В них рассказывалось о том, что освободившаяся душа умершего спускалась по «холодной лестнице» в преисподнюю, где за порядком зорко следила Летучая Мышь. Здесь душа оказывалась во власти соответствующих покровителей – прежде всего, главного прапредка Духа-Улитки. Затем, эту душу, очищенную в полях блаженных, специальные «связники» (аист-челноклюв, обезьяна) доставляли обратно в мир живых, на землю. Причем не куда попало, а к совершенно определенной женщине – для реинкарнации в готовом для рождения младенце. Имя умершего упоминалось в самом конце текста. Надо заметить, что смысл «формулы возрождения» был, очевидно, настолько хорошо известен древним майя, что они порой заменяли надпись кольцевым орнаментом, составленным из серии стилизованных изображений пещер.   Что касается текста и рисунков на самом сосуде, то они могли в одних случаях иллюстрировать «формулу возрождения», то есть пояснять некоторые этапы пребывания души в преисподней. В других случаях изображение воспроизводило какое-либо знаменательное событие из прежней жизни поминаемого персонажа. Благодаря этому тексты на керамических сосудах затрагивают самые разнообразные стороны жизни классических майя и даже составляют целые тематические группы: военные, прорицательные, обрядовые, научные, исторические, бытовые и даже лирические. По своему содержанию эти тексты гораздо разнообразнее и увлекательнее, нежели те, что встречаются на официальных монументальных памятниках или в стандартно отредактированных жреческих рукописях. Одним словом, керамические сосуды стали подлинным источником вдохновения для чтения надписей майя.   Сходные тексты встречаются и на многочисленных предметах мелкой пластики. К предметам мелкой пластики относятся все мелкие вещицы, предназначавшиеся как для домашнего, так и для служебного пользования: ритуальные и игрушечные фигурки, утварь, музыкальные инструменты из глины и камня, украшения. Сюда же относятся и специально обработанные предметы естественного происхождения и иногда непонятного предназначения: всевозможные, покрытые рельефами и инкрустированные черепа, панцири черепах, зубы, рога, кости людей и животных, морские раковины.   Несмотря на то что самые интересные тексты встречаются на предметах мелкой пластики, самыми загадочными для малосведущей публики продолжают считаться надписи на монументальных памятниках – стелах, алтарях и зданиях. Как же без этого разгадывать «тайны страшных пирамид», которые старательно скрывают все хитрые индейцы – от несчастной, плохо кончившей дочери Моктесумы и до лауреата Нобелевской премии 1992 года благополучной Ригоберты Менчу? Исследователи не оставляют их без своего внимания, реконструируя подлинную историю майя, – но надо признать, что именно эти тексты кажутся довольно ограниченными по своей тематике и стандартными по исполнению.   Как уже не раз упоминалось, первым прочел то, что писали индейцы майя, любитель детективов Юрий Валентинович Кнорозов. Его подход к дешифровке древнего письма был предельно ясен: «То, что придумано одним человеческим умом, не может не быть понято другим. И для этого нет необходимости карабкаться по пирамидам».   А в Гватемале нам удалось пробыть около двух месяцев и посетить основные археологические зоны. Однако заканчивалось это путешествие в духе традиционного гватемальского шоу или «уик-энда в Гватемале»: вдруг объявились террористы, установившие за нами демонстративную слежку и угрожавшие взорвать нашу машину. Шеф был очень доволен: настоящий детектив разворачивался прямо вокруг него. Правда, ничем этот детектив так и не закончился – из соображений безопасности пришлось просто покинуть страну, в которую Юрий Валентинович до последних дней мечтал вернуться.

historylib.org