Музыканты древнего египта. Статья: Музыкальная культура Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыкальная культура Древнего Египта. Музыканты древнего египта


Статья - Музыкальная культура Древнего Египта

Музыкальная культура Древнего Египта

Каранькова Ю.Н.

Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры — музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты гимнов и песнопений, свидетельства древнегреческих и древнеримских историков и философов.

В Древнем Египте музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы, была одним из средств развлечения различных слоев населения (древнеегипетское название музыки — «хи» — означает «удовольствие»). Особое значение имела храмовая музыка, связанная, прежде всего, с культом богов Осириса, Исиды и Тота (считались творцами музыкального искусства). Музыкальная культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и народное творчество, одной из наиболее ярких форм которого были представления, посвящённые различным богам, где хоровая песня, женские песни-плачи и танцы перемежались с шествиями и драматическими эпизодами (для музыкальной культуры Древнего Египта, как и для других древневосточных цивилизаций, была характерна тесная связь музыки с поэзией и танцем). Особого развития достигли мистерии Осириса, проходившие в шестнадцати городах Египта:

Участники действия лепили из земли изваяния бога Осириса (бог умирающей и воскресающей природы; основной цикл древнеегипетской религиозной драмы связан со сменой времён года). Около них стояла Исида (жена Осириса, богиня плодородия) в траурной одежде, с распущенными волосами. Она ударяла себе в грудь и голову и запевала похоронные причитания. Она умоляла Осириса вернуться в своём восстановленном образе. Осирис возрождался с помощью обрядов, подражавших явлениям жизни, которые должны были символически воспроизводить акт возрождения. Так, в мистерии Осириса были заложены зародыши будущей античной драмы.

Музыкальный инструментарий. Ещё в доклассовом обществе были известны погремушки, в т.ч. систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов — свистки, флейты. В эпоху Раннего, Древнего и Среднего царств существовали тростниковые свирели, продольные флейты, трубы, дуговые арфы, барабаны, трещотки. В период Нового царства (ок. 1580 — ок. 1070 до н. э.) музыкальный инструментарий пополнился гобоями, угловыми арфами, лирами, лютнями, кифарами. В греко-римский период (332 до н. э. — 395 н. э.) широко употреблялись авлос, поперечная флейта, букцина, различные лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики. В III в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлос (предшественник современного органа).

По-видимому, ладовой основой древнеегипетской музыки была пентатоника. В период Древнего и Среднего царств появились пиктография, нотация (рисуночная) и первые труды, раскрывающие космологию — теорию связи музыки с небесными светилами.

В целом, древнеегипетская музыка оказала значительное влияние на музыкальную культуру Древнего мира.

www.ronl.ru

Музыкальная культура Древнего Египта - iskusstvo_zvuka

  Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

 (699x455, 118Kb)

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.

Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".

 (178x272, 18Kb) Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

  Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки .

  В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров . Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса" .

 (506x419, 93Kb)

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни . К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт..." .

  Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же- на полутонах .

 (322x192, 66Kb) Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии,-одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона) . Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.

  Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.

  Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

   (239x259, 61Kb)Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

 (333x300, 51Kb) У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".

Статья А.Е.Майкапара

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Музыкальная культура Древнего Египта

Музыкальная культура Древнего Египта

Каранькова Ю.Н.

Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты гимнов и песнопений, свидетельства древнегреческих и древнеримских историков и философов.

В Древнем Египте музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы, была одним из средств развлечения различных слоев населения (древнеегипетское название музыки - "хи" - означает "удовольствие"). Особое значение имела храмовая музыка, связанная, прежде всего, с культом богов Осириса, Исиды и Тота (считались творцами музыкального искусства). Музыкальная культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и народное творчество, одной из наиболее ярких форм которого были представления, посвящённые различным богам, где хоровая песня, женские песни-плачи и танцы перемежались с шествиями и драматическими эпизодами (для музыкальной культуры Древнего Египта, как и для других древневосточных цивилизаций, была характерна тесная связь музыки с поэзией и танцем). Особого развития достигли мистерии Осириса, проходившие в шестнадцати городах Египта:

Участники действия лепили из земли изваяния бога Осириса (бог умирающей и воскресающей природы; основной цикл древнеегипетской религиозной драмы связан со сменой времён года). Около них стояла Исида (жена Осириса, богиня плодородия) в траурной одежде, с распущенными волосами. Она ударяла себе в грудь и голову и запевала похоронные причитания. Она умоляла Осириса вернуться в своём восстановленном образе. Осирис возрождался с помощью обрядов, подражавших явлениям жизни, которые должны были символически воспроизводить акт возрождения. Так, в мистерии Осириса были заложены зародыши будущей античной драмы.

Музыкальный инструментарий. Ещё в доклассовом обществе были известны погремушки, в т.ч. систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов - свистки, флейты. В эпоху Раннего, Древнего и Среднего царств существовали тростниковые свирели, продольные флейты, трубы, дуговые арфы, барабаны, трещотки. В период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.) музыкальный инструментарий пополнился гобоями, угловыми арфами, лирами, лютнями, кифарами. В греко-римский период (332 до н. э. - 395 н. э.) широко употреблялись авлос, поперечная флейта, букцина, различные лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики. В III в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлос (предшественник современного органа).

По-видимому, ладовой основой древнеегипетской музыки была пентатоника. В период Древнего и Среднего царств появились пиктография, нотация (рисуночная) и первые труды, раскрывающие космологию - теорию связи музыки с небесными светилами.

В целом, древнеегипетская музыка оказала значительное влияние на музыкальную культуру Древнего мира.

mirznanii.com

Музыка Древнего Египта. История развития. | HITMAKER Sound Inc.

Прежде чем приступать к чтению статьи о музыке Древнего Египта, рекомендует прочитать:

Как была исследована Музыка Древнего Египта?

Поскольку культурная ценность Древнего Египта, как правило, ассоциируется с пирамидами и сфинксами, то мало кто знает, что во времена расцвета этой крупной цивилизации, музыка плавно вошла к перечню столь популярных типов искусства, как и архитектура, скульптура и пр., и даже стала на уровень выше их

Музыка Древнего Египта таила в себе особую ценность в жизни всей страны. На первых этапах она занимала вторичные позиции в песнях – лишь в качестве аккомпанирования певцам. Но во времена правления XVIII династии, она уже не только совмещалась с песнями, но и вышла на свой путь процветания.

Благодаря историческим «раскопкам», удалось найти в древних папирусах, а также на станах и в текстах пирамид некоторые строки религиозных гимнов, сутью которых было воспевании библейских тем и страсти.

Археологи установили, что музыка Древнего Египта находилась под приоритетным вниманием, занимая высокий статус в повседневности разных слоев социума. Подтверждением этому случат изображения музыкантов в гробах, которые по назначению должны были развлекать фараонов.

Один из наиболее известных сюжетов текстов музыки Древнего Египта – страсть умирающего и вновь оживающего Осириса, а также плачи женщин над его телом, выраженные в песнях.

Поскольку музыка имела довольно большое значение в те времена, о ее значимости свидетельствуют и начертания египетских гробниц, где были изображены музыканты.

Каким был самый первый, старый инструмент в музыке Древнего Египта?

Таким инструментом на сегодня считается флейта, а также арфа. Флейты частично разнились в размерах. Первые из них возникли еще во времена IV династии на территории Верхнего Египта. На арфе же обычно играли женщины, но в качестве аккомпанирования мужчинам-певцам. Однако несколько позже (точнее во времена Нового царства) появились и бубна, и барабаны и даже колокола, путем импорта из территории Азии.

Только богатые люди могли устроить прием с привлечением опытных музыкантов. А сами музыканты имели достаточно высокие уважение, о чем говорит факт того, что им ставили памятники неподалеку от пирамид, которыми заведовали фараоны. Некоторые из музыкантов даже вошли в историю, например, исполнитель Кафу-анх.

Высшим значением обладали игра на инструменте «лютня», и достойный вокал. Ими пользовались лишь верховные жрецы. И музыкальные занятия не были доступны обычным жителям. А вот во времена Среднего царства вокалом занимались почти все представители общества, даже рабы!

Какими были музыканты и исполнители Древнего Египта?

Они группировались в ансамбли, которые вмещали в себя флейтистов, а также арфистов и кифаристов. В их команде были и несколько исполнителей, танцоров. Постепенно большую роль для музыкантов начали составлять ударные инструменты, такие как бубны, барабаны, а иногда и хлопки ладонями.

Несколько слов о музыке Древнего Египта во времена Нового Царства

Известно, что состав мелодии стал более громким и насыщенным, ускорился и ритм музыки, отчего танцоры стали двигаться довольно быстрее и страстно.

В чем характерная черта музыки Древнего Египта?

Как утверждают историки, музыка Древнего Египта носила чисто уникальный мотив. Музыканты вовсе не копировали иностранные «приемы», в то время как другие страны копировали муз. приемы у них. К примеру, греки повторяли красивые египетские танцы.

Интересно и то, что само искусство Египта строго запрещалось изменять. Все должно было оставаться именно таким, каким оно было и ранее. Если кто-то нарушал данный закон, то получал весомое наказание!

Откуда информация о древнеегипетской музыке?

К сожалению, истории не удалось сохранить какие-либо образы этой музыки, чего нельзя сказать об архитектурных и скульптурных объектах. Вероятно, мы бы и совсем ничего о ней не узнали, если бы не исторические произведения других искусств, например, строки сочинений, начертания на гробницах и т.п.

Это помогло в общих чертах сформировать подробности об музыкальном развитии Древнего Египта, а также отразить картину музыкального быта в их обществе.

Кроме того, основными источниками сведений о музыке Древнего Египта служат еще и иконописные материалы, тексты гимнов, комментарии древнегреческих философов, историков.

К примеру, на рисунках IX династии были замечены арфы, похожие на форму лука. А вот на одной из многочисленных фресок уже во XII династии бала обнаружена сцена, на которой мать кормит своего грудного малыша, слушая при этом исполнителя и арфиста, аккомпанирующего ему.

Какой стала музыка Древнего Египта со временем?

Заметно поменялся характер муз. сцен на картинах, а на фресках появились некие эпизоды танца. Сами же танцы стали более свободными и динамичными, что свидетельствует о вырастании выразительности и эмоциональности музыки в целом. Появились и другие муз. инструменты — как духовные, так и ударные, под звуки которых нередко исполнялись стихотворения.

Под звучание флейт, и вышеупомянутых арф, а также прочих инструментов исполнялись гимны, танцевали и читали тексты в стихах. Так происходило и по всему Древнему мире. Аккомпанемент выступал ключевым звеном в музыкальной отрасли. А сами музыка еще нередко принимали участие и в проведении многих обрядов, посвященных почтению Богов.

Финальная ступень в истории музыки Древнего Египта:

Можно смело сделать вывод, что до времен Восстания, музыка была открыта лишь для профессионалов, и высших слоев общества, таких как жрецы и т.п.. Затем, в ходе демократизации, игра разных инструментах, в том числе, и на арфе перестала быть высшим достоинством и превратилась в общедоступное занятие.

Продолжение истории развития музыки читайте в статье: «Музыка Древней Греции«.

Вам понравилась статья?

Пишите в комментариях, делитесь ею со своими друзьями и подписчиками в социальных сетях. Не забудьте подписаться на рассылку новых статей и уроков по музыке с лучшим содержанием и самыми полными, понятными обзорами в Рунете. Форма подписки находится внизу сайта.

hitmaker.biz

Музыка Древнего Египта

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Ученые считают, что есть все основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.

Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение оь использовании хейрономии, то есть специальной жистикуляции руками для выражения ритма и мелодии.

О чем музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах.

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. В одном поучении писцу говорится, что профессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте и петь с музыкальным инструментом». Танцовщицы и музыкантши. Гробница Накхта. Карнак. XIV в. до н.э.

Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда он по форме больше напоминал простой лук.

Самое почетное место среди музыкальных инструментов занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда он по форме больше напоминал простой лук.

 

1. Каковы особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников? Какова главные сюжеты рельефов и фресковых росписей?

3. Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты

Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы в Фивах. XIV в. до н.э.

 

mykonspekts.ru

Музыкальная культура Древнего Египта/Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истори. Тайны атлантиды

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование найденных инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

 Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание тот фатк, что перед арфистом их двое.

 Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".

Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

 Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.

 В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. Советские специалисты И. А. Лапис и М. Э. Матье, описывая одну из статуэток женщины, хранящуюся в Эрмитаже, отмечают: "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса".

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт...".Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...". Анализ изображений таких ансамблей позднего периода истории Древнего Египта (например, рельефа в одной из гробниц некрополя в Саккаре, относящегося к XXI династии) заставляет согласиться с утверждением, что "музыка стала ярче, шумнее и резче. Кажется, что самый "темп жизни" ускорился: танцовщицы и певцы движутся быстрее, с большим подъемом и страстностью. Должно быть, музыка стала более подстегивающей и пьянящей".

У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".

 Приведенные сведения относятся к самому концу Нового царства. Последовавшая затем эпоха Позднего Египта и греко-римского господства привнесла много новых веяний и в египетскую музыку.   

www.inomir.ru

Музыка Древнего Египта — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Музыка Древнего Египта играла важную роль в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях - музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка стала отдельной от песен и начала свой самостоятельный путь развития[1][2].

Музыкальные инструменты

Одними из древнейших древнеегипетских музыкальных инструментов являются арфа и флейта. Флейты могли быть разных размеров, простые и, появившиеся во время правления XII династии, двойные флейты. Самые первые известные миру флейты появились в период правления IV династии в Верхнем Египте. Трубы же вышли в свет только во время правления VIII династии, и использовались только в армии. Боевые серебряные трубы были обнаружены в могиле Тутанхамона. Особо важную роль занимала духовная музыка - при её исполнении главным инструментом был систр[3]. В ударной музыке же первостепенная роль принадлежала тамбурину - излюбленному музыкальному инструменту бога детей Беса[4]. Самым древним струнным инструментом считается арфа, чьей родиной как раз и является Древний Египет. Во времена Древнего Царства на арфе обычно играли только женщины, которые аккомпанировали мужчинам-певцам[5].

Напишите отзыв о статье "Музыка Древнего Египта"

Примечания

  1. ↑ Маргарет Мюррей. Величие Древнего Египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 193-195. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  2. ↑ Lise Manniche. [books.google.co.uz/books?id=XD3aAAAAMAAJ&q=Ancient+Egyptian+music&dq=Ancient+Egyptian+music&hl=ru&sa=X&redir_esc=y Music and Musicians in Ancient Egypt]. — 1991.
  3. ↑ [www.musenc.ru/html/s/sistr.html Систр]. Музыкальная энциклопедия. Проверено 12 марта 2010. [www.webcitation.org/673Em9UtV Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012].
  4. ↑ Бес, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. ↑ Lise Manniche. [books.google.co.uz/books?id=8yg5AQAAIAAJ&q=Ancient+Egyptian+music&dq=Ancient+Egyptian+music&hl=ru&sa=X&redir_esc=y Ancient Egyptian musical instruments]. — 1975.

Отрывок, характеризующий Музыка Древнего Египта

– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз. Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания. Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне. – Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться. «Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».

wiki-org.ru