Мужской костюм древнего египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мужской костюм древнего египта


Разновидности одежды - Энциклопедия Древнего Египта

1. Краткая история одежды в Египте

Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы. Придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства У фараона (в середине) воротник с расширяющимися концами, туника и королевская набедренная повязка" alt="Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы. Придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства У фараона (в середине) воротник с расширяющимися концами, туника и королевская набедренная повязка

сё в культуре и моде Древнего Египта было подчинено канону, и мода органично вливалась в египетскую систему культурных ценностей. Египтяне избегали вносить какие-либо новшества в свою культуру. Конечно, это не отрицало возникновения новых идей и приёмов, но они появлялись медленно и воспринимались не столько как принципиально новые веяния, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Египетские женщины, конечно же, хотели выглядеть красивыми и привлекательными, но их дизайнерская фантазия ограничивалась общепринятыми культурными рамками.

Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды и платья, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке костюма. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.

Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно и в одном стиле с ней выдержана одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно, может быть, даже более резко, чем это было в действительности.

Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды: одеяния на древнеегипетских фресках всегда подчиняются определенным правилам.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами, но и здесь действуют точные законы. Различные сословия в древнем Египте носили различную одежду.

Ханонтон. Деревянная фигурка, XIX династия. Египетский музей, Каир. Знатная женщина с высоким париком, одета в каласирис из мягкой шелковой ткани

Климат в долине Нила вообще не требовал одежды как таковой - достаточно было "прикрыть срам". Уже в ранний период существования Египта, а в особенности в историческую эпоху, вплоть до Нового царства, мужчины,по крайней мере состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Первоначально это была узкая полоска кожи, связанные или сплетенные тростниковые стебли ("пояс с полоской"). Когда в дальнейшем "пояс с полоской" был частично вытеснен передником, остался только узкий кусок материи, который оборачивался вокруг тела и завязывался.

Низшие слои населения носили передник вместе с поясом, который продолжал служит драпировкой. В период между Древним и Новым царством передник становится повсеместно распрастраненной характерной основной одеждой. Передник представлял собой кусок ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальное же оборачивалось вокруг тела, а свободный конец пропускался под средней частью. Смещению конца препятствовал также пояс.

До начала Нового царства женщины всех сословий носили закрытую, доходящую до лодыжек рубаху, которая начиналась под грудью и держалась на бретелях. Варьировалась только ее форма, что влекло за собой некоторую "изменчивость" моды, которая проявлялась в основном в различных формах выреза на груди.

В эпоху Среднего царства особенно заметна тенденция к обнажению груди.

Рубаха всегда тесно прилегала к телу, однако, если судить по рельефам в гробницах, движений она не стесняла. В гробницах 5-й династии были обнаружены рубахи с клиновидным вырезом и длинными рукавами, которые должны были служить ночной одеждой.

До правления Тутмоса III простую рубаху могли носить и знатные женщины. Затем произошла быстрая перемена. Рубаха исчезает или сохраняется только как одежда работающих женщин, подобно простым формам передника у мужчин. Место рубахи занимает одеяние совершенно иного рода - плащ, который по-видимому, уже в эпоху Древнего царства составлял часть наряда знати - как мужчин, так и женщин.

Материалом для одежды служили белое льняное полотно и хлопковая ткань.

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин,  женщины и рабы изображались с кожей другого цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис (kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными.

Слуги Себехотепа. Роспись из гробницы Себехотепа, XVII династия. Фивы. Короткие парики, туники с рукавами из легкой белой льняной ткани, набедренная повязка

Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, вероятно, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и не привлекает к себе внимания.

Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь. Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогами (например, испанская мода периода маньеризма, мода поздней готики и рококо) кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершенном эталоне, которому предшествовал длительный период развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией несохранившейся предшествующей «моды неолита»?

Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду. Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо.

Египтяне гримировались, и, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции, подкрашивали глаза, брови и губы.

Семитки. Роспись из гробницы управляющего Хнемхотена, XII династия. Бени Хассан. Короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани,вероятно, набивной." alt="Семитки. Роспись из гробницы управляющего Хнемхотена, XII династия. Бени Хассан. Короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани,вероятно, набивной.

В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно, это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно, никто и никогда не превзошел. Оно и положило начало нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

В сфере косметики египтяне также были признанными специалистами. Еще царица Шеш, мать Туты, второго царя первой египетской династии, изобрела отличное средство для ращения волос. А вслед за этим появилась и другая косметика: всевозможные краски, румяна, притирания, фальшивые волосы, парики и т. п. Разумеется, все эти соблазнительные вещи были в большом ходу особенно у женщин. Кое-что из них сохранилось до сих пор, благодаря тому, что в Египте издавна существовал обычай хоронить вместе с покойником все, что он любил при жизни. В берлинском музее хранится туалетный ящичек одной египетской царицы, который, очевидно, был одним из первых, потому что пролежал в земле почти 4000 лет. А из древностей, относящихся к Новому царству, в британском и берлинском музеях хранятся женские парики с длинными локонами из овечьей шерсти, зеркала, всевозможные украшения, шкатулочки и другие женские безделушки.

У египтянок был очень распространен обычай подкрашивать брови и кончики век. Судя по раскопкам, они долгое время пользовались для этой цели зеленой краской и лишь позднее стали употреблять черную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Очевидно, этим занимались особые специалистки из числа прислужниц, по крайней мере, это можно предполагать по изображениям, сохранившимся на памятниках. Кроме того, египтянки употребляли румяна для щек и губ, белила для лица и голубую краску для того, чтобы ярче оттенять жилки. Ногти на руках окрашивались в красный цвет.

Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутанхамона в 1920 году). Сегодня общая линия египетской моды привлекает как творцов салонной моды, так и неформальную молодежь - единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела. Сегодняшний ренессанс египетской моды является выражением антиклассических тенденций всей нашей эпохи и проявлением его в одежде.

2. Одежда Древнего и Среднего царств
Схема 1

Схема 1. Одежда Древнее царство. 3000 г. до н.э.

 1. Фараон V династии в переднике из собранной в складки золотой парчи, сзади львиный хвост (отличительный знак фараонов, унаследованный, вероятно, от более раннего времени, когда вожди африканских первобытных народов украшали себя подобными трофеями). Спереди поверх передника — плотный полотняный треугольник с царским орнаментом. На голове платок в пеструю полоску со священной змеей-уреем. Другие знаки достоинства фараонов: искусственная борода и обе формы скипетра — изогнутый жезл и бич (вероятно, происходящие от древних символов земледелия и скотоводства).

2. Знатный египтянин. Знаки его высокого положения — парадный передник (частично из золотой парчи, как у царя), посох и палица (жезл военачальника). На голове — парик с короткими завитками.

3. Египтянка, растирающая зерно на ручной мельничке с двумя жерновами. О достаточно высоком общественном положении женщины свидетельствует рубаха (рабыни ходили практически нагими). Повязка удерживает волосы.

4. Знатная египтянка в рубахе-переднике. Бретели расширены и закрывают грудь, образуя клиновидный вырез. Ткань легкая и прозрачная. Полотняная полупелерина. Пестрый воротник, вышитый бисером. Браслеты на запястьях и лодыжках. Поверх расчесанных на пробор волос — парик с металлическим обручем или диадемой.

5. Женщина, идущая с рынка, в пестрой рубахе-переднике с широкими белыми бретелями. Воротник-ожерелье, браслеты на руках, большой черный головной платок (парика, по-видимому, нет).

3. Новое царство (эпоха Рамсессидов)
Схема 2

Схема 2. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Чиновники, жрецы, храмовые служители

 1. Высокопоставленный чиновник с опахалом из белых страусовых перьев — знаком отличия, который был принят для титула «друг царя». Опахало получали царевичи, высшие чиновники и военачальники. Воротник (кольцевой), парик и лубяные сандалии. Передник повязан поверх длинного одеяния типа рубахи.

2. Писец. Профессия, широко распространенная в Древнем Египте. Из парика за ухом торчит тростниковая палочка для письма, под мышкой — ящик с красной и черной краской, в руке свиток папируса. Внизу — ящики для хранения свитков папируса.

3. Служитель храма, несущий сосуд для жертвенных возлияний.

4. Верховный жрец из Гелиополя в шкуре леопарда (с прикрепленными серебряными звездами). Одежды жрецов не сшивались.

5. Жрец с курильницей, совершающий жертвоприношение. Передник, шкура леопарда, белая повязка вокруг верхней части корпуса. Соломенные сандалии.

Схема 3

Схема 3. Древний Египет. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Воины

 1,2. Нубийские лучники.

3-5. Солдаты в головных платках, с кожаным полотнищем в форме сердца спереди поверх передника или (4,5) в стеганых куртках, с серповидным ножом, боевой палицей или топором. Щиты со смотровым отверстием.

Схема 4

Схема 4. Древний Египет. Эпоха Рамсессидов. 1350-1200 гг. до н.э. Фараон и его слуги

 1,5. Царевичи в военном облачении. Их отличительным признаком служит длинный локон сбоку, который сначала был характерной деталью только детских портретов, а затем, в стилизованной форме, перешел на портреты царевичей. Панцирь из окованной кожи.

2. Слуга, сопровождающий царевича, с обтянутым кожей щитом своего господина.

3. Фараон с характерным украшением на поясе спереди, в своеобразном царском шлеме "хепереш" со змеей-уреем; на панцире вышит священный сокол, который должен оберегать фараона во время битвы.

4. Царский оруженосец в узкой, обшитой бронзовыми пластинками защитной одежде на ватной подкладке и в прочной стеганой шапке с такой же подкладкой.

4. Новое Царство. XIX-XXI династии
Схема 5

Схема 5. Древний Египет. Новое Царство. Фараон и его слуги

 1. Фараон. Головной платок со змеей-уреем ниспадает по бокам двумя полосами, которые сплетаются на спине наподобие косы. Искусственная борода — знак царского достоинства, воротник, прозрачное тонкое одеяние поверх передника, украшения на поясе и сандалии из папируса.

2. Слуга, сопровождающий царя, или скороход в верхней одежде, затканной золотом. Лук и колчан; жезл или палица, с помощью которой скороход освобождает дорогу для царской процессии.

3. Царица XIX династии (XIV в. до н.э.). В руке бич — один из знаков царского достоинства. На парике — клобучок сокола, который носили царицы. Два прозрачных легких одеяния (наряд знатной дамы по моде того времени) — легкое платье и завязывающийся на груди легкий плащ. Старинная рубаха-передник отсутствует. Только к концу правления 20-й династии под плащом и платьем снова появляется более короткая, непрозрачная нижняя юбка.

4. Фараон в синем парике. Урей, искусственная борода, воротник, пояс с украшениями и два скипетра (знаки царского достоинства) — бич и изогнутый жезл.

5. Царевна. Вокруг парика — нарядная повязка. Воротник, платье, плащ. Обувь отсутствует.

Схема 6

Схема 6. Древний Египет. Новое Царство. Фараон, жрецы, образы богов

 1. Царь, приносящий в дар божеству золотой сосуд с благовонной мазью. Поскольку в данный момент он выступает в роли жреца, на нем мало одежды и нет обуви. Кроме двойной короны и ожерелья — только широкий царский передник и пояс с украшениями.

2. Слепой жрец-арфист. Бритая голова без парика. Широкий плащ.

3. Бог Монту с головой сокола и украшением из перьев (наряду с солнечным диском и уреем). Крест с ушком, характерная деталь изображений многих богов, - так называемый «ключ Нила», символ жизни, и скипетр, отличительный знак божества. Подобным образом — с головой сокола — часто изображается также бог света и солнца Гор, которому сокол был посвящен.

4. Царица в роли «жены бога». Египетские боги имели «жен» среди знатных египтянок, в особенности Амон — бог-покровитель Фив, изображавшийся с человеческой или бараньей головой. Чаще всего земной женой Амона считалась царица, жена фараона. Ее атрибуты — украшение из перьев, солнечный диск, головная повязка, ожерелье, крест с ушком и скипетр в виде лотоса. Ее одеянием, согласно старинному ритуалу, служила рубаха-передник, как у женщин Древнего царства, с бретелями, оставляющая открытой грудь, плотно прилегающая к телу и расширяющаяся ниже колен (Клеопатра, возлюбленная Цезаря и Антония, велела изобразить ее на рельефе именно в таком наряде). Светло-бронзовый цвет кожи женщин передавался желтой краской, мужчин — красной.

5. Бог Осирис в человеческом образе. Божество из популярного цикла мифов, в котором он выступает как властелин Земли, наставник земледельцев и законодатель Египта. Позднее, убитый Сетом, богом тьмы, он становится повелителем царства мертвых, а Гор, сын Осириса и Изиды, — богом света и повелителем живых. Осирис изображен в виде фараона в золотой короне, подобной короне царей Верхнего Египта, с перьями по бокам, с белой царской бородой, двумя скипетрами — бичом и изогнутым жезлом, в широком пестром плаще. Цвет его кожи — зеленый, в соответствии с мифом.

Схема 7

Схема 7. Древний Египет. Новое Царство. Рабыни

 1. Арфистка в длинной рубахе с вырезами для рук. Гирлянды из цветов и растений вокруг головы и шеи.

2. Женщина с тамбурином. Воротник, пояс с вышивкой, легкий плащ, завязывающийся на груди.

3. Рабыня с глиняной кружкой и кожаным мешком. Воротник и пояс, на котором держится узкая полоска кожи между ногами.

4. Рабыня с цветами лотоса. Легкая ткань на бедрах. Повязка для волос, венок из цветов.

5. Плакальщица из погребальной процессии.

5. Новое царство (поздний период)
Схема 8

Схема 8. Древний Египет. Новое Царство (поздний период). Фараон и слуги, жрецы, солдаты, оружие и воинские значки

 1. Рамзес II (1324 — 1258 до н.э.) в образе лучника на боевой колеснице. К поясу прикреплены вожжи; над боевым шлемом парит двойная змея-урей, символ царского достоинства. Колчан, длинные кинжалы или прямые узкие мечи на поясе и колеснице. Рельеф.

2. Фараон Херемхеб (1374 — 1350 до н.э.) на носилках, которые несут воины. Рядом с ним (внизу) шагает знатный «опахалоносец», название должности которого — всего лишь почетный титул. Настоящие опахалоносцы следуют впереди и позади воинов. Перед процессией — пленный. У царя в руках изогнутый жезл, который является его атрибутом наряду с бичом и серповидным мечом. Рельеф.

3. Процессия жрецов несет священную ладью бога Амона-Ра. Ладья, хранимая в главном храме, украшена спереди и сзади головой посвященного богу животного. Она имеет вертикальный руль и каюту, украшена опахалами и бронзовыми фигурками. Рельеф.

4. Панцирь на ватной подкладке, с вышивкой. Изображение на гробнице Рамзеса II, последнего выдающегося правителя приходящего в упадок Нового царства.

5,7. Египетские военные значки и штандарты.

6. Воин с большим щитом. Эпоха Среднего царства.

Схема 9

Схема 9. Древний Египет. Новое Царство (поздний период). Жрецы, жрицы

 1. Жрица Изиды. Греко-римская трактовка одеяния. Мраморная статуэтка.

2,3. Жрица Изиды в египетской трактовке. Плащ завязан только на правом плече, левый конец свободно ниспадает поверх руки. Бронзовая фигура.

4. Женская фигура, плащ. Базальтовая скульптура.

5,6. Саисские жрецы в плащах с зубчатым краем. VII — VI вв. до н.э.

7. Египтянин в плаще.

8. Птолемей Эвергет (246 — 221 до н.э.). Корона, плащ, скипетр, крест с ушком.

egyptopedia.info

Одежда древних египтян - Энциклопедия Древнего Египта

1. Идеал красоты

Нофрет, жена принца Рахотепа. Деталь скульптуры из Медума, IV династия. Египетский музей, Каир. У королевы парик, типичный для периода Древнего царства, она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис из белого материала

ошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах:

Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов»

2. Ткани

Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота.

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.

3. Одежда

В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Только жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.

Одежда мужчин и женщин разных социальных слоёв Древнего Египта. Гробница Нахта. XVIII династия

Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку схенти, причём верхнее нередко делается из прозрачной ткани и ниспадает почти до земли. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх схенти или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.

4. Аксессуары

Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с украшениями, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые). Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Спереди к нему крепился церемониальный передник из золотых пластинок, соединённых полосками из бус и украшенных цветным стеклом; снизу он был оторочен бахромой из маленьких золотых уреев. Сзади к царскому поясу с помощью специального полого цилиндрика подвешивался хвост. Первоначально это был самый натуральный бычий хвост, что соответствовало одному из титулов фараона — «Могучий Бык Двух Земель»; со временем настоящий хвост заменили связкой бус (два таких ритуальных хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона).

Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.

5. Обувь

Древнеегипетские сандалии

Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Очень простые по форме, они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса. В царских гробницах археологи неоднократно находили золотые сандалии, однако пока ещё не ясно, употреблялась ли такая обувь при жизни владельцев, или же она являлась только принадлежностью погребального обряда, своего рода древнеегипетским аналогом «белых тапочек».

В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. Так, в одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона, среди прочих вещей оказались самые настоящие шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками.

Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.

6. Причёски

Разновидности причесок древних египтян

Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос. Многие мужчины, особенно жрецы, полностью сбривали волосы, умащивая кожу головы ароматическими маслами. Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета. Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами.

Все мужчины брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.

Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.

7. Головные уборы

Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.

Были известны следующие виды корон:

  • белая корона Верхнего Египта (хеджет), напоминающая по форме кеглю или бутылку;
  • красная корона Нижнего Египта (дешрет), которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью;
  • двойная корона (пшент), сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны;
  • синяя с красными лентами «боевая корона»;
  • «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними;
  • корона атеф;
  • «тростниковая корона» (хемхемет) — сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др.

Некоторые виды корон египетских фараонов

Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.

Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала, и т. п.

У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.

8. Украшения

Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе и т. п. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали.

Носительница даров. XI династия

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.

Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.

В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.

Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).

egyptopedia.info

Как одевались фараоны Египта? - Мужской костюм: время и вещи

Фараоны  считались в Египте "живыми богами". Их власть была овеяна мистическим страхом, что тщательно поддерживалось в общественном сознании громадным штатом жрецов и прорицателей. Одежда фараона, повелителя  великой страны, должна была подчеркивать избранность  таинственного властителя. Древнее царство еще отличалось патриархальностью и фараон тогда был отцом народа, первым из людей. Соответственно, одежда его  также  следовала народной традиции. Наряд, если судить по фрескам,  полагался царю достаточно скромный -- набедренная повязка (схенти) из тростниковых полосок, передник с  украшениями, парик из пакли или волоса. Обуви нет, как и накидки. В древние времена властители Нижнего и Верхнего Египта имели короны разного типа. Потом эти царские короны объединили в одну (ок. 3200 г. до н.э.), символизируя тем самым единение страны под властью единого монарха.

 

Корона Верхнего Египта изображалась  в виде кегли, корона Нижнего Египта Дешрет напоминала красный цилиндр.  После соединения частей страны одна корона поставлена в другую, цвета сохранены.  Двойная корона получила название пшент ( па-схемти )В праздники национального масштаба фараон принимал на себя функции жреца, принося жертвы богам. Для такого случая имелась специальная корона голубоватого цвета в виде шлема с закрытыми боковинами  (хепреш), изготовлялась из бронзы. Символами царской власти фараонов Египта также считались бич, посох, накладная борода (крепилась подвязками к подбородку), а также платок с золотыми и синими полосами («клафт-ушерби»). Накладная золотая змея-урей  напоминала подданным о божественном происхождении царского владычества. Драгоценные  камни, лазурь, золотое шитье в царском головном уборе сочетались умело и тонко, подчеркивая пышность наряда царя. В царском клафте сзади свисал конец ткани, который обвивался золотым плетеным шнуром и укладывался иногда в чехол или сетку. Под царским платком мог помещаться небольшой парик из тонкой овечьей шерсти. 

Одежда фараона

Фараоны Египта

 Принадлежность официального костюма фараонов Египта  -- ожерелье из золотых полос, символизировавшее солнечный диск. Золотые полоски перемежались с голубыми или светло-синими, что говорило о царском ранге. Царские бороды, как можно понять из рельефов и скульптур Древнего Египта, не имели четко установленного образца. Она символизировала владение землями в стране. Были более или менее длинные бороды, закругленные, завитые и гладкие, сплетенные из золотых нитей, свалянные из шерсти, литые из  чистого золота. Повязка на бедра царской особы представляла собой полосу полотна тончайшей выделки, которая  собиралась в многочисленные складки. Пояс снабжался царским картушем с именем владыки, на нем помещались золотые бляхи-накладки. Передник в форме треугольника или трапеции с золотыми включениями. Делали из тростника с позолотой, иногда из нитей бисера, которые натягивали на деревянную раму.  Украшения состояли из многокилограммового ожерелья, трех пар браслетов из золота. Царь не мог появиться на публике босым в Среднем и в Новом царствах. В гробницах археологами найдены сандалии фараонов -- золоченой кожи, с загнутыми носами, с ремешками, украшенными бляшками из золота.

Короны фараонов

Короны фараонов Египта в разные времена

 

Фараоны и их костюм

Молодой фараон в царском платке

muzkostum.ru