Мумия в древнем египте. Что Такое Мумия В Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мумификация в Древнем Египте. Мумия в древнем египте


Мумификация в Древнем Египте

Содержание

                                                                                                      

1. Введение                                                                                              2

2. Происхождение слова "мумия"                                                   3

3. Возникновение мумифицирования в Египте                             4

4. Процесс мумификации                                                                 5

5. Мумии древних властителей                                                       9

7. Реалии и суеверия                                                                       11

9. Раскрыта главная тайна египетских фараонов                         12

10. Заключение                                                                                13

11. Список использованной литературы                                       14

Введение.Древний Египет, как и любое другое  древнее  государство,  хранит  в  себе много тайн, многие из которых до сих пор не разгаданы.  Одна из наиболее интересных тайн –  мумификация. Именно благодаря исследованию мумий, учёные разгадали множество загадок, связанных с Древнем Египтом. Мумии донесли до наших времён традиции и искусство того времени. Легенды и проклятия мумий до сих пор будоражат умы многих людей. Я считаю, что мумификация одна из интереснейших тем в истории Древнего Египта.Происхождение слова "мумия".

Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии. Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор» вниз по течению и выбрасывается на берег. На берегу оно засыхает, затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит далее, что ещё вещество mumia можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство mumia хорошо помогает при лечении ушибов и ран.

Постепенно название лекарства перекочевало в европейских языках и на тела, из которых его "добывали", т.е. непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также до сих пор в русском языке существует мумиё — название лекарственной смолы.

Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху" (транслит.: sAhw)Возникновение мумифицирования в Египте.

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, т.е. примерно в 4500 - 4100 гг. до н.э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня Исида.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источника даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним "мастером" (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Вот современное описание бальзамирования, сделанное на основе научных изучений мумий. Сначала удалялись внутренние органы, так как на них больше всего сказывался эффект гниения, тем более, что считалось, что пищевые органы загрязняют плоть и через нее душу человека.

Бальзамировали обычно впятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса и одевал маску. Тело тщательно вычищали от органов и их остатков, после чего промывали вином. Потом тело обрабатывали солью - натроном. Единственной проблемой было выпадение от соли ногтей покойника, из-за чего их стали присоединять проволокой или надевать на них наперстки. Позже покойника омывали в воде и высушивали на солнце. Голову обычно набивали бинтами или наполняли нагретой смолой.

Вынутые органы не выбрасывались - их помещали в канопы, 4специальных сосуда.

Последствием бальзамирования было обязательное изменение цвета кожи, сильная потеря в весе, кожа вваливалась (особенно на щеках), зубы выпирали наружу. Щеки набивали опилками для восстановления полноты, в провалившихся местах вставляли льняные вкладыши или бинты. Позже уже использовали смолу, которая исправляла контуры тела, заполняя все полости. Потом мумию пеленали. Последним штрихом была деревянная табличка или расписная маска, которые передавали черты лица усопшего.

Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, Мумия кошки когда им было около 2 лет.

 Кошки были самыми почитаемыми обитателями древнеегипетского жилища. Они уничтожали крыс и мышей, которые могли бы наводнить зернохранилища, а также помогали при охоте на птиц и рыбалке. В XIX веке большое количество мумий кошек было отправлено в Англию для использования в качестве удобрения.

       Мумии древних властителей

Великие египетские пирамиды были не только гробницей фараонов, но и местом собрания величайших сокровищ, которыми, якобы в загробной жизни, должны были пользоваться монархи. И поэтому не мудрено, что уже с XX века до Р. Хр., то есть, четыре тысячи лет назад, в Египте появился особый класс грабителей, специализировавшихся на ограблении пирамид. Пирамиды же имели прекрасную систему защиты, включая всевозможные лабиринты, и ловушки, в которых погибало немалое количество искателей легкой наживы. Но страсть к обогащению брала верх, и именно «благодаря» этим разбойникам большинство сокровищ пирамид не дошло до нашего времени.

Часто бывало и так, что «профессия» грабителя пирамид передавалась от отца к сыну, как что-то почетное. И вот, одна из таких семей просуществовала до нашего времени, начиная с XIII века до Р. Хр. вплоть до 1881 года, более трех тысяч лет, хотя звучит это невероятно. Эта семья проживала в деревне Курна, недалеко от знаменитой Долины царей. Один из ее представителей Абд аль-Расул в 1869 году обнаружил в одном из ущелий захоронение нескольких фараонов, причем совершенно нетронутое грабителями. В течение последующих затем лет эта семья очень разбогатела, продавая находки. Но однажды эти драгоценные предметы увидели ученые — профессор Гастон Масперо и его ассистент Луксору. Не сумев ничего добиться от Абд аль-Расула, они обратились к местному правителю Дауд-паше. В результате расследования, в ходе которого были применены даже пытки, араб согласился показать найденное им захоронение. И вот 5 июля 1881 года были обнаружены захоронения и мумии Яхмеса Первого (1580-1555), Аменхотепа Первого (1555-1545), Тутмоса Третьего (1479-1447), Рамзеса Второго (1301-1235), в общей сложности 40 мумий, среди которых, особо подчеркнем, и Тутмос Третий, в правление которого на евреев обрушились страшные гонения.

В период Среднего Царства покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масок изготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, вид штукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.

Реалии и суеверия

Процесс бальзамирования подробно описан в канонических папирусах Египта. После проведения необходимых мероприятий по сохранению бренного тела (вымачивание в рассоле, наполнение опорожненных полостей травами, пеленание бинтами, пропитанными бальзамами и ароматическими маслами) совершалась сложная, но чрезвычайно важная процедура придания покойному внешнего сходства с живым человеком - ведь египтяне верили в загробную жизнь и старались подготовить к ней усопшего должным образом.

В течение многих веков вплоть до эпохи Просвещения в различных медицинских трактатах приводились десятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унции порошка из мумии или кусочка ее погребального покрова. Давались и магические рекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет дом и имущество от напастей, а носимый на шее в шелковом мешочке ноготь со среднего пальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.

В европейских аптеках, внушая страх суеверным клиентам, висели якобы привезенные из Египта мумифицированные чучела обезьян, кошек, крокодилов. В XVI в. в Германии власти издали распоряжение, согласно которому аптекари не должны помещать подобные экспонаты в витринах, а при появлении женщины, ожидающей ребенка, и вовсе обязаны закрывать вредоносные предметы занавеской. Люди верили, что, взглянув на них, дама родит младенца-урода.

Раскрыта главная тайна египетских фараоновОдну из главных тайн древнего Египта можно считать раскрытой. Немецкие исследователи восстановили технологию мумификации, которую применяли египтяне – химики из университета Тюбингена утверждают, что тела фараонов прекрасно сохранились благодаря кедровому маслу.

Ученые, следуя методу, описанному в работе римского энциклопедиста Плиния-старшего, выделили из масла бальзамирующий экстракт гваякол. Тесты показали, что это вещество обладает антибактериальными свойствами и при этом не повреждает ткани тела. Проанализировав материал, найденный рядом с одной из мумий, химики получили подтверждение, что египтяне использовали именно гваякол – его остатки прекрасно сохранились в древней материи.

Отчет об этом открытии, который немцы опубликовали в журнале Nature, вызвал огромный резонанс в среде египтологов. Некоторые из них смутились, признав, что долгое время не замечали очевидной вещи, другие настаивают на том, что профессора из Тюбингена ошибаются, а для бальзамирования тел фараонов использовался сок можжевельника, как считали ранее.

Кстати, в греческом языке слова "кедр" и "можжевельник" имеют сходные корни. В трудах древних греков неоднократно упоминается кедровый экстракт, но ученые, не будучи специалистами в мертвом языке, считали, что речь идет о можжевельнике. "Можжевеловое" заблуждение поддерживало и то, что многие из обнаруженных мумий сжимали в руках ягоды этого растения. Однако, судя по всему, ягоды не имели к бальзамирующему препарату никакого отношения, если только египтяне не использовали две различные технологии для сохранения тел покойных.

Заключение. В заключении надо сказать, что отношение  древних  египтян  к  смерти, как и у многих других народов уникально и ни с  чем  не  сравнимо.  Всё  что

выражено   древнеегипетскими   художниками    и    архитекторами    является  неотъемлемой частью  истории  всех  времён.  Египетская  тематика  долго  не  покинет современную литературу и  синематограф.  Египетские  мумии  будут  удивлять человеческий разум ещё не один десяток лет,  также,  как  это  было всегда.  Ещё дольше будут  беспокоить  учёных-архиологов  и  исследователей-египтологов неразгаданные тайны Древнего  Египта.  На  мой  взгляд  ни  одна древняя цивилизация, ни африканская,  ни  азиатская  не  превзойдет  Древний Египет по количеству загадок и  неясностей,  преподнесенных  человечеству  в ходе изучения его истории.

Список использованной литературы.1.     Савельева, В. А.  Древний Египет. Энциклопедия /  В. А. Савельева, 2006. – 235с.

2.     Веркутте, Ж. В поисках потерянного Египта» / Ж. Веркутте, 200. – 300с.

3.     Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта / Пер. с англ. Калашниковой Л.А. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. - 189 с

4.      Дюнан, Ф. Мумии. Путешествие в вечность / Ф. Дюнан, Р. Лихтенберг, Изд. РОСМЕН, 2003. – 190с.

5.     Морэ, А. Нил и Египетская цивилизация / А. Морэ,2007. – 260с.

6.     Згурская, М. П. Загадки истории. Древний Египет / М. П. Загурская,  2009. – 349с.

7.     Бадж, У. Царство мертвых. Обряды и культы древних египтян / У. Бадж,2010. – 210с.

www.coolreferat.com

Что Такое Мумия В Древнем Египте ~ Повседневные вопросы

Мумии и бальзамирование в Древнем Египте.

Древние египтяне верили в бессмертие души. Гигантские пирамиды, уникальные подземные гробницы сооружались для поселения в них душ умерших фараонов. Как считали жрецы, после смерти человека его тело предназначено для земли, а душа - для путешествия по небу. Чтобы обессмертить дуигу, тело нужно превратить в мумию.

Нефертити Загадка мумии царицы

В Египетском музее Каира хранятся десятки мумий усопших фараонов разных династий и эпох. Самая известная из них - мумия фараона Рамсеса II (1304-1214 до н. э.) периода Нового царства. Этот фараон и сегодня считается наиболее выдающимся правителем Египта, он находился на троне дольше всех, почти 70 лет, и сделал для страны больше других. Его военные походы неизменно заканчивались победами, ему довелось поставить свою подпись под первым международным соглашением с хеттами о разделе территорий и принятии обязательств решать спорные вопросы путем переговоров. После подписания этого мирного договора Рамсес взял себе в жены Нефертари - дочь хеттского царя, для которой построил Малый храм в Абу-Симбеле. В дельте Нила фараон основал новую столицу Пер-Рамсес (Дом Рамсеса), процветающий город с пышной растительностью, дома в нем были облицованы голубой плиткой. Кроме того, он возвел многочисленные сакральные монументы, среди них храмы в Карнаке и Абу-Симбеле.

Но человеческая жизнь не бесконечна, и великие правители смертны. Рамсес II умер в преклонном возрасте, когда ему исполнилось 90 лет. После него осталось восемь жен и более ста детей. Его тело со всеми подобающими фараону почестями унесли в храм и стали готовить к бальзамированию, необходимому для похода в вечность. Фараону предстояло подняться к богу Гору - сыну Осириса и Исиды.

Слово мумия арабского происхождения, оно означает не что иное, как битум или смесь смолы и мирры. Именно этот состав держали в секрете жрецы, он применялся для обработки тел покойных, которых хотели надолго сохранить. Процесс бальзамирования начинался с удаления мозга из черепа. Через ноздри специальными крючками бальзамировщики вытягивали мозг, а опустевшую черепную коробку наполняли жидким битумом. Потом вынимали глаза и в образовавшиеся полости вкладывали искусственные, изготовленные из цветного стекла и эмали. Затем острым камнем делали на бедре надрез и вынимали внутренности: сердце, печень, кишечник, всё обрабатывали также кипящим битумом и укладывали в специальные урны - канопы, изготовленные из драгоценного камня. Полость живота и желудок промывали специальным пальмовым вином, затем высушивали и заполняли ароматизированными растительными опилками. После этого тело помещали в ванну с раствором карбоната натрия и оставляли на 70 дней. Делалось это для того, чтобы растворить мышцы.

Таким образом, от бывшего фараона оставались только кожа и кости.

Но чтобы тело выглядело подобающим образом, его пеленали. Узкими бинтами, пропитанными специальными смолами, обертывали каждый сустав и палец, кисти, стопы, ноги и руки. И тело обретало естественные очертания. Особое внимание бальзамировщики уделяли обработке головы. Они старались сохранить живыми черты лица фараона. Обычно лицо приукрашивали, накладывали тонкую ткань типа маслина, пропитанную специальными маслами, предохраняющими от гниения, подстригали волосы. После этого все тело покрывали несколькими слоями материи, на мумию накладывали вычеканенную из золота маску, повторявшую форму лица, и укладывали в приготовленный саркофаг.

Такое сложное и длительное бальзамирование позволяло сохранять тела многие века. Но современные ученые считают, что главной причиной нетленности тел фараонов является не столько состав, которым жрецы обрабатывали тела усопших и держали в строжайшем секрете, сколько чрезвычайно сухой климат Африки, который препятствует развитию бактерий. К тому же когда тело фараона помещали в один саркофаг, затем в другой и замуровывали в гробницу, куда не поступал свежий воздух, то тление прекращалось совсем.

Но сегодня мумии Египетского музея, в том числе и Рамсеса II, переживают не лучшие времена. К сожалению, на открытом воздухе их век оказался коротким. Увеличившаяся влажность воздуха, автомобильные выхлопы привели к распаду тканей мумий. Чтобы их сохранить, ученые предлагают провести повторную мумификацию, но уже не составами, а облучением, чтобы ни в коей мере не повредить высохшие останки. Сегодня ученые думают над созданием вакуумных камер и составов, в которых мумии можно было бы сохранить так, как это делали древние бальзамировщики.

Тезисы

что такое мумия (краткий ответ) - Школьные. Что такое мумия трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Мумия — Википедия. Происхождение слова «мумия» Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в. что такое мумия? помогите оч надо!!!. что такое мумия? помогите бальзамирования тел умерших в Древнем Египте приводит. Что такое мумия в древнем египте. Все ответы на вопрос: Что такое мумия в древнем египте. На Otvetof. Заходите быстрее!. Что такое мумия? Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень «Что такое мумия» В. что такое мумия в древнем египте - Школьные. Школьные знания. com это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с. Что такое мумия. Что такое мумия? Насколько мне известно это было придумано в Древнем Египте. Мумии и бальзамирование в Древнем Египте. Мумии и бальзамирование в Древнем Египте. оно означает не что иное, Такое сложное. Мумия: Принц Египта - это Что такое Мумия:. EN; DE; FR; ES; Запомнить сайт; Словарь на свой сайт. Мумификация в Древнем Египте: тайны мумий. мумификация в Древнем Египте, в загробной жизни мумия могла Что такое.

Похожие вопросы

kartaklada.ru

Мумия это что такое Мумия: определение — История.НЭС

МУМИЯ

труп, предохраненный от разложения. Создание М. практиковалось разными народами, особого совершенства искусство мумификации достигло в Древнем Египте.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Мумия

Мумия (mummy), труп человека или животного, забальзамированный или обработанный иным способом с целью предохранения от разложения. Такой способ захоронения возник в Египте и связан, вероятно, с верой в жизнь после смерти: тело необходимо сохранить, чтобы душе было куда вернуться. Способы бальзамирования, известные еще в Древн. Египте, достигли совершенства в период правления 21-й династии (ок. 1100—950 до н.э.). Великолепно забальзамированы были М. фараонов Сети I и Рамсеса И. Практика бальзамирования продолжалась вплоть до рим. периода. С распространением христианства бальзамирование постепенно утратило значение. Благоприятные климатические условия способствовали развитию бальзамирования и у инков.

Оцените определение:

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

МУМИЯ

(англ. mummy), тело человека или животного, набальзамированное в соответствии с погребальными обрядами Древнего Египта. После помещения внутренних органов человека в канопу тело высушивалось натром, а затем обматывалось полотняными бинтами, между которыми можно встретить драгоценности, религиозные тексты, следы различных мазей. Человеческие М. затем помещались в деревянный, каменный или золотой саркофаг в форме человеческого тела, который устанавливался в гробнице . Все стадии процедуры сопровождались традиционными обрядами, кульминацией которых служила церемония «открытия рта», символически возвращавшая законченной М. жизнеспособность. Толчком к возникновению практики, вероятно, послужило случайное сохранение трупов при высушивании в условиях пустыни, в результате чего возникли представления о том, что сохранение тела необходимо для возрождения человеческой души. Мумифицирование практиковалось до конца периода фараонов в Египте. Термин М. распространяется также на завернутые в ткань человеческие тела, сохранившиеся благодаря высушиванию в пустынных районах Перу и в некоторых андских пещерах.

Оцените определение:

Источник: Археологический словарь

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Оцените определение:

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Мумия

в Др. Египте тело, предохраняемое от разложения искусств, способом. Этою требовала веpa в загробную жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмен, сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распространения. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойного культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истечении ритуального срока в 70 дней труп вынимали и в зависимости от имеющихся средств на му мификацию заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впоследствии появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующими веществами и опускались в саркофаг . Амулеты, помещ. между пог ребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

        

        рис. Мумия.

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

interpretive.ru

Мумия это в древнем Египте.. Египет. Туристический портал

28.10.

Наталья Набережная, EgyptHome.org

Нам известно, что мумия это труп, предохраненный от разложения. Создание мумий практиковалось разными народами.

Наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро, они условно датируются 7-9-м тысячелетиями до нашей эры. Однако, наибольшего совершенства в создании мумий достигли египетские мастера.

Слово мумия имеет арабское происхождение и означает битум или нечто, пропитанное битумом, а битум это нерастворимые в воде смеси углеводородов. В давние времена такими смесями были в основном горные смолы.

Древние египтяне называли свои мумии Египта саху.

Современные ученые-египтологи полагают, что мумифицированием в Египте занимались уже в 5-м тысячелетии до нашей эры в Среднем Египте в районе поселения Бадари (бадарийская культура эпохи энеолита, известного также как Медный век).

Большой интерес представляют также мумии Египта из некрополей ранних династий царей в Абидосе, Саккаре и Тархане, датированные приблизительно 3000 2600 годами до нашей эры.

Процесс мумификации

mumia1.jpgЭтапы проведения мумификации известны современному обществу благодаря трудам античных историков Геродота, Плутарха, Диодора и других. Кроме того, процесс бальзамирования описан в канонических папирусах Египта.

В общих чертах все варианты сводятся в первую очередь к извлечению внутренностей из умершего. Далее проводятся разнообразные манипуляции с использованием ароматических и консервирующих веществ, таких как кассия (род многолетних трав семейства бобовых), камеди (соки растений, используемые как клей), ладан и мирра (ароматические смолы растений).

Мумии Египта заполнялись смолой или битумом. В некоторых случаях проводилась обработка с использованием натровых солей. Часто в процессе мумификации использовались бинты, пропитанные бальзамами и ароматическими маслами. Длина бинтов могла достигать сотен метров. А вот тело Александра Великого было, по преданию, сохранено в белом меду, который не таял.

Процесс мумификации занимал не менее семидесяти суток.

Следует подчеркнуть, что это был не просто химический процесс, но также и религиозный обряд. Помимо специалистов по бальзамированию в нем принимали участие жрецы: писцы богов, помощники бога Анубиса, и жрецы-чтецы, которые декламировали над покойным тексты из священных книг.

Захоронения разных периодов

Гробница Тутанхамона

Гробница ТутанхамонаЭта знаменитая гробница известна всему миру. Она была обнаружена в 1922 году в Долине царей возле Фив и оказалась почти не тронутой грабителями. Многие ученые-египтологи сходятся во мнении, что Тутанхамон мало чем значим в истории Древнего Египта, и что прославила его на многие века именно уникально богатая гробница. Но вот что интересно. Время смерти Тутанхамона установлено из того факта, что на шею мумии был надет венок из цветущих ромашек и васильков, из чего следует, что его хоронили во время цветения этих растений в Египте, то есть в марте или апреле. А поскольку процесс мумификации длился семьдесят дней, то умер фараон в декабре или январе.

Несмотря на то, что мнения египтологов о причинах смерти царя, который умер в девятнадцать лет, неоднозначны, его родственные связи с фараонами восемнадцатой династии установлены с большой достоверностью благодаря современным методам анализа мумии.

Мумии Египта во времена Римской империи

В период господства римлян под предводительством Александра Великого к юго-западу от Каира существовало богатое египетское поселение Бахария, жители которого изготавливали и продавали вина из фиников и винограда.

Недавно захоронения этого поселения случайно обнаружил вьючный ослик. Его ноги заскользили в воронку, ведущую к пяти захоронениям, в которых находились более ста мумий мужчин, женщин и детей. Примечательно, что запах бальзама и ароматических смол до сих пор стоит в гробницах.

Сейчас известно, что это древнее кладбище занимает площадь не менее шести квадратных километров, и в нем есть немало гробниц с множеством комнат. Ученые полагают, что на этом кладбище сокрыто несколько тысяч мумий Египта.

Известно, что египтяне в период правления римлян уделяли большое внимание внешнему украшению мумий, и в Бахарийском захоронении мумии очень хорошо сохранились.

Сейчас это место тщательно изучается и охраняется. Оно получило название Долина золотых мумий.

Захоронение коптов

Некоторое время назад начались совместные работы египетских и российских археологов по изучению древнего некрополя, на месте которого был построен коптский монастырь Дейр-эль-Банат.

В коптском захоронении найдено множество уникальных тканей с разнообразными неповторяющимися рисунками на библейские темы.

Перед погребением копты полностью одевали своих единоверцев в одежды, потом закатывали в льняную ткань, концы которой скручивали и заматывали веревками. У головы покойного по традиции ставили глиняный сосуд.

Примечательно, что в коптских захоронениях обнаружено несколько десятков тел со следами удачно проведенных операций по трепанации черепа, после которых, как показали современные исследования, прооперированные люди прожили еще много лет.

Мумифицировали не только людей

мумия обезьяны древний ЕгипетВ районе оазиса Эль-Фаюм с пресноводным озером Карун в одной из гробниц была обнаружена мумия ребенка в окружении мумифицированных животных обезьян, кошек, собак и даже ибисов. Для тех, кто соприкасался с культурой Древнего Египта, это не может быть удивительным, поскольку названные животные были священны для египтян. Можно предположить, что родители очень скорбели по своему рано умершему ребенку и ничего не пожалели, чтобы сделать его пребывание в царстве мертвых максимально защищенным и благостным.

В заключение хочется сказать, что египетская религия кажется нам сгустком самых невероятных представлений фантазии и изящества.

Геродот говорил, что египтяне самые богобоязненные из всех людей.

В наши дни наиболее известной является та сторона египетской религии, которая связана с загробной жизнью. Загробную жизнь египтяне представляли себе, как продолжение земной и создали своеобразный мир, открытый для человека за порогом смерти.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего и верили, что таким образом сумеют продлить жизнь до бесконечности.

Мы сегодня, стремясь изучить Древний Египет, вольно или невольно поддерживаем веру далеких предков. 

Источник: http://egypthome.org/life/articles/66/966/.

  • мумия это в древнем египте

мумия это в древнем египте

Мумии и бальзамирование в Древнем Египте

Древние египтяне верили в бессмертие души. Гигантские пирамиды, уникальные подземные гробницы сооружались для поселения в них душ умерших фараонов. Как считали жрецы, после смерти человека его тело предназначено для земли, а душа - для путешествия по небу. Чтобы обессмертить дуигу, тело нужно превратить в мумию.

Процесс бальзамирования хранился в строжайшем секрете. Современным ученым удалось проникнуть в тайны составов, которыми обрабатывали тела, и они узнали, почему мумии сохранялись нетленными многие тысячелетия.

В Египетском музее Каира хранятся десятки мумий усопших фараонов разных династий и эпох. Самая известная из них - мумия фараона Рамсеса II (1304-1214 до н. э.) периода Нового царства. Этот фараон и сегодня считается наиболее выдающимся правителем Египта, он находился на троне дольше всех, почти 70 лет, и сделал для страны больше других. Его военные походы неизменно заканчивались победами, ему довелось поставить свою подпись под первым международным соглашением с хеттами о разделе территорий и принятии обязательств решать спорные вопросы путем переговоров. После подписания этого мирного договора Рамсес взял себе в жены Нефертари - дочь хеттского царя, для которой построил Малый храм в Абу-Симбеле. В дельте Нила фараон основал новую столицу Пер-Рамсес (Дом Рамсеса), процветающий город с пышной растительностью, дома в нем были облицованы голубой плиткой. Кроме того, он возвел многочисленные сакральные монументы, среди них храмы в Карнаке и Абу-Симбеле.

Но человеческая жизнь не бесконечна, и великие правители смертны. Рамсес II умер в преклонном возрасте, когда ему исполнилось 90 лет. После него осталось восемь жен и более ста детей. Его тело со всеми подобающими фараону почестями унесли в храм и стали готовить к бальзамированию, необходимому для похода в вечность. Фараону предстояло подняться к богу Гору - сыну Осириса и Исиды.

Слово «мумия» арабского происхождения, оно означает не что иное, как битум или смесь смолы и мирры. Именно этот состав держали в секрете жрецы, он применялся для обработки тел покойных, которых хотели надолго сохранить. Процесс бальзамирования начинался с удаления мозга из черепа. Через ноздри специальными крючками бальзамировщики вытягивали мозг, а опустевшую черепную коробку наполняли жидким битумом. Потом вынимали глаза и в образовавшиеся полости вкладывали искусственные, изготовленные из цветного стекла и эмали. Затем острым камнем делали на бедре надрез и вынимали внутренности: сердце, печень, кишечник, всё обрабатывали также кипящим битумом и укладывали в специальные урны - канопы, изготовленные из драгоценного камня. Полость живота и желудок промывали специальным пальмовым вином, затем высушивали и заполняли ароматизированными растительными опилками. После этого тело помещали в ванну с раствором карбоната натрия и оставляли на 70 дней. Делалось это для того, чтобы растворить мышцы.

Но чтобы тело выглядело подобающим образом, его пеленали. Узкими бинтами, пропитанными специальными смолами, обертывали каждый сустав и палец, кисти, стопы, ноги и руки. И тело обретало естественные очертания. Особое внимание бальзамировщики уделяли обработке головы. Они старались сохранить «живыми» черты лица фараона. Обычно лицо приукрашивали, накладывали тонкую ткань типа маслина, пропитанную специальными маслами, предохраняющими от гниения, подстригали волосы. После этого все тело покрывали несколькими слоями материи, на мумию накладывали вычеканенную из золота маску, повторявшую форму лица, и укладывали в приготовленный саркофаг.

Такое сложное и длительное бальзамирование позволяло сохранять тела многие века. Но современные ученые считают, что главной причиной нетленности тел фараонов является не столько состав, которым жрецы обрабатывали тела усопших и держали в строжайшем секрете, сколько чрезвычайно сухой климат Африки, который препятствует развитию бактерий. К тому же когда тело фараона помещали в один саркофаг, затем в другой и замуровывали в гробницу, куда не поступал свежий воздух, то тление прекращалось совсем.

Но сегодня мумии Египетского музея, в том числе и Рамсеса II, переживают не лучшие времена. К сожалению, на открытом воздухе их век оказался коротким. Увеличившаяся влажность воздуха, автомобильные выхлопы привели к распаду тканей мумий. Чтобы их сохранить, ученые предлагают провести повторную мумификацию, но уже не составами, а облучением, чтобы ни в коей мере не повредить высохшие останки. Сегодня ученые думают над созданием вакуумных камер и составов, в которых мумии можно было бы сохранить так, как это делали древние бальзамировщики.

Источник: http://egypt.turangel.ru/content/view/25/42

Комментариев пока нет!

www.eduotdyhat.ru